Разработки уроков.


Предварительный просмотр:

Тема: «Города России, исторические особенности  формирования их сети. Типы городов России».

                         

Цели урока:

  • знакомство с историческими особенностями формирования городской сети России, типами городов;
  • развитие кругозора,  повышение интереса к изучаемому предмету;
  • отработка навыков работы с картами атласа и контурными картами;
  • воспитание любви к Родине, гражданственности и патриотизма.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • карта «Численность населения России», атласы, контурные карты;
  • учебник географии А.И. Алексеева для 8 класса.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

         

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок изучения нового материала.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Тема урока: «Города России, исторические особенности формирования их сети. Типы городов России». (Слайд 2).

        На прошлом уроке вы познакомились с понятиями «расселение», «урбанизация». Давайте вспомним их определения.

         Ответы учащихся.

         Вы также узнали о причинах роста городов. Каковы они?

        Ответы учащихся.

Сегодня вам предстоит узнать, каковы исторические предпосылки формирования сети городов.

  1. Объяснение нового материала.

Современники представляли Древнюю Русь страной с многочисленными городами. До наших дней дошло название «Гардарика» (Слайд 3, по гиперссылке переход на слайд 4).

Формирование городской сети России происходило поэтапно.

Учащиеся фиксируют в тетрадях основные этапы формирования городской сети России.

1 этап (до XVI в.). В русских летописях еще в IX веке упоминается более 150 городов. Среди самых древних – Новгород, Муром, Белоозеро, Смоленск, Ростов Великий. (Переход со слайда 4 на слайд 5).

2 этап (XVI-XVIII вв.). Постепенное объединение русских земель вокруг Москвы дало толчок к образованию новых городов. Возникла необходимость охранять границы государства, осваивать новые земли. Таким образом, главным назначением этих поселений была оборона. Такие города быстро становились и центрами управления, торговли, ремесла. (Слайд 6). Так возникли многие города Европейской части России, а также большинство городов Сибири XVI-XVIII вв. (Слайд 7).

3 этап (конец  XVIII в.). Это время в России ознаменовалось резким скачком увеличения количества городов. Это было следствием того, что значительные по площади территории на юге были присоединены к Российской империи. Екатерина II, известная своей любовью к реформам, не могла остаться в стороне от таких важных событий. Она издала особый указ, где определялось административное устройство России. Возникла необходимость управлять новыми территориями, и многие крупные сёла были «назначены» городами. В результате была создана относительно равномерная сеть городов, что облегчало управление страной. Эта равномерность заключалась в том, что больше городов было там, где плотность населения была выше.  (Слайд 8).

4 этап (конец XIX в.) связан с индустриализацией России. Строительство железных дорог разделило города на две группы: 1) оказавшиеся на железных дорогах и получившие возможность быстрого роста и 2) оказавшиеся «в глубинке» и отстающие в своем развитии. В первой группе возникло много промышленных центров, ставших впоследствии городами. (Слайд 9).

5 этап (XX в.). Для этого периода характерен еще более быстрый рост городов – за счет новых промышленных центров, а с конца 1950-х годов появились новые типы городов – научные центры. Потребность людей в отдыхе породила новый тип специализированных городов – центров туризма, городов-курортов.

Мы можем подразделить все города России на четыре типа: (Слайд 10) промышленные центры (переход по гиперссылке со слайда 10 на слайд 11, затем обратно), научные центры (переход по гиперссылке со слайда 10 на слайд 12, затем обратно), центры туризма (переход по гиперссылке со слайда 10 на слайд 13, затем обратно), города-курорты (переход со слайда 10 на слайд 14, затем на слайд 15).

В настоящее время насчитывается более тысячи (точнее, 1087) городов и более двух тысяч (2022) поселков городского типа.

При строительстве города ему предназначалась определенная роль, то есть он должен был выполнять определенную функцию (слайд 16). Большинство городов России многофункциональны.

При изучении городов необходимо обращать внимание на статистические данные. Обратите внимание на диаграмму «Людность городов» (Слайд 17). Изучите ее и ответьте на вопросы, приведенные на с. 296 учебника.

Учащиеся работают с диаграммой, отвечают на вопросы, делают выводы при помощи учителя.

Еще одной статистической характеристикой является уровень урбанизации отдельных территорий страны. Эту информацию можно получить, используя карты атласа (Слайды 17-20).

Карты атласа также могут дать нам и более подробную информацию о любом городе России (Слайд 21). Подробнее хотелось бы остановиться на термине «факторы образования городов» (Переход по гиперссылке со слайда 21 на слайд 22).

Города на картах обозначаются с помощью специальных условных знаков, известных вам ранее. Какие это знаки?

(Ответы учащихся).

Вы, конечно, обратили внимание, что все эти знаки имеют различный цвет и форму. Они указывают на то, что каждый город соответствует одной из категорий численности населения (работа с легендой карты «Численность населения»). Особо крупные города, численность населения которых превышает 1 млн. человек, называют «городами-миллионерами» (Слайд 21).

  1. Выполнение практической работы.

В заключение урока  вам предстоит выполнить практическую работу «Обозначение на контурной карте городов-миллионеров России. Объяснение причин из размещения». План выполнения работы перед вами (Слайд 22). 

  1. Заключение. Учащиеся повторяют новые слова урока, объясняется их значение.

  1. Домашнее задание. (Слайд 25).


Предварительный просмотр:

Конспект урока географии на тему: «Машиностроение» для 9 класса

Цель: сформировать представление о роли машиностроения в промышленности и в жизни человека

Задачи:

Образовательные

  1. Выяснить степень усвоения знаний о факторах, влияющих на развитие отраслей машиностроения

  2. Сформировать представление о структуре машиностроения
  3. Обобщить и систематизировать знания о машиностроении.
Развивающие
  1. Развивать умение выявлять закономерности, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Развивать умение работы с картами атласа.
  3. Развивать самостоятельность учащихся, умения систематизировать и обобщать учебный материал, логично излагать его.
  4. Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
  5. Выявлять трудности в организации и осуществлении собственной учебно-познавательной деятельности.

Воспитательные

  1. Формировать активное и сознательное отношение к изучению географии России.
  2. Прививать навыки коммуникативного мышления.
  3. Воспитывать взаимоуважение между партнёрами, понимание и взаимодействие между учащимися.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. 

Методы обучения: наглядный, информационно-сообщающий, эвристический, проблемного изложения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, учебник, дидактические карточки и атласы.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Итак, я вижу, что отсутствуют … (отмечает в журнале).

Проверим готовность к уроку. У каждого на столе должны быть учебник, тетрадь, атлас и дневник. Вижу, что все готовы к работе на уроке. (2 минуты)

  1. Этап актуализация знаний и целеполагания.

Учитель: Обратите внимание на экран, который сегодня будет выступать в качестве доски . (слайд) Здесь у нас записана дата, но нет темы урока. Наша с вами задача определить её и уже тогда всем вместе записать.

Но прежде чем определить новую тему, нам надо вспомнить, что мы с вами изучили на прошлом уроке.

Вопрос № 1. Что такое металлургическая база, перечислить известные базы и подробно остановиться на одной из них (Уральской, Центральной, Сибирской)

Вопрос № 2: Что такое комбинат? Какие бывают комбинаты, как происходит выпуск продукции (цепь производства) ( до 8 минут)

III. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель: Внимание на экран. Представьте себе, что Вы готовитесь к школьной географической конференции, но тема зашифрована в картинках. Необходимо определить тему, найти связь между картинками (слайд № 2)

Ученик: Машины

Учитель: А точнее кто даст ответ?

Учитель:  Что же тема урока «Машиностроение», тему определили. А теперь давайте определим задачи, на данный урок?

Задача № 1 и №2 ?

Ученики ___________

            Учитель: задача № 1 узнать особенности отрасли (структуру); задача № 2: выявить фактора формирования отрасли.  

Ученики записывают тему, задачи в тетрадь

Учитель: Молодцы, ребята! Давайте обсудим, а какой состав  машиностроительного комплекса?  (слайд № 4)

Ученики приводят примеры из жизни

Учитель: На партах  у вас лежат карточка. Положите ее перед собой, в левом  верхнем углу подпишите свою фамилию и класс. Сейчас вам необходимо будет заполнить первую ее колонку, написав в ней то, что на данный момент вам известно по теме урока. На данное задание вам дается 2 минуты.

Я знал (а)

Новое

Вопросы

Итак, закончили заполнять таблицу, отложили ручки. Давайте проверим, что вы написали в первой колонке.

(Учащиеся зачитывают информацию)

IV. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: и так, мы с вами знаем, что…

                Давайте подумаем и определим связь машиностроительного комплекса с другими отраслями промышленности. (слайд 5)

Связь: транспортный комплекс, комплекс по производству товаров народного потребления, строительный комплекс, агропромышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, комплекс конструкционных материалов.

Учитель: А что же такое машиностроение, кто сможет найти данное понятие в учебнике?  (зачитайте его)

Как вы думаете, будут ли машиностроение развита во всех районов России?

Ученики: да или нет (приводят доводы)

Учитель: Различия в развитии машиностроения видны в:

  1. неодинаковом уровне развития машиностроения в различных частях страны
  2. различном наборе машиностроительных отраслей и их значении на разных территориях

Учитель: Теперь вам необходимо определить факторы размещения предприятий машиностроения (работа с параграфом «Машиностроения», выписать факторы).

(Учащиеся самостоятельно анализируют)

Итак, закончили выполнять задание.

Учитель: теперь давайте зачитаем, что вы нашли и выделили.

Ученики: зачитывают по цепочке ответы

Учитель: Верно. Я вижу вы устали, что же настало время отдохнуть, все внимание на экран, писать в тетрадях ничего не надо. Ваша задача: сесть правильно и следить за движением бабочки.

Физкультминутка

Учитель: сейчас мы с вами выяснили, какие факторы влияют на размещение отраслей, а теперь давайте заполним таблицу в тетрадь и вновь нам в этом поможет учебник.(слайд 11) На это задание вам отводится 7  минут.

Таблица  «Размещение предприятий машиностроения»

 

Отрасли машиностроения

Факторы размещения (примеры)

Продукция (промышленный центр)

Тяжелое машиностроение

Потребительский, сырьевой (в районах добычи сырья)

Никель, Липецк, Новотроицк

Энергетическое оборудования

Квалифицированная рабочая сила, ориентация на крупные города

 атомные ректоры (Волгодонск)

Сельскохозяйственное оборудование

Потребительский

Трактора (Ростов-на-Дону)

Итак, закончили выполнять задание. Теперь обменяйтесь с соседом по парте тетрадями, возьмите ручку и проверьте работу. Ключ к работе представлен на слайде. (слайд)

Учитель: Закончили проверку.  Поднимите руку те, кто не допустил в работе ни одной ошибки? Молодцы.

Как вы думаете, какую роль играет машиностроение в промышленности и в жизни человека?

Рефлексия)(5 минут): Давайте попробуем на основе изученного материла ответить на тестовые вопросы: критерии 5 вопросов – ответов 5 (оценка отлично); 4 вопроса – 4 ответа ( оценка хорошо); 3 вопроса – 3 ответа (оценка 3).

Все внимание на экран.

Ключи:1-б 2- б, 3- б, 4 – а, 5 а- атомные реакторы  и б- горно-шахтные машины

Итак, закончили выполнять задание. Проверим правильность выполненной работы. Обменялись листочками и проверяем работу по ключу, представленному на слайде. (слайд)

Ключи:1-б 2- б, 3- б, 4 – а, 5 а- атомные реакторы  и б- горно-шахтные машины

Теперь поднимите руку те, кто без ошибок выполнили задание. Молодцы.

  1. Этап осмысления и закрепления полученных знаний.

Итак, ребята, вы нового узнали на уроке?  

Стадия рефлексии.

Вам необходимо будет обратиться вновь к той таблице, которую мы с вами сегодня заполняли в начале урока, и заполнить оставшиеся колонки.

Я знал (а)

Новое

Вопросы

 (Обсуждается написанное)

  1. Этап подведения итогов урока.

Подведём итоги: сегодня мы с Вами познакомились с новыми понятиями:

машиностроение. (слайд)

Дома вы работаете с текстом параграфа 21 (красный учебник), обратите особенное внимание на термины, изученные на уроке. Дайте ответы на вопросы в конце параграфа.

Хотелось бы поблагодарить вас за активную работу на уроке и особенно отметить следующих учеников…

Спасибо за урок. До свидания.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ТЕМА 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ

 

Предмет, класс

9 класс, география

Тема урока,

  № урока по теме

Природа  Восточной Сибири     http://bongeo.ru/p128aa1.html 

Тип урока

изучение нового материала, урок-путешествие

Цель урока

изучить особенности природы  Восточной Сибири

Если пейзаж в дороге для вас не последнее дело, то, едучи из России в Сибирь, вы проскучаете от Урала вплоть до самого Енисея. Холодная равнина, кривые березки, лужицы, кое-где озера, снег в мае да пустынные, унылые берега притоков Оби -- вот и всё, что удается памяти сохранить от первых двух тысяч верст. Природа же, которую боготворят инородцы, уважают наши беглые и которая со временем будет служить неисчерпаемым золотым прииском для сибирских поэтов, природа оригинальная, величавая и прекрасная начинается только с Енисея.

Задачи урока

 

Образовательная

расширить представление об  особенности природных условий и природных ресурсов района.

развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.

Развивающие

развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.

Воспитательные

Создать образ Восточной Сибири, показать красоту и неповторимость, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма

Требования  ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения)

Личностные

Сформировать у обучающихся личное отношение к вопросу об особенности природных условий и природных ресурсов района

Метапредметные

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные

формирование представлений об особенности природных условий и природных ресурсов района, самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы

Формы организации учебной деятельности

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Образовательные технологии

Технология критического мышления

Методы обучения

Частично – поисковый, занимательный методы

Методы познания

Использование частично – поисковых методов, анализ и самооценка знаний

Оборудование, средства обучения

Презентация учителя, атласы, карты.

ЭОР (модули ФЦИОР и ресурсы ЕК ЦОР )

Видео Байкал, Путорана, Саяны

 

 

Ход урока

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 

 Оргмомент. Подготовка к основному этапу урока.

(3 минуты)

Определение темы урока

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.

Я приглашаю Вас в захватывающее путешествие в неизведанный край волшебства. Где маг и волшебник богиня природа!
Василий Иванович Суриков писал: «Видел Альпы швейцарские и итальянские, но нигде не видел такой красоты, как эта наша – ………………!»

 

Деревья растут под углом

 «Перевернутая температура»

«Имеется своя  Италия»

«Трубки взрыва»

Рельеф ступенчатый….

Просмотр видео

Слушают, включаются в работу

Пытаются понять и дать ответ.

«Восточная Сибирь»

«Природа»

Актуализация знаний

Какие географические объекты, расположенные на территории Восточной Сибири вам известны? Какие привлекают внимания как рекреационные?

Какие необходимо получить знания, для того, чтобы смело отправляться в путь!

Называют  «плато Путорано», «Енисей», «Байкал», «Саяны»…

Формулируют цель урока: Выявить особенности природных условий и богатств восточной Сибири.

Формулировка задач

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке?

Отлично, но прежде, давайте вспомним, каково ГП данного района?

Продумывают и называют различные вопросы

Проверка домашнего задания по теме

 Выполняют тест.

Работают с картой

Взаимопроверка

Ответы  

1-вариант  

1. -б

2. - г

3. - а

4. - г

5.- г

2-вариант

1. -в

2. – а и в

3. - а

4. - г

5.- а

 

Изучение нового материала

 

Светом солнца, залитая

Вся под небом синим,

Ты, Сибирь, моя родная,

Край моей России!

Какими основными понятиями и особенностями характеризуется природа?

(учащиеся записывают тему в тетрадь, + по ходу всего урока учащиеся вносят записи в

свою тетрадь, выполняя план - конспект).

Рельеф

Климат

Внутренние воды

Природные зоны

Почвы

Ресурсы

Работа в парах

 

Группа 1

Рельеф

1.  Какова основная особенность рельефа района?

. ¾ территории занимают?

В основании  Среднесибирского плоскогорья лежит древняя……

Самая высокая  часть  плоскогорья?

Группа 2

Рельеф

1. На севере Среднесибирское плоскогорье обрывается к _____________ низменности.

 На полуострове Таймыр расположены  невысокие горы _______________.

На юге горы _________________________.

Группа 3

Рельеф

1. Горы Южной Сибири складчато-глыбовые  горы, образованные в ________________ эпоху складчатости.

К ним относят: _______________________-

Горообразование в этих горах не завершено, в настоящий  момент, активные движения вызывают _______________.

Группа 4

Климат

В каких климатических поясах расположена Восточная Сибирь?

Каковы средние температуры января и июля?

Почему вся Восточная Сибирь занята вечной мерзлотой?

Группа 5

Климат

Какие причины влияют на климат?

Чему равно среднее годовое количества осадков?

Группа 6

Внутренние воды

1.Бассейну, какого океана принадлежат реки Восточной Сибири?

Назовите,  крупные реки, протекающие  по территории Восточной Сибири?

Группа 7

Внутренние воды

1.Перечислите крупные озера Восточной Сибири?

Каково их происхождение?

Группа 8

Природные зоны

В каких природных зонах расположена Восточная Сибирь?

Чем характеризуется природа Минусинской котловины?

Группа 9

Природные ресурсы

  1. Какими природными ресурсами богат район?

Работа с понятиями

Вспоминают термины, знакомятся с новыми

Работа с картой

Определяют формы рельефа, разнообразные минеральные ресурсы, типы почв, крупные реки региона, природные зоны

Закрепление

Работа по группам

В 2008 году в России были выбраны 7 чудес. В результате 1 из 7 чудес, стало озеро Байкал, а из 7 финалистов – Красноярские столбы. Но, это только малый список того, что на самом деле есть в Восточной Сибири. Плато Путорано, Енисей, Саяны, Красноярский столбы.

Каждая группа получает конверт с характеристикой данных объектов, и составляют путеводитель.

Рефлексия

Прием «Коллективный рассказ»

Подготовьте по одному предложению о том, что представляет собой природа  Восточной Сибири.

Обобщают особенности  природы Восточной Сибири

Заключительный этап  (3-5 минут)

 

 

Учащиеся отслеживают и анализируют результаты, свей деятельности и, наряду с количественной оценкой,  дают качественную – содержательную оценку, что позволяет учащимся оценить свои успехи и сравнить их успехами одноклассников.

Домашнее задание (2минуты)

Разъясняет задание

Параграф 54, контурные карты с. 26

 (1-2)

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по географии

1. Ф.И.О. учителя: Сидоров Д.А.

2. Класс: 5

Дата: 10.10.2016

Предмет: география

3. Тема урока: Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

4. Место и роль урока в изучаемой теме: 5 урок по теме

5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

  • Обобщить и закрепить знания учащихся по изученной теме.

Развивающие:

  • развитие умений работать с текстом;
  • развитие умений находить нужную информацию и на основе этого делать соответствующие выводы;

Воспитательные:

  • воспитание любознательности;
  • формирование самостоятельности.

6. Планируемые результаты:

Предметные: Смогут выполнять тестовые задания  разных типов, соответствующих контрольным измерительным материалам ОГЭ и ЕГЭ по географии:

Коммуникативные: работать индивидуально, осознано выражать свои мысли и потребности.

Регулятивные: Самостоятельно выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Познавательные: Определять понятия. Создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.

Ресурсы урока

  • карточки с заданиями.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Задача этапа

Содержание учебного материала

Методы 
и приемы работы

Форма обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1)Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2) Актуализация знаний

Проверка усвоенных знаний.

Карточки с заданиями

Репродуктивный

индивидуальный

Проверяет степень усвоенности полученных на прошлых уроках знаний

Отвечают на вопросы.

3) Рефлексия

Самооценка, самоанализ деятельности

Что вызвало затруднения?

Анализ

Анализирует деятельность учащихся на уроке, подводит итоги

Анализируют свою деятельность на уроке

4) Домашнее задание

Обеспечение учащимися понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Сообщает цели, содержания и способы выполнения домашнего задания

Фиксируют домашнее задание


Проверочная работа №1.  

Тема «Накопление знаний о Земле».                                           1 вариант.

  1. Какая из перечисленных наук о Земле изучает происхождение и развитие Земли как небесного тела?
  1. Биология; 2) география; 3) астрономия; 4) геология.
  1. Какой из перечисленных объектов изучает география?
  1. Острова; 2) животные; 3) небесные тела; 4) вещества.
  1. Какой из перечисленных объектов относится к естественным объектам?
  1. Морской порт; 2) водонапорная башня; 3) шоссе; 4) озеро.
  1. Определите науку о Земле по краткому описанию.

Наука изучает строение Земли и историю ее развития, состав земной коры и размещение полезных ископаемых. Основной объект ее исследования – горные породы.

  1. Задание делается с использованием текста, приведенного ниже.

География как наука зародилась в Древней Греции. Основными источниками географических сведений в те времена были рассказы мореплавателей и путешественников. Со временем в развитии географии сложились три направления: землеведение – описание процессов и явлений природы; страноведение – описание территорий и народов; математическая география – определение размеров Земли и создание карт.

Древнегреческий ученый Эратосфен более 2200 лет назад вычислил длину экватора и размеры Земли. Им была составлена и древнейшая из дошедших до нас карт.

Назовите направление географии, в котором вел свои исследования Эратосфен.

  1. Кто из мореплавателей руководил первым кругосветным путешествием?
  1. А. Никитин; 2) Х. Колумб; 3) Ф. Магеллан; 4) Д. Кук.
  1. Какое из географических открытий принадлежит экспедиции Христофора Колумба?
  1. Открытие новой части света; 2) открытие нового морского пути в Индию;
  2. исследование Китая; 4) открытие Антарктиды.
  1. Укажите, какое из утверждений о развитии географии в эпоху Средневековья верно.
  1. В своей книге «Хождение за три моря» Афанасий Никитин первым из европейцев подробно описал природу и население Индии.
  2. Очень ценные географические сведения о странах Азии содержала «Книга о разнообразии мира» купца и путешественника Марко Поло.
  3. Арабский путешественник Ибн Баттута не оставил описаний своих путешествий.
  1. Расположите экспедиции в хронологической последовательности (от самых ранних к  более поздним).
  1. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский
  2. Васко да Гама
  3. Джеймс Кук
  4. Христофор Колумб
  1. Назовите не менее трех доводов, подтверждающих справедливость названия эпохи Великих географических открытий.

Проверочная работа №1.  

Тема «Накопление знаний о Земле».                                   2 вариант.

  1. Какая из перечисленных  наук о Земле изучает строение нашей планеты и историю ее развития?
  1. Астрономия; 2) физика; 3) биология; 4) геология.
  1. Какой из перечисленных объектов изучает география?
  1. Небесные тела; 2) растения; 3) взаимоотношения живых организмов;
  1. полезные ископаемые.
  1. Какой из перечисленных объектов относится к антропогенным объектам?
  1. Гора; 2) трубопровод; 3) болото; 4) овраг.

  1. Определите науку о Земле по краткому описанию.

Наука о живой природе. Изучает жизнь живых организмов, их связь между собой и с неживой природой.

  1. Задание делается с использованием текста, приведенного ниже.

География как наука зародилась в Древней Греции. Со временем в развитии географии сложились три направления: землеведение – описание процессов и явлений природы; страноведение – описание территорий и народов; математическая география – определение размеров Земли и создание карт.

Древнегреческому ученому Эратосфену принадлежит первое научное изложение географии: он вычислил длину экватора и размеры Земли, составил древнейшую из дошедших до нас карт. Другой ученый древности – Страбон – составил 17-томный труд «География» - первое географическое описание стран Африки, Европы, Азии.

 Кто из древних ученых, упомянутых в тексте, занимался страноведением?

  1. Кто из мореплавателей в поисках нового морского пути в Индию открыл Новый Свет?
  1. Х.Колумб; 2) Васко да Гама; 3) М. Поло; 4) А.Никитин.
  1. Джеймс Кук внес большой вклад  в исследование берегов:
  1. Африки; 2) Южной Америки; 3) Северной Азии; 4) Австралии.
  1. Какой из океанов не пересекали корабли первой кругосветной экспедиции?
  1. Северный Ледовитый; 2) Тихий; 3) Атлантический; 4) Индийский.

  1. Расположите экспедиции в хронологической последовательности (от самых ранних к более поздним).
  1. Марко Поло; 2) Афанасий Никитин; 3) Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев; 4) Фернан Магеллан.

  1. Назовите не менее трех значений первого кругосветного плавания для развития географии.

Проверочные работы по теме « Накопление знаний о Земле».

Проверочные работы представляют собой набор заданий разных типов, соответствующих контрольным измерительным материалам ОГЭ и ЕГЭ по географии:

  1. Задания на установление соответствия или последовательности;
  2. Задания с выбором одного варианта из четырех;
  3. Задания, требующие краткого ответа в виде числа или одного слова;
  4. Задания, предполагающие развернутый ответ или решение задачи.

Учащиеся могут заработать от 1 до 2-х балов за выполнение задания (в зависимости от уровня сложности)

1, 2 вариант: №  9, 10 – максимальный балл 2; № 1-9 – 1 балл.

Критерии оценивания:

 за задания, оцениваемые в 1 балл: за правильный ответ ставится 1 балл, за отсутствующий или неверный 0 баллов.

Задание  9: за полный правильный ответ ставится 2 балла, за неполный правильный – 1 балл, за отсутствующий или неправильный – 0 баллов.

Задание 10: за 3 любых правильных элемента ставится 2 балла, за 1-2 элемента – 1 балл, за отсутствующий или не соответствующий указанным критериям ответ – 0 баллов.

В конце работы подсчитывается итоговое фактическое количество баллов и выставляется оценка.

Для данных работ:

Максимальное количество баллов за правильно выполненную работу 12.

«5» - 12-10 баллов

«4» - 9 – 7 баллов

«3» - 6 – 5 баллов        

«2» - 4 баллов и менее

Ответы:

Вариант №1.

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответ

3

1

4

геология

математическое

3

1

1

4,2,3,1

№10.

1) Никакое другое время не было так насыщено географическими открытиями.

2) Состоялось 1 кругосветное плавание.

3) Доказана шарообразность Земли.

4) Были открыты неизвестные земли и Тихий океан.

5) Появились более совершенные географические карты.

Вариант №2.

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответ

4

4

2

биология

Страбон

1

4

1

1,2,4,3

№10.

1) Доказана шарообразность Земли.

2) Были открыты неизвестные земли и Тихий океан.

3) Доказано единство Мирового океана.

4) Появились более совершенные географические карты.

5) Открытие нового пути из Европы в Азию.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к методической разработке нестандартного урока географии (урок-аукцион) по теме: «География отраслей мирового хозяйства»

Нетрадиционные формы уроков появились как реакция преподавателей на новые цели образования и воспитания, связанные с развитием личности учащихся.

Нестандартные формы обучения позволяют создавать на уроках психологически комфортную среду для учащегося, а также влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития обучаемых, изменять их мотивацию. Одной из таких форм является урок-игра «Аукцион». Это такая разновидность контроля знаний, суть которой сводится к тому, что студентам предлагается ряд вопросов, подразумевающих множество правильных ответов. Например: «Назовите штат США». На данный вопрос можно дать 50 правильных ответов. Отвечают на подобные вопросы по правилу аукциона, т.е. побеждает тот, кто ответит последним. Обычно подобные уроки проводят как зачетные после изучения какой-либо темы. Они посвящены контролю  фактологических знаний и требуют напряжения не столько мысли, сколько памяти.

В качестве примера предлагается разработка итогового урока-аукциона по разделу «География отраслей мирового хозяйства».

Тема урока: Обобщающий урок по теме: «География отраслей мирового хозяйства»

Тип урока: обобщающий

Цели урока:

  1. Закрепить и обобщить знания по теме «География отраслей мирового хозяйства»;
  2. Проверить уровень знаний по указанной теме.

Межпредметные связи: экономика

Оснащенность занятия:  политическая карта мира,  презентация, мультимедийный проектор, ПК, экран, таблички с названиями отраслей мирового хозяйства и товаров, которые «продаются», аукционный молоток.

Литература:

  1. Баранчиков Е.В. География.  М.: Академия, 2008;
  2. Зотова А.М. Игры на уроках географии. М.: Дрофа, 2007;
  3. Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. Поурочные разработки по географии 10 кл. М.: Экзамен, 2006.

Содержание занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы, целей урока

Учитель:

Сегодня я приглашаю вас на Всеотраслевой аукцион. Только у нас! По удивительной цене – за правильный ответ – можно купить замечательные товары!

Аукцион – это способ продажи некоторых товаров; продажа с публичного торга. Условия аукциона следующие:

  1. в качестве товаров на нашем аукционе выставляются вопросы, стоимость товара – ответ на заданный вопрос (на каждый вопрос можно дать несколько правильных ответов);
  2. тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку;
  3. отвечает тот, на кого ведущий укажет аукционным молотком (ответы с места не принимаются!);
  4. если ответ верен, ведущий трижды повторяет его, ударяя каждый раз по аукционному столу молотком;
  5. желающий перебить ответ должен поднять руку до третьего удара молотка;
  6. если до третьего удара молотка никто руку не поднял, то товар считается проданным;
  7. каждый правильно ответивший на вопрос получает 1 премиальный балл, а выигравший (ответивший последним) – карточку с вопросом (2 премиальных балла);
  8. участники, набравшие в ходе аукциона 10 баллов, получают оценку «5» и выбывают из игры.

Главное правило аукциона – побеждает тот, кто правильно ответит последним!

Если правила аукциона всем понятны, то мы начинаем игру.

III. Ход урока

Вопросы:

  1. Назовите подотрасль топливной промышленности.

Возможные ответы:

  • нефтяная
  • газовая
  • угольная
  • торфяная

  1. Назовите подотрасль электроэнергетики.

Возможные ответы:

  • ТЭС
  • ГЭС
  • АЭС
  • альтернативная электроэнергетика

  1. Назовите крупный нефтяной район мира.

Возможные ответы:

  • регион Персидского залива
  • Россия
  • Мексиканский залив
  • Карибский бассейн

  1. Назовите сырье, используемое на ТЭС.

Возможные ответы:

  • уголь
  • нефть
  • газ
  • торф

  1. Назовите страну, являющуюся крупным производителем атомной энергии.

Возможные ответы:

  • США
  • Франция
  • Япония
  • ФРГ

  1. Назовите продукцию черной металлургии.

Возможные ответы:

  • чугун
  • сталь
  • сплавы с железом

  1. Назовите металл, преобладающий в производстве цветной металлургии.

Возможные ответы:

  • медь
  • алюминий
  • цинк
  • свинец

  1. Назовите новейшую отрасль машиностроения.

Возможные ответы:

  • ракетостроение
  • электроника
  • роботостроение

  1. Назовите машиностроительную компанию США.

Возможные ответы:

  • «Боинг»
  • «Дженерал моторс»
  • «Форд мотор»

  1. Назовите марку автомобилей, производимых в Японии.

Возможные ответы:

  • «Хонда»
  • «Нисан»
  • «Тойота»
  • «Мазда»
  • «Мицубиси»
  • «Судзуки»

  1. Назовите подотрасль химической промышленности.

Возможные ответы:

  • горнохимическая
  • осн. химия
  • химия орг. синтеза
  • бытовая химия
  • парфюмерная промышленность
  • фармацевтическая промышленность

  1. Назовите подотрасль легкой промышленности.

Возможные ответы:

  • текстильная
  • швейная
  • обувная
  • кожевенная
  • меховая
  • трикотажная

  1. Назовите подотрасль растениеводства.

Возможные ответы:

  • зерновое хозяйство
  • овощеводство
  • садоводство
  • производство тонизирующих культур
  • производство технических культур
  • производство сахароносных культур
  • производство масличных культур

  1. Назовите подотрасль животноводства.

Возможные ответы:

  • скотоводство
  • свиноводство
  • овцеводство
  • птицеводство
  • коневодство
  • оленеводство
  • пчеловодство

  1. Назовите страну, крупнейшего производителя пшеницы.

Возможные ответы:

  • США
  • Китай
  • Индия
  • Россия
  • Канада

  1. Назовите страну с большой протяженностью трубопроводов.

Возможные ответы:

  • США
  • Россия
  • Канада

  1. Назовите форму всемирных экономических отношений.

Возможные ответы:

  • мировая торговля
  • международные финансово-кредитные отношения
  • международные производственные связи (совместные предприятия)
  • международные научно-технические связи (обмен или купля-продажа научных знаний)
  • международные услуги

  1. Назовите главный центр мировой торговли.

Возможные ответы:

  • США
  • Зарубежная Европа
  • Япония

IV. Подведение итогов урока-игры