3. Конспекты уроков

Хасанова Татьяна Юрьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Электрическая лампочка

Слайд 4

Томас Эдисон

Слайд 6

3 2 1 К О Т

Слайд 7

1 2 3 Т О К

Слайд 10

Гидроэлектростанции

Слайд 11

Кармановская гидроэлектростанция

Слайд 15

/ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Автор: Хасанова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №7

Предмет: Литературное чтение

УМК:   система развивающего обучения Л.В.Занкова

Класс: 3 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема урока: Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»

Цель: создать условия для усвоения обучающимися новых знаний по теме урока

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формирование уважительного отношения к иному мнению, к другой точке зрения; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование чувства любви к родному краю.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать), развитие умения использовать разные способы поиска информации (в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др.); формировать умения работать в паре, группе (коммуникативные УУД);формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: познакомиться с произведением В.Ю.Драгунского, формировать читательские умения и навыки, анализировать текст и делать выводы.

Оборудование урока: раздаточный материал (кроссворд, краткая биография В.Ю.Драгунского, задания для групп), сигнализаторы, воздушный шарик, шкатулка, иллюстрации к тексту, анкета писателя, учебник: В.Ю.Свиридова «Литературное чтение» 3 класс, презентация.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)

1

Самоопределение к деятельности (орг.момент)

Учитель дает эмоциональный настрой на урок.

-У меня в руках шкатулка желаний .(Учитель держит в руках шкатулку, внутри которой лежит маленький шарик)

 Что же мне пожелать?

-Я желаю, чтобы вы на уроке помогали друг другу. Чтобы вы для себя открыли что-то новое, и чтобы хорошее настроение у вас было на протяжении всего урока.

-А чего вы бы себе пожелали на уроке? Загадайте свое желание и отправьте в шкатулку желаний. Потом в конце урока мы проверим, сбылись ли ваши желания.

Вступают в диалог.

Эмоционально настраиваются на урок.

Контролируют готовность к уроку.

Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Управление поведением партнера

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (постановка учебной задачи):

-речевая разминка

-проверка домашнего задания

Учитель создает проблемную ситуацию. Организует перекрестную дискуссию в статичных группах.

Учитель в позиции консультанта- фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы и цели урока

Шкатулку в руки я возьму и потихонечку открою.

Вот вижу мыслей кутерьму, что вьются радугой –дугою.

-А еще что я вижу? Что это? (шарик, мячик)

-Давайте поиграем с ним! Проведем речевую разминку. Будем играть в звуки. Первый ряд кидает третьему ряду звук «а», а третий ряд возвращает второму.

Второй ряд кидает звук «у» первому ряду, а первый ряд возвращает третьему.

-А теперь надуем шарик, он такой маленький.

-Сссс-надуваем

-Шшшш- сдуваем

-Вот какой красивый шар надули! (Учитель достает из-под стола красный воздушный шарик с запиской на нем. На записке написано «кроссворд»)

Но что это за надпись на шарике?

-Какое задание можно предложить?

-Будем работать в парах и отгадывать кроссворд.

-А к доске пойдут 2 помощника. Им нужно будет соединить фамилию писателя с его произведением. Если они выполнят задание правильно, то мы узнаем фамилию писателя, рассказ которого мы будем читать на уроке. (СЛАЙД 1)

-Пододвиньте к себе листочек с кроссвордом. Внимательно посмотрите на него. Если вы правильно ответите на вопросы, то по вертикали у вас получится ключевое слово, которое связано с темой урока.

1. Как звали девочку из рассказа К.Паустовского «Стальное колечко»? (Варюша)

2. Как звали деда из того же произведения? (Кузьма)

3. Кто еще жил с ними в доме? (воробей)

4.Как звали воробья? (Сидор)

5. Что подарил боец Варе? (колечко)

-Какое ключевое слово у вас получилось?

Оцените свою работу сигнальными карточками. Если справились с заданием зеленым цветом, если нет, то красным.

 Вижу зеленый сигнал светофора. А что вам помогло?

-Ребята. А каком шарике будет идти речь? Предположите.

-А теперь внимание на наших товарищей.

-Знаком ли вам этот писатель? Какие произведения вы уже читали?

- Мы должны оценить вашу работу. Согласны ли вы, что ребята у доски справились с заданием?

А что вам помогло справиться с заданием?

Дети принимают проблемную ситуацию.

Вступают в дискуссию.

Озвучивают тему и цель урока.

Дети  у доски делают выбор и объясняют его.

Работают в парах, разгадывают кроссворд

Находят ключевое слово «ШАРИК»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности

Вступают в диалог, высказывают предположения

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: нравственно-эстетическая ориентация; овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

3

Постановка учебной задачи.

Учитель организует работу в парах, побуждает учащихся к принятию учебных задач урока.

Попробуем объединить слова: Драгунский и шарик. А как называется произведение? Мы уже знакомились с Драгунским, почему опять появилась его фамилия?

--Ребята, а что мы будем делать на уроке, как вы поняли?

-Какие цели мы поставим?

-А что мы уже знаем о Викторе Драгунском? Сегодня мы узнаем о нем еще больше. (СЛАЙД 2)

-У вас на столах лежат листочки. На них написана краткая биография писателя. Внимательно изучите биографию. Если вам показалось что- то знакомым, то ставите «галочку», а если узнали что- то новое, то «!» Начнем по моей команде, а к доске пойдут 2 человека. Им нужно будет составить анкету В.Ю.Драгунского и ответить на вопросы.

1.Когда родился писатель?

2.Сколько профессий он освоил?

3.Как звали мальчика из «Денискиных рассказов»?

4.По каким произведениям были сняты кинофильмы?

- Мы должны оценить вашу работу. Согласны ли вы с ответами анкеты? Что мы узнали из анкеты?  А что помогло вам?

Проверяем работу на листочках. Что было уже известно? А что показалось новым?

 Почему испытали затруднения? Почему?

Работают в парах постоянного состава.

Осознают противоречие

Предполагают

Выбирают задачи

-Побольше узнать о писателе и его новом произведении

Отвечают на вопросы анкеты у доски, заполняют лист записями.

Проверяют, объясняют выполнение задания

Аплодируют

Осуществляют самооценку на сигнализаторах, дают устную оценку.

Познавательные:  общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, структурирование знаний;

Логические: формулирование проблемы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные: способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий

Личностные: смыслообразование, нравственно-эстетическая ориентация.

4.

Физминутка

Учитель выполняет движения под рифму.

Летит по небу шар большой, по небу шар летит.

Но знаем мы, что этот шар до нас не долетит.

Дети повторяют движения за учителем.

5

Открытие нового знания.

Учитель организует подводящий диалог, включает учащихся в групповую работу. Совместно с учащимися открывает новые знания.

(СЛАЙД 3)

- О чем же мы будем читать? Кто автор? Давайте проверим наше предположение чтением.

Перед тем как будем читать, познакомимся с некоторыми словами, фразами, которые могут вызвать затруднение. Некоторых ребят я попросила заглянуть в словари. (СЛАЙД 4)

Настойчиво-

Держать на привязи-

Звенело в ушах-

(СЛАЙД 5)

Молодцы, хорошо поработали со словарями.

Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос: кто главные герои рассказа? Как их звали?

Учитель знакомит учащихся с произведением.

-Вам понравился рассказ? Так кто же главные герои? А кто еще там встретился? Как ты думаешь? Сбылись ли наши предположения?

Чтение по частям

(На доске схема)

-Как вы думаете, на сколько частей можно поделить этот рассказ?

(СЛАЙД 7)

Посмотрите на схему и предложите задание, которое мы будем выполнять.

1часть- чтение по цепочке по 1 предложению.

-Почему Денис решил выпустить шарик?

Что он почувствовал?

-Как озаглавим?

2 часть- чтение по абзацам

-Что чувствуют дети, смотря в след шарику?

-Как озаглавим?

3 часть- про себя

-Важно ли Денису, чтобы Аленка разделила его чувства? –Почему? А вам понятны чувства детей?

-Как озаглавили третью часть?

-А что помог увидеть шарик?

Учащиеся включаются в подводящий диалог, следят за логикой рассуждения, работают в группах постоянного состава, открывают и фиксируют новое знание.

Дети обогащают словарный запас. Учатся работать со словарями, справочниками, учатся находить нужную информацию в сети Интернет.

Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Предполагают

Выполняют задание, озаглавливают части.

1.Упустили шарик

2.Шарик летит все выше

3.Что помог увидеть шарик?

Доказывают свое мнение, подтверждают свои ответы, словами в тексте.

Осуществляют самооценку

Познавательные:  общеучебные:  структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Логические: анализ объектов; сравнение объектов% установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий

Личностные: смыслообразование, нравственно-эстетическая ориентация.

6.

Первичное закрепление

Учитель организует самостоятельную работу в группах.

- А что именно помог увидеть шарик мы узнаем, поработав в группах. Как надо работать в группах? Повторим правила.

(СЛАЙД 11)

1 группа – вам даны 3 иллюстрации. Вам нужно выбрать подходящую картинку к рассказу. По иллюстрации найти отрывок в тексте. Выберите кто его будет читать. Отрепетируйте.

2 группа – по опорным словам: весна, машины, небо, шарик найти отрывок в тексте, который раскрывает чувства главного героя.

(СЛАЙД 12)

3 группа- Составить синквейн к слову ШАРИК. Правила составления синквейна на доске. Выбрать выступающего.

(СЛАЙД 13)

-Все ли получилось? Что новое для себя открыли?  Как работали в группе? Какое настроение было?

Ориентируются в информации.

Решают поставленную задачу.

Повторяют правила работы в группах.

Работают в группах, находят ответ на проблемный вопрос.

Ориентируются в информации.

Выступающие демонстрируют знания и умения

Осуществляют самооценку на сигнализаторах, дают устную оценку.

Познавательные: общеучебные умение структурировать знание, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка); умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

7.

Обобщение и закрепление

-Вспомните шкатулку желаний в начале урока.

Что вы себе пожелали?

-Сбылись ли ваши пожелания?

-Как вы думаете шарик в рассказе является символом чего?

А у вас какие чувства вызвало это произведение?

Демонстрируют известные знания.

Выявляют границы применимости нового знания

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по закреплению, уточнению известных знаний и способов действий

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Личностные: самоопределение

8.

Домашнее задание

Учитель обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задание будет по рядам:

1 ряд-составить пять вопросов по тексту произведения

2 ряд- задание «Оживи картинку». Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку и с обратной стороны написать подходящие строчки из текста.

3 ряд- составить синквейн к слову «Денис».

Определяются с объемом домашнего задания.

Личностные: самоопределение

9.

Рефлексия

 Учитель создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

-А какие чувства у меня вызвало это произведение, вы узнаете из следующих строк:

Чтобы не было мне скучно

Я забаву отыщу

Я надую шар воздушный и на волю отпущу.

Пусть летит он в небеса,

Прямо к белым облакам

Пусть отыщет чудеса, и о них расскажет нам! (Учитель выпускает к потолку надутый шарик)

-Я вам желаю, чтобы ваша душа всегда пела от счастья и летела только ввысь, как этот шарик.

(СЛАЙД 16)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности.

Дети аплодируют

Регулятивные: оценка своих достижений на уроке

Личностные: самоопределение

Прогнозируемый результат: В процессе работы будет организована учебная деятельность учащихся в предметной области «Литературное чтение». Учащиеся овладеют содержанием в рамках темы: В.Ю.Драгунский «Красный шарик в синем небе», осознают красоту человеческой души, окружающего мира. Будут стремить сделать хорошее и приятное для близких людей.  Кроме того, дети получат опыт работы с информацией, совершенствуют умение работать в паре, в группе, оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

 



Предварительный просмотр:

Урок технологии

Тема: Из истории рельефа. Барельеф и горельеф. Рельефная лепка. Работа с пластилином «Медальон».

Цель: -украшение медальона, используя рельефную лепку (барельеф).

Задачи.

  •  Обсудить этимологию слова «рельеф», барельеф, горельеф.
  • Показать способы получения различных живописных эффектов из цветного пластилина.
  • Создание рельефной открытки.
  • Совершенствование ручной умелости, развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, фантазии, художественного вкуса.
  • Расширение познания окружающей действительности, формирование культуры личности ребенка, воспитание трудолюбия и аккуратности.
  •  Применение знаний и умений в новых ситуациях.
  • Развитие художественных и конструкторско-технологических способностей, пространственных представлений.

Метапредметные результаты.

Личностные УУД. У учащегося будут сформированы:

- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

- предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

- уважение к культурным традициям своего народа.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- социальных и учебно-познавательных мотивов учения;

- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

РУУД:

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

ПУУД:

- владеть общими приемами решения задач;

- работать с информацией, представленной в форме рисунка, текста;

- находить разные способы решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь.

Оборудование: клеенка, пластилин, стек, влажные салфетки, презентация, формы для обрубовки.

Ход занятия:

I. Организованное начало урока.

-Ребята, наш урок я хотела бы начать со слов известного писателя Н. Островского: (СЛАЙД №   )

«Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжёлый и изумительно радостный труд».

-Согласны ли вы с этим высказыванием автора? Поясните свой ответ.

-Сегодня мы с вами тоже будем выполнять творческую работу, и мне бы очень хотелось, чтобы  у вас возникли радостные положительные эмоции.

II. Актуализация знаний.

1) –Посмотрите на изображения. Что вы увидели? (Равнина, овраг, гора…) ( СЛАЙД №   )

-Как назвать одним словом, всё эти виды земной поверхности? (Рельеф)

-Давайте вспомним ещё раз определение рельефа, которое мы проходили в прошлом году на уроке окружающего мира. (Слайд №   )

«Рельеф – это совокупность неровностей твердой земной поверхности, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.»

2) Но у рельефа есть и другое определение, с ним нас познакомит Ульяна.

Рельеф - один из основных видов скульптуры, в котором изображение выступает над плоскостью фона.

Есть несколько видов рельефного изображения.

-А  чтобы познакомится с ними, предлагаю  объединиться в 4 группы:

1 и 2 группы, вам нужно будет прочитать материал в учебнике на стр.8-9    и подписать названия к описанным видам рельефа.

3 группа, вам нужно будет узнать , что такое «барельеф», прочитав материал в учебнике на стр. 8-9,    и выбрать иллюстрации с данным видом рельефного изображения.

4 группа , вам нужно будет узнать , что такое «горельеф», прочитав материал в учебнике на стр. 8-9,    и выбрать иллюстрации с данным видом рельефного изображения.

Проверка выполнения задания.  _Что у вас получилось?

3) –А  запомнить и не путаться в этих видах рельефного изображения нам поможет яблоко.

-Что у меня в руках? Половинка яблока. Если её приклеить, у нас получится горельеф. А если наклеим только кусочек, то -  барельеф!

4) _А как вы думаете, какой вид рельефа быстрее выполнить: горельеф или барельеф?

-КТО ДОГАДАЛСЯ С КАКИМ ВИДОМ РЕЛЬЕФА МЫ БУДЕМ РАБОТАТЬ НА УРОКЕ?  Конечно же с барельефом, он более экономичный, т.к меньше потребуется материала.

5) –А вот для того, чтобы узнать, что мы будем украшать барельефом, вам нужно разгадать слово на доске:

ЕМАДЬНЛО   _______ медальон.

Цель: украшение медальона барельефом.

6) - А что такое «Медальон»?

 Медальон - украшение или памятный знак круглой или овальной формы, изредка — прямоугольной или более сложной формы.

Своему происхождению медальон обязан Древнему Риму, так там называли круглый диск, который вручали военачальнику во время триумфа. Он был похож на большую золотую монету, но крепился на цепочку и был богато разукрашен.

Медальоном может называться и небольшой портрет, или вообще рисунок, имеющий круглую или овальную форму и оправленный рамкой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III .Подготовка рабочего места.

 – Какой материал  в качестве основы медальона будем использовать? (пластилин)

А) Правила работы с пластилином:

  1. Застели рабочее место клеенкой.
  2. Следи, чтобы пластилин не падал на пол и не попадал на одежду.
  3. Нельзя брать пластилин в рот,  а во время лепки не следует трогать лицо руками.
  4. После работы с пластилином вымой руки  водой с мылом.

Б) –Какие приёмы лепки будем использовать? Выберите подходящие.

  • Отпечатки различными предметами на пластилиновой основе.
  • Выкладывание жгутиками.
  • Лепка вытягиванием.
  • Обрубовка стекой или с помощью готовых форм.

IV. Планирование деятельности.

1. Взять основу (картон).

2. Выбрать цвет пластилина. Согреть и наложить на основу  слоем толщиной 1 см.

3. Придать форму медальону.

4. Украсить изделие.

V. Практическая работа .

VI. Анализ готовых работ.

-Какие виды лепки ты использовал? Кому бы ты подарил свой медальон?

VII. Итог урока:

-Какую творческую работу мы выполнили? Какой вид рельефа использовали?

VIII. Рефлексия:

-Для кого выполнение этой работы было  не  в тягость, а в радость?

-Кто испытывал трудности? В чем?

-Получили ли вы удовлетворение от своего труда? Кто доволен своей работой?



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературное чтение на тему Кир Булычев «Консилиум»

Хасанова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №7 ГО г. Нефтекамск Республика Башкортостан

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема: Кир Булычев «Консилиум»

 Цели: -познакомить детей с творчеством писателя и с отрывком из повести К.Булычева об Алисе

Личностные:

  1. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие
  2. Учиться выражать свои эмоции
  3. Понимать эмоции друг их людей, сочувствовать, переживать

Регулятивные:

  1. Определять и формулировать цель на уроке
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке
  3. Учиться работать по плану
  4. Учиться высказывать свою версию при работе с иллюстрацией

Познавательные:

  1. Уметь ориентироваться в учебнике и в словаре
  2. Делать выводы в результате совместной работы
  3. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные;

  1. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме
  2. Умение слушать и понимать речь других
  3. Развивать навык выразительного чтения
  4. Работать в паре и в группе

Предметные:

  1. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся
  2. Понимать смысл заглавия произведения. Выбирать наиболее подходящее заглавие к части
  3. Размышлять о характере, поступках героев
  4. Умение задумываться о будущем

Оборудование: выставка книг К.Булычева,

                            м/ф «Тайна третьей планеты»,

                            Слова:  консилиум,

                                         Альдебаран

                       Презентация

Ход урока

  1. Актуализация знаний

-Кто любит мечтать?

-Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Звезды такие красивые и далекие. Их не достать руками. Посмотрите на них, найдите самую красивую звездочку и загадайте свое самое заветное желание. Загадали?

-Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! Вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно прижмите к своей груди. Пусть ваша мечта сбудется!

  1. Речевая разминка

А) упражнение для глаз «Качели» (катаются ваши глазки)

Б) упражнение «Колесо обозрения»

В) упражнение «Тир»

Г) упражнение на дыхание (воздух порциями)

Д) скороговорка «По лесенке» (А Роза упала на лапу Азора)

                                               ЛА

                                         ПА       НА

                                   У                      ЛА

                             ЗА                                ПУ

                        РО                                           А

                    А                                                     ЗО

                                                                                 РА

- Читаем под ритм, вырабатываем силу голоса.

- Какой звук чаще употребляем?

 Читаем с разной интонацией: с жалостью, с обидой, с сомнением, с радостью

-Читаем с конца: А роза упала на лапу Азора.

-Как называются такие пословицы? (перевертыши)

  1. Проверка домашнего задания

- Проведем викторину и узнаем насколько вы внимательны. Ответы вписываем в кроссворд. В итоге у вас получится слово, с которым будет связана тема нашего урока. Будьте внимательны!

 

  1. Имя одной из злых волшебниц из сказки Шварца о потерянном времени (не Ольга)  (Марфа)
  2. Имя товарища Дениса из рассказов В.Драгунского.  ( Мишка)
  3. Имя мальчика, от имени которого ведется повествование в рассказах В.Драгунского.   (Денис )
  4. Новое слово, которое услышал герой рассказа В.Голявкина, обозначающее документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.   (патент)
  5. На каком виде городского транспорта катался от скуки герой рассказа В.Голявкина?  ( трамвай)
  6. Какой язык все лето учил Павел?  (английский)
  7. Какое слово он выучил за два месяца тяжелой учебы?  (Пит)
  8. Продукт, острая приправа, которую не ел герой рассказа В.Голявкина. (горчица)
  9. Какой предмет был волшебным в сказке о потерянном времени?  (ходики)
  10. Кого любит Мишка (не котят)?( бабушка)

(Дети сверяются с доской)

- Что получилось?   (фантастика)

  1. Решение проблемы. Открытие новых знаний.

- А что обозначает слово фантастика? Вы узнаете это, если поработайте в парах. (На столах лежать тексты). Нужно прочитать и ответить на вопрос.

 От греческого слова фантазия- воображение. Это слово обозначает мечту. Издавна люди мечтали. Мечтали обо всем. Когда-то было трудно добывать огонь. 1000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. А сейчас мы с вами пользуемся зажигалкой. А уж полеты в космос могли привидеться только во сне. Но в 21 веке уже никого не удивляют выходы в открытый космос. Наука не стоит на месте. Что казалось фантазией 100 лет назад – сегодня реальность.

-Что же такое фантастика?

 -Но фантастика как жанр литературы все равно существует. Как вы думаете, почему?

  1. Сообщение темы и целей урока

(отрывок из м\ф «Тайна третьей планеты»)

-Посмотрите отрывок мультфильма, и попробуйте догадаться как он называется.

-Кто уже видел этот мультфильм?

-Кто его главный герой? (Алиса Селезнева)

-Что вы о ней знаете?

(Эта девочка из будущего, очень любит животных. Папа Алисы- космобиолог, директор космического зоопарка, изучает и собирает животных со всей галактики).

-Каких друзей Алисы вы знаете?

(Пашка Гераскин- наш современник, мальчик из прошлого –Герасик, инопланетянка Ирия Гай, космический кораблик Гай-до и др.)

-Какие книги об Алисе вы еще читали?

(выставка книг)

- О каком фантастическом жанре мы говорили?

  1. Изучение нового материала.

Автор произведения Кир Булычев. Кир Булычев - псевдоним Игоря   Всеволодовича Можейко. Годы жизни 1934-2003гг.

-Послушайте внимательно об авторе, постарайтесь запомнить как можно больше. (Рассказывает подготовленный ученик. На доске показ слайдов, фотографии из жизни Кира Булычева)

Кир Булычев родился в Москве. Совсем маленьким он обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе.

 В десять лет Игорь захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Но учиться долго там не смог, т.к. часто болел.

  Игорю очень хотелось путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия. Изображая себя великим путешественником, он вдоль и поперек исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал коллекции минералов, представлял себя великим геологом с мужественным лицом.

  Казалось, ему светит прямая дорога в Геолого-разведочный институт, однако получилось так, что Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и окончив переводческий факультет, он попал в далекую азиатскую страну Бирму.

   Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми, какими-то воздушными.

   Потрясенный увиденным, Игорь Можейко вернулся на родину и поступил в аспирантуру при Институте востоковедения и защитил диссертацию.

  В то же время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не интересовалась папиной работой, ей хотелось, чтобы папа, позабыв про все дела, рассказал ей что- нибудь необычное. И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке с 21 века, которую тоже назвал Алисой. Рассказы «Девочка, с которой ничего не случится» вышли в свет в 1965 году.

   Игорь Можейко – ученый, историк. И тут какие-то фантастические истории. Имя жены плюс девичья фамилия матери – решил автор и написал под рукописью Кир Булычев. Книги иллюстрировала его жена. Так серьезный историк начал писать несерьезную фантастику. Книга «Девочка с Земли» вышла в свет в 1974 году. А однажды Алиса Селезнева даже стала кинозвездой- были написаны сценарии мультфильма «Тайна Третьей планеты» и х/фильм «Гостья из будущего».

-Что узнали о Кире Булычеве?

  1. Физминутка

-Встаньте, посмотрите на свой кончик носа, найдите глазками верхний левый угол на потолке, найдите верхний правый угол. Теперь ведите линию глазками из левого верхнего угла в верхний правый угол на потолке. Поморгайте глазками. Отдохнули?

  1. Работа с текстом

-Что такое консилиум? Предположите о чем пойдет речь?

Читают подготовленные дети.

Нацеливающий вопросы: о чем рассказ, кто главные герои?

  1. Проверка восприятия.

-О чем рассказ? Кто главные герои?

-К какому литературному жанру относится это произведение? Докажите.

  1. Словарная работа.

Консилиум- собрание ученых, совет

Альдебаран- созвездие

  1. Повторное чтение по цепочке.

-Зачем собрался консилиум в кабинете Алисиного отца?

-Кем на самом деле был козлик?

1 часть- чтение с озаглавливанием

-Как профессор Царевич превратился в козлика?

-Кто из героев не сомневался в том, что козлик- профессор, директор заповедника?

-Как озаглавили? (Превращение в козлика или заколдованный профессор)

2 часть- работа в группах

-Какие сказки узнали? Какие слова доказывают, что это фантастическое произведение?

-Кто присутствовал на консилиуме?

-Рассмотрите иллюстрацию? Кто там изображен?

-Как озаглавим? (Консилиум)

3 часть- самостоятельное чтение

-Помог ли козлик разрешить проблему ученых? Как он себя повел? Почему вы так считаете? Как озаглавим?

(Гости или эксперимент)

4 часть- «жужжащее чтение»

-Как ученые предполагали вылечить козлика?

Как думаете, что может произойти дальше?

-Как проявила себя Алиса в этом эпизоде? Что можно о ней сказать?

(Алиса умеет хранить чужие секреты и тайны, она не любит пустых разговоров, уважительно относится к людям, к профессору-козлику, верит в сказки и волшебство)

-Как озаглавим? (Как вылечить козлика?)

-Понравился ли вам отрывок из повести? Чему он учит?

  1.  Словарь настроений.

1ряд- характеристика Алисы

2ряд- характеристика козлика

3ряд- характеристика автора произведения

  1.  Работа с классом.

По ролям читаем отрывок 2. Чтение диалога по ролям, исключая слова автора.

1 вариант задает вопрос 2 варианту.

2 вариант задает вопрос 1 варианту.

  1. Итог

-Кто автор произведения? Что о нем узнали?

-Как заканчивается рассказ Консилиум?

-Чему он научил вас? К какому жанру он относится?

-Для чего в литературе существует жанр фантастика?

-Для чего нужно проявлять свою фантазию?

- А о чем вы мечтаете?

-Что необходимо для осуществления вашей мечты?

-Какую пользу вы можете принести городу, стране?

  1. Домашнее задание.

Творческое задание- нарисовать рисунок к произведению и приготовить сжатый пересказ.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения Кир Булычев «Консилиум»

Слайд 2

А ро за у па ла на ла пу А зо ра

Слайд 3

Мар ф а Мишк а Де н ис па т ент тр а мвай англий с кий Пи т горч и ца ходи к и б а бушка

Слайд 4

Кир Булычёв (Игорь Всеволодович Можейко) (1934 – 2003)

Слайд 10

Картина Киры Сошинской «Портрет Игоря»

Слайд 13

Рисунки Киры Сошинской к рассказам и повестям Кира Булычёва

Слайд 14

Консилиум Альдебаран неудачный - неудачливый выбегает – вбегает проверите – поверите Горыныч – Гордыныч лапу – лупу замялся – засмеялся подробных - подобных



Предварительный просмотр:

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий

Предмет: Окружающий мир (человек, природа, общество)

Тема: Почему их так назвали? Объяснение названий растений и животных. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Цели:

 -раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, птиц, насекомых, зверей  и их особенностями;

-развивать речь, мышление, память; умение сравнивать и делать выводы.

-воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Продолжительность: 35 минут.

Класс: 1 (первый)

Оборудование: компьютер, проектор, экран; выставка книг, энциклопедий, этимологический словарь, портрет Н.Сладкова, шаблоны из цветной бумаги, для составления макета радуги, раздаточный материал (текст «Ландыш»), рисунок с изображением Муравьишки Вопросика.

Технологии: ИКТ (презентация).

Аннотация

        Урок «Почему их так назвали? Объяснение названий растений и животных. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах» по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» был проведён мной в рамках школьного конкурса «Лучший урок с использованием информационно-коммуникативных технологий». Вид урока – изучение нового материала, форма занятия – урок-путешествие. Данное занятие направлено  на раскрытие взаимосвязи между названиями некоторых растений, птиц, насекомых, зверей  и их особенностями, развитие речи, мышления, памяти, умения сравнивать, делать выводы, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

          Урок проведён в соответствии с программой и календарно-тематическим планом, по учебнику «Окружающий мир. Мир вокруг нас» (автор  А.А.Плешаков). Тема данного урока входит в раздел «Где и когда? Почему и зачем?» Материал данного занятия тесно связан с предыдущими уроками. В частности была проведена игра, направленная на повторение правил поведения в лесу, кроме того, ребята составляли модель радуги (тема  предыдущего урока «Почему радуга разноцветная»). Работа по разделу «Где и когда? Почему и зачем?» будет продолжена на последующих уроках.

        Материал, подобранный к уроку, методы и приёмы подобраны с учётом возрастных и психологических особенностей первоклассников. Один из ведущих видов деятельности – игра.  

             Для достижения поставленных целей на уроке были использованы ребусы, загадки, фотографии животных и растений. Для проверки усвоения пройденного материала была проведена групповая работа. При изучении нового материала, обучающиеся работали в парах: читали научно-познавательный текст «Ландыш», узнавали по описанию животных, догадывались, о происхождении их названий. При закреплении изученного материала были проведены игры «Найди цветочек»,  «Найди меня». В конце путешествия дети самостоятельно объяснили название нашего города.

        Весь  наглядный материал подобран рационально и  оформлен эстетически.  В целях создания благоприятной обстановки на уроке использовано музыкальное сопровождение.

            По итогам урока можно отметить, что занятие цели достигло, отзывы  детей, а также наблюдение за школьниками, показали что первоклассникам  было интересно, они узнали много нового.        

Ход урока

1.Организационный момент

 Звучит песенка «Ужасно интересно» из м/ф «38 попугаев»

А поднимите руку те, кому тоже интересно все неизвестное?  (1 слайд)

-Можно ли все на свете знать?

-А надо ли пытаться узнать еще больше?

-А для чего нам это необходимо?

-Откуда мы можем узнать новое?

А за новыми знаниями мы отправимся вместе с Муравьишкой Вопросиком.

-Наша планета Земля полна разных тайн. Узнать обо всех тайнах на одном уроке невозможно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку. Куда? Догадайтесь, решив ребус.

                 /лиса- лес/      (2 слайд)

2. Актуализация знаний.

  -Сегодня мы отправляемся в путешествие на лесную полянку… (3 слайд)

А как вы думаете для чего? / картинка полянки/

-Послушайте слова детского писателя Н.Сладкова, который много писал о природе, и скажите для чего еще можно отправиться в лес?  (4 слайд)

 «Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки, а загадки еще интереснее искать. Что там грибы, орехи! Соберешь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь- так покой потеряешь. А как нашел загадку- так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь- две новых загадки найдешь. И пошло- поехало- конца не видно!»

/портрет Н.Сладкова/

-Для чего предлагает отправиться автор в лес?

Земля- это дом, в котором мы живем, здесь нам жить дальше, пить воду, дышать воздухом. Человек- частица природы!    ( 5 слайд)

-Послушайте стихотворение и скажите, почему мы можем оказаться одни на планете?

(читает подготовленный ученик)

     Дерево, трава, цветок и птица

     Не всегда умеют защититься

     Если будут уничтожены они,

     На планете мы останемся одни.

-Хочется вам остаться одним на планете? Почему же мы можем оказаться одни на планете?

3. Повторение изученного материала на прошлом уроке.

Загадка 1.

-Как же нужно вести себя в природе, чтобы не нанести вред ее обитателям?

 Игра «Да» и «Нет».  

-Если вы согласны с утверждением, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами.

Задача 1.

Какие цветы можно дарить на день рождения? (6 слайд)

А) Любые цветы, которые тебе нравятся.

Б) Букет можно составить из тех цветов, которые выращены человеком.

Задача 2.

Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (7 слайд)

А) да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.

Б) нет, нельзя. Шум и запах костра пугает лесных жителей.

Задача 3.

Можно ли весной брать с собой собаку? (8 слайд)

А) Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной. Она легко может поймать беззащитных детенышей животных.

Б) Собаку можно выгуливать в лесу в любое время года, чтобы она не мешала людям.

Задача 4.

Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь несколько цветов. (9 слайд)

А) Нет, природе  не будет хуже. Там всего много.

Б) Да, природе нанесён вред.

 Вывод: Что нельзя делать в гостях у природы?

/нельзя шуметь, рвать много цветов, уносить из леса животных, нельзя  трогать птичьи гнезда/

Игра «Поделись секретом» (мелодия «Дождя не боимся»)

-Вот беда! Муравьишка Вопросик за правильные ответы хотел вам подарить в подарок радугу, да позабыл, перепутал все цвета. Поможем ему, поделимся секретом?

/Работа в группах,  доски- 3 группы/

Задание: собрать радугу из цветной бумаги ( даны лишние цвета)

- Какая красивая радуга получилась!  ( 10 слайд)

-А что обозначает слово «радуга»? (Веселая дуга, говорили раньше «райдуга» от слов «рай» и «дуга», блестящая и пестрая дуга как оболочка глаза.

 4. Работа над новой темой

Загадка 2.

- А задумывались ли вы, почему все вокруг называется именно так, а не иначе? Почему дерево называют деревом, а кошку кошкой? Как рождаются слова, когда, кем они придуманы, мы сегодня и попытаемся узнать. А поможет нам в этом незнакомая для вас наука- этимология ( 11 слайд). Наука о происхождении и значении слов.

  Сейчас мы будем разгадывать секреты названий животных. Чтобы это сделать, надо быть внимательным, наблюдательным, много знать о повадках и привычках животных. Некоторые из них получили название за голос, за внешний вид, место обитания. Так, например, почему кукушку кукушкой назвали?

- Правильно, она издает звук «ку-ку».

Рябчика-…за рябой, пестрый вид.

Птицу кедровку- …за, то что любит лакомиться кедровыми шишками.

/кукушка, рябчик, кедровка/     (слайд 12)

Загадка 3. Работа по научно-познавательной статье «Ландыш»

-Ребята, смотрите какая красивая поляна перед нами. Что за удивительные цветы перед нами? (изображение ландыша) Самостоятельное чтение (на листочках)

        На тоненьком стебельке – белые цветочки. Листья у него гладкие. Ландыш – ядовитое растение. Его ягоды есть нельзя!

-Когда появляются ландыши? На тоненьком стебельке- белые  цветочки. А как они чудно пахнут! Откуда у ландыша такое необычное имя? А получил он его из-за гладкой поверхности листьев. Сначала это растение называлось «гладким», потом «гладышем», а потом «ландышем». О происхождении ландыша сложено много легенд. В Англии верят, что ландыш это бусинки, потерянные Белоснежкой. А в нашей стране считают, что ландыши- это горючие слезы царевны Волховы. Но, ландыш известен не только своею красотой, но и целебными свойствами (лечит сердце). Но еще ландыш- ядовитое растение. Его ягоды есть нельзя. Ядовита даже вода, в которой стоял букет. Но все таки к этому цветку надо относиться с уважением. Не рвать, не топтать, потому, что ландыши занесены в Красную книгу. Их на земле осталось мало.

( 13 слайд)

Загадка 3.  (по рядам)

-А сейчас вы узнаете еще много интересного о других животных. Отгадайте загадку.

1) Хвост пушится,

    По веткам резвится.

    Ловко скачет,

    Орехи прячет.    (белка)  (14 слайд)

 - Как же произошло это слово? Ребята, какого цвета у белки шубка? Правильно, рыжего. Но поздней осенью ее шубка становиться серой, и когда белка перепрыгивает с ветки на ветку, то кажется белой, пушистой, блестящей. То есть за цвет шубки белка получила свое название: белый- белка.

   2)        Серенькая птичка

               Ростом невеличка,

               Бегает от кошки,

               Собирает крошки.       (воробей)  ( 15 слайд)

Воробей- это всего лишь «вора бей». Все вы, наверно, видели, как ловко воробьи отнимают крошки у других птиц. За «воровство» и получил воробей свое имя.

3)    Расселись по цветкам,

      Листочкам, стебелькам.

      Их громкий перестук

      Всю ночь: тук- тук, тук-тук.      (кузнечик)  (16 слайд)

 Название кузнечика произошло от слова «кузнец». Как работает кузнец? Он выковывает из железа разные предметы. А кузнечик тоже кует, только не молоточками стучит, а трет крылышком о крылышко и получается особый звук- стрекотание. Тот самый, что издали так похож на перестук крохотных молоточков, за который кузнечика и назвали кузнечиком- кузнецом. Уши у кузнечика на передних ножках.

- А теперь проверим, внимательно ли вы слушали?

Почему их так прозвали?

4 загадка. Игра «Найди цветочек»

Шевелились у цветка все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.    \бабочка\

Задание: найди свой цветочек.  ( 17 слайд)

/Лимонница, Павлиний глаз, Капустница/

Объясните, почему их так назвали?

 Бабочек называют чешуекрылистыми. Это такие маленькие чешуйки, которыми покрыты крылья бабочки. Чешуйки, словно мишура карнавального костюма, придают всем бабочкам изумительные расцветки. Бабочки и цветы развиваются вместе. Почему? Бабочки- переносчики пыльцы. Известно 200 тысяч видов бабочек.

  -А рядом очень красивые цветочки. Как они называются и почему их так называют?

(одуванчик, колокольчик, подсолнух)

    -Дорожки у бабочек перепутались. Посадите своих бабочек на цветы. (18 слайд)

1 вариант-лимонницу

2 вариант -Павлиний глаз

3 вариант -капустницу

  -Какие будут предположения?

-Проверяем. ( 19слайд)

5 загадка. Работа по учебнику.

- Откройте стр.33 учебника. Мы узнаем еще об одних насекомых. Слово «насекомое» произошло от слов «насеченное», животное с насечками.

Посмотрите внимательно на иллюстрацию внизу. Каких зверей напоминают эти насекомые? Объясни, почему их так назвали?

(жук- олень, жук- носорог, жук- слоник.)

6 загадка.

- Муравьишка  Вопросик предлагает вам поработать в тетради на стр.41. Дело в том, что они с Черепахой ждут в гости жука- оленя и жука –носорога. Покажите стрелками, кто к кому придет в гости. Задание по вариантам. 1вариант- показать дорожку жуку-оленю, 2 вариант- жуку-носорогу.

7 загадка.

Игра «Найди меня» (20 слайд)

Задание: найдите спрятавшихся обитателей леса. А человек? Он гость. Что значит «человек»? «Чело»- сила, «век»- век, сто лет.  Имеется в виду сила разума и сила физическая. Дословно «сила, данная на век». В старину говорили «обвекнуть» - постареть.

Проверка. ( 21 слайд)

     -А кого вы еще увидели? (носорог, птица, рыба, жук, бабочка, человек)

-Почему так назвали носорога?

-Какие интересные названия птиц вы запомнили?

-Есть ли у рыб интересные названия? (рыба-меч, рыба-молот)

-Каких жуков вы сегодня запомнили?

-А какие интересные названия у бабочек есть? Кто дополнит, назовет свои?

 8 загадка

   -Путешествие наше подошло к концу. Оказались мы с вами в любимом городе Нефтекамске. Какой он? Опишите его. (22 слайд)

Почему он так назван? От каких слов произошло его название?

Итоги:

-Ой,  что же произошло? Опять  мы видим знак вопроса. (23 слайд)

-Как вы думаете, случайно ли это?

-Мы столько загадок в лесу отыскали, а впереди еще много интересного.

-Откуда мы еще можем узнать новые сведения? (выставка книг)

-Кто слушал на уроке?

-Кто слышал?

-А кому было интересно слушать, что говорил другой?

-А кто помогал соседу рассказывать?

-А кто увидел соседа по- новому?

Описание методики использования ИКТ во время занятия

При подготовке к уроку я  использовала презентацию и карточки, предложенные далее. Необходимо  отметить, что карточки нужно раздать обучающимся до начала урока. Проведение урока в форме презентации способствует активизации деятельности обучающихся на уроке, повышает интерес к изучению окружающего мира. Карточки для работы в парах позволяют организовать самостоятельную деятельность обучающихся, воспитывают взаимовыручку, развивают память, мышление.  

Карточка для работы в парах

        



Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема:  Имя прилагательное.

Цели: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;

-формирование навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных;

-развитие орфографической зоркости, воспитание честности, любви к природе.

Ход урока:

1. Орг. момент.

У. Посмотрите на иллюстрацию. Что видите? (слайд№1)

Д.  Весенний пейзаж

У. Какое настроение вызывает у вас эта иллюстрация?

Д. весёлое, приподнятое, хорошее

У. Сохраните это настроение на протяжении всего урока.

2. Чистописание.

У.  Запишем число, найдём орфограммы.

       Сегодня будем прописывать букву Хх.

       Дайте характеристику звукам, которые обозначаются этой буквой.

Д. Звуки[х] - согласный, глухой, твёрдый, звук  [х'] – согласный, глухой, мягкий.

У. Вспомним правописание словарного слова хороший. Как вы понимаете это  слово?

Д. Положительный по своим качествам, приличный, такой, как следует.

У.  Ребята, у которых есть на партах карточки, работают в них, 2 человека у доски выполняют фонетический разбор слова весна, остальные работают с учителем.

У.   Подберите однокоренные слова к слову хороший. 

Д. Хорошенький, хорошо, хорошеть.

У. Разберем слово хорошенький по составу.

     -Вспомните пословицы, где встречается слово хороший?

     -Посмотрите на пословицы, которые записала я, прочитайте:     (слайд№2)

                         Х_ р _ш_ _ реч_  приятно и слушать.

                         Чтобы х_ р _ шо учит_ся, не надо л_нит_ся.

                         Х_р_шая книга – лучший дру_.

    - Вставьте пропущенные буквы, объясните. (слайд№3)

    - Выберите пословицу, которая может стать эпиграфом к нашему уроку.

    - Запишите по памяти эту пословицу.

    - Какую пословицу записали?

    - Проверьте:     (слайд№5)

                         Хорошую речь  приятно и слушать.

                         Чтобы хорошо учиться, не надо лениться.

                         Хорошая книга – лучший друг.

    - Почему вы так думаете? (Дети объясняют значение, как понимают  пословицу)

     - Составьте предложение со словом хороший (устно).

     -Даны слова: п_д_рила, х_р_ший, з_мля, птицам, _бед, весенняя.      (слайд№7) 

     - Составьте предложение и запишите (1 человек у доски)

Д. Хороший обед подарила птицам весенняя земля.     (слайд№7) 

У. Разберем это предложение по членам предложения и частям речи. 

     (Дети, работавшие по карточкам сдают работу.)

3. Проверка работ у доски.

    Дети  задают дополнительный вопрос. Оценка.

4. Физкультминутка.

    Проводятся упражнения для мышц шеи, плеч, спины.

5. Словарная работа.

У.  Прочитайте слова:        (слайд№9)

соч_ная        

душ_стая        

р_дной        

к_смический        

х_р_ший        

п_рное        

- Что общего у этих слов?

Д. Это  имена прилагательные

У. Что такое имя прилагательное?

     -Можно ли определить по данным прилагательным, о каких предметах идет речь?

Д.  Да, примерно.

У.  Как вы догадались?

Д. Обозначает признак предмета, по признаку.

У. Объясните правописание пропущенных букв.  

    - Проверьте    (слайд№10) 

сочная        

душистая        

родной        

космический        

хороший        

парное

У. Подберите к данным прилагательным имя существительное – словарное  

     слово. Подчеркните орфограмму.

     -Проверим, какие слова подобрали. Вот что написала я    (слайд№11)

сочная ягода        

душистая земляника        

родной язык        

космический корабль        

хороший урожай        

парное молоко

У. Является ли орфограммой безударный гласный в окончаниях   прилагательных?

- Как проверить?

Д. Задать вопрос от существительного.

У. Как вы, думаете, почему имя прилагательное связано именно с именем существительным, а не с другой часть речи?

Д. Обозначает признак предмета, а предмет – это имя существительное.

У.Слово прилагательное произошло от латинского слова, которое означает присоединение, прибавление.

6. Работа по теме урока.

 У. Прочитайте стихотворение     (слайд№13)

                     Черемуха …    

        С весною расцвела

        И ветки ,

        Что кудри завила.

                     Кругом роса

                     Сползает по коре,

                     Под нею зелень

                     Сияет в серебре.

 - Что это за стихотворение?

Д. Сергей Александрович Есенин «Черемуха».

У. Какие слова пропущены?

Д. Душистая, золотистые, медвяная, пряная.

У.  Что это за слова?  

Д. Имена прилагательные.

У. Найдите орфограммы, объясните.   (слайд№14) 

Д. Медвяная – медовая, пряная – добавляют в еду, с сильным запахом,

     медвяная – мед, золотистые – золото, позолоченный, зелень- зеленый,  черемуха – черный, орфограммы жи- ши и  безударные  окончания прилагательных.    (слайд№15) 

 У. Выпишите словосочетания: прилагательное с существительным, с которым оно связано, подчеркните орфограммы.

Д. Черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная.

У. Проверим, правильно ли вы выполнили работу

     (слайд№16)

      Черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная.

У.  Какое словосочетание здесь лишнее?

Д.  Ветки золотистые.

У. Почему?

Д.  Прилагательное стоит во множественном числе.

У.  На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

Д.  Какие?

У.  Какие имеют окончания?

Д. -ые, -ие   (слайд№17)

У. На какой вопрос отвечают имена прилагательные в единственном  числе?

Д. Какой, какая, какое.

У.  Какие окончания имеют имена прилагательные в единственном   числе?

Д.  -ой, -ый, -ий, -ая,  -яя, -ое, -ее) (слайд№17)

У. Определите род прилагательных, которые вы записали.  

     -Как определяем род имён прилагательных?

Д.  По существительному с которым связано имя прилагательное.

У. У всех ли прилагательных будете определять род? Почему?

Д. Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

У. Проверим: читаем имя прилагательное, называем род.

     -На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода?

Д. Какой? 

У. Какие имеют окончания?  

У. -ый, -ой, -ий. (слайд№18)

У. Приведите пример.       

    -На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода? 

Д. Какая?

У. Какие имеют окончания?  

Д. -ая, -яя. (слайд№18)

У. Приведите пример.       

     -На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода?        

Д.  Какое? - ое, -ее.       

У. Какие имеют окончания?

Д. - ое, -ее.        (слайд№18)

У. Приведите пример.       

7. Физкультминутка. 

    Проводятся упражнения для глаз. В разных углах кабинета находятся изображения солнца, облака, дерева. Провести линию от солнца до облака, от облака до дерева. Посмотреть в окно: на точку на стекле, потом на дерево на улице, так несколько раз.

8. Закрепление.

У. Все признаки прилагательного встречаются в морфологическом разборе.  

      Разберем прилагательное душистая (черемуха).

Д.  Душистая – прилагат.

I. Черёмуха (какая?) душистая.

   Н.ф. – душистый (ед.ч., м.р., И.п.)

II. В И.п., в ед. ч., в ж. р.

III. (Какая?) душистая - определение.

9. Итог урока.

Работа в парах.            

У. У вас на партах лежат листочки, закончите предложения:   (слайд№19)

Имена прилагательные отвечают на вопросы … и обозначают … .

Имена прилагательные всегда связаны с … .

Имена прилагательные изменяются по … и в единственном числе по … .

Имена прилагательные … и … нашу речь.

У. Проверим, как вы ответили      (слайд№20)

Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?   и обозначают признак предмета.

Имена прилагательные всегда связаны с именем существительным..

Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам.

Имена прилагательные уточняют и украшают нашу речь.

10. Дополнительное задание.

У. Послушайте стихотворение сербского поэта Йована Змая «Честь».

(перевод С.Маршака)        (слайд№21)

     -Как вы понимаете слово честь?

Д.  Достойные уважения моральные качества и принципы человека.

У.  Подумайте, о чем оно?

Чести золото не купит.        

Честный чести не уступит.

Честь нужна ему, как свет.

Рад продать её бесчестный,

Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

Д. О чести, о том, что честный человек всегда поступает хорошо, а бесчестный – может продать свою честь за деньги.

У. Посмотрите на слова честный – бесчестный.  Что это за слова?

Д. Имена прилагательные, антонимы.

 У. Что такое антонимы? Синонимы?

      -Подберите синонимы  к слову честный, бесчестный.

Д. Добропорядочный, порядочный, добросовестный, прямой;  недобросовестный, безнравственный.

У. Составьте с этими словами предложение или вспомните пословицы.

Д. Береги честь смолоду.

.

Карточка для индивидуальной работы:

Карточка для работы в парах:



Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе.

Тема: Число О. Цифра 0.

Цели: 

-Познакомить с числом 0 как с пустым множеством и началом отсчета на числовом отрезке, учить писать цифру 0, читать и записывать свойства сложения и вычитания с 0;

-развитие наблюдательности, внимания, математической речи, развивать навыки сложения и вычитания в пределах 10;

-воспитание интереса к предмету, развивать навыки сотрудничества при работе в парах, группах.

Оборудование: учебник «Математика» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, компьютер, презентация к уроку, карточки для работы в парах, группах.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности (Орг.момент)

-Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало,

И улыбки, и тепло

Всем работать хорошо!

-Давайте подарим тепло наших сердечек всем гостям урока (Поздоровались)

-Красиво сели девочки, тихо сели мальчики.

-Сегодня на уроке мы с вами отправляемся за новыми знаниями по тропинкам страны Математики. Давайте прочитаем слова, которые станут девизом нашего урока:

 В Математику тропинки преодолеем без запинки. Как вы понимаете это?

Еще нужно помогать друг другу, быть внимательными.

  1. Актуализация знаний.

-Ой, кажется кто-то идет вместе с нами, я вижу чьи-то следы, а под ними выражения… Скоро мы узнаем кто это там прячется! Отгадайте загадку:

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь)                      

             Это Маша и Медведь идут с нами. Возьмем их

3.  Устный счет.

-Счет до 10 и обратно.

-Счет от 1 до 4, от 4 до 7, от 7до 10, от 10 до 7, от 7 до 5, от 5 до 1.

-Счет через 1.

Отгадаем тему урока: УСТОП

                                          54316

-Что-нибудь понятно? Надо выполнить задания, тогда разгадаем код. По нему сможем прочесть слово.

А) Назовите число, предыдущее числу 6? (5)

Б) Назовите число, последующее числу 3? (4)

В) Сколько углов в треугольнике? (3)

г) Я задумала число, прибавила к нему 1 и получила 3. Какое число я задумала? (2)

Д) Сколько вершин у луча? (1)

Код: 54321   слово: ПУСТО

-Посмотри на числовой ряд. Что можно сказать числах?

4. Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вправо ниже наклоняйся (2 наклона)

Влево тоже наклоняйся (2 наклона)

Покружились, повертелись

И на место все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем.

И работать продолжаем.

5. Открытие новых знаний

А)- А что значит ПУСТО? Пусто- значит сколько? (Нисколько)

Сколько мышка весит тонн,

Сколько в стае рыб ворон,

Сколько зайцев съела моль,

Знает только цифра …(ноль)

-С чем будем знакомиться на уроке? А что вы знаете о цифре и числе 0?

Внимательно послушайте сообщение.

Б) Сообщение. Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «Сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто». Ноль-единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране (рисунок).

В)- Как вы считаете, какова цель нашего урока? Куда записать цель урока? ( записываем цифру О в солнышко на доске).

-Чтобы подняться к солнышку, к нашей цели, нам нужно шагать по ступенькам.

-Что нужно узнать сначала? (как получается, потом научиться писать цифру 0, далее применяем полученные знания, а на последней ступеньке оцениваем свою работу).

-На какой мы сейчас ступеньке? Что нам нужно узнать?

Г) Наше солнышко сильнее припекает и что-то произошло. Что случилось? Снеговик растаял. Почему пустая карточка? (нисколько, ноль)

Вывод: Как выражается отсутствие объектов для счета? (нуль)

-Сколько дедушек учится в нашем классе?

-Сколько говорящих собак вы знаете?

-Сколько знакомых вам кошек умеют вышивать?

-Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль.

-Где в жизни встречаемся с числом 0?

Ноль-важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10р. Выложите у себя на парте.

-А если встанет слева от числа, то получим странное число. Оно вам встречалось?

01-пожарная служба

02-полиция

03-скорая помощь

04-газовая служба

-Где место ноля на числовом отрезке?

Что можно сказать про ноль, если сравнивать с другими числами? Это-натуральное число? (нет, если нет предметов, то считать нечего)

-Есть ли числа меньше 0? Посмотрите на термометр. Для чего он? Нуль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз от него. Это градусы тепла (выше 0) и холода (ниже 0, т.е. меньше нуля) Такие числа называются отрицательными и ставят перед ними знак «минус».

-Вот так выглядит письменная цифра 0 . Кто догадался на какую ступеньку мы поднимемся?

(будем учиться писать цифру ноль).

6. Работа в тетради.

-Сколько элементов у цифры? (1 овал)

-Прочитаем стихотворение. На что похоже?

Нолик круглый как Земля

Все считают от нуля.

Арифметика проста:

Если ноль-ладонь пуста

Пишем 0 и ясно всем:

Здесь чего- то нет совсем!

-Покажите пустую ладошку, давайте почувствуем на ладошке, какой 0 круглый. Нарисуйте его пальчиком на ладошке, на парте, в воздухе, на ладошке соседа.

Показ написания цифры. Овал начинаем писать от середины верхней стороны клетки, линию ведем вниз, закругляем, касаясь нижней стороны клетки, ведем вверх и снова закругляем.

-Найдите закономерность и продолжите запись в тетрадях (0 00 000 0000 00000)

10 20 30 40 50 60 и т.д.

-Можем подняться на следующую ступеньку?

-Оглядитесь по сторонам. Что там появилось у нас в классе? (елочные игрушки)

-Несите их сюда! Какие они красивые! Шишка, конфета, шарик, звездочка… А гномик есть? А домик? Что можем сказать сколько их?

Почему они у нас появились на уроке елочные игрушки? (скоро праздник и задание будет про елочные игрушки!)

7. Работа над темой урока

-Какое задание можно предложить? (Записать равенства к рисункам)

-Записывать будем в тетрадь. 2чел у доски, другие в тетрадь.

3-3=0     0+3=3                        -Чем похожи примеры?

2+0=2     2-0=2                        -Прочитать по- разному.

-Какой можно сделать вывод?

8. Работа в группах (Правила работы в группах)

-Сделайте выводы по карточкам:

а-а=0                  Если к любому числу……

а+0=а                 а-любое число

а-0=а

Вот мы и вывели правило:

Коль нуль к числу ты прибавляешь,

Иль отнимаешь от него,

В ответе тотчас получаешь

Опять то самое число!

9. Итог урока.

-Вот мы и на последней ступеньке. Вспомните девиз урока. Преодолели все тропинки?

-Какова была цель урока? Достигли мы ее?

-Что понравилось на уроке?

-В течение урока нас согревало ласковое солнышко. Каждому оно послало свой лучик добра, надежды, веры в свои силы.

Оцените свою работу на уроке.

-Сделайте так, чтобы у вас на столах было 0 учебников.