Тема по самообразованию

Николаева Тамара Александровна

Самостоятельная работа на уроках русского языка в начальных классах как метод обучения. Её значение в развитии и  воспитании младших школьников.                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

  СОДЕРЖАНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………    2- 4

 ГЛАВА I  .

  1.  Самостоятельная работа на уроках русского языка в начальных классах как метод обучения. Её значение в развитии и  воспитании младших школьников………………………………………                                4-7

1. 2   Виды самостоятельных работ:…………………………………...…… 7- 9

     - фронтальные самостоятельные работы;

     - индивидуальная самостоятельная работа;

     - групповые самостоятельные работы;

     - домашние самостоятельные работы;

1.3 Методика организации самостоятельной работы……………..……….9- 11

      - дифференцированный подход к самостоятельной работе.

 ГЛАВА II  ………………………….……………………………                   12

 1. Констатирующий эксперимент…………………….……………….….12-18  

  2. Формирующий эксперимент………………….……………………… .18-21

3. Контрольный эксперимент………….……………………………………  21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………  22-23

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………24

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………  25

                                 

   ВВЕДЕНИЕ

   Обоснование выбора темы.

Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности».  

Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности:

- самостоятельно разбираться в учебной задаче;

- находить способ её решения;

- сравнивать свой результат с правильным ответом;

- адекватно оценивать себя и свои действия;

          - научиться применять полученные знания в любой нестандартной                       ситуации.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

          Именно самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в то же время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок. У ребят на начальном этапе выработки самостоятельных умений и навыков, возникает много затруднений, поэтому начинать эту работу надо в начальных классах. Если это упустить, то делать эту работу в средних и старших классах будет уже поздно.

             В своей работе я хочу осветить вопросы о правильности организации самостоятельной работы, так как я считаю, что самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В начальных классах все зависит от учителя: как он будет учить детей выполнению самостоятельной работы.

   Актуальность темы.

              В процессе обучения  задача учителя состоит не только в том,

 чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.        Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.

 Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, так как она тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплинирует учащихся.

         Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю  выяснить способности учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы, как

ясное представление цели работы, ее выполнение, проверка, исправление ошибок.

         Все шире входит самостоятельная работа в практику школы. Учителя стремятся вооружить учащихся соответствующими умениями, используя для этого  классные, дополнительные и домашние занятия.

   Объект исследования.

       Организация учебно-воспитательного процесса по русскому языку в начальной  школе.

   Предмет исследования.

        Организация самостоятельной работы. Методика выполнения самостоятельной  работы в 4 классе. Тема «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа».

   Цель исследования.

        Доказать, что при правильной методике организации проведения

 самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей.

   Гипотеза

         Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и использовать на уроках различные ее виды, то у детей вырабатывается самостоятельность,  развивается мышление, они стремятся выполнять      более  трудные задания.

   Задачи исследования.

 1. Изучить литературу по проблеме исследования

 2. Определить уровень сформированности навыков самостоятельной работы  в  исследуемом предмете.

 3. Определить систему упражнений работы по формированию навыков

 самостоятельной работы в 4 классе. Тема «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

                                   

   

  Глава 1

1.1. Самостоятельная работа на уроках русского языка в начальных классах как метод обучения. Его значение в развитии и  воспитании младших школьников.

Самостоятельная работа - активный метод обучения. Пример можно привести из обсуждении урока. Одни учителя говорили, что на уроке была самостоятельная работа, другие утверждали, что её не было, так как не было над чем думать. Так что же такое самостоятельная работа? Для одних — это форма и метод организации учения, для    других — специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих-деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия

учителя.

      Основные признаки самостоятельной работы на уроках русского языка -  это наличие задания и руководство учителя, самостоятельность,  активность  и   усилие учащихся, специальное время для выполнения задания.

      Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей и отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества  в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность. Самостоятельная работа  всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность обучающегося, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

      Как метод обучения самостоятельная работа  чаще применяется на уроках и дома с целью закрепления знаний и формирования умений. Однако опыт учителей и эксперименты убедительно доказывают её эффективность и при достижении других целей. Самостоятельные работы используются с целью повторения, систематизации, проверки знаний. Существенную роль в организации самостоятельной деятельности играют технические средства и оборудование. На уроках русского языка могут использоваться такие технические средства, как учебные пособия, сборники   упражнений, учебник. Большую роль на уроках русского языка играет учебник - как средство организации самостоятельной работы. Учитель при организации самостоятельной работы на уроке наряду с домашним заданием может использовать и учебник, из которого могут быть выбраны задания для самостоятельной работы.

     Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит и от того, каким образом организована деятельность учащихся. Форма организации — это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой. В процессе обучения  задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Учащиеся при выполнении самостоятельной работы не всегда могут получить своевременную помощь от учителя, поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы её организации. Только в этом случае самостоятельная работа будет выполняться учащимся сознательно. При этом необходимо продумывать уровень сложности и объем работы, трудности, возможные ошибки, которые могут возникать у детей в ходе её выполнения.

      В самостоятельной работе детей большое место занимает репродуктивная деятельность. Обязательным условием является индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учет меры сложности для каждого ребенка или группы детей, имеющих почти одинаковый уровень развития. Меру сложности мы определяем, учитывая вид предстоящей работы, характер заданий, сформированность умений, необходимых для выполнения.

    Успешность выполнения задания зависит от развития воли ребенка, навыков саморегуляции действий. Поэтому учителю необходимо совершенствовать эти качества детей. Для этого важно уметь вовремя прийти на помощь, поддержать  желание выполнить работу до конца, снять напряжение и усталость, так как произвольное внимание детей этого возраста не устойчиво. Минутный отдых, переключение внимания вызывают эмоциональный подъем, активизируют мышление, позволяя вновь сосредоточиться на выполнении задания.

   1.2.Виды самостоятельных работ.

Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе,  и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной самостоятельной работы учителем должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержать задания разной трудности.

      Особенность фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем:

 1. все учащиеся выполняют общие задания;

 2. используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.

    Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждение учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. При правильной педагогической подготовке фронтальная  самостоятельная работа на уроках русского языка имеет большое воспитательное значение. 

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда обучающиеся приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Так же важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда обучающиеся овладевают способами выполнения задания по образцу. Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе, не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в учебнике.

 Что вызывает неудовлетворенность учителя в организации фронтальной работы? Прежде всего, усредненность её содержания. Предлагая задания, учитель ориентируется на «среднего ученика». Трудно определить единое время, поскольку каждый работает своим темпом. Для нерадивых учеников появляется шанс списать результаты у соседа.

      Традиционно самостоятельная работа рассматривается как индивидуальная познавательная деятельность ученика. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом. Он должен проявить при этом максимум усилий, ответственности, рассчитывая на собственные силы. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Под индивидуальной  самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Задания могут быть сформулированы и предложены учителем как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно. Этот подход - примечательная черта демократизации обучения. Организация индивидуальной самостоятельной работой в условиях классно-урочной системы вызывает серьезные затруднения у педагогов. Нелегко выявить индивидуальные особенности каждого. Много времени отнимает предварительная разработка заданий. Если работа в классе выполняется одновременно, учителю приходится готовить большое количество раздаточного  материала.

         Заметное распространение в школах получила групповая форма организации самостоятельной работой. Чем же она привлекает педагогов? Прежде всего, благоприятными условиями для сотрудничества самих учащихся, для коллективного взаимодействия. Работа в группе - это возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается и в школе, и в семье. Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся - работа в парах постоянного состава.

 В процессе групповой работы каждый ученик имеет возможность проявить самостоятельность, выполняя конкретные действия, и в то же время испытывает влияние более высокого уровня самостоятельности своего одноклассника.

 Домашняя самостоятельная работа по русскому языку содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника. Домашние задания могут иметь разные цели:

 - закрепление знаний и практических умений,

 - систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений,

 - подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем

   уроке.

 Домашние задания могут быть индивидуальные и групповые. Объем домашнего задания не должен быть слишком большим.

1.3.Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы.

Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями.

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснениями к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности.

Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики - подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически.

Сначала у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителя, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять.

При выполнении самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

 Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках русского языка — один из возможных путей устранения перегрузки.

 Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки. Известно, что каждый ученик усваивает знания в  зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий.  Упражнения должны отличаться простотой, краткостью  языка. Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложному. Наиболее успешно познавательная самостоятельность развивается в том случае, если ученик, выполняя сначала легкие задания, а затем более сложные, сам наталкивается на посильные для него вопросы, осознает их и решает самостоятельно. От того, как оценивает школьник свои познавательные возможности, во многом зависит его работа.  Дифференцированные задания должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, таблицах, карточках. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся. При составлении карточек необходимо учитывать подготовленность и индивидуальные особенности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объем работы, в других предложить задание творческого характера.

   На уроках русского языка можно использовать карточки для самостоятельной работы для детей с сильной успеваемостью и детей «слабых».

 Учитель знает, как преображается класс, когда учащимся сообщают о самостоятельной работе: исчезает безмятежная созерцательность мечтателя, неудержимая энергия непосед переключается на реальное дело. Всё приходит в движение: руки,  учебники, ручки. Одним из специальных мотивов, который возникает под влиянием самостоятельной работы, является желание проявить самостоятельность, выполнить  задание без посторонней помощи.

 Рассмотрев в теоретической части самостоятельную работу как метод

   обучения, определим её значимость в развитии и воспитании младших

   школьников. При формировании навыков самостоятельной работы

   учитель использует различные виды самостоятельных работ: фронтальную,

   индивидуальную, групповые и другие виды. Но только при правильной

   организации возможно активизация умственной деятельности детей.

                                   ГЛАВА  II

                     ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

              КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

   Изучив теоретическую часть, я приступила к практической деятельности, то есть решила выявить отношение   к  самостоятельной работе  учащихся 4 класса. Для того, чтобы выяснить отношение учащихся к самостоятельной работе на уроках  была разработана анкета.

Анкета для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе, мотивов самостоятельной деятельности

I. Как вы относитесь к самостоятельной работе, которая проводится по предмету «Русский язык»?

1.   Положительно.

2.   Отрицательно.

3.   Безразлично.

II. Что вас привлекает в ней?

1.   Возможность пополнять и углубить знания.

2.   Возможность проявить самостоятельность.

3.   Желание проверить свои знания.

4.   Желание получить отметку.

5. Желание получить похвалу от родителей, учителей и др.,

III.    Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом?

 1. Работа с учебником.

2.   Работа с дополнительной литературой.

3.   Выполнение упражнений.

4.   Работа с таблицами.

5.   Подготовка докладов.

IV.  Какая помощь учителя необходима вам при выполнении самостоятельной работы?

1.   Объяснение задания.

2.   Инструктаж к работе.

3.   Наблюдение учителя.

4.   Ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении заданий.

5.   Проверка и анализ результатов.

6.   Помощь учителя не нужна.

V. Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в организации самостоятельной работы школьников?

1.   Увеличить для нее время на уроке.

2.   Уменьшить время для нее на уроке.

3.   Чаще предлагать творческие задания.

4.   Не  задавать домашнее задание.

5.   Чаще предлагать индивидуальные задания.

6.   Предлагать задания на выбор.

Данная анкета позволила выявить отношение учащихся к проведению самостоятельных работ, и помогла выявить, какой вид самостоятельной работы наиболее интересен школьникам, а также, какую помощь оказывать во время проведения самостоятельных работ и как данную работу лучше всего организовать.

Отношение учащихся 4 класса к проведению самостоятельной работы на уроках

Ф.И.О.ученика

Отношение к самостоятель- ной работе на уроке

Что привлекает в самостоятель-ной деятельноети

Какие виды самостоятель- ной работы выполняются с интересом

Какая помощь учителя необходима при выполне-нии самостоятель-ной работы

Что следовало бы изменить в организации самостоятель-ной работы

1

Целюнова Екатерина

безразлично

Желание получить похвалу родителей

Подготовка докладов

Объяснение задания

Не задавать домашние задания, предлагать задания на выбор

2

Васильева Дарья

положительно

Возможность проявить самостоятель-ность

Работа с дополнитель-ной литерату-рой

Инструктаж к работе, проверка и анализ результатов

Уменьшить время для неё на уроке, не задавать домашние задания

3

Вавилова Анастасия

отрицательно

Желание проверить свои знания

Работа с дополнитель-ной литерату-рой

Инструктаж к работе, проверка и анализ результатов

Увеличить время для неё на уроке, не задавать домашние задания, предлагать задания на выбор

4

Храмов Андрей

положительно

Желание получить отметку, похвалу родителей

Работа с дополнитель-ной литерату-рой

Объяснение задания

Предлагать задания на выбор

5

Кашин Павел

безразлично

Желание проверить свои знания

 Выполнение упражнений

Инструктаж к работе

Увеличить время для нее на уроке

6

Прощаева Алёна

положительно

Возможность проявить самостоятель-ность

Работа с учебником

Инструктаж к работе

Не задавать домашние задания, предлагать задания на выбор

7

Васькина Анна

положительно

Желание проверить свои знания, получить отметку

Выполнение упражнений

Проверка и анализ результатов, ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении заданий

Увеличить время для неё на уроке, чаще предлагать индивидуаль-ные задания

8

Виноградова Екатерина

безразлично

Возможность пополнять и углублять знания

Работа с учебником

Объяснение задания

Уменьшить время для неё на уроке.

9

Грибкова Дарья

безразлично

Желание проверить свои знания

Подготовка докладов, выполнение упражнений

Объяснение задания, помощь учителя не нужна

Чаще предлагать творческие задания и задания на выбор

10

Матаев Николай

безразлично

Желание получить отметку

Работа с таблицами

Наблюдение учителя

Увеличить на неё время

11

Кондрашин Кирилл

отрицательно

Желание получить отметку

Выполнение упражнений

Объяснение учителем

Увеличить на неё время

12

Воробьева Анастасия

отрицательно

Желание получить отметку и похвалу от родителей

Работа с дополнитель-ной литерату-рой

Объяснение учителем

Чаще предлагать индивидуаль-ные задания

13

Кашаева Ксения

отрицательно

Желание получить отметку

Выполнение упражнений

Объяснение учителем

Увеличить на неё время

14

Павликова Анна

положительно

Желание проверить свои знания, получить отметку

Работа с дополнитель-ной литерату-рой

Объяснение учителем

Увеличить на неё время

15

Сергина Инна

положительно

Возможность проявить самостоятель-ность и углубить свои знания.

Работа с дополнитель-ной литерату-рой

Помощь учителя не нужна

Увеличить на неё время

Результат:

I. Как вы относитесь к самостоятельной работе, которая проводится по предмету «Русский язык»?

1.   Положительно-6чел.

2.   Отрицательно-4чел.

3.   Безразлично-5чел..

II. Что вас привлекает в ней?

1.   Возможность пополнять и углубить знания2чел

2.   Возможность проявить самостоятельность-3чел

3.   Желание проверить свои знания-4чел.

4.   Желание получить отметк-7чел.

5. Желание получить похвалу от родителей, учителей и др.,-3чел.

III.    Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом?

 1 Работа с учебником-1чел.

2.   Работа с дополнительной литературой-4чел.

3.   Решение задач, выполнение упражнений-1чел.

4.   Работа с таблицами-1чел.

5.   Подготовка докладов-2чел.

6.   Выполнение чертежей, рисунков-4чел.

IV.  Какая помощь учителя необходима вам при выполнении самостоятельной работы?

1.   Объяснение задания-7чел.

2.   Инструктаж к работе.

3.   Наблюдение учителя.

4.   Ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении заданий.

5.   Корректирование работы.

6.   Проверка и анализ результатов.

7.   Помощь учителя не нужна.

V. Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в организации самостоятельной работы школьников?

1.   Увеличить для нее время на уроке.

2.   Уменьшить время для нее на уроке.

3.   Чаще предлагать творческие задания.

4.   Не  задавать домашнее задание.

5.   Чаще предлагать индивидуальные задания.

6.   Предлагать задания на выбор.

Вывод: по результатам, полученным после анкетирования, был составлен следующий план работы, который позволит сформировать уровень знаний обучающихся, а также поможет привести эти знания в систему:

 1.   Разработать методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке.

2.   Использовать на уроках русского языка  все виды самостоятельной работы ( работа с книгой, устные самостоятельные работы, письменные самостоятельные работы (включая дифференцированные), контроль (взаимоконтроль, самоконтроль) ).

3.   Использовать для самостоятельной работы задания с учетом индивидуальных способностей детей и давать детям для выполнения задания из знакомого материала.

4.   Использовать домашние самостоятельные работы, так как именно они содействуют вооружению учащихся умением самостоятельно, овладевать знаниями. Домашние самостоятельные работы давать детям с разными целями: закрепление знаний и практических умений, систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений, подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке.

 5.   Провести по окончании формирующего эксперимента самостоятельную работу  в виде тестирования.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что самостоятельная работа на уроках  может проводиться фронтально, группами и индивидуально. Цель использования самостоятельных работ на уроках определяется индивидуальными особенностями и степенью усвоения знаний учащихся. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы на разных этапах урока. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для определения уровня знаний учащихся. Самостоятельная работа может  проводиться на любом этапе урока.

                            ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

   Исходя из анализа констатирующего эксперимента, я наметила следующий план  работы:

 1. Использовать на уроках русского языка все виды самостоятельной работы;

 2. Провести по окончании формирующего эксперимента контрольную       работу в 4 классе. Тема «Закрепление знаний и умений правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

 Своей целью я поставила продолжать формировать положительный мотивационный блок, а для этого использовать для самостоятельной работы задания с учетом индивидуальных способностей детей и давать им для выполнения задания из знакомого материала. Наметив данный план работы, я приступила к его осуществлению. С первых же дней при подготовке к каждому уроку русского языка я заранее планировала, какой вид самостоятельной работы буду использовать. Ведь, как известно, что результаты самостоятельной работы, зависят от учителя, от его подготовки. Я всегда продумывала, какие задания дать основными, какие дополнительными, продумывала место самостоятельной работы в структуре урока, старалась рассчитать время, которое понадобиться детям для выполнения заданий, чтобы они не спешили, продумывали каждое задание, каждое решение.

   С первых дней работы над темой «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» я стала использовать на уроках карточки. На каждом уроке, в самом его начале, несколько учеников получали карточки с заданиями в зависимости от их способностей.  Этот вид самостоятельной работы был удобен тем, что у детей не было сотрудничества, то есть можно было по достоинству определить успеваемость каждого ученика. Задания по карточкам я обязательно проверяла сразу же после урока, и дети узнавали свои оценки.

 Весь класс был разделён на  группы, и поэтому я использовала групповые  методы самостоятельной работы.  ( см. приложение).

  При самостоятельной работе я использовала и работу детей в парах. При этом дети чувствовали себя раскованнее, свободнее, в процессе общения обсуждали друг с другом полученные результаты, оказывали помощь друг другу при нахождении ошибок. При таком виде работы дети получали одно задание на двоих и начинали решать его самостоятельно. Если же у слабого ученика что-то не получалось, то он обращался за помощью к сильному ученику, так как дети были рассажены так, что за партой обязательно сидел сильный ребенок со слабым. Сильный ученик ,в свою очередь, помогал слабому, отвечал на заданные вопросы словами да, нет.

       Иногда использовала в своей работе и фронтальные самостоятельные работы, то есть задания для всех давались одинаковые. Этот вид самостоятельной работы был удобен тем, что я просто брала упражнение из учебника, указывала при этом его номер, или записывала их на доске. Сильная группа детей быстро справлялась с заданиями, и поэтому для них я всегда имела дополнительный материал (это были задания повышенной трудности), то есть использовался дифференцированный подход. Отрицательная сторона этого вида самостоятельной работы состоял в том, что у нерадивых учеников появлялся шанс списать задания у соседа, поэтому фронтальные самостоятельные работы проводила не очень часто.

       В процессе практики я использовала и домашние самостоятельные работы, так как именно они содействуют вооружению учащихся умением самостоятельно, овладевать знаниями, дают возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника. Домашние самостоятельные работы я давала детям с разными целями:

- закрепление знаний и практических умений

- систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений

- подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем    уроке.

 Домашние задания я давала как групповые, так индивидуальные. Объем домашних заданий давала не большой, иногда на следующем уроке я давала самостоятельную работу с заданиями похожими на домашние. При помощи нее выясняла, какие затруднения у учащихся возникли в ходе выполнения домашней работы, кто из учащихся справился сам, а кому была необходима посторонняя помощь.

     При выполнении самостоятельной работы я использовала и игровые приемы, что очень нравилось детям (см. приложение).

    У детей уже был сформирован  навык выполнения самостоятельной работы. Мне было легко использовать все виды самостоятельной работы, так как до этого такая работа уже велась.

На этапе закрепления данной темы была проведёна контрольная работа с целью выявления качества  знаний обучающихся и посмотреть , принесла ли проделанная мною работа положительные результаты.

         

Выполняли работу

Справились

На «4» и «5»

Не справились

15 чел.

13 чел.

8 чел.

2 чел.

87%

53%

13%

     

                       КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

   По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный

   эксперимент, в ходе которого я провела самостоятельную работу в форме тестирования.

Выполняли работу

Справились

На «4» и «5»

Не справились

15 чел.

14 чел.

10 чел.

1 чел.

93 %

67%

7%

Вывод. При сравнении результатов контрольных срезов в формирующем и контрольном экспериментах,  мы видим положительную динамику.

    Я считаю, что  такие результаты были потому, что дети были подготовлены  к выполнению самостоятельной работы.

                             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала обучающимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения.

1. Каждый новый вид работы  дети сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.

3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от обучающихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной, не будет иметь развивающего значения.

4. Задание должно даваться так, чтобы обучающиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к  успехам.

5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.

Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Существуют требования к самостоятельной работе:

1) обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;

  1. следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;
  2. использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

Любой урок - это творчество учителя и учащихся. Готового рецепта по его проведению не существует, хотя определенный алгоритм его организации имеется, однако остается и место для импровизации.

                                      ЛИТЕРАТУРА

 1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. «Педагогика». Издательство  «Просвещение», 1998.

 2. Вельчинский А.Ю. журнал «Начальная школа» №5 1985, №9 1999, №4 2001.

 3. Ветрова Н.В. журнал «Начальная школа» №4 1991.

 4. Демина Ж.М. журнал «Начальная школа» №12 1999.

 5. Демина Ж.М. журнал «Начальная школа» №3, №4, №7, №10 за 1992 год.

 6. Жаров С.В. «Учить самостоятельности». «Просвещение», 1996.

 7. Ильин Г.А. «Педагогика» 1984.

 8. Карауле А.Я. «Педагогический поиск» статья « Обучение шестилетних

       детей в школе». М.: 1994

 9. Лихачев Б.Т. «Педагогика».1999

10. Петрова И.Р. «Педагогика». М., «Просвещение», 1980.

11. Скребнева В.Ф. газета «Начальная школа» №3 1996, №12 1998.

12. Сластенин В.А. «Педагогика». Издательство «Просвещение», 1997.

13. Харламова И.П. «Педагогика».1985

14. Царева С.Е. « Нестандартные виды работы на уроке как средство

       реализации современных педагогических концепций и технологий»

       «Начальная школа» №4 2004.

15. Яковлева Д.С. . журнал «Начальная школа» №11 1993.

 16. Яковлева Д.С. журнал «Начальная школа» №4 за 1991 год;

 17. Журнал «Начальная школа» №5 за 1994 год

                                   ПРИЛОЖЕНИЯ

 

можно выделить следующие виды с/р. на уроках

   русского языка:

- предварительные работы, подготавливающие к изучению новых знаний;

 - работы, организуемые с целью изучения нового материала;

 - работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;

- работы, организуемые с целью применения знаний и формирования   умений;

-  обобщающие с/р.;

 - проверочные с/р.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Николаева Тамара Александровна, учитель начальных классов МБОУ Буревестниковская средняя общеобразовательная школа

Слайд 2

Главная задача начальной школы – научить учиться.

Слайд 3

Компоненты учебной деятельности: самостоятельно разбираться в учебной задаче; находить способ её решения; сравнивать свой результат с правильным ответом; адекватно оценивать себя и свои действия; научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации

Слайд 4

Актуальность темы. Самостоятельная работа – это… Развитие активности мышления Тренировка воли Воспитание работоспособности Активизация внимания Самодисциплина

Слайд 5

Объект исследования . Организация учебно-воспитательного процесса по русскому языку в начальной школе.

Слайд 6

Предмет исследования . Организация самостоятельной работы. Методика выполнения самостоятельной работы в 4 классе. Тема «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

Слайд 7

Цель исследования. Доказать, что при правильной методике организации проведения самостоятельных работ активизируется умственная деятельность детей.

Слайд 8

Гипотеза Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и использовать на уроках различные ее виды, то у детей вырабатывается самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более трудные задания.

Слайд 9

Задачи исследования. Изучить литературу по проблеме исследования Определить уровень сформированности навыков самостоятельной работы Определить систему упражнений по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

Слайд 10

Виды самостоятельной работы по организации учебной деятельности Индивидуальная Групповая Фронтальная

Слайд 11

Домашняя самостоятельная работа Помогает обучающимся самостоятельно овладевать знаниями. Дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника. Домашние задания могут иметь разные цели: закрепление знаний и практических умений, систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений. Домашние задания могут быть индивидуальные и групповые.

Слайд 12

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы Целенаправленной Доступной Познавательной Дифференцированной

Слайд 13

Дифференцированный подход По сложности материала По объёму материала По способу действий

Слайд 14

Констатирующий эксперимент Анкетирование обучающихся Сводная таблица Результаты анкетирования Выводы

Слайд 15

Анкета для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе, мотивов самостоятельной деятельности Как вы относитесь к самостоятельной работе, которая проводится по предмету «Русский язык»? Что вас привлекает в ней? Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом? Какая помощь учителя необходима вам при выполнении самостоятельной работы? Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в организации самостоятельной работы школьников?

Слайд 16

Было выявлено: Отношение к самостоятельной работе Мотивация Оптимальные виды Организация Роль учителя

Слайд 17

Результаты анкетирования

Слайд 18

Помощь учителя - 1 не нужна - 1 наблюдение - 3 проверка и анализ результатов - 4 инструктаж - 8 объяснение задания Организация - 1 чаще предлагать творческие задания - 2 уменьшить время - 4 не задавать д/з - 5 чаще предлагать индивид. зад. - 8 увеличить время

Слайд 19

Формирующий эксперимент Упражнения, нацеленные на подготовку изучения нового материала. Упражнения с целью получения новых знаний . Упражнения, направленные на применение полученных знаний и формирование умений. Упражнения, направленные на повторение, закрепление и обобщение знаний и умений. Контрольно-обобщающие самостоятельные работы.

Слайд 20

Контрольный эксперимент на «4» и «5» справились с заданием - формирующий эксперимент -контрольный эксперимент

Слайд 21

Любой урок - это творчество учителя и учащихся. Готового рецепта по его проведению не существует, хотя определенный алгоритм его организации имеется, однако остается и место для импровизации.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!