Всё о математике
Совершайте на уроке небольшое путешествие не только в мир чисел, но и в мир , окружающий ребёнка.
Включайте в урок математики занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, загадок.
Активнее применяйте на уроке современные технологии.
Планируя тему урока, придумайте его имя. Это заинтересует маленького школьника уже в самом начале урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
celoe_i_chasti.doc | 43 КБ |
reshenie_zadach.doc | 470 КБ |
merka._edinichnyy_otrezok..doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе.
Тема урока: Целое и части
Имя урока: В гостях у книжки.
Цели урока: 1) Ввести понятия: целое и части, как основу понятий сложения и вычитания.
2) Помочь детям уяснить, что:
- целое состоит из частей;
- если объединить части – получим целое;
- если из целого убрать одну часть – останется другая часть.
3) Продолжать формировать качества мышления, характерные для математической деятельности; устойчивый интерес к математике.
4) Воспитывать уважение к труду другого, бережное отношение к книге.
Ход урока.
1.Актуализация знаний.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в гости к книжке.
- Кто знает, как называется дом, где живёт много – много книг?
(библиотека)
- Библиотека – это хранилище книг. В нашем классе есть своя небольшая классная библиотека. В библиотеке можно взять понравившуюся книгу и почитать. Но мы будем заниматься в библиотеке математикой.
(Перед доской стеллаж с тремя полками, на которых выставлены книги : на 1 полке русские народные сказки – 2больших синих;
На 2 полке книги детских писателей – 1 красная;
На 3 полке книги о природе – 1 синяя, 3 жёлтых маленькие)
- Сколько книг на 2 полке?(0дна, учитель выставляет в ряду числовых карточек цифры)
- Сколько книг о природе жёлтого цвета?(три)
- Какое число стоит при счёте между 1 и 3?(два)
- Какое число стоит справа от 1?(два)
- Какое число стоит слева от 2?(один)
- Назовите число последующее к 3.(четыре)
- Какое число предшествует 3?(два)
- На сколько каждое последующее число больше предыдущего?
- Назови соседей числа 3.
- Назовите числа в порядке убывания.
- Давайте вспомним, как правильно писать эти цифры.
задание№1 в тетради на с.22(рабочая тетрадь к учебнику математики С. А. Козловой)
Дети пишут цифры по образцу, на второй строке обводят круги красным цветом, а треугольники – синим
(учитель ставит ещё 1книгу Н. Носова)
-Сколько книг я добавила?(одну)
- Как это можно записать с помощью выражения? Найдите значение выражения.
1+1=2
-Что можно сказать о количестве русских народных сказок и книг детских писателей? (поровну)
- Как показать, что их поровну?(дети ставят книги парами)
- Как это записать?
2=2
- Как мы назовём выражение, в котором использован знак = ?
(учитель показывает карточки с неравенствами
1<2 3-…>1)
- Что вы видите на карточках? (неравенства)
- Прочитайте. Вставьте число так, чтобы неравенство было верным.
2. Самостоятельная работа.
-Выполните №3 в тетради на с.22.
(девочки делают 1 столбик, мальчики – второй,
2 человека – на доске)
-Проверим, как вы справились.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
3. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
1) -Ребята, эти книги стоят по разделам. А по какому ещё признаку их можно расставить?
(дети расставляют книги по размеру и цвету)
-Как в библиотеке расставляют книги?
Давайте наведём порядок на полочках.(это делают библиотекари)
2)-Ребята, я очень люблю сказки.(учитель отдельно выставляет сказки на доску) Я объединила эти книги по признаку «сказки» в целое.
-Положите столько красных кружков, сколько красных книг, и столько синих кружков, сколько синих книг.
- Сколько всего кружков? 3-это целое. (учитель выставляет карточку с числом 3)
-Разбейте кружки на группы. Сколько фигур в каждой группе?
-1 и 2 –это части. (учитель выставляет карточки с числами 1 и 2)
(учитель читает текст учебника на с.44)
-Уберите из целого красные круги?
-Какие круги остались в ладошке? Сколько их? Это часть.
- Как мы получили часть?(Из целого отняли одну часть)
- Как это записать выражением?
3-1=2
-Соедините части. Что получим?
-Как мы получили целое?(Сложили части)
-Как это записать выражением?
1+2=3
5)Формулирование темы.
- Сегодня на уроке мы будем учиться объединять части в целое и из целого получать части.
4. Первичное закрепление.
1) - В сказке Н. Носова Незнайка отправляется вместе с друзьями в путешествие на воздушном шаре.
(на доске из геометрических фигур сложен воздушный шар)
- Из каких фигур сложен воздушный шар? Сколько их? Это целое.
(дети выкладывают на партах такой же шар)
- Во время путешествия случилось невероятное: шар упал на землю. Послушайте, как пишет об этом Носов.
(учитель читает отрывок из книги)
- Разбейте целое на части по какому-либо признаку. Запишите, как вы получили части.
(дети работают на карточках; приклеивают части к листу и записывают, как получили разбиение)
2) Проверка у 2-3 учеников.
3) – Ребята, я слышу плач. Кто-то просит помощи.
(учитель показывает разорванную на части книгу)
- Книга была целая. Кто-то порвал её на части.
- Сколько листочков в одной части?(два)
- Сколько листочков в другой части?(два)
- Как из частей получить целое?
- Поможем книжке?
(дети склеивают книжку)
- Сколько стало листочков в целой книжке?
- Как это записать на математическом языке?
2+2=4
- Давайте поставим книжку в библиотеку.
5. Итог урока.
Предварительный просмотр:
УРОК МАТЕМАТИКИ
1 класс
Тема урока: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
Цели урока: 1) Формировать умение решать задачи изученных типов на основе связи целое - часть;
2) Рассмотреть обратные задачи к задаче на разностное сравнение;
3) Закрепить вычислительные навыки в пределах 10;
4) Продолжать формировать качества мышления, характерные для математической деятельности; устойчивый интерес к математике.
4) Воспитывать уважение к труду другого, умение работать в коллективе.
Ход урока.
1. Организационный момент:
Все дети хором:
Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок:
Все за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, потянулись,
За работу все взялись.
Учитель: (Эмоциональный психологический настрой)
Тут затеи и задачи
Игры, шутки - всё для вас!
Пожелаю всем удачи -
За работу, в добрый час!
2.Актуализация знаний .
1) Работа с рядом чисел от 0 до 10(дети записывают ответы).
3, 6, 7 и 9, 8, 3, 7, 6 и 7.
- назови предыдущее число к 4,
- назови последующее число к 5,
- назови соседей числа 8,
- какое число стоит слева от 9,
- какое число стоит справа от 2,
- какое число больше4 на3?
- назови числа больше 5, но меньше 8.
2)Давайте отгадаем, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.
Для этого выполним несколько заданий и из букв составим слова.
- 3+1+1+1-4-2=0 Ш
- 9=+2 З
- исправь равенство: 5+5=0 Р
- какое число больше7, но меньше 9? А
- сколько вершин у фигуры? ⌂ Е
- на сколько единичных отрезков синий отрезок больше, чем красный? — ——— на 2 Ь
- вставь пропущенные числа 3 – Д 4 – Ч 1 – Т
- назови число IХ 9 – И
10 | 5 | 0 | 8 | 1 | 2 | 7 | 8 | 3 | 8 | 4 | 9 | |
Р | Е | Ш | А | Т | Ь | З | А | Д | А | Ч | И |
3.Повторение о задаче.
1)Что такое задача?
Назовите составные части задачи.
2)Решите задачи-шутки:(дети записывают выражения)
В кружку сорвала Марина
9 ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод было в кружке? 9-5=4(яг.)
Нам известно, что у Ани
5 больших конфет в кармане,
А у брата на ладошке
Леденцов на 3 побольше.
Сколько держит на ладошке
Леденцов братишка – крошка? 5+3=8(лед.)
Три мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру
Тут следом явились подружки,
Четыре мышки - норушки,
А, ну сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр? 3+4=7(мыш.)
4. Математическое моделирование задач.
1)Дети работают в группах. Каждая группа составляет задачу по раздаточным карточкам.
1 группа
Утром к кормушке прилетело 4 синички, а вечером на 2 синички больше. Сколько птичек прилетело к кормушке вечером?
2 группа
Вечером к кормушке прилетело 6 синичек, а утром на 2 синички меньше. Сколько синичек прилетело к кормушке утром?
3 группа
Утром к кормушке прилетело 4 синички, а вечером 6 синичек. На сколько синичек утром прилетело меньше, чем вечером?
4 группа
Утром к кормушке прилетело 4 синички, а вечером 6 синичек. Сколько синичек прилетело утром и вечером?
2)Дети рассказывают свои задачи, предлагают решение и подбирают подходящие схемы с доски.
Что можно сказать о 1, 2 и 3 задачах?(Они обратные)
Является ли 4 задача обратной? Почему нет?
5. Самостоятельная работа.
1)Учебник с.56 №2. (Учебник математики С. А. Козловой)
6. Итог урока.
Предварительный просмотр:
УРОК МАТЕМАТИКИ
1 класс
Тема урока: МЕРКА. ЕДИНИЧНЫЙ ОТРЕЗОК.
Имя урока: КАК ИЗМЕРИТЬ УДАВА.
Цели урока: 1) Помочь детям уяснить, что сравнивать отрезки можно при помощи одинаковых мерок;
2) Ввести понятие единичного отрезка;
3) Сформировать умение:
- сравнивать и измерять длины отрезков с помощью мерок;
4) Продолжать формировать качества мышления, характерные для математической деятельности; устойчивый интерес к математике.
4) Воспитывать уважение к труду другого человека, умение работать в коллективе.
Ход урока.
1.Актуализация знаний .
1) - Ребята, вы сегодня очень нарядные и торжественные. На вас замечательная школьная форма. Она сшита на заказ. А чтобы форма была вам впору, вас заранее портной измерил. Или говорят, снял мерки. Потом записал ваш размер и сшил превосходную форму.
(слова ИЗМЕРИТЬ МЕРКА РАЗМЕР напечатаны на карточках на стенде)
- А где ещё в жизни приходится измерять?
(Во время ремонта, когда строишь дом, на уроках труда, когда мастеришь поделку)
- Сегодня на уроке мы будем учиться измерять отрезки и сравнивать их по длине.
2) – Сравните, какой карандаш длиннее, а какой короче. Как это сделать?
(учитель показывает вырезанный рисунок 2 карандашей: красный и синий)
(приложить друг к другу, чтобы один конец совпал)
- Как сравнить длины карандашей на рисунке? Тоже наложить их друг на друга? (нет, нельзя, они нарисованы)
- Что нам поможет сравнить карандаши?(клеточки)
- Давайте сравним эти карандаши.(учитель показывает карандаши нарисованные на не разлинованной бумаге)
- Как это сделать?(надо взять какую-то мерку)
(учитель демонстрирует мерку-отрезок)
- Накладываем мерку и узнаём, что отрезки равны.(в каждом карандаше уложилось по 2 мерки))
На доске карточки 2=2
2. Постановка проблемы.
1) – Измерьте длину полоски с помощью мерки(у учащихся на каждом столе полоски одинаковой длины, а мерки разные)
(дети работают в группах, измеряют полоски и называют свои ответы 2, 3, 4, 5)
полоски разные
- Давайте сравним длину ваших полосок наложением(самую длинную и самую короткую).
полоски одинаковые
- Как же правильно сравнить длины полосок?
3. Совместное открытие знаний.
1)–Сегодня у нас в гостях герои книги Г. Остера попугай, мартышка, слонёнок и удав. Они тоже учились измерять. Только они измеряли не полоски, а удава.
(дети смотрят фрагмент из мультфильма или слушают отрывок из книги, можно посадить детей в круг на коврик)
2) – Как друзья решили измерить удава?
- Кто сначала стал меркой, а потом?
- Какова длина попугая в мартышках, слонах и попугаях?
-Почему же разная получилась длина, ведь удав один и тот же?(потому что были разные мерки)
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Дружно за руки взялись!
Руки вверх, руки вниз!
Руки быстро в кулачок,
Положили на бочок.
Вправо-влево покачались.
Назад - вперёд, назад - вперёд.
Ну-ка, кто там отстаёт?
Чух - чух, чух - чух!
Мчится поезд во весь дух!
Скоро мы приедем на урок к соседям.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
3) Дети измеряют игрушечного удава, с помощью разных мерок: в слонах и в мартышках.(на доске фиксируются все результаты измерений)
4) – Давайте вернёмся к заданию, которое мы выполняли вначале.
- Почему же одинаковые отрезки вы измерили по-разному?(всё дело в разных мерках)
- Давайте мы возьмём одинаковую мерку и ещё раз измерим полоски.
(дети самостоятельно измеряют полоски одинаковой меркой)
- Что получилось?
полоски одинаковые
- Сделаем вывод: для сравнения отрезков надо брать одну и ту же мерку. Такая мерка называется ЕДИНИЧНЫЙ ОТРЕЗОК.
(на доске карточка ЕДИНИЧНЫЙ ОТРЕЗОК)
4.Первичное закрепление.
1) Индивидуальная самостоятельная работа на карточках.
2) Проверка самостоятельной работы.
5.Итог урока.
Самоанализ урока математики, проведённого в 1 классе
по теме «Мерка. Единичный отрезок. Как измерить удава»
Мотивационно ориентационный аспект
Быстро и привычно произошло вхождение учащихся в урок. Был создан положительный эмоциональный настрой на работу. Точно и доходчиво были разъяснены целевые ориентиры учебного занятия. Стараться сделать их личностно значимыми для учеников, чтобы дидактическая цель учителя стала целью учащихся.
Содержательный аспект
Отобранный учебный материал соответствовал требованиям образовательной программы, целям и задачам урока. Среди учащихся была организована работа в группах. Группы формировались с учётом индивидуальных познавательных возможностей каждого ребёнка.
На уроке была создана ситуация, побуждающая к формулированию проблемы. Учитель подводил учащихся к осознанию противоречия. Дети выполняли одно и тоже задание, но результаты получили разные. Задавались вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного заметили?», «Почему так получилось?», «Сколько существует мнений?» Учащимся была дана возможность высказывать свои предположения по решению учебной задачи.
В процессе разрешения проблемы была установлена взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребёнка и использовались различные виды деятельности: практическое задание, наблюдение, проверка факта. Наибольшее внимание учащихся привлёк просмотр фрагмента мультипликационного фильма и практическая работа по измерению игрушечного удава. Достаточно был использован наглядный материал, ТСО, удачно оформлена доска.
Учитель стимулировал разные способы решения учебной задачи, побуждал учащихся к использованию сравнений, аналогий. Было выделено главное в содержании урока.
Урок отличается практической направленностью. Реализован принцип «понятно и не скучно».
Разнообразить формы закрепления учебного материала, проводить систематизацию пройденного. Чётче организовывать смену видов деятельности. Организовать работу в группах более продуктивно. Вовлекать в поиск всех учащихся.
Организационный аспект
На уроке применялись диалоговые и полилоговые формы общения. Создавалась ситуация успеха, т.к. детям предлагалось разноуровневое задание и индивидуальный выбор задания. Учитель проявлял доверие и уважение в учебном взаимодействии, оказывал помощь учащимся.
Учитывать индивидуальный темп учебной деятельности учащихся.
Оценочно – результативный аспект
На уроке оценивалась не только правильность ответа, но и его оригинальность и рациональность.
Следует больше уделять внимания формированию у учащихся личных оценочных суждений, выработке у ребёнка индивидуального стиля познания.
Учитель: Мордовина М. И. 2007г.