Транслирование опыта профессиональной деятельности педагогического работника с использованием современных технологий (в межаттестационный период)

Стародубцева Галина Викторовна

 Обобщение педагогического опыта в ДОУ, на муниципальном уровне. Публикация на региональном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Использование кинезиологических упражнений в программе «Приключения будущих первоклассников»

Слайд 1

Добрый день уважаемые жюри и коллеги. Команда «солнцецветики» представляет материал на методический семинар по теме: «Использование кинезиологических упражнений в программе «Приключения будущих первоклассников». Ответственный исполнитель педагог-психолог Стародубцева Галина Викторовна.

Дошкольный возраст –важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. В последние годы произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального  уровня последних лет, в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. No 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования», вступивший в силу с 01 января 2014 года, внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы  дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время  становится психологическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса.

Под психологическим сопровождением понимается система  профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная  на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного  образования.

В нашем ДОУ при проведении психологического обследования детей старшего дошкольного возраста были выявлены дети с недостаточным развитием интеллектуальной и волевой сферы, незрелостью психических процессов, пространственные нарушения, расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности.

В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребёнка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, можно опираться на кинезиологический подход.

Слайд 2

Кинезиология – это современное направление телесно-ориентированной психотерапии,  наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

 Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Слайд 3

Цель кинезиологических упражнений:

- Развитие межполушарной специализации;

- Развитие межполушарного взаимодействия;

- Развитие межполушарных связей;

- Синхронизация работы полушарий;

- Развитие мелкой и крупной моторики;

- Развитие способностей;

- Развитие памяти, внимания, мышления;

- Развития речи.

         

Слайд 4

Исходя из вышесказанного нами была разработана программа «Приключения будущих первоклассников», основанная на использовании комплекса кинезиологических упражнений. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель программы: Развитие межполушарного взаимодействия головного мозга; формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развитие интеллектуальной сферы и коммуникативных навыков.

Задачи программы:

Способствовать синхронизации работы полушарий головного мозга; развивать координацию движений, мелкой и крупной моторики; формировать произвольность всех психических процессов; способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении; формировать адекватные формы поведения в новых для ребенка ситуациях.

Слайд 5

Программа отличается высокой динамичностью, так как помимо кинезиологических упражнений, которые используются вначале занятия: настрой на работу (упражнение «массаж ушей»), физкультминутка (упражнения «перекрестные шаги», «сова», «слон», «ленивые восьмерки), заключительная часть  сеанса (упражнения «крюки», «поглаживание»)

Слайд 6

включает:

- методы сказкотерапии;

- интеллектуально-развивающие игры и задания, игры и упражнения, способствующие адаптации к новым условиям жизни ребенка.

На каждом занятии дети знакомятся со сказками, которые позволяют выработать эффективные стратегии поведения в тех или иных  ситуациях.

В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения, играют в настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие), эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а также приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры.

Методическая основа: программа Н.Ю.Куражевой, И.А.Козловой «Приключения будущих первоклассников» психологические занятия с детьми 6-7 лет.

Программа включает 44 занятия. Реализуется с ноября по апрель. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Продолжительность встречи 30 минут.

Эффективность работы определяется путем сравнения результатов, полученных по методикам:

  1. Тест Керна Йерасека
  2. Методика «Определение сформированности «внутренней позиции школьника» (Н.И.Гуткина)
  3. Методика «Исключение предметов (4-ый лишний)» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)
  4. Методика «Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом» (А.Н. Бернштейн)
  5. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)
  6. Тест Пьерона-Рузера

В развитии мотивационной сферы оцениваются следующие показатели: сформированность «внутренней позиции школьника», исходная мотивация учения.

В развитии интеллектуальной сферы проводится  оценка развития образного, логического мышления, механического и опосредованного запоминания, сформированности причинно-следственных связей и закономерностей.

Степень психофизиологической готовности осуществляется через оценку зрительно-моторной координации, моторики руки, готовности руки к письму.  

Степень зрелости произвольной сферы оценивается по развитию произвольного внимания, а также по наличию следующих умений: способности понять инструкцию, умения планировать свою деятельность, целенаправленно, сосредоточенно работать, умения ориентироваться на правило, образец.

Были получены следующие

Слайд 7

Результаты:

2015-2016 год

Группа «1» подготовитльная (17 детей): повышение результатов в мотивационной сфере, в психофизиологической сфере, в произвольной сфере

Показатели

Уровни

Мотивацион

ная сфера

Интеллектуальная сфера

Психофизиоло

гическая сфера

Произвольная

сфера

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

3  (18%)

3  (18%)

8 (46%)

8 (46%)

 2 (12%)

6 (36%)

8 (46%)

14 (82%)

Средний

10 (59%)

13 (76%)

8 (46%)

8 (46%)

4 (24%)

8 (46%)

4 (24%)

1(6%)

Низкий

4

(23 %)

1 (6%)

1 (6%)

1 (6%)

11 (64%)

3 (18%)

5 (30%)

2 (12%)

Слайд 8

Группа «2» подготовительная (20 детей): повышение результатов в мотивационной сфере, в интеллектуальной сфере, в психофизиологической сфере, в произвольной сфере

Показатели

Уровни

Мотивацион

ная сфера

Интеллектуальная сфера

Психофизиоло

гическая сфера

Произвольная

сфера

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

9(45%)

9 (45%)

7

(35%)

9(45%)

  2 (10%)

8 (40%)

12

(60%)

12

(60%)

Средний

5 (25%)

 10

(50%)

11

(55%)

10 (50%)

11 (55%)

8 (40%)

3

(15%)

5(25%)

Низкий

6 (30%)

1(5%)

2

(10%)

1 (5%)

7 (35%)

4 (20%)

5

(25%)

3(15%)

Слайд 9

Группа «3» старшая  (7 детей): повышение результатов в мотивационной сфере, в психофизиологической сфере, в произвольной сфере

Показатели

Уровни

Мотивацион

ная сфера

Интеллектуальная сфера

Психофизиоло

гическая сфера

Произвольная

сфера

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

2 (29%)

5

(71 %)

3 (42%)

3

(42%)

1 (16%)

3(42%)

3

(42%)

4(58%)

Средний

3 (42%)

2

(29%)

4 (58%%)

4

(58%)

0

4(58%)

2

(29%)

3(42%)

Низкий

2 (29%)

0

0

0

6

(84%)

0

2

(29%)

0

Слайд 10

2016-2017 учебный год

Группа «1» подготовительная повышение результатов в психофизиологической, в произвольной сфере

Показатели

Уровни

Мотивацион

ная сфера

Интеллектуальная сфера

Психофизиоло

гическая сфера

Произвольная

сфера

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

12 (100%)

12 (100%)

6 (50%)

8

(67 %)

1 (8%)

4(33%)

2(17%)

4(33%)

Средний

0

0

6 (50%)

4(33)

1(8%)

6(50%)

1(8%)

6(50%)

Низкий

0

0

0

0

10

(86%)

2(17%)

9(75%)

2(17%)

Слайд 11

Группа «2» (16  человек): повышение результатов в интеллектуальной сфере, в психофизиологической сфере, в произвольной сфере

Показател

и

Уровни

Мотивацион

ная сфера

Интеллектуальная сфера

Психофизиоло

гическая сфера

Произвольная

сфера

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

  16 (100%)

16

(100%)

6(38%)

11

(69%)

3(19%)

6(38%)

6(38%)

7(44%)

Средний

0

0

8(50%)

3(19%)

3(19%)

8 (50%)

8(50%)

7(44%)

Низкий

0

0

2(12%)

2 (12%)

10

(63%)

2(12%)

2(12%)

2 (12%)

Слайд 12

                В целом о проведенной работе по программе «Приключения будущих первоклассников» с использованием кинезиологических упражнений за два года, можно сказать, что данная программа эффективна, так как результаты изменяются в положительную сторону.

         У детей:

- Повышается мотивационная готовность к школьному обучению и эмоциональное благополучие;

-  улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка;

- повышается работоспособность и выносливость;

- активизируются познавательные процессы.

        Слайд 13

        Разработана методичка  «Кинезиологические упражнения», которая используется в программе «Приключения будущих первоклассников».

        С данным комплексом кинезиологических упражнений ознакомлены родители и педагоги при проведении консультации «Час общения».

Слайд 14 Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Тема: Эколого-психологический тренинг - как эффективный метод обогащения чувственного опыта и стабилизации эмоциональной сферы дошкольника.

Слайд 2.

Актуальность:

Актуальность данной темы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования(утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) который  направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой и отчуждением его от природы в силу ряда определённых причин (причин техногенного характера, урбанизации, использование гаджетов детьми, повсеместная компьютеризация).

В следствие этого происходит нарушение в эмоциональной-волевой   сфере дошкольников: повышенная агрессивность, тревожность, неусидчивость, которая является одной из наиболее острых проблем на сегодняшний день.

Слайд 3

Детский писатель Михаил Пришвина говорил: «Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя».

По мнению доцента педагогических наук, автора концепции экологического образования дошкольников Рыжовой Н.А, отчуждение ребенка от природы  может быть частично преодолено посредством «Экологизации образовательного пространства, позволяющего восполнить дефицит эмоционально-чувственного общения ребёнка с природой на основе единства чувственного и социального окружения человека». Дети подсознательно стремится к природе, - ведь природа окружает их с ранних лет и своей необычностью, разнообразием эмоционально воздействует на них.

Как отмечает С. Н. Николаева в своей работе «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» осознанно – правильное отношение ребенка к природе складывается из знаний о ней, желания ее сохранить, понимания и сочувствия, эмоционального отклика ко всему живому.

Все эти проявления можно рассмотреть как с экологических позиций, так и с психологических. Очень важно донести до ребенка понимание того, что любой член человеческого общества имеет права и обязанности перед окружающим миром и живущими в нем людьми.

Экология чувств (ощущение и выражение различных эмоций, умение рассказать о них, выбрать для этого нужный момент и правильный тон, экология пространства (соблюдение чистоты в своем дворе, районе, городе, поведение в местах общественного пользования, эстетичность оформления своего дома, детского сада) –

 все это обучающие ситуации, в которых мы формируем у ребенка – дошкольника бережное отношение к собственному и чужому здоровью, к окружающей территории, учим прикладывать усилия, чтобы стать отзывчивым, заботливым по отношению как к миру и живущим в нем людям, так и к самому себе.

Дошкольный возраст – сенситивный период для принятия образцов поведения. И здесь очень важно не упустить тот момент, когда ребёнок как губка впитывает в себя всё то, что видит, слышит и чувствует вокруг, подражая и копируя образцы нашего взрослого поведения в окружающем мире.

В психологическом плане ответственное отношение - это сложное образование. В его становлении и развитии в равной мере участвуют и знания, и чувства.

Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания должны осознаваться. Это осознание приходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания».

Для детей, выросших в сельской местности, знания и эмоциональное отношение к окружающей их природе являются частью их повседневной жизни. В отличие от них, городские дети получают абстрактные знания, которые не имеют применения в их каждодневной жизни. Эти знания, конечно, им необходимы, так как взаимодействие с природой важный аспект жизни каждого человека.

Но как быть, если дети ежедневно видят урбанизированную среду обитания? Для городских детей  знания, полученные на занятиях, экскурсиях, в походах, в результате проектной деятельности, необходимо закрепить еще и выполнением специально разработанных упражнений и практических занятий, что обеспечивает личную значимость знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к миру природы.

Это представляется возможным при использовании эколого-психологического тренинга

Слайд 4

Эколого-психологический тренинг -эта комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений дошкольника к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей социоприродной среде.

По мнению Е.А.Гринёвой целью экотренинга является формирование у детей «экологического чувства», чувства сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», создание определённой «блокировки» совершения экологических ошибок, как в будущей их социальной деятельности, так и в быту, прививать детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Кроме того, занятия экотренингом дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряжённость и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность, вызванные оторванностью  от естественной среды  и вынужденным проживанием в «каменных джунглях».

В настоящее время тренинг эффективно используется в психокоррекции, в психотерапии и в обучении.

Поэтому в своей работе   при планировании коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в эмоциональной сфере эколого-психологический тренинг применяем в системе.

Для выявления эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста был подобран комплекс диагностических материалов, включающий следующие методики:

1.Экспресс-диагностика С.Д.Забрамной ,

2.Проективная методика «Дом-дерево-человек» (оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения:конфликность,негативизм,враждебность.

3.Тест тревожности «Р.Тэммпл, В.Амен,М.Дорки).Цель определение уровня тревожности .

4. Адаптированная этнофункциональная анкета

4.Анкетирование родителей воспитанников по темам:

  • «Тревожность»
  • «Агрессивность»
  • «Гиперреактивность»

Слайд 5

При проведении диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста в 2018 году были выявлены следующие  проблемы в эмоциональной сфере:

Из 30-ти обследованных дошкольников (6-7 лет) выявлено, что

 20% детей показали высокий уровень тревожности,

20% дошкольников высокий уровень агрессивности

13% высокий уровень повышенной двигательной активности.

Слайд 6

Анкетирование детей по этнофункциональному развитию выявило :

20%  природа не интересует, предпочитают игры в телефоне, на планшете

20% любимый образ природы отсутствует

13% любимое животные человек паук, монстры

20% интерес к сказкам не проявляют

Слайд 7

По выявленной проблеме был составлен проект «В мире природы» для детей старшего дошкольного возраста, с использованием эколого-психологического тренинга.

Цель проекта:  коррекция эмоционально-волевой сферы

Задачи:

  • Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, мышление, память, внимание, речь.
  • Обогащать чувственный опыт детей.
  • Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
  • Развивать рефлексию эмоциональных состояний.

Слайд 8

Ожидаемые результаты по завершению реализации проекта:

1. Обогащение чувственного опыта.

2. Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности к природе родного края.

3. Формирование экологических установок личности.

4. Формирование умений и  навыков     взаимодействия с природой.

5. Снижение психоэмоционального напряжения.

Слайд 9

Сроки реализации: Краткосрочный  (июнь-август 2018 г.)

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители воспитанников, воспитатели

Слайд 10

Методы реализации проекта (базовые методы тренинга): психогимнастика, игровые методы (дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные), групповая дискуссия.

Слайд 11.

Проект включал три этапа:

-организаационный, основной и заключительный.

Этапы проекта

1 этап – организационный

  • Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации природы родного края (птицы, животные), аудиоматериалы (голоса птиц Сахалинской области, голоса животных, звуки природы) презентации водной стихии (озеро Октябрьское, скалы «Три брата»);
  • Подготовка природного и бросового материала для организации творческой и познавательной деятельности.
  • Составление анкеты для родителей
  • Организация видовых точек на экологической тропе «В гостях у Маши и Медведя» - видовые точки «Угадай-ка с Машенькой», определители: насекомых, птиц Сахалинской области, растений Сахалинской области, информационный стенд «Войди в природу другом»
  • Подготовка информационных щитов около деревьев
  • Подготовка информационного материала для родителей «Влияние экологического воспитания на эмоциональное развитие дошкольников».
  • Составление комплекса   эколого-психологического тренинга в проекте «В мире природы».

Слайд 12

При разработке проекта «В мире природы» в его основу был положен принцип ФГОС ДО п.1.4. «Учета этнокультурной ситуации развития детей»

Слайд 13

и применен этнофункциональный подход к развитию личности, рекомендованный Александром Владимировичем Сухаревым- профессором, деканом факультета психологии Государственной Академии славянской культуры, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

Согласно этнофункциональному подходу, предполагается, что в своём естественном развитии личность должна пройти ряд последовательных стадий, повторяющих общий план развития этносреды ее рождения и проживания. Это, в свою очередь, является залогом психического здоровья, а также высокой адаптивности к собственной этнокультурной среде и толерантности (дружественности) к иной. На необходимость и обязательность последовательного прохождения каждой  стадии в развитии личности указывал А.В. Запорожец.

Так, в исторической динамике развития русской этнокультурной среды выделяют три такие стадии:

1. Сказочно-мифологическая, (2-5 лет) с помощью взрослых – родителей или воспитателей;

2. Религиозно-этическую, оптимально для освоения от 5 до 8 лет;

3. Научно-познавательную, соответствующую этапу «просвещения» в развитии русской этносреды, оптимальный период для начала освоения которого наступает с 7-8 лет;

        Например, для ребенка, родившегося в средней полосе России этнофункционально согласованными будут такие элементы среды как заяц, волк, медведь, береза, а рассогласованными ягуар, тролль, пальма.

2 этап – основной этап

Слайд 14

        Основной этап проекта был реализован с 1 июля по 31 августа с детьми подготовительных групп. Игры – тренинги проводились по подгруппам. 2 раза в неделю. В зависимости от погодных условий изменялось место проведения: в «Зимнем саду» или  на экологической тропе детского сада.

Слайд 15.

        Специальная экологическая среда тропы «В гостях у Маши и Медведя» с особым природным ландшафтом была главным  ресурсом для реализации проекта «В мире природы», так как соблюдалось главное требование: близкий контакт с природой, возможность хорошо рассмотреть природные объекты.

Слайд 16

В зимнем саду доу (кабинете педагога-психолога ) созданный  центр воды и песка  позволял закрепить знания детей о свойствах природных материалов и проводить релаксацию и коррекцию эмоциональных состояний .

Слайд 17

        Экологическая тропа была интересная для детей. Детей привлекали красочно оформленные персонажи –жители экологической тропы,

Слайд 18

познавательными для детей были оформленные инфощиты около деревьев,

Слайд 19

определители растений, птиц, насекомых Сахалинской области.

        Внедрение региональной составляющей в содержание проекта дало возможность организовать целенаправленную работу по этнокультурному воспитанию дошкольников и стабилизировать эмоциональную сферу дошкольников.

Слайд 20

        Комплекс эколого-психологического тренинга включает 6 тем («Охрана природы», «Чистый дворик»  «Природолюбие», «Зеленый огонек» . «Берегиня»,  «Экологический калейдоскоп». Каждая тема включала 2-3 игровых тренинга из разных групп упражнений

 

Слайд 21

Три группы упражнений:

        1. Группа упражнений, направленная на расширение опыта взаимодействия с природой. «Волшебные дощечки». «Узнай по голосу» и др.

        2. Группа упражнений, направленных на развитие экологической эмпатии. «Разведчики природы»,  «Я – березка»

        3 группа упражнений направлена на коррекцию способов взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения, расширение субъективного экологического пространства. «Лесовичок», «Мы –гусеницы», «Жук вверх ногами», «Природные человечки».

Слайд 22

Структура тренинга

Организационный момент – прослушивание музыки из серии «Голоса птиц», «Звуки природы»

Беседа по фрагментам прослушанной музыки

Игра-превращение

Игра «Узнай на ощупь, по запаху»

Продуктивная деятельность (рисование лепка, конструирование из природного, Бросового материала) под музыку

Рефлексия

При проведении экологических тренингов использовалсь следующая стратегия. В начале предлагались упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Затем на формирование экологической эмпатии, стимулировании идентификации с природными объектами. Это создавало психологическую основу и готовность к освоению компетентных технологий взаимодействия с природными объектами.

Особенно понравились детям игры-упражнения:

Слайд 23

Дидактическая игра-тренинг  «Мы гусеницы»

Цель: расширять чувственный опыт детей. Стимулировать проявление эмпатии, стремление передавать образ животного в мимике, движениях, жестах.

Детям предлагали цветные гольфы и они превращались в гусениц. При показе иллюстрации капли воды дети эмоционально показывали, как гусеницы пьют.

Слайд 24

Затем с помощью небольших покрывал дети превращались в кокон. И под музыкальное сопровождение дети превращались в бабочек, выбирали наиболее понравившуюся бабочку.

Слайд 25

Дидактическая игра-трениг «Жук вверх ногами»

Цель: Расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания. Стимулировать чувства эмпатии.

Детям предлагали превратиться в жуков , которых перевернули на спину. При выполнении этого тренингового упражнения дошкольники высказывали свои ощущения, что им очень тяжело лежать, неудобно. Неудобно было имитировать движения жуков ( шевелить ручками и ножками лежа на спине). Далее проводилась игра-имитация ,где взрослый с помощью опавшего листочка( бумажный листок) помогала  жукам ( деткам) перевернуться на  брюшко. При выполнении этой игры-имитации дошкольники высказывали свои ощущения, что им было щекотно и некоторым детям неприятно.

В следующей части игры-тренинга дошкольники уже превратившись обратно в детей должны были выполнить задание жуков ( картинка) которые перевернуты на спину  аккуратно( вспомнив свои ощущения от предыдущего задания) перевернуть с помощью опавшего с дерева листочка   и перенести на  цветок. Дети очень аккуратно и осторожно переносили жучков.

Слайд 26

Дидактическая игра «Ароматная сказка»

Цель: Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Каждому ребенку предлагается понюхать полотняный мешочек, в котором «спрятана» ароматная сказка, представить где живет герой сказки (море, луг, лес). Объяснить свои ощущения и свой выбор. Постараться представить себя в гостях у этого героя, рассказать о своих ощущениях и впечатлениях. Сначала предлагается один мешочек, затем он меняется, а когда у детей накопится чувственный опыт, можно дать 2-3 мешочка с запахами и предложить придумать «ароматную сказку», опираясь на возникшие ощущения и ассоциации, с помощью карточек Проппа.

Слайд 27

Дидактическая игра «Волшебные дощечки»

Цель: Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Предложить ребенку исследовать каждую карточку(с наклеенным на них природным материалом) разными способами: рассмотреть пощупать, понюхать и т.д.

Определить природный материал, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем с закрытыми глазами обследовать одну из карточек и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминаниях, связанных с данным местом, об опыте использования этого природного материала.

Придумать название карточке. Затем послушать небольшой рассказ воспитателя, стихотворение, связанное с описанием природы. По правилам тренинга дети должны подобрать карточку, подходящую к этому описанию и объяснить свой выбор. Более сложное задание: предложить ребенку выбрать карточку, похожую на туман над рекой, осенний ветер, птичий щебет, грибной дождь и т. д. При этом он не только должен сделать выбор, но и зарисовать свои ощущения.

Слайд 28.

Упражнение-трениг «Вторая жизнь вещей»

Цель: Коррекция способов взаимодействия с природой.

Детям предлагалось выбрать какой-либо предмет, рассказать, как он был использован людьми раньше.

Исследовать предмет, рассказать, на что он похож, придумать и  выполнить апппликацию, поделку используя разнообразный материал, предмет: фантики от  конфет, вилки, стаканчики, ложки.

И предлагалось придумать  применение некоторых поделок .

Слайд 29

Очень интересны были варианты детей: одни предложили сделать выставку, другие подарить поделки- игрушки младшим дошкольникам, а третьи предложили придумать сказку и поставить кукольный театр .

        Результаты реализации проекта «В мире природы»  были очень заметны : о них говорили родители, воспитатели.

 Положительный эмоциональный фон тренинговых игр  помогал снимать у детей стресс и агрессивность, наблюдалось снижение психоэмоционального напряжения.

Дети были активны, проявляли доброжелательные отношения к своим сверстникам, в играх соблюдали правила.

Слайд 30

3 этап – заключительный

        На заключительном этапе проведена итоговая диагностика, беседа с родителями.

Получены следующие положительные результаты итоговой диагностики:

        Из 30-ти обследованных дошкольников ( 6-7 лет) выявлено, что

 уровень тревожности снизился на 17% и составил 3%

уровень агрессивности снизился на 14% и составил 6%

повышенной двигательной активности снизилась на 7% и составила 6%.

Слайд 31

3% природа не интересует, предпочитают игры в телефоне, на планшете

3% любимый образ природы отсутствует

6% любимое животные человек паук, монстры

6% интерес к сказкам не проявляют

        Таким образом: Использование эколого-психологического тренинга позволило эффективно решить задачи коррекции эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.