Мастер - класс
Уроки нестандартного содержания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поведение заряда в электрическом поле. | 101 КБ |
Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении. | 11.44 КБ |
Предварительный просмотр:
- Оргмомент
- На прошлом уроке мы с вами говорили о линиях Е. Эта тема тесно связана с сегодняшней:
Тема: Поведение заряда в электрическом поле».
Цель: Выяснить, как ведет себя q при разных условиях в электрическом поле.
Вспомним:
- Что такое электрическое поле? /особый вид материи…/
- Каким образом, с помощью чего можно создать такое поле? /q/
- Что такое заряд? /мера-как масса – тяжесть; температура-тепло/
- А может ли быть источником электрического поля заряженный шар, пластина? /да/
- При помощи чего можно изобразить вид (картину) электрического поля /линий Е/
А теперь (по желанию) 3 ученик - показать картину электрического поля между двумя разноименными зарядами + и --.
Следующее задание: давайте нарисуем электрическое поле между двумя заряженными пластинами:
Е
Как называется такое электрическое поле? /однородное/. Давайте поместим в это поле + q
Что произойдет с этим q?
Нарисуйте F, действующую на q в этом поле. Сколько видов q существует в природе? А как будет вести себя – q в этом поле?
F F
F
Что будет, если эти заряды соединить между собой жесткой связью?
(!q+!=!q _!)
F F F
F
(рис. 1)
Вывод: повернуться, и будут как бы растягиваться, но движения не будет.
(F = F) (см. рис. 1)
Следующее задание: как нарисовать силовые линии, чтобы показать, что в точке А E>чем в /./ В?
.А .В А В
Давайте, исследуем поведение зарядов в этом поле. Как можно назвать такое поле? /неоднородное/
А В
Укажите F, действующие на заряды.
FА
А В
FВ
FА FВ т.к. Е в А Е в В
Возьмем теперь систему разноименных одинаковых по модулю зарядов
А В
Нарисуйте к чему должно привести действие электрического поля на эту систему /посмотрите рисунок№1/
F
А F В
Вывод: повернется и будет втягиваться в поле.
Итог урока: Итак, мы сегодня рассмотрели поведение + и – зарядов в однородном и неоднородном электрическом поле, взятых по отдельности и в связке.
Все вопросы – задания выполняются учащимися у доски, вызванными учителем или по желанию. Затем решения сверяются и выбирается правильный вариант. Теперь рассмотрим задачу. В воду опустили пластины и сильно наэлектризовали. Как можно наэлектризовать? Как будет вести себя вода между пластинами?
Варианты ответов:
- выгнется
- прогнется
- поднимется
- опустится
- не изменится
Давайте исследовать:
а) нарисуйте картину электрического поля пластин в воде / у края пластин/. Однородное или нет, получилось поле? /нет/.
б) что произойдет с молекулами воды, если допустить, что они представляют собой жесткую связь разноименных зарядов? /см. рис. №2)
В области 1 гуще
Е здесь больше и
F F F здесь больше, чем
в области 2.
F1 F1
1
F2 F2
Вывод: вода поднимается между пластинами, верхним диполям все равно
см. рис№1 – поверхность ровная (так как поле здесь однородное)
До бесконечности? /нет FT /
Домашнее задание: Если в пластине сделать дырку и поставить колесо – получится «вечный» двигатель!?
Получится или нет «вечный» двигатель? Почему?
Убрали здесь q, и
отталкивается, не будет вытекать.
Дополнительное задание: как будет вести себя такая связка q?
q
2q
Ответ: Повернется и, будет двигаться влево.
Объявить оценки за урок, если они не были объявлены в течении урока.
Я стараюсь создать такой урок, который бы помогал ученику самостоятельно изучать учебный материал. Этот урок можно проводить не только в профильном классе, но и в любом другом 10 классе.
Урок направлен на развитие исследовательской деятельности ученика. Исследование проблемы происходит дифференцированно (от простого к более сложному) с учетом возможностей и «сильного», и «слабого» ученика. В принципе, любой ученик в силах справиться с теми заданиями, которые выполняются в процессе исследования данной проблемы этого урока. При выполнении поставленных задач у ученика возникает психологическое состояние успешности самостоятельного овладения новыми знаниями.
Ученики решают задание, не зная заранее каков должен быть результат. Результат определяется в процессе поэтапного разрешения поставленных заданий, как конечный продукт исследования общей проблемы урока.
Учитель координирует ход исследовательской деятельности учеников. Учащиеся самостоятельно находят решения поставленных задач в течении всего урока.
Данный урок непосредственно связан с предыдущими, где были изучены базовые сведения для решения исследовательских задач данного урока (заряд, взаимодействие зарядов, электризация, линии Е, однородное поле, неоднородное поле). И в дальнейшем, материал знаний, отработанный учениками на этом уроке, поможет понять такие темы как: поведение проводников и диэлектриков в электрическом поле: работа и энергия электрического поля.
Уровень усвоения материала учениками виден в процессе его исследовательской деятельности при изучении новой темы, при решении задач на закрепление и при выполнении домашнего задания.
Даже «слабые» ученики принимают активное участие в реализации поставленных задач урока. Учащиеся хорошо справляются с материалом на закрепление. Все заинтересовались проблемой задачи из домашнего задания. Для наглядности можно использовать транспаранты, или, что еще лучше – урок прекрасно будет смотреться в компьютерной анимационной обработке.
Предварительный просмотр:
План-конспек мастер-клас урока: «Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении»
Цели: Образовательная: Определить количество теплоты при нагревании и охлаждении вещества.
Воспитательная: Любопытство, интерес к окружающему миру
Развивающая: Умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
Урок проведём в виде лабораторной работы.
- сколько энергии отдаёт горячая вода и сколько энергии получает холодная вода при теплообмене? (Одинаковое количество) (Теоретическую часть по теплообмену учащиеся – прошли)
- вот это и проверим на опыте. Будем смешивать горячую и холодную воду. Для простоты возьмём одинаковое количество горячей и холодной воды. Вот измерительный стакан – здесь отметка = 100 грамм.
- по какой формуле определяется количество теплоты при нагревании, охлаждении?
(Q=cm∆t) (c-? m-? ∆t-? ∆t= t-t0)
-а, какие измерения нам нужно сделать, чтобы проверить на опыте соотношения Qг и Qх воды? (m г и х воды, tг, tх, tсм, c-по таблице)
-для этого заполним таблицу:
Масса х воды | Темп х воды | Масса г воды | Темп г воды | Темп смеси | Qг | Qх |
(Чтобы сэкономить время – таблицу можно распечатать заранее. –вы её заполните и вклеите в тетрадь.)
–раздать таблицу.
-сначала измерим tх воды в смесителе – стакане. Теперь отмерим 100г горячей воды (из чайника) и поместим её в измерительный стакан. Измерим tг. –Теперь, что надо сделать? (смешиваем в смесителе) –горячую воду добавляем в смеситель. Перемешиваем датчиком и измеряем tсм. –теперь, что делаем? (расчёты)
-как рассчитать Q отданное горячей водой? (Qг= cm∆tг, где ∆tг=tг-tсм и Qх= cm∆tх , где ∆tх = tсм - tх ) –так, хорошо – таблицу заполняем и делаем расчёты.
- сравним результаты. Видим, что Qг и Qх примерно равны. (У некоторых учащихся могут получиться точные равенства – до десятых) – а почему, точно не равны? (Все приборы для опыта, как-то поглощают энергию воды и окружающий воздух – тоже. Точность массы, тоже меняется при переливании). Равенство, будет тем точнее, чем меньше потерь энергии воды, допускается в опыте.
-итак, что мы делали сегодня на уроке? (Лабораторную работу по смешиванию горячей и холодной воды) – а для чего, мы это делали? (Чтобы проверить, сравнить Q отданное горячей водой и Q полученное холодной водой) – т. е. проверить закон сохранения энергии при теплообмене. (Что, энергия, нагревающихся тел увеличивается на столько, на сколько уменьшается внутренняя энергия остывающих тел). Вывод: возможно, закон сохранения энергии, выполняется и для других веществ, тел – если это выполняется для воды?!
-мы, добились успеха? (Да!)
-мы, молодцы? (Да!)
-спасибо Всем! Урок окончен!