Для Вас, уважаемые родители!
Уважаемы родители! На этой страничке Вы найдете советы, которые помогут Вам в воспитании своего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как научить ребюенка прибирать игрушки | 81.48 КБ |
Как нельзя наказывать детей | 190.64 КБ |
Памятка "Права и обязанности дошкольника" | 1.12 МБ |
Права ребенка | 33.5 КБ |
Родителям о правах | 31 КБ |
Памятка "Ненасильственные методы воспитания" | 150.11 КБ |
Жестокое обращение с детьми | 77.05 КБ |
Воспитание без крика | 68.49 КБ |
Предварительный просмотр:
(советы родителям)
Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки…
- Отмечайте его трудолюбие, выдумку.
- Можно предложить ему помощь “Разреши мне помочь тебе!”
- Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований. Например: “Нельзя идти гулять, не положив игрушки на место”.
- Не должно быть обилия игрушек.
- Сбор игрушек можно обыграть незатейливым сюжетом, придумав какое-нибудь забавное обоснование для этого нужного дела.
- Помочь ребенку: “Трудно тебе – я пришла на помощь. Будет трудно мне – ты поможешь!”, но при этом не делать за малыша то, что он может сделать сам.
Предварительный просмотр:
Даже самые лучшие родители не обходятся без наказания детей. Даже если они всегда позволяют малышу вести себя, как вздумается, наступает момент, когда ребенок переходит границы. Как правило, ребенок понимает, что перешел дозволенную границу, но все равно настаивает на своем.
Какие меры стоит принимать в этом случае?
Как нельзя наказывать детей
Если вы не уверены, что стоит наказывать ребенка за проступок, не делайте этого. Только если ребенок сильно набедокурил, вы можете воздействовать на него.
- Всегда придерживайтесь правила, что наказывать за раз только по одному наказанию. Не мешайте все проступки в кучу, поскольку так ребенок не поймет, за что вы его наказываете.
- Даже применив наказание, не забывайте поощрять за хорошие поступки. Так он будет знать, что вы его любите и просто пытаетесь научить вести себя правильно. Кроме того, не пытайтесь в качестве наказания отнимать ранее подаренные игрушки.
- Плохие поступки имеют срок давности. Не пытайтесь надоумить ребенка спустя день, месяц или год. Все равно результат не будет, и урок малыш из вашего поведения не вынесет.
- Обязательно прощайте после наказания. Он должен знать, что ваш негатив не осел мертвым грузом в ваших отношениях. Никогда не попрекайте ребенка прошлым проступком. Наказали – ребенок осознал – переверните страницу.
- Не вздумайте унижать ребенка. Даже если его вина очень весомо отражается на вашем настроении, не пытайтесь унижать ребенка своим методом воспитания. Иначе это просто будет триумф над более слабым человечком. В этом случае ребенок мораль не усвоит, а лишь затаит злобу на вас.
- Ребенок должен опасаться не столько наказания, сколько огорчения родных.
Многие поступки любопытного чада вызывают у родителей бешенство. Они в первую очередь думают о себе: пролил сок – значит, опять стирка и т.д. Перед тем, как вынести свой родительский вердикт, обязательно ознакомьтесь с тем,
за что нельзя наказывать ребенка:
- За желание познать что-то новое (не хочет есть, спать, тянет в рот игрушки и камни и т.д.). Здесь можно просто объяснить, что это делать не стоит.
- За то, что малыш в силу своего небогатого опыта, не умеет делать –плюется и кусается, дерется, забирает чужие игрушки, не хочет идти к доктору и т.д.
- За ревность к родителям.
- За детскую непосредственность и неосторожность – болтнул лишнего, замазал вещи на прогулке и т.д.
И постарайтесь обходиться без физических наказаний, поскольку они очень обидны для вашего ребенка. Для него нет ничего страшнее, чем бьющие его родители.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Для Вас, родители
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент.
Главных много – выбирайте,
Там – Король, здесь – Президент!!!
Про Царей и про Вождей знаем мы с пеленок.
Но главней, нужней, важней для страны – РЕБЕНОК!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земли права его - право на надежду!
…. Дети - наша радость, счастье и забота!
Жизнью нам досталась за детей тревога.
Шишки и болячки, слёзы и капризы.
Игры, книжек пачки...
Кто ещё так близок,
Сердце чтобы пело в тихом ликованье?..
К их защите смело приложи старанье,
Чтобы больше смеха детского звенело,
Чтобы выше песня дружная летела!
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:
– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.
На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».
Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».
Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий.
В слабых руках малышей - наше с вами будущее, наш завтрашний день.
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЯМ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Дети самое дорогое, что есть в любом обществе. В России проживает около 33,3 млн. детей, что составляет почти четверть населения страны. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире.
Дети — такие же граждане, как и взрослые. И, как у каждого гражданина, у них есть права, которые нужно соблюдать и защищать.
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание
международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда и торговли детьми.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были
провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и
благополучия детей.
В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Однако время и положение детей потребовало от мирового сообщества принятия в 1989 г. нового документа - Конвенции о правах ребенка, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. Какие же права есть у всех детей мира? Какие же они у малыша?
Человек родился на свет! Этим он уже доказал своё первое право – право на жизнь. Ребёнок становится полноправным гражданином России, жителем планеты Земля. С первых минут жизни он уже имеет свои права.
Каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию, гражданство. Всё это заносится в специальный документ – метрические записи. Каждый ребёнок имеет право на охрану здоровья. И, начиная с момента рождения и далее, ребёнку всегда будет оказана квалифицированная медицинская помощь.
Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Своих обязанностей малыш ещё не знает. Но его оберегают родные и государство. Ребёнок начинает познавать окружающую действительность так, как ему это преподносят. Каким вырастет малыш, во многом зависит от того, как относятся к этой жизни его родители. Поэтому долг родителей приучать постепенно ребёнка жить в обществе и для общества. Даже в маленьком возрасте ребёнок имеет право на отстаивание своих интересов, своих игрушек, имеет право в выборе места и партнёров для игры.
А к обязанностям детей должны приучать родители: убрать за собой то место, где поиграл, не мусорить на улицах города – ведь содержать город в чистоте – это обязанность каждого горожанина, уважать старших, соблюдать правила дорожного движения – от этого зависит жизнь не только самого человека, но и многих других.
И вот настал момент, когда ребёнок идёт в школу. Он получает следующее право – право на получение бесплатного среднего образования. В то же время имеет и свои обязанности: всегда выглядеть опрятно, уважать взрослых, беречь школьное имущество, готовить домашние задания, не опаздывать и не пропускать уроки по неуважительным причинам.
Ребёнок достоин уважения и имеет право на выражение личного мнения. Некоторые взрослые, будучи уверенными только в своей правоте, и слушать не хотят ребёнка, чем нарушают его права.
Не секрет, что существуют неблагополучные семьи: родители выпивают, избивают своих детей. Родители нарушают права ребёнка: детей нельзя бить и жестоко с ними обращаться.
Некоторые дети, волею судьбы, теряют родителей. Такие дети имеют право на опеку, на заботу о них со стороны государства. С такими неблагополучными семьями и с детьми-сиротами работают социальные педагоги и органы опеки и попечительства. Они выполняют огромную работу, ту работу, которую должны были выполнять их родители. Ни один ребёнок не должен чувствовать себя забытым, отвергнутым, нелюбимым.
Ребенок имеет право на отдых и досуг, свободное участие в играх и мероприятиях в соответствии с его возрастом.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов в приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Дети в нашей стране защищены, они должны знать свои права и неукоснительно выполнять свои обязанности. Только при таких условиях из них вырастет полноценное будущее поколение.
Предварительный просмотр:
Памятка родителям
Ненасильственные методы воспитания
Ребенок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в оклике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
-страх;
- возмущение, протест;
- обиду, чувство оскорбленности, жажду мести и компенсации;
- разрушение «нравственных тормозов»;
- стремление к обману, изворотливость;
- потерю способности к здравому рассуждению;
- ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
- агрессивное поведение;
- снижение самооценки;
- ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).
Рекомендации по воспитанию:
1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с такой точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать родители. Предоставь ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
3. Постарайтесь предусматривать ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
5. Требуя, что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей! Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!
Мудрые мысли
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Сухомлинский В. А.
Лучшая школа дисциплины есть семья.
Смайлс С.
Детям нужны не поучения, а примеры. Жозеф Жубер
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв. Пьер Буаст
Когда ругаешь ребенка, подумай, нет ли в тебе этих качеств, ведь это же ТВОЙ ребенок. Литвак М. Е.
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным— это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
Сухомлинский В. А.
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Макаренко А. С.
Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни.
Горький М.
Родители часто путают понятия "воспитание" и "образование" и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы.
Рубинштейн А. Г.
Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.
Руссо Ж.-Ж.
Избалованные и изнеженные дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают выродившимися, слабовольными эгоистами.
Дзержинский Ф. Э.
Притча «О воспитании»
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности.
Предварительный просмотр:
Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ:
• ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - преднамеренное нанесение физических повреждений.
• СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ (ИЛИ РАЗВРАЩЕНИЕ) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
• ПСИХИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. к психической форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребёнка, угрозы в адрес ребёнка в словесной форме, замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
• ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ РЕБЁНКА - это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
▾ максимальную возможность степени здорового развития (ст. 6)
▾ защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16)
▾ обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
▾ признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
▾ защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
▾ защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
▾ меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
▾ за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
▾ право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
▾ право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
▾ лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
▾ немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
Предварительный просмотр:
Как воспитывать без крика?
Ваши дети выводят вас из себя до такой степени, что вам приходится орать во весь голос? Временами вы не можете найти другого способа призвать их к порядку? Мы предлагаем вам установить дисциплину в доме, не повышая голоса.
Мир в семье – это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Но стоит вам наладить отношения с ребенком, как все вдруг становится превосходно: у членов семьи хорошее настроение и все счастливы!
Сегодня перед родителями стоит очень сложная задача – воспитать достойного человека в жестком и порой несправедливом мире. Каждый пытается сделать это по-своему: некоторые решают все вопросы криком, другие остаются спокойными, но при этом лишают ребенка свободы, третьи предпочитают сохранить себе нервы и просто отдаляются от него. Четвертые не хотят бороться с недостатками своих детей и, вместо того чтобы приучить их к ежедневной уборке своей комнаты, скрипя зубами, сами наводят там порядок. Но все эти способы взаимодействия с детьми абсолютно неправильны.
Главное, что вы должны осознать: авторитет у ребенка вы заслужите только в том случае, если будете оставаться спокойными в любой ситуации. Это вовсе не значит, что вы должны быть равнодушными ко всему. Лишь покажите ребенку, что вы даете советы, но, ни в коем случае не лезете в душу, – и тем самым вы предоставите ему свободу выбора и получите возможность быть услышанным. Ваш враг – не ребенок, а ваши собственные неуправляемые эмоции.
7 способов сохранять спокойствие
Если ваш ребенок в любой ситуации легко способен вывести вас из себя, вряд ли это можно назвать нормальным. Самое главное, что нужно понять, так это то, что виноваты в этом только вы сами, а не дети. Вот несколько полезных советов:
1. Поймите, что вас раздражает. Каждый из нас примерно знает, какие слова нас обижают больше всего. Но лучше всех об этом знают наши дети. Они видят наши слабые места. Так что, сделайте глубокий вдох и закройте рот на замок, когда услышите, например: Я ненавижу тебя!, Отсталая! Твоя работа важнее, чем я! – и особенно фразу, которая сражает наповал: Лучше бы у меня была другая мама!
2. Не заходите на территорию ребенка. Каждый ребенок имеет право на свое пространство в доме. Отдельная комната – путь к развитию индивидуальности вашего ребенка. Не стоит быть тираном и постоянно копаться в его вещах, напоминать об уборке и упрекать за беспорядок. В конце концов, однажды утром он проснется и сам поймет, что пора бы ему разобраться в своей комнате. И каждый раз, когда вам захочется напомнить ребенку об уборке, для начала пойдите и наведите порядок в собственной комнате.
3. Не задавайте общих вопросов. Все равно вряд ли он вам честно ответит. А когда ответ покажется поверхностным, вы начнете возмущаться, что в итоге перерастет в очередной скандал. Дело в том, что очень сложно ответить на вопрос «как дела?» или «как ты себя чувствуешь?». Большинство из нас ответ «нормально» не устраивает, так как он в принципе не значит ничего – все равно, что промолчать. Поэтому, если вы хотите узнать о состоянии ребенка, будьте более конкретны и старайтесь постоянно быть в курсе его дел. Он ведь вам не чужой человек.
4. Позвольте ребенку не согласиться с вами. Это довольно сложно. Но свобода суждений установит взаимоуважение между вами и вашим ребенком. Прислушивайтесь к высказываниям ребенка и ни в коем случае не осуждайте его точку зрения. Просто постарайтесь объяснить, «что такое хорошо, а что такое плохо», подчеркнув при этом, что не пытаетесь ничего навязывать.
5. Уважайте его выбор. С определенного возраста ребенок имеет право на то, чтобы проводить свое свободное время так, как он хочет. Скажем, вместо поездки в гости к вашей подруге он хочет пойти с друзьями на каток, так позвольте ему сделать это. Общество друзей куда приятнее, чем разговоры взрослых о работе. Карманные расходы – тоже важный вопрос. Давайте столько, сколько можете, объясните про финансовую ситуацию, научите копить. Помните, что, если вы будете говорить, как и на что ребенку тратить карманные деньги, он никогда не научится ими распоряжаться.
6. Старайтесь не сверлить ребенка глазами. Если во время беседы вы стараетесь заглянуть ребенку прямо в глаза, например, чтобы понять, врет он или нет, он автоматически начинает волноваться, даже если его совесть чиста. Не нужно стараться увидеть свое чадо насквозь, нужно понять его и не отпугивать.
7. Не принимайте вызов. Двухлетний малыш берет кухонный нож сразу после того, как мама запретила это. Подросток говорит своей маме: «Ты самая ужасная мама на свете! Потому что я не могу делать то, что всем остальным можно». Ваши дети пытаются брать вас за живое, но вы-то знаете, что бой не начнется, пока вы не захотите в нем участвовать. Вместо того чтобы принимать вызов, возьмите тайм-аут. Спокойно закройте глаза и уйдите в свою комнату. Время поможет вам остыть, отвлечься. А ваш ребенок поймет, что такой номер с вами не проходит.
Если ваш ребенок в любой ситуации легко способен вывести вас из себя, вряд ли это можно назвать нормальным. Самое главное, что нужно понять, так это то, что виноваты в этом только вы сами, а не дети. Вот несколько полезных советов:
Вопрос: Если дети не слышат и не понимают, пока на них не начнешь кричать?
Ответ: Самая распространенная жалоба среди родителей подростков: «Он меня совершенно не слушает!». На самом деле он слышит каждое ваше слово, но не слушается. Не забывайте: ребенок – это отдельный человек, со своей индивидуальностью, которая отличается от нашей. Дайте понять ребенку, что он вправе принимать решения сам, но при этом думать о последствиях.
Вопрос: Значит, ругать надо в тот момент, когда наступят последствия?
Ответ: Да, совершенно верно. Если ваша дочь отказывается делать уроки, позвольте ей это. Но, когда учительница поставит ей двойку за невыполненную работу, она спросит: «Мама, почему ты не заставила меня?» Если же такого не произойдет, ограничьте ее в чем-нибудь, например, в покупке новых игрушек.
Вопрос: Но, предположим, ребенку все равно, покупают ли ему игрушки или нет. Что делать в этом случае?
Ответ: Продолжайте свою политику. Даже если ребенок не подает вида, не оставляйте своего решения. Последствия, которые не осуществляются, – всего лишь глупые угрозы, которые рано или поздно станут оружием против вас самих.
Вопрос: Что делать, если вам кажется, что выбор ребенка опасен для него?
Ответ: Контролировать своего ребенка – не значит оставаться равнодушным к принятым им рискованным решениям. Если вы подозреваете своего 16-летнего сына в том, что он курит марихуану, просто спросите его прямо, лучше тогда, когда вы будете делать вместе что-то приятное, например, кататься на коньках или смотреть кино. Не пытайтесь читать ему нравоучения, а постарайтесь понять его, почему он это делает. Если вы спокойно выслушаете его до конца, вы удивитесь, насколько откровенным сын может быть с матерью. И помните, что любому подростку в первую очередь нужен взрослый, который помог бы ему освоиться в этом мире, не осуждаю и не наказываю.
Вопрос: Как остановиться, если ты уже вышла из себя и начала кричать?
Ответ: Когда мы даем выход нашим эмоциям и начинаем кричать на детей, на самом деле мы пытаемся передать им только одну мысль: УСПОКОЙ МЕНЯ! Мы практически умоляем остановить самих себя. Но как четырехлетний или даже 14-летний ребенок может дать отпор материнской ярости? Так что, выход один: научитесь владеть собой или хотя бы своими эмоциями, не позволяйте себе выплескивать на детей все свои обиды. Кричите в подушку, в окно, куда угодно, только не на ребенка.
Вопрос: Но я на своем опыте знаю, что иногда крик помогает. Так почему не прибегать к нему хотя бы изредка?
Ответ: Да, безусловно, крик дает результат, но как долго этого хватает? Ваши дети будут вас слушаться только до тех пор, пока не начнут возмущаться снова. А это будет повторяться вновь и вновь, пока они не добьются своего. И поверьте, они это сделают, потому что однажды вам надоест постоянно кричать, и вы сдадитесь. А когда вы спокойны, у них нет противника, вы даете им право делать выбор и быть ответственными за свои собственные решения.
Наказания и поощрения
• НЕ ПРИДУМЫВАЙТЕ для ребенка таких наказаний, которые даже и взрослому невозможно выдержать. Домашний арест на два месяца – вы что, серьезно? Неужели вы сами в состоянии безвылазно просидеть столько времени дома?
• ОБЕЩАЙТЕ лишь то, что сможете выполнить. Когда вы грозитесь страшными последствиями и не осуществляете их, это дает ребенку повод не воспринимать ваши наказания всерьез. И в следующий раз он вообще не отреагирует на них.
• НАЧНИТЕ С МАЛОГО. Маленькое непослушание – небольшие последствия. Ребенок должен понимать: «Что посеешь – то и пожнешь». Ведь отношения в семье – это лишь «тренировочная» модель мира. Здесь никто серьезно не обидит, а вот в жизни все может быть гораздо серьезнее.
•БУДЬТЕ ГИБКИМИ. Например, иногда можно оставить без последствий те проступки, которые ребенок исправляет сам. Если нагрубившая дочь первой уходит в свою комнату, когда чувствует, что начинается скандал, не наказывайте ее, ведь она старается, а это само по себе достойно похвалы.