Мастер - класс

Моисеев Александр Павлович

Уроки нестандартного содержания

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Оргмомент
  2. На прошлом уроке мы с вами говорили о линиях  Е. Эта тема тесно связана  с сегодняшней:

Тема: Поведение заряда в электрическом поле».

Цель: Выяснить, как ведет себя q  при разных условиях в электрическом поле.

Вспомним:

  1. Что такое электрическое поле? /особый вид материи…/
  2. Каким образом, с помощью чего можно создать такое поле?  /q/
  3. Что такое заряд? /мера-как масса – тяжесть; температура-тепло/
  4. А может ли быть источником электрического поля заряженный шар, пластина? /да/
  5. При  помощи чего можно изобразить вид (картину) электрического  поля /линий Е/

А теперь (по желанию) 3 ученик  - показать картину электрического поля между двумя разноименными  зарядами  +  и  --.

Следующее задание: давайте нарисуем электрическое поле между двумя заряженными пластинами:

                Е        

        

Как называется такое электрическое поле? /однородное/. Давайте поместим в это поле + q

                

        

Что произойдет с этим q?

Нарисуйте F, действующую на q в этом поле. Сколько видов q существует в природе? А как будет вести себя – q в этом поле?

        

        F                F

        F

Что будет, если эти заряды соединить между собой жесткой связью?

(!q+!=!q _!)

        F                                                 F                    F

             F

        (рис. 1)

Вывод: повернуться, и будут как бы растягиваться, но движения не будет.

(F = F)  (см. рис. 1)

Следующее задание: как нарисовать силовые линии, чтобы показать, что в точке  А  E>чем в /./ В?

.А              .В                А        В

Давайте, исследуем поведение зарядов в этом поле. Как можно назвать такое поле? /неоднородное/

                

        А        В

        

Укажите F, действующие на заряды.

        FА

                       А                В

        FВ

FА        FВ т.к. Е  в  А        Е  в  В

Возьмем теперь систему разноименных одинаковых по модулю зарядов

        А        В

Нарисуйте к чему должно привести действие электрического поля на эту систему /посмотрите рисунок№1/

                 F

        А        F        В

                      Вывод: повернется и будет втягиваться в поле.

        Итог урока: Итак, мы сегодня рассмотрели поведение  + и  –  зарядов в однородном и неоднородном электрическом поле, взятых по отдельности и в связке.

Все  вопросы – задания выполняются учащимися у доски, вызванными учителем или по желанию. Затем решения сверяются и выбирается правильный  вариант. Теперь рассмотрим задачу. В воду опустили пластины и сильно наэлектризовали. Как можно наэлектризовать? Как будет вести себя вода между пластинами?

Варианты ответов:

  1. выгнется
  2. прогнется
  3. поднимется
  4. опустится
  5. не изменится

Давайте исследовать:

 а) нарисуйте картину электрического поля пластин в воде / у края пластин/. Однородное  или  нет,  получилось поле? /нет/.

б) что произойдет с молекулами воды, если допустить, что они  представляют собой жесткую связь разноименных зарядов? /см. рис. №2)

        В области 1 гуще

        Е  здесь  больше  и

        F        F        F здесь больше, чем

        в области  2.

        F1        F1

        1

                                       

                       F2                          F2

Вывод: вода поднимается между пластинами, верхним диполям все равно

см. рис№1 – поверхность ровная (так как поле здесь однородное)

До бесконечности? /нет         FT  /

Домашнее задание: Если в пластине сделать дырку и поставить колесо – получится «вечный» двигатель!?

 

        

Получится или нет «вечный» двигатель? Почему?

         Убрали                 здесь        q,           и

        отталкивается,        не будет вытекать.

Дополнительное задание: как будет вести себя такая связка q?

        q

        2q

Ответ: Повернется и, будет двигаться влево.

Объявить оценки за урок, если они не были объявлены в течении урока.

       Я стараюсь создать такой урок, который бы помогал ученику самостоятельно изучать учебный материал. Этот урок можно проводить      не только в профильном классе, но и в любом другом 10 классе.         

       Урок направлен на развитие исследовательской деятельности ученика.  Исследование проблемы происходит дифференцированно (от простого к более сложному) с учетом возможностей и «сильного», и «слабого» ученика. В принципе, любой ученик в силах справиться  с теми заданиями, которые выполняются в процессе исследования данной проблемы этого урока. При выполнении поставленных задач у ученика возникает психологическое состояние успешности самостоятельного овладения новыми знаниями.

Ученики решают  задание,  не  зная заранее каков должен быть результат. Результат определяется  в  процессе поэтапного разрешения поставленных заданий, как конечный продукт исследования общей проблемы урока.

        Учитель координирует  ход исследовательской деятельности учеников. Учащиеся самостоятельно находят решения поставленных задач в течении всего урока.  

          Данный урок непосредственно связан с предыдущими, где были изучены базовые сведения для решения исследовательских задач данного урока (заряд, взаимодействие зарядов, электризация, линии Е, однородное поле, неоднородное поле).   И   в  дальнейшем, материал знаний, отработанный учениками на этом уроке, поможет понять такие темы как:  поведение проводников и диэлектриков в электрическом поле: работа и энергия электрического поля.

          Уровень усвоения материала учениками  виден в процессе его исследовательской деятельности при изучении новой темы, при решении задач на закрепление и при выполнении домашнего задания.

          Даже «слабые»  ученики принимают активное участие в реализации поставленных задач урока. Учащиеся хорошо справляются с материалом на закрепление. Все заинтересовались проблемой задачи  из домашнего задания. Для наглядности можно использовать транспаранты, или, что еще лучше – урок прекрасно будет смотреться в компьютерной анимационной обработке.  

        



Предварительный просмотр:

 План-конспек мастер-клас урока: «Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении»

       Цели: Образовательная: Определить количество теплоты при нагревании и охлаждении вещества.

       Воспитательная: Любопытство, интерес к окружающему миру

       Развивающая: Умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

       Урок проведём в виде лабораторной работы.

- сколько энергии отдаёт горячая вода и сколько энергии получает холодная вода при теплообмене? (Одинаковое количество) (Теоретическую часть по теплообмену учащиеся – прошли)

- вот это и проверим на опыте. Будем смешивать горячую и холодную воду. Для простоты возьмём одинаковое количество горячей и холодной воды. Вот измерительный стакан – здесь отметка = 100 грамм.

- по какой формуле определяется количество теплоты при нагревании, охлаждении?

(Q=cm∆t) (c-? m-? ∆t-? ∆t= t-t0)

-а, какие измерения нам нужно сделать, чтобы проверить на опыте соотношения Qг и Qх воды? (m г и х воды, tг, tх, tсм, c-по таблице)

-для этого заполним таблицу:

Масса х воды

Темп х воды

Масса г воды

Темп г воды

Темп смеси

(Чтобы сэкономить время – таблицу можно распечатать заранее. –вы её заполните и вклеите в тетрадь.)

 –раздать таблицу.

-сначала измерим tх воды в смесителе – стакане. Теперь отмерим 100г горячей воды (из чайника) и поместим её в измерительный стакан. Измерим tг.  –Теперь, что надо сделать? (смешиваем в смесителе) –горячую воду добавляем в смеситель. Перемешиваем датчиком и измеряем tсм. –теперь, что делаем? (расчёты)

-как рассчитать Q отданное горячей водой? (Qг= cm∆tг, где ∆tг=tг-tсм и Qх= cm∆tх , где ∆tх = tсм - tх ) –так, хорошо – таблицу заполняем и делаем расчёты.

- сравним результаты. Видим, что Qг и Qх примерно равны. (У некоторых учащихся могут получиться точные равенства – до десятых) – а почему, точно не равны? (Все приборы для опыта, как-то поглощают энергию воды и окружающий воздух – тоже. Точность массы, тоже меняется при переливании). Равенство, будет тем точнее, чем меньше потерь энергии воды, допускается в опыте.

-итак, что мы делали сегодня на уроке? (Лабораторную работу по смешиванию горячей и холодной воды) – а для чего, мы это делали? (Чтобы проверить, сравнить Q отданное горячей водой и Q полученное холодной водой) – т. е. проверить закон сохранения энергии при теплообмене. (Что, энергия, нагревающихся тел увеличивается на столько, на сколько уменьшается внутренняя энергия остывающих тел). Вывод: возможно, закон сохранения энергии, выполняется и для других веществ, тел – если это выполняется для воды?!

-мы, добились успеха? (Да!)

-мы, молодцы? (Да!)

-спасибо Всем! Урок окончен!