Главные вкладки
Алгебра, 7-11 класс
Рабочая программа по алгебре для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по математике с учетом требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике с использованием рекомендаций авторской программы А.Г.Мерзляка. Рабочая программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю.
Рабочая программа по алгебре для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по математике с учетом требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике с использованием рекомендаций авторской программы А.Г.Мордковича. Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).
Рабочая программа по алгебре для 11 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике с учетом требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне по математике с использованием рекомендаций авторской программы А.Г. Мордковича. Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по алгебре, 7 класс | 58.98 КБ |
Рабочая программа по алгебре, 8 класс | 133.5 КБ |
Рабочая программа по алгебре и началам анализа, 11 класс | 40.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897);
-Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-Граф, 2014. – 152 с.
-Устава МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»;
- Положения о рабочей программе МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»;
-Учебного плана МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»
-Образовательной программы МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино».
Программа составлена для учащихся 7 класса МБОУ "Хилганайская СОШ им.Э-Д.Ринчино" и соответствует учебнику «Алгебра» для 7 класса общеобразовательных учреждений /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М. : Вентана-Граф, 2017г.
Особенность программы по отношению к ФГОС ООО. Программа по алгебре составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Концепция (основная идея) рабочей программы
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.
Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективная повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общешкольной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – являются творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умения отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличие от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) изучения учебного предмета (курса)
Курс алгебры 7-9 классов является базовым для математического образования и развития школьников. Алгебраические знания и умения необходимы для изучения геометрии в 7-9 классах, алгебры и математического анализа в 10-11 классах, а также изучения смежных дисциплин.
Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего, формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение алгебре даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать свою деятельность, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. Знакомство с историей развития алгебры как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируется содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например, решение текстовых задач, денежные и процентные расчеты, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение «читать» графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определенного типа.
Практическая значимость школьного курса алгебры 7 - 9 классов состоит в том, что предметом его изучения являются количественные отношения и процессы реального мира, описанные математическими моделями. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Математика и информатика».
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Cроки реализации программы – 1 год.
Предполагаемые результаты обучения алгебре в 7 классе:
Алгебраические выражения
Учащийся научится:
• оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
• выполнять преобразование выражений, содержащих степени с натуральными показателями;
• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами;
• выполнять разложение многочленов на множители.
Учащийся получит возможность:
• выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
• применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Учащийся научится:
• решать линейные уравнения с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
• применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Учащийся получит возможность:
• овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Функции
Учащийся научится:
• понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
• строить графики линейной функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
• понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
Учащийся получит возможность:
• проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; н основе графиков изученных функций строить боле сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
• использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из раз личных разделов курса.
Критерий и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Оценка ответов учащихся
Оценка – это определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
1. Устный ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
– изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;
– правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
– показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
– продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
– отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
– возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
2. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
– в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
– допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
– допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя.
3. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
– учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
– при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
4. Отметка «2» ставится в следующих случаях:
– не раскрыто основное содержание учебного материала;
– обнаружено незнание или непонимание учащимся большей или наибольшей части учебного материала;
– допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
5. Отметка «1» ставится в случае, если:
– учащийся отказался от ответа без объяснения причин.
Оценка контрольных и самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов в требуемом на «отлично» объеме;
допустил не более одного недочета в требуемом на «отлично» объеме;
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета в требуемом на «отлично» объеме;
или не более трех недочетов в требуемом на «отлично» объеме.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок в требуемом на «отлично» объеме;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест
Время выполнения работы: на усмотрение учителя.
Оценка «5» - 100 – 90% правильных ответов, «4» - 70-90%, «3» - 50-70%, «2» - менее 50% правильных ответов.
Общая характеристика курса алгебры в 7 классе:
Программа по математике составлена на основе программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-Граф, 2014. – 152 с.
Содержание курса алгебры в 7 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Алгебра» и «Функции».
Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения уравнений и их систем, текстовых задач с помощью уравнений и систем уравнений. Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления — важной составляющей интеллектуального развития человека.
Содержание раздела «Числовые множества» нацелено на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Материал раздела развивает понятие о числе, которое связано с изучением действительных чисел.
Цель содержания раздела «Функции» — получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).
Место курса алгебры в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение алгебры в 7 классе основной школы отводит 3 учебных часа в неделю в течение года обучения 34 недели, всего 102 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса алгебры:
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
решать простейшие комбинаторные задачи.
Содержание тем учебного курса
Алгебраические выражения
Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождества. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности суммы двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумма и разность кубов двух выражений.
Уравнения
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.
Линейное уравнение. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.
Функции
Числовые функции
Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции.
Линейная функция, ее свойства и графики.
№ главы | ТЕМА | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по факту |
Повторение | 4 | ||
I. | Линейное уравнение с одной переменной | 15 | 13 |
II. | Целые выражения | 52 | 49 |
III. | Функции | 12 | 12 |
IV. | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 19 | 19 |
Повторение и систематизация учебного материала | 7 | 5 | |
Всего: | 105 | 102 |
Виды контроля и результатов обучения:
Текущий контроль
Тематический контроль
Итоговый контроль
Методы и формы организации контроля:
Устный опрос.
Монологическая форма устного ответа.
Письменный опрос:
Математический диктант;
Самостоятельная работа;
Контрольная работа.
Особенности контроля и оценки по математике.
Текущий контроль осуществляется как в письменной, так и в устной форме при выполнении заданий в тетради.
Письменные работы можно проводить в виде тестовых или самостоятельных работ. Время работы в зависимости от сложности работы 5-10 или 15-20 минут урока. При этом возможно введение оценки «за общее впечатление от письменной работы» (аккуратность, эстетика, чистота, и т.д. ). Эта отметка дополнительная и в журнал выносится по желанию ребенка.
Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ практического типа. В этих работах с начала отдельно оценивается выполнение каждого задания, а затем вводится итоговая отметка. При этом итоговая отметка является не средним баллом, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Календарно-тематическое планирование
Номер параграфа | Содержание учебного материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | План | Факт |
Повторение | 4 | ||||
Глава 1 Линейное уравнение с одной переменной | 13 | ||||
1 | Введение в алгебру | 3 | Распознавать числовые выражения и выражения с переменными, линейные уравнения. Приводить примеры выражений с переменными, линейных уравнений. Составлять выражение с переменными по условию задачи. Выполнять преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки. Находить значение выражения с переменными при заданных значениях переменных. Классифицировать алгебраические выражения. Описывать целые выражения. Формулировать определение линейного уравнения. Решать линейное уравнение в общем виде. Интерпретировать уравнение как математическую модель реальной ситуации. Описывать схему решения текстовой задачи, применять её для решения задач | ||
2 | Линейное уравнение с одной переменной | 4 | |||
3 | Решение задач с помощью уравнений | 4 | |||
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | ||||
Контрольная работа № 1 | 1 | ||||
Глава 2 Целые выражения | 49 | ||||
4 | Тождественно равные выражения. Тождества | 2 | Формулировать: определения: тождественно равных выражений, тождества, степени с натуральным показателем, одночлена, стандартного вида одночлена, коэффициента одночлена, степени одночлена, многочлена, степени многочлена; свойства: степени с натуральным показателем, знака степени; правила: доказательства тождеств, умножения одночлена на многочлен, умножения многочленов. Доказывать свойства степени с натуральным показателем. Записывать и доказывать формулы: произведения суммы и разности двух выражений, разности квадратов двух выражений, квадрата суммы и квадрата разности двух выражений, суммы кубов и разности кубов двух выражений. Вычислять значение выражений с переменными. Применять свойства степени для преобразования выражений. Выполнять умножение одночленов и возведение одночлена в степень. Приводить одночлен к стандартному виду. Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. Преобразовывать произведение одночлена и многочлена; суммы, разности, произведения двух многочленов в многочлен. Выполнять разложение многочлена на множители способом вынесения общего множителя за скобки, способом группировки, по формулам сокращённого умножения и с применением нескольких способов. Использовать указанные преобразования в процессе решения уравнений, доказательства утверждений, решения текстовых задач | ||
5 | Степень с натуральным показателем | 3 | |||
6 | Свойства степени с натуральным показателем | 3 | |||
7 | Одночлены | 2 | |||
8 | Многочлены | 1 | |||
9 | Сложение и вычитание многочленов | 2 | |||
Контрольная работа № 2 | 1 | ||||
10 | Умножение одночлена на многочлен | 3 | |||
11 | Умножение многочлена на многочлен | 4 | |||
12 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 3 | |||
13 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 3 | |||
Контрольная работа № 3 | 1 | ||||
14 | Произведение разности и суммы двух выражений | 3 | |||
15 | Разность квадратов двух выражений | 2 | |||
16 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 3 | |||
17 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 3 | |||
Контрольная работа № 4 | 1 | ||||
18 | Сумма и разность кубов двух выражений | 2 | |||
19 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 4 | |||
Повторение и систематизация учебного материала | 2 | ||||
Контрольная работа № 5 | 1 | ||||
Глава 3 Функции | 12 | ||||
20 | Связи между величинами. Функция | 2 | Приводить примеры зависимостей между величинами. Различать среди зависимостей функциональные зависимости. Описывать понятия: зависимой и независимой переменных, функции, аргумента функции; способы задания функции. Формулировать определения: области определения функции, области значений функции, графика функции, линейной функции, прямой пропорциональности. Вычислять значение функции по заданному значению аргумента. Составлять таблицы значений функции. Строить график функции, заданной таблично. По графику функции, являющейся моделью реального процесса, определять характеристики этого процесса. Строить график линейной функции и прямой пропорциональности. Описывать свойства этих функций | ||
21 | Способы задания функции | 2 | |||
22 | График функции | 2 | |||
23 | Линейная функция, её график и свойства | 4 | |||
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | ||||
Контрольная работа № 6 | 1 | ||||
Глава 4 Системы линейных уравнений с двумя переменными | 19 | ||||
24 | Уравнения с двумя переменными | 2 | Приводить примеры: уравнения с двумя переменными; линейного уравнения с двумя переменными; системы двух линейных уравнений с двумя переменными; реальных процессов, для которых уравнение с двумя переменными или система уравнений с двумя переменными являются математическими моделями. Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Формулировать: определения: решения уравнения с двумя переменными; что значит решить уравнение с двумя переменными; графика уравнения с двумя переменными; линейного уравнения с двумя переменными; решения системы уравнений с двумя переменными; свойства уравнений с двумя переменными. Описывать: свойства графика линейного уравнения в зависимости от значений коэффициентов, графический метод решения системы двух уравнений с двумя переменными, метод подстановки и метод сложения для решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Строить график линейного уравнения с двумя переменными. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решать текстовые задачи, в которых система двух линейных уравнений с двумя переменными является математической моделью реального процесса, и интерпретировать результат решения системы | ||
25 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 3 | |||
26 | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 3 | |||
27 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 2 | |||
28 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 3 | |||
29 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 4 | |||
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | ||||
Контрольная работа № 7 | 1 | ||||
Повторение и систематизация | 5 | ||||
Упражнения для повторения курса 7 класса | 3 | ||||
Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
Анализ контрольной работы | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект:
Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Алгебра: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Алгебра: 7 класс: Методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.
Печатные пособия
Таблицы по алгебре для 7-9 классов.
Портреты выдающихся деятелей в области математики.
Информационные средства
DVD диски:
- Электронный учебник –справочник. Алгебра, 7-11 класс
- Готовимся к ЕГЭ. Математика. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме
- Электронное приложение к газете «Первое сентября»: №16/2010; №18/2010; №1-4/2011; №5-8/2011; август 2011; сентябрь 2011; октябрь 2011; ноябрь 2011; декабрь 2011; №9-12/2011; январь; февраль; март ; апрель , май, июнь
- Интернет – ресурсы:
- Мультимедийные презентации.
Компьютер.
Мультимедиапроектор.
Экран навесной.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Доска магнитная
Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.
Наборы для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897);
-Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
-Устава МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»;
- Положения о рабочей программе МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»;
-Учебного плана МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»
-Образовательной программы МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино».
- Программы. Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2007. – 64 с.
Программа составлена для учащихся 8 класса МБОУ "Хилганайская СОШ им.Э-Д.Ринчино" и соответствует учебнику «Алгебра (в 2-х частях). Ч. 1: Учебник. 8 класс» / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009 г. и задачнику «Алгебра (в 2-х частях). Ч. 2: Задачник. 8 класс» А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2009 г.
Преподавание ведется по варианту – 3 часа в неделю, всего 102 часа.
Общая характеристика курса алгебры в 8 классе:
Основой для рабочей программы по алгебре является авторская программа А.Г. Мордковича для общеобразовательных учреждений.
Целью изучения курса алгебры в 8 классе является изучение квадратичной функции и её свойств, моделирующей равноускоренные процессы.
Задачи
- Выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
- Расширить класс функций, свойства и графики которых известны учащимся; продолжить формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, ограниченности. Непрерывности, наибольшего и наименьшего значений на заданном промежутке.
- Выработать умение выполнять несложные преобразования выражений, содержащих квадратный корень, изучить новую функцию .
- Навести определённый порядок в представлениях учащихся о действительных (рациональных и иррациональных) числах
- Выработать умение выполнять действия над степенями с любыми целыми показателями.
- Выработать умения решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их при решении задач.
- Выработать умения решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной; познакомиться со свойствами монотонности функции.
Особенностью курса является то, что он является продолжением курса алгебры, который базируется на функционально- графическом подходе. Это выражается в том, что какой бы класс функций, уравнений и выражений не изучался, построение материала практически всегда осуществляется по жёсткой схеме: Функция – уравнения – преобразования.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать/понимать:
– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
– значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
должны уметь:
– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
– составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
– выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
– применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
– решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
– решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
– решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
– изображать числа точками на координатной прямой;
– определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
– распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
– находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
– определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
– описывать свойства изученных функций, строить их графики;
– извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
– решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
– вычислять средние значения результатов измерений;
– находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
– находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
решать следующие жизненно-практические задачи:
– самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
– работать в группах;
– аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
– уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
– пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
– самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Содержание тем учебного курса
Повторение основных понятий курса алгебры 7 класса (4ч)
Алгебраические дроби(24ч)
Понятие алгебраической дроби. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение алгебраических дробей.
Сложение и вычитание алгебраических дробей. Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень.
Рациональное выражение. Рациональное уравнение. Решение рациональных уравнений (первые представления).
Степень с отрицательным целым показателем.
Функция y= √x. Свойства квадратного корня(19ч)
Рациональные числа. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. Иррациональные числа. Множество действительных чисел.
Функция у = √x, ее свойства и график. Выпуклость функции. Область значений функции.
Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби. Модуль действительного числа. График функции у = \х\.
Квадратичная функция. Функция y= k/x(16ч)
Функция y=ax2, её график и свойства.
Функция у =k/x , ее свойства, график. Гипербола. Асимптота.
Построение графиков функций у = f(x + I), у = f(x) + т, У = f(x + I) + т, у = -f(x) по известному графику функции у = f(x).
Квадратный трехчлен. Квадратичная функция, ее свойства и график. Понятие ограниченной функции. Построение и чтение графиков кусочных функций, составленных из функций у = С, у = kx + т, у = ах2, у = ах2+ Ьх + с, у = k/x, у = |х|.
Графическое решение квадратных уравнений.
Квадратные уравнения(20ч)
Квадратное уравнение. Приведенное (неприведенное) квадратное уравнение. Полное (неполное) квадратное уравнение. Корень квадратного уравнения. Решение квадратного уравнения методом разложения на множители, методом выделения полного квадрата.
Дискриминант. Формулы корней квадратного уравнения. Параметр. Уравнение с параметром (начальные представления).
Алгоритм решения рационального уравнения. Биквадратное уравнение. Метод введения новой переменной.
Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
Частные случаи формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.
Иррациональное уравнение. Метод возведения в квадрат.
Неравенства (13ч)
Свойства числовых неравенств.
Неравенство с переменной. Решение неравенств с переменной. Линейное неравенство. Равносильные неравенства. Равносильное преобразование неравенства.
Квадратное неравенство. Алгоритм решения квадратного неравенства.
Возрастающая функция. Убывающая функция. Исследование функций на монотонность (с использованием свойств числовых неравенств).
Приближенные значения действительных чисел, погрешность приближения, приближение по недостатку и избытку. Стандартный вид числа.
Обобщающее повторение(6ч)
Формы текущего и итогового контроля
Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы, зачеты, контрольно-измерительные материалы.
- формы текущего контроля: тесты, самостоятельные работы;
- формы итогового контроля: зачётные и контрольные работы
Каждый вариант контрольной работы содержит задания обязательного и повышенного уровня подготовки. Задания (1-3) отмеченные до первой черты содержат материал, соответствующий базовому уровню подготовки (репродуктивный уровень). Вторая группа заданий выделена значком после первой черты и до второй состоит из более сложных примеров и задач (частично – поисковый подход к решению). Задания третьей части после второй черты позволяют ученику проявить интерес к предмету, умение находить выход в нестандартной ситуации.
Рекомендации к системе оценивания знаний:
Оценка «3» - верное решение всех заданий только первого уровня;
Оценка «4» - верное решение всех заданий первого и второго уровня при невыполнении заданий третьего уровня или выполнения заданий третьего уровня с ошибкой;
Оценка «5» - верное выполнение всех заданий трех уровней.
Календарно-тематическое планирование
№/№ | Темы уроков | Кол -во ча сов | Основные знания | Основные умения | Система контроля знаний | Методы обучения, виды познавательной деятельности | Дата | |
1 | Повторение курса алгебры 7 класса | 4 | Формулы сокращенного умножения, алгоритм решения линейных уравнений и систем, определение функции | Выполнять простейшие преобразования выражений, решать системы уравнений, задачи | входная диагностика | Коллективная, индивидуальная, фронтальная, беседа, диалог | ||
Глава 1.Алгебраические дроби. (24ч). | ||||||||
2 | Основные понятия | 1 | Понятия: алгебраическая дробь; числитель и знаменатель алгебраической дроби | Определять (выделять) алгебраические дроби; Находить допустимые значения переменных в выражениях | Фронтальный опрос, проверка задач самостоятельного решения | Объяснение, выполнение тренировочных заданий | ||
3 | Основное свойство алгебраической дроби | 2 | Основное свойство дроби; правило приведения дробей к общему знаменателю, дополнительные множители для дроби | Применять правило об изменении знака дроби; приводить несколько дробей к общему знаменателю; сокращать дроби. | Самоконтроль, самостоятельная работа С-2 | Объяснение – диалог; частично – поисковые задания, | ||
4 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями | Записывать тождества, выражающие правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и применять на практике; | Самостоятельная работа С -3, взаимоконтроль, | Коллективная, индивидуальная, дифференцированная; объяснение, беседа, работа с учебником | ||
5 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 4+1к/р | Правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями | Записывать тождества, выражающие правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и применять на практике; находить НОД чисел | фронтальный опрос; Текущая контрольная работа№1 | Коллективная, индивидуальная, дифференцированная; объяснение, беседа, работа с учебником | ||
6 | Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение дроби в степень | 4 | Правило умножения и деления дробей, возведения алгебраической дроби в натуральную степень; понятия: основание, показатель степени. | Воспроизводить правила; применять правила при решении примеров и задач; называть дробь, обратную данной | С- 6,7, проверочная работа на 20 минут, самоконтроль, опрос | Объяснение, решение тренировочных заданий, | ||
7 | Преобразование рациональных выражений | 4 | Преобразование выражений сводится к сложению, вычитанию, умножению и делению рациональных дробей | Выполнение тождественных преобразований рациональных выражений | Самоконтроль, | Практическое применение ЗУНов, беседа, объяснение, коллективная, парная | ||
8 | Первые представления о решении рациональных уравнений | 3 | Рациональное уравнение, условие равенства дроби нулю – два. | Решать простейшие рациональные уравнения и задачи, составляя математические модели. | С-9 ,устный опрос, проверка домашнего задания; | Коллективная, индивидуальная, дифференцированная; объяснение, беседа, работа с учебником | ||
9 | Степень с отрицательным целым показателем |
2 | Степень с отрицательным показателем и свойства. | Применять свойства при решении примеров | Текущая контрольная работа№2 Тест №1 | Объяснение, выполнение тренировочных заданий |
Глава 2. Функция у =√х. Свойства квадратного корня (19ч) | ||||||||
1 | Множество рациональных чисел | 2 | Знак принадлежности, множество, подмножество, знак включения, бесконечная десятичная периодическая дробь – рациональное число | Определять вид числа и обозначать множества; записывать числа в виде бесконечной десятичной периодической дроби | Диктант, опрос | Объяснение – диалог; частично – поисковые задания, | ||
2 | Понятие квадратного корня из неотрицательного числа | 3 | Квадратный корень, подкоренное число, пятая математическая операция – извлечение квадратного корня; кубический корень из неотрицательного числа. | Находить квадратные корни из чисел, пользоваться таблицей квадратов натуральных чисел; решать уравнения вида х2= а | Самоконтроль, контролирующая самостоятельная работа на 15 минут С-12 | Объяснение – диалог; частично – поисковые задания, | ||
3 | Иррациональные числа. Множество действительных чисел | 2 | Бесконечная десятичная непериодическая дробь – иррациональное число; действительное число, числовая прямая | Выполнять арифметические действия над иррациональными числами | Индивидуальные задания; диктант; фронтальная, | Объяснение, опрос, выполнение тренировочных заданий | ||
4 | Функция у = √х, ее свойства и график | 2 | Свойства функции; выпуклость, область значений функции | Строить график функции, находить по формуле, графику значение функции; | Опрос, устная контрольная работа | Объяснение, работа по готовым рисункам | ||
5 | Свойства квадратных корней | 2 | Свойства квадратных корней. | Записывать формулировки свойств в виде тождеств; применять свойства при решении примеров и задач | Объяснение – диалог; частично – поисковые задания, | |||
6 | Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня | 3+1к/р | Свойства квадратных корней; вынесение множителя из – под знака корня и внесение множителя под знак корня; освобождение от иррациональности в знаменателе дроби | Выполнять простейшие преобразования выражений, используя свойства квадратных корней; освобождаться от иррациональности в знаменателе | С17-20,текущая контрольная работа№3 | Коллективная, индивидуальная, групповая формы; беседа, практика | ||
7 | Модуль действительного числа. | 4 | Модуль действительного числа и его свойства; геометрический смысл модуля; абсолютная погрешность, правило округления. | Строить графики, решать уравнения графическим методом; находить приближенные значения заданного числа по недостатку и избытку. | Опрос, проверочная работа; взаимоконтроль Тест №2 | Коллективная, индивидуальная, дифференцированная; объяснение, беседа, работа с учебником | ||
Глава 3. Квадратичная функция. Функция у = к /х. (16ч). |
1 | Функция у =кх2, ее свойства и график | 2 | Кусочные функции, парабола, вершина параболы, ось симметрии параболы, область определения функции, ограниченность | Строить графики заданных функций; определять ограниченность функций по графику и формуле; решать уравнения графическим методом; строить и читать кусочные функции. | Опрос, проверочная работа; взаимоконтроль, | Описание, практические задания на построение параболы и чтение графиков функций | |
2 | Функция у= к/х, ее свойства и график. | 2+1к/р | Гипербола, свойства гиперболы, асимптота, коэффициент обратной пропорциональности | Строить гиперболу; перечислять основные свойства обратной пропорциональности; узнавать функцию среди других функций; находить значение функции при заданных значениях аргумента и функции | С25,26, устный и фронтальный опрос, творческие задания, текущая контрольная работа№4 Тест №3 | Парная, фронтальная работа; объяснение, работа с учебником, графиками | |
3 | Как построить график функции у =f(x+t),если известен график функции f(x) | 2 | Сдвиг графика функции f(x) вдоль оси х на t единиц влево и вправо; графический метод решения систем уравнений | Строить графики функций, написать уравнение параболы, гиперболы по готовым рисункам; | творческие задания, проверка задач самостоятельного решения | Описание Парная, фронтальная работа; объяснение, работа с учебником, графиками | |
4 | Как построить график функции у =f(x)+m, если известен график функции f(x) | 2 | Сдвиг графика функции f(x) вдоль оси у на m единиц вверх и вниз; | Строить графики функций, написать уравнение параболы, гиперболы по готовым рисункам; | Описание, Парная, фронтальная работа; объяснение, работа с учебником, графиками, | ||
5 | Как построить график функции у = f(x+t) +m, если известен график функции f(x) | 2 | Алгоритм построения графика функции у = (x+t) +m; | Строить графики функций, написать уравнение параболы, гиперболы по готовым рисункам; | творческие задания; чтение графиков по рисунку | Описание, Парная, фронтальная работа; объяснение, работа с учебником, графиками | |
6 | Функция у = ах2 +вх +с, ее свойства и график | 3 | Квадратный трехчлен, старший коэффициент, квадратичная функция; формула нахождения абсциссы вершины параболы. | Называть коэффициенты, определять направление ветвей параболы по заданным формулам; строить графики функций и графики кусочных функций | Графическое решение уравнений, С -30,31 Тест №4 | Описание, творческие задания по составлению уравнений | |
7 | Графическое решение квадратных уравнений | 2+1к/р | Способы решения уравнений | Применять несколько способов при решении уравнений; решать простейшие уравнения с параметрами | Проверочная работа на применение двух способов решения квадратных уравнений Контрольная работа №5 | Частично – поисковые задания, устная, индивидуальная работа, беседа с применением лекционного метода |
Глава 4. Квадратные уравнения (20ч).
1 | Основные понятия | 2 | Определение квадратного уравнения, приведенное и неприведенное квадратное уравнение, полное уравнение; корень квадратного уравнения. | Называть коэффициенты; узнавать квадратные уравнения по виду; приводить примеры и составлять уравнения; решать уравнения аналитическим и графическим методами | Устный опрос, кратковременные проверочные работы | Объяснительно – иллюстративный метод; фронтальная, индивидуальная ; | |
2 | Формулы корней квадратных уравнений(§28) | 3 +2 | Дискриминант, корни уравнения; правило решения квадратного уравнения; знать, что решение зависит от дискриминанта | Находить дискриминант по формуле; определять число корней; решать уравнения с параметром; решать задачи | С-34, разноуровневые задания | Коллективная, индивидуальная, дифференцированная; объяснение, беседа, работа с учебником | |
3 | Рациональные уравнения | 3+1 | Рациональное выражение, рациональное уравнение; биквадратное уравнение; алгоритм решения рационального уравнения | Применять методы решения уравнений | Текущая контрольная работа№6 | Объяснение, выполнение тренировочных заданий | |
4 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 2 | Математическая модель | Решать задачи, составляя математические модели | Самостоятельная работа, индивидуальные задания | Практическое применение ЗУНов, беседа, объяснение, коллективная, парная | |
5 | Теорема Виета | 3 | Теорема Виета, формула разложения квадратного трехчлена на множители, обратная теорема | Называть в приведенном квадратном уравнении сумму и произведение корней; составлять уравнения; применять теорему и обратную теорему при решении задач | С -38,39, | Коллективная, индивидуальная, дифференцированная; объяснение, беседа, работа с учебником | |
6 | Иррациональные уравнения | 4 | Иррациональное уравнение, метод возведения в квадрат, посторонний корень, равносильные уравнения | Решать иррациональные уравнения; | Тест №5,контрольная работа №7 | Объяснение, выполнение тренировочных заданий |
Глава5. Неравенства (13ч.)
1 | Свойства числовых неравенств | 3 | Определение числовых неравенств; неравенства одинакового смысла, неравенства противоположного смысла; неравенство Коши | Применять определение числового неравенства при сравнении чисел и доказательстве неравенств; выполнять почленное сложение и умножение неравенств одного знака | С -34 | Объяснение – диалог; частично – поисковые задания, | |
2 | Исследование функции на монотонность | 2 | Возрастающая функция, убывающая функция, монотонная функция | Определять по графику монотонность функции; исследовать на монотонность функцию; строить кусочные функции и читать графики | С -42 | Коллективная, индивидуальная, дифференцированная; объяснение, беседа, работа с учебником | |
3 | Решение линейных неравенств | 2 | Неравенство с переменной, | Решать неравенство; изображать множество решений на координатной прямой | С-43,опрос, самоконтроль | Практическое применение ЗУНов, беседа, объяснение, коллективная, парная | |
4 | Решение квадратных неравенств | 4 | Квадратное неравенство, алгоритм решения квадратного неравенства; теоремы | Решать квадратные неравенства, применяя методы | С -44,45, Контрольная работа№8 | Частично – поисковые задания, устная, индивидуальная работа, беседа | |
5 | Модуль действительного числа. Приближенные значения действительных чисел | 1 | Модуль действительного числа и его свойства; геометрический смысл модуля; абсолютная погрешность, правило округления. | Строить графики, решать уравнения графическим методом; находить приближенные значения заданного числа по недостатку и избытку. | Опрос, проверочная работа; взаимоконтроль | Коллективная, индивидуальная, дифференцированная; объяснение, беседа, работа с учебником | |
6 | Стандартный вид числа | 1 | Стандартный вид числа, порядок числа | Записывать число в стандартном виде, называть порядок числа; | Тест№6 | Семинарские занятия |
Повторение (6ч.)
Рациональные дроби. Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства. Степень с целым показателем. Итоговый тест
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект:
1.А.Г. Мордкович. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник; Ч. 2. Задачник; М.Мнемозина, 2009
2.Л. А. Александрова. Алгебра. 8 класс. Контрольные работы / Под ред. А. Г. Мордковича;
3. Л. А. Александрова. Алгебра. 8 класс. Самостоятельные работы / Под ред. А. Г. Мордковича;
4. Е. Е. Тульчинская. Алгебра. 8 класс. Блицопрос;
5. А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская. Алгебра, 7-9. Тесты.
Пособия и оборудование.
Справочники.
Математические таблицы Брадиса.
Печатные пособия
Таблицы по алгебре для 7-9 классов.
Портреты выдающихся деятелей в области математики.
Информационные средства
DVD диски:
- Электронный учебник –справочник. Алгебра, 7-11 класс
- Готовимся к ЕГЭ. Математика. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме
- Электронное приложение к газете «Первое сентября»: №16/2010; №18/2010; №1-4/2011; №5-8/2011; август 2011; сентябрь 2011; октябрь 2011; ноябрь 2011; декабрь 2011; №9-12/2011; январь; февраль; март ; апрель , май, июнь
- Интернет – ресурсы:
- Мультимедийные презентации.
Компьютер.
Мультимедиапроектор.
Экран навесной.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Доска магнитная
Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.
Наборы для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897);
-Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
-Устава МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»;
- Положения о рабочей программе МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»;
-Учебного плана МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»
-Образовательной программы МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино».
- Примерной программы среднего (полного) общего образования математике: базовый уровень
Программа составлена для учащихся 11 класса МБОУ "Хилганайская СОШ им.Э-Д.Ринчино" и соответствует учебнику Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. (в 2-х частях). Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович. –М.: Мнемозина, 2012. – 400с.: ил. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович и др.; под редакцией А.Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2012. – 271 с.: ил.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа создавалась с опорой на «Примерную программу среднего (полного) общего образования математике: базовый уровень» и авторскую программу «Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа. 10- 11 классы»./авт. – сост. И.И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2009. – 64с. со сроком реализации 1 год.
В авторскую программу внесены некоторые изменения: данная программа отводит на изучение алгебры и начал анализа 136 часов в год, из расчета 4 часа в неделю. Авторская программа взята за основу, так как разработан учебно - методический комплект для реализации данной программы, отвечающий требованиям стандартов нового поколения.
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Основной задачей курса алгебры является необходимость обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
АЛГЕБРА
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле[1] поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
уметь
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономи-ческих и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения и исследования простейших математических моделей;
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера;
владеть компетенциями: учебно – познавательной, ценностно – ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, информационной, социально – трудовой.
Содержание тем учебного курса
11класс
Повторение - 4 ч.
Степени и корни. Степенные функции (23 ч)
Понятие корня n – й степени из действительного числа. Функции y = √х , их свойства и графики. Свойства корня n- й степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Обобщение понятия о показателе степени. Степенные функции, их свойства и графики.
Показательная и логарифмическая функции (38 ч)
Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения и неравенства. Показательные неравенства.
Понятие логарифма. Логарифмическая функция, её свойства и график. Свойства логарифмов. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Переход к новому основанию логарифма. Дифференцирование показательной и логарифмической функций.
Первообразная и интеграл (11 ч)
Первообразная. Правила отыскания первообразных. Таблица основных неопределённых интегралов. Формула Ньютона – Лейбница. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определённого интеграла.
Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей (16 ч)
Статистическая обработка данных. Простейшие вероятностные задачи. Сочетания и размещения. Формула бинома Ньютона. Случайные события и их вероятности.
Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (26 ч)
Равносильность уравнений. Общие методы решения: замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x), разложение на множители, введение новой переменной, функционально – графический метод.
Решение неравенств с одной переменной. Равносильность неравенств, системы и совокупности неравенств, иррациональные неравенства, неравенства с модулем.
Системы уравнений. Уравнения и неравенства с параметрами.
Обобщающее повторение (18 ч)
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Повторение курса алгебры 10 кл. | 4 |
2. | Степени и корни. Степенные функции | 23 |
3. | Показательная и логарифмическая функции | 38 |
4. | Первообразная и интеграл | 11 |
5. | Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей | 16 |
6. | Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств | 26 |
7. | Повторение | 18 |
Итого | 136 |
Формы контроля
В течение года проводятся контрольных работ – 7 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Степени и корни. Степенные функции» 1 час, «Показательная и логарифмическая функции» 2 часа, «Первообразная и интеграл» 1 час, «Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей» 1 час и итоговая контрольная работа - 2 часа.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и контрольных работ в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде тестов ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование
N n/n | Тема | Кол-во часов | Сроки | Примечания | |
по плану | фактически | ||||
Повторение курса 10 кл. | 4 | ||||
Глава 6. Степени и корни. Степенные функции | 23 | ||||
33 | Понятие корня n-й степени из действительного числа | 2 | |||
34 | Функции у = , их свойства и графики | 3 | |||
35 | Свойства корня n-й степени | 4 | |||
36 | Преобразование выражений, содержащих радикалы | 4 | |||
Контрольная работа № 1 | 1 | ||||
Анализ контрольной работы | 1 | ||||
37 | Обобщение понятия о показателе степени | 4 | |||
38 | Степенные функции, их свойства и графики | 4 | |||
Глава 7. Показательная и логарифмическая функции | 38 | ||||
39 | Показательная функция, ее свойства и график | 4 | |||
40 | Показательные уравнения и неравенства | 4 | |||
Контрольная работа № 2 | 1 | ||||
Анализ контрольной работы | 1 | ||||
41 | Понятие логарифма | 3 | |||
42 | Функция у= ее свойства и график | 4 | |||
43 | Свойства логарифмов | 4 | |||
44 | Логарифмические уравнения | 4 | |||
Контрольная работа № 3 | 1 | ||||
Анализ контрольной работы | 1 | ||||
45 | Логарифмические неравенства | 3 | |||
46 | Переход к новому основанию логарифма | 3 | |||
47 | Дифференциирование показательной и логарифмической функций | 3 | |||
Контрольная работа № 4 | 1 | ||||
Анализ контрольной работы | 1 | ||||
Глава 8. Первообразная и интеграл | 11 | ||||
48 | Первообразная | 4 | |||
49 | Определенный интеграл | 5 | |||
Контрольная работа № 5 | 1 | ||||
Анализ контрольной работы | 1 | ||||
Глава 9. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей | 16 | ||||
50 | Статистическая обработка данных | 3 | |||
51 | Простейшие вероятностные задачи | 3 | |||
52 | Сочетания и размещения | 3 | |||
53 | Формула бинома Ньютона | 2 | |||
54 | Случайные события и вероятности | 3 | |||
Контрольная работа № 6 | 1 | ||||
Анализ контрольной работы | 1 | ||||
Глава 10. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств | 26 | ||||
55 | Равносильность уравнений | 2 | |||
56 | Общие методы решения уравнений | 4 | |||
57 | Решение неравенств с одной переменной | 4 | |||
58 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 3 | |||
59 | Системы уравнений | 5 | |||
60 | Уравнения и неравенства с параметрами | 4 | |||
Контрольная работа № 7 | 1 | ||||
Анализ контрольной работы | 1 | ||||
Повторение | 18 | ||||
Итого | 136 |
Описание учебно – методического и материального технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература
- Программы. Алгебра и начала анализа. 10- 11 классы./авт. – сост. И.И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2009. – 64с.
- Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. (в 2-х частях). Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович. –М.: Мнемозина, 2012. – 400с.: ил.
- Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. (в 2-х частях). Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович и др.; под редакцией А.Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2012. – 400с.: ил.
- Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тематические тесты и зачёты для общеобразовательных учреждений / Л.О.Денищева, Т.А. Корешкова; Под ред. А.Г. Мордковича. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2010. -102с.
- Алгебра и начала анализа. Контрольные работы для 11 класса общеобразовательных учреждений / В. И. Глизбург. Под ред. А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2012. -55с.
- Л. А. Александрова. Алгебра и начала анализа. 11 класс. Самостоятельные работы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Под ред. А. Г. Мордковича.- 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2009. -132с.
Информационно-коммуникативные средства
Электронный учебник –справочник. Алгебра, 7-11 класс
Готовимся к ЕГЭ. Математика. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме
Тематическое планирование. Математика. Программы линии И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича
Электронное приложение к газете «Первое сентября»:
№16/2010; №18/2010;
№1-4/2011; №5-8/2011; август 2011; сентябрь 2011; октябрь 2011; ноябрь 2011; декабрь 2011; №9-12/2011;
2012 г.: январь; февраль; март ; апрель , май, июнь
Наглядные пособия.
Схемы, таблицы, портреты.
Раздаточный материал: карточки, тексты самостоятельных и контрольных работ
Перечень технических средств обучения:
Компьютер
Проектор
Экран
Интернет ресурсы