Работа с детьми, имеющими проблемы в обучении (воспитании) и/или с ограниченными возможностями здоровья
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
дети с тяжёлыми нарушениями речи;
дети с задержкой психического развития;
дети с умственной отсталостью;
с расстройством аутистического спектра.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
Диагностический: для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
Консультативно-проективный: на этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.
Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.( нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
Деятельностный: в ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
В своей работе с детьми, имеющими проблемы в обучении (воспитании) и/или с ограниченными возможностями здоровья, свою работу выстраиваю по трем направлениям:
Работа с родителями (законными представителями): консультации, разработка рекомендаций в соответствие с индивидуальными особенностями детей, тренинги, практикумы по реализации коррекционно - развивающих задач, работа с детско- родительской парой, мастер- классы, обучение
Работа с детьми: составление индивидуального образовательного маршрута, индивидуальная работа, совместная деятельность
Работа с педагогами: обмен опытом
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ -ИНВАЛИДАМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества.
В образовательных организациях, в обществе в целом существует ряд проблем заключающихся в отсутствии достаточной информированности о людях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются, отсутствие навыков общения с детьми-инвалидами, мероприятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними.
Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Воспитание толерантности как личного качества у детей, возможно осуществлять через создание социальных, психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:
- вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
- создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства;
- изменение отношения «обычных» детей и их родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно со сверстниками в общеобразовательной организации, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум. Потребность и готовность обучающихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.
Опыт взаимодействия детей без ограниченных возможностей здоровья и детей, имеющих нарушения в развитии, способствует формированию у первых альтруистического поведения, гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу.
Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду сверстников без нарушений развития повышает опыт их общения, формирует навыки межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений работы педагогического состава образовательной организации.
Задачи педагогического взаимодействия по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья:
1. Создание максимально благоприятных организационных условий в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого обучающегося, в том числе инклюзивного ребенка.
2. Обеспечение участия всех детей в разнообразной деятельности коллектива, гарантирующей разносторонность развития. Создание ситуации успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями.
3.Установление взаимодействия с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Педагогическое наблюдение, диагностика воспитанности детей и эмфатического принятия инклюзивного ребенка его сверстниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого обучающегося.
Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:
- познавательные и этические беседы, рассказы, конкурсы рисунков, стихов, социальные акции, концерты, праздники и др. Важно в процессе подготовки и проведения мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний обучающимися.
Для достижения данных целей особое значение имеет взаимодействие обучающихся в социальной среде: на уровне группы, образовательного учреждения, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение. Активное включение в тему дает детям возможность прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек с проблемами в здоровье, на себе и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями, убеждениями.
Процесс формирования толерантного, терпимого отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами инклюзивного обучения (руководителями образовательного учреждения, педагогами, родителями, детьми).
Работа должна быть направлена на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии. Важное значение имеет предупреждение возникновения психотравмирующих, стрессовых ситуаций в системе межличностных отношений (ребенок с нарушениями развития – сверстники, родители ребенка с нарушениями развития – педагог, родители ребенка с нарушениями развития – родители детей без нарушения развития).
Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится специалистам психологической службы образовательной организации.
В центре внимания психологической службы находятся дети с различными нарушениями развития психического, соматического, сенсорного, интеллектуального, личностного и социального развития, а также лица, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья.
Основной целью деятельности психологической службы является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-
психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся.
Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагогов, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой живет ребенок. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от организации воспитательной работы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде образовательного учреждения.
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
Родителям ребенка стоит обращать внимание на его активность в игре и деятельности. Возможно, отмечается, что активности «слишком много», а наряду с ней еще имеются невнимательность, отвлекаемость, импульсивность. Такие особенности не способствуют хорошей концентрации внимания, достаточно долгой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Отсюда – трудности в отношениях с окружающими, детьми и взрослыми, трудности в обучении, низкая самооценка (которая формируется вследствие постоянных замечаний, одергиваний, критики). Речь идет о гиперактивности – «гипер...» - от греч. hyper - над, сверху - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы, «активный»- латинского «a tivus», означает «действенный, деятельный».
Гиперактивный ребенок может доставлять окружающим (родителям, педагогам, другим детям) много хлопот и неприятностей. Но нужно помнить, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Особенности, которые помогут понять, идет ли речь о гиперактивном ребенке выявляются путем наблюдения за ребенком в разных ситуациях и на протяжении длительного времени. Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
- Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
- Двигательная расторможенность:
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенческом возрасте.
4. Очень говорлив (речь беглая, иногда мало понятная).
- Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен. Но поставить диагноз может только врач.
Родители в таком случае обращаются за помощью к врачу-неврологу. Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Здесь приходят на помощь воспитатель, психолог, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми, привить нормы и правила поведения. Гиперактивный ребенок не станет послушным и покладистым, но вполне может научиться жить в мире с окружающими и сотрудничать с ними.
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ
Проблемы детской инвалидности и проблемы семьи, в которой воспитывается ребенок – инвалид, особенно актуальны в наши дни.
К наиболее актуальным задачам социальной политики в отношении детей-инвалидов является обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих вести полноценный образ жизни. Подавляющее большинство детей-инвалидов нуждаются в медицинской помощи и в социальном обслуживании.
Число детей – инвалидов с каждым годом увеличивается. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально – экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей – инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Заболевания, несомненно, откладывают свой след на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая «барьеры» на пути детей – инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.
Семья с ребенком – инвалидом имеет низкие адаптационные способности, она уязвима со стороны материального благосостояния, состояния здоровья, внутрисемейного психологического климата.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Появление ребенка с ограниченными возможностями вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, расходуется немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему взаимодействию, нередко родители страдают от того, что чувствуют себя виновными в случившейся беде с ребенком. Возникает недоверие, супруги начинают искать причины несчастья ребенка друг в друге, что ведет к внутрисемейным конфликтам. Нередки случаи, когда отцы, не выдержав тягот забот о воспитании такого ребенка, оставляют семьи, что еще больше осложняет ситуацию.
В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.
Среди основных проблем семьи, имеющей ребенка-инвалида следует отметить психологические проблемы. Эти проблемы, прежде всего, связаны с переживаниями всех членов семьи в связи с заболеванием ребёнка и тревогой за его судьбу; непонимание со стороны собственной семьи; напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных бытовых проблем; уходом одного из родителей из семьи; неприятие отдельными родителями детей инвалидов.
К сожалению, большинство родителей в первые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой.
Еще одной проблемой детей инвалидов и их семей являются проблемы медицинского характера. Эти проблемы связанны с участием в программе медицинской реабилитации. Это получение информации о заболевании ребёнка, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребёнка, его возможная госпитализация, получение путевок в санаторий и т.д. Проблемой является отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а также слабость государственной политики.
Проблема социально-бытовой адаптации детей-инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. Эта проблема заключается в трудностях, связанных с осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребёнка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных моторных функций, а также приобретение высококачественных технических средств.
Экономические проблемы, поскольку, в семьях, имеющих ребёнка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием большого количества матерей детей-инвалидов в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы; оформлением отпуска без сохранения содержания для лечения и оздоровления ребенка; затратами на приобретение дефицитных медикаментов, вспомогательных технических средств и специального оборудования, оплату консультантов, медицинских сестер, массажистов, выезд с ребёнком на курорт и т.д.
Очень часто бывает, что родители вынуждены содержать всю жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья. Такое положение обусловлено не только ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. Адаптация рабочих мест для таких инвалидов рассматривается работодателем как невыгодная и нежелательная.
Проблема образования ребёнка-инвалида заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребёнка и сложностях в его обучении, особенно при обучении на дому. Проблемы иного порядка связаны с региональными условиями, с наличием или отсутствием специализированных образовательных организаций, реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, имеющих ребенка-инвалида. Закрытость данных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка и на его готовности к самостоятельной жизни.
Социально-профессиональные проблемы семьи – это всевозможные трудности для родителей ребёнка-инвалида: повышение своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода за ребёнком-инвалидом; смена характера работы родителей с учётом интересов ребёнка; формирование уклада жизни семьи, подчинённого интересам ребёнка; трудности с проведением досуга ребёнка.
Таким образом, основными социальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно и нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке.
Именно поэтому решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить с помощью профилактики детской инвалидности, то есть, комплекса мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетических учреждений, в задачу которых бы входили как консультации, так и диагностика, особенно дородовая.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.