Эссе "Моя Педагогическая философия"
Признаюсь, не мечтала стать воспитателем с детства. Моя мечта была стать хирургом. Я хотела спасать и лечить людей. Я хорошо училась и с легкостью совмещала учебу в музыкальной школе, но мне это не нравилось. С твердой руки моей мамы я все – таки закончила АОМПК. И не разу об этом не пожалела! Да, я сопротивлялась, потому что это не мое желание, моя мама хотела сделать из меня музыканта, потому что у меня есть слух и талант. Но ни моя мечта, ни мечта моей мамы не сбылась – я не стала ни успешным хирургом, ни музыкантом, зато я стала воспитателем. И не просто воспитателем, а учеником своих воспитанников. И я счастлива, потому что могу не только научить, но и учиться вместе с детьми и наблюдать за окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе воспитателя Короленко Светланы Юрьевны
«Моя педагогическая философия»
Признаюсь, не мечтала стать воспитателем с детства. Моя мечта была стать хирургом. Я хотела спасать и лечить людей. Я хорошо училась и с легкостью совмещала учебу в музыкальной школе, но мне это не нравилось. С твердой руки моей мамы я все – таки закончила АОМПК. И не разу об этом не пожалела! Да, я сопротивлялась, потому что это не мое желание, моя мама хотела сделать из меня музыканта, потому что у меня есть слух и талант. Но ни моя мечта, ни мечта моей мамы не сбылась – я не стала ни успешным хирургом, ни музыкантом, зато я стала воспитателем. И не просто воспитателем, а учеником своих воспитанников. И я счастлива, потому что могу не только научить, но и учиться вместе с детьми и наблюдать за окружающим миром.
Что я могу дать детям?
Будет ли им со мной интересно?
Кто есть ребенок?
Эти и множество других вопросов я себе задаю каждый день.
Осваивая профессию, поначалу боялась детей, думала, что говорю и делаю что-то не так, что дети меня не воспринимают как нового наставника. «Ты же учишься на этих детях, экспериментируешь! » - частенько приходила в голову досадная мысль. Стоп, я учусь не на детях, а вместе с ними. Причем, в тяжелом деле воспитания людей нет готовых рецептов. Выходит, я сама должна их составить, поэтому рада бесконечной возможности поиска идей, игр, себя в новой роли. Приходилось усердно готовиться к новому рабочему дню (впрочем, это хороший воспитатель делает всегда, продумывать каждое слово, которое преподнесу ребятам, представлять себя вместе с ними в любом действии).
Но даже тщательно подготовленная деятельность не может и не имеет права пройти по плану. Надо только постараться заинтересовать рой шалунов и они с радостью и нетерпением займутся предложенным делом. Живые эмоции дороже «накатанного» конспекта. Спрашивайте, интересуйтесь, делитесь мнениями и переживаниями, открывайте новое. Мой опыт бесконечно пополняется из хороших методических пособий, а, главное, через живое общение с детьми, коллегами, родителями.
Наблюдая за детьми, я считаю важным развивать у них логику и логическое мышление, и считаю, что логико - математическое воспитание детей с раннего возраста просто необходимо. Я решила развивать математические способности у детей посредством решения логических задач.
Большим преимуществом в работе современного воспитателя считаю также доступ во Всемирную сеть, где можно отыскать игры, демонстрационный материал, книги, тексты художественных произведений и многое другое. Это позволяет осуществлять работу с детьми увлекательнее, эмоциональнее.
Работа с детьми даёт - всё. Убеждена, что любой воспитатель с солидным стажем и образованием «по специальности» это подтвердит. Чем больше узнаешь, тем больше становится новых вопросов. Ответы я нахожу каждый день, каждую минуту. Пусть мой педагогический багаж небольшой, но «нет предела совершенству», а кто считает, что его достиг, тому и стремиться не к чему.
Благодаря своей профессии я научилась любить детей, понимать многие их потребности - во внимании, заботе, сочувствии. Счастлива, когда они рады встрече со мной, значит, я нужна им.
Горжусь большими успехами своих юных воспитанников – будь то старательно рассказанное стихотворение, робкое «здласте! » с утра или правильно надетые ботинки, понимая, что в этом есть и моя заслуга. Нельзя губить с раннего детства желание «я сам! », иначе в будущем не услышишь этого возгласа вообще.
Мечтаю, чтобы каждый ребенок, повзрослев, вспоминал о «детсадовских» годах с улыбкой и светлой грустью, чтобы нашел себя в любимом деле, общении с людьми, семейной жизни, воспитывал бы своих детей на примерах нравственности, уважения, доброты.
Хочу быть требовательней к себе, чтобы реализовать намеченные планы, всегда чувствовать свежие силы для активной работы. Да как же их не чувствовать, если вокруг столько «моторчиков» и «батареечек»! Дети такие разные: задорные, шустрые, упрямые, чувствительные, понимающие больше, чем иногда мы думаем о них.
Работа должна приносить человеку удовольствие, хотя бы минимальное. Вспомнилась притча. «Три человека работали – что-то строили. Занимались все одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы были разные. Один сказал: «Я дроблю камни», другой сказал: «Я зарабатываю себе на жизнь», третий ответил: «Я строю храм». Я вижу в себе интересы всех этих людей, так и должно быть. Дроблю «камни» методической литературы, готовлю интересные дела для своих ребят, пополняю собственные знания, чтобы быть готовой ответить на сто «почемучек». Зарабатываю себе на жизнь и очень надеюсь, что труд воспитателя вскоре будет достойно оплачиваться. Строю храм, самый святой в мире – светлую детскую душу, а если ребенок меня туда впустит, обрету настоящее человеческое и профессиональное счастье.
Какой же багаж мне поможет в дороге? Каким должен быть воспитатель? «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». В этом выражении великого писателя можно смело ставить знак равенства между понятиями «человек» и «воспитатель», потому что в своей профессии я стараюсь реализовать свои лучшие личностные качества.
Воспитатель – многогранная фигура. Чтобы быть хорошим наставником для своих детей, нужно очень много знать и уметь, находиться в постоянном творческом поиске, стремиться к постоянному самосовершенствованию. А как же иначе дать человеку в начале жизненного пути «разумное, доброе, вечное»? Значит, грани моего таланта должны быть ровными, симметричными. Ведь ребенок смотрит на меня и видит образец поведения. Я хочу быть «качественным образцом» и должна грамотно излагать свои мысли, эмоционально повествовать, красиво рисовать, двигаться, уметь выступать перед публикой.
Считаю, что воспитатель должен обязательно быть терпеливым, доброжелательным, учиться не злиться на детей, а тем более, не жаловаться по каждому поводу родителям. Это одно из немногих моих твердых убеждений, которое не пришло с педагогическим опытом - я была уверена в этом с самого начала работы.
Воспитатель – это второй педагог после родителей, поэтому
- воспитывать тяжело,
- воспитывать нужно,
- воспитывать нужно уметь.
Мои воспитанники только начинают длинный жизненный путь – настойчиво топают по тропинке детства. Мой профессиональный долг – провести их по этой тропинке через равнины уверенности и самоуважения, поля духовности, ответственности и трудолюбия, вершины общения, творчества, умения видеть красоту во всех ее проявлениях.
мои педагогические заповеди таковы:
- всегда искать «золотую середину» между строгостью и попустительством, видеть залог успешного воспитания в терпеливом, добром, справедливом отношении к детям;
- принимать ребенка любым – «таким, каков он есть», всей душой, сердцем и умом; видеть в нем полноправную, уникальную личность;
- осознавать ответственность за физическое, психическое и эмоциональное благополучие и развитие ребенка;
- развивать в ребенке позитивное восприятие его способностей, задатков, так как не бывает бездарных, неудачливых, плохих детей. Относиться к детям гуманно и доброжелательно, тем самым развивая общительность, любознательность, тягу к самостоятельности и творчеству.
- искать разнообразные виды деятельности, комбинируя и чередуя их таким образом, чтобы заинтересовать каждого ребенка, то есть творчески подходя к своему делу;
- воспринимать родителей своих воспитанников как первых партнеров в развитии детской личности, уважать их точку зрения;
- учить ребенка к самостоятельности мыслей и действий, помогать тактично и своевременно, показать возможные пути решения вопроса, а не выдавать готовый ответ. Искать истину вместе с ребенком, учись при этом восхищаться простыми вещами и явлениями;
- оценивать поступок, а не личность, осуществлять воспитательные воздействия в хорошем настроении, чтобы расположить ребенка общаться и сотрудничать. Хвалить ребенка за конкретные успехи и делать это искренно.
- отдавать ежедневно свои знания и умения детям, не переставая воспитываться и учиться вместе с ними.
Как сделать детство ребенка счастливым, самоценным? Здесь верные помощники – любящие родители, мудрые сказки, веселые игры, добрые мультфильмы.
Воспитатель должен всегда оставаться ребенком в душе, но быть на голову выше своих воспитанников, смотреть с ними в одном направлении, поэтому трудно быть наставником и другом одновременно. Я имею счастливую возможность жить детской жизнью каждый день. Общаюсь, играю, учу и учусь у них, находя в этом удовольствие. Хочу видеть и развивать в каждом ребенке те качества, которые помогут ему поверить в свои силы и почувствовать себя значимым для окружающих. Для меня очень важно думать о ребенке только хорошо. Я должна беречь в детях природную чистоту, восторженность, доверие, стараться не разочаровать их; направлять пытливый ум малыша в сторону собственных открытий и выводов.
Уверена, что избрала правильный жизненный путь, занимаюсь самым благородным делом, которое бессмертно в своем смысле и значении.