Тема самообразования:«Использование новых методик и технологий в активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО»

«Многому я научился у своих наставников, ещё более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников» Талмуд

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_tema_samoobrazovaniya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

«Использование новых методик и технологий в активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО»

 «Многому я научился у своих наставников, 
ещё более – у своих товарищей, 
но более всего – у своих учеников» 
Талмуд

Введение

        Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

        Как написано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».

        В соответствии с этим современное общество ожидает от школы образованных, нравственных, предприимчивых выпускников, которые: могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия. Способны к сотрудничеству.
Учитель должен уметь спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
И самое главное, учитель должен быть высококвалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей
.
        Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учеников в большей степени зависит не столько от способностей школьников и
их желания учиться. Сколько от учителя, его отношения к учебному предмету и учащимся. Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «Современный учитель».

        В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю. Во-первых, это профессионал, который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
- инициирует действия учащихся;
- консультирует и корректирует их действия;
- находит способы включения в работу каждого ученика;
- Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это педагог, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
      Так каким же все-таки должен быть современный урок? Современный урок , как того требует закон об образовании в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС.

I.  Новые образовательные технологии на уроках биологии

1.1 Условия возникновения и становления опыта.

Биология – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия биологических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления биологического профиля.  Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий.

 В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.

Обоснование выбора темы: активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.

1.2 Актуальность и перспективность опыта.

В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по биологии. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету. Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации.

Поэтому объектом исследования стал процесс использования новых методик и технологий в активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС.

Предмет исследования − средства биологии, влияющие на развитие интеллектуальных способностей школьников.

Цель исследования − выявить и обосновать эффективность применения методики (технологии) развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках биологии.

1.2. Новизна опыта.

Изменение подходов к стилю, формам обучения и контроля. Формирование интеллектуальных качеств личности достигается путем внесения определенных изменений в содержание и организацию процесса обучения.

1.3 Теоретическая база опыта.

Наличие компьютера с подключением к Интерету и мультимедийного проектора с экраном на рабочем месте учителя позволяет индивидуализировать обучение, как   это предполагает ФГОС.  

1.4. Адресная направленность опыта.

Данный опыт предназначен для внедрения в педагогическую практику учителями предметниками в общеобразовательных учреждениях при объяснении, контроле знаний учащихся, а также внеклассной работе учеников, их исследовательской и проектной деятельности.

II. Новые образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

2.1 Технология опыта.

       В условиях реализации ФГОС изменяются не только цели и задачи, стоящие перед школой и учителями, но и применяемые педагогические технологии.

Цель опыта: развивать индивидуальные, интеллектуальные и активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках биологии через использование разных технологий, особенно развивающего и личностно-ориентированного обучения и технологии критического мышления, Интернет ресурсов.

Задачи:

- создание условий для развития аналитического мышления школьников;

- содействие формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

- стимулирование самостоятельной поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

2.2 Принципы активизации учебно- познавательной деятельности обучающихся.

      Организация уроков биологии в системе развития основана на следующих принципах:

1.Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются биологические знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4.Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.   Реализовать эти принципы на уроках биологии лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

2.3 Технологии активного обучения.

       Как сделать урок биологии интересным, увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии является интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения? Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли.

Для этого надо внести определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. В этом помогут образовательные педагогические технологии и ИКТ.

Какие же технологии и их приемы я использую на своих уроках?

1. Игровые технологии.

2. Технологии проблемного обучения.

3. Исследовательская работа.

4. Групповые и парные технологии обучения.

5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

6.Технология проектной деятельности.

7. Технология интегрированного обучения.

8. Здоровьесберегающая технология.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.

        Не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества преподавания предмета. Опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний.  «Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Сухомлинский. Применение игр возможно для всех школьных возрастов.

       Я как учитель являюсь организатором игры. От этого зависит активность учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках биологии обладает исключительными обучающими возможностями. В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. Чему же учатся дети, играя в такие игры?

        В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.  Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «В стране чудес» - после изучения темы «Природные зоны» в 5 классе, КВН по биологии, викторины по творчеству того или иного ученого в старших классах. Традиционно пользуется успехом «Путешествие по стране Ботаники» по самым разным ее разделам («По морям, по волнам в удивительную страну Ботаники», «Веселая ботаника»), а также ребусы, шарады, кроссворды, конкурсы эрудитов.

На уроках биологии используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение темы. Уроки - КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» являются помощниками в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.

Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «Занимательная биология», «Весёлая биология», участие в олимпиадах – всё это позволяет ребятам развивать интеллектуальные способности и реализовывать свои творческие возможности.

Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость наших детей, когда стремлюсь развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для меня, как педагога.

Технологии проблемного обучения.

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Приведу пример использования этой технологии

Даю проблемное задание для лабораторной работы: внимательно рассмотреть и расчленить цветок петунии, узнать его строение и подготовить устный ответ на следующие вопросы:

  1. Каково строение цветка петунии?
  2. Что общего в строении цветка редьки и петунии?
  3. Чем различаются цветки этих растений по строению?

После выполнения работы, учащиеся отвечают на вопросы, рассказывают о том, что сами узнали, характеризуют форму, окраску и расположение частей цветка. В заключение один из учащихся рассказывает о строении цветка. В конце урока я делаю обобщение, с учащимися подводим итог и проводим рефлексию.

Исследовательская работа. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать вывод. К примеру: Урок-исследование "Изучение одноклеточных животных в зимнее время".

Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества, для этого на уроке использую: Групповые и парные технологии. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. Групповые формы работы применяю как при изучении нового материала, так и после изучения темы или раздела на уроке обобщения и систематизации знаний и умений. Групповые и парные технологии включают в себя работу в парах, тройках, пятерках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации.

Информационная технология. В свою работу активно включаю информационно-коммуникативные технологии, которые активизируют учебную деятельность обучающихся на уроках; позволяют грамотно работать с информацией. Систематически на уроках применяю компьютерные презентации, которые имеют полноценное методическое сопровождение урока, использую учебные фильмы, биологические видеосюжеты и мультимедийные пособия. На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.

Проектные технологии. Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. При работе ребята использовали: дополнительную литературу, энциклопедии, журналы, компьютерные технологии. После изучения на уроке обобщения и систематизации знаний и умений ученические проекты были представлены для защиты. Были разработаны такие творческие проекты: «Великие естествоиспытатели», «Значение бактерий в природе и для человека», «Влияние деятельности человека на животный и растительный мир», «Заповедники Республики Башкортостан. Красная книга Республики Башкортостан» и многое другое.

Технологии интегрированного обучения. Применение данной формы работы на уроке позволяет сформировать такие коммуникативные умения как способность обучающихся аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, давать свои оценочные суждения.

 К примеру Интегрированный урок "(химия + биология" по теме "Пищеварение как химическая лаборатория".

  • Учитель биологии
  • 1. Пищеварительные ферменты
  • Биологические катализаторы, белки сложного строения. Наиболее активны при температуре 37 – 39 градусов. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент действует строго на определенный субстрат и работает в определенной среде. При кипячении ферменты теряют свою активность.
  • Учитель химии
  • 2. Экспериментальная задача Действие ферментов в клетках картофеля

Здоровьесберегающие технологии. Для сохранения и укрепления здоровья обучающихся я включаю в урок динамические музыкальные паузы, физкультминутки, гимнастику для глаз. Такие динамические паузы снимают усталость, способствуют смене деятельности на уроке, вызывают положительные эмоции у ребят любого возраста.

С помощью компьютера можно проверить уровень знаний, обучающихся самому учителю, а также обучающиеся могут самостоятельно проверить свои знания, используя тесты контроля, которые учитель сама готовит или использует готовые тесты. Я сама обычно использую готовые тесты и самостоятельные работы по биологии по УМК И.Н. Пономаревой, В. В. Пасечника, индивидуальные карточки. Кроме этого я использую на уроках- повторения здоровьесберегающую авторскую педагогическую технологию кандидата педагогических наук биологии, химии и географии Б.Х. Юнусбаева. Провожу уроки по РОСТ. Особенно эффективно применение технологии РОСТа для подготовки к ЕГЭ. Обучающие выполняя тесты сами могут сделать анализ, рефлексию своей деятельности, там же возможно исправление своих ошибок и сделать другой вариант теста.

2. 4 Результативность.

Таким образом, считаю, что, используя интерактивные методы, новые технологии в преподавании биологии я открываю для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, стараюсь организовывать и направлять учебную деятельность ученика так, чтобы он сам добывал знания и оперировал ими, в результате чего активизируется их деятельность, повышается мотивация к изучению предмета. 

1. Диагностика результатов обучения показала, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий

2. Повышение качества учебно-познавательной деятельности: средний балл по предмету вырос с 3,6 до 4,1

3. При изучении темы у школьников проявился рост мотивации к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию. В результате беседы выявлено, что учащиеся научились решать тесты в Power Point, в программе test; создавать презентации и викторины по изученной теме (в Power Point). Решать тесты в любой программе необходимо учащимся, чтобы привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Тестирование как форма контроля используется при сдаче ГИА и ЕГЭ, и подготовка к ГИА и ЕГЭ должна начинаться как можно раньше. Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий.

4. При подготовке домашнего задания учащиеся пишут   творческие работы, используя презентации.

5. Ученики участвуют в районных и региональных конкурсах и олимпиадах.

Опыт работы   был представлен на педсоветах и семинарах в форме выступлений, а также на сайтах «nsportal. ru», «Завуч.инфо».

Список используемой литературы

1. Бордовская Н.В., Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. - М.: Кнорус, 2011. - 269 с.

2. Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6 – 11 классы: дидактические материалы.- М.: Вентана – Граф, 2009. – 192 с.
3. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах-Изд. Учитель: Волгоград, 2007.
4. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.
5. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. 27 с.

6. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности. - С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с

7. newreferat.com/- формы, методы и средства самостоятельной работы учащихся.2013.