Дидактический материал.
Тематические материалы по темам вызывающим затруднение у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
описание городов Центральной России | 176.26 КБ |
Работа с текстом на уроке географии. | 79.56 КБ |
"Вода колыбель жизни - загадки. | 14.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДА ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
Машиностроительный комплекс представлен приборостроением, станкостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Выпускается также электронно-вычислительная техника. Важнейшие машиностроительные центры — Москва и Московская область (выпускаются грузовые и легковые автомобили, автобусы, речные суда, приборы, средства связи и электроника и др.), Тверь (транспортное машиностроение, автомобилестроение), Тула (сельскохозяйственное машиностроение), Владимир (тракторостроение), Брянск (дизелестроение, вагоностроение), Рязань (станкостроение), Смоленск (электротехника), Иваново и Ярославль (автомобилестроение). |
Химическая промышленность также высоко развита. Она представлена производством фосфатных удобрений (центр — Воскресенск), азотных удобрений (Новомосковск, Щекино), соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск), синтетического каучука (Ярославль, Ефремов), химического волокна (Тверь, Клин, Серпухов, Рязань). |
Текстильная промышленность— старейшая в районе отрасль, в прошлом отрасль специализации, в последние годы испытывает глубокий кризис. Предприятия хлопчатобумажной промышленности расположены в городах Иванове, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Кострома. Кроме хлопчатобумажных в районе производятся также шерстяные, льняные и шелковые ткани. Полиграфическая база Центрального района очень мощная, она представлена крупными типографиями Москвы, Твери, Ярославля, Владимира, Смоленска, Чехова. |
Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Разработка местного угля и торфа снизилась в связи с поставками более эффективных нефти и газа. В Центральном районе вырабатывается почти 20% электроэнергии России, главным образом на крупных тепловых станциях. ТЭС работают на газе и мазуте (Костромская, ТЭС Москвы), на углях или торфе (Рязанская, Щекинская). На Верхней Волге построены ГЭС (Иваньковская, Угличская, Рыбинская). В районе действуют также атомные электростанции: первая в мире АЭС в г. Обнинск, Смоленская и Тверская АЭС. Несмотря на развитую энергетику, район не обеспечивает себя полностью электроэнергией, поэтому частично использует электроэнергию из Поволжья. |
Агропромышленный комплекс—один из крупнейших в России по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна, сахарной свеклы, продукции пищевой промышленности. Но собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребности района, поэтому продовольственные товары поступают также и из других областей. |
Транспорт. В районе развиты все без исключения виды транспорта, преимущественную роль играет железнодорожная сеть; широко развит автомобильный транспорт – в Москве берут начало 15 крупных автомагистралей; Москва является крупнейшим в России авиаузлом, здесь находятся 4 аэропорта – Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово; Москва как речной порт через сеть каналов и рек имеет выход к 5 морям. Москва — крупный речной порт, имеющий выход к пяти морям. |
Сфера услуг. Два основных пространственных сегмента: Разнообразные виды услуг, связанные с Москвой и Московской областью Туризм — распространен практически по всей территории ЦЭР. |
Используя текст, нанесите на контурную карту с помощью своих условных знаков предприятия городов Центральной России.
Предварительный просмотр:
Современный урок географии: организация работы с текстами
Урок по-прежнему остается основной формой организации обучения при классно-урочной системе. Но современные требования к процессу обучения предполагают новые подходы к выбору типа урока, так как традиционная форма комбинированного урока устарела, требует структурных изменений.
Так организационный момент должен быть заменен постановкой цели и мотива деятельности.
Цель современного урока должна быть конкретной целью-результатом. Их сочетание может быть различным и конструируется учителем в зависимости от этапа обучения, специфики предметного содержания, уровня сформированности у учащихся необходимых учебных действий и операций. Например:
- развитие умения формулировать гипотезы;
- анализ представленной в тексте информации;
- формирование коммуникативных умений – рассуждение на основе сравнения;
- формирование алгоритмических действий;
- формирование умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Мотив деятельности – это следующий структурный элемент технологической карты урока. Мотивом может быть потребность, идея, эмоциональное состояние. Учение должно быть мотивированным, мы должны научить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения, то есть оптимально организовывать свою деятельность. Для этого можно использовать разные приемы мотивации:
- создать ситуацию незнания, когда учебная ситуация из-за отсутствия у учащихся знаний не может быть решена;
- представить неполный способ решения учебной задачи, что побуждает достроить пути решения;
- предлагать задачи с недостающими данными или, напротив, со множеством данных, которые не имеют важного значения для решения той или иной учебной задачи, в этом случае возникает проблема обсуждения их целесообразности;
- предложить гипотезу, исследовательскую задачу, поиск ответа на которые потребует инициативной, самостоятельной деятельности учеников;
- рассмотреть интересный факт, текст, описать событие, что повысит интерес к предстоящей деятельности.
В соответствии с целями обучения, выдвигаемыми новыми ФГОС, специальным структурным элементом урока должна быть организация деятельности. Она может быть поисково-исследовательская, игровая, творческая.
Приоритетной целью поисково-исследовательской деятельности является формирование УУД – универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных. Планируя урок, учитель определяет те УУД, которые целесообразно формировать данным предметным содержанием.
Поисково-исследовательскую деятельность целесообразно использовать при коллективном создании алгоритма решения учебной задачи, который в дальнейшем становится для учеников образцом действий при решении подобных задач.
Для подростков – школьников 5-7-х классов – игра остается еще весьма актуальным видом деятельности, в процессе которой они познают мир, утверждают себя, учатся взаимодействовать со сверстниками. Это могут быть различные дидактические, ролевые игры, игры-соревнования и творческие игры. В старшей школе сюжетно-ролевая игра приобретает черты деловой.
Обязательный структурный элемент современного урока – учебный диалог. Можно выделить его следующие важнейшие функции:
- создается возможность для перевода ситуации незнания в ситуацию получения знаний, которые необходимы для решения конкретной учебной задачи;
- применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Таким образом, учебный диалог – это форма обсуждения, в котором участвует весь класс. Это ведет к возрастанию познавательной активности и творческой самостоятельности. Меняется способ общения между детьми: воспитываются ответственность, такт, уверенность, партнерство, желание прийти на помощь. Возрастает и результативность учебного труда, так как успешными становятся и такие учащиеся, которые при индивидуальной работе испытывали трудности. Кроме того, групповая работа способствует развитию более объективной самооценки.
Но в технологической карте современного урока должна быть отражена и индивидуальная работа учащихся. Основная цель планирования индивидуальной работы на уроке – это дать каждому учащемуся шанс раскрыть себя, предложить свой путь решения учебной задачи, активно участвовать в дидактическом процессе. Конечно, это требует от учителя хорошего знания индивидуальности школьника: память, внимание, мышление, темперамент, личностные характеристики. Индивидуальная работа с менее успешными учащимися должна строится на «зоне ближайшего развития», а с успешными – на опережение. Результаты успешной работы по индивидуальным заданиям должны быть обязательно продемонстрированы перед всем классом.
Регулятивные действия учащихся – это завершающий элемент современного урока. Он нацелен на формирование важнейших составляющих учебно-познавательной деятельности – самоконтроля, самооценки – и состоит в ответе ученика на ряд вопросов:
- знаю, зачем выполняю это задание;
- знаю, какой должен получить результат;
- знаю, как действовать;
- могу найти ошибки, установить трудности, преодолеть их.
Таким образом, в свете современных требований к уроку его технологическая карта приобретает следующий вид:
- Цель урока (образовательные задачи, планируемый результат).
- Мотив деятельности.
- Организация учебно-познавательной деятельности.
- Совместная деятельность учащихся.
- Индивидуальная работа учащихся.
- Регулятивные действия учащихся.
В начале уже было сказано, что и до сих пор в нашей практике преобладает комбинированный урок, но на самом деле чаще происходит так, что какая-то задача становится ведущей на данном конкретном уроке и тогда это либо урок формирования новых знаний и умений, урок актуализации знаний (преимущественно повторения, закрепления, обобщения либо контроля).
При конструировании урока нового знания следует определить содержание знаний, его источники, способы получения учениками, а также форму представления образовательного результата. Рассмотрим такой урок на примере урока географии для 7-го класса по теме: «Рельеф Северной Америки».
Образовательные задачи:
- Сформировать знания об особенностях рельефа Северной Америки и причинах его обуславливающих.
-Продолжить формирование знаний о связи рельефа, строения земной коры и особенностях распространения полезных ископаемых.
-Продолжить формирование умений составлять характеристику и сравнительную характеристику рельефа материка, используя разные источники информации – географические карты, профиль материка.
Ход урока:
1 задание: Используя физическую карту Северной Америки, составьте характеристику рельефа данного материка.
Учащиеся называют по карте крупные формы рельефа, их расположение – горы вдоль западного и восточного побережий, равнины – на севере, в центр и на юге материка. Простирание гор с севера на юг.
2 задание: Сравните рельеф Северной и Южной Америки, выявив черты сходства и отличия.
Сходство: Вдоль западного побережья обоих материков протянулись высокие горы, в центре располагаются равнины.
Различие: Пояс гор в Южной Америке более узкий, чем в Северной Америке. Низменностей в Северной Америке меньше, чем в Южной Америке. В северной Америке на востоке материка находятся низкие горы, а в Южной Америке – плоскогорья.
3 задание: Прочитайте текст и на его основе нарисуйте на контурной карте орографическую схему горной системы Кордильер.
Горный пояс Кордильер
Вдоль западной окраины Северо-Американского континента, от холодных арктических берегов Аляски до знойного тропического побережья Мексиканского залива и Панамского перешейка, на 6 тысяч км протянулись огромные, увенчанные снежными вершинами горные цепи Кордильер.
В сложной системе Кордильер отчетливо выделяются три пояса высоких горных цепей. Один из этих поясов окаймляет зону плоскогорий с востока, другой – с запада, а третий тянется вдоль побережья Тихого океана. На крайнем севере и юге все три пояса сближаются, а в центре, где между ними вклиниваются плоскогорья, они отдаляются. Ширина горной системы в этой части более 1,5 тысяч км.
Самый большой пояс гор – Восточный. Он начинается у берегов Северного Ледовитого океана. Здесь вершины вечно окутаны густыми облаками и покрыты снежной пеленой. Чем дальше на юг, тем выше становятся хребты. Примерно от 60 с.ш. и почти до самых северных границ Мексики на протяжении 3 тысяч км они носят название Скалистые горы.
Западный горный пояс Кордильер начинается на Алеутских островах Алеутским хребтом, представляющим собой вершины молодой, затопленной океаном горной цепи. На полуострове Аляска горы постепенно повышаются. Здесь же вздымается окутанный блестящей мантией из снега и льда гранитный конус Мак-Кинли (6 193 м) – высшая точка не только Аляски, но и всей Северной Америки. Многие горы Алеутского и Аляскинского хребтов – действующие вулканы.
Южнее, уже на территории Канады, Аляскинский хребет сменяется высоким Береговым хребтом, который тянется вдоль берега океана. Западные склоны его, круто обрывающиеся к океану, изрезаны многочисленными фьордами – узкими, глубокими и длинными морскими заливами. Вода в них всегда спокойна, и на ее поверхности, как в зеркале, отражаются крутые склоны, поросшие соснами и елями. Фьорды необычайно живописны. К югу от реки Фрейзер, на территории США, Береговой хребет переходит в Каскадные горы. Каскадными они называются потому, что река Колумбия, прорываясь через них в глубоком ущелье с отвесными базальтовыми стенами, образует многочисленные водопады и пороги – каскады воды.
На юге Каскадные горы сменяются непрерывной высокой горной цепью Сьерра-Невада. Ее острые вершины большую часть года не снимают своего белого одеяния, и потому название Сьерра-Невада, означающее в переводе «снежные горы», вполне оправданно.
Южнее долины реки Колорадо расположено обширное Мексиканское нагорье, ограниченное с запада труднодоступными хребтами. Это Западная Сьерра-Мадре. С юга Мексиканское нагорье ограничено еще более высокой горной цепью, увенчанной многочисленными вулканами. Некоторые из этих вулканов уже потухли, другие лишь слабо дымятся, а третьи и сейчас еще проявляют энергичную деятельность. Самый высокий действующий вулкан Мексики – Орисаба (5 610 м). Над его вершиной время от времени появляется дымок. Другие действующие вулканы – Попокатепетль (5 465 м) и Колима (3 846 м) – и в наше время еще иногда выбрасывают из своих жерл раскаленные газы и пепел.
Третий горный пояс Кордильер – Береговой – протягивается вдоль самого берега Тихого океана. Местами он, как бы не поместившись, на континенте, погружается в океан, образуя архипелаги островов.
На Аляскинском участке Берегового пояса возвышается гора Св. Ильи (5 488 м). Впервые эту громадную снежную вершину увидел русский мореплаватель А. Чириков, подплывший к берегам Аляски в 1741 году. Впоследствии именем горы стали называть весь хребет.
В южной части хребет Св. Ильи резко снижается и затем погружается в океан, образуя цепь гористых островов: архипелаг Александра, острова Королевы Шарлотты и остров Ванкувер.
Только южнее 49 с.ш. Береговой пояс снова появляется на материке. Заканчиваются Береговые цепи на Большом, вытянутом с севера на юг, Калифорнийском полуострове, отделенном от материка глубоким Калифорнийским заливом.
Западные и восточные хребты Кордильер опоясывают внутренние плоскогорья. В бассейне реки Колумбия расположено обширное Колумбийское плато. Окруженное со всех сторон высокими горами, оно похоже на гигантскую чашу, наполненную почти до краев базальтовой лавой. Река Колумбия прорезала в базальте глубокие ущелья – каньоны, достигающие местами 600 м.
На юге Колумбийское плато сменяется Большим Бассейном – самой обширной и наиболее пустынной частью Кордильер.
С юга к Большому Бассейну примыкает огромное плоскогорье Колорадо, спускающее гигантскими ступенями к Калифорнийскому заливу. Река Колорадо со своими притоками пересекает все ступени, образуя глубокие каньоны. В среднем течении реки образовался глубочайший в мире Большой каньон, глубина которого достигает местами 1800 м.
Весь пояс внутренних плоскогорий замыкается на юге огромным треугольником Мексиканского нагорья.
(текст взят из Книги для чтения по географии материков и океанов «По материкам и океанам», М: «Просвещение», 1988 год)
Чтобы составить подробную орографическую схему на основе текста требуется внимательное его прочтение и умение перенести текстовую информацию на карту.
4 задание: Изучая предыдущие материки, мы узнали, что рельеф оказывает большое влияние на формирование климата. Каково, по-вашему, влияние гор Кордильер на направление перемещения воздушных масс над материком?
Учащиеся на основе анализа карты делают выводы, что Кордильеры, протянувшиеся вдоль всего западного побережья материка и являющиеся достаточно высокими горами, будут мешать продвижению воздушных масс с Тихого океана, следовательно, он не будет оказывать большое влияние на климат данного материка. А из-за того, что центр Северной Америки занят равнинами, воздушные массы с севера и юга будут свободно перемещаться по материку, проникая далеко вглубь, так как на их пути нет никаких преград.
5 задание: На основе сравнения физической карты и карты «Строение земной коры» ответьте на вопросы:
- Что лежит в основании материка?
- Каковы закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры?
- Сравните горы Кордильеры и Аппалачи? Чем они отличаются? Почему?
- Где расположена зона землетрясений и активного вулканизма? Почему? Назовите крупные вулканы Северной Америки?
- Про какие горы Северной Америки можно сказать, что они еще растут? Аргументируйте свой ответ.
- На примере данного материка подтвердите проявление закономерностей размещения полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры.
- Заполните пропуски в схеме:
6 задание (обобщающее): На основе теории литосферных плит предположите, где еще в Северной Америке могут образоваться горы.
7 задание: Равнины Канады и Великие равнины расположены на одной платформе, но их рельеф различается. Подумайте, почему?
Учащиеся должны вспомнить, что крупные формы рельефа – горы и равнины – зависят от строения земной коры, а более мелкие образуются под действием внешних сил.
На севере Северной Америки основным фактором формирования рельефа было древнее оледенение. Посмотрите на карту, на которой показаны границы древнего оледенения.
Задание: По данной карте определите, какую примерно площадь Северной Америки занимал ледник. До какой параллели он дошел?
Задание: Прочитайте представленный ниже текст и выполните задания.
Древнее оледенение Северной Америки
С конца неогена стали намечаться явные тенденции к похолоданию климата. Начиналось четвертичное оледенение. Предполагают, что материковое оледенение Северной Америки по времени совпадало с материковым оледенением в Евразии, но в Северной Америке ледник занимал более значительную площадь. Здесь было три центра оледенения – полуостров Лабрадор, территория провинции Кивантин (к северо-западу от Гудзонова залива) и Канадские Кордильеры. Отсюда начиналось движение ледников. По мере роста они сливались в один большой ледниковый щит. Принято считать, что на территории Северной Америки было 4 оледенения: небрасское, канзасское, иллинойское и висконсинское. Максимальное распространение льдов к югу происходило во время последнего оледенения, южные границы которого достигали широты Нью-Йорка, шли по правобережью реки Огайо до места слияния ее с Миссисипи, затем по реке Миссисипи до впадения в нее Миссури и далее – по Миссури на северо-запад к Кордильерам. Однако центральные районы Аляски з-за относительной сухости климата оставались свободными ото льда. Избежала оледенения и территория к западу и юго-западу от Великих озер.
После таяния ледника на освободившейся территории образовались огромные озерные бассейны, остатки которых в настоящее время представлены современными озерными системами.
В четвертичное время образовался Гудзонов залив. В период оледенения эта территория была занята льдом. После его таяния изменилось направление речного стока и произошла перепланировка речной сети: вода Великих озер, стекавшая ранее на юг, получила сейчас выход на север, в реку Св.Лаврентия.
(текст взят из учебника «Физическая география материков и океанов», И.П.Галай, В.А.Жучкевич, Г.Я.Рылюк – Минск: «Университетское», 1988 год)
Задания:
- Нанесите на контурную карту центры древнего оледенения в Северной Америке и покажите стрелками направление движения ледника.
- Ответьте на вопросы:
-Какие местности на севере материка не были охвачены оледенением и почему? -Как повлияло древнее оледенение на формирование речной сети Северной Америки?
-Где в настоящее время сохранились остатки древнего оледенения и почему?
Географическая задача (обобщающая): Предположите, какие изменения произошли бы в природе Северной Америки, если бы материк не подвергся воздействию древнего оледенения?
Таким образом, на данном уроке ученикам предстоит получать новые знания в процессе решения учебных задач с использованием специально подобранных дополнительных текстов и тематических карт.
Другой вид урока – это урок обобщения знаний. Это очень важный тип урока, который учителю необходимо продумывать и планировать в начале изучения темы, иначе он оказывается по сути уроком повторения изученного материала. На этом уроке можно:
- Вывести с учащимися «схему» определения понятий;
- Применяя ее, сформулировать определения новых для учеников понятий;
- Закрепить и систематизировать знания по теме, познакомив учеников с логическими операциями обобщения и ограничения понятий.
Если общие задачи урока определены, то, планируя уроки по теме, можно заранее определить, какие понятия не стоит рассматривать, оставив их на урок обобщения.
Пример урока обобщения знаний по теме: «Природа Дальнего Востока» для 8-го класса.
Дальний Восток – это последний изучаемый регион в курсе физической географии, к этому времени у учащихся уже сформированы знания о рельефе, климате, почвах и природных зонах России, они познакомились с другими крупными природными районами России и их особенностями, поэтому можно организовать данный урок как обобщающий, опираясь на уже имеющиеся у учеников знания и умения.
Образовательные задачи:
- Обобщить знания об особенностях природы Дальнего Востока; выявить, какими причинами эти особенности обусловлены.
-Продолжить формирование знаний о взаимосвязях в природе и образовании в результате этого определенных природных комплексов.
-Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы; работать с географическими картами, текстами.
Ход урока:
1 задание:
Сравните 2 карты – природного районирования и политико-административную – и определите, какие субъекты РФ входят в состав Дальнего Востока.
2 задание:
Прочитайте текст и заполните пропуски в нем, при необходимости используя карты атласа. (Данное задание можно выполнять небольшими группами по 2-3 человека. Тогда, разбирая текст, отвечают по очереди, обязательно объясняя свой выбор.)
Дальний Восток России
Протяжённость Дальнего Востока с северо-востока (от ________ полуострова) на юго-запад (до границ _______, _______ и Японии) достаточно велика и составляет _____ километров. Огромные размеры Дальнего Востока, его положение на ________ самого большого материка и самого крупного океана обусловили чрезвычайную контрастность и многоликость этого региона.
Рельеф Дальнего Востока преимущественно __________. На полуострове ________ и _________ островах расположено много действующих __________ и находится зона ___________. Это связано с геологической историей региона. Его формирование шло в основном в ___________ и ___________ . Кроме того, Дальний Восток расположен на стыке __________ _______.
Его северная часть находится за _______ _______, поэтому здесь практически круглый год лежит снег, а омывающие побережье моря полностью не очищаются ото льда даже летом. Земля в северной части региона скована ________ мерзлотой. Природная зона здесь представлена _________, граница которой доходит до _____ с.ш. Ей соответствуют заболоченные, сильно переувлажненные _________почвы.
В южной части Дальнего Востока условия намного мягче. Одним из показателей необычного климата этой части является то, что характерные для северной тайги деревья соседствуют с растениями, чаще встречающимися в субтропиках. Таким образом, климатические условия в разных точках этой территории достаточно сильно отличаются друг от друга. Особенно это касается температурного режима. Влажность же везде ___________, так как большое влияние на климат всего Дальнего Востока оказывает близость __________ ________.
Таежная зона Дальнего Востока довольно пестра по своему видовому составу. На севере распространена, в основном, светлохвойная тайга из ___________. Южнее Станового хребта к лиственнице примешивается _________. На склонах Сихотэ-Алиня и в Приамурье распространены темнохвойные леса из ____________. На большей части таежной зоны Дальнего Востока распространены маломощные, неплодородные, ____________ почвы. Леса из ___________ занимают равнинные межгорные участки полуострова Камчатка. На юге Приморья распространены __________ леса. Здесь сохранились древние доледниковые виды животных и растений, исчезнувшие с более северных территорий. Затем к древним видам прибавились новые современные виды. Здесь как бы соединились ландшафты севера и юга, запада и востока.
К востоку от устья реки ________ , крупнейшей реки юга Дальнего Востока, расположен самый большой остров нашей страны - ________, отделенный от материка узким _________ проливом. Морское побережье на юге острова за благоприятный климат и пышное высокотравье называют «Дальневосточным Крымом».
3 задание:
Опираясь на текст, ответьте на вопросы:
- Какие географические особенности характерны для данного региона?
- Назовите причины такого разнообразия природы на территории Дальнего Востока.
- Дайте оценку природных особенностей отдельных территорий Дальнего Востока. Какие из них наиболее сильно влияют на жизнь людей?
- Сравните север и юг Дальнего Востока, назвав черты сходства и различия. Объясните их причины.
- Подумайте, почему именно на юге Дальнего Востока, в Приморском крае, наблюдается сочетание северных и южных видов растений и животных?
4 задание:
Прочитайте фрагменты из текстов и ответьте на вопросы.
1. «Извиваясь белой змеей, вползает клубящееся шоссе в гущу лесов. Тишина. Прохладные тени. Сквозь деревья – скалы. Несколько шагов от шоссе, и не продерешься – непролазные дебри; все опутано хмелем, лианами. Торчат огромные иглы держидерева, хватают крючковатые шипы невиданных кустарников. Жилье медведей, диких коз, оленей, да рысь по ночам отвратительно кричит по-кошачьи».
(А.С.Серафимович)
2. «Когда я впервые видел все это, то мне живо представилась картина тропического леса; эти высокоствольные деревья с густыми вершинами напоминали собой пальмы, а вьющийся виноградник – лианы тропического леса. В особенности поражает вид ели, обвитой виноградником, или пробковое дерево и грецкий орех, растущие рядом с кедром и пихтой. Охотничья собака отыскивает вам медведя или соболя, и тут же рядом можно встретить тигра».
(Н.М.Пржевальский)
Задания:
- Какой из представленных текстов описывает лес Приморского края, а какой – лес Кавказских гор? Объясните свой выбор.
- В чем сходство и различие описываемых районов? Каковы их причины?
- Почему уссурийская тайга, несмотря на свое название, относится к зоне смешанных лесов?
5 задание:
Игра «Почта»: класс разбивается на команды по количеству субъектов федерации на Дальнем Востоке, это и будут названия команд. Взять фото разных регионов Дальнего Востока (тундра Чукотки, вулканы Камчатки, Приамурье, уссурийская тайга, высокотравье Сахалина и т.д.; в Интернете есть хорошие фотоальбомы). Каждая команда получает пакет фотографий из разных регионов, но не своего. Она должна разложить фотографии по конвертам и 1 ученик (почтальон) разносит их по адресам. Таким образом, каждая команда опять будет иметь пакет фотографий, но уже только своего региона (если все команды правильно справились с заданием).
Далее каждый ученик выбирает по одной фотографии и отвечает на вопросы:
- Какой регион Дальнего Востока, по твоему мнению, здесь изображен? Почему ты так решил?
- Опиши данное фото? Понравилось ли оно тебе? Почему? Какие чувства, эмоции оно у тебя вызывает? Сформулируй свои впечатления в сочинении-миниатюре.
Таким образом, на уроках осуществляется как формирование как предметных знаний и умений учащихся, в данном случае географических, так и метапредметных результатов обучения – развитие речевой деятельности, умения работать с разными источниками информации, логических действий, читательской грамотности, коммуникативных функций и т.д.
Еще один важный вид учебной деятельности в современной школе – это организация исследовательской и проектной работы учащихся. Для этого необходимо развивать исследовательские способности, включающие в себя общие исследовательские умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, выполнять логические действия, наблюдать, проводить эксперимент. Для этого ученикам необходимо регулярно предлагать специальные учебные задачи, как на уроках, так и во внеурочное время.
Например, небольшой исследовательский проект для учащихся 7-го класса на основе работы с отрывком из произведения Дж.Даррелла «Путь кенгуренка». Рассчитан на один урок.
Задача проекта - привлечь внимание ребят к проблемам охраны природы; пониманию того, что эти проблемы носят не локальный, а глобальный характер. Работая над данной темой, ученики лучше начинают понимать характер взаимосвязей в природе и насколько опасно бывает вмешательство человека.
Образовательные задачи:
- Развитие у учащихся мыслительных компетентностей, таких как: умение формулировать проблему, выдвигать идеи по ее решению; анализировать; обобщать; выявлять закономерности; делать выводы; обосновывать свою точку зрения.
- Формирование поисковой активности учащихся.
***
Прибывшие в Новую Зеландию европейцы взялись за дело столь основательно, что вскоре огромные площади остались без леса и трав. Началась эрозия, появились обширные плеши. Одной из первых (и, несомненно, глупейших!) затей европейских переселенцев был привоз животных и птиц, преимущественно из «родной Англии». До тех пор природа, которая в общем-то неплохо знает свое дело, сумела наладить равновесие в животном мире. Млекопитающих вовсе не было, если не считать небольшого количества летучих мышей; было несколько видов безобидных мелких рептилий с живописной окраской и была тьма красивых птиц. До прихода человека, а точнее – европейцев, Новая Зеландия была раем для птиц: густые леса, просторные луга, обилие насекомых и почти полное отсутствие хищников. В это гармоничное царство европейцы ввезли дрозда, скворца, крякву, лебедя-шипуна, жаворонка, фазана, зеленушку, завирушку, воробья, зяблика, щегла овсянку и множество других европейских видов, а также более экзотических птиц: индийскую майну, белоспинную сороку, розового какаду и черного лебедя. Мало им было этого акта преступной глупости, они еще завезли млекопитающих: благородного оленя, лань, пятнистого оленя, виргинского оленя, серну, американского лося, индийского оленя замбара, опоссума, непальского горного козла тара, вапити, яванского оленя Руса. Одновременно поселенцы, разумеется, продолжали рубку леса и хищнический выпас на горных лугах. Чудесным новозеландским птицам пришлось туго. Площадь угодий, пригодных для их жизни, сократилась, а тут еще надо конкурировать с чужеземными животными, с которыми они никогда прежде не сталкивались. Неудивительно, что их число пошло на убыль, а некоторые виды и совсем исчезли. Многие уникальные виды прежде обитали на маленьких островках вдоль побережья; этих птиц всегда было мало, даже когда их никто не трогал. Сколько таких малочисленных видов вымерло из-за того, что на остров намеренно или случайно привозили кошек, которые затем дичали, или же овец и коз, которые сводили всю растительность, то есть среду обитания птиц! Даже теперь Управление природных ресурсов вынуждено тратить немалые силы, стараясь избавить острова от вредителей и спасти пернатых от гибели.
Фауна Австралии – это такой предмет, о котором ни один уважающий себя натуралист не может говорить без волнения. Самые интересные группы австралийской фауны – однопроходные и сумчатые. Однопроходные – наиболее примитивные среди млекопитающих, они сохранили много черт, подтверждающих, что млекопитающие произошли от рептилий. У сумчатых целый ряд примечательных черт; хорошо известны такие, как очень короткий срок беременности у большинства видов и рождение совсем недоразвитых детенышей, чуть ли не зародышей. Новорожденный пробирается в выводковую сумку матери, и там продолжается его развитие. Сумчатые чрезвычайно примитивны, и их счастье, что сухопутный мост, по которому они в свое время проникли в Австралию, затем разрушился, не то другие млекопитающие (такие, как тигры, леопарды, львы и прочие хищники) живо расправились бы с ними. До прихода человека сумчатые вели в общем-то довольно идиллическое существование. Конечно, приходилось опасаться некоторых хищников, как то: сумчатого (тасманского) волка, орла-клинохвоста и змей, однако в целом им жилось достаточно вольготно. Но затем появились аборигены и с ними, как полагают, собака динго – коварнейший хищник, который наряду со своим хозяином, человеком, быстро стал врагом номер один местной фауны. Впрочем, хотя динго плодились и распространялись все шире, они почти не повлияли на природный баланс; не нарушили его и аборигены, их было слишком мало. А вот с приходом белого человека для сумчатых наступили черные дни. Мало того, что их нещадно истребляли, в их среду обитания вторглись завезенные животные, в частности европейская лиса и кролик; при этом лиса выступала как хищник, а кролик конкурировал с травоядными сумчатыми из-за корма. Когда же в Австралии появилась овца, крупные травоядные сумчатые окончательно попали в опалу – ведь они конкурировали с овцами, а овцы были нужны человеку.
Чтобы управлять популяцией дикого животного, надо кое-что знать об ………………………..
(основах его биологии; если его просто убивать, это может не только поставить под угрозу вид, но и причинить огромный ущерб всей экологической системе страны. В разных концах света уже известны примеры того, какими бедствиями грозит пренебрежение спецификой биологии животных. Поэтому, если какое-то животное становится вредителем, постарайтесь возможно лучше изучить его – как говорится, «познай врага своего». Ведь сколько раз животное, объявленное вредителем, оказывалось после расследования не таким уж вредным!)
(Дж.Даррелл «Путь кенгуренка»)
Задания:
- Какую важную проблему поднимает в своем произведении Дж.Даррелл? Сформулируйте ее.
- К каким последствиям в описываемых районах это привело? Почему?
- Как вы считаете, каковы пути решения этой проблемы в настоящее время?
- Как вы думаете, что написал автор в конце приведенной главы? Что же, по его мнению, необходимо для управления популяциями животных? Сравните свои предположения с выводами автора.
- Изучите дополнительный материал по данной проблеме и сделайте компьютерную презентацию с примерами по разным материкам (задание для домашней работы).
Предлагаемые учащимся исследовательские и проектные работы могут быть очень разными по образовательным целям, содержанию, уровню доступности, формам представления результатов. Это разнообразие позволяет реализовать разные познавательные интересы и потребности учащихся, а также позволяет учесть их способности.
Исследовательские и проектные работы дают возможность учителю организовать личностно ориентированное обучение, представляют учащимся возможность реализовать свои потребности в общении с одноклассниками, учителями и другими группами школьников (младшими или старшими) во время представления результатов работ.
Кроме того, такой вид работы позволяет учащимся реализовать себя как в индивидуальной, так и коллективной работе.
Предварительный просмотр:
«Вода – колыбель жизни»
Эта игровая технология применима на уроках в 6 классе.
Учитель может использовать ее как опережающее творческое задание.
1 учащийся
В городах далеких, разных странах
Запас воды – в морях и океанах!
Но ты не станешь пить морскую воду,
В ней соли много от природы.
Лишь только пресная, «живая» вода нам нужна,
Для жизни всех людей она важна!
2 учащийся
Я – вода, краса природы, удивительное вещество,
А по химическому составу зовусь я просто – Н2О!
Я путешествовать люблю, круговорот я совершу.
Нахожусь в трех состояниях разных6
Жидком, твердом, газообразном.
3 учащийся
Я родственник воды – белый снег,
Из маленьких кристалликов «соткан» я навек.
В Антарктиде бываю круглый год,
А в России зимой радую народ!
4 учащийся
Я – подземная вода, дружу с родничками всегда.
Где я – там строят колодцы
И чистая вода на радость льется…
5 учащийся
Я – айсберг, брат воды, плавучий остров льда,
Я опасен морским судам.
Могу плавать по волнам десятки лет,
Суровее меня в природе нет!
6 и 7 учащийся
Мы братья- близнецы – туман и облака
Обл.—мы в небе высоко парим,
Тум. – а я над землей стелюсь слегка,
Мы состоим из пара водяного,
Для всех ребят это не ново!
Тум. – лишь только солнце луч покажет,
Я исчезаю, не прощаясь даже!
Обл. – а мы, бывает, мчимся без оглядки…
Поэтому зовут нас «белогривые лошадки»
8 учащийся
Я гейзер – источник-фонтан,
Живу, где рядом есть вулкан.
Словно цифры в школьной тетрадке,
Гейзеры «пульсируют» в России, на Камчатке.
Учитель:
Моря и океаны, озера, родники,
Льды да туманы, гейзеры и реки.
А еще снег и облака – что же это? А разгадка-то легка…
Все это нужная всегда удивительная вода!!!