Разработки уроков
Мои лучшие уроки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа электрического тока. | 187.5 КБ |
Работа электрического тока - слайды | 807 КБ |
Горение. Энергия топлива. (интегрированный урок) | 20.84 КБ |
Существует ли атмосферное давление? | 21.65 КБ |
Модуль силы Ампера. | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по физике (8 класс) «Работа электрического тока».
Тип урока: введение новых знаний.
По используемой технологии: проблемно-диалогический.
По применению полученных знаний: практико-ориентированный.
Определение темы урока и постановка цели производилось через создание мотивационного поля при помощи наглядного материала и формулирование проблемной ситуации на основе личного опыта учащихся через побуждающий диалог, что соответствует технологии проблемного диалога.
Слайд № 2. Для начала давайте посмотрим на экран, 1) что мы видим на этом рисунке? (Различные электрические приборы) 2) Как мы узнаём, что в проводнике есть ток? (По его действию) 3) Какие действия электрического тока вам известны? (Тепловое, механическое, химическое, магнитное) 4) Можно ли действия электрического тока назвать работой? (Да) 5) Куда уходят утром Ваши родители? (На работу) 6) Зачем они ходят на работу? (Чтобы получить зарплату)
Значит, за работу электрического тока тоже должна быть зарплата. Приведите примеры электрических приборов, которые работают в Вашем доме? (Утюг, пылесос, лампочка, холодильник, фен, и т.д.). За работу всех этих приборов мы «даем зарплату» электрическому току.
Так как же мы назовем тему нашего урока? («Электрический ток и его «зарплата») А умеем ли мы делать расчет стоимости работы электрического тока домашних приборов? (Нет) Вот в этом и заключается проблема нашего урока. Скажите, а какова будет цель нашего урока? (Научиться рассчитывать стоимость работы электрического тока) Хорошо. Определим теперь базу наших знаний. Продолжите предложения
Слайд № 3:
1.Электрическим током называется ……
2. Электрическим напряжением называется ……..
3.Прибор для измерения тока называется ……
4.Прибор для измерения напряжения называется ……
5. Прибор для измерения времени называется ……
6.Устройство для замыкания и размыкания электрической цепи называется ……
Из предложенных Вам формул (на доске висит около 10 шт. табличек с различными формулами) выберите:
1) формулу I;
2) формулу U.
Гипотеза: Если у нас имеется такая база данных, то мы можем определить формулу работы электрического тока.
Из какой, из выбранных формул мы можем определить работу? (Вторая) Напишите какое должно быть выражение для работы электрического тока из второй формулы. (U=A/q ➔A=q*U; ученик пишет на доске или выбирает формулу).
Напряжение мы можем измерить вольтметром, а вот что делать с q? Нельзя ли его заменить на что-то другое, что мы можем измерить обычными приборами, которые мы уже применяли при выполнении лабораторных работ по электрическому току? ... Найдем из первой формулы q (I=q/t ➔q=I*t; ученик выбирает формулу). И подставим это значение в формулу для А. Получим? (Ученик выбирает формулу)
Таким образом, мы получили формулу, которая определяет работу электрического тока: A=U*I*t.
Теперь переходим к экспериментальной части нашего урока. Определим работу лампочки. Необходимые приборы для проведения эксперимента нами были указаны при выполнении работы по слайду – продолжить предложение. Схема электрической цепи для нашего эксперимента. Слайд № 4.
- Техника безопасности:
- На рабочем месте оборудование располагайте аккуратно.
- После сборки всей электрической цепи не включайте её до тех пор, пока учитель всё не проверит.
- Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.
- При обнаружении неисправности в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
- По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.
Теперь сказать о том, как оценивается работа учащихся по цвету карточки. (Зелёный кружок – оценка = 5; синий = 4; красный = 3).
Теперь приступаем к эксперименту.
Так, цепь собрали. Записываем показания амперметра и вольтметра, пусть время будет = 1с. Делаем расчет работы нашей лампочки. (Например: 1 парта 2 ряд, ученик выходит к доске и пишет свои расчеты):
Дано: Решение
t=1с А=I U t = …Дж
I=….А
U=…В Например: А=2,16Дж
А=?
Теперь определим стоимость работы нашей лампочки. Это нам поможет контролировать, регулировать, экономить расход электроэнергии дома, что очень актуально на сегодняшний день.
Тариф (цена) на сегодняшний день – 2,05 руб. за 1кВт*ч.
Работа может иметь две единицы измерения – в СИ и практическая. На практике для определения стоимости работы электрического тока используют единицу измерения работы не в Дж, а в кВт*ч, потому что электрические приборы работают не 1с, а больше, и перевод в секунды большого промежутка времени усложняет расчеты.
Слайд № 5. Мы тоже прейдем на кВт*ч. Известно, что 1Дж=1/3 600 000 кВт*ч. Тогда, по правилу перевода: умножаем на число, стоящее после знака равенства: 2,16*1/3 600 000 кВт*ч. И сколько стоит такое количество кВт*ч (если 1кВ*ч стоит 2,05руб, что надо сделать, чтобы найти стоимость в 2,16*1/3 600 000 больше кВт*ч? – надо умножить).
2,16*2,05/3 600 000=0,00000123руб
Это стоимость работы электрического тока нашей лампочки за 1с (Даже 1 коп. нет). А если лампочка большая? (Показать лампочку на 95Вт) Она примерно в сто раз больше и пусть горит не 1с, а 4ч в день – это 14400с и возьмём не 1 день, а 30 дней (месяц), что тогда у нас получится? (А=2,16*100*14400*30=93 312 000 Дж) Переведем в кВт*ч. (93 312 000/3 600 000=25,92 кВт*ч) Найдем стоимость: 25,92*2,05 ~ 53руб.
Итак, мы решили нашу проблему? (Мы научились делать расчет стоимости работы электрического тока?). Теперь Вы знаете, как можно определить стоимость работы любого электрического прибора за любое время.
Слайд № 6. Видите, как сложно в Дж. Гораздо проще в кВт*ч (см. слайд счетчик: берём показания в начале месяца, затем в конце месяца. От большего показания отнимаем меньшее-это расход энергии в квартире за месяц, и расход умножаем на тариф – получаем стоимость (зарплату электрического тока) израсходованной энергии в нашей квартире за месяц.
Слайд № 7. Теперь домашнее задание: определить стоимость энергии в своей квартире за 1 час.
Надо: 1 показание – в 20ч
2 показание – в 21ч
(слайд: (2 показание – 1 показание)*тариф=стоимость)
Заодно, определите и за месяц (запишите, какие электрические домашние приборы работали у Вас в это время).
Слайд № 8, № 9. Теперь, решите задачу: Лена сняла показания счетчика 1 февраля 2016 г. (4261 кВт*ч) и 28 февраля 2016 г. (4343 кВт*ч). Сколько ей надо заплатить за электроэнергию? 1 кВт*ч стоит 2,05 руб.
Итак, каковы результаты нашей встречи? Слайд № 10, № 11. – рефлексия:
1) Сегодня на уроке я повторил … базовые знания по теме электрический ток;
2)Сегодня на уроке я узнал, … по какой формуле определяется работа электрического тока;
3) Сегодня на уроке я научился … делать расчет стоимости работы электрического тока.
Мы решили нашу проблему? (Да) Научились делать расчёт стоимости работы электрического тока домашних приборов? (Да)
Слайд № 12. 1) Очень строгий контролер
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргает:
Стоит только свет зажечь,
Иль включить в розетку печь –
Все на ус мотает.
(Электросчетчик, энергомер, «мотает на ус» - расход электроэнергии)
2) Какие приборы нужны, чтобы определить работу электрического тока? (амперметр, вольтметр и часы)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Электрическим током называется … 2)Электрическим напряжением называется … 3)Прибор для измерения тока называется … 4)Прибор для измерения напряжения называется … 5)Прибор для измерения времени называется… 6) Устройство для замыкания и размыкания электрической цепи называется …
Х А V
1 Дж= кВт*ч 1 3 600 000
(2 показание – 1 показание)*тариф=стоимость
Лена сняла показания счетчика 1 февраля 2016 г. (4261 кВт*ч) и 28 февраля 2016 г. (4343 кВт*ч). Сколько ей надо заплатить за электроэнергию? 1 кВт*ч стоит 2,05 руб.
4 343 – 4261 = 82 кВт*ч 82 * 2,05 = 168,1 руб. Решение
Рефлексия Сегодня на уроке я повторил… Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился…
… базовые знания по теме электрический ток; … по какой формуле определяется работа электрического тока; … делать расчет стоимости работы электрического тока.
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме: «Горение. Энергия топлива». Физика 8 класс
Учитель МБОУ Гимназии №5 г. Кызыла
Моисеев А.П.
Тема: Горение. Энергия топлива.
На любой «маленькой» теме, на любом «маленьком» уроке можно открыть довольно большой научный и познавательный материал. Примером такой темы у меня является тема из 8 класса параграф 11 «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива» и параграф 12 «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах». У меня эта тема называется: «Горение. Энергия топлива».
План урока:
- Устный счет.
- Тема + доклады учащихся.
- Домашнее задание.
- Практическая работа.
- Итоги урока.
- Оценки.
- Дополнительный материал.
Устный счет. Масса вещества = 1 кг.
Какое количество теплоты надо затратить для изменения температуры алюминия на 1оС (920 Дж); свинца на 2оС (280 Дж); олова на 2оС (460 Дж); серебра на 3оС (750 Дж).
Тема. Для нагревания тел нужна энергия. Наиболее часто получают энергию из топлива, например, сжигая дрова.
Тема сегодняшнего урока: «Горение. Энергия топлива».
Цель: Выясним, что такое горение и как рассчитать количество энергии, выделившейся при сгорании какого-либо топлива.
При расчетах различных тепловых двигателей, отопительных устройств, горелок (паяльная лампа, спиртовка и др.) необходимо знать точно, какое количество тепла может выделить сжигаемое топливо. Вспомните: какие виды топлива вам известны? (Уголь, нефть, торф, дрова, сланцы, природный газ.)
Что же представляет собой процесс горения? Горение – это первая химическая реакция, освоенная человеком, когда он научился добывать огонь. Огонь дал возможность человеку легче переносить зимнюю стужу, готовить пищу из несъедобных в сыром виде семян и корней растений, выплавлять из руды металлы. Во время этого рассказа показываю опыт – «Волшебная палочка»: стеклянную палочку макаю в концентрированную серную кислоту (Н2SO4), потом в перманганат калия (марганцовка KMnO4) и подношу к спиртовке. Что мы видим при возгорании спиртовки? Огонь – выделяется свет. Жар (костер) – выделяется тепло.
Значит, реакции, сопровождающиеся выделением теплоты и света, называют – горением. Опытным путем установлено, сколько тепла выделяется при полном сгорании 1 кг топлива. Эта величина получила название – удельная теплота сгорания топлива. Составляем опорный конспект: q (ку, Дж/кг) – удельная теплота сгорания топлива, Q (ку, Дж) – полное сгорание 1 кг топлива. Затем работаем с таблицей – удельная теплота сгорания некоторых видов топлива по учебнику (стр. 26). Отвечаем на вопрос: что означает это число? А если у нас не 1 кг, а m кг топлива. Как определить Q?
1 кг – q Дж
При полном сгорании любой массы топлива: Q=qm, q=Q/m (Дж/кг)
m кг - ? Дж
Для слабо владеющих математикой полезен мнемонический треугольник:
Q
«Откуда берется энергия?» - доклад ученика (из книги «все обо всем» стр. 74. На корешке книги изображена – бабочка).
И здесь – в тепловых процессах, как и в механике, выполняется великий закон – закон сохранения энергии.
Энергия топлива – световая, тепловая. Вспомните лабораторную работу: смешивание горячей и холодной воды. Простые и другие опыты показывают – при любых превращениях энергии, ее значение сохраняется. Это привело к открытию закона сохранения энергии. Составляем опорный конспект: основной закон природы – не создается, не исчезает, превращается, переходит, сохраняется. Мир вечен! При горении есть отходы СО2. Здесь показываю опыт – «Бенгальский огонь». Сахарная пудра (толченый сахар) – смешать с бертолетовой солью. На смесь две капли концентрированной серной кислоты (Н2SO4).
Каждый атом углерода соединяется с двумя атомами кислорода, образуя при этом молекулу оксида углерода (углекислого газа). При образовании этой молекулы выделяется энергия.
«Дым, смог» - доклад ученика (книга «Все обо всем» стр.78. На корешке – птичка).
«Парниковый эффект» - доклад ученика (книга «Все обо всем» стр. 59. На корешке – лягушка).
Рассмотрим опыт. Бихромат аммония – подогрет 2-3 минуты – вулкан. Что похожее встречается в природе? Вулкан – энергия из недр Земли. Как определить количество выделившейся энергии в данном опыте?
Рассуждая вместе с учащимися, приходим к решению: взвесить пепел – mт-mп=m сгоревшего топлива, то Q=qmсгоревш , q=qусловн (по таблице) = 29,3*106 (Дж/кг).
Домашнее задание. Параграфы 11, 12. Упр. 6(4).
Что такое «Ручное топливо»? – спички. «Кто изобрел спички?» - доклад ученика (Книга «Все обо всем» стр.263. На корешке – птичка).
Теперь проведем практическую работу «Определить количество энергии при сгорании одной спички».
Дано: весы, разновески, спички, таблица с q. Дрова сухие q= 1*107 (Дж/кг), m – масса сгоревшего топлива (одна спичка), можно измерить нескольких сгоревших спичек (4-5), а потом найти массу одной сгоревшей спички.
Итог урока. Узнали, откуда берется первоначальная энергия на Земле, как из нее можно получить тепло и свет (реакция горения). И как определить величину тепла (энергии) при горении топлива.
Оценки. 1. За доклады.
2. За активность на уроке.
Дополнительно (если осталось время) можно провести игру – угадать топливо по буквам (5 букв – уголь).
Примечание: Данную тему можно провести за два урока совместно с учителем химии, как интегрированный урок.
Предварительный просмотр:
- Орг. Момент.
- На прошлом уроке вы изучили закон Паскаля. О чём говорит этот закон?
- За счёт чего возникает давление газов на дно и стенки сосудов? (удары молекул)
- Как называется газ, находящийся вокруг поверхности Земли? (воздух)
Тема: Атмосферное давление.
Цели: Образовательная цель: Выяснить существует или нет атмосферное давление и показать некоторые его проявления на практике.
Воспитательная цель: любопытство, интерес к изучению окружающего мира.
Развивающая цель: умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
Естественную смесь газов, образующих газовую оболочку вокруг поверхности Земли называют – воздухом (атмосферой), т.е. атмосфера – это воздушная оболочка Земли.
Почему атмосфера?
Атмос – пар, воздух; сфера – шар (греч.) Простирается на высоту нескольких тысяч км. Поверхность Земли – дно воздушного океана.
- Как вы думаете, оказывает воздух (как представитель газа) давление на окружающие тела или нет? (Разные мнения)
Давайте проведём некоторые экспериментальные исследования.
- Вытяните руку – есть давление? (Не ощущается.)
- Опыт: подъём жидкости за поршнем.
- Что заталкивает жидкость в трубку? (воздух – ведь ничего другого в окружении воздуха нет).
- Опыт: пипетка.
- Почему жидкость не выливается? (Воздух не пускает.)
- Вспомним закон Паскаля - как передается давление в газах и жидкостях? (Во все стороны – без изменения ) Значит и давление воздуха (атмосферное давление, если оно есть) должно передаваться по всем направлениям (по закону Паскаля), в том числе и вверх.
- Опыт: стакан с водой + листок бумаги
- Опыт: шприц.
- Что заталкивает воду? (Давление воздуха – атмосферное давление.)
- Опыт: трубочка + жидкость.
- Что не пускает жидкость? (Давление воздуха.)
- Так есть или нет атмосферное давление? (Есть.)
Попробуем изменить (искусственным путём) атмосферное давление для этой трубки.
- Опыт: автопоилка.
- Почему? (Атмосферное давление не пускает.)
Итак, атмосферное давление есть! И, как мы, теперь видим – обладает определённой силой. Это давление определяе5тся ещё и силой тяжести.
(см. рис.)
Где больше будет давление
в верхних слоях или в нижних?
воздух - (Внизу.) Почему?
атмосфера (Увеличивается действие Fт,
2
увеличивается сжимаемость
1 воздуха ⇒ увеличивается и
Земля давление.)
Давайте попробуем примерно оценить силу атмосферного давления на человека. Человек5 массой около 60 кг и ростом 1 м 60 см, имеет площадь 1,6 м2
Величина нормального атмосферного давления, считается равный 101325 Па., тогда Р0 = ⇒ Р0*S=101325 *1,6=162120 H или кг = =16212 кг = 16т 212 кг. Ужас?!
- как вы думаете, почему атмосфера Земли не раздавит человека? (От природы внутри человека давление – равное атмосферному.)
- Может ли давление воздуха, изменятся со временем или с изменением местности? (Да.)
- какой главный орган у человека в создан6ии внутреннего давления? (Сердце.)
Значит, чтобы ваше здоровье не зависело от погоды или от перемены местности надо беречь – что? (Сердце.) Надо тренировать его – делать зарядку, дыхательные упражнения.
Итак:
- Что такое атмосфера? (Воздушная оболочка Земли)
- Что мы называем атмосферным давлением? (Давление воздуха.)
- Чем определяется давление воздуха? (ударами молекул и действием Fт на воздушную оболочку Земли.)
Оценки за урок.
Д/з § 42, (§ 43 изучить самостоятельно)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по физике в 11 классе по теме:
«Модуль силы Ампера»
Учитель МБОУ Гимназии №5 г. Кызыла
Моисеев А.П.
- Оргмомент.
- Пр. Д/з.
Определить по правилу левой руки. Направление:
- от нас
J J В б) к нам
J в) вверх
J г) вниз
Фронтальный опрос:
- Что такое МП?
- Кто обнаружил магнитное поле – действие эл. тока?
- Какой величиной характеризуется МП?
- О чем говорит правило буравчика?
- Как читается правило левой руки?
Мы узнали о существовании силы со стороны МП. Узнали, как определить можно направление ее действия со стороны МП. Сегодня мы выясним, как можно определить числовое значение магнитной силы.
Тема: «Модуль силы Ампера».
Цель: выяснить зависимость и написать формулу магнитной силы, действующей на проводник с током в МП. Опыт:
1 – алюминиевая
проволочка,
подвешенная на
тонких медных
- проводниках
к деревянной рейке, укрепленной в штативе.
Проволочка помещается над окном кодоскопа (или графопроектора – лучше). Опыт можно проводить без экрана.
А) Отметим положение тени проводника 1 на доске. Выясним: зависит ли положение от того, есть ток или нет в проводнике? (не зависит) Зависит ли положение от магнита (МП) без тока в проводнике 1? (не зависит)
Б) А если ток есть и МП? (Хорошо видно, как тень проволочки на доске перемещается)
Есть движения – действует Fm . Как определить, от чего зависит Fm ? Что мы можем изменить в данной установке, в условиях данного опыта? (силу тока)
В начале демонстрационный гальванометр с шунтом на 10А можно поставить (вторая отметка тени) с помощью реостата на 0,9А (увеличим J). Что происходит с Fm? (Хорошо видно, как тень на доске проводника 1 сдвигается. При увеличении J увеличивается Fm.) При увеличении J до 1,8А промежуток от третьей отметки до первой (без тока) увеличился почти в 2 раза, значит Fm прямо пропорционально J.
В) Изменим величину МП (при J=0,9А). Положим полосовые магниты одноименными полосами на дугообразный магнит. Видим на тени, что и в этом случае отклонение увеличивается, то есть Fm прямо пропорционально В.
1
Г) Изменим длину проводника, область, где существует МП, поставим 2 вместе связанных дугообразных магнита. (Тени при J=0,9А ясно видно, как отклонение тени увеличивается в 2 раза.) Вывод: Fm прямо пропорционально L.
1
Д) Теперь попробуем менять положение магнита (одного достаточно). Видим, что при изменении направлении В, меняется и Fm . (Наибольшее отклонение, если В перпендикулярно J, нет – В параллельно J.) Значит, Fm прямо пропорционально углу наклона.
В
J
В
J
Пункт В) можно не рассматривать, так как нет влияния на проводник с током (видели из опыта при повороте магнита). Вперпендик=В*sinугла , значит Fm прямо пропорционально произведению В на синус угла наклона.
Что значит Fm прямо пропорциональна данным величинам? Что надо сделать (математически) с этими величинами? (Знак действия между ними? Умножить.) Получаем в итоге: Fm=JBLsinугла . Это и сеть выражение для силы, действующей со стороны МП на проводник с током (сила Ампера).
Вывод: от чего зависит Fm (FA)? FA равна произведению …
Оценки за работу на уроке.
Д/з: параграф 62, №892 (832) из задачника Рымкевича.
L=20 см Fт=FA , Fт=mg, FA=JBLsinугла , угол равен 90о, тогда его синус
m=4 г равен 1, то mg=JLB, откуда B=mg/JL=0,02 Тл
J=10А
В=?
№ 890 (830)
L=5 см F=JBLsinугла , откуда В=F/JLsinугла
F=50 мН синус 90о равен 1, тогда В=F/JL=0,04 Тл (40 млТл)
J=25A
Угол=90о
В=?
№894 (834)
L=8 см А=FS, F= JBLsinугла , угол равен 90о , то синус этого угла
J=50A равен 1, тогда А=JBLS=8*10 -3 Дж (8 мДж)
B=20 млТл В
S=10 см J
А=? S (к нам)
Еще раз подвести итог урока: от чего зависит модуль FA?