Организация сопровождения педагогов образовательной организации
Методический материал для работы с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_spokoystvie.docx | 195.18 КБ |
treningovoe_zanyatie_dlya_pedagogov_na_temu.docx | 31.33 КБ |
psihologicheskaya_gostinaya_dlya_pedagogov.docx | 28.21 КБ |
anketa_dlya_pedagogov.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!»
«Умница!»
«Здорово получилось!».
- Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.
- Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!»,
«Молчать, молчать!»,
«Не поддаваться на провокацию!»
Сформулируйте самоприказ.
Мысленно повторите его несколько раз.
Если это возможно, повторите его вслух.
Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:
- «Именно сегодня у меня все получится»;
- «Именно сегодня я буду самой спокойной(ым) и выдержанной(ым)»;
- «Именно сегодня я буду находчивой(ым) и уверенной(ым)
- «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
Мысленно повторите его несколько раз.
ПРИЕМЫ САМОВНУШЕНИЯ
Показание - пессимистический настрой:
“Я бодр, я жизнерадостен.
Я оптимистически смотрю в будущее.
Я с каждым днем чувствую себя все лучше и лучше”.
Показание - склонность к аффективным реакциям
(вспыльчивость, ярость и др.):
“Я сдержана.
Я совершенно спокойна.
Я хладнокровна и
хорошо владею собой”.
Показание - психосоматические расстройства:
“Мое сердце (желудок, печень и т.д.) функционируют нормально
Мои неприятные ощущения в области сердца (желудка, печени и т.д.) исчезли.
Мой организм работает в оптимальном режиме
С каждым днем мне становится все лучше и лучше”.
Упражнение выполняется индивидуально:
- помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность
- Примите удобную позу (сидя или стоя) в зависимости от того, где оно будет выполняться.
- Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает внутренний луч, который постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом.
- По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь.
Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью.
Выполните упражнение 3-4 раза. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком. Я стал уверенным и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».
- помогает снять излишнее нервное возбуждение
Положение сидя.
- Глаза полу прикрыты, мышцы расслаблены.
- Диафрагмальное дыхание. Вдох на 4с, при этом передняя стенка живота выпячивается вперед.
- Выдох на 4с с втягиванием передней стенки живота.
- Затем задержка дыхания на 8с. Повторить 8 раз.
Припеваем следующие звуки:
- А -- воздействует благотворно на весь организм;
- Е -- воздействует на щитовидную железу;
- И -- воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
- О -- воздействует на сердце, легкие;
- У -- воздействует на органы, расположенные в области живота;
- Я -- воздействует на работу всего организма;
- М -- воздействует на работу всего организма;
- X -- помогает очищению организма;
- ХА -- помогает повысить настроение.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 1 «Светлячок»
г. Александровск-Сахалинский
2018 г.
Предварительный просмотр:
Тренинг "Эмоции и чувства в профессиональной деятельности педагога"
Цели: профилактика психологического здоровья педагогов.
Задачи:
- определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии;
- выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;
- снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки.
Ход занятия:
1.Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание
работать.
Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания. Наиболее выраженными симптомами эмоционального выгорания у педагогов умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.
Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска
Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.
Третьим признакам является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.
Упражнение «Выбор»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Правила поведения и общения воспитателя в ДОО
Старайтесь:
- Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
- Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
- Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
- Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
- Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
- Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
- Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
- Всюду наводить порядок и уют, создавать оазис доброты, любви и красоты: в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
- Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
- «Терпение – дар Неба». Обладающий терпением не унизится до раздражения.
- Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
- Великая миссия женщины- нести в мир любовь, красоту и гармонию.
- Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
- Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
- Не скупитесь на похвалу.
- Не создавайте конфликтных ситуаций.
- Следите за внешностью и поведением.
- Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания для детей.
Воспитывая детей, стремитесь:
- Любить ребенка таким, каков он есть.
- Уважать в каждом ребенке личность.
- Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
- Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
- Кричать на детей и наказывать их.
- Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
- Приходить к детям с плохим настроением.
- Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
- Оставлять детей одних
- Унижать ребенка
Упражнение «Шарик» (работа с гневом).
Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев.
Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.) Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь. Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники выполняют задание.) Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается) А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.) Так и человек должен учиться управлять своим гневом для того чтобы не навредить окружающим людям и себе. А теперь давайте попробуем, научиться управлять гневом, и для э и для этого выполним одно из многих упражнений.
Упражнение «Снятие напряжения»
Цель: расслабление организма. Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре — на задержку дыхания, четыре — на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны.
Сожмите плотно кисти в кулаки. Сделайте это настолько сильно, насколько возможно. После некольких мгновений напряжения расслабьте их.
Мысленно попытайтесь достать до мочек ушей кончиками плеч. После сильного напряжения мышц расслабьтесь. Сконцетрируйте внимание на возникающих ощущениях размягченности, тепла.
Широко улыбнитесь, настолько широко, чтобы получилась «улыбка до ушей». Сбросив напряжение, после 5-10 секундного перерыва сожмите губы в плотную трубочку. Мягко расслабив мышцы, почувствуйте, как в нижней части лица, по щекам, к ушам распространяются легкие волны приятного тепла, исчезают остатки напряжения, нижняя челюсть тяжелеет, рот приоткрывается. После выполнения всех упражнений сделайте аузу 1-2 минуты, чтобы почувствовать полное расслабление всех мышц лица и туловища
Упражнение «Лестница»
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы: - Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз? - Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице? - Есть ли внутренние противоречия по этому поводу? - Что мешает Вам находиться наверху?
Упражнение «Мне обидно, когда...»
Цель: избавиться от внутренних обид. Участники пишут на листочках фразу, начинающуюся словами: «мне обидно, когда...» и заканчивают предложение, обозначая свою обиду. Затем каждый участник, по кругу, проговаривает свою обиду. Далее участникам предлагается изобразить обиду. Каждый участник по кругу говорит «моя обида похожа на...» и изображает. Следующий продолжает, говоря «обида (имя предыдущего участника) похожа на..., а моя обида похожа на...» и тоже изображает. Далее по принципу снежного кома. Предлагается скомкать листочки с предложениями «мне обидно, когда..», и выбросить в мусорное ведро со словами «Эта обида мне больше не нужна! Эта темнейшая мысль мне больше не нужна.
Упражнение «Удовольствие»
Цель: систематизировать знания об удовольствиях как ресурсе расслабления. Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Рекомендации
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду: - громко запеть; - резко встать и пройтись; - пройтись по лестнице вверх, вниз; - быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; - измалевать листок бумаги, измять и выбросить. 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе. 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Таким образом, профессионального выгорания можно избежать при проведении каждодневной, систематической работы в этом направлении, каждым педагогом и приложении ими определенных усилий. При выполнении данных рекомендаций вы научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом. После этого каждый педагог получает памятки с практическими рекомендациями
Правила поведения и общения воспитателя в ДОО
Старайтесь:
- Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
- Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
- Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
- Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
- Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
- Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
- Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
- Всюду наводить порядок и уют, создавать оазис доброты, любви и красоты: в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
- Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
- «Терпение – дар Неба». Обладающий терпением не унизится до раздражения.
- Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
- Великая миссия женщины- нести в мир любовь, красоту и гармонию.
- Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
- Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
- Не скупитесь на похвалу.
- Не создавайте конфликтных ситуаций.
- Следите за внешностью и поведением.
- Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания для детей.
Воспитывая детей, стремитесь:
- Любить ребенка таким, каков он есть.
- Уважать в каждом ребенке личность.
- Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
- Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
- Кричать на детей и наказывать их.
- Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
- Приходить к детям с плохим настроением.
- Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
- Оставлять детей одних
- Унижать ребенка
Рецепт психологического здоровья на каждый день
Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зерен терпимости и наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью. Готовое блюдо украшаем лепестками цветов доброты и внимания. Подаем ежедневно с гарниром из теплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.
Правила формулирования и использование формул самовнушения
- Текст должен быть коротким, состоять из нескольких фраз.
- 2. Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до семи раз).
- 3. Важно верить в свойства слов.
- 4. Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.
Формулы самовнушения
- Формула 1. «На работу»
- «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня важным смыслом моей жизни».
- Формула 2. «Перед сложным разговором»
- «Я спокоен и уверен в себе. Я готов к диалогу и взаимопониманию».
- Формула 3. «Снятие волнения и нервного напряжения
- « Мне легко, легко, свободно. Безмятежное счастье. Ярко, отчетливо чувствую безмятежное счастье. Каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем. В теле легко, легко и свободно.»
Правила формулирования и использование формул самовнушения
- Текст должен быть коротким, состоять из нескольких фраз.
- 2. Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до семи раз).
- 3. Важно верить в свойства слов.
- 4. Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.
Предварительный просмотр:
ГО «Александровск-Сахалинский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок»
Тренинг
«Психологическая гостиная для сотрудников детского сада»
Составила:
педагог-психолог
Стародубцева Г.В.
МБДОУ детский сад № 1
«Светлячок»
г.Александровск-Сахалинский
2018 год
Психологическая гостиная для сотрудников детского сада
Цель: Формирование благоприятного микроклимата в коллективе ДОУ.
Погружение
– Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.
Вначале вспомним притчу: «В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.
Упражнение «По порядку рассчитайсь»
Цель: научиться распределять роли в команде, находить общие черты и точки соприкосновения с другими участниками.
Продолжительность: 10 – 15 минут.
Правила проведения: игроки становятся по росту в одну линию. Во время выполнения упражнения нельзя разговаривать. Постепенно задание усложняется – участники строятся по дате или месяцу рождения, по длине волос, по второй букве отчества.
Результат: участники лучше друг друга узнают, учатся эффективному взаимодействию в команде.
Завершение: по окончанию упражнения необходимо обсудить следующие вопросы:
В чем содержалась сложность выполнения упражнения?
Кто из участников какую роль выполнял?
Какая стратегия понадобилась для выполнения упражнения?
2. Цель: продемонстрировать участникам семинара, каким образом рождаются слухи, мифы и сплетни, и как их можно развеять.
Материалы: карточки с текстом для ведущего.
Ведущий объявляет, что для этого упражнения ему понадобятся несколько добровольцев (5-7), в зависимости от количества участников тренинга. Добровольцы выходят из аудитории и ждут, когда их пригласит ведущий. Пока добровольцы находятся за пределами аудитории, ведущий объясняет участникам правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать рассказ, который он приготовил, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники не должны подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний доброволец зайдет в аудиторию и передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, который был предложен аудитории в самом начале игры. В конце игры можно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам и мифам.
Следующие тексты можно использовать в упражнении:
«Письмо»
Чукча, переехавший в город, пишет письмо на родину: «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился, есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку... и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родится ребенок, но мы еще пока не знаем - мальчик или девочка, так, что пока непонятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания, твой старший брат.
Р.S. Я хотел прислать тебе в письме немного денег, но уже запечатал конверт».
«Битва в Останкино»
«В сентябре 1972 года столичной милиции пришлось изрядно потрудиться, разнимая дерущихся девушек на танцевальной площадке Останкино. «Постановку» начала десятиклассница: она приревновала своего мальчика к незнакомке, пригласившей его на «белый танец». Соперницы вцепились друг дружке в волосы, им на помощь пришли приятельницы, и началась настоящая битва. В ход шли ногти, зубы и классическое оружие дерущейся женщины, а именно: шпильки – каблуки туфель. В ближайшее отделение милиции были доставлены 17 нарушительниц общественного порядка, однако, по свидетельству очевидцев, в драке принимали участие не менее 50 девушек».
2. Упражнение «На старт, внимание, марш!»
Цель: сплочение коллектива и поддержание командного духа.
Продолжительность: 10 – 15 минут.
Правила проведения: С помощью всех игроков, команда должна быстро и молча построить несколько фигур: квадрат, треугольник, ромб, букву, птичий косяк.
Результат: умение согласовывать командные решения, координировать совместные действия, распределять роли в группе.
Завершение: по окончанию упражнения необходимо обсудить следующие вопросы:
В чем заключалось сложность выполнения упражнения?
Какое решение помогло его выполнить?
Этап лабилизации, в ходе которого не только обучение взаимодействию, но и профессиональная диагностика проблем коллектива.
Вавилонская башня Время – 15 мин. Использовать ватман, маркеры и заблаговременно подписанные листики с заданиями. Цель – обучение взаимодействию в команде, приобретение навыков невербального общения. Ограничения – запрещается использовать голос в любых проявлениях и показывать друг другу индивидуальные листики. Описание – все участники делятся на три группы, по несколько человек (в зависимости от количества). Каждый получает задание на листочке, который никому не показывает. Задача: нарисовать единую башню отдельными элементами. Например, один должен нарисовать контур, другой – окна башни, третий – флаг, четвертый – раскрасить и т.д. В результате должна получиться связная логичная картинка. Если коллектив действительно нарисует башню, значит, с заданием справились не только участники, но и психологи. Обсуждение. Что оказалось самым трудным, кто именно не справился с заданием и почему? 4. Этап обучения. Кто быстрее? Время – 10 мин. Цель – сплочение коллектива, координация действий, распределение ролей. Описание – группы должны построить из участников разные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.д.), причем сделать это в полнейшей тишине. Обсуждение. Какие навыки помогли для решения задач?
Создание доброжелательной атмосферы, разминка. Фаза контакта. Веселый счет Время – 5 – 7 минут. Цель – снятия внутреннего напряжения и психологического дискомфорта. Описание – ведущий называет любое число, не превышающее количество участников в группе. Согласно этому числу (например, 5) должно синхронно подняться, не сговариваясь 5 человек. Упражнение вынуждает участников предугадывать мысли и действия друг друга. Привлекает повышенное внимание к жестам, взглядам и манерам. Обсуждение. Почему не сразу получилось выполнить задание и что помогло достичь результата?
«каким было сегодня мое настроение»;
«каким было мое самочувствие»;
О работе, счастье
Не грустите на работе! Работа избавляет людей от нужды, порока и скуки.
Счастлив тот, кто способен распространять счастье!
Весна – не помеха для плодотворной работы.
Работу нужно полюбить и только тогда она обязательно ответит тебе взаимностью!
Не ждите, пока наступит счастье! Наступайте на него сами! Найдите работу, которая принесет счастье.
Счастье с удовольствием заходит в те дома, где постоянно царит прекрасное настроение.
Разрешаю счастливым событиям случаться со мной!
Начинайте утро с такой мысли: «Берегись, любимая работа, я уже к тебе спешу!».
Счастье-это моменты, когда можно не обманывать, отвечая на простой вопрос «Как дела?».
Аптечка для души выбирают по 3 положительных аффирмаций и приклеивать на нарисованную ладошку.
ПОМОГИ СЕБЕ САМ
Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.
Психосоматические проявления и позитивные утверждения
Психологическая причина болезни | В каком органе проявляется болезнь | Повторяйте себе несколько раз в день |
Долгая неразрешенная эмоциональная проблема | Высокое давление | Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен |
Самокритика, страх | Головная боль | Я люблю и одобряю себя |
Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь | Желудок | Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого |
Черствость, отказ от радости | Сосуды | Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом в сердце |
Хроническое нытье | Печень | Я ищу радость и любовь, везде её нахожу |
ПОМОГИ СЕБЕ САМ
Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.
Психосоматические проявления и позитивные утверждения
Психологическая причина болезни | В каком органе проявляется болезнь | Повторяйте себе несколько раз в день |
Долгая неразрешенная эмоциональная проблема | Высокое давление | Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен |
Самокритика, страх | Головная боль | Я люблю и одобряю себя |
Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь | Желудок | Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого |
Черствость, отказ от радости | Сосуды | Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом в сердце |
Хроническое нытье | Печень | Я ищу радость и любовь, везде её нахожу |
Мама-медведь | Папа-медведь | Дочь-медведь | Сын-медведь |
Мама-заяц | Папа-заяц | Дочь-заяц | Сын-заяц |
Мама-лягушка | Папа-лягушка | Дочь-лягушка | Сын-лягушонок |
Мама-волк | Папа-волк | Дочь-волк | Сын-волк |
Мама-лиса | Папа-лиса | Дочь-лиса | Сын-лиса |
Мама-крот | Папа-крот | Дочь-крот | Сын-крот |
Мама-ёж | Папа-ёж | Дочь-ёж | Сын-ёж |
Предварительный просмотр:
Анкета-опросник № 1 для педагогов
«Оценка психологической безопасности образовательной среды»
Уважаемый коллега!
Просим Вас принять участие в изучении образовательной среды детского сада. Исследование поможет улучшить психологическое сопровождение участников образовательных отношений.
На каждый вопрос выберите один вариант ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению.
Характеристики | Варианты ответов | |||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так | |
Моя учебная нагрузка дает возможность избежать перегрузок при подготовке и проведении НОД | ||||
Я могу отказаться и не выполнять поручения, которые не входят в мои прямые обязанности | ||||
У меня есть возможность получать профессиональную поддержку со стороны администрации и коллег | ||||
Я не испытываю проблем и трудностей во взаимодействии с администрацией и коллегами | ||||
В детском саду я чувствую себя защищенным от необоснованных претензий и критики со стороны администрации и коллег | ||||
Я имею возможность открыто высказывать свою точку зрения | ||||
В случаях возникновения конфликтов в профессиональной деятельности я могу получить помощь в их разрешении от администрации и коллег | ||||
У меня не возникает сложностей в общении с воспитанниками | ||||
У меня нет затруднений во взаимодействии с родителями | ||||
В детском саду я редко испытываю отрицательные эмоции (гнев, обида, раздражение), связанные с отношениями с коллегами, администрацией, воспитанниками, родителями | ||||
В детском саду я защищен от угроз и недоброжелательного отношения со стороны воспитанников и родителей | ||||
Моя работа в детском саду приносит профессиональное и эмоциональное удовлетворение |
Спасибо за ответы!
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Каждый ответ оцените в баллах в соответствии со шкалой:
Варианты ответов | |||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Суммируйте баллы за каждый вопрос, чтобы определить уровень психологической безопасности образовательной среды (максимальная сумма баллов – 36).
Уровни:
– высокий – от 25 до 36 баллов;
– средний – от 18 до 24 баллов;
– низкий – от 0 до 17 баллов.