Диссеминация опыта

Ковальская Юлия Михайловна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

для детей старшего дошкольного возраста

«В мире занимательной математики»

Подготовила:

Воспитатель Ковальская Ю.М.

Цель: формировать навыки устного счета, учить сравнивать предметы по количеству.

Задачи развивающие: - развивать логическое мышление, творческое

воображение, образную память;

- формировать представление о знаках «больше», «меньше», «равно»;

обучающие: - закрепить представление детей о действиях измерения;

- углубить и систематизировать знания детей о классификации предметов по трем признакам;

- учить детей решать логические задачи;

воспитательные: - воспитывать интерес к происходящему на занятии, умение слушать вопросы воспитателя и ответы других детей.

Материал к занятию: магнитная доска, геометрические модули, карточки с цифрами от 1 до 10, простой и цветные карандаши на каждого ребенка, карточки со знаками «больше», «меньше», «равно», длинные и короткие «доски», лист с изображением овощей и фруктов, карточки для игры «четвертый лишний».

Предварительная работа: разучивание веселого счета Мориса Сендака.

Ход занятия:

(Дети вместе с воспитателем входят в группу. Встают в полукруг)

- Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Поздороваемся,

скажем - Здравствуйте!!!

- Сегодня мы отправимся в «Страну занимательной математики». Попросим нашего друга Цифрозаврика подсказать какнайти туда дорогу.

(Воспитатель выносит игрушку «Цифрозаврик»)

Цифрозаврик: Здравствуйте, друзья!

Ребенок: Уважаемый Цифрозаврик, подскажите нам, пожалуйста, как найти дорогу в страну математики.

Цифрозаврик: Конечно, друзья, я покажу вам дорогу в страну математики занимайте места в нашем автобусе.

- Чтобы было веселей в пути, вспомним наш «Весёлый счет»

«Веселый счет»

(Морис Сендак)

ОДИН. Остался Джон один, сам себе он господин.

ДВА. В окошко мышь влетела и в горшок залезть хотела.

ТРИ. За бедной мышкой кошка следом прыгнула в окошко.

А ЧЕТЫРЕ кто? Щенок! Он вбежал и сел у ног.

ПЯТЬ. Старушка – черепаха. Завизжал щенок от страха.

ШЕСТЬ. Явилась, как не странно, Почтальонша – черепаха.

СЕМЬ. Влетела к ним ворона и за нос схватила Джона.

ВОСЕМЬ. Тигр – страшный зверь, распахнул в квартиру дверь!

ДЕВЯТЬ. В дом вошел тайком черный дядька босиком.

Очень трудная загадка!

- А вот и наша остановка.

Ребята, Цифромотик хочет с вами поиграть.

- Проходите, пожалуйста, к столам.

(Дети подходят к столам по пять человек.)

- Посмотрите, наш друг перепутал все цифры. Нам надо с вами выложить числовой ряд. Ребята за первым столом будут выкладывать от единицы до пяти, а ребята за вторым столом от шести до десяти. (выполнение задания)

Воспитатель просит детей за первым столом прочитать числовой ряд от 1 до 5, а затем второй – от 6 до 10.

- Молодцы! Вы быстро и правильно справились с этим заданием.

Нам нужно идти дальше. Ой, речка на пути, как же нам ее перейти.

Дети: Нужно построить мост.

Вос-ль: Правильно, дети. Как вы думаете, где легче построить мост? (ответы детей) Если мы будем строить здесь, то возьмем длинные доски, почему? ( дети: потому что здесь река широкая) А если возьмем короткие, то где будем строить? Почему? (ответы)

Воспитатель с двумя детьми строят мост и переходят реку.

Цифрозаврик: Вот и пришли мы в страну занимательной математики

(дети проходят и садятся за столы)

На доске лист с изображением фруктов и ягод.

Вос-ль: Как здесь интересно, а это что? Это же новые знаки. С их помощью, мы можем определить, какой предмет больше, а какой меньше. Для слов «больше» и «меньше» есть особые знаки. Это конец стрелки, он всегда показывает на меньшее число или предмет. Можно сказать и по – другому. Это клюв птички. Он всегда открыт в ту сторону, где больше, а если предметы одинаковые, то ставится знак (=).

Воспитатель выполняет задание у доски.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

(на столах лежат альбомные листы и карандаш)

Вам нужно правильно расставить знаки.

Дети выполняют задание. (Проверка работ, ответы детей, поощрение)

Задание на смекалку.

- На кого откроет птичка клюв, если рядом встанут слон и воробей? Кошка и тигр? Черепаха и носорог? Дерево и куст? Стол и стул? Заяц и медведь? Ответы детей. Активизация. Поощрение.

Дети выходят на ковер и встают в круг.

Динамическая пауза

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись.

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Кто – то зайку испугал,

Зайка прыг – и ускакал.

- Цифрозаврик предлагает вам поиграть в игру «Четвертый лишний»

Перед вами карточка с изображением четырех предметов, назовите, какое из них не подходит к остальным.

Примеры: Рожь, кукуруза, пшеница, аист.

Линейка, ластик, точилка, телефон.

Телевизор, петух, утюг, пылесос.

Стол, грузовик, автобус, трактор.

Ответы детей. Активизация. Поощрение.

Дети проходят к стульчикам на ковре.

Логические задачи

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего

внуков у бабушки?

- На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

- Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.

Грузовая машина ехала не по узкой дороге.

По какой дороге ехала грузовая машина?

А легковая?

- На столе лежали два красных яблока и три зеленых. Каких яблок больше

красных или зелёных?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

В стране математики сегодня побывали, много нового, с друзьями мы узнали.

Что узнала Катенька? А Ванечка? Владик, что тебе понравилось?

- Молодцы, ребята! А за ваши старания Цифрозаврик приготовил для вас сюрприз.

Воспитатель раздает печенье детям.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем свои места в нашем автобусе.

Итог: Вам понравилось путешествие? И мне очень понравилось, вы молодцы справились со всеми заданиями.

Дети и воспитатель прощаются с гостями, благодарят за внимание.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 «РОСИНКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 Использование кинезиологических упражнений как вид

здоровьесберегающих технологий

 

 

Выполнила: 

Ковальская Юлия Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

2024 г

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях ДОУ. В прошлом году, я столкнулась с понятием кинезиологические упражнения. Мне показалось это довольно интересным, и я решила подробнее ознакомиться с этой темой. 

    Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» , что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука».

  Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения.

Цель использования кинезиологических упражнений: развитие интеллектуальных способностей и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии.

Задачи:

- Способствовать положительной динамике развития интеллектуальных способностей у дошкольников.

- Развивать познавательный интерес к здоровому образу жизни.

- Развивать моторную сферу ребёнка.

- Развивать межполушарное взаимодействие.

- Развивать речь.

 

Каковы же         методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений

-Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.

    -Педагог обязан сначала сам освоить упражнения практической кинезиологии. 

    -Применение специальных кинезиологических упражнений возможно  как в образовательной деятельности, так в режимных моментах.

    Кинезиологические занятия и упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. 

   -Упражнения  необходимо проводить ежедневно.

   -Упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному.

Чтобы научиться точно выполнять движения легче начинать с карточек-опор  (показ).

Для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме. Дети вместе со взрослым повторяют речевое сопровождение всех упражнений    (например упр. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки,  так пожарим, повернем и опять играть начнем»).

 Упражнение «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»

    Также можно использовать кинезиологические сказки, в которых используется несколько упражнений.

     С 4- 5лет дается комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящий из 3 положений рук, последовательно сменяющих друг друга. 

Например упражнение «Кулак—ребро—ладонь».   Ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность (8—10 повторений моторной программы).

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами «кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя. Педагог контролирует точное выполнение упражнений.

-Упражнения могут проводиться стоя или сидя за столом.

-Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

     -Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

     Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Что же включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

 

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Упражнение «Дерево»  И.п. – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. 

Упражнение “Свеча” И.п. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

 

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнение “Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком. (Мы пока рисуем круги, квадраты треугольники и следим глазами.)

 

Телесные упражнения

Упражнение «Ухо – нос».  Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

 

Упражнения для развития мелкой моторики

Упражнение «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Упражнение «Петух-курица-гусь».

 

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Упражнение на расслабление мышц шеи "Любопытная Варвара". Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы. Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы. Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед — тут немного отдохнет.

    А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

    Возвращается обратно — расслабление приятно!

    А теперь посмотрим вниз — мышцы шеи напряглись!

    Возвращаемся обратно — расслабление приятно!

 

Метод кинезиологии влияет не только на психическое и физическое здоровье, он позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию интеллектуальных способностей человека. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость.

Вы хотите видеть детей здоровыми и умными? Займитесь кинезиологией и пусть ваши дети освоят её вместе с вами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Деннисон Пол, Деннисон Гейл «Гимнастика мозга»

2.      Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.-СПб.: Акцидент, 1998.

3.      Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989.

4.      Филичева Т.Б. устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).

5.      Нищева Н.В. система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

 

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кинезиологические упражнения как вид здоровьесберегающих технологий Подготовила: Ковальская Ю.М.. Воспитатель

Слайд 2

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения». Ж. Тассо .

Слайд 3

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Слайд 4

Цель использования кинезиологических упражнений: развитие интеллектуальных способностей и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии. Задачи: - Способствовать положительной динамике развития интеллектуальных способностей у дошкольников . - Развивать познавательный интерес к здоровому образу жизни. - Развивать моторную сферу ребёнка. - Развивать межполушарное взаимодействие. - Развивать речь.

Слайд 7

Применение метода кинезиологии позволяет улучшить: Речь Внимание Снижает утомляемость Моторику Повышает интеллектуальные способности Повышает познавательные способности

Слайд 8

Каковы же методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений - Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. -Педагог обязан сначала сам освоить упражнения практической кинезиологии. Кинезиологические занятия и упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. -Упражнения необходимо проводить ежедневно. -Упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному. Чтобы научиться точно выполнять движения легче начинать с карточек-опор (показ).

Слайд 9

Для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме. Дети вместе со взрослым повторяют речевое сопровождение всех упражнений (например упр. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем» ). Упражнение «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!» Также можно использовать кинезиологические сказки, в которых используется несколько упражнений.

Слайд 10

Упражнения для развития мелкой моторики

Слайд 12

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Слайд 13

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Слайд 14

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

Слайд 15

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Слайд 16

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения .

Слайд 17

Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, развивать творческую деятельность. Ребенок овладевает умениями, которые ранее были недоступны ему.