Родительские собрания.

Норвидене Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г.НЕМАНА» КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Лекторий для родителей первоклассников

по теме

«Секреты первых неудач»

Составила: учитель высшей категории

Норвидене С.Н.

г.Неман, 2018г.

«В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить».

Cократ

Уважаемые родители! Мы с учителями рады видеть Вас на нашем первом тематическом родительском лектории.

Мы понимаем, как дорого Ваше время, так же как и время педагогов, которые желают поговорить с вами более подробно о самом важном в нашей жизни – ваших детях, наших учениках. Поэтому начнём.

Сегодня мы будем говорить о неудачах, которые могут возникнуть на пути первоклассника  и как с ними справиться?

(СЛАЙД 1).

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался.

В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.

Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься; очень скоро начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. В результате учебная “задолженность” с каждым днём становится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.

  Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учёбы. Это признаки успешной адаптации.

                                             (СЛАЙД 2).

Так проходит процесс приспособления к школе у большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым условиям оказывается непосильной задачей: они часто или длительно болеют, а заболевания ещё больше ослабляют их организм.

Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обуславливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Что делать и как с этим бороться? Давайте выясним. Итак, ребёнок переступил порог школы. Что делать, но многие дети не готовы к учебному труду. Приходится устранять пробелы на ходу – и здесь учитель вправе рассчитывать на помощь родителей. Главное – не совершить при этом ошибки, не породить у ребёнка нежелание учиться. Как часто взрослые, сами того не ведая, воспитывают у малышей и пассивность, и боязнь усилий, и эгоизм.

Самое первое, что необходимо ребёнку для хорошей учёбы – это заинтересованность самим процессом познания. Но как этого добиться?

 Только через успех! (СЛАЙД 3). Первокласснику нужно обязательно переживать радость успеха.  В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение.

Успех открытия не может возникнуть на пустом месте. Его надо долго  и терпеливо готовить, открывая ребенку, возможность  связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удалось.

Ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, что в нем хватит сил, ума. Здесь не нужен ни кнут, ни пряник. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость.

Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

 Рассмотрим три самые типичные (СЛАЙД 4) для начала обучения ситуации:

– неправильное поведение ребёнка на уроке;

– затруднения в написании букв и цифр;

– неумение преодолеть трудности в практических действиях.

Попробуем найти выход из положения и преодолеть первые школьные трудности.

1.НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА НА УРОКЕ.

Иной раз учительница говорит родителям: «Ваш Петя сегодня не читал и не следил за чтением товарищей. Весь урок катал карандаш по парте, а на математике рисовал в тетради!». Что последовало за этим?

Расстроенные родители Пети, естественно, приняли меры.

- Во-первых, состоялся неприятный разговор. Мальчика предупредили: если подобное повторится ещё раз, он будет лишён давно ожидаемых им удовольствий.

- Во-вторых, Петю заставили многократно прочесть злополучную страницу букваря и две следующие, которые в школе ещё не читали.

- В-третьих, взамен испорченной тетради ему выдали новую, куда Петя до позднего вечера переписывал всё, что он успел сделать в старой. И так далее.

Мальчик видел огорчение своих родных, чувствовал себя виноватым, страшился завтрашнего разговора с учителем.

А дело всё в том, что мальчика не приучили к очень важному в жизни – к самостоятельной работе. Он привык действовать только в тесном контакте с взрослым, под его постоянным наблюдением и контролем. В классе, где внимание педагога распределено между тридцатью (а порой и больше) учениками, Петя почувствовал себя «не у дел», так как не мог самостоятельно организовать свою работу. Умение воспринимать слова учителя, даже когда он лично к тебе и не обращается, сосредоточенно слушать ответы товарищей, без понуканий и персональной проверки справляться с заданиями – это умение приобретается не сразу. 

Как же требовалось поступить Петиным родителям?

Родители мальчика должны были спокойно поговорить с малышом, объяснить, в чём выражается его самостоятельное участие в общем учебном труде на уроке. Вселить уверенность, что он сумеет справиться с трудностями. И обязательно проконтролировать, но по-особому, в виде игры.

         Например, провести «репортаж» с уроков: что говорила учительница, что отвечали ученики, какие встретились трудности, как с ними справлялись дети, какова была Петина доля в общих трудах, что нового он узнал и чему научился на уроке.

Подобный стиль общения с ребёнком, доброжелательный анализ его личного труда позволили бы мальчику скорее втянуться в общую учебную работу. В этих условиях у ребёнка будет развиваться интерес к самому содержанию знаний. А, как известно, главным двигателем успешного учения является познавательный интерес.

Есть познавательный интерес – и учёба приобретает для первоклассника смысл. Тогда ему становится понятным, для чего писать палочки, учиться чтению и математике – это средства, с помощью которых можно что-то узнать и что-то сделать, а не просто механическая работа, которой заставляют заниматься взрослые в школе и дома после уроков.

При таком подходе не будет необходимости бороться с нежеланием ребёнка учиться. Да, это труд. Но труд интересный!

2.ЗАТРУДНЕНИЯ В НАПИСАНИИ БУКВ И ЦИФР.

От учительницы родители услышали замечание: «Ваша дочь очень плохо пишет. С ней надо дополнительно заниматься дома».

Конечно, родители девочки тоже были обеспокоены её неудачей. Под руководством мамы она исписала две страницы. Та приходила в отчаяние от каждой ошибки, требовала от дочери старания, упрекала её в лености и отсутствии желания хорошо учиться.

Хотите знать последствия?

Мама девочки не столько помогла, сколько затруднила учёбу дочери.

В результате, в сознании девочки закрепилась роковая связь: всё плохое в её жизни идёт от школы. А это, в свою очередь, непременно скажется на отношении к учёбе. Женя будет учиться уже не из желания познать новое, а из страха перед домашним наказанием.

Что можно посоветовать в этом случае?

Было бы намного лучше, если бы сначала мама попросила дочь написать всего несколько букв и цифр. Затем им следовало, обязательно вместе, разобрать все недочеты и достоинства написанного, а уж потом, не торопясь, аккуратно выводя каждый элемент, девочка написала бы ещё только одну или две строчки.

В спокойной, доброжелательной обстановке, проникаясь верой в собственные возможности, Женя, без сомнения, добилась бы хороших результатов. А в какой общий домашний праздник могло вылиться ликование девочки, когда её прилежание было бы отмечено учительницей! Как бы расцвела она от похвалы перед всем классом! Это больше всего могло убедить Женю, в том, что залог успеха кроется в терпении и труде. И не было бы конфликта, а уроки из неприятной и обременительной обязанности превратились бы в притягательное и радостное занятие.

3.НЕУМЕНИЕ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ.

Олина мама тоже получила огорчительную весть: «Ваша дочь не работала на уроке труда. Не слушала моих объяснений, испортила заготовку и до конца урока сидела без дела. Пусть дома выполнит задание и принесёт готовое изделие к следующему уроку!»

 Разобравшись в задании и убедившись, что оно очень простое, мама посетовала: «И в кого ты такая безрукая у нас уродилась?» Девочка добросовестно пыталась воспроизвести все необходимые операции, но опять допустила промашку и испуганно заплакала.

Мама пожалела дочку. Отправив дочурку спать, она в два счёта блестяще справилась с заданием дочери.

Конечно, мама оказала девочке дурную услугу. Она вообще решила поработать за неё.

А что произойдёт сейчас? Оля привыкнет бездействовать на уроках труда, считая себя «безрукой», но, не собираясь при этом обнаруживать перед классом свою неумелость.

Надо помнить, что ребёнок учится сам, это его собственная работа, его напряжение, его воля, его умственный труд и физические усилия. Поэтому надо постараться превратить любую его деятельность в привлекательную и желанную. Именно результат действий доставляет наибольшее удовлетворение, является лучшей наградой за потраченные силы, умножает их, снимает усталость, рождает увлечённость трудом.

Однако реакция Олиной мамы даёт повод для особого серьёзного разговора. И дело не только в том, что девочка приноровилась сдавать в классе работы, выполненные не ею, а взрослым человеком. Очевидно: толкать ребёнка на подлог – выдавать чужую работу за свою и получать незаслуженные оценки – мягко говоря, дело некрасивое. Все мы это знаем и понимаем, но подобное случается и нередко. А обман наносит неизгладимый ущерб моральному развитию ребёнка.

ВСМОТРИМСЯ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ

Давайте задержим здесь взгляд, посмотрим на проблему с другой стороны.

Чаще всего подделка встречается на уроках рисования и труда. Не выходит рисунок, рисует папа. Не получается изделие, «помогает» мама. Скорее всего, некоторые родители просто-напросто относятся к данным предметам как к чему-то второстепенному, необязательному. Какая несправедливость! Эти предметы не менее важны, чем любые другие.

Рисование воспитывает глаз и руку ребёнка, совершенствует его восприятие, наблюдательность, развивает эстетический вкус.

А уж уроки труда в первом классе ничем заменить невозможно. Конечно, ребячьи поделки незатейливы: закладки, аппликации, бумажные фонарики для ёлки... Но детям они дороги и, главное, приносят им неоценимую пользу.

Воспитательное значение уроков труда огромно: здесь маленький школьник познаёт радость созидания. Создавая вещь, он переживает гордость мастера, который самостоятельно изготовил то, чего раньше не было. Это самый зримый, наглядный успех! Дети всегда радуются своей работе. Как же можно лишать их радости!

Наконец, уроки труда несут большую интеллектуальную нагрузку. Здесь нет места простому исполнительству, копированию образца. Сознательный трудовой процесс начинается с постановки цели: сделать определённую вещь. Затем следует анализ образца, который дети под руководством учителя проводят самостоятельно, что уже важная интеллектуальная работа. Далее ребёнок учится планировать свои будущие действия, то есть намечать последовательность практических операций, необходимых для достижения поставленной цели.

Планирование и самоконтроль в процессе работы относятся к общим интеллектуальным умениям и являются обязательным элементом всех видов умственного труда.

В конце выступления несколько советов для родителей.

Итак, не следует пугаться ошибок ребёнка, особенно на первых порах обучения. Ошибки обязательно будут, их надо учиться преодолевать. Не пасуйте перед неудачами, а тем более – не показывайте своё недовольство и опасение ребёнку. Пусть видит: родители относятся к его ошибкам, как к явлению временному и вполне преодолимому.

Главная наша задача: приохотить первоклассника к учению, чтобы была настоящая жажда знаний, желание преодолеть трудности. И главный союзник здесь – успех. Кто из нас не испытал на себе окрыляющее действие успеха! Чувствуешь прилив сил, огромное желание работать, не отступать перед сложностями.

А ребёнок, этот маленький труженик в начале своей школьной жизни особенно нуждается в ободрении и поддержке близких. Он легко раним, не уверен в себе, горячо реагирует на малейшие промахи и неудачи. Если же каждая его ошибка вызывает у нас гнев, если мы по любому поводу наказываем ребёнка, то, сами того не желая, можем отбить у него всякое желание учиться.

Поэтому мы предупреждаем и просим вас, дорогие родители: постарайтесь избежать этих грубых просчетов, этого несчастья. Помните, что ребёнку, для плодотворной работы в школе, необходим успех. Так дайте ему возможность чаще переживать радостное ощущение окрыляющего успеха.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г.НЕМАНА» КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Лекторий для родителей первоклассников

по теме

«Что такое электронный дневник и как им пользоваться?»

Составила: учитель высшей категории

Норвидене С.Н.

г.Неман, 2018г.

Что такое электронный дневник?

В последнее время все больше школ присоединяются к программе «Электронный дневник». Это аналог обычного бумажного дневника, но доступный в электронном виде в интернете. Кроме того, он содержит дополнительную информацию, такую как:

 — все оценки с комментариями учителя;

 — данные о посещаемости;
 — темы уроков;
 — домашнее задание со сроком выполнения.

Пользователями Электронного дневника, журнала являются: администрация школы, учителя, классные руководители, ученики и родители.

   
           На сайте, где расположен электронный дневник, родители могут непосредственно общаться с преподавателями, узнавать новости класса, школы. Электронный дневник доступен родителям в сети Интернет в любое время и в любом месте.

   
           Электронные дневники полезны в первую очередь для родителей. Ни для кого не секрет, что дети часто утаивают плохие оценки, обманывают, что им ничего не задавали. С появлением электронных дневников такая проблема решена. Ребенок больше не имеет возможности схитрить или утаить проблемы в учебе, в результате повышается его ответственность, а, следовательно, и успеваемость.
   
          С другой стороны, 
электронный дневник предоставляет родителям только образовательную сторону школьной жизни ребенка, не посягая на его личную жизнь: взаимоотношения с преподавателями и одноклассниками. Поэтому следует не просто контролировать оценки своего ребенка, но и сохранять с ним доверительные отношения, помогая ему преодолевать не только трудности в учебе, но и психологические проблемы. Может быть, школьник получил двойку не потому, что не выучил урок, а, например, из-за конфликта с преподавателем.

     Вы – родитель. Помимо того, что это звучит гордо, это «звание» накладывает на вас определенные обязанности. А если вы – родитель школьника, то к обычным обязанностям можно смело прибавить походы на родительские собрания, проверку успеваемости ребенка, его домашней работы, общение с классным руководителем (а иногда и с другими учителями). Как совместить такие обязанности с работой, отнимающей много сил и времени? И можно ли совместить их вообще? С уверенностью отвечаю: «Да, можно».

        Для этого достаточно заглянуть в электронный дневник школьника.    Не правда ли, удобно? Практически у каждого на работе есть доступ к сети Интернет. Выкроить же пару минут в обеденный перерыв для того, чтобы посмотреть, как дела у ребенка в школе, очень просто. Более того, это еще и абсолютно бесплатно.

       Для этого не нужно отпрашиваться с работы (как в случае с собраниями), устраивать не очень приятную временами процедуру проверки дневника. Кроме того, ребенок будет понимать, что родители узнают его оценки еще до того, как он вернется из школы, и нет смысла прятать заветный дневник или обманывать в случае неудачи на уроке. Да и у вас, как у родителей, будет время взвесить ситуацию, не наломать дров сгоряча и подумать, как помочь ребенку.

  Может, стоит вместе разобрать непонятную тему или решить сложную задачу. Такая максимально открытая обстановка помогает решить множество проблем.

ПРЕИМУЩЕСТВА:


      Для родителей:

  • активное участие родителей в воспитании и обучении ребенка;
  • достоверная информация об оценках и прогулах;
  • возможность в любое время побеседовать с учителем;
  • быстрое реагирование на прогулы, плохое поведение ребенка;
  • экономия времени, значительное сокращение посещений школы;
    многие вопросы решаются при помощи SMS-сообщений, электронной почты.

     Для ученика:

  • расписание занятий всегда под рукой;
  • информирование через мобильный телефон или по электронной почте о изменении в расписании;
  • школьные объявления;
  • быстрая информация о результатах экзаменов;
  • напоминания о важных событиях и делах;
  • другая полезная информация.

Оформление услуги на сайте

Электронный дневник школьника позволяет контролировать успеваемость в школе, отслеживать выполнение школьной программы, а также обеспечивать своевременное информирование всех заинтересованных лиц о ходе и результатах образовательного процесса.

Для доступа к электронному дневнику необходимо в Личном кабинете внести или проверить корректность своих данных: номер мобильного телефона, e-mail и СНИЛС (при наличии), а также обратиться в школу и сообщить их классному руководителю.

Важно! Сведения в школе и личном кабинете должны совпадать.