Региональный компонент в ДОУ

Репницкая Надежда Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Золотой петушок»

ПЛАН

работы творческой группы

по региональному компоненту «Казачество»

на 2024-2025 г.г.

х. Вислый 2024 г.

Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к культуре и истории Донского края, открытия ребенком личностных смыслов как культурно - эмоциональных переживаний.

Задачи:

  • развивать у детей интерес к истории Донского края, народным традициям и промыслам;
  • приобщать детей к народному творчеству посредством литературной, декоративно – прикладной и музыкально – игровой деятельности;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому, развивать умение видеть красоту природы родного края;
  • развивать чувство гордости за достижения своего родного края;
  • формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям;
  • развивать эмоциональную сферу детей (умение выражать свои эмоции и высказывать впечатления), артистические, творческие способности, мышление, воображение.

Состав творческой группы:

Фамилия, Имя, Отчество

Должность

Руководитель творческой группы:

Репницкая Надежда Владимировна

музыкальный руководитель

Чумакова Наталия Николаевна

инструктор по физической культуре

Цыбина Татьяна Владимировна

воспитатель

Есипова Людмила Сергеевна

воспитатель

Дата

Тема

Форма проведения

Ответственные

Сентябрь

Составление перспективного плана работы творческой группы

«История Донского казачества»

 «Посвящение в казачата»

Организационное заседание

Беседа с показом презентации

Развлечение

Репницкая Н.В.

Чумакова Н.Н.

Цыбина Т.В.

Есипова Л.С.

Октябрь

«Покровская ярмарка»

Праздник

Репницкая Н.В.

Чумакова Н.Н.

Цыбина Т.В.

Есипова Л.С.

Ноябрь

«Капустник»

Развлечение

Репницкая Н.В.

Чумакова Н.Н.

Цыбина Т.В.

Есипова Л.С.

Декабрь

«День матери – казачки»

Развлечение

Репницкая Н.В.

Чумакова Н.Н.

Цыбина Т.В.

Есипова Л.С.

Январь

«Святки»

Развлечение

Репницкая Н.В.

Чумакова Н.Н.

Цыбина Т.В.

Есипова Л.С.

Февраль

«День защитника Отечества»

Праздник

Репницкая Н.В.

Чумакова Н.Н.

Цыбина Т.В.

Есипова Л.С.

Март

«Масленица»

Развлечение

Репницкая Н.В.

Чумакова Н.Н.

Цыбина Т.В.

Есипова Л.С.

Апрель

«Пасха»

Развлечение

Репницкая Н.В.

Чумакова Н.Н.

Цыбина Т.В.

Есипова Л.С.

Май

«Праздник русской березки»

Развлечение

Репницкая Н.В.

Чумакова Н.Н.

Цыбина Т.В.

Есипова Л.С.

Июль

 «Семейные традиции донских казаков»

Развлечение

Репницкая Н.В.

Чумакова Н.Н.

Цыбина Т.В.

Есипова Л.С.

Август

Подведение итога проделанной работы за учебный год

Заседание творческой группы

Репницкая Н.В.

Чумакова Н.Н.

Цыбина Т.В.

Есипова Л.С.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения

«Посвящение в казачата»

Цель: создание условий для приобщения детей к истокам народной культуры посредством литературного и народного музыкально – игрового материала.

Задачи:

  • Формировать у детей народную идентичность;
  • Развивать эмоционально-эстетическую сферу в процессе восприятия музыкальных, литературных произведений искусства родного края;
  • Развивать физические качества: меткость, ловкость, быстроту реакции;
  • Формировать коммуникативные качества.

Под казачью народную песню дети в казачьих костюмах  заходят в зал, останавливаются полукругом.

Ведущая – казачка: Здорово дневали, гости дорогие!

Дети: Слава Богу!

        

Казачка: 

Старые, да молодые, веселые, да удалые!

Милости просим в Донскую станицу,

Будем сегодня плясать и веселиться.

Осень золотая на Дон к нам пришла.

Будущих казачат на праздник привела.

Вот они какие, казаки и казачки удалые.

Дети читают стихи:

Ребенок 1:   

Раскинулась под солнцем Донская земля –

Малая Родина твоя и моя!

Ребенок 2:

Я люблю этот край с голубым небосклоном,

С тихим шелестом трав, птиц весеннюю трель.

Я люблю этот край у казачьего Дона –

Это мой уголок, детских лет колыбель.

Ребенок 3:

В родной степи шумят поля и реки,

Цветут сады, колышется трава.

Очаровала ты меня навеки

Моя Донщина, Родина моя.

Ребенок 4:

Много разных мест у России,

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Казачка: Дорогие ребята. Сегодня у нас важный и торжественный день – посвящение в казачата. В народе говорят: все, что есть лучшее в детях – это от родителей. Наши деды и прадеды славились силой, ловкостью, смелостью. И мы с вами, следуя традициям, готовы вступить в ряды казачат. Но для начала нужно устроить смотрины и проверить, достойны ли вы носить звание казака. Итак, начнем испытания.

1 испытание - «Продолжи пословицу»

- Терпи казак – (атаманом будешь).

- Казак сам не поест, (а коня накормит).

- Казак в труде, как в бою – (славит Родину свою).

- Казак без друзей, (что дуб без корней).

- Казаки в бою не робеют, (любого врага одолеют).

- От лени казак хворает, а от работы (здоровье закаляет).

2 испытание - «Сбей флажок» (мальчики)

Мальчики делятся на две команды, напротив натянутая веревка или ленточка, на которой висят два бумажных флажка. По сигналу первые мальчики в колонне скачут на палочке-лошадке до цели, сбивают шашкой флажок, возвращаются на место и передают шашку и лошадь следующему участнику. В это время воспитатель вешает флажки. Чья команда быстрее.

Казачка: Казаки славятся меткостью и ловкостью. Проверим, сможете ли вы пройти следующее испытание.

3 испытание - «Попади в мишень» (все)

Дети строятся в одну колонну, возле первого участника стоит корзина с мячами, на расстоянии 4 м. – мишень. Задача: попасть в цель.

4 испытание «Развесь платочки» (девочки)

Девочки делятся на две команды. Напротив натянута веревка, рядом стоит столик, на котором лежат платочки (по количеству девочек) и прищепки (по 2 на каждую). Задача: добежать до веревки, повесить платочек за оба уголка и вернуться. Побеждает команда, которая быстрее и красивее развесит платочки.

Казачка: А теперь проверим, насколько вы дружны. Сможете ли вы вместе справиться с испытанием.

3 испытание - «Перетягивание каната» (все)

Игроки 2 команд одновременно берутся за концы каната и тянут каждый в свою сторону. Побеждает команда, перетянувшая соперников на свою сторону.

Казачка: Молодцы! Достойно прошли испытания! Вы нам доказали, что вы готовы стать казаками. Но, чтобы всегда ими оставаться, нужно знать и соблюдать заповеди казаков:

Честь и имя казака
В жизни главные всегда.

С детства честью дорожи
И достоинство держи.

Коль не прав, так признавай,
Злобу в сердце не пускай.
Не завидуй и не льсти,
Свысока всех не учи.
Над гордынею борись -
Если надо, то смирись.
Стойким будь везде, всегда.
Пусть открытая душа
Добродушием слывет.
Так казак всегда живет!

Есть у каждого права -
«Нет ни князя, ни раба».
Все равны в своих правах,

Но ответственны в делах.
Всё, что принято на Сборе
Почитай своим законом.
Каждый вправе выбирать,
За других голосовать.
Если этого заслужит,
Атаманом может стать.
Каждый вправе говорить.
Только если строй стоит,
Командир имеет право
Слова лишнего лишить.

Слово дал – его держи,
Казачьим словом дорожи!

Помни, слово казака
Было верное всегда.

Лучше мудро промолчать,
Чем впустую обещать.
Ну, а если говоришь –
За собой всегда следишь.


По делам лишь одного
О казачестве всего
Судит весь честной народ.

Так что помни наперед:
Честен будь при казаках,
Чист в поступках и делах.

Не прельщат тебя корысть
И стяжательство. Борись
За других и за себя.
Не буянь и не ругайся,
Не кури и не болтайся,
Будь прилежным и опрятным
И спиртным не увлекайся.
Бедным всюду помогай,
Руку страждущим подай.
Будь примером всем всегда -
Вот в чем участь казака!

Старость всюду почитай,
Стариков не обижай.

Мудрость старых казаков
Выше сотни гордецов.
Слово старших почитая
Мы ошибок избегаем.
Пожилого казака
Почитай как за Отца,
Престарелую казачку
Своей Матерью считай.


Стойким будь, служи народу,
Охраняя мир, природу.

За Россию, честь свою
Жизнь не грех отдать в бою!

Не для собственной корысти
Службу в жизни выбирай,
А служение Отчизне
За казачий долг считай.
Не твори себе кумира -
А борись за справедливость!
Веру в Бога почитай
И Россию защищай.


Век служи и век трудись –
Такова казачья жизнь!

Не гордись чужим добром,
А живи своим трудом.
Обеспечь свою семью,
Презирая лень свою.

Память предков сохраняй,
По обычаям решай.

Если в чем-то есть сомненья,
По обычаям народа
Лучше в жизни поступай.

Веры предков придержись,
За обычай свой держись.

Если трудно – погибай,
Но товарища спасай!

В службе, в доме, на работе,
На рыбалке, на охоте
Другу всюду помогай,
Если надо – выручай!


Береги свою семью,
Почитай свою родню.

Святыня брака – есть семья,
Нос совать суда нельзя.
Старших в доме почитай,
Младших ты не обижай.
Чти отца свою и мать,
И воспитывай ребят
В духе предков-стариков
И старейших казаков.
Защищай свою жену -
Береги свою семью!

Надо казаком родиться,
Чтоб весь век судьбой гордиться!

Казачка: На торжественную церемонию посвящения в казачата воспитанникам подготовительной группы, построиться.

                                        (Встают  возле стульчиков)

  • Звучит Гимн Ростовской области

Ведущий: Чтобы вы стали настоящими казаками, надо принять присягу.

Чтоб казачьему роду не было переводу,

Присягаем на верность Отчизне и народу!

Ведущий: Клянемся быть честными и смелыми.

Дети: Клянемся.

Ведущий: Клянемся защищать справедливость.

Дети: Клянемся.

Ведущий: Клянемся любить свою Родину и свой хутор.

Дети: Клянемся.

Ведущий: Клянемся не нарушать клятву.

Дети: Клянемся.

Ведущий: Слава Донской земле.

Дети: Слава!   Слава!    Слава!

Ведущий: Отныне вы все - казачата! Не опозорьте наш казачий род, наш хутор плохим словом или дурным делом! Будьте достойны звания юного казака!

 Вручаются медали.

Ведущий: Вам, казачата, предоставляется ответное слово.

Выходят мальчики.

1 мальчик: 

Мы – донские  казачата,

Мудрых прадедов внучата,

С острой шашкой и конем,

Мы в бою не подведем!

2 мальчик: 

Мы донские казачата,

Славных прадедов внучата.

Век готовы мирно жить,

Дону-батюшке служить!

3 мальчик:   

Нам дано такое право –

Сохранить былую славу

Наших дедов и отцов,

Дона славных молодцов!

Ведущий: Вот и закончился наш праздник, посвященный принятию наших детей в казачата. Все же самым главным обычаем казаков остаётся гостеприимство. Недаром на Дону говорили: «Хлеб-соль и разбойника смирят!»…

На дворе по-осеннему зябко

И трезвонят колокола.        

А я в этот светлый праздник

Угощенье всем вам принесла.

Под казачью народную песню «Ехали казаки домой» дети выходят из зала.



Предварительный просмотр:

Выходит ведущая-хозяйка и двое детей.


Хозяйка:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

1 Ребёнок:
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, танцы
Давно вас ждут, друзья!

2 Ребёнок:
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!

Звучит песня «Ах, ярмарка», дети входят парами, затем расходятся: один направо, другой налево, становятся, образуя полукруг.

Ведущий:

Открывай скорей базар, везут сказочный товар,
Разливайте квас и мед, веселись честной народ.

Глянешь налево – лавки с товаром,


Глянешь направо – веселье даром,

Дети хором: Ярмарка, ярмарка веселая и яркая.

Песня «На ярмарке» - народная


1 Ребёнок: 

Осень яркая пришла,

Урожай нам принесла,

Быстро ярмарку собрали

И гостей сюда позвали!

2 Ребёнок.
Осень – знатная купчиха,
Продает товар свой лихо.
Заработал урожай?
Что ж с лихвою получай!


3 Ребёнок:
Люди осень привечают,
Люб нам весь ее товар.
Заходи, купчиха Осень,
На веселый наш базар!


Хозяйка: 

Песню весело споем,

Осень в гости позовем!

Песня про осень


Под музыку входит осень.


Осень:
Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла на праздник я!
Все кругом я нарядила,
Темный лес озолотила!
Стало в нем светло, как днем,
Листья там горят огнем!


- Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ!

Дети-торговцы занимают места за прилавками.

Осень:
А на ярмарке товаров,

Видимо-невидимо.
Подходите, посмотрите
Да и что-нибудь купите.

1 торговец:

Я весёлый паренёк,

Хожу в кепке на бочок,
Не стесняйтесь, подходите,
На товары посмотрите.

2 торговец:

Подходите, подходите,

Яблочки румяные, сочные берите!

Вот морковка, вот лучок,

Помидорчик, кабачок.


3 торговец:

Зайца, зайца продаю,

По дешёвке отдаю!

Мяса хватит в нём на год,

Шкура тоже в ход пойдёт.

Не хотите покупать –

Рядом нечего стоять!

4 торговец:

Вот ниточки, есть иголочки,

Подходите покупать, красны девицы.
Иголки не ломки, нитки, тесёмки,
Румяна, помады, кому, что надо!

5 торговец:

Здесь на ярмарке игрушки,

Куклы, бубны, погремушки.
Всех на ярмарку зову,

Я игрушки продаю!

6 торговец:

Бублики, бублики!

У кого есть рублики –

Покупайте бублики!

Хозяйка ходит с детьми, покупает товар, складывает в корзину.

7 торговец:

Звонкие, резные,

Ложки расписные!

От зари и до зари

Веселятся ложкари.


Дети берут музыкальные инструменты.


Песня-оркестр «Ложка в позолоте»

Хозяйка:
Громко музыка играет,

И на танец приглашает!

Эй, ребята, не сидите,

Девчат на танец пригласите!

Танец

Дети садятся на места. Звучит веселая музыка, входят Гавриловна и Даниловна.


Даниловна: А мы музыку услыхали и к вам в гости прибежали.

Гавриловна: Там где песни поют, там и весело живут. Правда, Даниловна?

Даниловна: Правда, Гавриловна.

Вместе: Здравствуйте, ребята! Мы – потешницы – старушки, неразлучные подружки!

Даниловна: Я – бабушка Даниловна!

Гавриловна: Я – бабушка Гавриловна.

Даниловна: Мы ходили на базар, вот, несем домой товар.

Гавриловна: А на базаре чего только нет!

Мы кое-что купили

Да в корзинку положили.

Даниловна: 

А что в нашей корзинке, вы узнаете,

Если загадки отгадаете. (достают отгадки из корзинки)

Загадки:
1. Круглое, румяное и растет на ветке,
Любят его взрослые и маленькие детки. (яблоко)

2. Сама не ест, а всех кормит. (ложка)

3. Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в бочке – крепкие, соленые. (огурцы)

4. Он никогда и никого не обижал на свете,
Чего же плачут от него и взрослые и дети. (лук)

5. Посадили зернышко —

Вырастили солнышко. (подсолнух)

Даниловна:

Вот ребятки, так ребятки,

Отгадали все загадки!

Гавриловна:

В круг скорее становитесь,

Дружно за руки беритесь.

Мы по кругу пойдем,

Хоровод заведем!

Хоровод «На горе-то калина». Р.Н.П.

Даниловна:

Эй, подружки и друзья,
Что сидеть на месте?
Тут никак скучать нельзя,
Поиграйте вместе!

Проводятся народные казачьи игры

«Хваталки»

Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. По всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы.

По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает.

Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков.

«Плетень»

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

Гавриловна: Ой, Даниловна, вот уж народ с ярмарки идет да покупочки несет.

Даниловна: И нам пора, Гавриловна, домой идти.

Вместе: До свидания!

Кланяются вместе. Уходят.

Осень: 

Народ честной не зевай,
Сегодня на ярмарке чай.
Сколько хочешь наливай!

Хозяйка: 

Сверху пар и снизу пар,
Вот он, русский самовар!

Танец «Самовар»

Осень:
Ярмарка веселая закрывается,
Каждое дело концом славится.

Хозяйка:
Тары – бары растабары,
Выпьем чай из самовара
С кренделями, сухарями,
Бубликами!

Дети уходят в группу, проводится чаепитие.






Предварительный просмотр:

В празднично украшенном зале расставлены столы с угощениями из капусты. В качестве оформления можно использовать выставку поделок из капусты, выполненную родителями с детьми в рамках заранее объявленного конкурса.

Бабуля 1:

Проходи, честной народ,

Не пыли дорожка.

Ко мне гости идут

Погулять немножко.

Звучит русская народная музыка. Дети в казачьих костюмах входят в зал.

Бабуля 2:

Просим в избу! Красному гостю - красное место.

Где потеснее, там веселее.

За хлебом - солью всякая шутка хороша!

Бабуля 1:

В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы, и был собран урожай, коротали осенние деньки и зимние вечера вместе: устраивали посиделки.

Бабуля 2:

Вот и у нас все огородные хлопоты позади - убрали последние овощи. Капусту в бочки засолили, на хранение заложили. Вот и решила я сегодня пригласить вас на капустные посиделки. Да и капуста удалась на славу! Так давайте песнями да хороводами славить этот чудо овощ.

Бабуля 1:

Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней погляжу.

Загадки:

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее в борще не густо.

Как зовут ее? (капуста)

Бабуля 2:

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать… (картошку)

Бабуля 1:
Корешок оранжевый под землей сидит,

Кладезь витаминов он в себе хранит,

Помогает деткам здоровее стать,

Что это за овощ, можете сказать? (морковь)

Бабуля 2:

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам… (свёкла)

Бабуля 1:
Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Бабуля 2:

В мире моды овощной

Каждый блещет красотой.

Фиолетовый кафтан

Надевает… (баклажан)

Бабуля 1:

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

Бабуля 2:

А сейчас, друзья, подружки,

Пришло время петь частушки.

Частушки. Музыка народная

Выходи скорей подружка,

Мы на публике блеснём,

И задорные частушки

Про капусту пропоём.

Хороша моя капуста,

Ну, а я-то чем плоха?

Вот сижу теперь на грядке,

Поджидаю жениха.

В огород козла пустил,

Чтоб капусту сторожил.

Несознательный козёл

Съел капусту и ушёл.

Я капустицу полола,

Всё боялась не успеть.

Ни травы и ни капусты -

Любо дорого смотреть!

Положу - ка я в кадушку

Всю капусту поскорей.

Буду петь я ей частушки,

Чтоб хрустела веселей.

Бабуля 1:

Эй, весёлый народ,

Не стой у ворот!

Выходи веселей,

Попляши для гостей!

Хоровод «На горе-то калина». Русская народная песня

Бабуля 2:

Да, плясали мы умело.

А теперь пора за дело.

Мы по кругу пойдём,

Да капусту завьём.

Под пение волжской народной песни «Вейся, капустка» дети идут по кругу, завивая «капусту». После того, как, капуста «завьётся», выходит Коза (воспитатель).

Коза: Вот так капуста! Вот так кочан! Стоит, наливается, меня дожидается. Сейчас я тебя съем!

(Дети разбегаются, коза их догоняет. Ведущая предлагает построить плетень, чтобы не пустить Козу в огород).

Игра «Плетень»

Коза: Эх, вы! От меня капусту спасаете, а её уже давно едят.

Бабуля 1: Кто?

Коза: Гусеница!

Бабуля 1: Ой, и правда, гусеница - первый враг капусты. Сейчас мы её поймаем!

Коза: Да где уж вам без меня. Так и быть помогу.

Дети встают друг за другом «паровозиком» и берут друг друга за пояс. Первой встаёт Коза.

Игра «Гусеница»

(Коза должен поймать хвост гусеницы, который должен всё время уворачиваться.)

Бабуля 2:

Чтобы дети не скучали,

От зари и до зари.

Песни петь для вас готовы,

Наши чудо - ложкари.

Песня-оркестр «Ложка в позолоте». А. Чугайкиной

Бабуля 1:

Вот как ложкари играют,

Настроенье поднимают.

Раз подняли настроенье,

Будут игры без сомненья!

Игра «Кочерыжки-кочанчики»

Бабули – «кочерыжки», дети – «листочки». Водящий по очереди говорит слова «кочерыжки», «кочанчики». Под музыку дети начинают двигаться. Как только водящий говорит: «Кочанчики», - дети должны быстро подбежать к любой «кочерыжке» и стать в круг, как можно плотнее. Когда водящий говорит: «Кочерыжки», - дети разбегаются. Проводим 2-3 раза.

Бабуля 2:

Ой, уже совсем стемнело!

Что ж, спасибо скажем смело.

Тебе, капуста белая,

Вкусная и спелая.

Ты дождями умывалася,

В триста платьев одевалася.

Будем кушать да хвалить,

Да спасибо говорить.

Бабуля 1:

Как в народе говорится - не красна изба углами, а красна пирогами.

А у нас угощенье всё капустное,

Пироги да салаты вкусные.

Будем есть и хозяек нахваливать,

Да добавки друг другу подкладывать!

Дети уходят в группу, угощаются блюдами из капусты.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Золотой петушок»

Конспект обучающего занятия

по региональному компоненту «Казачество»

для детей подготовительной группы

на тему: «День матери-казачки»

Подготовили:

воспитатель Куприк С.Г.,

воспитатель Есипова Л.С.,

музыкальный руководитель Репницкая Н.В.

х. Вислый

Декабрь 2020г.

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к женщине-матери.

Задачи:

  • Способствовать приобщению детей-потомков представителей донского казачества к культуре своего народа; знакомить ребят турецкой национальности (детей из других регионов) с культурой донских казаков;
  • Способствовать формированию уважения к подвигу матери-казачки;
  • Способствовать формированию толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • Способствовать формированию коммуникативных качеств

Ход:

Дети входят в зал, садятся, их встречает ведущая – казачка.

Казачка: Здравствуйте, здравствуйте, а значит  здоровья Вам и вашим  близким.

Дети: Здравствуйте!

Казачка: Сегодня мы поговорим с вами о замечательном казачьем празднике – День матери-казачки. Мама – самый главный человек в нашей жизни, давайте улыбнемся друг другу, чтобы всем было тепло и радостно.

Презентация «История праздника – День матери-казачки»

Слайд 1 - 4 декабря казаки всего мира отмечают праздник женщин-казачек - День матери-казачки.

Слайд 2 - Вот уже более двух веков православное казачество отмечает День

матери-казачки на великий православный праздник – Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Слайд 3 - 21 ноября 1774 года отряд, состоящий из 9000 татар, вторгся на территорию государства Российского и окружил станицу Наурскую.

Слайд 4 - В то время в станице были только женщины, старики и дети. Все мужчины – казаки были в военном походе.

Слайд 5 - Но казачки не испугались врагов. Они решили защищать свою станицу. Женщины взяли в руки все, что могли: вилы, кинжалы, пики, топоры… Обливали врагов кипятком.

Слайд 6 - И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».

Слайд 7 - Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких  казачат, ибо главное предназначение казачки стать матерью - хранительницей очага.

Слайд 8 - Мужчины постоянно были в походах, на кордонах. Казак десятками лет бессменно находился на службе. А дома оставались старики, дети — и женщины - казачки.

Слайд 9 - Они и возделывали поля, собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, ткали, вязали, обшивали всю семью и растили детей.

Слайд 10 - Большое значение имела в казачьей семье женщина - мать, которая умела посвящать себя семейной жизни, своим детям, прививая им чувство собственного достоинства, любовь к родной земле, родному краю, к своему народу, воспитывая уважение к человеку. На долю казачке выпадало самое главное – готовить свое дитя к своему казачьему предназначению.

Слайд 11 - Казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощекова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества.

Слайд 12 - На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов.

Слайд 13 – 

Пыль клубится по дороге,

Слышны выстрелы порой,

Из набега удалого

Едут казаки домой.

Они едут близ станицы,

Свищут, песенки поют,

Жены, старцы и девицы

К ним на встречу все идут.

Слайд 14 – 

«Казачка, казачка» - желанное слово,

В нем музыка, радость, волненье и свет.

Пусть доля казачки бывает суровой,

Но слава не меркнет в мелькании лет.

Вопросы:

- Когда казаки отмечают день матери - казачки?

- Какой еще православный праздник отмечается в этот день?

- Кто встал на оборону станицы, когда на нее напали враги?

- Чем пришлось сражаться женщинам – казачкам?

- Почему у казаков было особое отношение к женщине?

Казачка: А сейчас предлагаю вам дополнить пословицы.

Д/и «Дополни пословицу»

- Нет роднее дружка, чем родная … матушка

- Родительское благословение в воде не тонет и в огне … не горит

- Казак на чужбине воюет, а жена дома … сидит

- При солнышке тепло — при матери … добро

- Материнская молитва со дна моря … поднимает

- Молодая жена плачет до росы утренней, сестрица — до золотого кольца, а мать — … до конца

- Без матери и солнце … не греет

- На свете всё найдёшь, кроме родной … матери

- Птица радуется весне, а дитя - … матери

Казачка: Молодцы! А сейчас посмотрим, каких же казаков вырастили наши мамы-казачки.

Женя Бражкин:

Матушка - Россия, крепнет твоя сила,

Сыновья - потомки продолжают жить.

Казачьему роду нет переводу.

Ты на нас, Россия, Россия, положись.

П/и «Перетяжки» - мальчики

Играющие делятся на 2 команды. Игроки команд, разделенных линией (веревка), проходящей по полу, стоят друг против друга на одинаковом расстоянии от черты. Двумя руками они держатся за гимнастическую палку.

По сигналу участники игры начинают тянуть палку с соперником на себя, стараясь перетянуть его на свою сторону. Побеждает игрок, перетянувший соперника за линию. Выигрывает команда, игроки которой одержали больше побед.

Казачка: Вот у нас какие казаки удалые!

Эх, нелегка казачья доля –

Бывать в походах много дней!

А доля матери-казачки

Всегда была еще трудней!

Пока любимый муж в походе,  

Хозяйство надо содержать,

Припасов на зиму заготовить,

Всех накормить и обстирать.

- Эй, девчата, выходите,

Свою ловкость покажите!

Игра «Иголка, нитка и узелок» - девочки

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Участники друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Казачка: Молодцы! Все ребята ловкие, быстрые - настоящие казаки и казачки! А завершить нашу с вами встречу я хочу просьбой: берегите своих мам! Помните, что мама – самый главный, самый близкий человек в вашей жизни. Будьте послушными, помогайте маме с домашними делами, говорите чаще маме слова благодарности! До свидания, до новых встреч!



Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения

«Пришла Коляда — отворяй ворота»

Цель: создание условий для приобщения детей к истокам народной культуры посредством народного музыкально – игрового материала.

Задачи: 

  • способствовать развитию интереса к традициям своего народа;
  • способствовать приобщению детей к культуре своего народа посредством народных игр, песен, плясок;
  • способствовать формированию коммуникативной культуры.

Материалы и оборудование: домик, атрибуты казачьей горницы, детские музыкальные инструменты, казачьи шашки, горшочки и атрибуты для гадания, ведерко с пшеницей, ведерко с водой, мешок для ряженых.

Ход развлечения:

Звучит народная мелодия.  Дети-ряженые входят в зал, подыгрывая на музыкальных инструментах.  

Ведущий:

Ребята, наступили праздничные дни!

Кто знает, какие это дни? (Святки)
Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Наши прабабушки и прадедушки,
Веселились две неделюшки,
От Рождества и до крещения, 
Приготовив угощение.
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки,
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили!
Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас. 

Ведущий: А вот и Коляда к нам пожаловала.

Коляда:

Коляда, коляда,

Накануне Рождества!

Коляда, коляда,

Отворяй ворота!

Дети: Коляда- коляда, почто пришла накануне Рождества? Что Коляда делала?

Коляда отвечает детям, а они выполняют движения, имитируя действия.

- тесто месила (все «месят» тесто)

- дрова рубила! (выполняют действия по тексту)

- огонь раздувала!

- пироги ела и соседа угощала!

- поела – спать захотела!

- поспала – плясать пошла!

- поплясала…. а теперь я вас морозить буду!

Игра «Замри»

(Коляда стоит в центре круга, дети идут по кругу и говорят слова)

Дети: Коляда, моляда, не замерзнем никогда! (3 раза проговаривают – дразнясь, дети замирают, а Коляда идет по кругу и морозит того, кто пошевелился).

Ведущий: Ой, что ж ты, Коляда, наделала! Сколько ребят наморозила!

Коляда: А пусть они теперь колядовщиками будут!

Дети с Колядой идут колядовать по группам и кабинетам, подходя к двери, кричат: «Можно поколядовать?»

Колядки:

Коляда, Коляда,

Открывайте все дома,

Все окошки, сундучки,

Доставайте пятачки.

Подарите угощенье –
Пряник, бублик и печенье,
Пироги, конфетки
Подарите деткам!

Кто не даст пирога,
Уведем корову за рога.
Кто не даст пышки -
Разобьем крышки,
Кто не даст лепешки -
Разобьем окошки!

После того, как всех обошли, возвращаемся в зал.

Ведущая: 

Колядки, колядки, собрались ребятки.

По хутору пошли да коляду нашли.

Коляда, коляда всех ребят собрала,

Да играть позвала!

Ведущий: Коляда, Коляда, а ты хочешь пирога? С луком, с перцем, с комариным сердцем.

Коляда: Хочу, милок, кто ж не хочет-то?

Ведущий: Тогда вот тебе пирог!

Игра «Пирог»

Испекли мы пирог,

Положили на порог,

Да экий он высоконький,

да экий он широконький!

Да экий он мягошенький!

Режь да ешь!

Дети становятся в две шеренги. Считалкой выбирается ребёнок «Пирог». «Пирог» стоит в центре зала пританцовывая под пения детей. Во время пения при словах «высоконький» хлопают в ладоши, «широконький» берутся за руки и идут по кругу, «мягошенький» поднимают руки вверх, при словах «Режь его да ешь» бегут к «Пирогу» по одному участнику от команды, кто первый до тронется до каравая забирает его к себе в команду. Тот, кто не успел до тронутся остаётся изображать «Пирог». Выигрывает та команда, у которой стало больше игроков.

Коляда: А есть ли среди вас смелые ребята-казачата? (Да!)

Предлагаю поиграть,

Свою удаль показать!

Игра «Кто быстрее на коне» - мальчики

Коляда: А вы знаете, что на Святки принято гадать? (Да!) Испокон веков люди гадали. Гадали все – и взрослые и дети, особенно любили эту забаву молодые девушки. Эта традиция сохранилась и в наши дни. Приглашаю девчат погадать, да судьбу свою узнать!

Гадание на горшочках - девочки

Посередине зала ставят столик, на нем 6 закрытых горшочков; девочки идут по кругу со словами:

Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется,

Плохое пусть останется.

Девочки поочередно достают из горшочка вещи, которые находятся внутри каждого из них. Коляда комментирует значение содержимого того или иного горшочка:

Полотенце - ждут тебя дороги, путешествия.

Булка - мышь в горнице бежит, каравай тащит. В твоем доме достаток будет, благополучие.

Колечко - Сейте муку, пеките пироги. К тебе гости будут, будут женихи.

Лента - Через поле идучи, русу косу плету, шелком переплетаю, золотом перевиваю. Лента - к богатству и прибыли.

Прутик - это к веселью, к новой игре.

Монетка – к достатку в доме, богатству.

Коляда: Мы играли, танцевали, для людей колядовали. А давайте-ка заглянем в мешок, посмотрим, что же мы наколядовали с вами!

Дети заглядывают в мешок.

Коляда: Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Вечер наш прошел на славу.
В Святки любо поиграть!
Всем спасибо вам, ребятки, за улыбки и за смех,
И за игры, и за пляски благодарствую я всех!

Дети: В добрый путь, Коляда! 

До свиданья, Коляда! 

Скатертью дорожка!

Ведущий: Коляду я проводила, много снега растопила. Кто новогодним снегом умоется, тот от недугов и болезней исцелится. (Из ведерочка брызгает на ребят).

Ведущий: Ну, что, ребята, понравилось вам колядовать? На следующий год Коляду позовем? А теперь пойдемте в группу и устроим застолье!

Звучит народная мелодия, дети выходят из зала.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «КАЗАЧЬЯ ВОИНСКАЯ СЛАВА»

для детей подготовительной группы

    Цели: развитие чувства любви к малой Родине, чувства гордости за неё, укрепление нравственных основ казачества, формирование у молодого поколения  высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, популяризации здорового образа жизни и традиционных видов казачьих состязаний среди воспитанников.

Задачи:

•        воспитывать  патриотические чувства,  любовь к отечеству, к своему народу,  гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям и обрядам;

•        развивать основные физические качества, воспитывать настойчивость  и чувство товарищества при проведении коллективных эстафет;

•        прививать любовь к донской земле.

Оборудование: 2 папахи , 2 шашки, 2 палки-коня, мешочки с песком по количеству  участников,2 корзины, 2 конуса,4 обруча, 2 ведра, 8 кочек, картофелины- 8 шт.,10 обручей(5-синих,5 – красных) для гимнастического упражнения.

Дети и кадеты сидят в зале. Под музыку «Служить России» (И.Резник) в зал входят дети подготовительной «А» группы, перестраиваются в 1,2,3,колонны, становятся полукругом.

Ход:

  • Дети входят в зал под музыку.

Ведущая: Сегодня мы отмечаем праздник  День защитника Отечества. Мы рады приветствовать сегодня всех наших гостей. Наш музыкально-спортивный праздник называется  «Казачья воинская слава».

Дети читают стихи.

1.Чудесный праздник в феврале

Страна моя встречает,

Она защитников своих

Сердечно поздравляет!

2.На суше, в небе на морях

И даже под водою,

Солдаты мир наш берегут

Для нас, дружок  с тобою!

3.Когда я вырасту большим,

Где  б  не служил, повсюду,

Свою отчизну защищать

И я надёжно буду!

Песня «Если хочешь быть военным»

  1. Если хочешь быть военным,
    Дисциплину соблюдай.
    Если хочешь быть военным,
    Дисциплину соблюдай.


Припев:


Пороху бери-бери,
Да шашку бери-бери,
Российское знамя неси впереди!

2. А из строя самовольно
Никуда не выходи,
А из строя самовольно
Никуда не выходи.

4. Если ранят тебя сильно,
Себе рану первяжи.
Если ранят тебя сильно,
Себе рану первяжи.

3. Трехлинейную винтовку
Никому не отдавай!
Трехлинейную винтовку
Никому не отдавай!

Ведущая: А ты - баты, шире шаг, эй, держи равненье,

Все дети: Скоро в армии родной будет пополненье!

Дети перестраиваются в 2 команды.

Ведущая: В нашем празднике принимают участие две команды казачат.

Девочка:

Казачата вышли дружно,

Чтобы праздник свой начать,

И  поэтому всем нужно

В нем участие принять.

Каждый должен свою силу,

Свою ловкость показать,

Быть здоровым и веселым

И конечно не скучать.

Казачонок из команды «Казачата-храбрецы»

Мы – донские казачата,

Мудрых прадедов внучата.

С острой шашкой и конём

Мы в бою не подведём!

Казачонок из команды «Казачата-удальцы»

Нам дано такое право

Сохранить былую славу

Наших дедов и отцов –

Дона славных молодцов.

Ведущий.  Вижу я, вы боевые казачата. А ну-ка, покажите свою удаль. Вот вам первое задание:

Игра – соревнование «Заступаем на боевое дежурство»

(На скорость надеть папаху, взять саблю и отдать честь.)

Ведущая: А мы все болеем! Раз, два, три… начали!

Ведущий. Молодцы наши казачата, но чтобы стать защитниками  Отечества, нужно быть ловкими, сильными  и смелыми.  Вот мы сейчас и проверим, какие вы ловкие. Слушаем второе задание - надо передать шашку над головой.

Эстафета «Передача шашек над головой»

 (У командиров команд в руках по шашке. По свистку инструктора командиры передают шашку над головой следующему участнику и так — до последнего участника. Последний, получая шашку, бежит с ней, встает вперед и снова начинает передавать. Эстафета продолжается до тех пор, пока командир команды с шашкой в руках не встанет первым. Побеждает команда  которая первой передаст всем участникам шашку и встанет за командиром)

Ведущая: Молодцы, хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вы можете коня оседлать. Да не забудьте: «не хвались, когда на коня садись, а только когда слазишь»

      Казак без коня,

      Как солдат без ружья!

      Пришла пора показать военную сноровку -

      Начинаем джигитовку.

      По коням!

Эстафета «Всадники»

(По свистку инструктора командиры садятся на лошадь и двигаясь вперед, до ориентира, возвращаются и передают лошадь следующему участнику и так — до последнего участника. Эстафета продолжается до тех пор, пока командир команды не встанет первым. Побеждает  команда, которая первой проедет дистанцию и встанет за командиром.)

Ведущий. Ай, да кони у вас резвые! А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете о них пословицы?

Игра «Доскажи пословицу»

- Казаку - конь себя (дороже)!

 -Казак сам не поест – (коня накормит).

-Казак с конём (ночью и днём).

-Казак без коня – (кругом сирота).

-Не гладь коня рукой, (а гладь овсом и мукой).

Ведущая: А сейчас участникам соревнований я предлагаю отдохнуть и посмотреть, что же произошло однажды вечером.

Инсценировка стихотворения «Дело было вечером…»

Ведущий:

Дело было вечером, делать было нечего.

Данил Славе мяч бросал (дети перебрасывают мяч),

А Артём  в войну играл (изобразить игру в «войнушку»),

Ксюша в классики скакала, вдруг споткнулась и упала (прыгает).

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак,

И сказал Егор  ребятам просто так (сесть перед забором полукругом):

1.У меня растут года, скоро и семнадцать,

Взрослым стану я тогда, чем же мне заняться?

Я подумал и решил, буду я, как дед,

Защищать Россию нашу от великих бед.

2.Здорово придумал, защищать страну.

Только кто такой защитник, никак я не пойму.

3.Защитник-это пограничник, десантник и радист,

Зенитчик, пулеметчик, разведчик и танкист.

4.Моряк, подводник, летчик, минер, артиллерист.

А всех, всех, всех важнее военный наш министр.

Все. Мы простые ребятишки, любим мультики и книжки.

Но уж точно знаем, что защитниками станем.

Ведущий. Дело было вечером, спорить было нечего.

Ведущий. Казачьи забавы совсем не легки,  

                  Проверим, какие вы меткие стрелки.

Эстафета «Меткие стрелки»

(Команды стоят в колоннах по одному, на расстоянии от команды  стоят папы с корзиной. Каждый  участник бросает мешочек с песком, папа пытается поймать. Выигрывает  команда, которая больше закинет мешочков).

Ведущий.  Молодцы, какие ловкие да быстрые, вот вам следующее задание.

Ведущий.  Ребята, давайте немного отдохнем от состязаний, и проявим смекалку при отгадывании загадок.

Хочется ребятам в армии служить?

Военные профессии хотите изучить?

О военных профессиях – наши загадки!

Кто Родину защищает? Ваши отгадки!

(загадки о военных профессиях.)

1.Он в пехоте честно служит,

И всегда с отвагой дружит

Крепко держит автомат

Нашей армии…(солдат.)

 2.С танком он пройдет везде –

По земле и по воде.

Смел, ловок и плечист,

В шлеме кожаном…(танкист)

3.Возле леса на опушке

Кто присел у грозной пушки?

Зоркий глаз его лучист, метко бьет …(артиллерист).

 4.Прямо к солнцу он ведет

Краснозвездный самолет.

И отважный, и бесстрашный

Гордый сокол наш…(пилот).

5.Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

На полянку, в рощу, как осенний лист,

Приземлился…(парашютист).

Ведущий. Удалой боец - везде молодец!

                Так и у нас казаки - на все руки мастаки:

                 И дров нарубить, и воды наносить,

                 Ну, а коль придется, то и обед сварить.

Ведущий. Хороша в походе уха - и навариста и сладка, а чтоб ухи наварить, надо рыбы наловить.

Проводится игра  «Рыбная ловля»

(«Рыбаки» - папы, «Рыбки» - дети, рыбаки становятся в круг, взявшись за руки, руки поднимают вверх, рыбки бегают, по команде – Сети! «Рыбаки» опускают руки, потом команды меняются, побеждает команда, чей улов больше).

Эстафета «Переправа с обручами»

(по 2 обруча, в один наступаем, другой перекладываем, кто быстрее до конуса, обратно бегом, побеждает команда, первая справившаяся с заданием)

Ведущий. Ой, казаки, все бы вам сражаться. Сядьте, отдохните.

(Выходит ребёнок, читает стихотворение «Необъятная страна»)

Необъятная страна (В.Степанов)

Если долго-долго-долго в самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда и леса и города,

Океаны и просторы, ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая наша Родина большая, необъятная страна.

Ведущий. Не померкнет никогда казачья воинская слава, создавая духовное единство между прошлым, настоящим и будущим!

Ребенок:

      Казачество донское,

      Казачество лихое

      Основой послужило

      Казачьим всем войскам.

      Куда бы ни кидали,

      Куда б ни выселяли –

      Границы охраняли -

      На зависть всем врагам.

Ведущий:

Выходи, друзья – подружки,

Пришло время спеть частушки!

Частушки:

Играй, братцы, плясовую

И частушки запевай.

Ну, а ты, гармонь донская,

Веселее нам играй!

Мы на Доне, на любимом

Песни звонкие поем!

На донской земле счастливой

Жизнью вольною живём!

Пропоём мы вам частушки,

А ребята подпоют.

Пусть узнают все вокруг

Казачата как живут!

Мы с весёлой песней дружим,

По-казачьи говорим.

Хорошо живем – не тужим,

Со сметаной хлеб едим!

Ой, берёзонька, берёза,

Раскудря-кудрявая!

Хороша ты, речка Дон,

Речка величавая!

На Дону гуляют волны,

Гребешочки пенятся.

Мы умеем веселиться

И в труде не ленимся.

Старину мы уважаем,

Старину мы бережём!

О донском старинном крае

Песни звонкие поём!

Ведущий. Вот и закончился наш праздник. Быть защитником Отечества – это значит быть сильным, смелым, ловким. Готовьте себя. Занимайтесь спортом, вырабатывайте мужество, стойкость.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника в детском саду

«Масленица»

Звучит весёлая русская народная музыка.

Хозяюшка: Ой, вы гости, господа!
Проходите все сюда!
Сегодня все мы собрались, чтобы петь, плясать, играть и весёлый народный праздник отмечать. А что это за праздник, вам моя 
загадка подскажет.

В этот праздник все стремятся долго дома не сидеть,

Идут семьёй всей на гулянье представления смотреть.

А там их скоморохи да разные ряженые встречают:

Играют, поют, танцуют, блинами вкусными угощают.

Семь дней этот праздник продолжается.

Скажите дружно, как он называется?

Все: Масленица!

Хозяюшка: Правильно. Это Масленица: широкая, весёлая, радостная, гостеприимная.
Масленицу широкую открываем.
Веселье начинаем!

Песню объявляем!

Песня «Блины». Р.Н.П.

На проигрыш дети играют на ложках.

Хозяюшка: А вы знаете, из чего блины делают? Тогда вы мои загадки легко отгадаете.

Загадки:

1.Из неё пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить её должны. Мука

2.Из водицы белой

Всё, что хочешь делай:

Сметану, простоквашу,

 Масло в кашу вашу.

 Каждый день его ты пей.

 И для Кота не пожалей.

Загадку отгадать легко.

Конечно это … Молоко

3.Мы на хлеб его намажем

И добавим к разным кашам.

Сделано из молочка.

Без него не спечь блинка. Масло 

4.Хоть кристаллик, но не лёд.

Сладкий-сладкий, но не мёд.

Белый - белый, но не снег.

Бывает крепким, как орех.

Если в рот к тебе попал,

Там растаял и пропал. Сахар

5. Хоть на сахар и похожа,

Вряд ли много съесть ты сможешь.

Есть в слезах твоих она.

На столе стоит всегда. Соль 

6.За скорлупой – белок,

А за белком - желтка глазок. Яйцо

Блины готовить не легко.

Нужны соль, сахар, молоко,

Яйца, дрожжи и мука.

Всё взбивается слегка.

Тесто получается.

И блинчик выпекается.

Дети читают стихи:

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный!

Только мама испечет,

Блинчик прыг, и прямо в рот.

На горячей сковородке

Нужно печь их очень ловко.

Зазевался разговором

И они вмиг станут комом.

Лежит передо мною,

Как солнышко блестит!

Люблю его, не скрою!

Когда медком полит.

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Масленичные блины.

Хозяюшка: Да, скоро уж и блины поспеют, а Масленица к нам всё не идёт… Песню веселую споем, Масленица услышит и придёт.

Хоровод «Как на тоненький ледок». Р.Н.П.

Появляется Баба Яга.

Баба Яга: Блинов захотели? А я ваши блиночки все сама съела.

Хозяюшка: Как съела?

Баба Яга: А так! Съела и всё! Вы про меня позабыли. На масленицу не пригласили.

Хозяюшка: Ну и ладно! Съела, так и съела. Мы себе новых блинов напечём.

Баба Яга: А я муку для блинов с собой унесу.

Хозяюшка: Как это унесёшь?

Баба Яга: Вот так! Вместе с мешком! Берёт «мешок с мукой».

Хозяюшка: Ты что же, Баба Яга, решила нам весь праздник испортить?

Баба Яга: Конечно! Без меня веселиться вздумали! Не бывать этому! Пытается уйти с мешком.

Появляется Медведь

Медведь: Кто это здесь озорничает, детям Масленицу отмечать мешает?

Это ты, Баба Яга?

Все: Она, она!

Баба Яга: И ничего я не мешаю. Только хотела узнать, хватит ли в мешке муки, чтобы для всех блинов напечь.

Медведь: Обманываешь наверно!

Баба Яга: Чего мне обманывать? Я тоже блинчика хочу.

Медведь: Тогда, отдавай мешок.

Баба Яга: Забирайте, пожалуйста. Я хотела помочь вам блины печь. Ну, раз вам моя помощь не нужна... Отдаёт мешок.

Медведь: Давайте, ребята, подразним эту вредную Бабу Ягу, пусть знает, как нас обманывать!

Игра «Бабка-Ёжка»

Бабка - Ёжка, Костяная Ножка (подскоки вокруг себя)

С печки упала - ножку сломала (подскоки на одной ноге)

А потом и говорит:

«У меня нога болит!» (дразнят Бабу Ягу, убегают, она их ловит)

Хозяюшка: Баба Яга, Миша, не ссорьтесь, ведь сегодня праздник, предлагаю помириться – напечь всем вместе блинов!

Игра «Блинчики»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «блин»- ребенок (на него надет желтый берет). Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «блина», тот и уводит его с собой. На место «блина» садится ребенок из проигравшей команды. Игра повторяется несколько раз.

Хозяюшка: Ну вот, блинов напекли, теперь и поиграть можно!

Игра «Дударь»

Выбирается один дударь. Определите до игры место, куда нужно будет убежать от дударя.

Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят ритмично или поют:

«Дударь, дударь дударище, старый, старый, старичище.
Его под колоду. Его под сырую. Его под гнилую.
Дударь, дударь, что болит?»

Дударь отвечает, называя одну часть тела. Например: «Локоть болит». Значит,  каждому игроку нужно взяться за локоть правого соседа. Получится замкнутый круг.

Идем по кругу дальше и снова говорим или поем слова. И снова спрашиваем:

«Дударь, дударь, что  болит?» Дударь отвечает: «Колено болит» (или называет другую часть тела). Игроки берутся за колени друг друга и,  не отпуская руки (держа их на коленях соседей)  идут по кругу и поют дальше.

Игра может продолжаться долго с называнием разных частей тела: ухо болит, пятка болит, спинка болит, плечо болит, щека болит). Но в конце концов дударь говорит: «Ничего не болит! Буду я вас ловить!» и догоняет игроков. Игроки должны успеть убежать от дударя в условленное место. Кто не успел – тот становится дударем.

Хозяюшка: Ребята, не интересно без Масленицы петь да играть. Надо бы её на широкий двор позвать. 

Ой ты, Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая!

Приходи к нам погулять.

Тебя будем величать.

Под фонограмму песни «Весёлая Масленица» Баба Яга и Медведь выносят чучело Масленицы.

Хозяюшка:
Крепче за руки беритесь
В круг скорее становитесь
Будем хоровод водить
Масленицу величать и хвалить.


Все вместе (идут вокруг масленицы и говорят).

Ай да, Масленица,

Ай, красавица!

Коса длинная, трёхаршинная!

Брови чёрные, наведённые.

Веселье принесла.

Угощенье припасла!

Хозяюшка: Давайте споем для масленицы веселые частушки!

Частушки

Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.

Веселись, честной народ,
В гости Маслена идёт!
От души её встречай,
Всех блинами угощай!

Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Все друзья плясали, пели,
Да блиночки кушали!

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Хозяюшка: Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси. Народ старался вволю накататься с гор, поиграть в снежки, поучаствовать в строительстве и штурме снежных крепостей, в кулачных боях, так люди с зимой прощались.  Предлагаю проверить вашу силу, ловкость и сноровку!

Игра «Масленичные бои»

Проводится на лавочке или бревне. Для младших конкурс можно максимально обезопасить: дать им в руки сабли-шарики. Вот ними они и должны колотить друг дружку, пока кто-то не свалиться. Школьникам и подросткам в руки можно дать подушки. Взрослым – кули с крупой или небольшие боксерские груши. «Драка» начинается по команде или с началом какой-то мелодии. Устоявший – победитель.

Хозяюшка: На  Масленицу, принято вокруг села на санях три раза объезжать круг рисовать, солнышку помогать землю согревать. Вот и мы сейчас устроим соревнования по конному состязанию.


Эстафета «Ловкие наездники»

Хозяюшка: Объявляю другую забаву - всем на веселье и на славу. Будем костёр разжигать, через костёр прыгать, Зимушку провожать, да весну встречать.

Баба Яга и Медведь выкладывают из брусков костёр в виде колодца. В середину костра кладут красный лоскут ткани, хозяюшка в это время приговаривает:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Чтобы все метели
Разом улетели,
Чтобы птицы пели,
Небеса сияли, 
Чтобы все морозы,
Неудачи, слёзы,
Пусть они сгорают,
К солнцу улетают.

Забава «Прыжки через костёр»

Хозяюшка: 

Давайте все хором скажем:

Уходи от нас Зима, загостилась!

Приходи скорей Весна, сделай милость!

Хозяюшка: Хорошо мы поиграли, но теперь, ребята пришло время Масленицу провожать. Вставайте вокруг Масленицы (Масленица выносится на середину), давайте ей споём прощальную песню.

 Хозяюшка: А мы Масленицу провожали!

Дети: А мы Масленицу провожали!

Хозяюшка: А мы все весну встречали!

Дети: А мы все весну встречали!

Хозяюшка: Прощай, прощай! Прощай, Масленица!

Дети: Прощай, прощай! Прощай, Масленица!   

Звучит весёлая русская народная музыка.



Предварительный просмотр:

Игра «Дедушка Рожок»

Оборудование: веточка вербы.

Участники стоят в кругу. Один из ребят говорит считалочку:

По божьей росе,

По поповой полосе,

Там шишки, орешки,

Медок, сахарок,

Поди-ка ты вон,

Дедушка Рожок!

Тот, на кого упал жребий, садится в угол и берёт веточку. Дети приближаются к нему со словами:

Ах ты, дедушка Рожок,

На плече дыру прожёг!

Он отвечает:

Кто меня боится?

Дети отвечают, что никто, и разбегаются. «Дедушка Рожок» старается прикоснуться к участникам вербой. Тот, до кого дотронулся, выбывает.

«Катись, катись, яичко»

Оборудование: бутафорские пасхальные яйца – 2 шт.

Дети встают в большой просторный круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо – ребенку в противоположной части.

Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

Дети поют:

Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка.

 

С последними словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яйца  водящему, тот говорит:

Вы в кружочек выходите

И вдвоем для нас спляшите.

Все хлопают. Дети пляшут по одному или в паре.

«Сдувание яйца»

Оборудование: бутафорское пасхальное яйцо.

Дети делятся на две команды. Та команда, которая передует яйцо на сторону противника, выигрывает.

«Катание яиц»

  1. Поставьте в ряд крашеные яйца на расстоянии примерно 8-10 см друг от друга.
  2. Отойдите на 10, а лучше на 20 шагов от них.
  3. Возьмите небольшой мягкий мяч (лоскутный, войлочный, кожаный) и покатите его. Если мяч задел яйцо, Вы выиграли и забираете это яйцо себе, при Вас остается и Ваше яйцо. Далее Вы делаете следующий ход.
  4. Если Ваш мяч не задел ни одного яйца, то Вы передаете ход другому игроку. А Ваше яйцо остается в общей игре.
  5. Задача – собрать как можно больше яиц.

«Золотые ворота»

Слушайте правила игры внимательно.
По пять человек в два ряда
На старт становимся, друзья.
У игроков в руке ложка, а в ней яйцо.
Постарайтесь не уронить его.
Дистанцию скорее пробегай,
Ложку с яйцом следующему игроку передавай.
Выигрывает та команда,
Которая первой соберется на линии старта.

(Игра – «Донеси яйцо».)



Предварительный просмотр:

«Праздник русской березки. Троица»

Цель: создание условий для приобщения детей к народной культуре и традициям посредством народного музыкально-игрового материала.

Задачи:

  • Познакомить детей с праздником, его обрядами
  • Развивать музыкальные способности детей, активность, инициативность
  • Развивать мышление, память, внимание
  • Формировать умение видеть красоту природы, бережное отношение к ней
  • Формировать коммуникативные качества

Оборудование: костюм для Дударя, дудочка, корзина с ленточками.

Ход:

Развлечение проводится на участке детского сада.

Ведущий 1: Ребята, сегодня мы пришли в гости к берёзке – главному и любимому дереву на Руси. Берёзка пригласила нас, чтобы вместе с ней встретить праздник, который издавна встречали на Руси. В далёкую старину, когда заканчивалась посевная работа на полях,  наступало время  весёлого и красивого древнего русского праздника – Зелёных святок, по-другому Троица. Праздник Троица – любимый народный праздник, он посвящён Богине Весны, победившей злых демонов зимы.

В праздник на Троицу в особом почёте была березка, ее ветками украшали дома. В лесу берёзу украшали лентами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры.


Берёзонька скрипела, к себе гукала, добрых гостей созывала: «Приходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу, украшать»,  обещала сама согнуться, сама в веночки завиваться.

Ведущий 2:

Вокруг берёзки я хожу,
Вокруг беленькой хожу.
Я не знаю, чем берёзку наряжу,
Чем я белу,  кудревату одарю.

Одарю берёзку алой ленточкой,
Да переленточкой.
А ещё шелковым платком,
Да лазоревым венком.

(Ведущие и дети украшают веточки берёзки ленточками).

Ведущий 1: 

Заведём хоровод,

Чтоб был радостным весь год.

Хоровод «Земелюшка - чернозем»

Ведущий 2: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:

Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Много песен, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве. Современные авторы тоже посвящают берёзе свои произведения.

Ведущий 1:

Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к берёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.

Ведущий 2:

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную!

(Слышится звук дудочки).

Ведущий 1: Ой, ребята, что это за звук?

Дети: Кто-то играет на дудочке.

Из-за дерева выходит старичок Дударь, играет на дудочке.

Ведущий 2: Здравствуйте, дедушка. 

Дударь: Здравствуйте, ребята.

(Идёт к берёзе, любуется):

- Ай, да берёзка, ай, да красавица! Молодцы, ребята, нарядили! Хорошо, что вы пришли: давно я не видел хороводов на своей полянке, скучно стало в лесу, совсем я загрустил. Раньше– то, бывало, собирались здесь русалки. В тихие вечера, да в лунные ночи выходили они из-под озёрных коряг и прятались в деревьях. А с восходом солнца водили они хороводы, пели песни, качались на берёзовых ветках, заманивали в лес красотой своей да голосом добрых молодцев.
А у вас так весело, что и мне, старому, захотелось поиграть. Уважите меня старого, поиграете со мной?

Игра «Дударь»

Дударь:

Ох, устал же я, ребятки,

Посижу-ка, отдохну,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей, погляжу!

Загадки:

Город этот непростой,

Он зеленый и густой,

Белки в нем живут и волки,

В нем растут дубы и елки

Высоченны до небес!

Что за город это?... (Лес)

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка,

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик)

Шел я лесом по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

Весной я солнечный цветок,

Горит в траве мой огонек,

А летом шарик я пушистый.

Лишь только дунет ветерок –

Пускаю вдаль парашютистов,

Оставив голый стебелек. (Одуванчик)

Он в лесной глуши родился,

Зажурчал, засеребрился,

Побежал среди камней

Быстрый маленький… (ручей).

Ведущий 1: Предлагаю поиграть в игру «Ручеек»!

Игра «Ручеек»

Дударь:

Эх, веселая игра!

Мне понравилась она!

Не устали? (Дети: «Нет!») Хорошо!

Поиграем мы еще!

Игра «Плетень»

Ведущий 1:

Праздник веселый удался на славу,
Мы думаем, всем он пришелся по нраву!

Ведущий 2:
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, березка. До свидания, дедушка…

Дударь благодарит детей за веселые игры…

Дети прощаются с Дударем и уходят в группу.