Моя педагогическая находка
Одно из основных задач дошкольного образования- математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять, решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их «конструировать» предметами, знаками и словами. Мы заботимся о прочном развитии у них интереса к математическим знаниям.
Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра. Игра- одно из самых привлекательных для детей занятий. Игры и логические упражнения постепенно усложняются, имеют проблемно-практический характер. Каждый раз включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины. Взрослый при этом не дает готовых рецептов, а подводит дошкольника к самостоятельному решению. Организуя игры вне занятий, мы закрепляем, углубляем, расширяем математическое представление детей. Многие игры проводим с малышами, учитывая особенности их возраста и уровень развития. Игры проводятся как индивидуально, так и с группой детей.
Задачи на смекалку, головоломки, логические игры вызывают у детей большой интерес. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, гибкость мышления, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. В ходе решения этих задач, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он бы не трудился.
начнем с младшего возраста.
-Ребята, посмотрите на картинку, но это не просто картинка- это задача, которую мы с вами должны решить. Внимательно посмотрите, что на ней изображено? (пирамидка, мячик, кубик) Правильно! Как назвать все это одним словом? (игрушки ) Молодцы! Давайте рассмотрим верхний ряд, что изображено? (мячик, кубик, пирамидка) Умницы! А что изображено в нижнем ряду? (пирамидка, кубик, мячик) Правильно! А что изображено в середине картинки? (мячик, кубик ) Молодцы! … принеси мне игрушку, которой нет на картинке! Молодец, а почему ты принесла мне именно ее? (ответ ) Правильно! Ну что все игрушки на месте? (да ) Молодцы!
С возрастом задачи усложняются и в этой игре можно использовать закрепление цвета, геометрических фигур.
Теперь давайте перейдем к концу учебного года. Здесь мы можем учитывать праздники, например:
-Ребята, какой мы недавно отмечали праздник? ( 9 мая ). Чему он посвящен? (дню победы) Правильно! Куда мы ходили на экскурсию, возлагали цветы? ( к вечному огню) А огонь горит не просто так, он горит в память погибшим героям, солдатам, которые защищали нашу родину. Огонь горит внутри большой звезды. А что еще было у нас в руках? (шары, флажки) Правильно! Посмотрите на карточку, она похожа на праздник, посвященный дню победы? (да) Почему? (здесь есть флажки, шары, звезды) Посмотрите внимательно, какой картинки не хватает на этой карточке? Почему? Молодцы!
Если в младшем дошкольном возрасте- это обобщение, закрепление цвета, геометрических фигур, в среднем возрасте- это переход к счету, ориентировке в пространстве.
Дети, что изображено на карточке? (орешки) Правильно! Сколько орешков изображено в правом верхнем углу? и.т.д. Сколько всего изображено орешков в верхнем ряду? Молодцы! Кто положит картинку, какой не хватает? Умница! И так далее.
Ну и в старшем дошкольном возрасте, дети должны без напоминания взрослого найти недостающий предмет.
Логические игры разнообразны в дошкольном возрасте.
-Что лишнее.
-Сравнение. (2 команды)
И к завершению хочу предложить игру «Комод с секретом».
Рассмотрите рисунок с изображением комода. На верхней его части помещены кнопки- замки в виде геометрических фигур, а на ящиках эмблемы букв- это первая буква названия геометрических фигур. Нажмите на одну из кнопок и один из ящиков откроется. Какой?