Презентации к занятиям, проектам, выступлениям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_tukish_t.f.ovz_.pptx | 2.6 МБ |
neyropsihologicheskiy_podhod_tukish_t.f.ppt | 2.93 МБ |
osen_v_kartinah_hudozhnikov.pptx | 2.01 МБ |
razvitie_svyaznoy_rechi_na_osnove_oznak._s_proiz._iskusstva.pptx | 2.57 МБ |
kubik_bluma.pptx | 724.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполнила: учитель-логопед Тукиш Татьяна Федоровна
Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Система является основой института специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института ( абилитационно - реабилитационная, корригирующая, компенсирующая, социально-бытовая, профессионально-трудовая) осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. Типология специальных (коррекционных) образовательных учреждений представлена далее.
Типы учреждений РФ для детей с ограниченными возможностями здоровья Выделяют следующие типы учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты , специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища.
1.Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид). Решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития . Школы имеют в своем составе 1-12 классы и подготовительный (нулевой) класс для шестилеток. Образование глухим детям дается в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет. Наполняемость классов - 12 человек. Особое внимание в коррекционно-компенсаторной и реабилитационной учебно-воспитательной работе уделяется формированию и развитию вербальной речи и словесно-логического мышления, расширению активной речевой практики, а также развитию остаточного слуха. Основу дидактической системы обучения таких детей составляет предметно-практическая деятельность, как база для общего и речевого развития, формирования когнитивной (познавательной) активности, самостоятельности и сознательности в приобретении знаний, умений и навыков.
Главным требованием к процессу образования выступает организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры. Трудовое обучение глухих детей начинается с 12 летнего возраста и занимает ведущее место в образовательной программе. Лечебно - реабилитационная, превентивная, санитарно-гигиеническая и консультационная работа проводится врачами-специалистами: оториноларингологом, психоневрологом, педиатром и медсестрами. Эта работа направлена на максимальное сохранение остаточного слуха .
2.Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид ) Осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей. Применяемые методы должны максимально стимулировать детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, чтения с лица. Школа-интернат принимает детей с 7 лет в два отделения: для детей с незначительными нарушениями речи: дислалия , фонетико-фонематическое недоразвитие, дисграфия , дислексия (срок обучения-10 лет) и для детей с глубоким недоразвитием речи в результате нарушения слуховой функции (срок обучения-12 лет). Кроме того, при необходимости создаются дополнительные отделения при первом - 11-12 классы, где дети могут получить среднее образование; при втором - дошкольные группы для детей 4-6 - летнего возраста. Наполняемость классов - 12 человек. При обоих типах учреждений возможно создание классов для детей с дефектами опорно-двигательного аппарата и интеллекта .
3.Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид ) В данных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение. Приоритетной задачей является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты осуществляется за счет сохранных анализаторов. Абсолютно слепые дети пользуются в учебной работе тактильно-кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве. Частично видящие дополнительно используют зрительный анализатор. Учащиеся постоянно находятся под наблюдением врача-офтальмолога, психоневролога, педиатра. Организовано два типа школ для слепых детей: десятилетняя (обучение в объеме восьмилетней общеобразовательной школы) и двенадцатилетняя (дети получают среднее образование). Наполняемость классов - 12 человек. Образовательные программы идентичны программам массовой школы, за исключением специальных программ по таким дисциплинам как физвоспитание, производственная подготовка, рельефное рисование и черчение. В основе системы обучения лежит рельефно-точечный шрифт Брайля, русифицированный впервые отечественным офтальмологом и тифлопедагогом А.И.Скребицким . Значительное внимание уделяется межличностным контактам и совместной деятельности слепых детей со зрячими детьми и взрослыми, что часто позволяет преодолеть некоторые вторичные и третичные отклонения в развитии .
4.Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима, когда это возможно. Успех обучения и воспитания слабовидящих детей зависит от условий зрительной работы. В классах используется специальный учебный наглядный рельефный материал, пригодный для бисенсорного восприятия (с использованием зрения и осязания), аудиобиблиотеки (записи, например, художественных произведений или учебников на магнитных лентах, дисках), специальные оптические, технические средства ("электронная лупа", преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные сигналы, телескопические очки, контактные линзы, диктофоны, "говорящие" калькуляторы) и методы обучения, ориентированные на коррекцию искаженных зрительных представлений детей. Школьное оборудование также приспособлено к индивидуальным и типологическим особенностям развития детей с учетом офтальмогигиенических требований: повышенное до 1500 люкс освещение (для сравнения: в небольшом кабинете с двумя окнами - лишь 500-600 люкс), дозирование зрительных нагрузок, возможность наклона крышки парты, учебники массовой школы с увеличенным шрифтом, тетради с особой разлиновкой (выпуклые разделители линий - барьеры). Наполняемость - 12 человек в классе. При данных видах учреждений возможно открытие одно-, двух или трехгодичных дошкольных отделений .
5.Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями относятся к системе образования или здравоохранения. В поликлиниках организованы слухоречевые и логопедические кабинеты, обслуживающие детей дошкольного возраста и взрослых. Различные нарушения речи устраняются логопедами. Логопедические стационары оказывают индивидуальную и групповую помощь дошкольникам и школьникам с тяжелыми речевыми дефектами (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия , заикание). Вспомогательными средствами реабилитации являются медикаментозные, психотерапевтические и физиотерапевтические мероприятия. Длительность - от 3 мес. до года. Логопедические детские сады и специальные логопедические группы при обычных дошкольных образовательных учреждениях. Логопедические пункты в массовых школах призваны оказывать помощь в исправлении патологии речи всем нуждающимся учащимся школы и района. Направления в пункты выдают врачи поликлиники, учителя, а также возможен прием по просьбе родителей. Практикуется групповая форма работы. Индивидуальная - только в том случае, если ребенок не может работать в группе. Занятия проводятся три раза в неделю.
6.Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикание, ринолалия ) не дает им возможности обучаться в обычной школе. Срок обучения - 9-11 лет. За это время дети получают знания в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. Главная задача речевой школы - коррекция дефектов устной и письменной речи, отклонений в психофизическом развитии учащихся, закреплении речевых навыков, активизации речевых форм общения. Состав учащихся в конце каждого учебного года пересматривается с целью возможности перевода некоторых детей на основании заключения ПМПК в массовую школу или учебно-воспитательное учреждение иного вида (например, для детей с умственной отсталостью или с задержкой психического развития ).
7.Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными и лечебно-оздоровительными учреждениями. Они делятся на 9-летние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и 11-летние с подготовительным классом (учебная программа - в объеме средней школы). Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и реабилитационную работу проводят врачи: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед. Основной задачей школы является максимальное преодоление функциональных двигательных нарушений и подготовка воспитанников к самостоятельной профессионально-трудовой деятельности. С этой целью используется различное вспомогательное оборудование коррекционно-реабилитационного процесса: парты с \"ухватами\" и бортиками, шлемы и скафандры для фиксации головы, туловища и конечностей для облегчения функционирования артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации. Наполняемость классов - до 16 человек. Для умственно отсталых детей с ДЦП при школе организуются специальные классы.
8.Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс. Наполняемость классов - 18-20 человек. Помимо учебно-воспитательной работы проводится комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызывающих неуспеваемость в массовой школе. На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения детей реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого ребенка. Помимо специальных школ для данной категории детей созданы классы коррекции, выравнивания при массовых школах, куда ребенок может переводиться на срок от 6 мес. до 1 года с целью повторного изучения, "наверстывания" не усвоенного учебного материала. Данные типы образовательных учреждений были созданы и стали развиваться в РФ с 1981г. Для этого были объективные причины, так как, по экспертной оценке, ведущих педагогов страны, лишь 35-45% учащихся старших классов способны освоить программу массовой общеобразовательной школы по всем предметам, а из поступающих в первый класс около 30% детей отстают в интеллектуальном развитии.
9.Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом “олигофрения в степени дебильности неосложненной формы”, в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель этих учреждений - физическое, умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной образовательной коррекционной (вспомогательной) школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на преодоление и превенцию вторичных дефектов развития. Дети-дошкольники с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильность), а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией направляются в учреждения системы социального обеспечения - специальные интернаты, дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения - специальные ясли, специальные психоневрологические санатории для детей с поражением ЦНС .
Для детей с умственной отсталостью школьного возраста открыты специальные образовательные коррекционные школы и школы-интернаты, где они за 8-9 лет могут освоить учебную программу, соответствующую по отдельным предметам 5-6 классу массовой школы, а также получить доступную специальность. Трудовое обучение занимает главное место в учебном плане и является разделом работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. Параллельно реализации процессов воспитания и обучения квалифицированными специалистами - медиками проводится лечебно-оздоровительная работа. Для детей с выраженными формами умственной отсталости (имбецильность, идиотия ) в системе социального обеспечения существуют детские дома, где дети находятся с 4 до 18 лет. Умственно отсталые дети, страдающие психическими заболеваниями, в зависимости от состояния помещаются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц.
10.Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляют комплексную медикаментозную и физиотерапевтическую помощь, психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию, в-первую очередь, детей-инвалидов от 3 до 18 лет. В штате имеются врачи, учителя и воспитатели, социальные педагоги, психологи, социальные работники. Проводится правовое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов. Одним из приоритетных направлений деятельности является работа с семьей нетипичного ребенка, ее консультирование, проведение тренинговых, психотерапевтических занятий . Структура центров, имеющих статус опорно-экспериментальных учреждений Министерства труда и социального развития, чаще всего представлена следующими отделами: o диагностики и разработки программ социальной реабилитации; o медицинской реабилитации; o психолого-педагогической помощи; o правовой защиты; o социально-педагогический подразделение; o организационно-методический отдел.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составила учитель-логопед Тукиш Т.Ф.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ - ЭТО ТАКАЯ РЕЧЬ, КОТОРАЯ
«Формирование связной речи у дошкольников» Цель: Систематизировать знания педагогов по изучаемой теме Выполнила: учитель-логопед Тукиш Татьяна Федоровна
:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В лесу осенью». И.И.Левитан «Осень». И.И.Шишкин
«В усадьбе осенью». С.А.Виноградов
«Золотая осень». В.Д.Поленов
«Золотая осень». Е.И.Зверьков
«Золотая осень». И.И.Бродский
«Золотая осень». И.И.Левитан
«Золотая осень». И.И.Левитан
«Золотая осень». И.С.Остроухов
«Золотая осень». К.Я.Крыжицкий
«Золотая осень». С.А.Виноградов «Осень». И.И.Левитан
«Золотая осень». С.Ю.Жуковский
«Золотая осень. Слободка». И.И.Левитан
«Осень». А.И.Куинджи
«Осень». А.И.Куинджи
«Осень». Л. В. Чёрная
«Осенний пейзаж» Р. А. Смородинов
«Рябинка». И.Э. Грабарь
«Осенний лес» И. И. Шишкин
«Осень» А. Я. Головин
«Осень» Е. Е. Волков
Использована музыка: Rolf Lovland ."The Song From A Secret Garden" Репродукции картин художников: Левитан И.И. В лесу осенью Зверьков Е.И. Золотая осень Шишкин И.И. Осень Виноградов С.А. В усадьбе осенью Поленов В.Д. Золотая осень Левитан И.И. Золотая осень Левитан И.И. Золотая осень. Слободка Левитан И.И. Золотая осень Остроухов И.С. Золотая осень Куинджи А.И. Осень Куинджи А.И. Осень Золотая осень. КрыжицкийК.Я . И.И.Бродский Золотая осень. С.Ю.Жуковский Золотая осень. И.И.Левитан Осень. С.А.Виноградов Золотая осень. Ю. В. Крылова, Осенние листья Е. Е. Волков, «Осень» А. Я. Головин, «Осень» И. И. Шишкин, «Осенний лес» Л. В. Чёрная, «Осень» Р. А. Смородинов , «Осенний пейзаж». И.Э. Грабарь. «Рябинка». «Осенние листья» Ю. В. Крылова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из самых важных задач обучения дошкольников – развитие связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения, т.е. в ней как в зеркале отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности.
С вязная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.
Условия для развития связной речи дошкольников : Знакомство с художественной литературой, произведениями изобразительного искусства Развитие монологической и диалогической речи Игровая деятельность Театрализованная деятельность
Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения. Однако процесс этот сложный и весьма продолжительный. Связная речь формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детва: сначала в процессе общения со взрослыми, затем – со сверстниками. Главной задачей развития речи ребенка является совершенствование монологической речи.
Совершенствование монологической речи Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказа по картине.
Диалог по картине способствует: - Закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы - Пополнению, уточнению и активизации словарного запаса - Развитию памяти и внимания - Совершенствованию словесно- логического мышления - Формированию фонетической стороны речи -Приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами -Развитию понимания смысла и содержания картин Конкретизации знаний о явлениях природы, временах года и др.
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого вида деятельности в традиционной педагогике в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала педагога (образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое, варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое, наличием слов-паразитов ( «ну» , «потом» , «вот» и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
Таким образом, на лицо противоречие между необходимостью развития у детей дошкольного возраста умения выстраивать связный рассказ, последовательно и логично выражать свои мысли и существующей в традиционной педагогике проблемой организация такого вида деятельности как рассказывание по картине. Выстраивание работы в данном направлении требует от педагогов новых подходов, использования современных технологий, методов и вариативных форм воспитания. Необходимо, чтобы процесс обучения был для ребенка интересным, занимательным, развивающим.
Решить эту задачу педагогу сегодня помогают современные образовательные технологии. Поскольку мы сейчас активно заняты изучением в ышеназванных технологий, думаю что разрешить эту проблему вполне нам по силам.
Методологическую основу педагогического опыта составляет личностно-ориентированный подход, в рамках которого ребенок является активным субъектом взаимодействия со взрослым. Теоретическую основу опыта составили работы Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, в которых определены основы методики развития связной речи дошкольников, работы О. С. Ушаковой, В. В. Гербовой, А. М. Бородич , рассматривающих проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду, а также работы таких видных исследователей в области ТРИЗ-педагогики, как Г. С. Альтшуллер , Т. А. Сидорчук , Н. Н. Хоменко, Корзун А. В. В основу опыта легли методики И. Н. Мурашковской «Картинка без запинки» и А. А. Нестеренко «Страна загадок» , которые позволяют сохранить интерес детей в течение всего занятия, активизировать их, развивают мыслительные операции.Использовались пособия С. И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» , Л. Е. Белоусовой «Удивительные истории» .
Уровень новизны педагогического опыта соответствует частному уровню, когда применявшиеся ранее новшества используются в конкретных условиях. Была предпринята попытка изменить содержание образовательной деятельности по обучению рассказыванию по картине путем введения элементов различных технологии, в том числе технологии ТРИЗ, позволяющих на фоне устойчивого интереса ребенка к речевой деятельности получить гарантированный результат – умение составлять связный творческий рассказ по картине .
А.А.Рылов , «Зеленый шум» .
И.И. Левитан «В лесу осенью», И.И. Шишкин «Осень»
В.Д.Поленов «Золотая осень»
Е.И.Зверьков «Золотая осень»
Л.В.Черная «Осень» .
В. ЯНОВ «СКАЗОЧНАЯ ЗИМА»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КУБИК БЛУМА На занятиях с детьми с ОНР Идея: Учитель-логопед Тукиш Т.Ф.
Кубик Блума : методика использования Использую обычный бумажный куб, на гранях которого написано: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай . Умеющие мыслить Умеют задавать вопросы Алисон Кинг
Классификация вопросов Прием "Кубик Блума " уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Назови. Определяем объем знаний по изучаемой теме. Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Данный блок я предпочитаю разнообразить специальными заданиями, они помогут выявить знания по теме занятия. Почему. Выявляем с помощью вопросов причинно-следственные связи: что происходит, вследствие чего, в связи с чем? Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают ребенку увидеть проблему с разных сторон и обратить внимание на то, что предстоит узнать. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: Ты действительно думаешь, что… Ты уверен, что… Предложи Все что на данный момент может предложить как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Правила применения приёма «Кубик Блума » Работа с кубиком строится следующим образом: Педагог объявляет тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Бросаю кубик, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ неполный , то другие дети могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу и детям выявить уровень знаний по данной теме, выяснить что у детей вызывает трудности, какие конкретно трудности, их эмоции по данной теме.
При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи: Воспроизведение знаний. Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления. Выяснение всех аспектов поставленной проблемы. Отвечая на вопросы категории «Объясни», ребёнок должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы. Предложение своего пути применения изученного на практике. Выработка стратегии мышления. Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание. К примеру: «Придумай, как будет выглядеть планета, если все ресурсы пресной воды исчезнут?» Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности .
Применение « Кубик Блума » использую по всем лексическим темам. Применяю и на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Если знаний у детей недостаточно, то в этом случае работа с кубиком групповая, то есть отвечают все дети, либо делимся на подгруппы Удается актуализировать все знания детей, развить в детях чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды. На ранних этапах работы грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Можно назвать грани фигуры так: Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление); Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами); Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление); Проанализиру й (как сделан предмет, из чего состоит); Используй (дети показывают, как можно применить предмет); Дай оценку ( перечисляютсядостоинства и недостатки рассматриваемого ).