Рабочие программы коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ
Рабочие программы коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya_1_klass.docx | 42.82 КБ |
korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya_3_klass.docx | 40.95 КБ |
korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya_7_klass.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баскаковская средняя образовательная школа»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании Директор школы:
педагогического совета ________\ С.В. Проклина
Протокол № 1 Приказ № 131
«30 » августа 2020 года «31» августа 2020 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ
«Развивайка»
ДЛЯ 1 КЛАССОВ
Количество часов: всего 33 , в неделю 1
составитель программы
педагог-психолог:
Полищук О.К.
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
В настоящие время количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается с каждым годом. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо наблюдается в познавательной и личностной сферах. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу.
В соответствии с ФГОС важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся вне зависимости от их особенностей здоровья.
Все это обусловило создание программы индивидуального сопровождения детей с задержкой психического развития как части адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 7.1)
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ и рекомендации ТПМПК.
Целью программы является создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого обучающегося.
Задачи программы:
- Определить особые образовательные потребности детей с ОВЗ
- Развивать познавательную деятельность и целенаправленное формирование ВПФ
- Развивать эмоционально-волевую и личностную сферы.
- Развивать и совершенствовать коммуникационные навыки.
- Осуществлять индивидуально психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей.
- Организовать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.
- Формировать навыки социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Общая характеристика и значение коррекционно-развивающего курса
Коррекционные занятия направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, познавательной, личностной и эмоционально-волевой сфер.
Содержание предложенных занятий способствует формированию умения работать самостоятельно, стимулируют активность.
В рабочем плане данный курс является элементом «коррекционно-развивающей области» и проводится во вне учебное время.
Место коррекционного курса в учебном плане.
В 1 классе на курс коррекционно-развивающих занятий отводится по 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недели).
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса
Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвоватьв подготовке и проведении праздников дома и в школе.овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Значение коррекционно-развивающего курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.
В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.
Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 1-2 и 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Цели программы: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы, детей с ОВЗ.
Планируемые результаты освоения программы
Сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.
Личностные результаты
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
-в умении обратиться к педагогу при затруднениях в учебном процессе, сформировать вопрос о специальной помощи;
-в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь педагогу: понимаю или не понимаю;
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
-в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
-в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятия на себя обязанностей наряду с другими детьми;
Метапредметные результаты
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
-в расширение и обогащении опята коммуникаций ребенка в ближнем и дальнем окружении, расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
-в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную и невербальную)
-в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
-в освоении культурных форм выражения своих чувств.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
-в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности.
Содержание программы коррекционно-развивающих занятий
Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание.
Этапы работы:
1.Входная диагностика:
- выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
2. Коррекционно-развивающая работа:
- проведение коррекционно-развивающих занятий, с целью развития и коррекции психических функций и поведенческих проявлений обучающихся с ОВЗ,
Направления коррекционно-развивающей работы:
формирование и развитие учебной мотивации, коррекция и развитие учебной мотивации, коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, помощь в адаптации к условиям школьной среды, развитие продуктивного взаимодействия.
3. Консультативная работа:
- занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его особым образовательным потребностям,
- организация педагогических консилиумов,
- подготовка к тематическим родительским собраниям,
- индивидуальные и групповые консультации родителей с детьми ОВЗ.
4. Итоговый диагностический.
- Проведение итоговой диагностики результатов коррекционно-развивающей работы;
- Мониторинг индивидуальных карт развития ребенка, с целью дальнейшей прогностической работы.
5. Прогностический.
- Прогностический этап психо-коррекционных занятий направлен на проектирование психо-фи-зиологических, психических и социально-психологических функций обучающихся с ОВЗ.
Цель: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе. Развитие познавательной активности обучающихся.
Виды учебной деятельности обучающихся:
- групповые и индивидуальные игры;
- моделирование ситуаций;
- словесный отчет;
- составление простейших планов;
- арт-терапия;
- упражнения на развитие памяти, мышления, внимания;
- игры;
- диагностические методики;
- умозаключение по аналогия;
- упражнения на релаксацию и расслабление;
- тренинговые занятия.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1-3 | Диагностическое изучение ребенка. Тестирование. | 3 |
4-5 | Развитие общей и мелкой моторики. Арт-терапия. | 2 |
6-7 | Развитие произвольного внимания и поведения. Индивидуальные игры на развитие внимания. | 2 |
8-9 | Развитие мнемических способностей. Упражнения на развитие памяти. | 2 |
10-11 | Развитие умственных способностей. Коммуникативные игры. | 2 |
12 | Коррекция двигательной активности. Упражнения на развитие двигательной активности. | 1 |
13-14 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Арт-терапия. | 2 |
15-16 | Развитие предметно- практической деятельности. Упражнения на развитие логического мышления. Работа с дидактическими карточками. | 2 |
17-18 | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. Словесное рисование. Инсценирование. | 2 |
19-20 | Развитие внимания и мышления. Игры на развитие внимания и мышления. | 2 |
21-22 | Развитие памяти и мышления. Игры на развитие внимания и мышления. | 2 |
23-24 | Развитие мышления и речи. Умозаключения по аналогии. Словесное рисование. Составление диалогов. | 2 |
25-26 | Коррекция и развитие пространственных ориентаций. Двуполушарное рисование. Игры «Повтори движение», «Ухо, нос». | 2 |
27-28 | Произвольная регуляция поведения. Моделирование ситуаций. Составление простейших планов действия. Игры. | 2 |
29-30 | Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Арт-терапия. Видеотренинг. | 2 |
31-33 | Итоговое диагностическое изучение ребенка. Тестирование. | 2 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная профессиональная зона — пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для полноценной организации коррекционно-развивающего курса.
Мебель и оборудование: мебель по росту детей (стол, 2—3 стула), компьютер, магнитофон.
Стимульный материал: материал к диагностическим методикам и тестам, коррекционно-
развивающим играм и упражнениям, соответствующий требованиям научности, экологичности,
возрастной дифференциации.
Технический материал: цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, , клей, ластики, картон кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата, детские лекала, линейки-трафареты с геометрическими фигурами и плоскостными изображениями.
Вспомогательный материал: набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус), набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр и предметов-заместителей. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские журналы, дидактические игры (рамки-вкладыши «Эмоции, Д/И «Что перепутал художник», игра «Истории в картинках»)
Литература:
- Глазунов Д.А. Развивающие занятия,2 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008
- Глазунов Д.А. Развивающие занятия,3 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009
- Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003
- Кравцова Е.Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8/Е.Е.Кравцова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
- Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003
- Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера»,1998
- Тихомирова Л.Ф.“Упражнения на каждый день: логика для младших школьников”, Ярославль, “Академия развития”, “Академия К” 1998 г.
- “Младший школьник. Развитие познавательных способностей” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, “Просвещение” 2003 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баскаковская средняя образовательная школа»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании Директор школы:
педагогического совета ________\ С.В. Проклина
Протокол № 1 Приказ № 131
«30 » августа 2020 года «31» августа 2020 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ
«Развивайка»
ДЛЯ 3 КЛАССОВ
Количество часов: всего 34, в неделю 1
Составитель программы
педагог-психолог:
Полищук О.К.
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
В настоящие время количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается с каждым годом. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо наблюдается в познавательной и личностной сферах. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу.
В соответствии с ФГОС важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся вне зависимости от их особенностей здоровья.
Все это обусловило создание программы индивидуального сопровождения детей с задержкой психического развития как части адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 7.1)
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ и рекомендации ТПМПК.
Целью программы является создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого обучающегося.
Задачи программы:
- Определить особые образовательные потребности детей с ОВЗ
- Развивать познавательную деятельность и целенаправленное формирование ВПФ
- Развивать эмоционально-волевую и личностную сферы.
- Развивать и совершенствовать коммуникационные навыки.
- Осуществлять индивидуально психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей.
- Организовать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.
- Формировать навыки социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Общая характеристика и значение коррекционно-развивающего курса
Коррекционные занятия направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, познавательной, личностной и эмоционально-волевой сфер.
Содержание предложенных занятий способствует формированию умения работать самостоятельно, стимулируют активность.
В рабочем плане данный курс является элементом «коррекционно-развивающей области» и проводится во вне учебное время.
Место коррекционного курса в учебном плане.
В 1 классе на курс коррекционно-развивающих занятий отводится по 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недели).
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса
Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвоватьв подготовке и проведении праздников дома и в школе.овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Значение коррекционно-развивающего курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.
В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.
Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 1-2 и 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Цели программы: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы, детей с ОВЗ.
Планируемые результаты освоения программы
Сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.
Личностные результаты
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
-в умении обратиться к педагогу при затруднениях в учебном процессе, сформировать вопрос о специальной помощи;
-в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь педагогу: понимаю или не понимаю;
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
-в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
-в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятия на себя обязанностей наряду с другими детьми;
Метапредметные результаты
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
-в расширение и обогащении опята коммуникаций ребенка в ближнем и дальнем окружении, расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
-в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную и невербальную)
-в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
-в освоении культурных форм выражения своих чувств.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
-в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности.
Содержание программы коррекционно-развивающих занятий
Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание.
Этапы работы:
1.Входная диагностика:
- выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
2. Коррекционно-развивающая работа:
- проведение коррекционно-развивающих занятий, с целью развития и коррекции психических функций и поведенческих проявлений обучающихся с ОВЗ,
Направления коррекционно-развивающей работы:
формирование и развитие учебной мотивации, коррекция и развитие учебной мотивации, коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, помощь в адаптации к условиям школьной среды, развитие продуктивного взаимодействия.
3. Консультативная работа:
- занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его особым образовательным потребностям,
- организация педагогических консилиумов,
- подготовка к тематическим родительским собраниям,
- индивидуальные и групповые консультации родителей с детьми ОВЗ.
4. Итоговый диагностический.
- Проведение итоговой диагностики результатов коррекционно-развивающей работы;
- Мониторинг индивидуальных карт развития ребенка, с целью дальнейшей прогностической работы.
5. Прогностический.
- Прогностический этап психо-коррекционных занятий направлен на проектирование психо-фи-зиологических, психических и социально-психологических функций обучающихся с ОВЗ.
Цель: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе. Развитие познавательной активности обучающихся.
Виды учебной деятельности обучающихся:
- групповые и индивидуальные игры;
- моделирование ситуаций;
- словесный отчет;
- составление простейших планов;
- арт-терапия;
- упражнения на развитие памяти, мышления, внимания;
- игры;
- диагностические методики;
- умозаключение по аналогия;
- упражнения на релаксацию и расслабление;
- тренинговые занятия.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1-3 | Диагностическое изучение ребенка. Тестирование. Анкетирование. | 3 |
4-5 | Развитие предметно-практической деятельности. Игровая деятельность. | 2 |
6-7 | Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения.Коммуникативная игра. | 2 |
8-9 | Развитие памяти с использованием различных анализаторов.Упражнения на развитие памяти. | 2 |
10-11 | Развитие произвольной опосредованной памяти.Упражнения на развитие памяти. | 2 |
12-13 | Развитие памяти, мышления.Упражнения на развитие мышления. | 2 |
14-15 | Развитие памяти, применение качеств внимания. Игры. | 2 |
16-17 | Развитие элементов логического мышления.Онлайн-игры. | 2 |
18-20 | Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.Арт-терапия. | 3 |
21-22 | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. Словесное рисование. Пантомима. | 2 |
23-24 | Развитие произвольного внимания и поведения. Игры «Повтори движение», «Ухо-нос», «Лезгинка». | 2 |
25-26 | Развитие мнемических способностей.Работа с карточками. | 2 |
27-28 | Развитие умственных способностей.Викторины. Задачи на логическое мышление. | 2 |
29-31 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.Аудио-терапия. Арт-терапия. | 3 |
32-34 | Итоговое диагностическое изучение ребенка.Тестирование. | 3 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная профессиональная зона — пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для полноценной организации коррекционно-развивающего курса.
Мебель и оборудование: мебель по росту детей (стол, 2—3 стула), компьютер, магнитофон.
Стимульный материал: материал к диагностическим методикам и тестам, коррекционно-
развивающим играм и упражнениям, соответствующий требованиям научности, экологичности,
возрастной дифференциации.
Технический материал: цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, , клей, ластики, картон кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата, детские лекала, линейки-трафареты с геометрическими фигурами и плоскостными изображениями.
Вспомогательный материал: набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус), набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры).Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр и предметов-заместителей. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские журналы, дидактические игры (рамки-вкладыши «Эмоции, Д/И «Что перепутал художник», игра «Истории в картинках»)
Литература:
- Глазунов Д.А. Развивающие занятия,2 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008
- Глазунов Д.А. Развивающие занятия,3 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009
- Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003
- Кравцова Е.Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8/Е.Е.Кравцова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
- Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003
- Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера»,1998
- Тихомирова Л.Ф.“Упражнения на каждый день: логика для младших школьников”, Ярославль, “Академия развития”, “Академия К” 1998 г.
- “Младший школьник. Развитие познавательных способностей” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, “Просвещение” 2003 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баскаковская средняя образовательная школа»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании Директор школы:
педагогического совета ________\ С.В. Проклина
Протокол № ___ Приказ № ___
« » августа 2020 года « » августа 2020 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ
«Познай себя»
ДЛЯ 7 КЛАССОВ
Количество часов: всего 34 , в неделю 1
Составитель программы:
педагог-психолог
Полищук О.К.
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа развивающего курса «Путь к успеху» предназначена для учащихся 5—8 классов общеобразовательных учреждений, получивших на ТПМПК рекомендацию обучаться по варианту ОВЗ (ЗПР) и ОВЗ (ТНР) и составлена в соответствии со следующими документами:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Письмо МО РФ от 27.06.2003г. №28-51-513\16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
3. Письмо Минобрнауки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами» от18 апреля 2008г.;
4. Письмо МО Ф от 16.04.2001 №29\1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями)»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
6. Основная общеобразовательная программа МБОУ «Баскаковская средняя школа»;
7. Устав МБОУ «Баскаковская средняя школа»
Цель – проведение развивающих занятий с подростками ОВЗ ЗПР.
Задачи –
определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка;
развивать личностные качества подростков с ОВЗ ЗПР, а также когнитивную сферу: внимание, мышление, память, воображение в процессе участия в моделируемых ситуациях общения;
повышать мотивацию и интерес к учению за счёт обеспечения ситуации успешности.
Общая характеристика и значение коррекционно-развивающего курса
На занятиях этого курса в увлекательной форме (игры, тренинги, работа в мини-группах) учащиеся 5х – 8х классов с ОВЗ ЗПР и ОВЗ ТНР смогут познакомиться с особенностями внутреннего мира человека, лучше узнать себя и других, преодолеть разного рода трудности, возникающие в процессе социализации в учебной деятельности. Также предполагается помощь учащимся в усвоении АООП, проведение занятий по развитию когнитивной сферы.
Место коррекционного курса в учебном плане.
В 1 классе на курс коррекционно-развивающих занятий отводится по 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недели).
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса
Данная программа предполагает занятия с учащимися ОВЗ ЗПР подросткового возраста.
Подростковый возраст – это особое, исключающее покой состояние, 12-15 летние подростки – «люди на вокзале»: немного тревожно, хорошо известный мир прежнего оставлен позади, а впереди что-то неизвестное. Эйфория, тревога, отсутствие привычного, часто растерянность, обидчивость, вспыльчивость – чувства подростка на данном этапе. Ведущая деятельность данного периода – общение со сверстниками: желание совместной деятельности, мотивация на занятие своего места в коллективе, стремление к автономии и признание ценности своего «Я». Именно в общении подростков происходит освоение моральных норм и ценностей, формирование самосознания и взаимопонимания. Постепенно происходит смена ценностей: теперь важно мнение не родителей, не педагогов, а сверстников или других «значимых взрослых». В этом возрасте идёт активная смена увлечений, интересов.
Значение коррекционно-развивающего курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
Обучающийся с ОВЗ (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
Планируемые результаты освоения программы
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные
- развитие эмоциональной устойчивости;
Коммуникативные
- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
- оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные
- формирование произвольной саморегуляции в условии познавательной деятельности и поведения;
- развитие эмоциональной устойчивости внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема внимания, переключения);
- развитие навыков программирования и контроля (умения ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия;
- определять и сохранять способ действий;
- прогнозировать результат действия;
использовать самоконтроль на всех этапах деятельности
Познавательные
- формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного -материала: произвольности, развития концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.
Направления коррекционной работы:
- развитие внимания;
- стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и взаимодействию с ним;
- формирование позитивного отношения к своему «Я»;
- формирование адекватного уровня притязаний;
- гармонизация психоэмоционального состояния;
- формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения, развитие навыков программирования и контроля;
- развитие основ целеполагания в учебной деятельности и повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков социально-одобряемого поведения;
- формирование продуктивного взаимодействия с окружающими.
Содержание программы коррекционно-развивающих занятий
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1 ЭТАП:Диагностический
В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ТНР, уровень включенности в общегрупповую деятельность.
Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.
2 ЭТАП:Коррекционный:
Данный этап включает в себя следующие задачи:
- помощь школьнику в разрешении психотравмирующих ситуаций;
- формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
- повышение социального статуса ребенка в коллективе;
- развитие у школьника компетентности в вопросах нормативного поведения;
- формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуаль ных процессов;
- развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой
регуляции поведения;
создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
Когнитивный блок;
Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных,
личностных и эмоциональных ресурсов.
Эмоциональный блок;
Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний. Поведенческий блок.
Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
3. ЭТАП: Диагностический
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
4.ЭТАП: Прогностический.
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофо-зиологических, психических и социально-психологических функций подростков.
ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе. Развитие познавательной активности обучающихся.
РАЗДЕЛЫ ПСИХОКОРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
1 РАЗДЕЛ Коррекция когнитивных процессов (13 часов)
Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. "Релаксация
напряжение". Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."
2 РАЗДЕЛ Коррекция социальных и коммуникативных умений (9 часов)
Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение
адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.
3 РАЗДЕЛ Коррекция поведения (7 часов)
Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.
4 РАЗДЕЛ Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (5 часов)
Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие.
Послушание. Застенчивость. Агрессию - под контроль.
ИТОГО: 34 ЧАСА.
Виды учебной деятельности обучающихся:
- групповые и индивидуальные игры;
- моделирование ситуаций;
- словесный отчет;
- составление простейших планов;
- арт-терапия;
- упражнения на развитие памяти, мышления, внимания;
- игры;
- диагностические методики;
- умозаключение по аналогии;
- упражнения на релаксацию и расслабление;
- тренинговые занятия;
- сказкотерапия;
- видеотренинг;
- коммуникативные игры;
- выполнение упражнений на коррекцию внимания, памяти, мышления;
- аудиотренинги.
Тематическое планирование
Тема занятий | К-во часов | |
Коррекция когнитивных процессов (13 часов) | ||
1 | Диагностика уровня памяти обучающегося. Тестирование. | 1 |
2 | Диагностика уровня внимания обучающихся. Тестирование. | 1 |
3 | Методика «Рисунок человека». Рисование человека. | 1 |
4 | Диагностика развития логического мышления обучающегося. Тестирование. | 1 |
5 | Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов. Выполнение упражнений на коррекцию внимания. | 1 |
6 | Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов. Выполнение упражнений на коррекцию внимания. | 1 |
7 | Коррекция мышления и мыслительных процессов. Развитие внутреннего плана действий. Словесный отчет. Моделирование ситуаций. | 1 |
8 | Коррекция памяти. Обучение приемам запоминания. Разучивание стихотворений при помощи картинных планов, методом ассоциаций. | 1 |
9 | Коррекция восприятия. Видеотренинг. | 1 |
10 | Релаксация-напряжение. Аудио-тренинг. Раскрашивание мандал. | 1 |
11 | Релаксация-напряжение. Аудио-тренинг. Раскрашивание мандал. | 1 |
12 | Развитие рефлексивных навыков. Игровая деятельность. | 1 |
13 | Развитие рефлексивных навыков. Умозаключение по аналогии. | 1 |
Коррекция социальных и коммуникативных умений (9 часов) | ||
14 | Психологический тренинг «Среди людей». Тренинг. | 1 |
15 | Освоение приемов активного общения «Я и другие». Арт-терапия. | 1 |
16 | Раскрытие качеств необходимых для активного общения. «Какой я и какие другие». Арт-терапия. | 1 |
17 | Знакомство с принципами хорошего слушания. «Я слушаю». Составление простейших планов. | 1 |
18 | Расширение представлений о способах самоанализа "Какое решение верно", "Обучение владению собой". Коммуникативные игры. | 1 |
19 | Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение". Сплочение группы "Учимся общаться». Тренинг. | 1 |
20 | Устранение барьеров общения "Я + Ты". "Стили общения". Видеотренинг. | 1 |
21 | Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре», «Необитаемый остров». Коммуникативная игра. | 1 |
22 | Навыки совместной работы. Отработка навыков неконфликтного поведения. Составление простейших планов. Анализ литературных произведений. | 1 |
Коррекция поведения (7 часов) | 1 | |
23 | "Я - это я! Знаю ли я себя". "Я и мои чувства". Арт-терапия. | 1 |
24 | "Что такое доброта?" "Добрым быть на свете веселей". Коммуникативная игра. | 1 |
25 | "Правда, ложь, фантазия" "Учимся управлять своими эмоциями" Коммуникативная игра. | 1 |
26 | "Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? Коммуникативная игра. | 1 |
27 | "Настоящий друг". (Сказкотерапия, видеотренинг) | |
28 | "Спокойствие. Учимся правильно дышать». Аудио-тренинг. Дыхательная гимнастика. | 1 |
29 | "Я и Ты. Чем мы похожи". "Поведение и культура" Коммуникативная игра. | 1 |
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (5 часов) | ||
30 | "Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции. Видео-тренинг. | 1 |
31 | "Послушание". "Застенчивость". Коммуникативная игра. | 1 |
32 | "Агрессию - под контроль. Коммуникативность". Составление простейших планов. Анализ литературных произведений. | 1 |
33 | Итоговая диагностика уровней способностей обучающихся. Тестирование. | 1 |
34 | Итоговое занятие. Игровая деятельность. | 1 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная профессиональная зона — пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для полноценной организации коррекционно-развивающего курса.
Мебель и оборудование: мебель по росту детей (стол, 2—3 стула), компьютер, магнитофон.
Стимульный материал: материал к диагностическим методикам и тестам, коррекционно-
развивающим играм и упражнениям, соответствующий требованиям научности, экологичности,
возрастной дифференциации.
Технический материал: цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, , клей, ластики, картон кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата, лекала, линейки-трафареты с геометрическими фигурами и плоскостными изображениями.
Вспомогательный материал: мультимедийный проектор, презентации, телевизор, видеоролики.
Литература:
1.Андронникова О. О, Перевозкина Ю. М. : Психология развития и возрастная психология», НОУ ВПО НГИ, Новосибирск, 2013
2.Голубева Ю. А, Григорьева М. Р. и др. : «Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий». «Учитель», Волгоград, 2013
3.Кривцова С. В, Рязанова Д. В. и др.: «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками», «Москва», 2017
4.В качестве контрольно-измерительных материалов по данному курсу применяются методики диагностики педагога-психолога:
5. Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптация младших подростков», НПф «Амалтея», Санкт-Петербург, 2007
6. Методика определения отношения к школе В. Кореневской
7. «Лесенка самооценки» В. Щура
8. Методика изучения отношений в классном коллективе «Дерево» Д. Лампена
9. Тест тревожности Филлипса
10. Методика диагностики в процессе совместной деятельности «Рукавички» Г. Цукермана
11. Диагностика агрессии Басса-Дарки
12. Социометричекое исследование