Система оценивания образовательных достижений
В учебном процессе для оценки и проверки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по истории можно использовать технологию оценивания образовательных достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Критерии оценки | 207.11 КБ |
samostoyatelnaya_rabota_6_kl_istoriya.doc | 40.5 КБ |
diagnosticheskaya_rabota_6_kl_istoriya.doc | 340 КБ |
proektnaya_tehnologiya_v_grazhdansko-patrioticheskom_vospitanii.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа по теме: Россия при первых Романовых.
1 вариант
1.Первый царь из династии Романовых
а) Алексей Романов б)Михаил Романов в)Иван Романов г)Федор Романов
2.Сословно-представительное учреждение, созываемое для санкционирования важнейших правительственных мероприятий
а)приказная изба б)Боярская дума в)приказы г) Земский собор
3.Органы центрального управления, ведавшие определенными делами в России в 16-нач 18вв.
а) Боярская дума б) вече в) посадник г) приказы
4.Главная административная единица России в 17 веке
а) вотчина б) уезд в)воеводство г) города и села
5. Согласно Соборного уложения 1649 года
а) установило 5-ти летний сыск беглых крестьян
б) утвердило полное право феодала на землю и крепостных крестьян.
в) установило 15-ти годичный сыск беглых крестьян
г) закрепило права крестьян на землю
6.Свод законов российского государства, одобренный Земским собором
а) Земский Устав б)Судебник в)Соборное уложение г)Грамота России
7. Соотнесите события и даты
а) соляной бунт 1) 1686г
б) медный бунт 2) 1662г
в) восстания Степана Разина 3) 1653-1655г
г)заключение «вечного мира» России и Речи Посполитой 4) 1648г
д) церковная реформа 5) 1670 – 1671гг
8. Документ, удостоверяющий назначение лица дипломатическим представителем в другой стране
а) Посольская грамота б)Верительная грамота в) Царская грамота г) грамота России
9. Соотнесите фамилию деятеля и род деятельности
а) Михаил Романов 1)царь
б) Василий Поярков 2) землепроходец, исследователь Дальнего Востока
в) А.С.Матвеев 3) руководитель старообрядцев
г) Аввакум 4) руководитель Посольского приказа
д) Разин С. 5) предводитель восстания 17 века.
е) Дежнёв С 6) землепроходец, исследователь Приамурья
10 Автор иконы «Спас Нерукотворный»
а) Б. Огурцов б) А. Константинов в) Т. Шарутин г) С. Ушаков
Самостоятельная работа по теме: Россия при первых Романовых.
2 вариант
1.Фактическим правителем в годы правления Михаила Романова был
а)патриарх Филарет б)патриарх Никон в) патриарх Гермоген г)патриарх Петр
2.Центральный орган управления в Русском государстве 17 века
а) Избранная рада б)вече в) посадник г) Боярская дума
3.Кто возглавлял местные военные отряды, наделен административной и судебной властью
а) князь б)боярин в) воевода г)приказной
4.Согласно Соборного уложения 1649 года было впервые введено
а) понятие «государственное преступление»
б) понятие «вотчинное землевладение»
в) право наследования московского престола
г) регламент строительства церквей и монастырей
5.Крестьянство в России делилось на группы
А) владельческие и черносошные
Б) купеческие и владельческие
В) черносошные и свободные
Г) владельческие и крепостные
6. Соотнесите события и даты
а) соляной бунт 1) 1648г
б) медный бунт 2) 1654г
в) восстания Степана Разина 3) 1653-1655г
г) Переяславская рада 4) 1662 г .
д) Церковная реформа 5) 1670 – 1671гг
7. Окончательное утверждение международного договора высшим органом власти государства или его главой договора
а) согласование б) приказ в) распоряжение г)ратификация
8. Первая в России рукописная газете выпускаемая Посольским приказом
а) «Вести-Куранты» б) «Вести приказа» в) «Вести Посольского приказа»
г) «Российские Вести»
9. Соотнесите род деятельности и фамилию деятеля
а) Михаил Романов 1)царь
б) Ерофей Хабаров 2) предводитель восстания 17 века.
в) Б. Хмельницкий 3) гетман запорожских казаков
г) Никон 4) писатель, ученый, переводчик
д) Разин С. 5) землепроходец, исследователь Приамурья
Е) Полоцкий Симеон 6) инициатор проведения церковной реформы
10. Какое учебное заведение открыли братья Лихуды?
а) Славяно-греко-латинское училище б) школа для подготовки приказчиков
в) школа для подготовки дьяков г) школа для подготовки чиновников.
Ответы
1 вариант
1- б
2- г
3- г
4- б
5- б
6- в
7- а-4; б- 2; в- 5; г- 1; д-3.
8-б
9- а-1; б-6; в-4; г-3; д-5; е-2.
10- г
2 вариант
1- а
2-г
3-в
4-а
5-а
6- а-1; б- 4; в- 5; г-2; д – 3.
7-г
8-а
9- а-1; б-5; в-3; г-6; д-2; е-4
10-а.
Использованная литература:
Арсентьев Н. М., Данилов А. А. и др. История России. 7 класс. М., Просвещение, 2016г.
Предварительный просмотр:
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы по истории в 6 классах
1. Назначение работы
Итоговая диагностическая работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 6 класса по предмету «История», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.
2. Документ, определяющий содержание итоговой диагностической работы
Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), но работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Итоговая диагностическая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам, включённым в Федеральный перечень.
3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:
- целей исторического образования в основной школе;
- специфики курса истории основной школы;
- ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
Содержание предмета «История» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В итоговой диагностической работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России и по истории зарубежных стран, изучаемой в курсе Истории Средних веков.
4. Характеристика структуры и содержания итоговой диагностической работы
Работа охватывает содержание курса истории России с древнейших времён до конца XVI в. и курса Истории Средних веков (V - XV вв.)
Общее число заданий - 23.
Работа содержит 22 задания с кратким ответом и 1 задание с развёрнутым ответом.
5. Распределение заданий итоговой диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Задания 1-15 условно разделены на тематические блоки: 1) История Средних веков (всеобщая история), V - XV вв.; 2) История России IX - середины XII в.; 3) История России середины XII - XV вв.; 4) История России XVI в. Задания 1-15 нацелены преимущественно на проверку знаний по истории.
Задание 4 и 11 нацелены на проверку знаний фактов истории культуры.
Задание 15 посвящено работе с исторической картой (схемой).
Задания 16-23 направлены преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования. Задание 16 посвящены Истории Средних веков, задания 17-23 - истории России IX-XVI вв.
Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).
Проверяемые элементы подготовки | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 33 | |
1 | Знание дат | 3 | 3 | 9,1% |
2 | Знание фактов | 5 | 5 | 15,1% |
3 | Поиск информации в источнике | 2 | 2 | 6,1% |
4 | Знание причин и следствий | 2 | 2 | 6,1% |
5 | Знание фактов истории культуры | 2 | 2 | 6,1% |
6 | Установление последовательности событий, явлений, процессов | 1 | 1 | 3% |
7 | Систематизация фактов, понятий (множественный выбор) | 1 | 1 | 3% |
8 | Систематизация фактов, понятий (установление соответствия) | 1 | 2 | 6,1% |
9 | Систематизация исторической информации (анализ структуры исторического текста) | 1 | 1 | 3% |
10 | Работа с исторической картой (схемой) | 1 | 1 | 3% |
11 | Работа с контурной картой (нанесение объекта на контурную карту) | 2 | 4 | 12,1% |
12 | Работа с картой (схемой) и иллюстративным материалом (систематизация исторической информации) | 1 | 2 | 6,1% |
13 | Составление исторического текста на основе опорных слов | 1 | 7 | 21,2% |
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.
К заданиям базового уровня сложности относятся те здания, где учащимся 6 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся задания 1-15.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. К повышенному уровню относятся задания 16-22.
К высокому уровню сложности относятся задания, где учащиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 23.
7. Продолжительность итоговой диагностической работы
На выполнение работы отводится до 60 минут.
8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение с выбором ответа (1-15) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует), задание считается невыполненным.
Задание с кратким ответом (13-18) считается выполненным верно, если верно указаны цифра, последовательность цифр, слово (словосочетание), правильно обозначены объекты на контурной карте. За правильный ответ на задания 16, 17 и 19 ставится 1 балл. За полные правильные ответы на задания 18 и 20 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две или более ошибки или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Задания по работе с контурной картой (21 и 22) оцениваются в соответствии с критериями оценивания (для их оценивания используются соответствующие карты атласа по истории). Задание 23 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0-8 | 9-16 | 17-25 | 26-33 |
9. Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы в 6 классах
Уровни сложности задания: Б - базовый (примерный интервал выполнения - 60-90%). П - повышенный (40-60%). В - высокий (менее 40%).
Обозначение задания в работе | Проверяемое содержание | Проверяемые виды деятельности | Уровень сложности и задания | Примерное время выполнения задания (мин.) | Максимальный балл за задание |
1 | История Средних веков (всеобщая история), V - XV вв. | Знание дат | Б | 1-2 | 1 |
2 | История Средних веков (всеобщая история), V - X вв. | Знание дат | Б | 1-2 | 1 |
3 | История Средних веков (всеобщая история), XI - XV вв. | Знание фактов | Б | 1-2 | 1 |
4 | История Средних веков (всеобщая история), V - XV вв. | Знание фактов истории культуры | Б | 1-2 | 1 |
5 | История России IX - середины XII в. | Знание дат | Б | 1-2 | 1 |
6 | История России IX - середины XII в. | Знание фактов | Б | 1-2 | 1 |
7 | История России IX - середины XII в. | Знание причин и следствий | Б | 1-2 | 1 |
8 | История России середины XII - XV вв. | Знание дат | Б | 1-2 | 1 |
9 | История России середины XII - XV вв. | Знание фактов | Б | 1-2 | 1 |
10 | История России середины XII - XV вв. | Знание причин и следствий | Б | 1-2 | 1 |
11 | История России IX - XV вв. | Поиск информации в источнике | Б | 1-2 | 1 |
12 | История России XVI в. | Знание фактов | Б | 1-2 | 1 |
13 | История России XVI в. | Поиск информации в источнике | Б | 1-2 | 1 |
14 | История России IX - XVI вв. | Знание фактов истории культуры | Б | 1-2 | 1 |
15 | История России IX - XVI вв. | Задание на работу с исторической картой (схемой) | Б | 1-2 | 1 |
16 | История Средних веков (всеобщая история), V - XV вв. | Установление последовательности событий | П | 2-3 | 1 |
17 | История России IX - XVI вв. | Систематизация фактов, понятий (множественный выбор) | П | 2-3 | 1 |
18 | История России IX - XVI вв. | Систематизация фактов, понятий (установление соответствия) | П | 2-3 | 2 |
19 | История России IX - XVI вв. | Систематизация исторической информации (анализ структуры исторического текста) | П | 2-3 | 1 |
20 | История Средних веков (всеобщая история), V - XV | Работа с картой (схемой) и иллюстративным материалом (систематизация исторической информации) | П | 2-3 | 2 |
21 | История России IX - XVI вв. | Работа с контурной картой (нанесение объекта на контурную карту) | П | 2-3 | 2 |
22 | История России IX - XVI вв. | Работа с контурной картой (нанесение объекта на контурную карту) | П | 2-3 | 2 |
23 | История России IX - XVI вв. | Историческое сочинение | В | 7-10 | 7 |
Всего заданий - 23, из них по уровню сложности: Б - 15, П - 7, В - 1. Общее время выполнения работы - 60 мин. Максимальный первичный балл - 33. |
Источник диагностической работы: http://www.alleng.ru/
Итоговая диагностическая работа по истории 6 класс
Выполнена: ФИО _________________________ класс __________
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по истории отводится 60 минут.
Работа включает в себя 23 задания.
Ответы к заданиям 1-15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 16-20 запишите в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания зачеркните его и запишите рядом новый.
Задания 21 и 22 выполните на карте в работе.
Задание 23 требует развёрнутого ответа, ответ запишите в поле под заданием.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем удачи!
При выполнении заданий 1-15 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Укажите год образования арабского государства.
- 476 г.
- 630 г.
- 732 г.
- 843 г.
Ответ:
2. Составление первого письменного свода законов франков связано с деятельностью
- Вильгельма Нормандского
- Хлодвига
- Карла Великого
- Фридриха I Барбароссы
Ответ:
3. Укажите современное название государства, на территории которого в XV в. велись Гуситские войны.
- Англия
- Франция
- Чехия
- Испания
Ответ:
4. К какому веку относится изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом?
- XII в.
- XIII в.
- XIV в.
- XV в.
Ответ:
5. Какое событие произошло в 862 г.?
- поражение Ярославичей от половцев в битве на реке Альте
- призвание варягов в Новгород
- завоевание Святославом Дунайской Болгарии
- неудачный поход на Византию русского войска под руководством князя Игоря
Ответ:
6. Укажите князя, с деятельностью которого непосредственно связано крещение Руси.
- Игорь Рюрикович
- Святослав Игоревич
- Владимир Святославич
- Мстислав Владимирович
Ответ:
7. Что явилось одним из последствий восстания киевлян в 1113 г.?
- объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега
- заключение первого письменного договора Руси с Византией
- разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
- начало княжения Владимира Мономаха в Киеве
Ответ:
8. Какое из перечисленных событий произошло в 1240 г.?
- поход Тохтамыша на Москву
- битва на реке Шелони
- захват Батыем Киева
- разгром войск крымского хана у села Молоди
Ответ:
9. Что из перечисленного относится ко времени княжения Юрия Долгорукого в Суздале?
- битва на реке Сити
- первое упоминание о Москве в летописи
- «стояние» на реке Угре
- съезд князей в г. Любече
Ответ:
10. Что из перечисленного явилось одной из причин политической раздробленности Руси?
- упадок княжеско-боярского землевладения
- русско-византийские войны
- несовершенство порядка наследования киевского престола
- активизация торговли по пути «из варяг в греки»
Ответ:
11. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите год, когда произошло описанное событие.
«...Население Твери восстало против сборщика налогов баскака Чолхана (на Руси его звали Щелканом), родственника Узбека. Возмущённые поборами и насилиями тверичи обратились за помощью к князю Александру Михайловичу. Тверской князь занял выжидательную позицию. Восставшие тверичи перебили ордынцев. Воспользовавшись этим, московский князь явился в Тверь с ордынским войском и подавил восстание».
- 1240 г.
- 1327 г.
- 1382 г.
- 1410 г.
Ответ:
12. Укажите период, когда была проведена денежная реформа, утвердившая единую монетную систему в Московском государстве.
- 1505-1521 гг.
- 1533-1538 гг.
- 1565-1572 гг.
- 1594-1598 гг.
Ответ:
13. Прочтите отрывок из документа и укажите правителя Московского государства, при котором этот документ был издан. «...Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей
боярских, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин, из патриарших, и из митрополичьих, и изо владычных, и из монастырских вотчин выбежали до нынешнего 106-то году за пять лет. - и на тех беглых крестьян в их побеге и по тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за кого они выбежали, и патриаршим, и митрополичьим, и владычным, и детям боярским, и монастырских сия
приказчикам и служкам давать суд и сыскивать накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с жёнами и с детьми и со всеми их животы возити их назад, где кто жил....»
- Иван III
- Василий III
- Иван IV
- Фёдор Иванович
Ответ:
14. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?
- строительство собора святой Софии в Киеве
- написание «Слова о полку Игореве»
- возведение Церкви Вознесения в Коломенском
- создание иконы «Троица» Андреем Рублёвым
Ответ:
15. Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.
Какое событие изображено на схеме?
- битва на Чудском озере
- Невская битва
- битва на р. Калке
- Куликовская битва
Ответ:
Ответом к заданиям 16-20 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.
16. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
- образование Священной Римской империи
- захват крестоносцами Константинополя
- окончание Столетней войны
Ответ:
17. Какие из перечисленных городов вошли в состав Российского государства в XVI в.? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Тверь
- Новгород
- Казань
- Киев
- Псков
Ответ:
18. Установите соответствие между терминами и их значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ТЕРМИНЫ | ЗНАЧЕНИЯ |
А) племенное ополчение Б) вервь В) вече | 1) вооружённое формирование, состоящее из всех взрослых мужчин во главе с военным вождём 2) народное собрание 3) порядок сбора дани 4) соседская община у восточных славян |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Ответ:
19. Перед Вами четыре предложения. Два из них являются положениями, которые требуется аргументировать. Другие два содержат факты, которые могут послужить аргументами для этих положений. Подберите для каждого положения соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.
- В XIII в. разрозненные русские земли потерпели поражение от монгольских войск.
- Раздробленность привела к ослаблению военной мощи Древнерусского государства.
- На Руси временно прекратилось строительство каменных зданий, были утрачены традиции целого ряда художественных ремёсел.
- Монгольское владычество негативно сказалось на дальнейшем развитии нашей страны.
Номер предложения, содержащего | ||||
положение 1 | факт 1 | положение 2 | факт 2 | |
Ответ:
Рассмотрите карту, иллюстрации и выполните задание 20.
Установите соответствие между иллюстрациями, на которых представлены памятники архитектуры, и обозначенными цифрами на карте территориями, где эти памятники были созданы: к каждой иллюстрации, обозначенной буквой, подберите соответствующую цифру на карте.
А | Б | В |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Ответ:
Рассмотрите контурную карту и выполните задания
21. Обозначьте место битвы на реке Калке (обведите соответствующий значок на контурной карте).
Обозначьте на контурной карте (отметьте соответствующий кружок и напишите название) город, который первым из русских городов подвергся разорению в ходе монгольского нашествия 1237-1238 гг.
22. Обозначьте на контурной карте (обведите границу и заштрихуйте территорию) земли, в которых в XII-XV вв. высшим органом управления было вече.
Для записи ответов на задание 23 используйте специальное поле после задания.
23. Прочтите приведённый ниже список.
- река Кама;
- Ермак Тимофеевич;
- хан Кучум;
- атаман Пеан Кольцо;
- солеварение;
- Кашлык.
Напишите небольшое историческое сочинение, в котором будут использованы все элементы из приведённого списка. При написании сочинения продемонстрируйте на фактическом материале Ваше знание истории по соответствующей эпохе (периоду, событию, явлению, процессу).
Ответы к заданиям
№ задания | Ответ |
1 | 2 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 2 |
6 | 3 |
7 | 4 |
8 | 3 |
9 | 2 |
10 | 3 |
11 | 2 |
12 | 2 |
13 | 4 |
14 | 1 |
15 | 4 |
16 | 123 |
17 | 25 |
18 | 142 |
19 | 1432; 3214 |
20 | 342 |
21. Обозначьте место битвы на реке Калке (обведите соответствующий значок на контурной карте).
Обозначьте на контурной карте (отметьте соответствующий кружок и напишите название) город, который первым из русских городов подвергся разорению в ходе монгольского нашествия 1237-1238 гг.
Указания по оцениванию | Баллы | |
Правильно обозначено место битвы на Калке и город Рязань | 2 | |
Правильно обозначены только место битвы. ИЛИ Правильно обозначен только город. | 1 | |
Ответ неправильный | 0 | |
Максимальный балл | 2 |
22. Обозначьте на контурной карте (обведите границу и заштрихуйте территорию) земли, в которых в XII-XV вв. высшим органом управления было вече.
Указания по оцениванию | Баллы |
Правильно обозначены территории Новгородской и Псковской земель | 2 |
При выполнении задания была(-и) допущена(-ы) негрубая(-ые) ошибка(-и), и выполнение задания свидетельствует о наличии у учащегося знания / понимания рассматриваемой исторической ситуации | 1 |
При выполнении задания была(-и) допущена(-ы) грубая(-ые) ошибка(-и), и (или) выполнение задания свидетельствует об отсутствии у учащегося знания / понимания рассматриваемой исторической ситуации. ИЛИ Задание не выполнено | 0 |
Максимальный балл | 2 |
23. Прочтите приведённый ниже список.
- река Кама;
- Ермак Тимофеевич;
- хан Кучум;
- атаман Пеан Кольцо;
- солеварение;
- Кашлык.
Напишите небольшое историческое сочинение, в котором будут использованы все элементы из приведённого списка. При написании сочинения продемонстрируйте на фактическом материале Ваше знание истории по соответствующей эпохе (периоду, событию, явлению, процессу). Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания, критерий К1 является определяющим. Если приведённые учащимся факты свидетельствуют о том, что он неправильно определил эпоху (период, событие, явление, процесс), которой должно быть посвящено сочинение, или факты, использованные при написании сочинения, существенно искажают содержание и свидетельствуют о непонимании учащимся эпохи (периода, события, явления, процесса), то по критерию К1 выставляется 0 баллов, и сочинение дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ, К4) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Одно из возможных исторических сочинений
Присоединение Поволжья дало толчок началу продвижения в Сибирь. На восточных окраинах Русского государства по рекам Каме и Чусовой находились земли, на которых по царскому пожалованию купцы Строгановы развивали земледелие, солеваренные, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, строили города, крепости. Терпя серьёзный ущерб от нападений сибирского хана Кучума и стремясь обезопасить свои земли от его вторжений, богатые русские купцы Строгановы нанесли упреждающий удар по неприятельской земле и сами выдвинулись на Уральские горы.
Для похода на средства купцов Строгановых был снаряжён большой отряд. В походе к Уральским горам приняли участие как военные отряды, которые и ранее находились на службе купеческого рода, так и специально набранные дополнительные силы из числа волжских казаков. Под руководством опытного казачьего атамана Ермака Тимофеевича, передвигаясь большей частью по рекам, а местами волоком перетаскивая суда, отряду Строгановых удалось одержать ряд побед над вражескими племенами. Овладев столицей ханства городом Кашлык и покорив территорию до Оби, атаман сообщил о своём успехе Строгановым. Одного же из своих сподвижников - атамана Ивана Кольцо - руководитель похода отправил с посольством в Москву известить царя о разгроме Сибирского ханства.
Критерии оценивания | Баллы | |
Смысловое соответствие исторического сочинения эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике, которой могут быть использованы элементы из списка | 1 | |
Историческое сочинение посвящено эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), к которой относятся элементы из списка | 1 | |
К1 | Историческое сочинение не соответствует эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике, которой могут быть использованы элементы из списка. ИЛИ Факты, использованные при написании сочинения, существенно искажают смысл ответа и / или не свидетельствуют о знании / понимании учащимся эпохи (периода, события, явления, процесса) | 0 |
Использование элементов из списка | 3 | |
Корректно использованы все элементы из приведённого списка | 3 | |
Корректно использованы пять элементов из приведённого списка (один элемент не использован или использован некорректно) | 2 | |
К2 | Корректно использованы три-четыре элемента из приведённого списка (остальные элементы не использованы или использованы некорректно) | 1 |
Корректно использованы только один-два элемента из приведённого списка. ИЛИ Все элементы из списка использованы некорректно. ИЛИ Элементы из списка не использованы | 0 | |
Отсутствие фактических ошибок (Оценивание по критерию КЗ производится только в случае, если по критериям К1, К2 выставлено не менее 2 баллов). | 2 | |
Отсутствуют фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются) | 2 | |
КЗ | Допущены одна-две фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведшие к существенному искажению смысла | 1 |
Допущено более двух фактических ошибок (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведших к существенному искажению смысла | 0 | |
Форма изложения | 1 | |
К4 | Весь ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 | |
Максимальный балл | 7 |
Предварительный просмотр:
Трансформация социально-профессионального поведения работников образования: материалы регионально научно-практической конференции, посвященной 90-летию Гаргинской средней школы и 100-летию первого директора Тунгенской средней школы Доржиева Цыдыпа Гомбоевича (1 ноября 2007 г.) – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. – 205 с.
Проектная технология в гражданско-патриотическом воспитании
Задачи гражданско-патриотического воспитания при изучении предметов историко-обществоведческого цикла, возможности их реализации в современной школе различными приемами педагогической технологии в современно привлекают все большее внимание педагогов-практиков и исследователей.
Эти проблемы в современной России очень остро проявились, начиная с 90-х годов прошлого столетия, когда с распадом коммунистической системы ценностей, на волне рыночных преобразований возник вакуум национальных идей. Оказавшись в новой рыночной среде без государственной поддержки, пионерская организация и комсомол не могли эффективно влиять на детей. И в этих условиях наиболее приемлемым и опробованным является воспитание детей на героических исторических событиях прошлого России, малой Родины. Это направление имеет ряд преимуществ:
- имеется достаточный объем материала и методических пособий;
- возрождаются коллективистские структуры;
- вовлекаются молодежь и дети в масштабные общественные проекты;
- развивается личность, у которого должны быть сформированы новые жизненные установки (современное образование, нравственное развитие, умение принимать ответственные решения).
Такой общественный проект был разработан музeеведами совместно с военно-патриотическим клубом «Судьба» в Дыренской средней школе по составлению Книги Памяти села в преддверии 60-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Проектная поисково-исследовательская работа носила информационный характер, направленный на сбор информации с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории: актуализацию прошлого для нужд настоящего; активизацию патриотических чувств; создание обстановки взаимной толерантности. Работа над проектом подразумевала изучение дополнительного материала, посещение музеев, работа в фондах библиотек, опрос населения и переписка.
При работе над проектом по созданию Книги Памяти села всплыла так называемая «деревянная» проблема. Проблема, которая не предполагает однозначного подхода и решения задач, а обрастает новыми идеями. Было найдено письмо, отправленное из Украины на имя племянника без вести пропавшего нашего земляка Саланова Гомбо Цыбиковича, и сразу зародилось желание более близко заняться этой находкой. Так из этой проблемы зародился новый проект, который был назван «Неизвестная страница войны». По классификации он относится к групповой, по содержанию - межпредметный (история, новейшая история, краеведение), по продолжительности - долгосрочный (около 2 месяцев), по доминирующему виду деятельности - исследовательский, практико-ориентированный (создается социально значимый продукт, в данном случае восстанавливается имя без вести пропавшего человека, пополняется музей).
Проект был разделен на 5 этапов и при разработке этого проекта все эти этапы были пройдены.
- Подготовительный этап предполагал внедрение в программу деятельности учащихся, создание группы.
Была сформирована группа из 3 человек - 2 девушки и 1 юноша (из десятого класса). Наметили план работы, тему, изучение источников.
- Этап планирования: определили сроки, а также задачи (найти адрес отправителя и выйти на него). Распределили роли поиск документальных данных в селе среди родственников. Наметили примерный календарный план; (до 20 декабря) найти адрес, написать письмо, получить ответ с фото и видеоматериалами, найти родных в селе, в районе, республике, которые могли знать о нем что-нибудь.
На этом этапе нам удалось найти второе письмо с обратным адресом у двоюродной племянницы нашего ветерана, проживающей в селе Курумкан.
Было отправлено на Украину, в Черкассы письмо с маленькой надеждой, что адресат еще жив, потому что человек, написавший письмо, сам участник войны, и оно было отправлено в 1991 году
- Этап организационно исследовательский, где расписывается последовательность работы: обработка информации: сопоставление фактов и подготовка отчета. Был создан информационный щит на уголке Славы, где расположили отчет своей группы и свои дальнейшие планы.
- Этап представления работы. В 2006 году мы получили письмо с Украины с фотоматериалами. В письме говорилось о том, что братская могила на окраине их села до 1990 года была безымянной, но после их перезахоронения в центр села удалось установить имена двоих солдат, одним из которых был Саланов Г. Ц., имя третьего установить не смогли. И вот уже в феврале со своей работой мы участвовали на районной научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее».
- Этап оценки работы. Уровень активности всех участников проекта был одинаков. Один отвечал за переработку всей полученной информации, двое других были руководителями корееспондетских групп, занимающихся сбором информации. Теперь, когда мы установили связь, наш проект получил дальнейшее продолжение.
Итогом педагогической деятельности учителя в данной работе явилась активизация эмоциональной сферы учащихся, которая позволила включиться познавательным процессам и сделать их более глубокими, ускорила процессы формирования умений и навыков, делая их эмоционально окрашенным, сопрягая с личностными переживаниями.
Таким образом, есть традиционная классно-урочная система со своим большим набором «знаниево-умениевых» дисциплин наполняет содержание образования, то проектная деятельность при правильном использовании в воспитательным мероприятиях способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе работы.