Раздел 3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков /занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня

Оюн Чинчи Бажааевна

Четвертый открытый урок. Открытый урок на ГМО учителей 3 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Класс: 3 «А»

Учитель:  Оюн Чинчи  Бажааевна

Тема урока: «Метод подбора. Деление двузначного числа на двузначное»

Цель   урока: формирование умения  делить двузначное число на двузначное методом подбора.

Задачи.

  1. Научить определять необходимость деления двузначного числа на двузначное методом подбора и обосновывать свое мнение; ввести понятие «Метод подбора»; выполнять учебное задание, используя алгоритм.
  2. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации; умение планировать выполнение учебного задания; соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат учебной деятельности.
  3. Воспитывать готовность к взаимовыручке; внимательное отношение друг к другу при работе на уроке; культуру общения.

Планируемые результаты:

Предметные:  познакомить с приёмом подбора цифры частного при делении двузначного числа на двузначное; закрепить знание табличных случаев умножения и деления; повторить алгоритм вычисления периметра прямоугольника и площади фигур; научатся находить необходимую информацию на страницах учебника; применять школьные правила; решать составные задачи.

Метапредметные:

  • регулятивныеУД: самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения математике; самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий; определять правильность выполненного задания на основе сравнения на основе образцов; корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатами действий на определенном этапе выполнения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • познавательные УД; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем; действия анализа, синтеза, классификации; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез и их обоснование;
  • коммуникативные УД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; сотрудничать в совместном решении проблемы; согласовывать свои действия с мнением партнера в решении учебной задачи.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование понимания практической значимости математики для собственной жизни; формирование навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, проблемный.

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, практический .

Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, числовое табло, сигналы, листы самооценки., Математика: 3 класс, 2 часть, Г.В. Дорофеев. Перспектива. «Просвещение» 2017.

Педагогические технологии: проблемное обучение, деятельностного подхода, ИКТ

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

- Здравствуйте,  ребята!  

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Приветствовать учителя.

Садиться на места.

Записывать.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

II. Мотивационный

Словесный: 

Слово учителя.

1 мин.

Слайд1

(Минутка создания настроения). Сегодняшний урок я начну словами великого французского педагога и мыслителя Ж.Ж. Руссо (1712—1778) "Вы талантливые дети!" Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями! 

Слушать учителя.

Личностные - самоопределение и смыслообразование

Актуализация

знаний и фиксация  индивидуального затруднения

Практический:  

математический диктант.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

9 мин.

Зашифрованное слово. Работа с числовым табло.

- Решите примеры.

13 * 3 = 39  - с

84 : 2 = 42  - п

8 * 6 = 48  -  е

4 * 20 = 80  -  х

36 : 9 = 4    - у

-   Молодцы!  (Оценивание учителя)  Расположите ответы в порядке возрастания.

- Какое  слово получилось? Молодцы!

- Что такое успех?

-  Я желаю вам успеха на работе!  

Задание на внимание. (парная работа)

Выполним важное упражнение. Научиться быть внимательным – очень важное качество, необходимое на всех предметах.

Презентация. Слайд  . 

- Работаем в парах. Задание: запомни, из каких деталей построена башенка.

По истечении 30 секунд слайд 3 (до появления ответов):

Вспомни, сколько и каких деталей было использовано для строительства башни. Напиши в клеточках их количество.

У детей раздаточный материал:

Описание: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573237/Image2630.jpg

Проверка результата (слайд 3).

(Оценивание  учителя и самооценка.)

 Устный счет.

- Любая в математике работа

Не обходится без устного счёта.

Упражнение «Карусель».   Игра "Да-нет-ка" (ответ «да» - поднимают правую руку вверх, в ответе «нет» - левую  или   по вариантам )

Частное 81 и 9 равно 8. (нет)

6 увеличили на 9.  Получили 15. (да)

54 разделить на 9, получится 7. (нет)

72 уменьшить в 8 раз, получится 9. (да)

3 увеличить на 7 равно  9. (нет)

Игра «День – ночь».  (Решение задач. Фронтальный опрос. Дети называют решение и  ответ.)

- Если правильно решите задачу, нам будет светить солнце, а если не верно решите, тогда наступит ночь.

  1. В одном ящике было 40 груш, а в другом в 5 раз меньше. Сколько груш было во втором ящике? (Оценка учителя)
  2. Мама разложила 64 ватрушки на 8 тарелок поровну. По сколько ватрушек лежит на каждой тарелке?  (Оценка учителя)  
  3. У пристани стояло 36 лодок и 9 водных велосипедов. Во сколько раз лодок больше, чем водных велосипедов?   (Оценка  учителя)

- Давайте проверим ваши ответы. У кого не было ошибок? Молодцы!

- Какое арифметическое  действие вы использовали для решения этих задач? (деление)

- Вспомните названия компонентов действия деления.

- Вспомните  правило взаимозависимости компонентов действия деления. (проговаривает один ученик)  (Оценка  учителя)

- Чтобы найти делимое …..

- Чтобы найти  делитель ….

Заполнение таблицы с проговариванием правила

Делимое

56

42

Делитель

7

9

5

6

8

Частное

6

4

7

6

4

- Как вы думаете, почему в таблице чаще всего встретились неизчествное делимое?

- Знание правила  нахождения  делимого  пригодится нам сегодня на уроке.  

Слушать учителя.

Выполнять математический диктант.

Записывать числа.

Выполнять задание учителя.

Выполнять проверку по ключу.

Р:постановка учебной задачи. Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П: - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме

III. Постановка

учебной задачи

Практический:  

работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

15 мин.

- Откройте тетради, запишите число.

IV. Чистописание 

Описание: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573237/Image2632.gif

- Какое число будет сегодня в чистописании (слайд )? (56).

- Даётся характеристика числу 56 (двузначное, чётное, предыдущее 55, последующее 57).

- Показ правильной записи цифр в числе.

Что мы изучали на прошлом уроке?

Повторим пройденный материал. К доске выходит ученик и решает:

46:2 =

84:2 =

69:3 =

85:17 =

- Что вызвало у вас затруднение?  Почему?

 - Ребята делить двузначное число на однозначное мы умеем, а как вы думаете сегодня что мы будем делать?

- Сформулируйте тему урока. Назовите  тему урока. (Деление  двузначного числа на двузначное  число)

Какова тема нашего урока?

Какие цели мы поставим на урок?

- Кто попробует решить данное выражение?   (ответы детей)

- определять тему урока

- читать правило

- отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

IV. Открытие нового знания, построение проекта выхода из затруднения.

Практический:  

работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Построение проекта  выхода из затруднения.  

  1. -  Мы повторили правила нахождения делимого и делителя. Подумайте и скажите, как можно решить этот пример, используя правило нахождения делимого? Даю подсказку: при делении двузначного числа на двузначное в частном получается всегда однозначное число. (Предположение детей)
  2. Обобщение учителем. (ПРОСМОТР ВИДЕОУРОКА)

- Для решения этого примера мы используем правило: «Чтобы найти делимое надо делитель умножить на частное» А это значит, что мы должны подобрать такое однозначное число, при умножении на которое делителя в результате получается делимое. Такой способ называется «способ подбора».

  1. Создание алгоритма действия с опорой на вспомогательные слова.

- Наша задача составить алгоритм для деления двузначного числа на двузначное «способом подбора».

- Закончите предложения:

1 шаг: попробуем …

2 шаг: умножим ….

3 шаг: сравним ….

4 шаг: если результат и делимое совпадают …, а если нет, то возвращаемся ….

  1.  Проверка составленного алгоритма с образцом. (На слайде и у каждого)

Слайд 7

- У меня на слайде, а у вас на партах алгоритм. Прочитайте его.

- Давайте выполним задание под номером 1. Устно.

- Как связаны между собой выражения каждого столбика?

- Составьте недостающие выражения, в последних двух столбиках.

(Выражение каждого столбца представляет собой процесс поиска  частного  методом подбора)

Выполним номер 2 устно

  1.  54:18= 3 – во столько раз 18 меньше 54 (чтобы найти кратное сравнение, т.е. во сколько раз больше и во сколько раз меньше,  большее число делим на меньшее число)
  2. 54 – 18 = 36 – на столько 18 меньше 54 (чтобы найти разностное сравнение, т.е. на сколько больше и на сколько меньше,  от большего числа вычитаем меньшее число)

- Выполните  задание под номером 3  самостоятельно, распишите решение как указано в примере. (2 у доски)

- Сверьте свои ответы с доской.

Разберем устно задачу 4

- Кто назовет условия в этой задаче? Назовите вопросы задачи? Мы можем первым действием ответить на первый вопрос задачи? Что нам для этого нужно сделать? Каким действием мы можем это узнать? Отступите 1 клеточку и запишите решение у себя в тетради. Подробно распишите вычисления. Кто напишет  решение на доске? Ребята, где мы записываем ответ? (под знаком =). Кто уже записал в тетради, сверьте свое решение с тем, что записано на доске. Молодцы.

(60:12=5)

Разберем устно задачу 5

- Кто назовет условия в этой задаче? Назовите вопросы задачи? Мы можем первым действием ответить на первый вопрос задачи? Что нам для этого нужно сделать? Каким действием мы можем это узнать? Отступите 1 клеточку и запишите решение у себя в тетради. Подробно распишите вычисления. Кто напишет  решение на доске? Ребята, где мы записываем ответ? (под знаком =). Кто уже записал в тетради, сверьте свое решение с тем, что записано на доске. Молодцы.

(98:14=7)

- работать с учебником.

- слушать объяснение нового материала

- выполнять задание из учебника.

- отвечать на вопросы учителя.

- находить значения выражений.

- работать у доски

 - решать задачи

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Динамическая пауза Практический: выполнение двигательных упражнений

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку.

Хомка - хомка хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Щёчки моет, глазки трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Хомка сильным хочет стать.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.

15 мин.

Разберем устно задачу 6

- Отступите в тетрадях 1 клеточку вниз и запишите «Задача 6».

- Давайте сами составим задачу, в которой нужно узнать, сколько раз содержится 24 кг в 96 кг.

- Кто назовет условия в этой задаче? Назовите вопросы задачи? Мы можем первым действием ответить на первый вопрос задачи? Что нам для этого нужно сделать? Каким действием мы можем это узнать? Отступите 1 клеточку и запишите решение у себя в тетради. Подробно распишите вычисления. Кто напишет  решение на доске?

- Кто уже записал в тетради, сверьте свое решение с тем, что записано на доске. Молодцы.

(96:24=4)

- Посмотрите на задание под номером 7  стр. 39

- Назовите геометрическую фигуру, какие свойства у прямоугольника знаете?

- Возьмите линейки, и измерьте в сантиметрах длины сторон прямоугольника и вычислите его периметр.

- Чему равны  стороны  КN, ND?  

- Если КN= 2 см, то чему равна сторона DS? Если сторона  ND= 6 см, то чему равна сторона KS?  

- Начертите в тетради квадрат с таким же периметром. Вычислите его площадь в клетках и сравните с площадью данного прямоугольника.

- Равны ли площади?

1) (6+2)*2 = 16 см – периметр прямоугольника.

2) 16:4 = 4 см  -  сторона  квадрата

3)  8 * 8 = 64 (кл) -   площадь квадрата

4) 4* 12 = 48 (кл) -  площадь прямоугольника

5) 64 – 48 = 16 (кл) -  на 16 клеток площадь квадрата больше площади прямоугольника

Выполнять задание в учебнике.

Решать задачу.

.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Выполните задачу под номером 5, самостоятельно.

- выполнять самостоятельную работу

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логической цепи рассуждения

VII. Итог урока.  Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

2 мин.

- Давайте вспомним тему урока?

- Какую мы ставили цель урока?

- Мы достигли цели?

Что мы уже знали?

- Что на уроке показалось вам трудным?

- Что было интересно выполнять?

- Что нового узнали на уроке?

- Каким способом мы решали?

- Что повторяли на уроке?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

№8 стр. 40.

Записывать Д/З.

VIII. Рефлексия

деятельностиСловесный: самоанализ.

2 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трех цветков»

Оценивать свои достижения. Записывать Д/З.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жан Жак Руссо 1712 - 1778 «Вы талантливые дети!» Когда – нибудь вы сами приятно п оразитесь, какие вы умные, как м ного и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их д остижению …»

Слайд 2

«Зашифрованное слово» 13 х 3 = 84 : 2 = 8 х 6 = 4 х 20 = 36 : 9 = 39 С 42 П 48 Е 80 Х 4 У УСПЕХ «!» – молодец, все сделано правильно; «+» – хорошо, были небольшие ошибки; «?» – нужна помощь учителя

Слайд 3

Задание на внимание. Запомни, из каких деталей построена башенка.

Слайд 4

Вспомни, сколько и каких деталей было использовано для строительства башни. Напиши в клеточках их количество. 2 2 1 3 3 0 «!» – молодец, все сделано правильно; «+» – хорошо, были небольшие ошибки; «?» – нужна помощь учителя

Слайд 5

Деление Делимое Делитель Частное Чтобы найти делимое, Чтобы найти делитель, н адо делитель умножить на частное н адо делимое разделить на частное

Слайд 6

28 февраля. Классная работа. Чистописание . 56

Слайд 7

46 : 2 = 84 : 2 = 69 : 3 = 85 : 17 = 23 42 23 ?

Слайд 8

Деление двузначного числа на двузначное. 1 шаг: попробуем … . 2 шаг: умножим … . 3 шаг: сравним … . 4 шаг: если результат и делимое совпадают …, а если нет, то возвращаемся … .

Слайд 9

Алгоритм деления двузначного числа на двузначное («способ подбора»). Подобрать число (частное), которое при умножении н а делитель может дать делимое. Сделать проверку, умножив делитель на это число Сравнить. Полученное произведение равно делимому? Записать ответ да нет

Слайд 10

85 : 17 = ( способом подбора ) 17 ∙ 2 = 34 34 < 85 17 ∙ 3 = 51 51 < 85 17 ∙ 4 = 68 68 < 85 17 ∙ 5 = 85 85 = 85 Значит: 85 : 17 = 5

Слайд 11

Оцени свою работу на уроке. Быстро решаю задания и могу помочь другим - Все понятно на уроке, затруднений нет - Хочу знать больше - Спасибо за внимание! Д. з.: №6 и 8 стр. 39-40