Рабочие программы коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ

Полищук Ольга Константиновна

Рабочие программы коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Баскаковская средняя образовательная школа»

 

 

 

Рассмотрено                                                                                              Утверждаю

на заседании                                                                                              Директор школы:

педагогического совета                                                                ________\ С.В. Проклина

Протокол № 1                                                                                            Приказ № 131

«30 » августа 2020 года                                                                        «31» августа 2020 года

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ

«Развивайка»

ДЛЯ   1 КЛАССОВ

Количество часов: всего     33   , в неделю     1

 

 

 

                                                                                                         

  составитель программы

педагог-психолог:

Полищук О.К.

 

 

 

 

 

2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка

      В настоящие время количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается с каждым годом. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо наблюдается в познавательной и личностной сферах. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу.

В соответствии с ФГОС важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся вне зависимости от их особенностей здоровья.

Все это обусловило создание программы индивидуального сопровождения детей с задержкой психического развития как части адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 7.1)

Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ и рекомендации ТПМПК.

Целью программы является  создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого обучающегося.

Задачи программы:

- Определить особые образовательные потребности детей с ОВЗ

- Развивать познавательную деятельность и целенаправленное формирование ВПФ

- Развивать эмоционально-волевую и личностную сферы.

- Развивать и совершенствовать коммуникационные навыки.

- Осуществлять индивидуально психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей.

- Организовать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.

- Формировать навыки социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

Общая характеристика и значение коррекционно-развивающего курса

Коррекционные занятия направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, познавательной, личностной и эмоционально-волевой сфер.

Содержание предложенных занятий способствует формированию умения работать самостоятельно, стимулируют активность.

В рабочем плане данный курс является элементом «коррекционно-развивающей области» и проводится во вне учебное время.

Место коррекционного курса в учебном плане.

В 1 классе на курс коррекционно-развивающих занятий отводится по 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недели).

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса

      Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в различных средах:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;

- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

- в стремлении участвоватьв подготовке и проведении праздников дома и в школе.овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

- в расширении знаний правил коммуникации;

- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

- в освоении культурных форм выражения своих чувств.

- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.

- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Значение коррекционно-развивающего курса в общей системе коррекционно-развивающей работы

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.

  В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

  Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание  это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.

  Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 1-2 и 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

  Дети с ЗПР  имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Цели программы: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и  ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы, детей с ОВЗ.

Планируемые результаты освоения программы

Сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.

Личностные результаты

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

-в умении обратиться к педагогу при затруднениях в учебном процессе, сформировать вопрос о специальной помощи;

-в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь педагогу: понимаю или не понимаю;

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

-в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

-в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятия на себя обязанностей наряду с другими детьми;

Метапредметные результаты

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

-в расширение и обогащении опята коммуникаций ребенка в ближнем и дальнем окружении, расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

-в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную и невербальную)

-в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

-в освоении культурных форм выражения своих чувств.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

-в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности.

Содержание программы коррекционно-развивающих занятий

Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание.

Этапы работы:

1.Входная диагностика:

- выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.  

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

2. Коррекционно-развивающая работа:

- проведение коррекционно-развивающих занятий, с целью развития и коррекции психических функций и поведенческих проявлений обучающихся с ОВЗ,

 Направления коррекционно-развивающей работы:

формирование и развитие учебной мотивации, коррекция и развитие учебной мотивации, коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, помощь в адаптации к условиям школьной среды, развитие продуктивного взаимодействия.

3. Консультативная работа:

- занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его особым образовательным потребностям,

- организация педагогических консилиумов,

- подготовка к тематическим родительским собраниям,

- индивидуальные и групповые консультации родителей с детьми ОВЗ.

4. Итоговый диагностический.

- Проведение итоговой диагностики результатов коррекционно-развивающей работы;

- Мониторинг индивидуальных карт развития ребенка, с целью дальнейшей прогностической работы.

5. Прогностический.

- Прогностический этап психо-коррекционных занятий направлен на проектирование психо-фи-зиологических, психических и социально-психологических функций обучающихся с ОВЗ.

Цель: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе. Развитие познавательной активности обучающихся.

Виды учебной деятельности обучающихся:

- групповые и индивидуальные игры;

- моделирование ситуаций;

- словесный отчет;

- составление простейших планов;

- арт-терапия;

- упражнения на развитие памяти, мышления, внимания;

- игры;

- диагностические методики;

- умозаключение по аналогия;

- упражнения на релаксацию и расслабление;

- тренинговые занятия.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1-3

Диагностическое изучение ребенка. Тестирование.

3

4-5

Развитие общей и мелкой моторики. Арт-терапия.

2

6-7

Развитие произвольного внимания и поведения. Индивидуальные игры на развитие внимания.

2

8-9

Развитие мнемических способностей. Упражнения на развитие памяти.

2

10-11

Развитие умственных способностей. Коммуникативные игры.

2

12

Коррекция двигательной активности. Упражнения на развитие двигательной активности.

1

13-14

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Арт-терапия.

2

15-16

Развитие предметно- практической деятельности. Упражнения на развитие логического мышления. Работа с дидактическими карточками.

2

17-18

Развитие творческих способностей. Развитие воображения. Словесное рисование. Инсценирование.

2

19-20

Развитие внимания и мышления. Игры на развитие внимания и мышления.

2

21-22

Развитие памяти и мышления. Игры на развитие внимания и мышления.

2

23-24

Развитие мышления и речи. Умозаключения по аналогии. Словесное рисование. Составление диалогов.

2

25-26

Коррекция и развитие пространственных ориентаций. Двуполушарное рисование. Игры «Повтори движение», «Ухо, нос».

2

27-28

Произвольная регуляция поведения. Моделирование ситуаций. Составление простейших планов действия. Игры.

2

29-30

Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Арт-терапия. Видеотренинг.

2

31-33

Итоговое диагностическое изучение ребенка. Тестирование.

2

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная профессиональная зона — пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для полноценной организации коррекционно-развивающего курса.

Мебель и оборудование: мебель по росту детей (стол, 2—3 стула), компьютер, магнитофон.

Стимульный материал: материал к диагностическим методикам и тестам, коррекционно-

развивающим играм и упражнениям, соответствующий требованиям научности, экологичности,

возрастной дифференциации.

Технический материал: цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, , клей, ластики, картон кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата, детские лекала, линейки-трафареты с геометрическими фигурами и плоскостными изображениями.

Вспомогательный материал: набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус), набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр и предметов-заместителей. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские журналы, дидактические игры (рамки-вкладыши «Эмоции, Д/И «Что перепутал художник», игра «Истории в картинках»)

Литература:

  1. Глазунов Д.А. Развивающие занятия,2 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008
  2. Глазунов Д.А. Развивающие занятия,3 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009
  3. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003
  4. Кравцова Е.Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8/Е.Е.Кравцова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
  5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003
  6. Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера»,1998
  7. Тихомирова Л.Ф.“Упражнения на каждый день: логика для младших школьников”, Ярославль, “Академия развития”, “Академия К” 1998 г.
  8. “Младший школьник. Развитие познавательных способностей” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, “Просвещение” 2003 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Баскаковская средняя образовательная школа»

 

 

 

Рассмотрено                                                                                              Утверждаю

на заседании                                                                                              Директор школы:

педагогического совета                                                                ________\ С.В. Проклина

Протокол № 1                    Приказ № 131

«30 » августа 2020 года                                                                        «31» августа 2020 года

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ

«Развивайка»

ДЛЯ   3 КЛАССОВ

Количество часов: всего     34, в неделю     1

 

 

 

                                                                                                         

  Составитель программы

педагог-психолог:

Полищук О.К.

 

 

 

 

 

2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка

В настоящие время количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается с каждым годом. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо наблюдается в познавательной и личностной сферах. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу.

В соответствии с ФГОС важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся вне зависимости от их особенностей здоровья.

Все это обусловило создание программы индивидуального сопровождения детей с задержкой психического развития как части адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 7.1)

Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ и рекомендации ТПМПК.

Целью программы является  создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого обучающегося.

Задачи программы:

- Определить особые образовательные потребности детей с ОВЗ

- Развивать познавательную деятельность и целенаправленное формирование ВПФ

- Развивать эмоционально-волевую и личностную сферы.

- Развивать и совершенствовать коммуникационные навыки.

- Осуществлять индивидуально психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей.

- Организовать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.

- Формировать навыки социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

Общая характеристика и значение коррекционно-развивающего курса

Коррекционные занятия направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, познавательной, личностной и эмоционально-волевой сфер.

Содержание предложенных занятий способствует формированию умения работать самостоятельно, стимулируют активность.

В рабочем плане данный курс является элементом «коррекционно-развивающей области» и проводится во вне учебное время.

Место коррекционного курса в учебном плане.

В 1 классе на курс коррекционно-развивающих занятий отводится по 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недели).

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса

Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в различных средах:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;

- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

- в стремлении участвоватьв подготовке и проведении праздников дома и в школе.овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

- в расширении знаний правил коммуникации;

- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

- в освоении культурных форм выражения своих чувств.

- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.

- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Значение коррекционно-развивающего курса в общей системе коррекционно-развивающей работы

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.

  В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

  Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание  это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.

  Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 1-2 и 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

  Дети с ЗПР  имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Цели программы: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и  ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы, детей с ОВЗ.

Планируемые результаты освоения программы

Сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.

Личностные результаты

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

-в умении обратиться к педагогу при затруднениях в учебном процессе, сформировать вопрос о специальной помощи;

-в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь педагогу: понимаю или не понимаю;

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

-в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

-в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятия на себя обязанностей наряду с другими детьми;

Метапредметные результаты

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

-в расширение и обогащении опята коммуникаций ребенка в ближнем и дальнем окружении, расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

-в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную и невербальную)

-в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

-в освоении культурных форм выражения своих чувств.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

-в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности.

Содержание программы коррекционно-развивающих занятий

Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание.

Этапы работы:

1.Входная диагностика:

- выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.  

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

2. Коррекционно-развивающая работа:

- проведение коррекционно-развивающих занятий, с целью развития и коррекции психических функций и поведенческих проявлений обучающихся с ОВЗ,

 Направления коррекционно-развивающей работы:

формирование и развитие учебной мотивации, коррекция и развитие учебной мотивации, коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, помощь в адаптации к условиям школьной среды, развитие продуктивного взаимодействия.

3. Консультативная работа:

- занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его особым образовательным потребностям,

- организация педагогических консилиумов,

- подготовка к тематическим родительским собраниям,

- индивидуальные и групповые консультации родителей с детьми ОВЗ.

4. Итоговый диагностический.

- Проведение итоговой диагностики результатов коррекционно-развивающей работы;

- Мониторинг индивидуальных карт развития ребенка, с целью дальнейшей прогностической работы.

5. Прогностический.

- Прогностический этап психо-коррекционных занятий направлен на проектирование психо-фи-зиологических, психических и социально-психологических функций обучающихся с ОВЗ.

Цель: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе. Развитие познавательной активности обучающихся.

Виды учебной деятельности обучающихся:

- групповые и индивидуальные игры;

- моделирование ситуаций;

- словесный отчет;

- составление простейших планов;

- арт-терапия;

- упражнения на развитие памяти, мышления, внимания;

- игры;

- диагностические методики;

- умозаключение по аналогия;

- упражнения на релаксацию и расслабление;

- тренинговые занятия.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1-3

Диагностическое изучение ребенка. Тестирование. Анкетирование.

3

4-5

Развитие предметно-практической деятельности. Игровая деятельность.

2

6-7

Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения.Коммуникативная игра.

2

8-9

Развитие памяти с использованием различных анализаторов.Упражнения на развитие памяти.

2

10-11

Развитие произвольной опосредованной памяти.Упражнения на развитие памяти.

2

12-13

Развитие памяти, мышления.Упражнения на развитие мышления.

2

14-15

Развитие памяти, применение качеств внимания. Игры.

2

16-17

Развитие элементов логического мышления.Онлайн-игры.

2

18-20

Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.Арт-терапия.

3

21-22

Развитие творческих способностей. Развитие воображения. Словесное рисование. Пантомима.

2

23-24

Развитие произвольного внимания и поведения. Игры «Повтори движение», «Ухо-нос», «Лезгинка».

2

25-26

Развитие мнемических способностей.Работа с карточками.

2

27-28

Развитие умственных способностей.Викторины. Задачи на логическое мышление.

2

29-31

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.Аудио-терапия. Арт-терапия.

3

32-34

Итоговое диагностическое изучение ребенка.Тестирование.

3

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная профессиональная зона — пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для полноценной организации коррекционно-развивающего курса.

Мебель и оборудование: мебель по росту детей (стол, 2—3 стула), компьютер, магнитофон.

Стимульный материал: материал к диагностическим методикам и тестам, коррекционно-

развивающим играм и упражнениям, соответствующий требованиям научности, экологичности,

возрастной дифференциации.

Технический материал: цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, , клей, ластики, картон кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата, детские лекала, линейки-трафареты с геометрическими фигурами и плоскостными изображениями.

Вспомогательный материал: набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус), набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры).Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр и предметов-заместителей. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские журналы, дидактические игры (рамки-вкладыши «Эмоции, Д/И «Что перепутал художник», игра «Истории в картинках»)

Литература:

  1. Глазунов Д.А. Развивающие занятия,2 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008
  2. Глазунов Д.А. Развивающие занятия,3 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009
  3. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003
  4. Кравцова Е.Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8/Е.Е.Кравцова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
  5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003
  6. Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера»,1998
  7. Тихомирова Л.Ф.“Упражнения на каждый день: логика для младших школьников”, Ярославль, “Академия развития”, “Академия К” 1998 г.
  8. “Младший школьник. Развитие познавательных способностей” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, “Просвещение” 2003 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Баскаковская средняя образовательная школа»

 

 

 

Рассмотрено                                                                                              Утверждаю

на заседании                                                                                              Директор школы:

педагогического совета                                                                ________\ С.В. Проклина

Протокол № ___                                                                                            Приказ № ___

«   » августа 2020 года                                                                        «   » августа 2020 года

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ

«Познай себя»

ДЛЯ    7   КЛАССОВ

Количество часов: всего     34   , в неделю     1

 

 

 

                                                                                                         

                                                                                                          Составитель программы:

педагог-психолог

Полищук О.К.

 

 

 

 

 

2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка

Программа развивающего курса «Путь к успеху» предназначена для учащихся 5—8 классов общеобразовательных учреждений, получивших на ТПМПК рекомендацию обучаться по варианту ОВЗ (ЗПР) и ОВЗ (ТНР) и составлена в соответствии со следующими документами:

1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Письмо МО РФ от 27.06.2003г. №28-51-513\16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

3. Письмо Минобрнауки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами» от18 апреля 2008г.;

4. Письмо МО Ф от 16.04.2001 №29\1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями)»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

6. Основная общеобразовательная программа МБОУ «Баскаковская средняя школа»;

7. Устав МБОУ «Баскаковская средняя школа»

Цель – проведение развивающих занятий с подростками ОВЗ ЗПР.

Задачи –

определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка;

развивать личностные качества подростков с ОВЗ ЗПР, а также когнитивную сферу: внимание, мышление, память, воображение в процессе участия в моделируемых ситуациях общения;

повышать мотивацию и интерес к учению за счёт обеспечения ситуации успешности.

Общая характеристика и значение коррекционно-развивающего курса

На занятиях этого курса в увлекательной форме (игры, тренинги, работа в мини-группах) учащиеся 5х – 8х классов с ОВЗ ЗПР и ОВЗ ТНР смогут познакомиться с особенностями внутреннего мира человека, лучше узнать себя и других, преодолеть разного рода трудности, возникающие в процессе социализации в учебной деятельности. Также предполагается помощь учащимся в усвоении АООП, проведение занятий по развитию когнитивной сферы.

  Место коррекционного курса в учебном плане.

В 1 классе на курс коррекционно-развивающих занятий отводится по 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недели).

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса

   Данная программа предполагает занятия с учащимися ОВЗ ЗПР подросткового возраста.

Подростковый возраст – это особое, исключающее покой состояние, 12-15 летние подростки – «люди на вокзале»: немного тревожно, хорошо известный мир прежнего оставлен позади, а впереди что-то неизвестное. Эйфория, тревога, отсутствие привычного, часто растерянность, обидчивость, вспыльчивость – чувства подростка на данном этапе. Ведущая деятельность данного периода – общение со сверстниками: желание совместной деятельности, мотивация на занятие своего места в коллективе, стремление к автономии и признание ценности своего «Я». Именно в общении подростков происходит освоение моральных норм и ценностей, формирование самосознания и взаимопонимания. Постепенно происходит смена ценностей: теперь важно мнение не родителей, не педагогов, а сверстников или других «значимых взрослых». В этом возрасте идёт активная смена увлечений, интересов.

Значение коррекционно-развивающего курса в общей системе коррекционно-развивающей работы

  Обучающийся с ОВЗ (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.      

Планируемые результаты освоения программы

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные

- развитие эмоциональной устойчивости;

Коммуникативные

- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;

   - оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные

- формирование произвольной саморегуляции в условии познавательной деятельности и поведения;

- развитие эмоциональной устойчивости внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема внимания, переключения);

- развитие навыков программирования и контроля (умения ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия;

  - определять и сохранять способ действий;

- прогнозировать результат действия;

использовать самоконтроль на всех этапах деятельности

Познавательные

- формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного -материала: произвольности, развития концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.

Направления коррекционной работы:

- развитие внимания;

- стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и взаимодействию с ним;

- формирование позитивного отношения к своему «Я»;

- формирование адекватного уровня притязаний;

 - гармонизация психоэмоционального состояния;

- формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения, развитие навыков программирования и контроля;

- развитие основ целеполагания в учебной деятельности и повседневной жизни;

- формирование и развитие навыков социально-одобряемого поведения;

- формирование продуктивного взаимодействия с окружающими.

Содержание программы коррекционно-развивающих занятий

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1 ЭТАП:Диагностический

В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ТНР, уровень включенности в общегрупповую деятельность.

Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

2 ЭТАП:Коррекционный:

Данный этап включает в себя следующие задачи:

- помощь школьнику в разрешении психотравмирующих ситуаций;

- формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в   классе);

- повышение социального статуса ребенка в коллективе;

- развитие у школьника компетентности в вопросах нормативного поведения;

- формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуаль ных процессов;

- развитие        и        совершенствование        коммуникативных        функций,        эмоционально-волевой

регуляции поведения;

создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

Когнитивный блок;

Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных,

личностных и эмоциональных ресурсов.

Эмоциональный блок;

Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний. Поведенческий блок.

Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

3. ЭТАП: Диагностический

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.

Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

4.ЭТАП: Прогностический.

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофо-зиологических, психических и социально-психологических функций подростков.

ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе. Развитие познавательной активности обучающихся.

РАЗДЕЛЫ ПСИХОКОРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

1 РАЗДЕЛ  Коррекция когнитивных процессов        (13 часов)

Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. "Релаксация

напряжение". Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."

2 РАЗДЕЛ  Коррекция социальных и коммуникативных умений  (9 часов)

Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение

адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

3 РАЗДЕЛ  Коррекция поведения  (7 часов)

Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

4 РАЗДЕЛ  Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы  (5 часов)

Основы саморегуляции. Я        учусь        владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие.

Послушание. Застенчивость. Агрессию - под контроль.

ИТОГО: 34 ЧАСА.

Виды учебной деятельности обучающихся:

- групповые и индивидуальные игры;

- моделирование ситуаций;

- словесный отчет;

- составление простейших планов;

- арт-терапия;

- упражнения на развитие памяти, мышления, внимания;

- игры;

- диагностические методики;

- умозаключение по аналогии;

- упражнения на релаксацию и расслабление;

- тренинговые занятия;

- сказкотерапия;

- видеотренинг;

- коммуникативные игры;

- выполнение упражнений на коррекцию внимания, памяти, мышления;

- аудиотренинги.

Тематическое планирование

Тема занятий

К-во часов

Коррекция когнитивных процессов        (13 часов)

1

Диагностика уровня памяти обучающегося. Тестирование.

1

2

Диагностика уровня внимания обучающихся. Тестирование.

1

3

Методика «Рисунок человека». Рисование человека.

1

4

Диагностика развития логического мышления обучающегося. Тестирование.

1

5

Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов. Выполнение упражнений на коррекцию внимания.

1

6

Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов. Выполнение упражнений на коррекцию внимания.

1

7

Коррекция мышления и мыслительных процессов. Развитие внутреннего плана действий.

Словесный отчет. Моделирование ситуаций.

1

8

Коррекция памяти. Обучение приемам запоминания. Разучивание стихотворений при помощи картинных планов, методом ассоциаций.

1

9

Коррекция восприятия. Видеотренинг.

1

10

Релаксация-напряжение. Аудио-тренинг. Раскрашивание мандал.

1

11

Релаксация-напряжение. Аудио-тренинг. Раскрашивание мандал.

1

12

Развитие рефлексивных навыков. Игровая деятельность.

1

13

Развитие рефлексивных навыков. Умозаключение по аналогии.

1

Коррекция социальных и коммуникативных умений  (9 часов)

14

Психологический тренинг «Среди людей». Тренинг.

1

15

Освоение приемов активного общения «Я и другие». Арт-терапия.

1

16

Раскрытие качеств необходимых для активного общения. «Какой я и какие другие». Арт-терапия.

1

17

Знакомство с принципами хорошего слушания. «Я слушаю». Составление простейших планов.

1

18

Расширение представлений о способах самоанализа "Какое решение верно", "Обучение владению собой".  Коммуникативные игры.

1

19

Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение". Сплочение группы "Учимся общаться». Тренинг.

1

20

Устранение барьеров общения "Я + Ты". "Стили общения". Видеотренинг.  

1

21

Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре», «Необитаемый остров». Коммуникативная игра.

1

22

Навыки совместной работы. Отработка навыков неконфликтного поведения. Составление простейших планов. Анализ литературных произведений.

1

Коррекция поведения  (7 часов)

1

23

"Я - это я! Знаю ли я себя". "Я и мои чувства". Арт-терапия.

1

24

"Что такое доброта?" "Добрым быть на свете веселей". Коммуникативная игра.

1

25

"Правда, ложь, фантазия" "Учимся управлять своими эмоциями"   Коммуникативная игра.

1

26

"Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? Коммуникативная игра.

1

27

"Настоящий друг". (Сказкотерапия, видеотренинг)

28

"Спокойствие. Учимся правильно дышать». Аудио-тренинг. Дыхательная гимнастика.

1

29

"Я и Ты. Чем мы похожи". "Поведение и культура" Коммуникативная игра.

1

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы  

(5 часов)

30

"Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции. Видео-тренинг.

1

31

"Послушание". "Застенчивость". Коммуникативная игра.

1

32

"Агрессию - под контроль. Коммуникативность". Составление простейших планов. Анализ литературных произведений.

1

33

Итоговая диагностика уровней способностей обучающихся. Тестирование.

1

34

Итоговое занятие. Игровая деятельность.

1

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная профессиональная зона — пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для полноценной организации коррекционно-развивающего курса.

Мебель и оборудование: мебель по росту детей (стол, 2—3 стула), компьютер, магнитофон.

Стимульный материал: материал к диагностическим методикам и тестам, коррекционно-

развивающим играм и упражнениям, соответствующий требованиям научности, экологичности,

возрастной дифференциации.

Технический материал: цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, , клей, ластики, картон кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата, лекала, линейки-трафареты с геометрическими фигурами и плоскостными изображениями.

Вспомогательный материал: мультимедийный проектор, презентации, телевизор, видеоролики.

Литература:

1.Андронникова О. О, Перевозкина Ю. М. : Психология развития и возрастная психология», НОУ ВПО НГИ, Новосибирск, 2013

2.Голубева Ю. А, Григорьева М. Р. и др. : «Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий». «Учитель», Волгоград, 2013

3.Кривцова С. В, Рязанова Д. В. и др.: «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками», «Москва», 2017

4.В качестве контрольно-измерительных материалов по данному курсу применяются методики диагностики педагога-психолога:

5. Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптация младших подростков», НПф «Амалтея», Санкт-Петербург, 2007

6. Методика определения отношения к школе В. Кореневской

7. «Лесенка самооценки» В. Щура

8. Методика изучения отношений в классном коллективе «Дерево» Д. Лампена

9. Тест тревожности Филлипса

10. Методика диагностики в процессе совместной деятельности «Рукавички» Г. Цукермана

11. Диагностика агрессии Басса-Дарки

12. Социометричекое исследование