Научные публикации
Научные публикации в различных сборниках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сборник трудов международного форума АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Рецензенты: ШКОНДИН М.В., ВЛАДИМИРОВА Т.Н. Вы можете скачать по ссылке http://elibrary.ru/item.asp?id=28819045 |
Медиаграмотность в курсе дополнительного образования или внеурочной деятельности школьников
Аннотация: В современном мире естественными процессами стали глобализация и информатизация. Интернет освоили сотни миллионов людей на всей Земле, а количество новой информации, которую генерируют люди в социальных сетях и на сайтах каждый день, наверное, невозможно прочесть и за сотни лет. Человеческий мозг очень пластичен и хорошо усваивает и обрабатывает поступающие данные. Проблема заключается в том, что у потребителя информации не возникает желания ее проверить. Именно поэтому важно говорить о медиаграмотности, в том числе и в школьной среде. И если в Европе и Америке эта тема разрабатывается уже давно, то в российской практике данная ниша остается практически не занятой.
Ключевые слова: медиаграмотность, программа дополнительного образования, внеурочная деятельность, школа молодого журналиста, постправда, обучение, критическое мышление
Golovleva Anna
Media literacy in the course of additional education or extracurricular activities of pupils
Аnnotation: In the modern world, natural processes are globalization and Informatization. The Internet has mastered hundreds of millions of people throughout the Land and the amount of new information generated by people in social networks and on websites every day, probably impossible to read even for hundreds of years. The human brain is very plastic and well absorbs and processes the incoming data. The problem is that the information consumer has no desire to check it. It is therefore important to talk about media literacy, including in the school environment. And if the topic is being developed for a long time in Europe and America, the Russian practice this niche is hardly busy.
Key words: media literacy, the program of additional education, extracurricular activities, the school of a young journalist, post-truth, education, critical thinking
Кажущаяся доступность и легкость распространения информации в интернете породила такое явление, которое ряд зарубежных ученых обозначили термином «постправда» (post-truth) и это слово назвали словом 2016 года по версии Оксфордского словаря. Вполне возможно вы замечали, как часто в социальных сетях «гуляют» сомнительные цитаты, приписываемые великим людям. Многие люди принимают их за чистую монету.
Интернет подарил человеку возможность не думать об истинности суждений и не проверять факты. Более того, объемы информации настолько огромны, что ее просто некогда анализировать и перепроверять.
Теперь потребителем информации стало намного проще манипулировать, так как он всецело и без сомнений воспринимает практически все, что ему приносит всемирная паутина.
«Российская педагогическая энциклопедия» дает такое определение термину медиаобразование (англ. media education от лат. media — средства ) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [1, с.555].
Хотя, с тех пор, мало что изменилось в преподавании медиаграмотности, непосредственно, в России, но исследователь Землянова Л.М. отмечает, что «в ряде стран мира медиаобразование уже превращено в составную часть «формального» образования (школьного, высшего), дополняемого деятельностью «параллельной школы» – разнообразных культурно-просветительских институтов, работающих с детьми и взрослыми.» [2, с. 121]. В России же школьная ниша преподавания медиаграмотности остается практически не занятой.
Педагоги дополнительного образования отчетливо это видят по тому, как ученики реагируют на различные «вбросы» и «мемы» в социальных сетях. Они ставят лайки и делятся ими друг с другом. Да, в техническом плане они более подкованы, чем мы – более старшее поколение. Но они не способны ориентироваться в таком большом потоке информации и отличать правду от постправды. Им все кажется истинным. Они ничто не подвергают сомнению. И как бы это странно не звучало, но именно интернет сейчас является их главным педагогом, который формирует их личности и открывает мир.
Именно поэтому, мы считаем, что современную молодежь необходимо учить основам медиаграмотности, чтобы они не торопились верить каждой картинке с цитатой и ярким «желтым» новостным заголовкам. Их отношение ко всему, что им преподносит случайно сеть, должно быть, как минимум осторожным и аккуратным.
Предлагается вариант, вариативного блока, в рамках двухгодичной программы социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» для воспитанников 14-18 лет. Вариативный блок рассчитан на воспитанников второго года обучения, так как предполагает наличие базовых знаний. Возможно реализовать блок и во время внеурочных занятий в школе.
Современные школьники находятся в постоянном стрессовом состоянии по причине давления со стороны системы образования, они постоянно беспокоятся о том, как сдадут ЕГЭ, поэтому выбраны интерактивные формы обучения и большое внимание уделено игре. Исследователи (Л.И. Выготский [3], Д.В. Эльконин [4], Л.А. Венгер [5] и ряд других.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития воспитанника. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» наиболее полно проявляется личность ребёнка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). А молодые журналисты должны быть всесторонне развиты. Блок рассчитан на 70 часов.
Программа «Школа Молодого Журналиста» реализуется на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец Детского и Юношеского Творчества» г.о Тольятти. В данной программе на 2017 год принимают участие 53 воспитанника «Школы молодого журналиста».
В рамках данного блока предусмотрены различные формы деятельности: дискуссии, ток-шоу, ролевые игры, разбор кейсов, анализ текстов и видео, просмотр различных видеопродуктов, выполнение творческих заданий, посещение театра.
Вариативный блок «Медиаграмотность»
Тема | Какая информация дается | Какие формы деятельности | Какие навыки получат |
Правила поведения в различных социальных сетях (2 часа) | Возможности и опасности социальных сетей и социальных медиа. Как отличить фейковую страничку от оригинала. Киббермобинг (троллинг). Правила поведения в социальных сетях. Как не стать жертвой мошенников. Встречают по фото (аватарке) , а провожают по контенту. Судебные прецеденты связанные с социальными сетями. Откуда берутся «мемы» и как их использовать в своей работе. | Анализ своих социальных сетей. Разбор различных ситуаций, который связаны с ведением социальных сетей. Взять комментарии у школьных психологов на тему «Интернет зависимости». Провести эксперимент «Неделю без социальных сетей» и написать материал. Просмотр сериала «Черное зеркало» и обсуждение. Поиск в сети интернет известных «мемов» и истории их создания. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Новость в современном коммуникационном пространстве (4 часа) | Определения новости. Закономерности производства новостей. Типичная структура новости. Что делает информацию новостью (11 новостных драйверов). Преимущества и риски новости: в чем секрет ее обаяния и опасности, с нею связанные? Новость как инструмент манипуляции. Форматы разных изданий. | Переписать известную сказку в разных новостных жанрах и выделить основные новостные драйверы. Игра «Создай информационную повестку дня» Игра «Предложи новость редактору» | Поиск и выделение необходимой информации. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Структурирование знаний. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Установление причинно-следственных связей. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Медийная критика как вид творческой деятельности (28 часов) | Критика: определение термина. Место мединой критики в журналистике в России. Цель, задачи, объект и предмет медийной критики. Актуальность медийной критики. Известные теоретики в данной области. Известные театральные и кино критики. | Посещение городского театра и написание материалов в жанре рецензии. Просмотр документальных фильмов с последующим групповым анализом. Анализ текстов известных критиков. | Поиск и выделение необходимой информации. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Структурирование знаний. Формулирование проблемы. Построение логической цепи рассуждений. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). |
Новость и ее «соседи» по коммуникационному пространству (4 часа) | Основные отличия пропаганды, рекламы и журналистского текста | Каждый воспитанник на карточках создает три материала: журналистский, рекламный и пропагандисткой, затем карточки перемешиваются. Другие ученики вытаскивают и определяют что это. Игра «Свой-чужой» | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. |
Объективность журналистики. Миф или реальность. (4 часа) | Предвзятость СМИ или предвзятость аудитории – что опаснее для формирования адекватной картины дня? Что такое баланс в журналистике? Что такое честность в журналистике? Язык вражды и как с ним бороться. Как реагировать на критику своих материалов. | Находят в сети интернет новость и прослеживают ее «тайм-лайн» и то, как разные каналы подают данную новость. Выделяют ключевые моменты. Берут известную сказку, выявляют в ней минимум трех действующих лиц и переписывают сюжет исходя из того кто же нам рассказывает данную историю. Делятся на группы (радио, печать, интернет) им зачитывается пример новостей, а они должны сформировать первую полосу исходя из начальных данных игры. Анализируют свои написанные тексты в группах. Ток-шоу на тему «Нужна ли объективность в журналистских материалах?» | Поиск и выделение необходимой информации. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Структурирование знаний. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Установление причинно-следственных связей. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Развитие «Я-концепции» и самооценки личности. Формирование адекватной и позитивной самооценки и самовосприятия |
Верификация источников информации (4 часов) | Что такое верификация? Виды источников. Что мы смотрим, читаем и слушаем: данные мониторинга медиаграмотности и исследований российского медиаландшафта. Типы и иерархия источников информации. Формула I’MVAIN | Игра «Верю – не верю» Выбирают из новостной повестки дня новость и анализируют ее. | Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Установление причинно-следственных связей. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Фейк или не фейк? (6 часа) | Факт, фактоид, фейк. Правила фактчекинга для потребителя. Способы проверить информацию. Прямые и косвенные доказательства в процессе поиска правды. | Поиск фейковых новостей из интернет-СМИ. Поиск фейковой информации или умолчания в социальных сетях. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Установление причинно-следственных связей. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Псевдодокументалистика (12 часов) | Особенности данного вида видеопродуктов. С чего начинать анализ. Как определить и на что обращать внимание. | Просмотр фильмов в таком жанре и анализ. Просмотр видеоблогеров и анализ | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Установление причинно-следственных связей. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Власть визуального образа (6 часов) | Изображения рассказывают историю. Власть визуального образа над эмоциями человека. Способы манипуляции с помощью фотографий и иллюстраций. Способы верификации фотографий. Можем ли мы публиковать шокирующие фотографии: социальная ответственность журналиста | Игра «Придумай подпись к фотографии» Найти примеры манипулирования с помощью фотографий в социальных сетях. Просмотреть работы известных карикатуристов и фотографов. Просмотр документального фильма о фотографии. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Итоговая работа: Создание памятки по медиаграмотности |
В послании к Федеральному Собранию 2017 президент В.В. Путин сказал: «В школе нужно активно развивать творческое начало, школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни»[6]. Вариативный блок по медиаграмотности направлен как раз на важные компетенции, о которых сказал президент.
В рамках реализации данного блока программы «Школа Молодого Журналиста» мы столкнулись с рядом трудностей, с которыми в дальнейшем нам и тем, кто решит перенять программу к себе, непременно столкнуться, а именно:
- Программа относится к дополнительному образованию и, как следствие, оценки воспитанникам мы не ставим и тем самым не создаем им конкурентную среду, к которой они привыкли в школе;
- Программа является бесплатной и социально-ориентирующей, но каждая следующая тема основывается на знаниях, которые воспитанники получают на предыдущем занятии, а многие воспитанники позволяют себе ходить нерегулярно и поэтому происходит «расслоение» в понимании данного термина и усвоения знаний;
- Если ученик пропустил занятие и не выполнил домашнее задание, то педагогам приходится заранее об этом думать и самим искать кейсы на данную тему и тратить свое личное время.
Данный вариативный блок введен в нашу программу только сначала 2017 года и поэтому мы рассчитываем апробировать ее на воспитанниках и с каждым годом улучшать те интерактивные формы, которые использованы, пополнять кейсы. Отходя от традиционной лекционной формы, у воспитанников появляется так нужная им мотивация, а форма игры упрощает усвоение сложных тем.
Таким образом, мы полагаем, что наш блок по медиаграмотности способен сделать воспитанников более «начитанными» и «насмотренными», с навыками критического мышления. Данный вариативный блок реализует социально-педагогический потенциал свободного времени учеников, существенно расширяет традиционные направления, формы технологии работы с детьми. Главный принцип критического мышления – подвергать сомнению, не доверять до конца всему, что слышишь и читаешь, а задавать вопросы, самостоятельно проверять информацию, вырабатывать собственный взгляд на происходящее. Поэтому критическое мышление еще называют собственным мышлением. Мы полагаем, что умение мыслить критически, является в сегодняшних условиях важной компетенцией, которая необходима любому думающему человеку для устойчивого развития и первых шагов во взрослую жизнь.
Литература
- Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. –– М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. – 1200с.
Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. — М.:Изд-воМГУ, 1999. - 301с.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1996.- № 6. - С. 62 – 68.
Эльконин Д. Психология игры. –– М.: Владос, 1999. - 360 с.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Педагогика, 1973. -117с.
- Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 19.02.17)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Метод марафона в преподавании программы
«Школа молодого журналиста»
Головлёва Анна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО "ДДЮТ" г.о. Тольятти
Сказать честно, в начале своей трудовой деятельности я несколько скептически относилась к самому факту использования игры на занятиях с подростками. Журналистика - дело ответственное, значит и подход к преподаванию предмета должен быть соответствующий: лекции, защита рефератов, коллоквиумы - как в институте. Однако жизнь внесла свои коррективы: сначала были обучающие семинары, на которых очень убедительно раскрывались такие вопросы современного образования, как переход на позицию личностно-ориентированной педагогики, затем личное осознание того, что самыми действенными формами обучения в дополнительном образовании являются различные способы организации различных видов деятельности воспитанников, и прежде всего - игра. Это понятие не пришло само собой. И я хочу поделиться теми источниками, которые помогли мне научиться принимать игру в обучении подростков. Итак, на протяжении XX века феномен игры обратил на себя внимание многих исследователей из разных наук: психологии, педагогики, культурологии, неврологии... Сначала они пытались разобраться в вопросе, как игра влияет на жизнь каждого человека. Например, Герберт Спенсер рассматривал игру как способ сжигания излишков энергии. В то время, как Карл Гросс видел в игре подсознательную подготовку к взрослой жизни, Жан Пиаже относился к игре как к форме творчества. Последующие исследователи обратили свое внимание на социологические и культурологические аспекты значения игры в развитии человечества в целом. Интересно, но в Америке есть Национальный институт игры, его основал психолог Стюарт Браун, и он считает, что игра – это обычный биологический процесс, как сон и сновидения. Браун утверждает, что когда животные спят и видят сны, они в некотором смысле «репетируют» какие-то вещи и тренируют свою память. По его мнению, тот же эффект дает игра человеку: она помогает ему прорепетировать какой-то аспект жизни, находясь при этом в полной безопасности и не испытывая психологического дискомфорта. Нина Джексон в своей книге «Классный учитель" отмечает: "Каждый ребенок с детского возраста привык играть и примерять на себя разные роли для проживания опыта, который он еще не испытывал в силу своего возраста. Тягу к игре просто необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач".
Анализ прочитанного и собственный опыт позволили мне понять, что при работе с подростками стоит учитывать, что они выходят на качественно новую социальную позицию, активно осваивают нормы социального поведения. Ребята много времени проводят в социальных сетях и их необходимо ориентировать на действительно полезные сайты. Правильно направить их действия - моя задача.
Как это не странно, но для меня движущей силой в поисках методов и приемов в обучения стала пандемии коронавируса. На втором месяце карантина (с 27 апреля по 3 мая) я увидела, что воспитанники устали от традиционных форм обучения - тестов, видео, zoom- конференций и решила провести пятидневный марафон. Этот выбор был сделан по образцу некоторых сайтов, которые проводят в социальных сетях различные марафоны, ориентированные на молодую аудиторию, «играя» со своими посетителями. Я убедилась, что прием марафона просто необходим и его нужно внедрять в процесс обучения: благодаря ему происходит закрепление полученного на занятиях опыта и устранение пробелов, которые есть у воспитанников. Но все это происходит в игровой форме и исходя из позиции «Я - победитель», поэтому не происходит травмирующего опыта и игра не вызывает негатива у ребят.
Мое значение как педагога при проведении марафона состоит в том, что я становлюсь навигатором, который дает ребятам возможность научиться последовательности в выполнении заданий, осознать важность выполнения предыдущих заданий марафона для достижения результата.
Из 54-х моих воспитанников участие в марафоне приняли 39. Каждый день марафона содержал 2 задания. Первое задание – разминка: игровая, легкая, направленная больше на поднятие настроения. Второе задание – практическое, которое отталкивается от разминки и от заданий предыдущих дней марафона.
Ребята знают мой педагогический девиз:
Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?
Каждое дело – людям, иначе – зачем?
Каждое дело – творчески, иначе – зачем?
и уверены, что все, что мы делаем на занятиях, будет увидено, услышано другими участниками марафона и найдет своё применение.
Представляю задания 5-дневного марафона:
Разминка | Поисково- практическое задание |
1 день | |
Задание: В комментариях появляются фотографии журналистов, блогеров и медийных личностей. Ваша задача определить по фотографии личность каждого и написать 1-2 предложения про его деятельность. Зачем: Если вам интересна сфера журналистики, то для своего развития вы должны смотреть много передач с участием известных или авторитетных журналистов, блогеров и медийных личностей. Подобного рода задания очень часто появляются в олимпиадах и брейн-рингах. | Задания: 1.Выберите одного из тех, кто был представлен в разминке, и создайте 5 карточек с самыми яркими его цитатами.
- чтобы соотнести образ человека и его слова; - чтобы наполнить нашу группу. |
2 день | |
Мы с вами вспомнили, как выглядят некоторые журналисты, блогеры и медийные личности, пора идти дальше. Разгадать кроссворд; в нем спрятаны термины, которые связаны с журналистикой. Итог: Мы цепляем и активизируем опыт прошлого дня и задействуем новое задание – умение разгадывать кроссворд, знание журналистских терминов, жанров журналистики. | Задание: 1. Выберите одну известную русскую сказку ( Колобок, Курочка Ряба, Теремок, Репка, Маша и медведь, Царевна - лягушка и т.д.) Соблюдать особенности жанра. Фото к сказке приветствуется.
закрепляем умение писать в информационных жанрах. |
3 день | |
Задание: Мы вспомнили как выглядят некоторые журналисты, блогеры и медийные личности, отгадали кроссворд на некоторые термины (кто еще не отгадал - в помощь ссылка) Знакомимся с текстами своих одногруппников, запоминаем, как писать лиды и их варианты; проецируем свой опыт, читаем и становимся лучше. | Задание: Сделать фоторепортаж из окна своей квартиры. Репортаж может быть как «на улицу», так и на те события, которые происходят «внутри квартиры». Итог: Журналист работает не только с текстом, но и с визуальной информацией, поэтому важно уметь видеть детали. Выполнение этого задания поможет при участии в конкурсе по данной теме.
|
4 день | |
Задание: Сформировать информационную повестку с 27 апреля по 30 апреля и выписать самые громкие события. Итог: Ребята вспомнили всероссийские издания и посмотрели актуальные темы. | Задание: Мы вспомнили, как выглядят некоторые журналисты, блогеры и медийные личности, отгадали кроссворд на некоторые термины, посмотрели работы всех участников, дневники тем. Настало время вернутся к визуальной информации. Актуальные события отражаются в мемах, которые встречаются в интернете. Предложите готовые мемы на актуальную тему ( кроме пандемии) и создайте свой актуальный мем. Итог: отслеживание информационной повестки дня. |
5 день. Завершение марафона | |
Подводим итоги! Отмечаем любимым смайлом/галочкой/плюсиком сделанные пунктики. |
Первый и последний дни марафона - расслабляющие и простые. Каждое последующее задание отталкивается от того, что было пройдено в предыдущие дни марафона При этом необходимо погружать участников в такой опыт, который мотивировал бы их на участие в марафоне, начиная с любого этапа, и помогал понять ребятам, что когда они что-то будут утрачивать в логической цепочке, то не смогут выполнить предыдущие задания.
Таким образом, применение приема марафона в педагогической практике обеспечивает не выполнение заранее заданных установок, а максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей каждого воспитанника на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.