Работа с родителями

Пурцакина Любовь Ивановна

 Материалы содержат рекомендации родителям, которые помогут научить ребёнка ценить своё время, научиться хорошо учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

Что делать, если ваш ребенок слишком застенчив?

Избавляться от застенчивости следует еще в дошкольном возрасте. Иначе в 1-м классе застенчивый ребенок не сможет ответить ни на один вопрос учителя, даже если будет прекрасно знать ответ.

Чтобы ребёнок смог побороть свою робость, чаще создавайте ему такие ситуации, когда возникает необходимость общения с незнакомыми людьми. Например, поручите ему отвечать на телефонные звонки или, гуляя со своим малышом, попросите его узнать у прохожего, который час.

Чаще берите ребенка с собой в гости, на различные мероприятия. Не забывайте и к себе приглашать ребят, придумывайте различные игры для них.

Ваш ребенок должен принимать активное участие и в подготовке, и в проведении различных семейных торжеств. Пусть он надувает воздушные шары, накрывает стол к чаю, читает стихи, поет песни. Не забудьте обязательно похвалить малыша в тот момент, когда он смог преодолеть свою робость. Если ваш ребенок не посещал детский сад, то обязательно запишите его в какой-нибудь кружок или секцию, где он смог бы приобрести первые навыки общения в детском коллективе. Необходимо также посещать подготови-тельные курсы в школе, если они есть.

Ваше доброжелательное отношение, поддержка, уверенность, что всё получится, принесут свои плоды: ребёнок не¬пременно преодолеет застенчивость.

Как делать уроки с младшим школьником?

Главное — найдите способ заинтересовать ребенка учебой, превратите выполнение домашнего задания в увлекательное занятие, а не в ненавистную повинность (это могут быть игра-соревнование, придуманная вами вместе с ребёнком, игра-путешествие, моральное или материальное стимулирование).

Важно правильно организовать приготовление уроков: составьте с ребенком распорядок дня и активно поощряйте за его выполнение; объясните ему, что от того, насколько он быстро и хорошо сделает уроки, зависит, сколько времени ему останется для игр и интересных занятий.

• Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки.
• Желательно, чтобы школьник садился за уроки в одно и то же время.
• Во время выполнения домашнего задания ребёнок не должен отвлекаться: выключите телевизор, компьютер, уберите игрушки со стола.
• Оговорите с ребенком время, за которое он должен выполнить домашнее задание (поставьте перед ним часы). Такой приём поможет научить школьника ценить свое время, не отвлекаться.
• Подскажите ребенку, что выполнять домашнее задание следует по принципу от простого к сложному, от устного задания к письменному (например, по русскому языку сначала надо выучить правило, а потом сделать письменное упражнение).
• Через каждые 15—25 минут (в зависимости от возраста школьника) делайте небольшой перерыв, во время которого ребенок может выполнить несколько физических упражнений для снятия усталости мышц спины, глаз.
• Не устраивайте сцен, если ребенок ошибся или грязно написал в тетради. Школьник не должен связывать выполнение уроков с неприятными эмоциями. Напротив, чаще хвалите ребёнка за удачно выполненное задание. Терпение, доброжелательный тон — важное условие успешной помощи маленькому ученику.
• Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности. Не сидите рядом с ним постоянно. Не спешите давать ему готовый ответ. Лучше подскажите, где искать этот ответ.
• Приучайте ребёнка к самоконтролю. Если заметил ошибку в тетради, не торопитесь показывать, где она, тем более не исправляйте. Пусть школьник попробует найти ошибку сам; вы только подскажите, на какой строчке она находится.
• Хорошо подумайте, целесообразно ли нагружать ребёнка дополнительными заданиями, заставлять его выполнят домашние уроки сначала в черновике, а потом переписывать в тетрадь. Ребенок переутомляется, нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учебе которая становится для него скучным и тяжким трудом. Соблюдайте чувство меры!
• Проявляйте искренний интерес не только к отметкам но и к тому, что ребенку особенно нравится в школе, какие предметы он любит, а какие нет, какие у него одноклассники, с кем он дружит.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ! Если вы научите ребенка хорошо и быстро выполнят домашнее задание самостоятельно, то, во-первых, о будет так же успешно работать на уроке, во-вторых, вы снимете с себя груз проблем, связанных с приготовлением уроков в средней школе.

Как развивать речь младшего школьника?

Учитель сказал, что у вашего ребёнка бедная речь. Это значит, он не знает низкочастотных слов, то есть слов, которые употребляются нечасто. Незнание многих слов или их смысла приводит к тому, что ребенок не может не только красиво, но и понятно изложить свои мысли. Иногда даже родители не в состоянии понять своего малыша, когда тот пытается пересказать только что просмотренный фильм или поведать о том, что с ним приключилось во время про¬гулки. Бедность речи может стать причиной неудовлетворительных отметок за пересказы, изложения, сочинения, а также негативного отношения ребёнка к чтению в частности (ведь, читая, ученик не понимает значения большей части слов, а значит, и смысла произведения в целом) и к учебе вообще.

Не оставляйте решение этой проблемы учителю. Начните сами занятия с ребенком по развитию речи.

Чтобы узнать и запомнить низкочастотные слова, ребенку нужно лишь повседневное общение с вами. Например, гуляя по парку, он с помощью ваших объяснений быстро поймет, что такое крона дерева, ясное небо, золотая осень и т. д.

Развитию речи также помогают и некоторые игры.

Игра «Целое животное». Можно играть в компании 3-4 человек. Ведущий даёт задание: например, описать белочку. Все дети говорят по очереди по одному предложению:

— У белочки рыжая шубка и пушистый хвост.
— Она маленькая и юркая.
— Белка умеет быстро прыгать с одного дерева на другое.
— Это животное обитает в лесу.
— Белочка любит грызть орешки.

Проигрывает тот, кто не придумает следующее предложение. В конце игры можно предложить одному из её участников описать белку или дать задание всем — нарисовать это животное.
Игра в слова. Участники по очереди называют слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. Можно играть, называя слова на определённую тему, например на фруктовую:

груша — абрикос — слива — айва — апельсин — нектарин...
Игра «Балда» чрезвычайно полезна ученикам, пропускающим при письме в слове буквы. Один участник загадывает слово, указывая, из какой оно области (транспорт, цветы, деревья), и обозначая его первую и последнюю буквы, а общее их количество заменяется черточками. Например, слово клен будет выглядеть так: к - - н. Другой называет буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встаёт на свое место, а неверно названная — превращается в буквы слова балда. Игра прекращается, когда слово угадано, а также в том случае, если составлено слово балда.

Обязательным условием развития речи школьника является чтение художественной литературы. Если ребенок читает еще плохо, читайте ему сами, контролируя, чтобы он водил пальцем по строчкам, следя за вашим чтением. При этом обращайте внимание на трудные, непонятные слова и выражения, объясняйте их смысл.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ! Чем больше ребенок читает, тем богаче его словарный запас, тем более развита его речь.

Как правильно сформировать навык письма у младшего школьника?

Письмо — это способ передавать мысли, а красивое письмо — это еще и искусство, графика. Внушите ребенку, что все, что будет выходить из его рук, должно быть красивым. Красивый почерк — это в какой-то мере выражение внимательного отношения к другим людям; неряшливый почерк в такой же мере свидетельствует об обратном. Хотя и говорят, что почерк зависит от характера человека, его темперамента, наследственности, все-таки добивайтесь от ребенка во время письма аккуратности, внимательности.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Очень важно поставить руку, подготовить ее к письму. Тут эффективна штриховка предметов, развивающая мелкие мышцы пальцев и кисти ребёнка. Правила штриховки нетрудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами).

Сначала для штриховки можно использовать трафареты с геометрическими фигурами, потом с изображением предметов и животных, причём ребёнку особенно интересно составлять композиции из различных фигур. Штриховать можно не только параллельными линиями в различных направлениях, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами и петлями.

Следующий этап формирования навыка письма — умение писать элементы письменных букв.

Ребенок должен усвоить, что элементы букв должны быть одинаковой высоты и ширины; если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строки, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки сверху или снизу; расстояния между элементами букв и расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми, а все линии при письме — параллельными и ровными.

Далее из выученных элементов ребенок составляет буквы и учится их писать. На этом этапе очень важно, чтобы у него сформировался зрительный образ буквы. Для этого предложите ему смоделировать букву из проволоки, пластилина, «написать» ее пальчиком на столе, на руке взрослого, в воздухе. Научите ребенка игре «Угадай-ка!»: вы пишете любую букву на спине или ладошке ребёнка, а он ее угадывает, или наоборот — он пишет, а вы угадываете. Не ленитесь постоянно просить ребёнка проговаривать алгоритм написания буквы («ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, веду короткую прямую наклонную до нижней линии рабочей строки, делаю закругление и довожу до середины рабочей строки»).

Ни в коем случае на этом этапе не требуйте от ребёнка писать быстрее, чем он может! Чрезмерное увеличение скорости письма приводит к тому, что ребенок не успевает закрепить правильный способ написания буквы, и в результате закрепляются каракули.

Оптимальная скорость письма в этот период для 6-летнего ребенка 4-6 знаков в минуту в начале года и 10-12 знаков в минуту в конце года, для 7-летнего ребенка — на 3-4 знака в минуту больше.

Что делать, если ваш ребенок левша?
Существует мнение, что довольно часто левши — это, простите, маленькие грязнули и лентяи. Они медлительны, рассеянны и несобранны. В их тетрадях, в комнатах и в мыслях постоянный беспорядок. Левши часто «уходят» в свой внутренний мир и не слышат обращенного к ним вопроса. Иногда они обманывают, не преследуя при этом никаких личных интересов.

Впрочем, левши умеют нестандартно ответить на простые вопросы, у них богатый внутренний мир.

Все вышеперечисленные качества связаны с особенностями организации мозговой деятельности левшей, у которых доминирует правое полушарие, «отвечающее» за пространственно-образное, художественное мышление (в отличие от левого полушария, «отвечающего» за аналитическое мышление). В повседневной жизни это проявляется так: ребенок, повторим, не слышит, что ему говорят, не может объяснить смысл слова, иногда делает неправильные выводы из прочитанного рассказа, трактует жизненную ситуацию нестандартно.

Отсюда — богатое воображение, фантазии и страхи. У левшей гораздо позже, чем у правшей, формируется фонематический слух, а любой недостаток речи устной, естественно, отражается на речи письменной. Левша часто талантлив. Но только хорошо воспитанный и организованный левша.

Вот несколько советов родителям, чьи дети левши:

1. Покажите ребенка нейропсихологу и убедитесь, что ваш сын или дочь действительно левша.
2. Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Рабочий стол поставьте так, чтобы перед собой ребенок видел гладкую стену, чтобы его ничто не отвлекало. Простота, спокойный цвет, порядок помогут ему сконцентрироваться на занятиях.
3. В нерабочей части обитания левши организуйте все, что необходимо для его творчества и фантазии.
4. Семья, в которой есть ребенок левша, должна жить по четкому распорядку дня, все должны стараться быть последовательными в своих действиях.
5. Никогда не торопите левшу!
6. Левша легко освоит материал, если его попросить «додумать самому»: например, придумать концовку рассказа.
7. Левша усваивает всё, что он потрогает руками, понюхает, зарисует. Когда читаете вслух, разрешите ребёнку рисовать что-либо связанное с произведением.
8. Если у левши возникли проблемы с освоением чтения (нет четко сложившегося образа буквы, поэтому он путает буквы), то «рисуйте» буквы и слова в воздухе, на руке, на столе.
9. Хвалите ребенка за все, что у него получается. Левши, когда их хвалят, буквально расцветают.

Что делать, если ребенок пропускает буквы при письме?

Одна из главных причин пропуска ребенком букв при письме — несформированность образа слова. Младший школьник пропускает буквы в слове, если впервые слышит это слово, если не знает его значения, если ни разу не встречал это слово написанным.

Существуют различные игры, формирующие у ребенка образ слова и, стало быть, способствующие устранению пропуска букв в словах. Если вы будете регулярно играть в них с ребенком, успех не замедлит себя долго ждать.
«Магазин». Задача: «продать» определенные предметы, «рекламируя» их по каждой букве, причем слова на отдельные буквы должны принадлежать к той же тематической группе, что и «продаваемое» слово. Например:

Ш — шпаргалка
К — класс
О — отличник
Л — линейка
А — азбука

«Напиши по-арабски». Задача: написать слово наоборот или прочитать слово справа налево: книга — агинк.

«Письмо по-древнерусски». Известно, что в Древней Руси писали только согласными буквами. Задача: написать слова только согласными, обозначая пропущенные гласные точками наверху: карандаш — к'р'нд'ш. Можно написать слова только гласными: фломастер — оае. Через некото¬рое время предложите ребенку написать «по-древнерусски» не только слова, но и предложения, а то и целые тексты. Показателем мастерства считайте время в секундах и отсутствие помарок.
«Неудачный робот». Если ваш ребнок не дописывает слова или пропускает слоги, предложите ему эту игру.

Робот запрограммирован так, что он пишет слово не полностью, а только какую-то его часть, остальные буквы отмечает черточками. Например, если школьник не дописывает

концы слов, предложите ему запись слова только с двумя 
последними буквами:----------------- рь — декабрь.—

«Волшебный диктант». Иногда ребенок вместо одной буквы пишет другую, например и заменяет на у, о — на у, ш — на щ, и — на if. В этом случае используйте игру «Волшебный диктант». При дифференциации букв и—у договариваемся, что слова, в которых есть буква и,обо¬значаем договариваемся, что слова, в которых есть буква обо-значаем X; слова, в которых есть буква у, обозначаем ?; остальные слова обозначаем ?. Тогда предложение Мыши на крыше платочками машут и пляшут будет выглядеть так: X??X?X?.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ! Если вы заметили, что ребенок постоянно пропускает буквы или слоги, меняет их, то поторопитесь обратиться за помощью к логопеду. Он даст более подробные рекомендации по устранению данных ошибок.

Как помочь ребенку научиться решать простые арифметические текстовые задачи?

Арифметические текстовые задачи развивают логическое мышление ребенка, поэтому в начальной школе важно, чтобы ученик приобрел умение решать данные задачи самостоятельно.

Очень часто школьник не понимает условие задачи, поэтому и не может ее решить. Для того чтобы убедиться, что ваш ребёнок понял условие задачи, используйте следующие приемы:

• попросите ребёнка несколько раз прочитать задачу и представить, о чем в ней говорится;
• спросите, что означает каждое число в задаче;
• попросите изобразить задачу графически, с помощью чертежа, сделать краткую запись задачи;

Помощником в работе над задачей является памятка, раскрывающая алгоритм решения задачи. Она включает в себя следующие задания:

1. Читаю задачу...
2. Известно...
3. Надо узнать...
4. Объясняю...
5. Решаю...
6. Ответ...
7. Проверяю...

Пример решения задачи с использованием памятки

1. Поезд состоял из 12 вагонов. На стоянке несколько вагонов отцепили, и осталось 10 вагонов. Сколько вагонов отцепили?
2. Известно, что было 12 вагонов, несколько отцепили, 10 осталось.
3. Надо узнать, сколько вагонов отцепили.

Было — 12 в.
Отцепили — ? 
Осталось — 10 в.
4. Объясняю: отцепили 12 вагонов без 10, которые остались.
5. Решаю: 12 - 10 = 2 (в.)
6. Ответ: 2 вагона отцепили.
7. Проверяю: 10 + 2 = 12 (в.)

Для закрепления умения решать простые задачи просите ребенка составлять задачи по готовому решению, по краткой записи, по рисунку.

Как воспитать у ребенка любовь к чтению?

Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. При выборе книг для своего ребенка следите, чтобы они соответствовали его возрасту, были разнообразной тематики (сказки, рассказы о природе, о детях, стихи, приключения, научно-познавательная литература и др.) и обязательно учитывайте индивидуальные интересы своего сына или дочери. Также обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими, «говорящими», то есть отражающими содержание произведения. При чтении книг с рисунками можно попутно за¬давать ребёнку вопросы типа: «К какому эпизоду подходит этот рисунок?», «Что художник изобразил, на твой взгляд, правильно, а что — неправильно?» Совместное рассматри¬вание иллюстраций подтолкнёт маленького читателя к дальнейшему чтению.

ПОМНИТЕ: только в читающей семье растут читающие дети!

Ребенок должен видеть, что жизнь его родителей немыслима без книг. Тогда они органично войдут и в его жизнь. Хорошо, если в семье есть традиция семейного вечернего чтения вслух или привычка чтения ребенку перед сном.

После того как книга прочитана, обязательно побеседуйте о ней с вашим ребенком: «Понравилась книга или нет? Почему?», «Что запомнилось, удивило, огорчило?», «Кто из героев понравился? Почему?», «Чему учит эта книга?» Такая беседа поможет ребенку лучше понять содержание произведения, заставит его читать внимательно и вдумчиво, а главное — создаст хорошее настроение от доверительного общения с вами.

Вот еще несколько советов, которые помогут вашим детям подружиться с книгой:

1. Приучайте ребенка к книге с малолетства. Яркая книжка должна занимать почетное место среди игрушек. А часы, проведенные за чтением с родителями, должны запомниться малышу как самые счастливые. Но не пропустите момента, когда книга должна перекочевать из ваших рук в руки малыша. Этот переход обычно происходит в возрасте 7—8 лет.
2. Если ваш сын или дочь читает плохо, используйте кассеты с литературными записями и аудиодиски. Вначале ребенок будет только слушать, но потом посоветуйте ему внимательно следить за читаемым текстом по книге.
3. Читайте вслух! Сначала можно читать с ребенком по очереди (по строчке, по странице, по главе), но постепенно передавайте инициативу ребенку, не забывайте хвалить его за выразительное чтение и артистизм.
4. Просите ребенка делать рисунки к прочитанным книгам. Это разовьет его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.
5. Собирайте домашнюю библиотеку!

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ! Чем больше читает ваш ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбираться в людях.

Как сделать тренировку в технике чтения интересной и увлекательной?

Ваш ребенок уже читает слоги и короткие слова. Настаёт очередь чтения текстов. Не торопитесь. Самое главное сейчас — вселить в ребенка веру в собственные силы. Поэтому используйте на данном этапе разнообразные игры «в слова».

Игра «Слово в слове». Найди новое слово в данном слове: ежик, пожар, журавушка, столица, жеребенок. Ответ: еж, жар, ура, стол, ребенок.

Игра «Ремонт слов». «Отремонтируй» слова, из которых сбежали буквы: звтрк, крндш, птц, цфр, мсц. Ответ: завтрак, карандаш, птица, цифра, месяц.

Игра «Цепочка слов». Поменяй, добавь или убавь в слове только одну букву, чтобы получилось новое слово: рак — норка; сорт — палка. Ответ: рак — раки — руки — реки — река — речка — ручка, кучка — кочка — ночка — норка; сорт — сор — вор — вол — волк — полк полка — палка.

Игра «Слова-загадки». Поставь буквы слова в заданной последовательности и отгадаешь новое слово: рамка (3 5 1 4 2), ракета (3   6   1   4  5   2), право (1   5   4   3 2), масло (3  1   5  4  2), ямка (2 4 1 3). Ответ: марка, карета, повар, смола, маяк.
Игра «Добавь букву». Добавь в начале или в конце слова букву, чтобы получилось новое слово: мех, дочка, пар, метр, точка. Ответ: смех, удочка, парк, метро, уточ¬ка.

Такие игры помогут вашему ребенку преодолеть сложости чтения, а главное — не потерять интереса к самому процессу чтения.

Как правильно делать замечания ребенку?

Замечания бывают разные. Можно с раздражением крикнуть: «У тебя опять беспорядок в комнате, быстро все убери!» Такое замечание ничему не научит ребенка, а лишь отдалит его от вас. Замечания-приказы развивают в ребенке боязливость, чувство неуверенности в своих силах. Он станет выполнять все из страха перед вашим гневом. А ведь можно сказать и по-другому: «Я устала, наведи, пожалуйста, порядок в комнате сам». Такая фраза будет расценена ребенком не как приказ, а как просьба близкого человека.

Дети, как и взрослые, очень болезненно относятся к критике. Грубое резкое замечание может заставить ребенка замкнуться в себе, разрушить доверительные отношения. Поэтому чаще вуалируйте замечания под пожелания и обязательно объясняйте, почему вы просите ребенка что-то сделать. Только не стоит постоянно взывать к чувству долга ребенка и спекулировать на его любви к родителям. Забота о своих близких не должна превращаться в повинность, обязанность.

 



Предварительный просмотр:

 

1. Упражнение «Кубики»

 

(можно использовать пирамидки, ведерки, матрешки)

 

А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики на полу).

Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики, дай самый большой кубик, самый маленький. А теперь большой красный... Маленький желтый и т.д.

В. Давай посчитает, сколько всего кубиков? (от 1 до 9)

Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1)

Д. Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких)

Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе.

 

А. Оценивается контактность, сила социальных запретов;

Б. Развивается восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;

В. Навык прямого счета;

Г. Навык обратного счета;

Д. Формируем понятие числа;

Е. Мышление (пробы и ошибки - наглядно-действенное мышление; внутренне представление - наглядно-образное мышление);

 

2. Упражнение «Чудесные окошки»

 

Используется 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки);

5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, прямоугольник).

 

А. Один волшебник построил дворец с "чудесными окошками". Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое окошко).

Б. А теперь выбери свое "окошко", которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.

 

А. Восприятие цвета, формы

Б. Анализируются эмоциональные предпочтения.

 

3. Упражнение «Семена»

 

Используются карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) всего 9 карточек

 

А. Продавец семян разложил пакетики на три группы, но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет семена.)

Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца. Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

 

А. Способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез);

Б. развитие зрительного внимания и памяти.

 

4.  Упражнение «Попугайчик»

 

А. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:

то-ца (ребенок повторяет);

то-ца-му (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет);

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.)

 

А. упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха (хороший результат - более пяти слогов);

Б. объем слуховой памяти (словесной памяти), слуховое внимание (хороший результат - воспроизведение пяти слов с первой попытки).

 

5. Упражнение «Волшебные картинки»

 

Используются:

а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я - на четыре части; 3-я на шесть частей;

б) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки)

 

А. в этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала простой уровень - 2 части, затем средний - 4 части, последний - сложный - 6 частей. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)

Б. А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй...? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

 

А. Целостность восприятия образа; наглядно-образное мышление, умение рассказывать по одной картинке, контекстность речи;

Б. Развитие логического мышления, умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связанность и контекстность речи.

 

6. Упражнение «Зайчик»

 

Используется простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.

 

А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.

 

А. Развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линий, равномерность



Предварительный просмотр:

Адаптация к школе – правильный режим дня школьника

Никогда не забывайте, что первые месяцы учебы в школе (сентябрь–октябрь) — очень трудный период в жизни малыша. Он адаптируется к школе. И в конце года на его самочувствии и здоровье сказывается накопившееся за год переутомление. Даже здоровые детки в это время начинают чаще болеть, особенно простудными заболеваниями, не говоря уже о малышах, имеющих хронические болезни.

Буквально с первого дня старайтесь, чтобы Ваш малыш соблюдал режим дня. Тогда и учеба будет ладиться и на развлечения хватит времени.

Правильный режим дня предохраняет малыша от переутомления, обеспечивает хорошую работоспособность, укрепляет здоровье. Если же ребенок постоянно недосыпает, мало гуляет на свежем воздухе, нерегулярно ест и к тому же ведет малоподвижный образ жизни, то его работоспособность снижается, он быстро устает, часто жалуется на головную боль, постоянно хочет спать. Может создаться впечатление, что он болен.

Правильно организовать режим дня 6–7 летнего ребенка — это, прежде всего, обеспечить достаточно продолжительный сон (со строго установленным временем подъема и отхода ко сну даже во время каникул) и регулярный прием пищи. Также очень важно выделить отдельное время для приготовления уроков, отдыха, прогулок, занятий спортом и в кружках.

Не заставляйте ребенка зразу же после школы приниматься за уроки. В этом случае его работа будет заведомо непродуктивной. Между школьными и домашними занятиями обязательно должен быть перерыв не менее 3–3,5 часов.         Старайтесь, чтобы большую часть этого времени ребенок провел на свежем воздухе. Для учащихся 1–2 классов очень полезен, иногда даже просто необходим, дневной сон — 1–1,5 часа при открытой форточке. Сон хорошо восстанавливает силы, помогает снять усталость.

Хорошо отдохнув после школьных занятий, ребенку лучше сесть за уроки не позднее, чем в 16:00. Подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов — это время приходится на школьные занятия, и в 16–18 часов — это время лучше выделить для выполнения домашних заданий.

 

Пример режима дня маленького школьника: 

7:00 — Подъем.
7:00–7:30 — Водные процедуры, зарядка.
7:30–7:50 — Завтрак.
7:50–8:20 — Дорога в школу. (Хорошо если по свежему воздуху)
8:30–12:30 — Занятия в школе.
11:00 — Ланч. Лучше если горячий  
12:30–13:00 — Дорога домой. (Хорошо если по свежему воздуху)
13:00–13:30 — Обед.
13:30–14:30 — Послеобеденный отдых, а лучше сон!

 14:30–15:00 — Полдник.
15:00–16:00 — Прогулка, игры, спорт.
16:00–17:00 — Приготовление домашних заданий. Обязательно с перерывом на 10 минутный отдых!

17:00–19:00 — Прогулка на свежем воздухе.
19:00–20:00 — Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)
20:00–20:30 — Гигиенические мероприятия, подготовка ко сну.
20:30–7:00 — Сладкий сон.



Предварительный просмотр:

Как правильно объяснить ребенку, что такое школа.

Чтобы Ваш малыш знал, с чем он столкнется, отправившись в школу, Вы обязательно должны заранее подготовить Вашего ребенка к этому важному событию в его жизни. Прежде всего, Вы должны объяснить, что же такое школа. Вот несколько рекомендаций того, как в игре можно объяснить ребенку, что такое школа, чему там учат, как нужно себя вести в школе.

Знакомство со школой: 

Вооружитесь наглядным пособием для детей. Потребуются: картинка школы, иллюстрации из книг и журналов, где изображены школьники и школа, учительница и ученики, а также картинка, на которой нарисованы малыши в детском саду или на детской площадке. Рассмотрите с малышом картинки и сравните их. Поинтересуйтесь, чем детский сад может отличаться от школы, и дайте свою версию ответа. Если ответ показался Вам не правильным, то не критикуйте ребенка. Вместо слов «Ты ошибаешься!» или «Это не правильно!» лучше сказать: «А на самом деле…».

Знакомство со школьными предметами:

Пригласите ребенка в сказочный мир знаний. Расскажите ему следующее: Сколько в мире всего интересного, занимательного, увлекательного! Школа поможет тебе и твоим друзьям познакомиться с этим миром, узнать что-то новое и важное. Представь себе такую планету, которая называется Школа. В ней много всяких королевств — это школьные предметы. Когда отправишься в школу, ты попадешь в эти королевства.

В математической стране правит Ее Величество МАТЕМАТИКА. Она пригласит тебя в мир цифр и чисел, познакомит тебя со своими жителями — цифрами и математическими знаками, научит считать и решать задачки.

А королева РУССКОГО ЯЗЫКА раскроет тайны и секреты разных слов, научит красиво писать, подскажет, как стать почетным грамотеем.

Когда ты окажешься в царстве ЧТЕНИЯ, ты познакомишься с буквами и узнаешь, как они звучат, научишься разбирать слова на буквы и складывать буквы в слова. А кто освоит мастерство чтения, тот получит ключи от всех книг на свете!

В стране ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ты и твои друзья познакомитесь с необычными словами и выражениями. Вместе с учителем отправитесь в далекое путешествие, в котором встретите новых друзей и научитесь общаться с ними на иностранном языке.

В стране ПРИРОДОВЕДЕНИЯ фея Природа познакомит тебя с окружающим миром, расскажет о чудесных явлениях природы, временах года, царстве животных и растений.

В стране ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА царит красота и гармония. Это радужная страна, яркая. Кисти, краски, палитры, карандаши и многие другие подданные этой страны творят чудеса.

А в королевство ТРУДА никогда не впустят лентяя. Здесь каждый школьник становится мастером, умельцем и творцом.

В МУЗЫКАЛЬНОЙ стране ты научишься петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

А в Спортландии — стране ФИЗКУЛЬТУРЫ — детки становятся ловкими, активными и спортивными.

Еще очень много интересных предметов будет в школе: ИСТОРИЯ, ЛИТЕРАТУРА, ГЕОМЕТРИЯ, АЛГЕБРА, БИОЛОГИЯ, ХИМИЯ, ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ, ГЕОГРАФИЯ и многие другие. И ты с ними обязательно познакомишься, когда пойдешь в школу!

Фантазируйте, общайтесь со своим ребенком, обязательно отвечайте на его вопросы, и тогда Ваш малыш с нетерпением будет ждать встречи со школой.



Предварительный просмотр:

Весело учим буквы!

Как облегчить такой сложный процесс обучения чтению? С чего начать? Как грамотно подойти к этому вопросу? Иногда очень сложно заинтересовать ребенка изучением непонятных, абстрактных для него крючков и палочек букв. Обычно, дети не хотят заниматься тем, что им не интересно. А что если превратить изучение букв в увлекательное для ребенка занятие?

         Начинаем учить буквы на примере буквы А:

  • Вместе с малышом нарисуйте буквы А (большие, маленькие ) разноцветными красками; прикрепите их магнитиками на холодильник (до изучения следующей буквы);
  • Лепим букву А из пластилина, глины, соленого теста. Образец для лепки нарисованная буква;
  • Выкладываем букву со счетных палочек, спичек, напоминаем о том, что есть большие и маленькие буквы соответственно, выкладываем буквы разные по размеру;
  • Не забываем о природном материале! Нам подойдет все: желуди, каштаны, горох, фасоль, а также: камешки, ракушки из всего этого тоже можно выложить изучаемую букву;
  • Аппликация — можно использовать не только цветную бумагу и картон, а также - ненужные ниточки, пуговки, вату. С помощью кисточки и клея на картоне рисуем контур буквы, а сверху посыпаем все, что может приклеиться манку, гречку, пшено, рис.
  • Стряхните то, что не приклеилось, то, что приклеилось буква, которую вы учите. Не забываем о макаронных изделиях!
  • Украшаем буквы на листе бумаги. Нарисуйте контур буквы, а потом предложите ребенку ее украсить, сделать букву А веселой и нарядной (разукрашиваем, ставим разноцветные точечки, цветочки; рисуем на букве разные узоры).

Приятного и веселого обучения!

Подготовка руки к письму

Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?

Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которой зависит качество написанного. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы-то не стало научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму.

Процесс письма является чрезвычайно трудным, думаю, что не каждый взрослый знаком с тонкостями технических навыков, которые приобретает ребенок в процессе письма: правильное использования письменных принадлежностей, соблюдение правил письма, а что говорить о графических навыках? При написании той или иной буквы нужно следовать четкому правилу ее написания. Этот сложный процесс оставим для профессионала — учителя, который будет не один месяц учить деток, как пишется каждая буква, с чего начинать писать — с крючка или палочки и т. д. Наша задача — подготовка руки к письму. Как же мы можем помочь нашему ребенку одолеть этот сложный процесс?

При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений вашему ребенку будет намного легче освоить все технические навыки процесса письма:

  1. Пальчиковая гимнастика
    Существует множество упражнений для детских пальчиков. При выполнении пальчиковой гимнастики у ребенка развивается мелкая моторика, которая не только связана с развитием речи но и подготавливает руку к письму, рисованию.
  2. Лепка
    Старайтесь уделять этому процессу 10–15 минут на день. Не так уж много, а результат того стоит. Лепка развивает не только мелкую моторику и укрепляет кисть руки, при этом развиваем творчество и усидчивость. Лепить можно не только из пластилина, отличный материал для таких занятий — глина.
  3. Вырезание ножницами
    Дети очень любят вырезать, можно ставить несложные задачи: резание по прямой, вырезание различных форм, при этом называем их — овальная, квадратная, круглая и т. д.
  4. Игры конструктором и мозаикой 
  5. Игры с мелкими предметами — бусинками, камешками, пуговицами
    Можно использовать и природный материал — фасоль, горох и т. д. Используйте Вашу фантазию. При этом развиваем навыки счета.
  6. Рисование различным материалом — карандашами, красками, мелками. 
  7. Штриховка предметов
         
    Обращайте внимание на то, что движение руки ребенка должно быть легким, без какого — либо напряжения. Давайте разные задания — заштриховка с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх. Обязательно покажите на примере. Обратите внимание на предметы, которые вы заштриховуете — они должны быть интересными для детского глаза.
  8. Раскрашивание картинок
             В книжках-раскрасках, чем меньше ребенок по возрасту, тем больше должны быть картинки, которые он раскрашивает.
  9. Оригами
          Помогает помогает развитию точных движений и памяти, а еще это очень красиво!

Развиваем речь и навыки чтения

В 5 лет ребенок должен четко произносить шипящие и сонорные звуки, подбирать слова на заданную букву, узнавать на слух звуки в слове. Некоторые дети могут испытывать трудности в произношении сложных слов, насыщенных оппозиционными звуками (скажем, королева). Поэтому очень советуем учить ребенка выделять, слышать в слове отдельные звуки, прежде всего начальный и конечный. Тот звук, который Вы хотите выделить, произнося слово по слогам, обязательно нужно произносить протяжно. Тогда он лучше будет слышаться. Ребенка тоже необходимо учить произносить протяжно начальный и конечный звуки в слове. Эти занятия можно разнообразить, используя игровые приемы. Например, находить игрушки и предметы в комнате, названия которых начинаются с одного и того же звука. И лишь когда ребенок научится выделять звуки в слове, можно начинать обучать его буквам.

Причем лучше учить его не по школьному букварю, а по азбуке-кубикам. Складывая их, ребенок будет одновременно и постепенно овладевать грамотой. Произносить буквы следует кратко («б», «в», «г», а не «бе», «ве», «ге»). Это способствует более легкому их усвоению и выработке сознательного, плавного чтения.

В этом возрасте любознательность детишек, их интерес к миру огромен. А вот навыки чтения еще очень незначительны. Поэтому покупайте своему чадушке книги с коротким насыщенным текстом, одновременно – с крупным шрифтом.

Научите малыша не только слушать чтение, но и пересказывать своими словами услышанное. Так ребенок лучше усвоит его смысл, научится припоминать события, описанные в книжке, значит, таким образом, и улучшится и его память.

В жизнь пятилетки уже входят такие понятия, как время («вчера», «сегодня», завтра») и количество («один», «много»), которые, к тому же, он уже умеет правильно употреблять в речи. К 6 годам, если малыша правильно обучать, он сможет неплохо читать и писать.



Предварительный просмотр:

Как снять психоэмоциональное напряжение у ребенка

Рождение ребенка — поистине настоящее чудо. И большинство из нас, дорогие взрослые, имеет эту счастливую возможность — воспитывать это маленькое чудо. И так хочется, чтобы ребенок вырос здоровым и счастливым! Конечно, иногда, нас одолевает множество страхов и разного рода тревоги — как же малыш справится со всеми теми проблемами, которые могут встретиться на его пути? Получится ли у него?

Помню, множество опасений, возникло у меня, как только я приехала домой из роддома… Я просыпалась ночью, прислушивалась к дыханию малыша; подбегала к кроватке, внимательно высматривала все ли у него в порядке. Когда малыш пошел в садик, я стала переживать по другому поводу: как он наладит общение с детками? хорошо ли проводит время? Может, нужно было вообще дома оставить до школы (отдать позже/раньше в садик)?

В какой-то момент я поняла, что мои опасения были напрасными и, скорее всего, были лишь моей тревогой. Дети намного мудрее, чем мы о них думаем. Я тогда поняла: главное — чтобы ребенок чувствовал любовь родителей. При таких отношениях ребенок (независимо от возраста) понимает, что его принимают и любят таким, какой он есть!!! (без всяких там уберешь в комнате — пойдем гулять в зоопарк или я тебя обниму….)

Здоровый ребенок-дошкольник не может быть спокойным, тихим, сидящим на одном месте и внимательно рассматривающим картины Пикассо или там где мама посадила (помните песенку про обезьянок из мультфильма? — это как раз про милых ребятишек этого возраста). Малышу постоянно нужна информация, в нем бушует весь спектр эмоций от радости до злости. А вот задача взрослого, помочь своему милому сокровищу научиться регулировать эти эмоции, удовлетворить потребность в знаниях, но при этом не перегружая малыша.

Бывает так, что мы сильно возмущаемся (слишком активны) и откровенно капризничаем. Бывает, мы робеем перед кем-то (становимся замкнутыми), а бывает  нам хочется поплакать (или проявляем агрессивность). Это все признаки психоэмоционального напряжения. И если взрослый еще кое-как сам в состоянии справится с эмоциями, то ребенок не всегда может решить такую задачу. И в первую очередь, нужно научиться успокаиваться…

Предлагаю упражнения для деток от 4 лет. Упражнения следует выполнять в тех случаях, когда Вы заметили в поведении ребенка признаки эмоционального перенапряжения.

Так как игра является основной деятельностью дошкольника, то и упражнения, на снятие напряжения, естественно, проводятся в игровой форме.

Упражнение «Я - сильный и могучий»

Гуляя с малышом в парке, обратите его внимание на большое дерево (дуб например). Скажите: «Посмотри, какое это большое, могучее и сильное дерево! Если подует ветер - только верхушка дерева колышется, а само оно сможет выстоять. Ты знаешь, человек тоже может иногда быть таким же сильным и могучим…Если тебе вдруг захочется когда-нибудь кого-то ударить или сказать грубое слово, что-то сломать — представь, что ТЫ ЕСТЬ ТАКОЕ ЖЕ МОГУЧЕЕ И СИЛЬНОЕ ДЕРЕВО!».

Поиграйте с ребенком: поочередно представляйте себя могучим деревом. Спросите, что чувствует малыш? Что, по его мнению значит быть сильным и могучим? Что значит сохранять спокойствие в сложных ситуациях?

Упражнение «Взял себя в руки»

Расскажите малышу о том, что Вы знаете, как ведет себя выдержанный человек. Затем объясните: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, нервничаешь или тебе захотелось нагрубить или ударить кого-то: обхвати ладошками локти и сильно прижми руки к груди».

Упражнение «День безобразия или разрешается пачкаться»

Внимание!!! Родителям рекомендовано морально подготовиться к данному упражнению. На это упражнение трудно решиться и тяжело сохранять спокойствие…))) Но зато очень весело проведете время!!! А также приготовить пальчиковые краски, старые губные помады, тюбики с кремами и зубной пастой. Расстелить на полу клеенку, одеть ребенка (и самому) в ту одежду, которую не жалко будет испачкать.

Выполнять упражнение стоит в хорошем настроении! Разрешается рисовать помадой и краской на ножках и ручках спинках и животиках. Можно макать в краску ручки и пяточки. Обрисовывать носики и щечки. Разрешается обрисовывать взрослых!

Не забудьте после этого веселого упражнения помыться (лучше конечно подобные упражнения выполнять на даче, возле бассейна или озера).

А закончить я хочу стихотворением, которое мне очень понравилось, автор мне, к сожалению неизвестен.

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
 
Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нету мочи.
Ну, а к Вам подойдет сынок,
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их.
 
Детской ласкою дорожите.
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти.
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
 
Перелистывая альбом,
С фотографиями детства.
С грустью вспомните о былом,
О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть,
В это время опять вернуться.
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите, пожалуйста, детство!



Предварительный просмотр:

Игры, которые помогут сформировать адекватную самооценку у ребенка.

Самооценка это видение самого себя, она является важным регулятором поведения человека. От нее зависит качество взаимоотношений с другими людьми. Самооценка может быть заниженной и завышенной. А бывает еще адекватная самооценка, вот именно она является для человека оптимальной. Человек с адекватной самооценкой знает о своих возможностях и помнит о своих недостатках. Самооценка формируется в детстве. Предлагаю вашему вниманию игры для детей, которые помогают формировать адекватную самооценку.

«Придумай себе имя»

     (Игра дает дополнительную информацию взрослым об отношении ребенка к себе)
   
Предложите ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, возможно, малыш захочет оставить свое. Спросите:

  • Почему тебе не нравится (нравится) твое имя?
  • Ты хотел, чтобы тебя называли по-другому? Почему?
  • Какое имя тебе нравится? Почему?

Обратите внимание, что отказ от своего имени – это, скорее всего непринятие себя, недовольство собой.

«Уверенность и ее маска»

      (это упражнение можно проводить с детьми старше 10 лет)

      Упражнение выполняется парами, например, родитель-ребенок или ребенок-ребенок. Один исполняет роль самоуверенного, другой — неуверенного в себе человека. Каждый должен принять такую позу, чтобы стало ясно, какую роль он исполняет. Тот, кто играет роль «самоуверенного» — прислушайтесь к своим ощущениям, опишите манеру общения, голос, мысли, поступки которые может совершить такой человек. В свою очередь, «неуверенный» рассказывает о себе. Потом обменяйтесь ролями и повторите процедуру вновь.

Завершите игру таким образом: попробуйте теперь почувствовать себя уверенными людьми, которые ни над кем не возносятся, но и не чувствуют себя хуже других. Обсудите.

«Интересные ситуации»

Предложите ребенку ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными: вы можете их придумать сами, рассказать из воспоминаний своего детства, а можете взять ситуации которые были в жизни ребенка. Примеры ситуаций:

  • Папа принес два яблока тебе и маме. Как ты поступишь?
  • На улице играют детки старше тебя в интересную игру. Тебе очень хочется поиграть с ними. Что ты сделаешь? Как ты поступишь, если дети не захотят принять тебя в игру?
  • Твоего друга обидели. Он расстроен. Как ты поступишь?

«Моя семья»

Попросите ребенка рассказать о каком-либо члене семьи: маме, бабушке, папе, или дедушке. Высказывая свое мнение, пусть ребенок подчеркнет положительные черты характера этого человека. Можно попросить ребенка также рассказать о себе, выделяя положительные и отрицательные качества.

 Помните, что для формирования адекватной самооценки у ребенка, со стороны взрослых необходимо одобрение, поддержка и понимание того, что каждый человек имеет право на ошибку.



Предварительный просмотр:

10 рекомендаций в помощь родителям школьников

Школьные проблемы настигают неожиданно, складываясь из множества мелких вещей. Как разобраться с ними и оградить ребенка от лишних переживаний?

В какой-то момент появляются определенные трудности (недостаточность внимания, неумение сосредоточиться, медленный темп работы и др.), которые обычно списывают на недостатки воспитания, возраст, нежелание учиться. Однако именно в это время трудности относительно легко поддаются корректировке, а вот позднее они могут нарастать со скоростью снежного кома, скатывающегося со склона горы. Частые неудачи приводят ребенка к отчаянию, провоцируя новые трудности – и так образуется порочный круг.

В результате ребенок ощущает себя беспомощным и считает, что его старания бесполезны. Современные же психологи знают, что успех в обучении зависит не только от способностей ребенка, но и от уровня его уверенности в том, что он может решить поставленную задачу.

Когда неудачи сыплются одна за другой, приходит момент и ребенок искренне верит в то, что у него ничего никогда не получится, а если так, то зачем стараться? К тому же родители могут усугубить ситуацию, бросив, не подумав, что-то вроде «какой же бестолковый», показать жестом, укоряющим взглядом или другими невербальными знаками, которые нередко ребенок слышит громче слов.

Что делать родителям, если у ребенка появились школьные трудности? Как не усугубить ситуацию и плавно выйти из замкнутого круга?

10 рекомендаций родителям школьников

1. Школьные трудности нельзя воспринимать как трагедию. Не показывайте ребенку своего недовольства и огорчения. Главная задача родителей в это время – помочь школьнику, поэтому примите его таким, какой он есть, ведь меньше любить своего ребенка из-за возникших трудностей вы не будете. Ваша безусловная любовь будет одним из основных условий успешного обучения ребенка в дальнейшем.

2. Приготовьтесь к длительной совместной работе – одному школьнику со своими проблемами не справиться.

3. Укрепляйте уверенность ребенка в своих силах, стремитесь проводить с ним больше времени, т.к. если вы едва улучаете минутку, чтобы спросить, как дела – это не является помощью и поддержкой, а скорее основой для новых проблем.

4. Забудьте о вопросе: «Какие оценки ты сегодня получил?». Продемонстрируйте поддержку по другому – оставьте его в покое, он сам расскажет вам о своих успехах и неудачах в школьных делах, если будет уверен в вашей поддержке.

5. В присутствии ребенка не стоит обсуждать его же трудности с учителем – это лучше сделать с педагогом наедине. Не ругайте ребенка и не корите его при друзьях и одноклассниках. Также как не следует восхищаться успехами других детей.

6. Если вы регулярно помогаете школьнику с выполнением домашних заданий, то ваш интерес в этот период будет естественным. При совместной работе нужно набраться терпения, не повышать голоса, не допускать упреков и раздражения. Не перегружайте ребенка заданиями, с которыми он испытывает трудности – это не доставит ему радости и только усугубит ситуацию. Во время занятий ни в коем случае не отвлекайтесь – ребенок должен чувствовать, что все ваше внимание с ним. Продолжительность занятий не должна превышать получаса.

7. Поговорите с учителем и попросите его не подчеркивать ошибки вашего ребенка, вызывая к доске только тогда, когда он просится сам. Помните, что отстающему школьнику нужна поддержка с обоих сторон.

8. Подчеркивайте даже самые маленькие победы. Важно подбадривать ребенка за труд и не только на словах. Если проигнорировать данную рекомендацию, школьник может подумать, что ему не за чем стараться, т.к. вряд ли кто-то заметит его успехи. Придумайте вознаграждение за успехи, которыми могут выступать совместные прогулки, поход в цирк, в зоопарк и т.п.

9. Организуйте четкий режим дня для ребенка. Школьники с проблемами в обучении обычно несобранны, беспокойны им непросто соблюдать режим. Когда ребенок встает с трудом – не торопите его и не дергайте, просто поставьте будильник раньше на полчаса. Самым тяжелым временем является вечер, когда настает пора спать. Ребенок тянет время, а родители стремятся уложить его поскорее. Не доводите ситуацию до конфликта – предоставьте ребенку некоторую свободу, разрешите ложиться не ровно в девять вечера, а с 9 до 9.30. Кроме того, важно организовать полный отдых по воскресеньям и в каникулы – без учебных заданий.

10. Своевременно принятые меры увеличивают шансы на успех. При возможности – проконсультируйте школьника у специалистов (логопеда, психолога, педагога) и выполняйте рекомендации!

Немного правильно организованных целенаправленных усилий и успех в учебе станет для вашего ребенка реальностью. А для подкрепления положительных результатов ведите портфолио вместе со школьником, пусть в нем будут отражаться все его достижения и творческие результаты – это мотивирует на успех!