Распространение опыта работы.

Киселева Ирина Олеговна

На данной странице я разместила материал, который использовала для выступления на методических объединениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet_i_ekstremizm.docx19.62 КБ
Файл vneurochnaya_deyatelnost_kak_prodolzhenie_uroka.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРНЕТ И ЭКСТРЕМИЗМ

Под экстремизмом, как правило, понимаются взгляды, учения или системы ценностей, категорически отрицающие существующий и общепринятый комплекс ценностей и при этом выступающие за насильственную смену ценностного комплекса в обществе. Взгляды и учения эти могут быть политические, социальные (культурные), а могут быть и религиозные. О религиозном экстремизме (сектантстве) мы поговорим отдельно, а сейчас уделим внимание «традиционному» толкованию экстремизма. 

От терроризма экстремизм отличается тем, что не реализует массово такие акции, как взрыв машин у правительственных зданий или захват пациентов целой больницы в заложники. Максимум, при котором экстремисты могут еще считаться таковыми – уличные акции с «рукоприкладным» насилием. Социальные сети в современном виде появились в самом начале XXI века. Они быстро стали универсальным средством общения. В мире к концу этого года будет насчитываться почти 1,5 млрд. пользователей социальных сетей. Наиболее распространенными из них в России являются «Живой Журнал» (более 8,6 млн. пользователей), «Фейсбук» (почти 7 млн.), «ВКонтакте» (более 43 млн. зарегистрированных аккаунтов2) и «Одноклассники» (более 200 млн.).

Так же как и средства массовой информации, социальные сети становятся объектом внимания разнообразных экстремистских групп, ведущих достаточно активную работу. Особая опасность террористической идеологии заключается в видимости совпадения декларируемых ею ценностей с общечеловеческими ценностями (декларирование неприятия наркомании, пьянства, беззакония, коррупции и всех видов преступности, пропаганды насилия и безнравственности в СМИ и т.д.), а также в обосновании необходимости применения насильственных методов и средств ради достижения поставленных целей.

Экстремизм как форма крайней, бескомпромиссной приверженности каким-либо взглядам, концепциям (неважно политическим, религиозным, поведенческим) существует не первый век. С проблемой экстремизма и его крайней формы – терроризма, сталкивались и древние греки и римляне, так или иначе это была проблема для государств и обществ в средние века и новое время.

Начиная с XIX века и вплоть до сегодняшнего дня эта форма противодействия нормальному развитию общества и укладу жизни стала насущной проблемой. Не нужно считать, что это лишь проблема государства и каждого человека в отдельности она не касается. Это не так - при захвате заложников или теракте с использованием взрывных устройств в первую очередь страдают простые граждане.

Для противодействия распространению идей экстремистского толка усилий только органов государственной власти недостаточно, да и уследить за всем Интернетом, пусть даже лишь за его русскоязычным сектором, невозможно. Необходимо, чтобы каждый здравомыслящий человек понимал, к чему могут привести необдуманные поступки и следование за человеческими «существами», основная цель которых – насилие. За последние годы в Интернете появилось большое количество разнообразных социальных сетей и блогов, характерными особенностями которых являются:

 возможность создания личных профилей (открытых или с ограниченным доступом), в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информации о себе (место учебы и работы, контактные телефоны или адреса электронной почты, хобби, жизненные принципы и др.);

 предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видеороликов, текстовых записей, организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т.п.);

 возможность формировать и поддерживать список других пользователей, с которыми у «владельца» имеются различные отношения и схожие взгляды (дружба, родство, деловые и рабочие связи, хобби, политические и иные пристрастия).

Русскоязычный сектор блогосферы и социальных сетей можно условно разделить на несколько сегментов:

А) «Живой Журнал» (далее - ЖЖ), старейший из блогосервисов Рунета (ныне переживающий определенный кризис), интерфейс этого сервиса, когда-то работавшего в «закрытом» режиме , подразумевал навык пользователя писать связные, аргументированные тексты, а древовидная система комментариев – вести множество независимых друг от друга дискуссий. Сегодня этот сервис считается прибежищем «интернет-элиты», обсуждающей заумные тексты. Он характеризуется старомодным интерфейсом и невозможностью ставить «лайки»4 . Основная масса известных «тысячников» (то есть пользователей, имеющих более 1000 официальных подписчиков) использует в качестве основной площадки именно ЖЖ, в том числе и для политической активности, зарабатывания денег и т.д.

Б) «Фейсбук», ныне все более популярная социальная сеть, постепенно перетягивает к себе аудиторию ЖЖ. Она менее требовательна к интернет-каналу, удобнее для доступа с помощью мобильных устройств, но в отличие от ЖЖ не поддерживает длинные тексты (максимум 5000 знаков), да и система комментариев не подразумевает удобства при ведении длинных дискуссий. Появление кнопки «like», дающей возможность отметить интерес и не требующей писать ответ, резко снижает интеллектуальную нагрузку на пользователя. Гораздо более распространена среди молодежи, а система мгновенных сообщений служит все более и более удобной заменой интернет-мессенджерам, типа ICQ или QIP.

В) «ВКонтакте» и «Одноклассники» - отечественные социальные сети, получившие максимальное распространение. Они не требуют хорошего, «широкого» интернет-канала и во многом именно поэтому зарегистрироваться в сервисе блогов могли только пользователи, имевшие специальное «приглашение» (заимств. «инвайт»)/

«Лайк» – показатель отношения пользователей к сообщению в социальных сетях, сайту, записи в блоге, сайту в поисковой выдаче или контекстному объявлению.

Изначально в социальной сети «Фейсбук» выглядел как кнопка интерфейса с символом в виде поднятого большого пальца кисти руки имеют гораздо большее распространение там, где доступ в Интернет имеет определенные ограничения. Полностью русскоязычный интерфейс более удобен для аудитории, не владеющей иностранными языками. Именно эти сети получили наибольшее распространение среди молодежи до 25 лет в сельской местности или небольших городах. Эти социальные сети не подразумевают умения создавать длинные связные тексты или вести аргументированную дискуссию. Они наиболее приспособлены для обмена визуальной информацией – фото или видео. Именно здесь, в социальных сетях и блогосфере, пользователь Интернета получает большую часть виртуального общения и может контактировать с носителями любых идей.

От реального мира это виртуальное пространство отличается не только объемом информации, скоростью доступа и количеством возможных контактов, но и резким снижением уровня контроля за контактами со стороны кого бы то ни было – от родителей до правоохранительных органов. Именно из-за этого интернет-пространство так «полюбилось» разного рода идеологам и вербовщикам экстремистских организаций. Сидя в тепле и уюте, зачастую вдали от территории Российской Федерации, можно вести индивидуальную работу по вербовке в ряды бандформирований молодежи из любого региона страны, с минимальным риском для себя.

Есть и еще одно объяснение, почему Интернет, и в частности социальные сети, так популярны у адептов экстремизма – им нужна «трибуна» для пропаганды своих взглядов. Официальные, действующие в правовом поле, лицензированные средства массовой информации (газеты, радио, телевизор) для них закрыты, поэтому на сегодня Интернет - единственная доступная трибуна, имеющая потенциально широкую аудиторию. Конечно, кроме присутствия в социальных сетях и блогосфере, экстремисты всех мастей стараются иметь и собственные сайты, но доступ к ним блокируется, спецслужбы стараются закрывать подобные ресурсы, да и аудитория у них сравнительно небольшая. Хотя, учитывая рост Интернета, этих ресурсов становится все больше: в 1998 году террористические структуры поддерживали всего 12 сайтов. Уже к 2005 году их насчитывалось около 4800, а в настоящее время, по оценкам экспертов, – около 10 тысяч. Кроме того, в сети функционирует большое количество новостных агентств и сайтов, напрямую не связанных с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию и оказывающих террористам поддержку в различных формах. Чтобы избежать блокировки со стороны органов власти, многие сайты постоянно меняют свои адреса.

В русскоязычном секторе Интернета в настоящее время работают около 200 сайтов, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма. Несмотря на достаточно большое количество, аудитория у них сравнительно небольшая и формируется в основном за счет тех, кто уже принял для себя ошибочное решение – связать свою жизнь с терроризмом.

Для привлечения непосредственно на ресурс новых сторонников их сначала нужно найти где-то в другом месте, вступить в контакт, убедить в своих идеях и после этого лишь привлечь на ресурс, особенно если прямой доступ к нему закрыт. В социальных сетях все гораздо проще – аудитория необъятная, достаточно написать в любой дискуссии короткую ремарку, как собеседники сами придут, чтобы начать спор, а дальше – «дело техники».

Методы информационного воздействия, которыми пользуются вербовщики и распространители противоправных идей, не новы. Это старые и хорошо известные средства, такие как подтасовка фактов, игры на необразованности или незнании определенных вещей, манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая риторика. Эти методы идеально работают и в обычной жизни: вспомните, как легко «заводится» толпа на митингах или болельщики на стадионе, как просто вбрасывается любая, самая бредовая идея и как в виде слухов она начинает распространяться на любые расстояния, по пути обрастая фантастическими подробностями и домыслами.

Социальные сети и блогосфера – это та же уличная толпа, только охват существенно больше и скорость распространения на порядок выше, а учитывая привычку большинства пользователей - увидев яркий, броский заголовок нажимать на кнопку «репост», «ретвит» или «поделится», можно сказать, что процесс распространения слухов превращается в неконтролируемое цунами.

Есть еще одна проблема, из-за которой слухи и недостоверная информация получают такую фантастическую скорость распространения – нежелание и/или неумение перепроверять полученную информацию.

Единственный метод борьбы с подобным волнообразным распространением «вброса» - проверка и перепроверка информации.

Как выглядит «экстремистский материал»? Конечно, признать тот или текст экстремистским может только суд, но знать и уметь находить признаки экстремизма Вы должны уметь.

Итак, если в тексте содержаться:

1. призывы к изменению государственного строя насильственным путем (т.е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а также собственно эта деятельность);

2. публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием средств массовой информации (под этим понимается заявление того или иного лица (источника) о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании);

3. возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания);

4. пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Если в увиденном Вами тексте присутствует хотя бы один из перечисленных признаков – относится к этому тексту надо с повышенной настороженностью.



Предварительный просмотр:

          Внеурочная деятельность как продолжение урока.

  • «Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление».

                                                                          Павел Петрович Блонский

Деятельность педагога не заканчивается с окончанием урока.

Цель внеурочной деятельности в области филологии — развитие индивидуальных способностей и интересов школьника, его социализация и воспитание средствами русского языка и литературы. В трудах методистов па первый план выдвигается познавательный аспект внеурочной деятельности, кроме того, очерчен широкий круг решаемых вопросов: становление самостоятельности и творческой инициативы учащихся, развитие потребности самообразования, становление исследовательской компетенции и одаренности детей.

Задачи.

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней, конкурсах и творческих делах.
  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым детям .
  5. Повысить интерес к предмету.

Формы внеурочной деятельности разнообразны.

-кружки

-консультации

-викторины

- журналы

-конкурсы

-олимпиады

-конференции и т.д.

В настоящее время инновационные технологии дают большие возможности педагогам и учащимся. Деятельность учителя заключается не только в традиционных формах,  но регулярно  появляются новые формы и идеи.

1. Наши ученики ежегодно участвуют в предметных олимпиадах. Задания которых выходят за рамки школьной программы.

2. Ежегодно проводятся литературные конкурсы чтецов «Болдинская осень» и «Живая классика», к которым мы готовимся как на уроках литературы ( Учимся выразительно читать стихи, прозаические отрывки), но и в свободное от уроков время. На «Живую классику» нужно выучить прозаический отрывок большого объема, зарегистрироваться на сайте. Несомненно, такие конкурсы очень важны для  детей. Они видят уровень других талантливых ребят, стремятся к совершенствованию ,учатся держаться на сцене, выступать перед зрителями, бороться, развивается уверенность в себе, дают богатый литературный опыт - все это помогает детям не только на уроках, но и в обычной жизни, а в наше время это очень важно. Большой вклад в развитие литературного таланта у ребят вносят учителя начальных классов, мы же , преподаватели среднего звена можем помочь ребенку развивать этот талант.

3.Еще одно интересное совместное дело, которое мы начали осваивать с детьми в прошлом году -это участие в инновационной экспериментальной площадке на базе НИРО. «Серебряный век русской поэзии». В ходе данного проекта мы с учащимися 9 и 8 классов Цветковой Екатериной, Рябовой Татьяной и Подоговой Дарьей учили стихи по данной теме, записывали видеоролики, размещали их на площадке, участвовали в голосовании. Нам пришлось осваивать не только компьютерные технологии, но и видеомонтаж, звукозапись. Работу на экспериментальной площадке, где важно все разместить на своих местах, не испортить работу других участников.

Для всех, кто принимал участие в этом проекте , данный опыт был очень важным. Более 20 видеороликов и презентаций, созданных учителями района совместно с детьми пополнили нашу видеотеку.

4. В этом году НИРО снова предоставляет нашему РМО бесплатную площадку для создания сетевого проекта «Буктрейлер» по зарубежной литературе. Работа начнется в августе( Чтение и выбор произведения зарубежной литературы), а к ноябрю ее можно будет оценить на данной площадке.

5.В данное время мы с группой ребят 5 класса принимаем участие в сетевом интернет- проекте «Я люблю русский язык», который начался в марте этого года, продлится до 10 мая. На данном этапе мы выполнили большую часть работы: зарегистрировались в летописи, создали аккаунты на гугл, создали страницу команды, научились ставить метки на карте, выполнили три опыта, дети подбирали познавательные тексты на определенное правило, искали заимствованные слова и их синонимы, подбирали фразеологизмы для ребуса, разгадывали ребусы и кроссворды других команд, составляли синквейн о русском языке. Конечно, большую работу приходится делать преподавателю, но дети в ходе данной деятельности получают дополнительные знания, учатся работать самостоятельно и в группах, учатся находить информацию в разных источниках и применять ее, повторяют правила. Данные умения они могут применять на других уроках, да и в жизни. А для меня, как для учителя-это несомненно, и новый опыт, новый вид деятельности, богатый материал, который можно использовать на уроках. Большинство интерактивных заданий доступны для скачивания.

6. Создание видеороликов. Данную форму я использую регулярно. В большей степени в классном руководстве и дома, для создания видео-поздравлений и фотоальбомов.