внеурочная деятельность
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса «Дискуссионные вопросы отечественной истории» 10-11 кл.
Разработана на основе программы элективных курсов предметной области «Обществознание для старших классов общеобразовательных учреждений; авторы-составители В. К. Романовский, Е. Г. Калинкина-
Нижний Новгород, НРЛ, 2009;
учебника для 10 – 11 кл. (базовый уровень) ; авторы Сахаров А.Н., Боханов А.Н «История России с древнейших времен до для конца 19 века» ч.1-2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. -М., «Русское слово», 2009;
Пояснительная записка.
Первостепенное значение в содержании курса уделяется изложению дискуссионных, проблемных вопросов российской истории, которые неоднозначно трактуются в отечественной историографии.
Цель курса: расширить, систематизировать и обобщить на проблемном уровне знания учащихся по истории России, раскрыть новые содержательные аспекты и спорные вопросы отечественной истории.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с важнейшими дискуссионными проблемами российской истории;
-способствовать совершенствованию качества знаний учащихся по истории России за счет проблематизации, осмысления причинно-следственных связей, многомерности и альтернативности исторического процесса;
- способствовать формированию навыков самостоятельной работы с рекомендуемой литературой и источниками по истории России, аргументации собственной точки зрения;
-способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков ведения дискуссии и диалоговой культуры учащихся.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса учащиеся должны
уметь:
- анализировать и оценивать исторические события и явления;
-работать с разнообразными источниками и литературой;
-грамотно излагать свои мысли и вести дискуссию;
знать :
- важнейшие проблемы социально-экономического и государственно-политического развития России, а также различные подходы к их оценке;
-основные вопросы российской истории, которые имеют дискуссионный характер;
понимать: причины появления различных трактовок по тем или иным аспектам отечественной истории;
- причинно-следственные связи и факторы исторического развития страны.
Содержание программы тесно связано с курсом истории России, дополняя и углубляя знания по тем учебным проблемам, которые имеют сложный дискуссионный характер. В связи с этим возможно синхронное изучение программного материала предлагаемого элективного курса с учебным курсом отечественной истории. Структурно программа построена по проблемно-хронологическому принципу. В ней выделяются несколько разделов в соответствии с основными периодами и этапами отечественной истории. В составе каждого раздела выделяются наиболее важные учебные темы, имеющие неодназначную трактовку в отечественной историографии. Поскольку программа элективного курса предполагает различные подходы к рассмотрению исторического процесса и разнообразные оценочные суждения, в организации учебного процесса по данному курсу важную роль призваны играть различные формы учебных занятий. В частности, проблемные лекции, тематические семинары, разнообразные формы дискуссии, уроки-дебаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса для 5-7 классов "Я-гражданин"по обществознанию. | 49.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса
«Я – гражданин России»
для 5 - 7 классов основного общего образования
2017
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по элективному курсу «Я – гражданин России» разработана с учетом возрастных особенностей детей для обучения в 5 - 7 классах на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2014 года по обществознанию, авторской программы А.Н.Иоффе, Э.Н.Абдулаева, Н.Ф.Крицкой «Я – гражданин России» 5-7 классы» - (Москва «Просвещение», 2015 год).
Элективный курс «Я – гражданин России» рассчитан на учащихся 5-7-х классов и предполагает 34 часа теоретических и практических занятий. В содержании программы дан примерный перечень основных понятий курса. Целью курса в 5 классе является осознание пятиклассником своих ценностных ориентиров как молодого гражданина России.
Цель курса в 6 классе – создание психолого-педагогических условий для становления личности патриота и гражданина России, успешной социализации личности младшего подростка.
Цель курса в 7 классе – понимание политического устройства страны, в котором живет гражданин, ее механизмов принятия решений, этнических и культурных особенностей России, формирование российской идентичности и гражданского самосознания.
В рабочую программу внесены изменения. Резервные часы распределены следующим образом:
В 5 классе 1 час добавлен в тему 2 «Гражданин в обществе», 1 час в тему 3 «Семья – ценность современного общества» и 1 час в тему 6 «Страна, в которой мы живем».
В 6 классе 1 час добавлен в тему 4 «В мире товаров и услуг» и 1 час в тему 6 «Человек в мире культуры».
В 7 классе 1 час добавлен в тему 5 «Современное российское общество» и 1 час в тему 6 «Россия в современном мире». Дополнительно добавлен час «защита исследовательских и социальных проектов», т.к. по программе 34 часа, а по базисному плану школы – 35 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
В результате освоения курса «Я – гражданин России» в 5 классе ученик сможет:
- понимать уникальность каждого человека и признавать человеческую жизнь в качестве высшей ценности; иметь представления о базовых ценностях личности и общества;
- определять ответственность как важное интегративное качество гражданина с переходом от следования внешним обязанностям к пониманию внутренней необходимости тех или иных действий;
- получать первые представления о социальных отношениях и государственном устройстве, понимать устройство страны, в которой живет;
- перечислять и описывать государственные символы России, рассказывать о российской символике, основных органах власти;
- формулировать правила поведения и общения с другими людьми и окружающей средой, определять отличия норм этикета, морали и законов;
- проводить мини-исследования с применением различных источников информации по темам курса;
- выработать конструктивную позицию по отношению к государству, ценности сотрудничества и взаимодействия для достижения общезначимых целей;
- задуматься о необходимости определения своих целей и интересов, жизненной позиции, ценностных ориентиров, возможности участвовать в жизни своей страны; проводить самооценку своих личностных качеств и поступков.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
- знать основные понятия, факты и события общественной жизни, наиболее связанные с восприятием себя как активного члена российского общества;
- самостоятельно анализировать наиболее типичные социальные ситуации, представляющие возможность идентифицировать себя как гражданина России;
- научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие ценности, как добро, ответственность, свобода, гражданственность, патриотизм, толерантность;
- уметь выстраивать свое поведение в типичных жизненных ситуациях в соответствии с принятой ценностной шкалой, оценивать свой выбор с точки зрения морали, права, осознания целесообразности и позитивности того или иного;
- уметь проигрывать и рефлексивно анализировать различные социальные роли: товарища, гражданина, члена семьи;
- формировать готовность младших подростков к самоопределению и самореализации.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
- называть особенности России как федеративного государства, жители которого представляют различные народы; называть народы, живущие в современной России; приводить примеры культурных особенностей разных народов России; рассказывать о государственном устройстве России; перечислять и описывать способы участия граждан в жизни страны;
- объяснять, что такое толерантность и почему для общей пользы необходимо жить в мире и дружбе представителям разных народов и культур; сравнивать культурные особенности народов России с позиции уважения социального многообразия;
- объяснять, почему любовь к Родине – это одно из важнейших чувств человека; называть поступки, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране; давать характеристику патриоту малой и большой Родины; объяснять, почему гражданственность предполагает проявление инициативы и активности в решении проблем своей малой родины;
- перечислять международные организации, в которые входит наша страна, объяснять функции этих организаций, приводить примеры их деятельности в мире, находить информацию о позициях нашей страны по наиболее важным международным вопросам;
- признавать ценности сотрудничества людей на основе равенства, признание значимости каждого человека и народа, их уникальности и своеобразия; осознать, что понимание других народов, их культурного своеобразия необходимо для успешного развития России в современном мире;
- перечислять ценности демократического общества и правового государства, объяснять значение деятельности институтов гражданского общества, определять проявление демократических принципов в практике;
- уважительно относиться к общественному труду других людей, определять значение экономики в развитии общества;
- находить информацию о культурном многообразии России, тенденциях развития экономики страны, характеристике современного экологического состояния, информацию о роли России на международной арене, используя различные источники, в том числе и электронные; проводить самостоятельные мини-исследования;
- задуматься о важности единства всех жителей страны, о важности своего участия граждан в жизни страны; осознать возможности своего участия в решении проблем местного сообщества; соотносить свои личностные качества с понятием «гражданственность»; проводить самооценку.
Учебно-тематический план 5 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тема 1. Человек среди людей | 4 |
3 | Тема 2. Гражданин в обществе | 6 |
4 | Тема 3. Семья – ценность современного общества | 6 |
5 | Тема 4. Здоровье и безопасность – общая ответственность | 5 |
6 | Тема 5. Жизненные цели и интересы | 5 |
7 | Тема 6. Страна, в которой мы живем | 6 |
8 | Заключение | 2 |
Итого | 35 |
Учебно-тематический план 6 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тема 1. Человек среди людей | 5 |
3 | Тема 2. Право и права россиянина | 5 |
4 | Тема 3. Гражданин России | 5 |
5 | Тема 4. В мире товаров и услуг | 6 |
6 | Тема 5. Гражданин информационного общества | 5 |
7 | Тема 6. Человек в мире культуры | 6 |
8 | Заключение | 2 |
Итого | 35 |
Учебно-тематический план 7 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тема 1. Мы – россияне | 5 |
3 | Тема 2. Российская государственность | 5 |
4 | Тема 3. Россия – демократическое государство | 5 |
5 | Тема 4. Гражданин в экономических отношениях | 5 |
6 | Тема 5. Современное российское общество | 6 |
7 | Тема 6. Россия в современном мире | 5 |
8 | Заключение | 2 |
Итого | 35 |
Содержание программы.
Введение (1 час)
Человек в обществе. Что такое общество. Влияние общества на человека. Роль общества в жизни человека. Общество и гражданин. Взаимозависимость общества и гражданина страны в современном мире. Гражданин России – почетное и ответственное звание.
Тема 1. Человек среди людей (4 часа)
Человечество – общность непохожих. Природа человека. Уникальное и природное в человеке. Индивидуальность человека. Роль инстинктов, чувств и эмоций в жизни человека. Характер человека и пути формирования. Черты характера. Что такое человеческое достоинство. Защита достоинства. Самоуважение как основа личного достоинства. Забота о собственной индивидуальности и понимание интересов окружающих.
Красота внешняя и внутренняя. Проявление красоты. Понимание красоты человека у разных народов и в разные эпохи. Выглядеть красивым и быть красивым. Свойства красоты – ее связь с добротой, гармонией, прекрасным, творчеством. Внешняя форма и внутренний мир человека. Красота и здоровый образ жизни. Источники красоты. Произведения искусства.
Общение – способ взаимодействия людей. Потребность в общении. Цели общения. Способы общения – речь, мимика, жесты, интонация, письмо. Права и сложности общения. Искусство общаться и дружить.
Основные понятия: личность, индивидуальность, природа человека, характер, достоинство, ответственность, самооценка, уважение, общение, такт, красота, прекрасное, искусство, дружелюбие, ценность.
Итоговое обсуждение (1 час) Предполагается обсуждение ключевых вопросов, изученных в первой теме курса, выполнение творческих работ, организация проектной деятельности: качества личности и личностное развитие. Что значит быть активным гражданином? В чем состоит ответственность? Достоинство и его защита. Уважение и самоуважение. Общение и сотрудничество.
Примерные вопросы и задания для обсуждения:
Обсудите высказывание древнегреческого ученого Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Согласны ли вы с этим утверждением? Можно ли согласиться с утверждением английской поговорки: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу»? Согласны ли вы с тем, что любые изменения следует начинать с самого себя? В чем состоит достоинство человека? Как оно проявляется? Есть ли связь красоты с достоинством и индивидуальностью человека? Почему люди по-разному представляют красоту? Зачем нужно вырабатывать характер? Какие существуют пути формирования характера? Общение – это особый талант или необходимость каждого человека? Как характер влияет на отношения человека с окружающими людьми?
Тема 2. Гражданин в обществе (5 часов)
Проявление добра и зла в жизни людей. Нравственные правила и нормы поведения в современном обществе. Добро и зло – мерило оценки поступков человека. Нравственные и безнравственные поступки. Золотое правило нравственности. Нравственный выбор. Совесть – основа нравственности.
Человек в мире правил. Правила поведения. Обычаи разных народов. Правила, общие для всех людей. Роль законов в жизни человека и общества. Я могу, и я должен. Законы нашей страны. Конституция России.
Гражданин России. Гражданство и гражданственность. Становление гражданина. Активность и ответственность как гражданские качества.
Возрастные группы в обществе. Разные поколения россиян: основы взаимоотношений, преодоление разобщенности, поиск компромисса, сотрудничество. Детство, юность, зрелость и пожилой возраст. Значение опыта и традиций поколений для развития общества. Уважение – основа взаимодействия поколений.
Основные понятия: нравственность, справедливость, честность, совесть, правила, закон, обычай, гражданин, гражданство, возраст, поколение, совершеннолетие.
Итоговое обсуждение (1 час) Предполагается обсуждение ключевых вопросов, изученных в первой теме курса, выполнение творческих работ, организация проектной деятельности: в чем сила добра над злом? Совесть и поступки человека. Качества гражданина. Сотрудничество поколений – основа развития общества.
Примерные вопросы для обсуждения:
Что такое хорошо и что такое плохо? Объясните, как вы понимаете, в чем выражается золотое правило нравственности. Фридрих Великий писал: «Дурные законы в хороших руках исполнителей – хороши, и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей – вредны». Согласны ли вы с таким мнением? Почему? Какие качества гражданина важны для общества? Что объединяет людей одного поколения? Что нужно для того, чтобы противоречий и разобщенности между людьми разных поколений было меньше? В чем значение детства для человека?
Тема 3. Семья – ценность современного общества (5 часов)
Семья и родственники. Уникальность семьи для каждого человека. Цели создания семьи, задачи семьи. Семья – основа общества. Дети в семье. Современная российская семья. Государственная поддержка семьи в нашей стране. Роль семьи в жизни человека. Что объединяет членов семьи.
Преемственность поколений – основа сохранения традиций. Семейные ценности, обычаи и традиции. Роль семейных традиций в жизни каждого человека. Семейные праздники. Что может стать семейной реликвией. Традиции семьи – память народа.
Права и обязанности членов семьи. Свидетельство о рождении – первый документ ребенка. Права и обязанности родителей. Воспитание детей. Распределение домашних обязанностей в семье. Права и обязанности детей
Благополучие семьи: моральные и материальные блага. Уровень семейного достатка. Деньги. Семейный бюджет и основы его формирования. Мир, согласие, любовь, дружба – основы семейного благополучия.
Основные понятия: благополучие, семья, многодетные семьи, материальные и моральные блага семьи, семейные ценности, семейные реликвии, семейный бюджет, права и обязанности в семье, традиция.
Итоговое обсуждение (1 час). Предполагается обсуждение ключевых вопросов, изученных в первой теме курса, выполнение творческих работ, организация проектной деятельности: роль семьи в обществе. Законы и правила семейной жизни. Нравственные основы семейных традиций. Как распределить обязанности среди членов семьи?
Примерные вопросы и задания для обсуждения: обсудите высказывание «Забота друг о друге и воспитание – главное в семейной жизни». Каковы сегодня главные причины создания семьи? Какие ценности наиболее значимы для семейной жизни? Какова роль семьи в жизни отдельного человека и всего общества? Как вы понимаете высказывание о том, что дети всегда старше родителей, поскольку возраст отцов «приплюсован» к их возрасту? Согласны ли вы с ним? В чем значение семейных традиций и реликвий для семьи? Какие права и обязанности родителей и детей, на ваш взгляд, наиболее важны? В каких случаях родители должны учитывать мнение ребенка? Как вы думаете, почему Аристотель назвал воспитание лучшим припасом к старости? Для чего необходим семейный бюджет? Как моральные блага могут повлиять на сохранение и процветание семьи? Что значит выражение «В семье царит лад»?
Тема 4. Здоровье и безопасность – общая ответственность (5 часов)
Качество жизни и здоровье человека. Ответственность за свое здоровье. Культура отношений человека к своему организму. Долголетие. Здоровье современного школьника. Слагаемые здорового образа жизни. Физкультура и спорт – защитники здоровья. Личная гигиена.
Среда обитания человека. Человек и природа. Природные ресурсы. Отношение людей к природе. Экологические проблемы в современном мире. Защита окружающей среды – долг каждого гражданина. Природные ресурсы и опасность их исчерпания. Природа и общество. Уроки природы. Законы природы – для человека.
Сила привычки. Что такое привычка. «Привычка – вторая натура». Вредные привычки и борьба с ними. Последствия вредных привычек для человека. Полезные привычки. Здоровый образ жизни. Здоровье человека – богатство и процветание общества.
Безопасность человека в современном мире. Что такое опасность. Как можно избежать опасностей. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы, социально опасные ситуации. Важность соблюдения правил безопасности. Агрессивное поведение – опасность для человека и общества.
Основные понятия: здоровый образ жизни, гигиена, окружающая среда, экология, экологические проблемы, привычка, природные ресурсы, безопасность, агрессия.
Итоговое обсуждение (1 час). Предполагается обсуждение ключевых вопросов, изученных в первой теме курса, выполнение творческих работ, организация проектной деятельности: слагаемые здорового образа жизни. Здоровый человек – активный гражданин. Борьба с вредными привычками. Защита природы как важная задача каждого гражданина.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: почему говорят, что здоровье во многом зависит от самого человека? Как вы понимаете поговорку «В здоровом теле – здоровый дух»? Выскажите свое мнение, как привычки влияют на повседневную жизнь человека. Как воспитать полезную привычку? Почему возникла необходимость изучения экологии? Как вы понимаете высказывание Г.Гейне: «Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов»? Какие опасности, на ваш взгляд, чаще всего угрожают человеку в современном мире? Свою точку зрения объясните.
Тема 5. Жизненные цели и интересы (5 часов)
Школа в жизни человека. Школа вчера и сегодня. Образование в современной России. Что можно успеть за учебный день. Образование и самообразование. Одноклассники. Школьный коллектив и школьная дружба.
Какие бывают увлечения. Интерес – основа увлечения. Кратковременные и длительные увлечения. Увлечения как способ развития человека и познания мира. Опасность фанатизма. Разнообразие увлечений современного человека.
Успех в жизни человека. Достижения на жизненном пути. Воля, упорство, целеустремленность, трудолюбие – слагаемые жизненного успеха. В чем проявляется успешность. Человек на пути к успеху. Умение ставить цели и достигать их. Какие качества способствуют успеху. Неудача и как ее преодолеть. В чем могут быть причины разочарований. Опыт неудач – возможность будущего успеха. Успех личный и профессиональный. Собственная формула успеха.
Труд – воспитатель человека и основа процветания общества. Как относились к труду наши предки. Умение выбрать профессию. Как организовать свой труд. Право на труд в нашей стране.
Основные понятия: образование, самообразование, увлечение, интерес, цель, успех, труд, трудолюбие, профессия.
Итоговое обсуждение(1 час). Предполагается обсуждение ключевых вопросов, изученных в теме, выполнение творческих работ, рефлексивных заданий, организация проектной деятельности: что дает человеку образование? Увлечение и профессия человека. Из чего слагается успех? Что такое успешность? Трудолюбие и успешность.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: почему образование и самообразование так важно для современного человека? «Образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху» (Джим Рон). Найдите аргументы, подтверждающие и опровергающие данное утверждение. Как вы понимаете фразу «от увлечения – к успеху»? Некоторые взрослые считают, что увлечения в детстве – несерьезное дело. Согласны ли вы с этим мнением? Как вы считаете, от чего зависит успех в жизни человека? Приведите примеры, когда личный успех человека прославил его страну.
Тема 6. Страна, в которой мы живем (5 часов)
Россия – наш общий дом. Патриотизм – любовь к своей стране и забота о ее процветании. Ответственность гражданина за будущее страны. Кого можно считать патриотом. Государство и его признаки.
Какова роль государства. Назначение государства – забота о человеке. Россия – демократическое государство. Народ – источник власти в демократическом государстве. Что такое демократия. Федеративное устройство нашей страны.
Что объединяет граждан нашей страны? Государственные праздники. Россияне – союз разных народов. Народы, проживающие на территории России. Чем опасна вражда народов. Равенство всех народов и недопустимость вражды.
Символы, которые нас окружают. Символ – способ передачи информации. Государственные символы и их роль в обществе. Символы современной России. Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации. История символов России. Роль символов в обществе.
Выборы в Российской Федерации. Высшие органы государственной власти и их функции. Роль президента и парламента в управлении страной. Задачи правительства. Взаимодействие гражданина и государства.
Основные понятия: государство, федерация, субъекты федерации, демократия, конституция, народ, россияне, государственные символы, власть, президент, парламент, правительство, министр, патриотизм.
Итоговое обсуждение(1 час). Предполагается обсуждение ключевых вопросов, изученных в главе, выполнение творческих работ, организация проектной деятельности: гражданин в демократическом государстве. Что такое патриотизм? Почему важно знать символы своей страны? Как должны строиться отношения между разными народами?
Примерные вопросы и задания для обсуждения: что означает выражение «демократическая страна»? обсудите цитату: «Демократия – это правление от имени народа, в интересах народа, для народа». Каковы основные характеристики российского государственного устройства? Что такое власть? В чем заключаются особенности государственной власти? Могут ли граждане влиять на управление страной? Что объединяет всех граждан России? Что означает быть россиянином? Какую роль в жизни человека играют символы? Чем отличаются государственные символы от всех остальных? Какие существуют правила и законы о государственных символах? Какие еще символы могут объединять россиян? Какие поступки и дела, на ваш взгляд, связаны с патриотическим отношением человека к своей стране? Приведите примеры. Перечислите праздники, связанные со становлением современной российской государственности.
Заключение (2 часа)
Я – гражданин России. Понимание себя и окружающих людей. Я и моя страна. Роль каждого гражданина в развитии страны. Возможности для активного участия школьников в жизни страны. Реализация полученных знаний в повседневной жизни.
Подведение итогов. Основные темы и проблемы, затрагиваемые на занятиях. Результаты. Рефлексивные задания.
Резерв времени – 3 часа.
6 класс (34 часа)
Введение (1 час)
Современная Россия. Достижения и проблемы общественного развития. Значимость участия каждого в развитии страны. Гражданская ответственность. Знакомство со структурой содержания учебника для учащихся 6 класса «Я – гражданин России».
Тема 1. Человек среди людей (5 часов)
Личность. Социальное взаимодействие и его значение для становления личности. Ценностные ориентиры в жизни человека. Человек в поисках смысла жизни.
Успех и его значение в жизни человека. Ориентиры достижения жизненного успеха. Социальные роли и возможности для их освоения в школьном возрасте. Лидерство.
Ценности современного общества. Значимость идей социальной справедливости и равенства для современного российского общества. Уважение частной жизни. Российское общество – единство непохожих. Уважение социального многообразия в России.
Основные понятия: человек, индивид, личность, смысл жизни, жизненный успех, общество, социальная роль, лидерство, справедливость, равенство, частная жизнь, социальное многообразие.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: может ли человек жить, не задумываясь о смысле жизни? Как определить успешность человека? Для чего люди стремятся стать лидерами? Можно ли обойтись без лидеров? Почему человеческое общество не может обойтись без ценностей? Какие ценности являются самыми важными для современного российского общества? А для вас? Как вы думаете, удастся ли нам достичь всеобщей справедливости и равенства? Ответ поясните. Почему людям важно, чтобы уважали их частную жизнь? Выскажите свое мнение, как достичь единства российской нации.
Тема 2. Право и права россиянина (5 часов)
Социальные нормы. Значение социальных норм в жизни человека и общества. Право и мораль. Особенности правовых и моральных норм. Закон.
Конституция – Основной закон России. Основы конституционного строя России. Россия – демократическое государство с республиканской формой правления. Защита человека – основная обязанность государства.
Международные и российские законы на защите прав ребенка. Конвенция о правах ребенка и Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Правовая ответственность несовершеннолетних в России. Уважение к закону – основа развития российского общества.
Основные понятия темы: социальные нормы, право, мораль, закон, Конституция, права ребенка, правовая ответственность, правовой нигилизм.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: можете ли вы обойтись без социальных норм? Представьте, что вам предложили выбрать какие-то одни нормы: моральные или правовые. Какой выбор сделали бы вы? Ответ поясните. Зачем нужны специальные законы, защищающие права ребенка? Почему правовая ответственность несовершеннолетних возрастает по мере взросления человека? Нужно ли современному российскому обществу преодолеть правовой нигилизм? Ответ аргументируйте.
Тема 3. Гражданин России (5 часов)
Гражданин: юридический и моральный аспекты понятия. Становление гражданина. Гражданственность.
Человек – высшая ценность Российского государства. Права, свободы и обязанности граждан России. Свобода и ответственность.
Молодые граждане России. Проблемы самоопределения. Деятельность. Значение мотивации деятельности. Мировоззрение. Ценности как базовые элементы мировоззрения.
Основные понятия: гражданин, гражданственность, права и свободы гражданина, обязанности, свобода, ответственность, самоопределение, деятельность, мотивация, мировоззрение.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: кого можно назвать ответственным гражданином? Могут ли права и свободы граждан существовать без обязанностей? Что необходимо школьнику знать, уметь, делать, чтобы чувствовать себя гражданином России? Выскажите свое мнение, может ли шестиклассник сам определить свой выбор? В чем именно? Что влияет на желание школьников учиться? Важно ли современному человеку иметь широкий кругозор? Ответ поясните. Что должно непременно входить в кругозор современного школьника? Зачем человеку нужно мировоззрение?
Тема 4. В мире товаров и услуг (5 часов)
Экономика. Рыночные отношения в России. Производство и потребление. Конкуренция. Закон спроса и предложения.
Деньги и их функции в современном мире. Валюта. Электронные деньги. Планирование расходов. Сбережения. Расходы в долг.
Основные права российского потребителя и способы их защиты. Право на безопасность и качество. Право на информацию.
Значимость моральных ценностей в экономической сфере жизнедеятельности.
Основные понятия: рынок, спрос, предложение, деньги, потребитель, права потребителя, защита прав потребителя, вежливость, бережливость.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: может ли школьник участвовать в рыночных отношениях? Ответ поясните. Зачем учащимся нужны карманные деньги? Для чего потребителю нужно знать свои права? Стоит ли потребителю защищать свои права? Какие способы защиты прав потребителя вы считаете наиболее действенными? Что наиболее важно для потребителя при выборе товара? Выскажите свое мнение, какие качества личности важны в рыночных отношениях. Зачем потребителю нужны такие качества, как вежливость и бережливость?
Тема 5. Гражданин информационного общества (5 часов)
Информация и способы ее распространения. Средства массовой информации в России. Печатные СМИ. Электронные СМИ. Телевидение. Интернет. Особенности жизни в информационном обществе.
Понятие рекламы и ее значение в современном мире. Виды рекламы. Реклама и умение делать выбор. Социальная реклама. Регулирование рекламы.
Свобода информации и ее границы. Ценность информации для современного российского общества.
Основные понятия: информация, СМИ, Интернет, реклама, выбор, свобода информации, информационное общество.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: может ли современный человек жить без информации? Ответ поясните. Какая информация является наиболее важной для человека? Согласны ли вы с тем, что Интернет вытесняет печатные СМИ? Зачем школьнику нужен Интернет? Можно ли обойтись сегодня без рекламы? Ответ аргументируйте. Нужно ли вводить ограничения в распространении и получении информации?
Тема 6. Человек в мире культуры (5 часов)
Культура: понятие, многообразие, формы. Экологическая культура. Образ жизни и его отдельные составляющие; язык, верования, ценности, этикет.
Современная российская наука и образование. Достижения российской науки и их значение во всем мире. Развитие российского образования. Непрерывное образование и его значение в современном российском обществе.
Культурное богатство народов России. Традиции и обычаи. Роль религии в жизни российского общества. Конфессии.
Социальное многообразие в России. Толерантность.
Основные понятия: культура, экологическая культура, наука, образование, культурные традиции и обычаи, религия, конфессия, социальное многообразие, толерантность.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: что является культурой? Какого человека можно назвать культурным? Считаете ли вы себя культурным человеком? Ответ поясните. Какое место религия занимает в жизни общества? Могут ли представители разных конфессий жить в мире и согласии? В чем проявляется социальное многообразие в вашей школе? Считаете ли вы себя толерантным? Аргументируйте свой ответ.
Заключение (2 часа)
Взаимосвязь и взаимозависимость основных понятий курса.
Самооценка изученного курса и его влияние на будущее учащегося.
Резерв времени 2 часа.
Темы исследовательских и социальных проектов.
Роли, которые нам бы хотелось сыграть.
В поисках смысла жизни (что нужно сделать для того, чтобы определить смысл своей жизни).
Слагаемые жизненного успеха школьника (формула успеха).
Устав школы на защите частной жизни ученика (как это происходит сегодня и какие изменения нужно в него внести).
Советы друзьям: что нужно для того, чтобы стать лидером?
Мы – разные, мы – вместе (как наш класс может укрепит свое единство).
Защита прав ребенка в школе.
Ученическое самоуправление в нашем классе.
Выбираем лидера.
Кодекс толерантности нашего класса (школы).
Уголок потребителя в нашей школе.
Выпускаем газету (создаем пресс-центр класса/школы).
Наша страничка в Интернете.
Наша социальная реклама в школе.
Создание дискуссионного клуба «Человек культурный».
Вопросы и задания для организации социальной практики шестиклассников в рамках курса «Я – гражданин России», часть 2.
Тема 1. Человек среди людей (2 часа)
Возьмите интервью у старших (своих родителей, педагогов). Выясните, какие социальные роли им приходится выполнять сегодня. Какие из них они считают наиболее сложными? В чем они видят трудности исполнения тех или иных ролей?
Придумайте или найдите описание игры, в которой предполагается смена лидера. Проведите такую игру с младшими учащимися. Понаблюдайте, всем ли удается справиться с ролью лидера. Что нужно знать и уметь, чтобы с этой ролью справляться?
Выясните у разных людей, что они понимают под справедливостью. Попробуйте составить обобщенный «портрет справедливости».
Тема 2. Право и права россиянина (2 часа)
Посетите местную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поинтересуйтесь, как она может помочь несовершеннолетним защитить их права. Какие еще организации есть в вашей местности, которые помогают детям в защите их прав?
Пригласите к себе в класс инспектора по делам несовершеннолетних. Выясните, в чем состоит его работа. Расспросите, какую ответственность несут несовершеннолетние за различные преступления. Узнайте его мнение, как можно избежать нарушений правовых норм.
Тема 3. Гражданин России (2 часа)
Узнайте из литературы, Интернета, расспросите взрослых, как несовершеннолетний гражданин может участвовать в жизни страны. Выберите одни из наиболее доступных для вас способов (например, выборы школьного самоуправления, школьный референдум, добровольческая акция). Реализуйте его применительно к условиям своего образовательного учреждения.
Тема 4. В мире товаров и услуг (2 часа)
Посетите ближайший магазин (парикмахерскую, стоматологический кабинет и т.д.). Найдите в нем уголок потребителя. Какая информация в нем содержится? Какой информации, на ваш взгляд, не хватает? Сделайте макет своего уголка потребителя.
Тема 5. Гражданин информационного общества (2 часа)
Узнайте, на каких сайтах размещается информация, которая может быть вам полезна при изучении курса «Я – гражданин России». Подготовьте аннотации к адресам, сделайте презентацию обнаруженных вами адресов в своем классе (можно по одной теме, на выбор учащихся).
Изучите рекламу, размещенную на улицах вашего родного поселка, города, микрорайона, села и т.д. Какая реклама преобладает? Удалось ли вам обнаружить примеры социальной рекламы? Что, на ваш взгляд, могло быть отражено в социальной рекламе?
Тема 6. Человек в мире культуры (2 часа)
Узнайте, какие образовательные учреждения есть на вашей малой родине. В каком (каких) из них вы обучаетесь? Где можно получить дополнительное образование (музыка, изобразительное искусство и т.д.) Где вы могли бы продолжить свое образование по окончании 9 класса? По окончании 11 класса?
Поинтересуйтесь, представители каких конфессий проживают на вашей малой родине. Удается ли им мирно соседствовать друг с другом? Что для этого они делают?
7 класс (34 часа)
Введение (1 час)
Обращение к темам, изученным в 6-7 классах. Организация работы с учебником. Что такое политика.
Политика и право в жизни людей. Способы участия людей в политике. Значение участия граждан в жизни страны.
Тема 1. Мы – россияне (5 часов)
Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Особенности социального взаимодействия в поликультурном пространстве. Российская идентичность. Что объединяет всех граждан России.
Многообразие и единство нашей страны. Человек в федеративном государстве. Система гражданских ценностей: независимость, патриотизм, толерантность, ответственность, достоинство. В чем проявляется патриотизм гражданина страны.
Малая родина в составе России. Субъекты Федерации и федеральные округа. Проблемы государственного устройства Российской Федерации на современном этапе и возможные пути их решения. Опасность сепаратизма в современном мире. Достижения земляков и их вклад в развитие страны. Что значит быть патриотом малой родины.
Права гражданина и его обязанности. Международное и российское законодательство о правах и обязанностях граждан. Взаимодействие государства и граждан страны: исторические традиции и современность.
Основные понятия: нация, национальность, народ, россияне, обычай, традиция, культура, толерантность, малочисленные народы, федерация, республика, федеральный округ, отечество, патриотизм, суверенитет, право, права, обязанность, ответственность, закон, Конституция российской Федерации.
Итоговое обсуждение (1 час). Предполагается обсуждение ключевых аспектов темы. Проведение обсуждений вопросов о культурном, этническом многообразии России, основах построения взаимоотношений с разными народами одной страны, проявление гражданских качеств в обыденной жизни.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: в чем состоит толерантность? Почему она важна в современном мире? Найдите примеры из жизни, связанные с толерантностью и конфликтностью. Как вы понимаете выражение «уважать культурные особенности»? Назовите обычаи и традиции своего народа и традиции других народов? Что объединяет всех россиян? Почему могут возникать конфликты между представителями разных народов? Какие 3-5 примеров культурных особенностей народов России вы могли бы привести? Что надо знать каждому россиянину, чтобы понимать культурное богатство всей страны?
Что значит любить Родину? Какие поступки и дела, на ваш взгляд, связаны с патриотическим отношением человека к своей стране? Найдите примеры из литературных произведений, в которых содержится описание патриотического отношения к стране и народу. Может ли человек обойтись без Родины? Почему вы так думаете? В чем именно состоит долг каждого из нас перед Родиной – Отечеством? Может ли патриот критиковать свое Отечество? Чем дорога вам малая родина? В чем выражается взаимозависимость положения гражданина и государства?
Тема 2. Российская государственность (5 часов)
Как появилось государство. Чем государство отличается от общества. Зачем для людей нужно государство. Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Взаимодействие государства и граждан в стране.
Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд. Функции властных органов. Принятие законов. Парламент. Правительство и президент. В чем заключается принцип разделения властей. Основы формирования органов власти.
Зачем нужны выборы. Участники избирательного процесса, их права и полномочия. Избирательный процесс и избирательная компания. Роль выборов в демократическом обществе. Условия демократичности выборов. Прямая и представительная демократия. Референдум. Средства массовой информации в избирательном процессе. Избирательная пассивность граждан и ее причины.
Политические отношения. Как создается политика. Власть и политика. Участие граждан в управлении страной. Местное самоуправление. Местное сообщество. Как человек может влиять на управление страной.
Основные понятия: государство, политика, власть, легитимность, парламент, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, выборы, избирательное право, избирательный процесс, референдум, местное самоуправление, социальная активность.
Итоговое обсуждение (1 час). Данная тема является интегрирующей в курсе 7 класса, затрагивает вопросы, которые на эмпирическом уровне были представлены в содержании тем 5-6 классах, что при рассмотрении проблем и обсуждении вопросов позволяет опираться на уже имеющиеся знания.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: в чем заключается роль политики в общественной жизни? Как соотносятся понятия «политика» и «власть»? какую роль играет в политической жизни государства? Определите роль и значение средств массовой информации в политической жизни. Для чего человек должен участвовать в политической жизни? Являются ли выборы наиболее эффективным путем формирования государственной власти? Как вы думаете, почему Т.Манн назвал потребность в управлении страной великой духовной потребностью? Каковы основные характеристики российского государственного устройства? Поясните следующее высказывание, назовите 2-3 аргумента в пользу данной позиции: «Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (канадско-американский педагог Лоренс Питер). Как гражданин может участвовать в жизни страны? Приведите примеры.
Тема 3. Россия – демократическое государство (5 часов)
Демократия – власть народа: история и современность. Ценности и принципы демократии. Демократическое правовое государство.
Сущность правового государства. Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Разделение властей как ключевое условие существования правового государства. Право и правовая культура. Становление правовой культуры в России. Успехи, проблемы и трудности формирования правового государства в современной России.
Понятие гражданского общества. Роль гражданского общества в жизни страны. Гражданская инициатива. Основные правила принятий решения и способы действия гражданских организаций. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем.
Возможности, которые дает демократия: эффективное участие в политической жизни; осуществление контроля за реализацией властных полномочий; понимание, основанное на информированности; свобода самовыражения; равное голосование; включенность в жизнь общества; развитие свободной личности и ее самоопределение.
Основные понятия: демократия, принципы демократии, правовое государство, верховенство права, равенство перед законом, гражданское общество, гражданская инициатива.
Итоговое обсуждение (1 час). Предполагается обсуждение вопросов, изученных в теме, с акцентом на проблемах формирования и функционирования правового государства и гражданского общества, значения активности и самосознания граждан в этих процессах.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: что мы понимаем под словом «демократия». Чем отличается демократическое правление от недемократического? Какие ценности лучше всего защищаются демократией? Зачем нужна демократия? Какие условия будут способствовать развитию демократии? Какие условия препятствуют становлению и развитию демократии? Разумно ли предоставлять всем гражданам, принимающим участие в управлении государством, равные политические права? Ответ поясните. Какие признаки правового государства вы считаете наиболее значимыми? Аргументируйте ответ.
В чем отличие гражданской организации от других организаций? Для чего создаются гражданские организации? Какие способы взаимодействия гражданского общества и государства вам кажутся наиболее эффективными? Почему? Что препятствует и что способствует формированию гражданского общества в современной России?
Тема 4. Гражданин в экономических отношениях (5 часов)
Понятие «экономика». Какова роль экономики в жизни человека и общества. Рыночная экономика. Производство. Право собственности (владение, использование, распоряжение). Индивидуальная и коллективная собственность. Частная собственность и ее роль в обществе. Наследственное право. Гражданский кодекс РФ.
Роль банков в экономике. Банковская система России. Банковские операции. Вклады, проценты по ним, банковские кредиты. Современные платежные средства.
Государство в экономической жизни людей – история и современность. Экономические функции государства. Цели и методы регулирования экономики. Финансовый контроль. Государственный бюджет. Налоговая политика государства. Налоговая декларация. Уплата налогов – конституционная обязанность гражданина Российской Федерации.
Потребности человека как двигатель экономического развития. Труд. Причины безработицы. Бизнес и свободное предпринимательство. Виды и формы бизнеса. Занятость и трудоустройство в современной России. Защита государством гражданских и трудовых прав граждан.
Основные понятия: экономика, производство, специализация, рынок, собственность, товар, спрос, конкуренция, безработица, валюта, инфляция, банк, предпринимательство, бюджет, налоги, протекционизм, Гражданский кодекс РФ, гражданское право, трудовое право.
Итоговое обсуждение (1 час). При организации обсуждения необходимо опираться на межпредметные связи с историей. Основными в ходе обсуждения станут следующие проблемы: экономическая деятельность людей – случайности и закономерности; рыночная экономика – полная свобода и механизмы регулирования; предпринимательство – стремление к экономическому успеху и соблюдение морально-этических норм; государство и его роль в современной экономике.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: в чем значение экономических знаний для каждого человека? Как законы экономики отражаются на развитии общества? Что такое разделение труда? Как учитываются факторы спроса и предложения на рынке? Что такое цена товара? Как государство влияет на экономические отношения? Может ли современная экономика развиваться без государственного вмешательства? Почему торговлю считают источником богатства страны? Опишите структуру банковской системы в российской Федерации. Подумайте, как влияет экономика на повседневную жизнь людей. В чем причины безработицы? Все ли можно купить за деньги? Какие условия необходимы для начала собственного бизнеса? Каким образом защищается право собственности граждан нашей в стране?
Тема 5. Современное российское общество (5 часов)
Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения. Современное российское общество и тенденции его развития.
Что означает «цивилизация». Факторы, определяющие формирование цивилизации. Особенности российской цивилизации. Языковая политика государства. Русский язык – государственный язык, язык русской культуры и основа гражданского патриотизма.
Религия. Религиозные и нерелигиозные люди в современном обществе. Свобода вероисповедания и веротерпимость. Задачи религии в обществе. Роль религии в современном обществе. Современные опасности – воинствующий атеизм, религиозный фанатизм, сектантство. Роль религиозных организаций в разрешении современных конфликтов.
Влияние природы на жизнь людей и влияние деятельности человека на природу. Угрозы окружающей среде. Природные богатства нашей страны. Природные ресурсы и их истощение. Возможности каждого человека в деле защиты природы. Защита природы – обязанность гражданина. Экологические проекты в России и мире.
Основные понятия: прогресс, регресс, историческое время, цивилизация, религия, атеизм, секты, мировые религии, экология, природные ресурсы.
Итоговое обсуждение (1 час). Предполагается обсуждение ключевых вопросов темы. Обобщение по вопросам особенностей развития российской цивилизации.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: что такое цивилизация? В чем проявляются особенности российской цивилизации? Какова языковая политика в жизни государства? Что вам известно о роли религии в жизни человечества в прошлом и настоящем? Как соотносятся политика и религия? При каких условиях возникают религиозные конфликты? Почему священникам нельзя преподавать в школе? Чем могут быть опасны для человека религиозные секты? Назовите религии, которые исповедуют различные народы нашей страны. Что общего у всех религий? Почему некоторые религии называют мировыми? Какие меры предпринимаются в нашей стране для сохранения экологии? Какие экологические проекты и программы вам известны?
Тема 6. Россия в современном мире (4 часа)
Современный мир. Международные организации и их роль. Деятельность Организации Объединенных Наций. Позиции России в международных организациях. Глобализация современного мира – за и против.
Международные отношения. Конфликты между государствами. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира. Пацифисты.
Внешнеполитическая деятельность современного государства. Признание и уважение суверенного равенства всех стран. Формирование культуры мира в современном сообществе. Сотрудничество стран и народов в борьбе за мир. Наука и ученые в борьбе за мир. Роль России в современном мире.
Основные понятия: терроризм, пацифизм, ненасилие, толерантность, внешние функции государства.
Итоговое обсуждение(1 час): Предполагается обсуждение вопросов, изученных в теме.
Примерные вопросы и задания для обсуждения: назовите международные организации, которые вам известны. Почему в современном мире необходимо участие международных организаций в международных событиях? Какова позиция России по важным вопросам международных отношений? (Назовите 1-2 примера). Какие научные открытия и достижения современности способствуют развитию сотрудничества между народами?
Заключение (2 часа)
Современная Россия. Важность формирования гражданского общества и правового государства. Что значит быть гражданином сегодня. Активная и ответственная позиция гражданина.
Подведение итогов. Основные аспекты и проблемы, затрагиваемые на занятиях.
Резервное время: 2 часа.
Темы исследовательских и социальных проектов.
Фестиваль культуры народов России.
Музей: народы на территории нашей области (республики, района и т.д.).
Создание Кодекса толерантности школы.
Символы моей малой родины.
Приглашение на малую родину.
Почетные граждане родного края.
Известные предприниматели – наши земляки.
Наша Родина – Россия.
Что значит быть россиянином?
Религиозные организации в современной России.
Мои предложения депутату Государственной Думы.
Проект Конституции школы.
Отношение граждан к выборам как форме политического участия.
Организация власти школьной республики.
Школьный парламент.