Выявление и развитие способностей обучающихся к творческой деятельности
Выявление и развитие способностей обучающихся
Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений. Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников. Таким образом, образовательный процесс в группе я строю с учетом становления и развития личности в её индивидуальности, уникальности и неповторимости.
Целью моей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение системы работы с детьми в ДОУ. Система работы с детьми включает в себя четыре основных направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой:
1.Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению и развитию детей их творческого и интеллектуального потенциала.
2. Внедрение в работу педагогов инновационных педагогических технологий; проведение занятий в соответствии с ФГОС ДО.
3. Выявление и дальнейшее развитие у детей творческих способностей. При планировании своей работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей в ДОУ создаю условия в группе, музыкальном и спортивном залах, для развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, что способствует выявлению способностей у моих воспитанников. Ежегодно мною планируется проведение мероприятий, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные детские творческие конкурсы, выставки рисунков «Я люблю янтарь», «Светлая Пасха», «Красная книга руками детей», поделок из различного материала «Янтарная осень», «Свет рождественской звезды», конкурсы чтецов «Спасибо деду за Победу», спортивные соревнования, совместные проекты и др. Эти мероприятия проводятся как индивидуально, так и совместно с родителями
4. Взаимодействие с семьями воспитанников. Взаимодействие с семьями воспитанников реализуется в трёх направлениях:
· Психолого-педагогическое сопровождение семьи. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
· Организация информационной среды для родителей. С целью повышения педагогической культуры родителей им предлагаются различные консультации, семинары, практикумы, мастер-классы по интересующим родителей темам в воспитании и развитии детей.
· Совместная практическая деятельность ребенка и его родителей (совместные выставки творческих работ, конкурсы, подготовка проектов и т.д.) Для развития творческой и познавательной активности детей родители с детьми вместе готовятся к мероприятиям, помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня. Совместно организую различные творческие и познавательные проекты, с которыми ребенок выступает перед группой детей. Эти мероприятия провожу с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому я создаю условия для воспитания и обучения детей, а также каждому дошкольнику предоставляю возможность проявить свою индивидуальность и творчество.
Методы, применяемые для определения склонностей детей:
Наблюдение – позволяет сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяю много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивают дети, чем интересуются.
Игра.-при определении склонностей в данном случае учитываю все факторы: какую игру выбрал ребенок, какую роль в ней играет.
Совместная деятельность - помогает развить талант воспитанников в разных областях.
Конкурсы, так же помогают выявить способности воспитанников, а в дальнейшем и развить их.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы по развитию, выявлению способностей обучающихся к научной и творческой деятельности, физкультурно- спортивной
Название мероприятия | Срок проведения |
Анкетирование родителей на тему: "Развитие творческих способностей у детей" | Сентябрь |
Диагностика творческих способностей | Сентябрь |
Конкурс поделок «Осенние фантазии» | Октябрь |
Создание предметно - пространственной среды по развитию творческих способностей детей в изобразительной деятельности. | Ноябрь |
Конкурс рисунков и поделок «Символ года» | Декабрь |
Анкетирование родителей "Проявление творческих способностей детей" | Январь |
Создание предметно - пространственной среды по развитию творческих способностей детей в музыкальной и театральной деятельности | Март |
Конкурс совместного творчества родителей и детей «Необъятный космос» | Апрель |
Конкурс творческих работ по рисованию и ручному труду «Светлая Пасха» | Апрель |
Конкурс творческих работ по рисованию и ручному труду «Победа глазами детей» | Май |
Творческий конкурс "Наш друг - Светофор" | Август |
Городской конкурс детского творчества «Дети и дорога» | Ноябрь |
Фестиваль по безопасности дорожного движения «Заботливая мама» | Ноябрь |
Городской конкурс детского творчества «Рождественский калейдоскоп»" | Декабрь |
Городской конкурс «Мастерская Деда Мороза» | Декабрь |
Региональный фестиваль православной культуры «Свет Рождественской звезды» | Январь |
Городской конкурс детского творчества «Люблю тебя, мой край родной» | Март |
Детский фестиваль народного творчества «Масляничные забавы» | Апрель |
Городской фестиваль «Театральная весна» | Апрель |
Фестиваль детского творчества «Катшасин» | Май |
Общегородская акция «Открытка ветерану» | Май |
Городской конкурс детского творчества «Рисуют дети Победу» | Май |
Городской фестиваль детского творчества «Радуга талантов» | Май |
Мероприятия, способствующие развитию физкультурно-спортивных способностей
1.Привлечение родителей к мероприятиям физкультурно-оздоровительной направленности совместно с детьми.
2.Поощрение проявлений яркой двигательно-моторной координации детей при проведении спортивных игр в свободное время на прогулке.
3.Активизация у детей самостоятельной инициативы при участии в спортивных играх и состязаниях
4.Привлечение родителей к пополнению физкультурного уголка в группе нетрадиционными пособиями.
5. Подготовка консультаций для родителей по формированию ЗОЖ и уголка здоровья в раздевалке группы.
6. Систематическое проведение гимнастики, физкультурных занятий спортивных игр
Название мероприятия | Срок проведения |
«Мы ребята смелые, ловкие, умелые!»
| Сентябрь |
Мониторинг физического развития дошкольника | Сентябрь |
Создание предметно - пространственной среды по физкультурно-оздоровительной работе с детьми | Октябрь |
Соревнования по футболу «Кожаный мяч» | Ноябрь |
«Зимнее многоборье» | Декабрь |
Соревнования по бадминтону «Самый меткий» | Апрель |
Мониторинг физического развития дошкольника | Апрель |
«Большие гонки» | Май |
Городской спортивно-интеллектуальный праздник «Пожарные на учениях» | Апрель |
Фестиваль ритмической гимнастики «Весенняя капель» | Апрель |
Муниципальная спартакиада ГТО «Быстрее, выше, сильнее» | Май |
Легкоатлетическая эстафета, посвященной Дню Победы | Май |
Мероприятия, способствующие развитию интеллектуальных способностей
1.Участие детей в конкурсах интеллектуальной направленности.
2.Организация и проведение викторин по различным темам.
3.Проведение интеллектуальной игры КВН .
4.Постоянное пополнение уголка природы: подбор энциклопедий, картинок и фотографий животного и растительного мира, создание гербариев.
5.Пополнение уголка экспериментирования в соответствие с возрастом детей.
6.Создание уголка занимательной деятельности (шашки, домино, шахматы).
7.Совместная деятельность с детьми в разгадывании ребусов и головоломок.
8.Проведение теста для детей на развитие интеллектуальных способностей.
9.Подбор заданий на развитие внимания, познавательной активности, расширения активного словаря.
10.Поощрение инициативности у детей, своеобразного выхода из проблемных ситуаций, навыков логического мышления, смекалки, любознательности и высокой познавательной активности.
Название мероприятия | Срок проведения |
Викторина по теме ПДД | Сентябрь |
«Мастер ребусов и головоломок» | Октябрь |
Турнир по игре в домино | Ноябрь |
Создание предметно - пространственной среды по развитию творческих способностей детей в экспериментальной деятельности | Декабрь |
Турнир по игре в шашки | Январь |
Создание предметно - пространственной среды по развитию интеллектуальных способностей детей | Февраль |
Турнир по игре в шахматы | Март |
Проведение теста для детей на развитие интеллектуальных способностей | Апрель |
Интеллектуальная игра КВН | Май |
Городской Фестиваль «Знатоки природы» экосистема – водоемы» | Март |
Первенство по русским шашкам | Апрель |
Городской спортивно-интеллектуальный праздник «Пожарные на учениях» | Апрель |
Городской слет «Юные друзья природы» | Апрель |