Дополнительная образовательная деятельность

Зотова Жанна Юрьевна

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

         Сегодня трудно найти родителей, которые не понимают значения дополнительного образования в общем развитии ребенка. Ребенок должен получить образование, быть развитым и успешным в будущей взрослой жизни. Поэтому родители уже в дошкольном возрасте, принимая во внимание способности и желание ребенка, выбирают направление дополнительного образования. Большинство родителей сегодня заинтересованы во всестороннем развитии своих малышей с первых лет жизни, поэтому дополнительные образовательные программы в детских садах всегда востребованы.

Мною разработанна   дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно- научной направленности "Юный эколог", которую реализую с детьми старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «ДС № 4 «Янтарик» МО «Янтарный городской округ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Для обучающихся 6- 7 лет

Срок реализации 9 месяцев

Разработчик программы:

педагог высшей квалификационной категории

 Зотова Ж.Ю.

Пгт. Янтарный

2022г.

1.Пояснительная записка

                 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Юный эколог» (далее Программа), ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление дошкольной программы по экологии, способствует формированию интереса к научно исследовательской деятельности детей, обучает теоретико-исследовательской деятельности, развивает навыки организации экспериментальной работы, ориентированной на опытную проверку известных в науке закономерностей. 

Программа «Юный эколог», имеет естественнонаучную направленность, образовательный процесс, строится  в соответствии с учебным планом, для  детей одного возраста, по форме организации - кружок.

Дошкольное образование – это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок    учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Уровень освоения Программы: стартовый.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1. 3049-13);

- Методическими  рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 

-Положение о ДОП  МБДОУ «ДС № 4 «Янтарик» МО «Янтарный городской округ».

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню экологической воспитанности выпускников детского сада. Программа помогает понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем, путем экспериментальной деятельности        Новизна программы состоит в том, что впервые  внесён новый вид игры – партнерский, где объединяются более активные дети с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее выполняют задания. Программа  реализует региональный компонент, обучающихся знакомят с природой родного края. Впервые  при реализации Программы использованы и конкретизированы информационные компьютерные технологии, которые  расширенно и углубленно позволяют решать программные образовательные ситуации. Так же  дополнена практическая  составляющая Программы, что позволяет повысить интерес детей к предметам и явлениям  исследования, постановке эксперимента и решению экспериментальных задач.

Данная Программа педагогически целесообразна, так, как способствует развитию личности ребенка, через формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, обогащает его экологические познания, интеллектуально развивает.

Использование современных идей и технологий: при реализации Программы применяются современные технологии - эвристическая: погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание. Поэтому целью технологии является оказание помощи ребенку в открытии каналов общения с миром  природы и осознание ее особенностей; методы придумывания, гиперболизации, мозгового штурма, метод синектики и др. Метод придумывания заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде.

Отличительные особенности В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных  общеразвивающих программ: «Наш дом - природа», «Мы земляне»,  «Мир, в котором я живу». Отличительные  особенности  данной Программы от уже существующих  в этой области заключается в том, что  взят принцип игрового общения ребенка с взрослым, с другими детьми и решения проблемной задачи. Основной упор в программе сделан на наблюдение, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Данная Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуальных качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Практические занятия по программе связанны с детским экспериментированием и исследовательской деятельностью, в процессе которых ребенок   самостоятельно получает новые знания и практический опыт.Содержание Программы объединено в три тематических блока («Наш дом - природа»,  «Гидрометеоролог», «Лес в жизни человека» «Экосистемы природно -  климатических зон», «Птицы в жизни человека», ), каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических, знаний, но и формирование деятельностно- практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать экологические модели и получать новые знания. Программа построена на основе принципа  развивающего обучения. Ведущей идеей данной программы является создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. Воспитание ребенка – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

Ведущие теоретические идеи: концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста (С.Н. Николаевой) опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение:  Концепцию общего среднего экологического образования (1994) которая - является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность в системе непрерывного экологического образования.

Отбор содержания Программы производился с учётом общепедагогических принципов:

принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его  интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение  математических заданий различной степени сложности);

проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов  математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего  экологического содержания.

 систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение дошкольного обучения.

Характеристика возрастных особенностей детей

Обладает устойчивыми социально- нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 (8) лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Именно по отношению к 6-7 (8) летним детям можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Доказано, что в 6-7 (8) лет у ребенка происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. Появляется способность к логическому мышлению. Как отмечают авторы «Основ дошкольной педагогики», дошкольнику вполне доступно формирование новых способов обобщения, так как оно происходит на основе развернутой предметной деятельности. В этом случае сами понятия вначале выступают в чувственно-предметной форме. 

Возрастной период 6- 7(8) лет завершает дошкольный возраст. Его основные достижения  связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваиваю формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Адресат программы

      Программа адресована обучающимся (девочкам и мальчикам) от 6 до 7 (8) лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего периода обучения. Специальной  предварительной подготовки детей для обучения по  данной Программе не требуется.

Условия набора обучающихся: для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); по заявлению родителей (законных представителей).

Количество обучающихся: численный состав учащихся в группе  до 20 человек, который может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья (или) детей – инвалидов.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы 9 месяцев обучения: общее количество часов, отведенных на реализацию программы 36 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах –30 минут, недельная нагрузка 1 час (в первую или вторую полови дня), в структуре каждого занятия предусмотрены здоровьесберегающие технологии (физминутки).  

 Формы и режим занятий:

Форма обучения – очная,  форма организации занятий: фронтальная (работа со всей группой).

Особенности организации образовательного процесса: занятия организуются, в соответствии с учебным планом в кружках, сформированных из учащихся одного возраста. строятся в игровой форме, используются сюрпризные моменты, которые способствуют пробуждению детской любознательности, вовлекающие ребенка в активное усвоение окружающего мира. Каждое занятие  состоит из 3-х частей объединенных одной темой: 

Первая часть -  теоретическая часть: введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть -  практическая часть: самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.

 Режим занятий: продолжительность исчисляется в академических часах –30 минут, недельная нагрузка 1 час, (в первую или вторую половину дня),  в структуре каждого занятия предусмотрены здоровьесберегающие технологии (физминутки).  Занятия   по программе включают различные методы обучения: беседу, рассказ, дидактически игры, показ, работа с разнообразным бросовым материалом, наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, показа мультимедийных материалов); исследовательский; проблемно-поисковый; словесный (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ), беседу, рассказ, дидактически игры, сказки, так же включены элементы ТРИЗ, работа с мнемотаблицами. Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, показа мультимедийных материалов);исследовательский; проблемно-поисковый; словесный (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).

1.1.Цель программы:

 Формирование целостных представлений детей о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с  включением регионального компонента (Калининградская область).

1.2.Задачи программы:

Образовательные:

 -Формировать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

-Обогащать представления детей о природе родного края и различных природно- климатических зон,

-Формировать у детей диалектическое мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развивающие:

-Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

- Воспитательные: 

-Воспитание духовно богатой личности.

-Воспитывать основы гуманно- ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявления ответственности за свои поступки

2.Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

Наш – дом природа

1

« Явления неживой природы»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

2

«Живая – неживая природа Калининградской области»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

3

 «Природные заповедники Калининградской области»

1

0,25

0,75

Виртуальная  викторина по заповедникам Калининградской области

Итого: 3 часа

«Гидрометеоролог»

4

« Коллекция «Приметы урожая»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

5

«Знатоки народных примет»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

6

«Растения и животные в народных приметах Калининградской области»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

7

«Знакомые незнакомцы»

1

0,50

0,50

Экологическое моделирование

8

«Гидрометеоролог»

1

0,25

0,75

Практическое задание

9

«Загадки планеты Земля»

1

0,25

0,75

Дидактическая игра

10

«Что такое компас и для чего он нужен?»

1

0,25

0,75

Дидактическая игра

11

«Какие бываю термометры?»

 

1

0,5

0,5

Проведение опытов

12

«Чем измерить скорость ветра»

1

0,5

0,5

Практическое задание

13

«Для чего нужен барометр?»

1

0,25

0,75

Дидактическая игра

14

«Мы юные гидрометеорологии»

1

0,25

0,75

Практическое задание

Итого: 11 часов

«Лес в жизни человека»

15

«Кому нужен лес»

1

0,25

0,75

Дидактическая игра

16

«Как человек заботится о лесе»

1

0,25

0,75

Дидактическая игра

17

«Леса Калининградской области»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

18

«Этажи леса»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

19

«Пищевые цепочки»

1

0,25

0,75

Проведение опыта

20

«Охрана лесов»

1

0,50

0,50

Игра путешествие

21

«Как человек заботится о лесе»

1

1,5

1,5

Дидактическая игра

22

«Куршская коса, Калининградская область»

1

0,50

0,50

Оформление коллажа

23

«Правила поведения в лесу»

1

0,50

0,50

Экологическое моделирование

Итого:9  часов

Экосистемы природно -  климатических зон

24

«Антарктида»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

25

«Африка»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

26

«Америка»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

27

«Евразия»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

28

«Азия»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

Итого: 5 часов

«Птицы в жизни человека»

29

«Основные особенности птиц»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

30

«Почему птенец кукушки остается в гнезде один»

1

0,50

0,50

Дидактическая игра

31

«Викторина птицы»

1

0,50

0,50

Экологический праздник

32

Природоохранная акция «Очистим лес»

1

0,10

0,50

Природоохранная акция «Очистим лес»

33

«Земля – наш дом»

Вечер – развлечений»

1

0,50

0,50

Экологический праздник

34-35

«Человек и экосистема»

2

1

1

Создание макета

36

Викторина

1

0,50

0,50

Викторина

Итого: 8 часов

Всего: 36 часов

2.1.Планируемые  результаты

По окончании обучения по программе у обучащихся:

Будут  сформированы знания о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

-Будут приобретены  знания о природе родного края и различных природно- климатических зон,

-Сформировано диалектическое мышление, способное видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- Будут развиты общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

- Будет воспитаны основы гуманно- ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявления ответственности за свои поступки

Формы проверки результатов освоения Программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной Программы проводится в форме педагогической диагностики:

Педагогическая диагностика - первичная,  итоговая диагностика.

Первичная и итоговая  диагностика происходит в процессе совместной деятельности педагога с детьми в виде бесед, наблюдений, игр; с целью выявления уровня освоения Программы, результаты диагностики заносятся в диагностические карты, которые представлены в  программе А.И. Ивановой «Мир, в котором я живу», Т.И. Бабаевой «Мониторинг в детском саду»

Оценочные материалы:

 А.И. Иванова «Мир, в котором я живу», Т.И. Бабаева «Мониторинг в детском саду», Л.С. Вакуленко «Педагогическое наблюдение, как метод мониторинга в детском саду»:

- Оценка уровня исследовательского развития детей,

-Диагностическая ситуация «Путешествие в пустыне» (Т.И .Бабаева)

-Проективная методика  «Сахар» Л.Н. Прохорова

-Диагностические задания с целью выявления знаний детей о живом ( Н.Н. Кондратьева)

-Диагностические задания с целью выявления особенностей ценностного отношения к природе в суждениях и поведении детей  (на основе исследований Т.А. Марковой),

Формы подведения итогов реализации Программы:

организация разнообразных форм детской деятельности: открытые показы занятий, консультации для педагогов; экологические праздники; совместные мероприятия с родителями (мастер- классы) викторины.

2.2.Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утверждённым СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» №26 от 15.05.2013 (СанПин 2.4.1.3049 -13).

Начало занятий  с 01 сентября, окончание занятий 31 мая

Год реализации

1

учебный период

2 учебный

период

Всего

36 недель

9 месяцев

16 недель

20 недель

Условные обозначения:

           Введение занятий по расписанию

           Итоговая диагностика

Каникулы

Начало и окончание

Продолжительность

Зимние

01 по 13 января

2 недели

Летние

01 июня по 01 сентября

13 недель

2.2.1. Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

Групповое фронтальное

1

« Явления неживой природы»

Подготовительная группа

Дидактическая игра

2

Сентябрь

Групповое фронтальное

1

«Живая – неживая природа Калининградской области»

Парк имени Беккера

Дидактическая игра

3

Сентябрь

Групповое фронтальное

1

 «Природные заповедники Калининградской области»

Музыкальный зал

Виртуальная  викторина по заповедникам Калининградской области

4

Сентябрь

Групповое фронтальное

1

« Коллекция «Приметы урожая»

Огородно -опытный участок ДОУ

Дидактическая игра

5

Октябрь

Групповое фронтальное

1

«Знатоки народных примет»

Участок леса в парке

Дидактическая игра

6

Октябрь

Групповое фронтальное

1

«Растения и животные в народных приметах Калининградской области»

Музыкальный зал

Дидактическая игра

7

Октябрь

Групповое фронтальное

1

«Знакомые незнакомцы»

Подготовительная группа

Экологическое моделирование

8

Октябрь

Групповое фронтальное

1

«Гидрометеоролог»

Метеостанция участка ДОУ

Практическое задание

9

Октябрь

Групповое фронтальное

1

«Загадки планеты Земля»

Подготовительная группа

Дидактическая игра

10

Ноябрь

Групповое фронтальное

1

«Что такое компас и для чего он нужен?»

Подготовительная группа

Дидактическая игра

11

Ноябрь

Групповое фронтальное

1

«Какие бываю термометры?»

 

Подготовительная группа

Проведение опытов

12

Ноябрь

Групповое фронтальное

1

«Чем измерить скорость ветра»

Метеостанция участка ДОУ

Практическое задание

13

Ноябрь

Групповое фронтальное

1

«Для чего нужен барометр?»

Метеостанция участка ДОУ

Дидактическая игра

14

Декабрь

Групповое фронтальное

1

«Мы юные гидрометеорологии»

Метеостанция участка ДОУ

Практическое задание

15

Декабрь

Групповое фронтальное

1

«Кому нужен лес»

Подготовительная группа

Дидактическая игра

16

Декабрь

Групповое фронтальное

1

«Как человек заботится о лесе»

Подготовительная группа

Дидактическая игра

17

Декабрь

Групповое фронтальное

1

«Леса Калининградской области»

Экскурсия в лес

Дидактическая игра

18

Январь

Групповое фронтальное

1

«Этажи леса»

Участок леса в парке

Игра путешествие

19

Январь

Групповое фронтальное

1

«Пищевые цепочки»

Подготовительная группа

Проведение опыта

20

Январь

Групповое фронтальное

1

«Охрана лесов»

Подготовительная группа

Игра путешествие

21

Февраль

Групповое фронтальное

1

«Как человек заботится о лесе»

Подготовительная группа

Дидактическая игра

22

Февраль

Групповое фронтальное

1

«Куршская коса, Калининградская область»

Подготовительная группа

Оформление коллажа

23

Февраль

Групповое фронтальное

1

«Правила поведения в лесу»

Подготовительная группа

Экологическое моделирование

24

Февраль

Групповое фронтальное

1

«Антарктида»

Подготовительная группа

Дидактическая игра

25

Март

Групповое фронтальное

1

«Африка»

Подготовительная группа

Дидактическая игра

26

Март

Групповое фронтальное

1

«Америка»

Подготовительная группа

Дидактическая игра

27

Март

Групповое фронтальное

1

«Евразия»

Подготовительная группа

Дидактическая игра

28

Март

Групповое фронтальное

1

«Азия»

Подготовительная группа

Дидактическая игра

29

Апрель

Групповое фронтальное

1

«Основные особенности птиц»

Подготовительная группа

Дидактическая игра

30

Апрель

Групповое фронтальное

1

«Почему птенец кукушки остается в гнезде один»

Подготовительная группа

Дидактическая игра

31

Апрель

Групповое фронтальное

1

«Викторина птицы»

Подготовительная группа

Экологический праздник

32

Апрель

Групповое фронтальное

1

Природоохранная акция «Очистим лес»

Подготовительная группа

Природоохранная акция «Очистим лес»

33

Апрель -май

Групповое фронтальное

1

«Земля – наш дом»

Вечер – развлечений»

Музыкальный зал

Экологический праздник

34

Май

Групповое фронтальное

2

«Человек и экосистема»

Музыкальный зал

Создание макета

35

Май

Групповое фронтальное

1

Викторина

Подготовительная группа

Викторина

2.3. Содержание программы

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Задачи

Методы и приемы реализации

1

1

« Явления неживой природы»

Продолжить знакомство детей с явлениями неживой природы, уточнить с какими явлениями мы можем встретиться в Калининградской области, какой климат преобладает

Введение в игровую ситуацию, сюрпризный момент

Демонстрация презентации о природе родного края

Создание экологической модели

2

1

«Живая – неживая природа Калининградской области»

Продолжить знакомить детей с природой родного края , своего поселка

Введение в игровую ситуацию, сюрпризный момент

Демонстрация презентации о природе родного края

Создание экологической модели

3

1

 «Природные заповедники Калининградской области»

Познакомить детей с природными заповедниками калининградской области Куршской косой

Введение в игровую ситуацию, сюрпризный момент

Демонстрация презентации  Куршская коса

Создание экологической модели Курской косы

4

1

« Коллекция «Приметы урожая»

Познакомить детей с тем, каким образом в старые времена люди на Руси умели предугадать сроки посева пшеницы, овса, ржи, посадки овощных культур.

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

5

1

«Знатоки народных примет»

Развивать  речь детей, коммуникативные качества, вызывать желание поделиться информацией, доставить детям эмоциональное удовольствие. Нацелить детей на создание книжек – малышек на тему: «Растения в народных приметах»

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Демонстрация стендовой презентации

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

Изготовление книжек- малышек

6

1

«Растения и животные в народных приметах Калининградской области»

Развивать  речь детей, коммуникативные качества, вызывать желание поделиться информацией, доставить детям эмоциональное удовольствие. Нацелить детей на создание книжек – малышек на тему: «Растения в народных приметах»

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Демонстрация стендовой презентации

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

Изготовление книжек- малышек

7

1

«Знакомые незнакомцы»

Заинтересовать детей информацией о растениях  - барометрах. Произрастающих на территории детского сада. Вызвать желание наблюдать за ними, фиксировать свои наблюдения, сравнивать их.

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

8

1

«Гидрометеоролог»

Познакомить детей с профессией гидрометеоролог, помочь детям понять ее значение. Развивать связную речь детей.

Введение в проблемную ситуацию

Работа с моделями

Беседа

С/Р игра

9

1

«Загадки планеты Земля»

Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от солнца. Вызвать интерес и познавательную активность.

Введение в проблемную ситуацию

Беседа – путешествие по глобусу

Стендовая презентация «Уголки нашей планеты»

10

1

«Что такое компас и для чего он нужен?»

Формировать у детей представления о четырех частях света. Познакомить с компасом, обучать детей работе с компасом

Введение в проблемную ситуацию

Работа с моделями

Беседа

Дид. игра «Найди по заданному направлению»

11

1

«Какие бываю термометры?»

 

Уточнить представления детей о термометрах, познакомить с водным и напочвенным термометрами, упражнять детей в измерении температуры воздуха, воды и почвы

Введение в проблемную ситуацию

Работа с моделями

Беседа

Проведение серии опытов по измерению температуры

12

1

«Чем измерить скорость ветра»

Познакомить детей с прибором для определения скорости ветра – анемометром. Помочь усвоить алгоритм снятия показателей.

Введение в проблемную ситуацию

Беседа

Проведение серии опытов по измерению температуры

Демонстрация стендовой презентации «Ветра на нашей планете»

13

1

«Для чего нужен барометр?»

Вызвать интерес к ознакомлению с прибором для измерения атмосферного давления- барометром, обучать работе с прибором.

Введение в проблемную ситуацию

Работа с барометром, проведение опытов

Беседа

14

1

«Мы юные гидрометеорологии»

Предложить детям организовать работу на метеоплощадке, побуждать детей к систематическим наблюдениям

Введение в проблемную ситуацию

Работа с приборами

Беседа

Проведение опытов по фиксации погоды

15

1

«Кому нужен лес»

Продолжить знакомить детей с животными и растениями для которых лес является домом показать взаимосвязь между растениями и животными, показать какую важную роль играет в жизни человека

Введение в проблемную ситуацию

Беседа – путешествие по лесу

Создание экологической модели - лес

Стендовая презентация «Лес»

Игра с элементами ТРИЗ

16

1

«Как человек заботится о лесе»

Познакомить детей с человеком, который заботится о лесе –Лесником, какую пользу приносит лес человеку

Введение в проблемную ситуацию

Беседа – путешествие по лесу

Создание экологической модели - лес

Стендовая презентация «Лес»

Игра с элементами ТРИЗ

17

1

«Леса Калининградской области»

Познакомить детей с лесами Калининградской области, его обитателями

Введение в проблемную ситуацию

Беседа – путешествие по лесу

Создание экологической модели - лес

Стендовая презентация «Лес»

Игра с элементами ТРИЗ

18

1

«Этажи леса»

Познакомить детей с понятием Этажи леса

Введение в проблемную ситуацию

Беседа – путешествие по лесу

Создание экологической модели - лес

Стендовая презентация «Лес»

Игра с элементами ТРИЗ

Создание модели этажи леса

19

1

«Пищевые цепочки»

Познакомить детей с понятием пищевые цепочки, объяснить почему надо охранять природу

Введение в проблемную ситуацию

Беседа – путешествие по лесу

Создание экологической модели - лес

Стендовая презентация «Лес»

Игра с элементами ТРИЗ

Создание модели этажи леса

Дидактическая игра – пищевые цепочки

20

1

«Охрана лесов»

Объяснить детям  почему надо охранять природу

Введение в проблемную ситуацию

Беседа – путешествие по лесу

Создание экологической модели - лес

Стендовая презентация «Лес»

Игра с элементами ТРИЗ

Создание модели этажи леса

Дидактическая игра – пищевые цепочки

21

1

«Как человек заботится о лесе»

Познакомить детей с лесами Калининградской области, его обитателями

Введение в проблемную ситуацию

Беседа – путешествие по лесу

Создание экологической модели - лес

Стендовая презентация «Лес»

Игра с элементами ТРИЗ

22

1

«Куршская коса, Калининградская область»

Продолжить знакомить  детей с с Куршской косой,  ее обитателями

Введение в проблемную ситуацию

Беседа – путешествие по лесу

Создание экологической модели - лес

Стендовая презентация «Куршская коса»

Игра с элементами ТРИЗ

23

1

«Правила поведения в лесу»

Познакомить детей с правилами поведения в лесу

Введение в проблемную ситуацию

Беседа – путешествие по лесу

Создание экологической модели - лес

Стендовая презентация «Лес»

Игра с элементами ТРИЗ

24

1

«Антарктида»

Познакомить детей с материком Антарктида, его обитателями и приспособленности их к жизни в суровых условиях

Введение в проблемную ситуацию дидактическая игра с элементами ТРИЗ

Демонстрация презентации Антарктида

25

1

«Африка»

Познакомить детей с материком Африка, его обитателями и приспособленности их к жизни в суровых условиях

Введение в проблемную ситуацию дидактическая игра с элементами ТРИЗ

Демонстрация презентации Африка

26

1

«Америка»

Познакомить детей с материком Америка , его обитателями и приспособленности их к жизни в суровых условиях

Введение в проблемную ситуацию дидактическая игра с элементами ТРИЗ

Демонстрация презентации Америка

27

1

«Евразия»

Познакомить детей с материком Евразия, его обитателями и приспособленности их к жизни в суровых условиях

Введение в проблемную ситуацию дидактическая игра с элементами ТРИЗ

Демонстрация презентации Евразия

28

1

«Азия»

Познакомить детей с материком Азия, его обитателями и приспособленности их к жизни в суровых условиях

Введение в проблемную ситуацию дидактическая игра с элементами ТРИЗ

Демонстрация презентации Азия

29

1

«Основные особенности птиц»

Познакомить детей со строением перьев разного типа, понять их значение для птицы, изучить свойства перьев, закрепить навыки экспериментирования.

Введение в проблемную ситуацию

Работа с моделями

Обследование перьев

Проведение опыта

Беседа

30

1

«Почему птенец кукушки остается в гнезде один»

Закрепить знания детей о повадках кукушки, рассказать об особенностях внешнего вида и поведении кукушенка, формировать позицию защитника птиц. Создавать педагогические ситуации. Позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, выражать свою мысль и делать умозаключение.

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

31

1

«Викторина птицы»

Закреплять представления детей о птицах, закреплять умение сравнивать птиц.

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Проведение викторины

32

1

Природоохранная акция «Очистим лес»

Учить детей беречь природу

Введение в проблемную ситуацию

Изготовление скворечников совместно с родителями

33

1

«Земля – наш дом»

Вечер – развлечений»

Уточнить представления детей о жителях  и обитателях Земли, закрепить умение детей вести себя в природе, продолжать воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

34

2

«Человек и экосистема»

Уточнить представления детей о явлениях живой и неживой природы

Дидактические игры,

Беседа

35

1

Викторина

Уточнить представления детей о явлениях живой и неживой природы

Дидактические игры,

Беседа

3. Условия реализации Программы

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение Программы

Результат реализации Программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

   Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПиНа и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту обучающегося.

3.1.Оборудование

Технические средства обучения

1

Ноутбук

1

2

Музыкальная колонка

1

3

Микроскоп

1

4

Магнитно-маркерная доска

1

5

Мультимедийное оборудование

1

3.2.Методические материалы

№ п/п

Название раздела, темы

Материально- техническое оснащение, дидактический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

1

Наш – дом природа

Тематические  презентации:

- Виды осадков,

-Камни,

-Природные ископаемы

Дидактические игры, коллекция камней,

Модели:

   «Времена года»,

   «Признаки животных»,

Методические разработки (конспекты занятий)

Дидактические игры

Показ, обсуждение,

Моделирование, беседа,

ТРИЗ технологии, проведение опытов

Дидактическая игра, экологическое моделирование

2

«Гидрометеоролог»

 Алгоритм для составления описательного рассказа;

Папка осадки

Наборы для детского экспериментирования

Методические разработки (конспекты занятий)

Дидактические игры ,

Водомер, измеритель ветра, песочные часы

Показ, обсуждение,

Моделирование, беседа,

Проведение опытов

Оформление дневника наблюдений за погодой

4

«Лес в жизни человека»

Алгоритм для составления описательного рассказа;

Схемы- таблицы: «Кому нужен лес»

Методические разработки (конспекты занятий)

Дидактические игры

Показ, обсуждение,

Моделирование, беседа,

ТРИЗ технологии

Демонстрация стендовых презентаций

Проведение опытов

Составление коллажа «Кому нужен лес»

5

Экосистемы природно -  климатических зон

Алгоритм для составления описательного рассказа;

Схемы- таблицы: «Климатические зоны материков»

Методические разработки (конспекты занятий)

Дидактические игры

Стендовые презентации:

Африка, Антарктида,

Америка, Евразия, азия.

Оформление климатических зон Земли

6

«Птицы в жизни человека»

Методические разработки (конспекты занятий)

Дидактические игры

Показ, обсуждение,

Моделирование, беседа,

ТРИЗ

Проведение опытов с перьями

Дидактическая игра

3.3.Основная литература

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

А.И. Иванова

«Мир, в котором я живу»

М.:ТЦ Сфера, 2017.-160с.

Программа

1

2.

С.Н. Николаева

«Юный эколог»

М.:Мозаика –Синтез, 2016.-112с

Программа

1

3.

Т.И. Бабаева

«Мониторинг в детском саду»

Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС»,

2011.-592с.

Метдическое пособие

1

3.4.Дополнительная литература

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр.

Кол-во экз.

1

А.И. Иванова [2]

«Мир, в котором я живу» «Мир растений»

М.:ТЦ Сфера, 2017.-160с.

1

2

А.И. Иванова [5]

«Мир, в котором я живу» «Мир животных»

М.:ТЦ Сфера, 2017.-160с.

1

3

А.И. Иванова [6]

«Мир, в котором я живу» «Человек»

М.:ТЦ Сфера, 2017.-160с.

1

4

Е.А. Алябьева [1]

«Сказки о природе»

М.:ТЦ Сфера, 2017.-128с.

1

5

Л.Г. Киреева

«Формирование экологической культуры дошкольников»

Волгоград  2012.- 271 с.

1

6

О.А. Воронкевич

«Добро пожаловать в экологию»

Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС»,

2016.-512с.

1

7

Л.В. Рыжова

«Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста»

Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС»,

2017.-192с.

1

3.5.Информационное обеспечение

Аудио- и видео- пособия

Вид аудио- и видео- пособия

Наименование пособия

Видеофи-льм

Кинофи-льм

слайды

аудио-

пособие

+

+

+

Тематические  презентации по темам:

Звери ,овощи, фрукты, лес, и т.д.

Видеофильм Животные жарких стран

Интернет источники:

http://www.kindereducation.com/  "Дошколенок" электронный журнал для детей и родителей, на страницах, которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возрастаОпубликовано 16.03.2016 - 10:41 http://db.openclass.ru/node/78160 "Раннее развитие детей" Информационный портал для заботливых родителей

http://packpacku.com   Раскраски, на сайте можно найти раскраски для детей лабиринты, бесплатные онлайн игры для девочек и

http://www.zonar.info - "Оригами - Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.

http://www.1umka.ru - «Умка - Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьмионлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое!

 http://bukashka.org – «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки

http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)

3.6.  Специализированные учебные помещения и участки

№ п/п

Наименование и принадлежность помещения

Площадь (кв.м.)

Количество мест

1.

Группа подготовительная

51

10

3.7. Основное учебное оборудование

№ п/п

Наименование

Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования

1.

Уголок экологии

Группа:

 наборы для ухода за комнатными растениями;

дидактические игры экологического содержания,

плакаты «Климатические зоны»

наборы для моделирования

2.

Уголок экспериментирования

Группа:

Коллекция камней, семян

Наборы для детского экспериментирования: лупы, баночки, мерные стаканчики ит.д.

Баночки для наблюдений за насекомыми,

Наборы для проведения опытов «Очистка воды»

Микроскоп

Центр песка и воды

Звуковой короб с наушниками (для изучения звуков издаваемых насекомыми)

3.

Книжный уголок

Группа

Набор книг и энциклопедий природоохранной тематики

4.

Интерактивная доска

Музыкальный зал

Глоссарий 

Б

Биосфера — одна из оболочек Земли, в которой обитают живые организмы. Она включает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и часть литосферы. Определение биосферы было дано В.И. Вернадским. В биосфере все живые организмы тесно связаны между собой.
Биоэкология - наука, занимающаяся исследованием взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей средой (С.Н.Николаева).

В

Взаимосвязь организма со средой обитания - потребности живого организма, которые удовлетворяются факторами внешней среды (С.Н.Николаева).

З

Закон - необходимое, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 
Закономерности педагогического процесса - объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. 

И

Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. 
Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью(С.Н.Николаева).

Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Н

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Ноосфера.- этот термин встречается в ряде программ экологического образования дошкольников. Ноосфера — это биосфера, измененная человеком.

П

Педагогическая технология - строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Р

 Развитиечеловека (ребенка) - это освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного) потенциала возможностей. Под развитием понимают процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, нервной системе, психике, личности ребенка.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной, духовной сферах человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Развивающая экологическая среда – это разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения(С.Н.Николаева).

С

Способности - индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Т

Технология (в экологическом воспитании) - Система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий(С.Н.Николаева).

У

Умение - способность выполнять какие-то действия, опираясь на правила.

Ф

Формирование - процесс становление личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, целостного воспитания и собственной активности личности.

Ц

Цепи(сети) питания– обозначают пищевую взаимосвязь представителей экосистемы (С.Н.Николаева).

Через такие цепи в каждом природном сообществе происходит биологический круговорот (энергии и вещества).

Цикл наблюдений- это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом природы. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (не схожее с другими) содержание.

Э

Экология–биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Экология - область знаний, которая изучает отношения организмов с окружающей средой и создает базу для разработки конкретного содержания экологического образования детей, помогает определить знания, умения, ценностные ориентации, которые должны усвоить дети.

Экология — интегрированная наука, объединяющая в своем содержании естественные, гуманитарные, технические области знаний, исследующая закономерности взаимосвязи живого организма со средой обитания.

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у детей экологической культуры.

Экологическое воспитание дошкольника – ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии(С.Н.Николаева).

Задача экологического воспитания состоит в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формировании умения и навыков деятельности в природе.

Экологическое воспитание – формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

«Экологическая культура — как способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни. Т.е. второй вариант, экологическая культура как конечная цель, результат экологического образования.

Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы...

Экологическое мировоззрение – продукт (результат) образования; его становление происходит постепенно, в течении многих лет жизни и учения человека (С.Н.Николаева).

Экологическое мышление - мыслительный акт решения той или иной экологической задачи, позволяющий определить действие, поведение субъекта в конкретной проблемной экологической ситуации.

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Экологическое образование – напрямую связано с наукой экологией и ее различными ответвлениями. Поэтому в основе экологического образования должны лежать ведущие идеи экологии, такие как: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Естественно эти идеи должны быть адаптированы на дошкольный возраст.

Что понимается под экологическим образованием в целом?

В настоящее время «нет однозначного и приемлемого определения понятия «экологическое образование».

В проекте «Национальной стратегии экологического образования в РФ» от 1990г., дается следующее определение экологического образования: «Под экологическим образованием подразумевается целенаправленный, непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания человека с целью формирования у него экологической культуры, ценностных ориентаций и норм поведения в области культурного природопользования и охраны окружающей среды, а также процесс и результат усвоения систематических ЗУН в области воздействия на окружающую среду, состоянии окружающей среды и последствий изменения окружающей среды».

С.Н. Николаева дает более простое определение: «экологическое образование соединяет в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания».

И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

Г.А. Ягодин считает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей.

Экологическое сознание - совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды, которые определяют историческую оценку достижений человечества во взаимоотношении с природой, обеспечивают возможность планирования предстоящей деятельности и прогнозирования ее результатов.

Экообразовательный процесс - это специально организованное взаимодействие педагога и ребенка с целью освое­ния опыта экологических взаимоотношений с окружающим миром. Экообразовательный процесс в соответствии с основ­ными стратегиями воздействия на ребенка условно можно раз­делить на два взаимосвязанных процесса: экологическое воспи­тание и обучение.

Экологическое развитие – характеризуется направленностью общего развития личности на психологическую включенность в мир природы: экологически ориентированными мировоззрением, потребностно-волевыми переживаниями и формами деятельности.

- характеризуется не уровнем психобиологического созревания ребенка, а направленностью (вектором) личности и задается содержанием опыта, который присваивается ребенком.

Таким образом, экологическое развитие можно определить как созревание внутренних сущностных сил экологически ориентированной личности через освоение опыта ценностных ориентации, поведенческих норм, знаний и умений, которые реализуются в экологическом отношении к окружающему миру через поведение и деятельность.

Экосистема – сообщество живых существ и его среда обитания, объединённые в единое функциональное целое, возникающие на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными компонентами ( Н.Ф.Реймерс.С.Н.Николаева).

Существуют три уровня экосистем:

-микроэкосистемы (например, трухлявый пень),

- мезоэкосистемы (например, лес, пруд, луг),

- макроэкосистемы (например, океан, континент).

Экологическая среда в детском саду – это конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей(С.Н.Николаева).

При этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники учреждения знали экологические особенности каждого объекта природы- его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, прикоторых он хорошо себя чувствует и развивается.

Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей в экологически значимом пространстве. На образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты, знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, участками естественных биоценозов и т. п., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в различных видах экологически ориентированной деятельности.(С.Н.Николаева).

Экологические факторы (факторы среды) — это, во-первых, условия (температура, обеспеченность водой, освещенность, соленость воды) и, во-вторых, ресурсы (все то, что организм потребляет или использует для своего существования, например, пища). В детском саду экологические факторы часто изучаются при выращивании растений и в процессе наблюдений в живых уголках.

Элементарные опыты – это особая форма наблюдений, в которых ярко проявляются жизнедеятельность растений, животных и их связь со средой обитания(С.Н.Николаева)