Для Вас, педагоги
Уважаемы, педагоги. На этой страничке Вы можете найти полезную для Вас информацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буклет "Профилактика эмоционального выгорания" | 205.85 КБ |
Что такое эмоциональное выгорание? | 19.02 КБ |
Медитация | 13.27 КБ |
Презентация "Интерактивные технологии воспитания" | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания 1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении. 2. Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия. 3. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение. 4. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. 5. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. 6. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления. 7. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона! 8. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе. 9. Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы. Успехов Вам и внутреннего равновесия! | 10. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами. 11. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты. 12. Не забывайте хвалить себя! 13. Улыбайтесь! Даже если не хочется! 14. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники! 15. Станьте энтузиастом собственной жизни! 16. Предпримите шаги для устранения причин напряжения. 17. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать! 18. Умейте отказывать вежливо, но убедительно! 19. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу. Психологическая зарядка 1. Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя!» 2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о хорошем!» 3. Ноги на ширине плеч, локти сведены, делать наклоны туловища вправо-влево, повторить: «Каждый день чудесен!» 4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я – королева!» (правая нога, левая нога). 5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются!» 6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы!» 7. Массируя мочки ушей, зажмуривая, попеременно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно!» 8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима!» (затем левой рукой – правый локоть) 9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается!» 10. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна!» | 20. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то. 21. Посещайте музеи, выставки, театр, концерты 22. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация. 23. Музыка – это тоже психотерапия. 24. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится. 25. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее. 26. Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными. 27. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью! Профилактика эмоционального выгорания Работа – это только часть жизни! |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное выгорание
Эмоциональное выгорание – это своеобразная реакция организма человека на длительное воздействие профессиональных стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении.
Иными словами, подобное состояние являет собой некий механизм психологической защиты на стрессы, возникающие в трудовой сфере. Выгоранию особенно подвержены люди, чья профессиональная деятельность связана с общением с другими людьми, а также представители альтруистических профессий.
Провоцирующие факторы Синдром эмоционального выгорания рассматривается в психологии как следствие огромных эмоциональных затрат, при которых всегда требует общение с людьми. Подобному патологическому состоянию особенно подвержены люди таких профессий как, педагоги, медицинские работники, руководители предприятий, торговые представители, социальные работники и т.п. Рутина, напряженный рабочий график, зарплата, не удовлетворяющая имеющиеся запросы, стремление быть лучшим во всем и многие друге факторы способны вызвать сильнейший стресс и негативные эмоции, которые постепенно накапливаются внутри и приводят к эмоциональному выгоранию. Но не только напряженная работа может спровоцировать выгорание. Некоторые особенности характера и образа жизни конкретного человека также обуславливают предрасположенность к подобному состоянию. Так, возможные причины выгорания, можно условно поделить на несколько групп, в первую из которых войдут факторы, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью: отсутствие контроля над выполняемой работой, низкая заработная плата, повышенная ответственность, слишком монотонная и неинтересная работа, высокое давление со стороны руководства. Ряд факторов, способствующих выгоранию, можно увидеть и в образе жизни человека. Так, подобному явлению наиболее подвержены трудоголики, люди, не имеющие рядом близких людей и друзей, недосыпающие, возлагающие на свои плечи большие обязанности и не получающие помощи со стороны. Среди индивидуальных черт характера, обуславливающих повышенный риск выгорания, психологи выделяют перфекционизм, пессимизм, желание выполнять свои обязанности без посторонней помощи, стремление контролировать абсолютно все. Как правило, синдрому эмоционального выгорания особенно подвержены люди с личностным типом А. Классификация На сегодняшний день имеется несколько классификаций, в соответствии с которыми синдром эмоционального выгорания разделяется на несколько стадий. Так, согласно динамической модели Е. Хартмана и Б. Перлмана, данное состояние проходит четыре стадии своего развития: Первая стадия. На этой стадии патологии человек испытывает напряженность, которая может быть вызвана его неудовлетворением собственными профессиональными качествами или несоответствием работы ожиданиям и желаниям; Вторая стадия. Этот этап сопровождается стрессом и его типичными проявлениями; Третья стадия. Возникают аффективно-когнитивные, поведенческие, а также физиологические реакции; Четвертая стадия. На этом этапе эмоциональное выгорание выступает в качестве многогранного переживания хронического стресса, проявляясь как психологическое и физическое истощение и переживание собственного неблагополучия.
Клинические проявления Клинические проявления эмоционального выгорания условно делятся на три обширные группы: физические поведенческие и психологические. В первую группу входят такие симптомы, как синдром хронической усталости, проявления астении, головные боли, нарушения со стороны пищеварительной системы, потеря или стремительный набор массы тела, нарушения сна, артериальная гипертензия, тремор конечностей, тошнота, одышка, боли в сердце и т.д. Поведенческие и психологические признаки, которыми проявляется синдром эмоционального выгорания, заключаются в том, что больной начинает терять интерес к собственной работе, а ее выполнение становится все сложнее.
На фоне снижения энтузиазма и самооценки может возникать: чувство собственной беспомощности и бесполезности; потеря интереса к работе, ее формальное выполнение; немотивированное беспокойство и тревога; чувство вины; скука и апатия; неуверенность в себе и собственных профессиональных качествах; подозрительность; повышенная раздражительность; разочарование; ощущение всемогущества (по отношению к клиентам, пациентам и т.д.); дистанцирование от коллег или клиентов; общий негативизм по отношению к перспективам в карьерном росте и жизни в целом; чувство одиночества. В поведении человека, подверженному выгоранию, также можно заметить некоторые изменения. Обычно это состояние характеризуется практически полным отсутствием физических нагрузок, увеличение рабочего времени, нарушения аппетита, возможно злоупотребление спиртным или наркотическими веществами.
Особенности течения у представителей определенных профессий
У педагогов, также как и медицинских работников, имеется повышенный риск развития такого состояния, как синдром эмоционального выгорания. Хроническая усталость часто становится следствием постоянного контакта с учениками и их родителями, кроме того, следует принимать во внимание большую педагогическую нагрузку, четкое расписание, ответственность перед руководством. Провокатором стресса может стать и низкая заработная плата. В результате длительного воздействия стресса хороший педагог может начать относиться к ученикам бесчувственно, провоцировать конфликтные ситуации из-за собственного раздражения, начать проявлять агрессию не только на работе, но и дома. С повышенным риском эмоционального выгорания связна и профессия социального работника, деятельность которого всегда связана с высокой моральной ответственностью за других людей. Данная профессия требует высокой психологической нагрузки, при этом, критерии успешности в ней довольно размыты. Постоянные стрессы, необходимость взаимодействия с «немотивированными» клиентами и даже экстремальные условия работы во многом способствуют развитию эмоционального выгорания.
Профилактические меры Профилактика описываемого синдрома крайне важна для представителей всех профессий, в особенности тех, что входят в группу риска. По мнению специалистов, эмоциональное выгорание можно предотвратить, если выработать для себя некий расслабляющий ритуал. Это может быть медитация, прослушивание любимой музыки и т.п. Кроме того, психологическое здоровье человека во многом зависит от таких факторов, как правильное питание, регулярные физические нагрузки. В ходе выполнения профессиональных обязанностей психологи советуют, научиться говорить «нет» там, где это необходимо, а также ежедневно устраивать небольшой «технологический» перерыв, полностью отстраняясь от работы хотя бы на несколько минут. Также мощным средством борьбы со стрессом является творчество, а потому для предупреждения эмоционального выгорания крайне важно развивать свое творческое начало. Профилактика профессиональных стрессов должна являться важной задачей и для руководителей. Демонстрация карьерных перспектив, грамотная система поощрений, по возможности внесение разнообразия в деятельность подчиненных, проведение совместных праздников и просто поддержание дружественной атмосферы в коллективе.
Предварительный просмотр:
Медитация.
Медитация- это состояние души, в котором человек ощущает окружающий мир как бесстрастный наблюдатель.
Предлагаю вам увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, выполнив медитацию «Горная вершина» (включается спокойная музыка).
Примите удобное положение, расслабьтесь.
Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней… Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им… Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки…
Пауза. Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…
Вы снова здесь, в этой комнате
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давайте улыбнемся! Перед любым мероприятием необходимо настроить ребят, родителей на совместную деятельность. Давайте представим, что мы творческая группа и нам необходимо плодотворно поработать. Нарисуйте, пожалуйста, на листочках человечка, состоящего из круга, квадрата, треугольника. Человечек должен состоять из 10 деталей ( максимум).
Интерактивные технологии Интерактивное технологии в воспитании – это взаимодействие детей и взрослых с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов воспитательного процесса, с двусторонним обменом информации между ними. Интерактивные технологии в воспитании – это такая организация процесса воспитания, в котором невозможно неучастие воспитанника в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников воспитательном процессе.
Интерактивные принципы
Основные требования успешной работы в интерактивной технологии.
Этапы интерактивной технологии
Интерактивные формы работы. Дебаты : чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. «Большой круг», «Микрофон», «Пресс», «Аквариум»
Интерактивные формы работы Дебаты. Социально-педагогические и психологические игры. Коллаж. Социально значимые проекты. Тренинги. Интерактивные КТД.
Формулировка проблемы «Большой круг». Предлагаемые меры для решения проблемы 10 мин Высказывание предложений решения Критика
«Микрофон» мысль вывод
«Аквариум»
«Пресс» «Я считаю, что.» «…Так как ...» «…например...» «Итак…»
«Мозговая атака (мозговой штурм)» - так же как Деловая игра возможна при условии, когда участники имеют достаточно знаний по проблеме. « Круглый стол» - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.
Интерактивные формы работы. Коллаж - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов..
Социально – значимые проекты Цель - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. В рамках недели психологии, недели семьи, Дня матери.
Интерактивные КТД Веселые старты, Посади свой цветок, и тд
Мероприятия с использованием ИКТ Угадай мелодию, Своя игра, Для воспитанников «Я и мои права»
Что можем ожидать в результате? Помогаем детям и взрослым расширить круг знакомств. Учим конструктивному диалогу. Помогаем стать интересной личностью. Воспитываем организаторские способности, с одной стороны, а с другой, - учим работать в команде. Создаем креативную среду.
И напоследок… Воспитательное пространство - это динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрированным условием личностного развития человека. Коллективными субъектами в этом случае являются и школа, и театр, и лечебное учреждение, и библиотека, и система дополнительного образования, но не как учреждения, а как профессиональные общности, занимающиеся воспитанием детей. Индивидуальными субъектами в таком случае будут, естественно, педагоги, родители, дети, студенты, врачи, юристы, самые разные люди, встреча с которыми может превратиться для ребенка в событие. В этом случае механизмом создания воспитательного пространства становится " со- бытиё " детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность