Самообразование
Самообразование«Графический диктант как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_graficheskiy_diktant.docx | 25.89 КБ |
graficheskiy_diktant.docx | 62.08 КБ |
graficheskie_diktanty_st_doshk.pdf | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка»
План по самообразованию.
Тема: «Графический диктант как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Ковальская Юлия Михайловна
2023-2024 учебный год
Тема: «Графический диктант как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность выбранной темы:
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Большое значение для руки имеет развитие графической моторики. Графомоторика — это один из конечных продуктов сенсорной интеграции. Это способность синхронной динамичной работы мускулов кисти, предплечья и плеча ведущей руки для сохранения равномерного нажима карандаша или другого инструмента (ручки, кисточки, мелка) в течение длительного отрезка времени. С другой стороны, это статичная работа мускулов большого, указательного и среднего пальцев для удержания инструмента (карандаша, ручки и т.п.) в постоянном и стабильном положении. Кроме того, в этой работе участвует и левая рука для правши (правая для левши), которая не должна дублировать работу ведущей руки, а выполнять свою параллельную функцию. Всей этой работой «заведуют» моторные отделы головного мозга, и, пока эти процессы не доведены до автоматизма, они потребляют большое количество нервной энергии.
Как показывает опыт работы, развитие графических навыков подготавливает руку ребёнка к письму, учит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, что служит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Цель: создать условия, способствующие развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи самообразования:
- Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития графо-моторных навыков.
- Выявить уровень развития графо-моторных навыков у детей.
- Разработать комплекс мероприятий по организации процесса графического диктанта.
- Показать результативность созданных условий.
Перспективный план работы на 2023-2024 у.г.
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Сентябрь | Диагностика по методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина. обследование уровня развития графомоторных навыков у детей |
_______________ | Составление плана по самообразованию по данной теме. Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Формирование графомоторных навыков и умений как средство речевого развития детей дошкольного возраста». | Анкетирования родителей: «Учим ребёнка ориентироваться в пространстве» |
Октябрь | Учить под диктовку воспитателя рисовать начало змейки и самостоятельно продолжать ее до конца строки. (Графический диктант «Напиши и продолжи») | Открытое педагогическое мероприятие для педагогов | Составлена картотека диктантов «Напиши и продолжи» | Рекомендации для педагогов и родителей на тему «Как выбрать пластилин, его разновидность» |
Ноябрь | Работа по образцу «Нарисуй такой же» Рисунок «Дом», «Кораблик» | Рекомендации педагогам по использованию графомоторики в работе с детьми. | Подобрать материалы, задания для графического диктанта: рисование по клеточкам, штриховки, дорисовка картин, соединение по точкам, продолжение ряда. | Консультация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» |
Декабрь | Работа по образцу «Нарисуй такой же» Рисунок «Дом», «Кораблик» | Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи» | Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Дополнена картотека образцами диктантов | «Учим детей рисовать по клеточкам», Буклет «Развитие графических навыков дошкольников» |
Январь | Учить находить правый (левый) верхний угол, правый (левый) нижний угол листа, середину листа. (Слуховой диктант) | Представление презентации как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению | Картотека дополнена слуховыми диктантами | Мастер-класс. Графический диктант «Слон» |
Февраль | Учить под диктовку воспитателя проводить отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении до получения рисунка (Графический диктант «Ключ», «Заяц») | Мастер-класс для педагогов по теме самообразования | Изучение интернет ресурсов по теме самообразования | беседа с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?». |
Март | Графический диктант. Упражнения «Повтори узор», «Скопируй узор», «Дорисуй вторую половину». | Знакомство с опытом работы других воспитателей | Повышение знаний, сбор материала | Рекомендации для родителей в работе по технике «графический диктант» |
Апрель | Мастер-класс «Бабочка» | Предложить педагогам старших и подготовительных групп использовать в работе с детьми «графический диктант» | Работа с методической литературой | «Развитие пространственной ориентировки через игру у детей старшего дошкольного возраста»,
|
Май | Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года. | Отчет по теме по самообразованию. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год. |
Ожидаемые результаты:
- Дети научатся ориентироваться на листе бумаги;
- Повысится уровень развития зрительного восприятия и графических умений и навыков;
- Повысится уровень развития мелкой моторики и речи;
- Дети научатся писать графические диктанты.
Выход темы:
1. Изучение литературы по теме.
2. Провести мероприятие для родителей ДОУ по теме самообразования
3. Провести мастер-класс для педагогов ДОУ по теме самообразования
4. Сборник консультаций для родителей на тему «Развитие мелкой моторики с помощью графического диктанта».
5. Подготовить рекомендации для педагогов из опыта работы.
6. Выступление с опытом работы на педагогическом совете по теме самообразования.
Список литературы, изученной по данной теме.
1. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет //
2. Дошкольное воспитание, 2005. № 3. С. 28–35; № 5. С. 43–53; № 6. С. 36–45.
3. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг, 1993.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
5. Столяренко Л.Д., Педагогическая психология для студентов вузов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.
6. Т. Б. Филичевой, Т. В. Чиркиной, «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму»,
7. А. Н. Лебедевой, «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет».
8. Графические диктанты (развитие умения действовать по правилу и самостоятельно по заданию педагога)
9. Пальчиковая (развитие психических функций; подвижность и гибкость кистей рук)
10. Л.Ф.Тихомирова «Логика для дошкольников» Ярославль, Академия Развития, 2002 год
11. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет
12. Подрезова И. А. 2007 «Школа умелого карандаша»-
13. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет
14. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1997. - 152 с.
15. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. Минск: Высшая школа, 1975. - 206 с.
16.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.
В заключении хочется отметить, что творческая работа с детьми дала возможность представить перспективу собственного развития. Повысилась заинтересованность в результатах своей деятельности, вырос собственный творческий потенциал. Мои выпускники при переходе на первую ступень обучения показывают стабильные знания, оставаясь при этом очень активными и жизнерадостными детьми.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определённая тенденция - неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Одной из важных задач современной школы является работа по формированию каллиграфически правильного письма, так как сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетических вкусов, волевых интеллектуальных качеств младших школьников. Для того чтобы писать правильно и красиво, необходимо тренировать руку ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого обязательно скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.
Существует тесная связь между психологическим развитием ребенка и состоянием моторики,а именно: недостатки двигательной сферы могут оказывать неблагоприятное воздействие на общее развитие ребенка, овладение им учебной программой. Совершенно очевидно, что у дошкольников нужно регулярно развивать тонкую моторику пальцев и кистей рук.
В настоящее время существует немалое количество методик, которые ставят своей целью развитие мелкой моторики руки. Но практически все они имеют давнюю историю. Методика «Графический диктант» была предложена в свое время Д. Б. Элькониным.
Графические диктанты – один из самых результативных методов развития мелкой моторики и пространственного воображения ребенка. Они помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и карандашом, ориентироваться в пространстве. А свободное ориентирование ребенка в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала.
Кроме того, такие задачи кажутся очень интересными для детей. Они – словно игра, в процессе которой ребенок наблюдает маленькое чудо: на его глазах, благодаря его собственным действиям в ячейках появляется определенный герой или предмет, страница тетради оживает. Во время выполнения таких графических упражнений воспитывается трудолюбие, усидчивость, развивается фантазия. Дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние. Обычный красивый рисунок может создать лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
• Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
• Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Графические диктанты можно дополнить загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. Например: «Ребята, я сейчас загадаю вам очень сложную загадку, а для того, чтобы нам было легче ее отгадать, давайте выполним задание». В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас. Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным. Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию.
Начиная с более старшего возраста для графического диктанта все рисунки рассчитываются на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся). В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.
Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради. Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая. После этого можно открывать тетрадь и приступать к работе.
Как проводить графические диктанты.
Задание по графическому диктанту выглядят так: на листе бумаги в клеточку ставится точка и от этой точки дается задание. Рисовать нужно по клеточкам. Например, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево. Должен получиться квадратик. Это самый простой пример графического диктанта. С каждым разом задание для ребенка должно усложняться детей 5-6 лет, 20-25 минут для детей 6-7 лет.
Варианты проведения диктанта:
1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.
2. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом.
3. Взрослый начинает диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить.
Попробуйте выполнить графический диктант со своим ребенком.
Удачи Вам!