Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята! Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа.
| Приветствовать учителя. Садиться на места. Записывать. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
II. Мотивационный Словесный: Слово учителя. | 1 мин. | Слайд1 (Минутка создания настроения). Сегодняшний урок я начну словами великого французского педагога и мыслителя Ж.Ж. Руссо (1712—1778) "Вы талантливые дети!" Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями! | Слушать учителя. | Личностные - самоопределение и смыслообразование |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения Практический: математический диктант. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | 9 мин. | Зашифрованное слово. Работа с числовым табло. - Решите примеры. 13 * 3 = 39 - с 84 : 2 = 42 - п 8 * 6 = 48 - е 4 * 20 = 80 - х 36 : 9 = 4 - у - Молодцы! (Оценивание учителя) Расположите ответы в порядке возрастания. - Какое слово получилось? Молодцы! - Что такое успех? - Я желаю вам успеха на работе! Задание на внимание. (парная работа) Выполним важное упражнение. Научиться быть внимательным – очень важное качество, необходимое на всех предметах. Презентация. Слайд . - Работаем в парах. Задание: запомни, из каких деталей построена башенка. По истечении 30 секунд слайд 3 (до появления ответов): Вспомни, сколько и каких деталей было использовано для строительства башни. Напиши в клеточках их количество. У детей раздаточный материал:
Проверка результата (слайд 3). (Оценивание учителя и самооценка.) Устный счет. - Любая в математике работа Не обходится без устного счёта. Упражнение «Карусель». Игра "Да-нет-ка" (ответ «да» - поднимают правую руку вверх, в ответе «нет» - левую или по вариантам ) Частное 81 и 9 равно 8. (нет) 6 увеличили на 9. Получили 15. (да) 54 разделить на 9, получится 7. (нет) 72 уменьшить в 8 раз, получится 9. (да) 3 увеличить на 7 равно 9. (нет) Игра «День – ночь». (Решение задач. Фронтальный опрос. Дети называют решение и ответ.) - Если правильно решите задачу, нам будет светить солнце, а если не верно решите, тогда наступит ночь. - В одном ящике было 40 груш, а в другом в 5 раз меньше. Сколько груш было во втором ящике? (Оценка учителя)
- Мама разложила 64 ватрушки на 8 тарелок поровну. По сколько ватрушек лежит на каждой тарелке? (Оценка учителя)
- У пристани стояло 36 лодок и 9 водных велосипедов. Во сколько раз лодок больше, чем водных велосипедов? (Оценка учителя)
- Давайте проверим ваши ответы. У кого не было ошибок? Молодцы! - Какое арифметическое действие вы использовали для решения этих задач? (деление) - Вспомните названия компонентов действия деления. - Вспомните правило взаимозависимости компонентов действия деления. (проговаривает один ученик) (Оценка учителя) - Чтобы найти делимое ….. - Чтобы найти делитель …. Заполнение таблицы с проговариванием правила Делимое | 56 | 42 |
|
|
|
| Делитель | 7 |
| 9 | 5 | 6 | 8 | Частное |
| 6 | 4 | 7 | 6 | 4 |
- Как вы думаете, почему в таблице чаще всего встретились неизчествное делимое? - Знание правила нахождения делимого пригодится нам сегодня на уроке.
| Слушать учителя. Выполнять математический диктант. Записывать числа. Выполнять задание учителя. Выполнять проверку по ключу.
| Р:постановка учебной задачи. Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. П: - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме |
III. Постановка учебной задачи Практический: работа с учебником. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. | 15 мин. | - Откройте тетради, запишите число. IV. Чистописание
- Какое число будет сегодня в чистописании (слайд )? (56). - Даётся характеристика числу 56 (двузначное, чётное, предыдущее 55, последующее 57). - Показ правильной записи цифр в числе. Что мы изучали на прошлом уроке? Повторим пройденный материал. К доске выходит ученик и решает: 46:2 = 84:2 = 69:3 = 85:17 = - Что вызвало у вас затруднение? Почему? - Ребята делить двузначное число на однозначное мы умеем, а как вы думаете сегодня что мы будем делать? - Сформулируйте тему урока. Назовите тему урока. (Деление двузначного числа на двузначное число) Какова тема нашего урока? Какие цели мы поставим на урок? - Кто попробует решить данное выражение? (ответы детей)
| - определять тему урока
- читать правило
- отвечать на вопросы учителя. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
IV. Открытие нового знания, построение проекта выхода из затруднения.
Практический: работа с учебником. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. |
| Построение проекта выхода из затруднения. - - Мы повторили правила нахождения делимого и делителя. Подумайте и скажите, как можно решить этот пример, используя правило нахождения делимого? Даю подсказку: при делении двузначного числа на двузначное в частном получается всегда однозначное число. (Предположение детей)
- Обобщение учителем. (ПРОСМОТР ВИДЕОУРОКА)
- Для решения этого примера мы используем правило: «Чтобы найти делимое надо делитель умножить на частное» А это значит, что мы должны подобрать такое однозначное число, при умножении на которое делителя в результате получается делимое. Такой способ называется «способ подбора». - Создание алгоритма действия с опорой на вспомогательные слова.
- Наша задача составить алгоритм для деления двузначного числа на двузначное «способом подбора». - Закончите предложения: 1 шаг: попробуем … 2 шаг: умножим …. 3 шаг: сравним …. 4 шаг: если результат и делимое совпадают …, а если нет, то возвращаемся …. - Проверка составленного алгоритма с образцом. (На слайде и у каждого)
Слайд 7 - У меня на слайде, а у вас на партах алгоритм. Прочитайте его. - Давайте выполним задание под номером 1. Устно. - Как связаны между собой выражения каждого столбика? - Составьте недостающие выражения, в последних двух столбиках. (Выражение каждого столбца представляет собой процесс поиска частного методом подбора)
Выполним номер 2 устно - 54:18= 3 – во столько раз 18 меньше 54 (чтобы найти кратное сравнение, т.е. во сколько раз больше и во сколько раз меньше, большее число делим на меньшее число)
- 54 – 18 = 36 – на столько 18 меньше 54 (чтобы найти разностное сравнение, т.е. на сколько больше и на сколько меньше, от большего числа вычитаем меньшее число)
- Выполните задание под номером 3 самостоятельно, распишите решение как указано в примере. (2 у доски) - Сверьте свои ответы с доской.
Разберем устно задачу 4 - Кто назовет условия в этой задаче? Назовите вопросы задачи? Мы можем первым действием ответить на первый вопрос задачи? Что нам для этого нужно сделать? Каким действием мы можем это узнать? Отступите 1 клеточку и запишите решение у себя в тетради. Подробно распишите вычисления. Кто напишет решение на доске? Ребята, где мы записываем ответ? (под знаком =). Кто уже записал в тетради, сверьте свое решение с тем, что записано на доске. Молодцы. (60:12=5) Разберем устно задачу 5
- Кто назовет условия в этой задаче? Назовите вопросы задачи? Мы можем первым действием ответить на первый вопрос задачи? Что нам для этого нужно сделать? Каким действием мы можем это узнать? Отступите 1 клеточку и запишите решение у себя в тетради. Подробно распишите вычисления. Кто напишет решение на доске? Ребята, где мы записываем ответ? (под знаком =). Кто уже записал в тетради, сверьте свое решение с тем, что записано на доске. Молодцы. (98:14=7) | - работать с учебником.
- слушать объяснение нового материала
- выполнять задание из учебника. - отвечать на вопросы учителя. - находить значения выражений. - работать у доски - решать задачи
| К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
Динамическая пауза Практический: выполнение двигательных упражнений | 1 мин. | - Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. Хомка - хомка хомячок, Полосатенький бочок. Хомка рано встаёт, Щёчки моет, глазки трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять. Хомка сильным хочет стать.
| Выполнять двигательные упражнения. | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником. | 15 мин. | Разберем устно задачу 6 - Отступите в тетрадях 1 клеточку вниз и запишите «Задача 6». - Давайте сами составим задачу, в которой нужно узнать, сколько раз содержится 24 кг в 96 кг. - Кто назовет условия в этой задаче? Назовите вопросы задачи? Мы можем первым действием ответить на первый вопрос задачи? Что нам для этого нужно сделать? Каким действием мы можем это узнать? Отступите 1 клеточку и запишите решение у себя в тетради. Подробно распишите вычисления. Кто напишет решение на доске? - Кто уже записал в тетради, сверьте свое решение с тем, что записано на доске. Молодцы. (96:24=4) - Посмотрите на задание под номером 7 стр. 39 - Назовите геометрическую фигуру, какие свойства у прямоугольника знаете? - Возьмите линейки, и измерьте в сантиметрах длины сторон прямоугольника и вычислите его периметр. - Чему равны стороны КN, ND? - Если КN= 2 см, то чему равна сторона DS? Если сторона ND= 6 см, то чему равна сторона KS? - Начертите в тетради квадрат с таким же периметром. Вычислите его площадь в клетках и сравните с площадью данного прямоугольника. - Равны ли площади? 1) (6+2)*2 = 16 см – периметр прямоугольника. 2) 16:4 = 4 см - сторона квадрата 3) 8 * 8 = 64 (кл) - площадь квадрата 4) 4* 12 = 48 (кл) - площадь прямоугольника 5) 64 – 48 = 16 (кл) - на 16 клеток площадь квадрата больше площади прямоугольника
| Выполнять задание в учебнике.
Решать задачу. . | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой |
| - Выполните задачу под номером 5, самостоятельно.
| - выполнять самостоятельную работу
| П.: - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логической цепи рассуждения |
VII. Итог урока. Включение в систему знаний Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. | 2 мин. | - Давайте вспомним тему урока? - Какую мы ставили цель урока? - Мы достигли цели? Что мы уже знали? - Что на уроке показалось вам трудным? - Что было интересно выполнять? - Что нового узнали на уроке? - Каким способом мы решали? - Что повторяли на уроке?
| Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. | Регулятивные -выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного. |
Домашнее задание | 1 мин. | - Запишите домашнее задание. №8 стр. 40. | Записывать Д/З. |
|
VIII. Рефлексия деятельностиСловесный: самоанализ. | 2 мин. | - Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трех цветков»
| Оценивать свои достижения. Записывать Д/З. | Регулятивные - анализировать проделанную работу. |