Выступление на конкурсе "Учитель года- 2017"
Выступление на конкурсе «Учитель года 2017» по теме: «Описание опыта профессиональной деятельности, используемых технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог»
«Многому я научился у своих наставников,
ещё более – у своих товарищей,
но более всего – у своих учеников»
Талмуд
Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте представить вашему вниманию презентацию своей профессиональной деятельности.
Моя педагогическая деятельность в должности учителя началась в 1987 году в основной общеобразовательной школе с. Старошахово, с 2000 года преподаю в МОБУ СОШ с. имени Восьмое Марта, где и работаю по настоящее время учителем биологии, совмещая обязанности классного руководителя и руководителя РМО учителей биологии и химии.
Проблема, над которой я работаю второй год: использование новых методик и технологий в активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС.
Для решения данной проблемы внедряю в практику образовательного процесса проблемные методы Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
Приведу пример использования этой технологии
Даю проблемное задание для лабораторной работы: внимательно рассмотреть и расчленить цветок петунии, узнать его строение и подготовить устный ответ на следующие вопросы:
1. Каково строение цветка петунии?
2. Что общего в строении цветка редьки и петунии?
3. Чем различаются цветки этих растений по строению? После выполнения работы, учащиеся отвечают на вопросы, рассказывают о том, что сами узнали, характеризуют форму, окраску и расположение частей цветка.
В заключение один из учащихся рассказывает о строении цветка. В конце урока я делаю обобщение, с учащимися подводим итог и проводим рефлексию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konkurse_uchitel_goda.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на конкурсе «Учитель года 2017» по теме:
«Описание опыта профессиональной деятельности, используемых технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог»
«Многому я научился у своих наставников,
ещё более – у своих товарищей,
но более всего – у своих учеников»
Талмуд
Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте представить вашему вниманию презентацию своей профессиональной деятельности.
Моя педагогическая деятельность в должности учителя началась в 1987 году в основной общеобразовательной школе с. Старошахово, с 2000 года преподаю в МОБУ СОШ с. имени Восьмое Марта, где и работаю по настоящее время учителем биологии, совмещая обязанности классного руководителя и руководителя РМО учителей биологии и химии.
Проблема, над которой я работаю второй год: использование новых методик и технологий в активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС.
Для решения данной проблемы внедряю в практику образовательного процесса проблемные методы
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
Приведу пример использования этой технологии
Даю проблемное задание для лабораторной работы: внимательно рассмотреть и расчленить цветок петунии, узнать его строение и подготовить устный ответ на следующие вопросы:
- Каково строение цветка петунии?
- Что общего в строении цветка редьки и петунии?
- Чем различаются цветки этих растений по строению?
После выполнения работы, учащиеся отвечают на вопросы, рассказывают о том, что сами узнали, характеризуют форму, окраску и расположение частей цветка. В заключение один из учащихся рассказывает о строении цветка. В конце урока я делаю обобщение, с учащимися подводим итог и проводим рефлексию.
Исследовательская работа. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать вывод. К примеру: Урок-исследование "Изучение одноклеточных животных в зимнее время".
Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества, для этого на уроке использую: Групповые и парные технологии. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. Групповые формы работы применяю как при изучении нового материала, так и после изучения темы или раздела на уроке обобщения и систематизации знаний и умений. Групповые и парные технологии включают в себя работу в парах, тройках, пятерках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации.
Информационная технология
В свою работу активно включаю информационно-коммуникативные технологии, которые активизируют учебную деятельность обучающихся на уроках; позволяют грамотно работать с информацией. Систематически на уроках применяю компьютерные презентации, которые имеют полноценное методическое сопровождение урока, использую учебные фильмы, биологические видеосюжеты и мультимедийные пособия. На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.
Проектные технологии
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. При работе ребята использовали: дополнительную литературу, энциклопедии, журналы, компьютерные технологии. После изучения на уроке обобщения и систематизации знаний и умений ученические проекты были представлены для защиты. Были разработаны такие творческие проекты: «Великие естествоиспытатели», «Значение бактерий в природе и для человека», «Влияние деятельности человека на животный и растительный мир», «Заповедники Республики Башкортостан. Красная книга Республики Башкортостан» и многое другое.
Технологии интегрированного обучения
Применение данной формы работы на уроке позволяет сформировать такие коммуникативные умения как способность обучающихся аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, давать свои оценочные суждения.
К примеру Интегрированный урок "(химия + биология" по теме "Пищеварение как химическая лаборатория".
- Учитель биологии
- 1. Пищеварительные ферменты
- Биологические катализаторы, белки сложного строения. Наиболее активны при температуре 37 – 39 градусов. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент действует строго на определенный субстрат и работает в определенной среде. При кипячении ферменты теряют свою активность.
- Учитель химии
- 2. Экспериментальная задача Действие ферментов в клетках картофеля
Здоровьесберегающие технологии
Для сохранения и укрепления здоровья обучающихся я включаю в урок динамические музыкальные паузы, физкультминутки, гимнастику для глаз. Такие динамические паузы снимают усталость, способствуют смене деятельности на уроке, вызывают положительные эмоции у ребят любого возраста.
С учетом дидактических задач и возрастных особенностей ребят применяю игровые технологии. Игровые технологии повышают интерес к изучаемому материалу, активно включают детей в рабочую обстановку, вызывают желание помочь другу. Эти технологии чаще использую в средних классах.
Конечно, трудно сделать каждый урок игровым, но ведь можно любой этап урока провести интересно, используя не полностью технологию, а некоторые элементы. Например, в качестве физкультминутки можно использовать простую игру «Да-нет-ка». Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «Да» или «Нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» - приседают.
Таким образом, считаю, что, используя интерактивные методы, новые технологии в преподавании биологии я открываю для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, стараюсь организовывать и направлять учебную деятельность ученика так, чтобы он сам добывал знания и оперировал ими, в результате чего активизируется их деятельность, повышается мотивация к изучению предмета.
“Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда”. Эта древняя мудрость очень точно отражает идею системно-деятельностного подхода в образовании в рамках стандарта 2-го поколения ФГОС, который я использую в своей педагогической деятельности.
Спасибо за внимание!