Группа 841
На данной странице студенты могут получить информацию по изучаемым предметам, задания для выполнения.
Все выполненные задания присылать на адрес электронной почты: andr.yakovleff2015@yandex.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uttp_gruppa_841_na_19.03.20.docx | 17.54 КБ |
uttp_gruppa_841_na_23.03.20.docx | 15.76 КБ |
uttp_gruppa_841_na_24.03.20.docx | 15.81 КБ |
uttp_1-ya_para_gruppa_841_na_25.03.20.docx | 16.54 КБ |
uttp_2-ya_para_gruppa_841_na_25.03.20.docx | 17.05 КБ |
uttp_gruppa_841_na_27.03.20.docx | 18.42 КБ |
uttp_gruppa_841_na_04.04.20.docx | 86.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Изучение внутримагазинной информации»
Содержание функций торгового менеджмента по организации внутримагазинной рекламы и информации определяется задачами повышения уровня обслуживания покупателей, развития товарооборота и роста экономической эффективности торговой деятельности. Внутримагазинная реклама и информация помогают активизировать процесс продажи товаров, рационально направлять покупательские потоки, сокращать затраты времени покупателей на поиск и приобретение необходимых им товаров.
В условиях перехода к рыночной экономике и повышения насыщенности потребительского рынка товарами организация внутримагазинной рекламы и информации приобретает новое значение, отличается целым рядом специфических черт. В магазинах, применяющих прогрессивные методы продажи товаров, особенно в магазинах самообслуживания, непосредственная связь покупателей с персоналом даже при наличии достаточного количества продавцов значительно ослаблена, поэтому роль и значение внутримагазинной рекламы и информации в них заметно возрастает.
Внутримагазинная реклама и информация выполняют различную роль в организации обслуживания покупателей, что соответственно определяет и специфику функций торгового менеджмента в этой сфере.
Основная роль внутримагазинной рекламы состоит в активизации процесса продажи, в стимулировании реализации отдельных товаров. В этом отношении внутримагазднная реклама может рассматриваться как действенное наступательное оружие торгового предприятия в конкурентной борьбе, как часть его маркетинговой стратегии.
Основная роль внутримагазинной информации состоит в процессе обслуживания покупателей в магазине, в "информационной поддержке" всех составляющего этого процесса. Так как право на информацию является одним из существенных прав покупателей, отдельные параметры внутримагазинной информации регулируются соответсвующими государственными нормативно-правовыми актами (в первую очередь правилами продажи товаров и порядком осуществления торговой деятельности).
Внутримагазинная реклама ставит своей целью привлечь внимание потенциальных покупателей к одному из следующих компонентов: 1) к данному магазину, выделяя его в розничной торговой сети регионального потребительского рынка (специфику ассортиментного профиля; прогрессивных методов продажи, широкой номенклатуры услуг, особую ценовую политику и т.п.); 2) к отдельным товарам., реализуемым в магазине, при необходимости существенно активизировать их продажу (в первую очередь речь идет о тех товарах, продажа которых обеспечивает высокую конечную эффективность торговой деятельности)
Для реализации этой цели внутримагазинная реклама располагает обширным арсеналом средств, позволяющим получить в современных условиях значительный эффект:
1. Световая реклама представляет собой систему рекламных средств, основанную на использовании различных источников света (ламп накаливания, люминесцентных ламп и т.п.). Основными средствами световой рекламы являются: световые плакаты, световые табло, бегущие световые строки и т.п. Основной особенностью средств световой рекламы является то, что она дополняет другие рекламные средства в тот период, когда магазины уже заканчивают работу (в вечернее время). Эта особенность определяет специфику использования такого вида рекламных средств — они должны размещаться, как правило, на основных потоках движения потенциальных покупателей, формируемых в вечерний период времени.
2. Витринная реклама является одним из наиболее массовых постоянно функционирующих видов внутри-магазинных рекламных средств. Это в первую очередь относится к оконным витринам — основному средству этого вида рекламы. Существует множество приемов оформления оконных витрин, выбор которых определяется задачами, стоящими перед оформителями. Если требуется рекламная информация об особенностях товарного профиля магазина, то в его витринах помещают максимально допустимое с позиций психологического и художественного восприятия количество характерных товарных образцов. Если же рекламируются товары — новинки или малоизвестные покупателю товары, то композиция витрины дополняется рекламными плакатами с основными сведениями о товарах, способах их использования (эксплуатации), подчеркивающими преимущество данных товаров перед известными их аналогами. Наряду с оконными, могут быть использованы также выносные и внутримагазинные витрины — последние применяются, как правило, для рекламы отдельных товаров. Композицию в витринах следует обновлять как можно чаще, а отдельные товары, отсутствующие в продаже, немедленно заменять. Частая смена товаров в витрине сама по себе привлекает внимание покупателей не меньше, чем замысловатая композиция.
3. Демонстрационная реклама является одним из наиболее действенных способов активизации продажи отдельных видов товаров. Кроме того, она способствует формированию нового покупательского спроса. Основными средствами демонстрационной рекламы являются выставки-демонстрации новых модных или технически сложных товаров (для формирования новых направлений потребления); выставки-дегустации (для рекламы новых продуктов питания); выставки-продажи (для рекламы широты ассортимента отдельных видов товаров и одновременного удовлетворения спроса на них) и другие аналогичные демонстрационные мероприятия.
Такие рекламные мероприятия должны быть хорошо подготовлены с позиций оповещения покупателей; художественного и информационного оформления участка торгового зала, на котором они осуществляются; привлечения в необходимых случаях специалистов-консультантов; создания достаточных размеров запасов товаров.
4. Печатная реклама, используемая в магазине, включает различные рекламные листки, рекламные проспекты, каталоги и другую аналогичную рекламную печатную продукцию, предоставляемую покупателям непосредственно в торговом зале. Учитывая высокую стоимость изготовления этих средств рекламы, их печатание должно возлагаться, как правило, на фирму-производителя товаров (это может быть предусмотрено отдельным пунктом контрактного соглашения с производителями товаров или их региональными дистрибьюторами).
5. Сувенирная реклама является относительно новым дом нашей практики направлением использования: средств рекламирования магазина или отдельных товаров. Определенное распространение получили лишь средства рекламной упаковки приобретенных товаров в сувенирные сумки-пакеты, изготавливаемые отдельными торговыми предприятиями. В зарубежной практике в этих целях используется система разнообразных сувениров с эмблемой (торговой маркой) магазина, дифференцированных по видам и стоимости, которые вручаются покупателю бесплатно при покупке отдельных групп товаров.
В данном разделе рассмотрены лишь основные средства внутримагазинной рекламы, которые не затрагивают формы рекламы на радио и телевидении, в печатных средствах массовой информации. Осуществляемые в этих формах рекламные кампании носят эпизодический характер и ведутся лишь отдельными торговыми предприятиями. Рекомендации по организации таких рекламных кампаний содержатся в обширных публикациях по этому вопросу и при необходимости могут быть предоставлены рекламными агентствами.
Не меньшее разнообразие средств характерно и для организации внутримагазинной информации. К основным видам этих средств относятся следующие:
1. Информационные схемы в магазинах применяются, как правило, двух видов: общая информационная схема размещения отдельных структурных подразделений (потребительских комплексов, микрокомплексов, товарных отделов и секций) по этажам и информационные схемы расположения микрокомплексов, отделов и секций в пределах конкретного этажа. Общую информационную схему применяют в многоэтажных торговых зданиях, а схему расположения структурных подразделений на конкретном этаже — во всех магазинах с площадью торгового зала свыше 400 кв.м. Информационные схемы первого вида следует располагать или перед входом в здание, или в торговом зале у входа, а второго вида — в торговом зале справа у входа или на межлестничных площадках (в многоэтажных зданиях). При этом в информационных схемах второго вида следует не только перечислять названия отдельных структурных подразделений (или групп товаров), но и давать покупателю пространственное представление об их расположении.
2. Указатели являются одним из массовых видов средств внутримагазинной информации. По своему функциональному назначению указатели делятся на следующие группы: указатели структурных подразделений магазина; указатели больше высоты букв. Символы, выполненные в виде рисунков, подразделяют по цвету, размеру и форме в разрезе их групп. Указатели размеров товаров, помещенные, как правило, непосредственно на оборудовании, проектируют размерами 8x8, 10x10 и 15х15см. При этом указатели, располагаемые на островном оборудовании или над проходами для покупателей, делают, как правило, двухсторонними.
3. Объявления по внутримагазинному радио являются действенным средством информации в крупных магазинах с интенсивными покупательскими потоками. При помощи этих объявлений покупателей информируют о размещении структурных подразделений и групп товаров; о созданных сезонных микрокомплексах; о новых товарах, поступивших в продажу; о дополнительных услугах, оказываемых покупателям. Текст таких объявлений должен быть кратким, убедительным и легко воспринимаемым всеми категориями покупателей.
4. Плакатная информация является одним из мобильных и недорогих средств внутримагазинной информации. Она направлена на информирование покупателей о правилах продажи различных групп товаров, условиях эффективного использования отдельных изделий и т.п. Плакатная информация создается обычно в форме текстовых объявлений и как правило, концентрируется в специальных местах на путях наиболее интенсивных покупательских потоков (концентрируемая плакатная информация может быть объединена рубриками "Информация для покупателей", "Уголок покупателя" и др.). Содержание отдельных плакатных объявлений быстро воспринимается покупателями при условии краткости текста, простоте форм, соответствия размеров букв и длины строк, сочетания цвета букв.
5. Ценники являются одним из самых массовых средств внутримагазинной информации, сопровождающими покупателя на всем пути его движения в торговом зале. Их следует размещать по возможности перпендикулярно к линии глаз покупателей. Размер ценников определяется габаритами товаров и видами оборудования. Чтобы ценники были читабельными и привлекательными.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте основное назначение и роль внутримагазинной рекламы?
2. Какие методы рекламы можно использовать для повышения уровня товарооборота на предприятии?
3. Какие средства внутримагазинной информации используют торговые предприятия в современных условиях?
Предварительный просмотр:
Мерчандайзинг в торговом зале продовольственного магазина
Мерчандайзинг — вид деятельности, направленный на продвижение товаров и торговых марок на региональном рынке, используемый крупными предприятиями розничной торговли.
Мерчандайзинг — это маркетинг в розничной торговой точке, разработка и реализация методов и технических решений, направленных на совершенствование предложения товаров в том месте, куда потребитель традиционно приходит с целью совершить покупку.
Оксфордский толковый словарь бизнеса определяет мерчандайзинг как сбытовую политику розничного торговца, продвижение и сбыт в своем магазине определенных товаров
Мерчандайзинг — искусство торговли. Точнее, умение показать товар лицом. Это целый комплекс технологий выкладки продуктов на полках, взаимодействия с покупателем и привлечения внимания последнего именно к вашему товару.
Мерчендайзинг (анг.) - комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятной ситуации для покупателя, обеспечить максимальную вероятность покупки товара.
Результатом мерчандайзинга всегда является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар.
История развития мерчандайзинга
Мерчандайзинг появился на свет в незапамятные времена. Уже при меновой торговле умение красиво и правильно разложить свой товар, организовать свое торгово-меновое место давало хорошие результаты первым торговцам.
С тех пор одним из правил мерчандайзинга стало: все должно быть понятно покупателю с минимальными пояснениями продавца.
Следующий исторический этап мерчендазинга - время Великой депрессии в США. Чтобы повысить продажи и обеспечить конкурентоспособность, важно было найти методы воздействия на покупателей. Затем мерчандайзинг постепенно начинает набирать обороты, используя определенные способы и приемы для продвижения продукции, которые нарабатывались путем наблюдений и анализа.
Одним из принципов мерчандайзинга считается извлечение прибыли по максимуму из каждой единицы площади любой торговой точки.
Установление рынка покупательского спроса выделяет мерчандайзинг в отдельную науку, которая эффективно воздействует на объемы продаж. Следующий этап в наработке опыта и развитии гарантировал конкурентоспособность. Требовались люди, которые бы способствовали продвижению продукции.
Появились обученные торговые агенты, которые при помощи некоторых манипуляций способствовали увеличению сбыта продукции: например, банку кофе можно продать быстрее, если поменять ее место расположения. Скоро стали заметны результаты: бизнес усиленно прогрессировал. Выросло число компаний, которым эта стратегия понравилась, и они захотели использовать новую технологию.
Мерчандайзинг нашел свое применение и в нашей стране в последнем десятилетии прошлого века. Первоначально внедряли эту систему торговые агенты или менеджеры по продажам. Следующий шаг – внедрение BTL (комплекс маркетинговых манипуляций, воздействующий на определённую аудиторию).
Основные принципы технологии мерчандайзинга.
Существует несколько наиболее эффективных технологий мерчандайзинга, которые работают вне зависимости от товарной группы или размеров торговой точки.
«Золотая полка». Витрина, на которую покупатель в первую очередь обращает свое внимание, расположенная на 15–20 см ниже его взгляда. Поэтому, прежде чем озадачиться выкладкой товаров на такой полке, определяются с целевой аудиторией: ее возрастом, полом, ростом.
«Визуальное восприятие». Покупатели лучше и осознаннее воспринимают информацию, которая расположена в 30 градусах выше от центральной точки фокуса взгляда. Продвигаемый товар располагается именно в этом месте.
«Обратные часы». Большинство покупателей — правши и двигаются в торговом зале против часовой стрелки. Товары, на которые делает ставку магазин, будут на тех витринах, которые вы увидите первым делом, идя против часовой стрелки.
«Золотой треугольник». Это пространство, которое находится между входом в магазин, кассами и точкой с самым продаваемым товаром. Чем это пространство больше, тем лучше будут продажи.
Инструменты грамотной выкладки и размещения товаров в торговом зале
Горизонтальная выкладка. Продукты чередуются, тем самым вызывая у посетителей торговой точки желание купить их.
Вертикальная выкладка. Однородные товары расположены на одинаковых стеллажах и в несколько рядов. Негабаритная продукция выкладывается на верхние полки, более крупные товары — на нижние. Лучше всего «работает» в просторных торговых залах.
Дисплейная выкладка. Стойка или стенд, на котором нужные товары представлены в самом выгодном ракурсе.
Зонирование. Важную роль играет правильное зонирование торговых площадей — так, например, вход в магазин обычно свободный, и чем больше площадь торгового зала, тем больше входная зона. Это делается для того, чтобы посетитель, войдя, например, в супермаркет, смог охватить взглядом максимально большую часть торгового пространства.
Выкладка товара в зависимости от срока реализации. Ближе к покупателю должен располагаться товар, у которого срок реализации близок к завершению. Такой принцип помогает избежать магазину остатков просроченных товаров.
«Товар лицом». Продукты располагаются лицевой стороной к покупателю и должны быть видны целиком, не загораживая друг друга.
Особые правила, используемые в мерчандайзинге:
Бесплатные приложения к товару. Пресловутые «получите в подарок».
Простая математика. Эту уловку используют, когда оставляют на ценнике старую цену и добавляют новую со скидочной ценой.
Тележки. Покупатель с тележкой приобретает на 20-30% товара больше, чем покупатель с корзиной. Тележка вызывает желание хотя бы прикрыть её дно товаром.
Принцип контраста. Вначале покупателю показывают нечто по заоблачной цене, а затем то, что на самом деле хотели продать. На фоне первой цифры вторая кажется не такой уж страшной.
«Выбор без выбора». Суть заключается в том, что трудно ответить резким «нет», когда спрашивают, например, «Так на каком костюме вы остановились – на черном или бежевом?».
Мелочёвка у кассы. У кассы можно заметить еще больше товара, который относится к так называемой категории «спонтанных покупок». Обычно у кассы стоят полки с шоколадками, которые люди, скорее всего, возьмут в качестве награды за долгий шопинг. На фоне «больших» покупок, покупка жвачки или батончика «на дорожку» за полкопейки денег просто не воспринимается как таковая.
Предварительный просмотр:
Тема: «Изучение стандарта мерчендайзинга»
СТАНДАРТЫ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА
Стандарты мерчендайзинга – это важнейший инструмент среднесрочного стратегического планирования развития торговой марки.
«В центре каждого аспекта успешного мерчендайзинга лежит разработка мерчендайзинговых стандартов. Ни одна компания не может рассчитывать на максимальный успех, если она не владеет четко сформулированными стандартами для каждого аспекта мерчендайзинга, для каждой торговой точки, через которую компания выходит на рынок», пишет Грегори Сэнд, гуру американского мерчендайзинга.
Составные части
Стандарт мерчендайзинга – это корпоративный документ, определяющий следующие правила работы с розницей:
- позиционирование торговой марки в ритейле;
- ассортимент товарных единиц, которые обязательно должны быть представлены;
- количество фейсингов для каждой товарной единицы и в целом для товарной марки или товарных марок;
- приоритетные места выкладки товара в торговом зале;
- правила размещения рекламных материалов и дисплеев;
- правила общения с персоналом розничных точек;
- правила и инструменты мотивации сотрудников розничных точек;
- логистические стандарты, минимальный остаток в торговой точке.
Стандарты описываются не вообще для розницы, а с разбивкой на различные виды торговых точек, в которых представлена торговая марка.
Конечно же, стандарты мерчендайзинга разных компаний могут включать не все из перечисленных выше правил или какие-либо дополнительные правила. Все зависит от особенностей товара, позиционирования торговой марки и других факторов.
Составление стандарта мерчендайзинга
В идеале стандарт мерчендайзинга – это плод коллективных усилий отделов маркетинга и продаж, а также плодотворных консультаций с ключевыми ритейлерами. Дело это не простое. Однако стандарты мерчендайзинга не только трудно разработать, серьезные проблемы возникают и в процессе их внедрения в работу компании. Поэтому эксперты рекомендуют проводить их разработку и внедрение поэтапно в следующем порядке.
Этап 1. Сбор информации
Задача 1: Сбор информации о существующих в компании правилах и/или традициях выкладки товара и работы с розницей (опрос полевых сотрудников, аудит розничных точек).
Зачем: Новые правила значительно легче внедрять, если они основываются на положительных традициях. И сотрудники, и потребители не любят резких перемен, поэтому далеко не все ребрендинги увенчиваются успехом.
Задача 2: Анализ стандартов мерчендайзинга конкурентов и лидера рынка, выделение элементов, которым стоит подражать. Зачем: Затем, чтобы не изобретать велосипед.
Этап 2. Единство стратегии компании
Теперь, когда мы выделили элементы мерчендайзинга, которые успешно работали для нашей компании или для наших конкурентов в прошлом, важно убедиться, что эти нововведения не будут вступать в конфликт с общей стратегией компании, позиционированием нашей торговой марки и корпоративной политикой. Это – коллективная работа отделов маркетинга, продаж, мерчендайзинга и отдела кадров.
Этап 3. Оповещение о новых стандартах мерчендайзинга
На этом этапе мы должны убедиться, что все заинтересованные стороны были своевременно и грамотно осведомлены о новых правилах.
Задача 1: Оповещение и обучение. Публикация новых правил на сайте, проведение обучения сотрудников.
Зачем: Чтобы новые правила были введены в практику, а не застряли в архивах в головном офисе.
Задача 2: Новый мерчендайзинг бук должен распространяться в напечатанном виде или в формате PDF. Следует разработать процедуру ознакомления с ним.
Зачем: Чтобы избежать искажений стандартов в процессе применения.
Задача 3: Должностные обязанности и отчетность мерчендайзеров должны быть приведены в соответствие с новыми правилами. Это работа отдела кадров и непосредственных руководителей полевых сотрудников.
Зачем: Это значительно облегчит внедрение новых правил. Часто ребрендинг проваливается из-за сопротивления полевых сотрудников, вызванного чисто техническими противоречиями.
Этап 4. Маркетинговый удар
Задача: Выбрать несколько наиболее дружественных розничных точек и полностью внедрить в них новые стандарты мерчендайзинга.
Зачем: Это одновременно и проверка новых правил на реалистичность, и место для полевого обучения сотрудников.
Этап 5. Обратная связь
Задача: Создание системы получения обратной связи о результатах внедрения новых стандартов (отчетность, прямая линия и т.д.).
Зачем: Внедрение инноваций никогда не проходит гладко. Что-то придется отлаживать, подправлять. Важно понимать, что раздражает ритейлеров и потребителей, мешает сотрудничеству, и своевременно адаптировать новые правила к реальности.
Предварительный просмотр:
Тема: «Изучение технологии товароснабжения»
Сущность и основные требования, предъявляемые к организации товароснабжения
Под товароснабжением розничной торговой сети понимается система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.
Благодаря рационально организованному товароснабжению на розничных торговых предприятиях обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а также высокие финансово-экономические показатели работы торговых организаций и предприятий.
При организации товароснабжения предприятий розничной торговли должны учитываться следующие основные требования:
- источники и приемлемые формы снабжения должны определяться с учетом ассортимента и объема выпускаемых предприятиями промышленности и другими изготовителями товаров и их территориальной удаленности от снабжаемых предприятий торговли;
- завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина ассортиментным перечнем;
- количество завозимых товаров должно определяться типом предприятия, его мощностью, характеризуемой объемом товарооборота и размерами торговых площадей. Особое значение имеет оснащенность торговых предприятий соответствующим торгово-технологическим оборудованием (холодильным оборудованием, различными емкостями и т. п.);
- величина единовременно доставляемой партии должна исчисляться с учетом имеющихся товарных запасов, объема среднедневной реализации и установленной периодичности завоза;
- четко разработанная система товароснабжения должна обеспечивать минимальные издержки по завозу и хранению товаров.
Товароснабжение розничных торговых предприятий должно основываться на следующих основных принципах: планомерность; ритмичность; оперативность; экономичность; централизация; технологичность.
Планомерность означает, что процесс товароснабжения предприятий розничной торговли должен носить планомерный характер. Завоз товаров в магазины и другие пункты продажи должен осуществляться на основе плановых графиков с учетом их ассортиментного профиля.
Ритмичность снабжения предполагает завоз товаров через относительно одинаковые промежутки времени. Ритмичность доставки товаров в магазины способствует ускорению оборачиваемости товаров, созданию товарных запасов, необходимых для обеспечения бесперебойной работы на случай нарушения сроков завоза, исключает образование излишних товарных запасов. Кроме того, ритмичность товароснабжения предприятий розничной торговли обеспечивает оптимальные условия для работы складов, оптовых баз и транспортных предприятий. Она позволяет более производительно использовать рабочую силу. При ритмичном товароснабжении рациональнее используются складские площади.
Важным условием рациональной организации товароснабжения является его оперативность. Она предусматривает, что ритм завоза товаров должен нарастать или сокращаться в зависимости от изменений в спросе на них, сезонных и других колебаний.
Оптовые базы и другие предприятия, осуществляющие товароснабжение розничной торговой сети, должны оперативно учитывать эти изменения и вносить соответствующие коррективы, для чего им необходимо своевременно получать от розничных торговых предприятий информацию о ходе реализации товаров и состоянии товарных запасов.
Экономичность товароснабжения означает минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных
средств на весь процесс доставки товаров в розничную торговую сеть. Это достигается эффективным использованием транспортных средств, механизацией погрузочно-разгрузочных работ, установлением рациональной звенности движения товаров, исключающей излишние складские технологические операции на пути движения товаров от производства до потребителей, четким оформлением документов по отпуску и приемке товаров.
Таким образом, товароснабжение розничной торговой сети должно осуществляться на основе рациональных схем завоза товаров, которые разрабатываются с учетом минимизации грузооборота, оптимальной звенности, частоты доставки и размеров товарных партий.
Централизация предполагает товароснабжение розничных торговых предприятий силами и средствами предприятий-поставщиков. При этом работники магазинов хотя и несут ответственность за коммерческую сторону товароснабжения, но не отвлекаются от своей непосредственной работы по обслуживанию покупателей.
Товароснабжение должно осуществляться на основе использования на всех его этапах прогрессивных технологических решений. Большую роль здесь играют модульные таротранспортные системы, являющиеся основой индустриализации товароснабжения розничной торговой сети.
Значительная часть товаров завозится в розничную торговую сеть с оптовых предприятий. Такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты и некоторые другие продовольственные товары повседневного спроса поступают на предприятия розничной торговли непосредственно с производственных предприятий — хлебозаводов, пищекомбинатов и т. п. В крупные универсальные специализированные магазины транзитом с промышленных предприятий могут поступать и другие товары, в том числе и сложного ассортимента. В основной же массе товары сложного ассортимента (культтовары, одежда, обувь и т. д.) завозят в магазины со складов оптовых торговых баз.
В магазины товары также поступают с заготовительных предприятий, от личных подсобных и фермерских хозяйств, а также от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Предварительный просмотр:
Тема: «Изучение форм товароснабжения и схем завоза товаров»
Выбор источников товароснабжения зависит от многих факторов. При этом учитываются ассортимент товаров, типы и размеры магазинов, объем товарооборота, возможность бесперебойного снабжения магазинов, количество звеньев товародвижения, скорость товарооборачиваемости и уровень транспортных расходов.
В зависимости от источников поступления товаров применяют транзитную или складскую форму товароснабжения розничной торговой сети.
При транзитной форме доставка товаров в магазины осуществляется непосредственно из производственных предприятий промышленности или сельского хозяйства. При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращаются издержки обращения, снижаются товарные потери. Вместе с тем эта форма товароснабжения имеет ограниченное применение из-за измельченности и рассредоточенности розничной торговой сети. В основном она применяется по товарам простого ассортимента, а также по товарам, производство которых осуществляется в районах потребления (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты и т. п.).
При складской форме товары сложного ассортимента, нуждающиеся в предварительной подсортировке, завозятся в магазины со складов оптовых предприятий.
Выбрать наиболее оптимальные источники и формы товароснабжения розничных торговых предприятий можно с помощью разработки схем завоза по каждой товарной группе. Эти схемы определяют порядок движения товаров от промышленных предприятий, оптовых баз и других поставщиков до розничных торговых предприятий по каждой товарной группе, а в случае необходимости — по отдельным подгруппам товаров. Схемы предусматривают конкретный порядок завоза товаров на каждое розничное торговое предприятие.
Наряду со схемами завоза товаров с оптовых баз целесообразно разрабатывать схемы, предусматривающие поступление товаров на предприятия розничной торговли из других источников снабжения. В них определяют порядок завоза в магазины товаров местной промышленности, сельскохозяйственных продуктов. Это в первую очередь относится к завозу хлеба и хлебобулочных изделий, молочных и мясных продуктов и т. п.
Организация и технология завоза товаров на розничные торговые предприятия
Основанием для завоза товаров на розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.
Товары могут доставляться в магазины и другие пункты продажи централизованным и децентрализованным методами.
Наиболее эффективный метод доставки товаров на розничные торговые предприятия — централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей.
При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.
При централизованной доставке завоз товаров в розничную торговую сеть может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования.
Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.
Анализируя дислокацию розничной торговой сети, обращают внимание на следующие данные: наименование, типы розничных торговых предприятий, среднемесячный розничный товарооборот, площадь торгового зала и помещений для хранения товаров, численность работников, режим работы магазина, расстояние от магазина до оптовой базы или другого поставщика.
Грузооборот определяют на основе данных о товарообороте и средней цены 1 т товара.
Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов.
При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы. Так, хлебобулочные изделия должны завозиться в магазины ежедневно, другие продовольственные товары, имеющие небольшие предельные сроки реализации — не реже чем через два-три дня. Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации могут завозиться один раз в семь-десять дней.
Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.
Если составляется заявка на завоз товаров сложного ассортимента (готовое платье, обувь и др.), то количество изделий по размерам, расцветкам и другим признакам заказывают с учетом в продаже их удельного веса, выявленного по данным изучения спроса.
Определяя потребность в завозе скоропортящихся товаров, следует также учитывать емкость имеющегося в магазине холодильного оборудования.
Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которых неизвестна, рекомендуется для начала заказывать небольшими пробными партиями.
Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины. В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.
При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта. Их согласовывают с товарополучателями.
Предварительный просмотр:
Тема: «Изучение сопроводительных документов»
Товарно-сопроводительные документы, основные их виды и характеристика
Товарно-сопроводительные документы (ТСД) — документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути их товародвижения. ТСД предназначены для изготовителей и продавцов, поэтому относятся к коммерческой информации. В зависимости от характеристик товара ТСД подразделяют на следующие виды: количественные, по качеству, расчетные и комплексные. Разновидности ТСД определяются назначением конкретных документов.
- Количественные товарно-сопроводительные документы— технические документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных характеристиках товаров или товарных партий. Кроме размерных характеристик (масса, длина, объем и т. п.), в них обязательно содержатся сведения, идентифицирующие товар, к которому эти характеристики относятся (наименование, при необходимости сорт, марка и т. п.).
Информация о ценах также может содержаться в количественных ТСД, но она не является самоцелью.
К количественным ТСД относятся отвесы, заборные листы, упаковочные листы, спецификации, акты об установленном расхождении в количестве товаров, коммерческие акты, акты отбора образцов. Некоторые из перечисленных документов (отвесы, заборные листы) имеют внутрихозяйственное назначение, другие служат приложением к накладным (упаковочные листы, спецификации), поэтому нет необходимости расширять в них перечень сведений о товаре — его изготовителе, дате выпуска и пр.
Акты об установленном расхождении в количестве товаров составляют в тех случаях, когда фактическое количество товаров при приемке не совпадает с количеством, указанным в документах. Наиболее часто такие акты составляют для товарных партий импортных товаров. Их составляют в присутствии материально ответственного лица предприятия-получателя, представителя иностранного поставщика, а при его отсутствии и согласии — эксперта Торгово-промышленной палаты или компетентного представителя незаинтересованной организации.
Коммерческий акт составляют при обнаружении количественных расхождений между фактическими и документальными данными при приемке товарных партий от органов железнодорожного транспорта, представитель которых обязательно должен при этом присутствовать.
Указанные документы предназначены для передачи поставщику сведений о количественных потерях товаров при транспортировании, обнаруженных при их приемке.
- Товарно-сопроводительные документы по качеству — документы, предназначенные для передачи и хранения информации о качестве товаров (образцов, товарных партий, каждого изделия). В эти документы включают не только сведения о качестве товаров, значениях показателей качества, градациях качества (стандартная, нестандартная, брак, отход), но и о наименованиях товаров, их изготовителях (поставщиках, отправителях), датах выработки (отгрузки), а также другие необходимые сведения.
ТСД по качеству подразделяют на обязательные и необязательные.
К первым относятся сертификаты соответствия и декларации соответствия по показателям безопасности для товаров, подлежащих обязательной сертификации или декларированию удостоверения о качестве, если в стандартах предусмотрено их наличие. Обязательность сертификатов соответствия для указанной группы товаров (продукции) установлена Федеральным законом «О техническом регулировании», а также Правилами продажи отдельных видов товаров.
Другие виды сертификатов — ветеринарный, фитосанитарный, а также сертификаты соответствия при добровольной сертификации не являются заменой обязательных ТСД. Лишь санитарно-эпидемиологическое заключение может стать обязательным документом для товаров, подлежащих проверке на безопасность, если для них предусмотрено проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы без обязательной сертификации.
Удостоверения о качестве предназначены для информации о градациях качества и идентифицирующих партию данных. Перечень сведений, которые должны содержать эти удостоверения, устанавливается в стандартах.
Такие сведения включают: номер документа и дату его выдачи; регистрационный и учетный номера сертификата, срок его действия; номер партии для упакованной продукции; наименование и адрес отправителя; наименование и адрес получателя; наименование продукции и сорта (природного и/или товарного); номер партии; результаты определения качества по действующим стандартам; количество упаковочных единиц; массу брутто и нетто; номер и вид транспортного средства; обозначение действующего стандарта.
Кроме того, для плодоовощной продукции в удостоверении по качеству указывают даты сбора, упаковывания и отгрузки, а также дату последней обработки ядохимикатами и их наименования (при доставке из хозяйств в магазины). Декларации соответствия — документы, удостоверяющие соответствие продукции требованиям технических регламентов. Декларация может быть составлена для товаров, которые не вошли в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации, а включены в Перечень продукции, подлежащей декларированию. Номенклатура и Перечень утверждаются постановлением Правительства РФ.
Акты списания — это документы, предназначенные для передачи, хранения и учета информации о недоброкачественной продукции. Обычно такие акты составляют на недоброкачественную продукцию, опасную для потребления. Кроме работников торговли, в их составлении должны принимать участие представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Акты списания являются основанием для вывоза опасных товаров на свалку и их уничтожения, а также для списания отходов как актируемых качественных потерь.
- Расчетные ТСД — документы, предназначенные для документального оформления соглашения о ценах, оплате транспортных расходов, совместном (или одностороннем) покрытии расходов, в том числе транспортных, других издержек, если в составленном договоре купли-продажи (или поставки) эти сведения были не предусмотрены.
К расчетным ТСД относятся протокол согласования цен, счет-фактура, счет и иные документы о ценах. Основным назначением счетов является информация о цене и стоимости товара для его оплаты. Сведения о количестве товаров, упаковке также присутствуют, но они не являются основными.
Счет-фактура является обязательным документом. Он выписывается поставщиком для документального сопровождения партий товара вместе с накладной и является основанием для оплаты поступившего товара по безналичному расчету с оформлением платежного поручения. Счет содержит аналогичные данные, но в нем могут быть и дополнительные сведения об оказываемых услугах (по упаковыванию, транспортированию, пересылке и т. п.).
- Комплексные товарно-сопроводительные документы — это документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товарных партий, а также для количественного учета их в процессе товародвижения.
К комплексным ТСД относятся приходно-расходные, товарно-транспортные и железнодорожные накладные. Документы чаше всего используются при передаче товара от изготовителя продавцу (посреднику), а также от одного посредника к другому или органам транспорта.
В приходно-расходной накладной содержится следующая основная информация: наименование и другие идентифицирующие признаки товара (сорт, артикул и т. п.), его количество (в единицах), а также цена, общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость и спецналога) отпуска товара. Накладную подписывают материально ответственные лица, сдавшие и принявшие товар, и заверяют круглыми печатями предприятий поставщика и получателя.
Товарно-транспортная накладная (ТТН) — первичный приходный документ, заполняемый поставщиком и предназначенный для информации получателя о комплексе характеристик товара. Накладная имеет два раздела: товарный и транспортный. В товарном разделе содержатся сведения, позволяющие идентифицировать товар. К ним относятся: наименование, адрес и банковские реквизиты поставщика и плательщика, сведения о товаре и таре (наименование, сорта, артикулы, количество мест, масса брутто, нетто и тары, вид упаковки, цена, сумма).
Кроме того, могут быть указаны суммы НДС. Здесь же должны быть подписи ответственных лиц, разрешивших отпуск товара, отпустивших и принявших его. Транспортный раздел (сведения о грузе) заполняется в ходе доставки товара и содержит информацию о дате отправки, номере автомобиля и путевого листа, наименовании и адресе заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя, пункте погрузки и разгрузки, грузе (наименование, сорт, артикул, единицы измерения, количество единиц, цена за единицу, сумма, на которую поставляется товар), а также о документах, следующих с грузом, виде упаковки, количестве мест.
Железнодорожная накладная — ТСД, оформляемый при отправке товара железнодорожным транспортом. По назначению и содержанию она аналогична товарно-транспортной накладной, но имеет незначительные отличия (например, данные о номере вагона). Транспортный раздел этой накладной заполняется при перевозке и погрузочно-разгрузочных работах.
Предварительный просмотр:
Тема: «Изучение составления заявок и договоров на поставку»
- Договор поставки
Составление договора поставки – задача, с которой сталкивается большинство предпринимателей. Участниками такой сделки становятся поставщики материалов, производители, перекупщики. Поставка схожа с куплей-продажей, однако имеет ряд существенных отличий. Одним из них является ограниченный субъектный состав – в соглашении могут участвовать только юридические лица и ИП. Кроме того, составление договоров поставки товара имеет специфическую цель – поставляемая продукция должна использоваться в рамках предпринимательской деятельности.
Особенности составления договора поставки
При заключении сделки поставщик обязуется предоставить покупателю товар в определенные сроки за установленную цену. В соглашении нужно описать права и обязанности продавца и покупателя, а также указать существенные условия – предмет и сроки поставки. Правила составления договора поставки подробно описаны в статьях 506-524 ГК РФ.
Поставка товаров осуществляется следующим образом: поставщик передает (отгружает) продукцию покупателю или лицу, указанному в качестве получателя. Например, строительная компания может заказать стройматериалы с доставкой не на собственный склад, а субподрядчику или на строящийся объект. В документе также нужно указать, кто организует и оплачивает транспортировку товара.
Правила составления договора поставки
В тексте соглашения должны присутствовать такие пункты:
- данные о поставщике и покупателе;
- предмет (название, количество, ассортимент, принадлежности, комплектность товара);
- стоимость и порядок оплаты;
- срок действия договоренности;
- права и обязанности сторон;
- ответственность за несоблюдение условий сделки (штраф, пеня);
- основания для расторжения договора;
- способ разрешения споров;
- форс-мажорные обстоятельства.
Документ составляется в двух экземплярах – по одному для каждой стороны сделки.
Порядок составления договора поставки
В первую очередь необходимо согласовать условия поставки. На этом этапе поставщик составляет проект договора и направляет его покупателю. Если покупатель не согласен с описанными в документе условиями сотрудничества, он может составить протокол разногласий и направить его продавцу. Кроме договора, необходимо подготовить ряд сопутствующих документов: спецификацию, счет, график поставок, акт приема-передачи имущества.
Изучив порядок составления договора поставки, вы можете приступить к оформлению документа.
- Заявка на поставку товара
Заявка на поставку товара – документ, который обычно требуется в тех случаях, когда компания-заказчик бронирует партию товара на складе у предприятия-поставщика для дальнейшего своевременного получения.
Составление заявки может быть единовременным и регулярным. Заявка не является самостоятельным документом, а служит приложением к договору купли-продажи, поставки и т.п. Чаще всего условия и сроки подачи заявки регламентируются в основном договоре.
Заявку можно формировать на любые открытые поставщиком к бронированию виды товаров по желанию заказчика: стройматериалы, канцелярские принадлежности, хозяйственные товары, мебель, технику, оборудование и т.д.
Порядок получения товара
Процедура получения товара с участием предварительной заявки достаточна проста.
- Для начала представителю заказчика следует связаться с работником компании, осуществляющей поставку, чтобы обговорить детали процесса. В-частности, надо уточнить наличие товара на складе и если он отсутствует, то срок его прибытия, а также объемы, тип, маркировку, качество и прочие нюансы.
- Затем следует выяснить, каким именно способом лучше всего передать готовую заявку: по электронным средствам связи или по факсу, после чего можно приступать к оформлению документа.
- После составления и передачи заявки сотрудник компании-поставщика ее обработает и, в случае вопросов, свяжется с заказчиком для пояснения неточных моментов. Если все нормально и никаких тем для обсуждений у поставщика нет, то заявку нужно будет только подтвердить, после чего она отправится на склад, где на ее основании необходимый товар будет забронирован (если подтверждения не будет, продукцию с брони снимут).
При полном соблюдении всех этапов процедуры резервирования, заказчик может быть уверен в том, что он получит необходимые товарно-материальные ценности со склада поставщика в нужном объеме и качестве в строго установленное время.
Плюсы и минусы заявки
Заявка является документом, фиксирующим желание заказчика получить конкретный товар в определенный период. Ее основное преимущество заключается в том, что она гарантирует то, что как только необходимая продукция появится на складе поставщика, она будет забронирована под этого конкретного заказчика. При этом, если вдруг возникнет необходимость заменить этот товар на какой-то другой, не указанный в документе, могут возникнуть сложности, как и в случае отказа заказчика от ранее отправленной заявки.
Закон предусматривает право отказаться от заявки на поставку товара в некоторых ситуациях, например, при попадании заказчика в сложные материальные условия, не позволяющие выполнить ранее достигнутые договоренности с поставщиком. Правда, при этом у заказчика должны быть доказательства своего бедственного положения.
В большинстве же случаев, если желание отказаться от заявки ничем не обосновано, это будет считаться нарушением условий сделки (договора).
Отказ от составленной, отправленной и принятой по всем правилам заявки неправомерен и поставщик вправе обратиться в судебную инстанцию за восстановлением справедливости.
Непосредственно формированием заявки может заниматься любой работник предприятия-заказчика, в полномочия которого по должностной инструкции входит данная функция: бухгалтер, экспедитор, логист и т.д. На предприятиях малого сектора экономики составлением заявки занимаются сами директоры.
Образец заявки на поставку товара
На сегодня не существует унифицированного бланка заявки на поставку товара, так что предприятия и организации имеют возможность писать ее в произвольном виде, исходя из собственного видения данного документа и потребностей компании, или заполнять шаблон документа, разработанный и утвержденный внутри фирмы.
Правда, при формировании заявки следует следить за тем, чтобы по структуре она соответствовала основным правилам делопроизводства, а по тексту – нормам русского языка.
Несмотря на отсутствие единого образца, есть ряд сведений, которые в заявке нужно указывать обязательно.
- В «шапку» вписываются:
- название той фирмы, которой она адресована,
- название компании–заказчика,
- дата, номер и место составления документа,
- данные о конкретном ответственном за составление заявки лице: его должность, фамилия-имя-отчество и номер телефона.
- Далее в документ нужно внести наименование заказываемых товарно-материальных ценностей, их количество, размер, вес, тару, прочие специфические характеристики (чем подробнее и тщательнее эти сведения будут прописаны, тем лучше).
При большом объеме товара эту часть бланка рекомендуется оформлять в виде таблицы.
- Также в заявку при необходимости можно внести условия поставки, в частности, требования к упаковке, транспортировке, конкретную дату или период и т.п.
При надобности бланк заявки можно дополнить и какой-то прочей дополнительной информацией.
На что обратить внимание при оформлении заявки
Как к содержательной части заявки, так и к ее оформлению, никаких особенных требований не предъявляется: ее можно писать на фирменном бланке предприятия, или на обыкновенном листе форматов А4, А5, от руки или напечатав на компьютере.
Важно лишь, чтобы заявка содержала «живую» подпись представителя компании – заказчика (директора или иного работника, обладающего правом подписи подобного рода бумаг).
Заверять бланк печатью организации особой необходимости сейчас нет: с 2016 года юридические лица освобождены от требования использовать в своей деятельности штемпельные изделия (только если такая норма не прописана в локальных актах организации).
Заявка составляется обычно в двух экземплярах, один из которых отправляется поставщику, второй остается у заказчика. Отправленная копия должна быть зарегистрирована в журнале учета исходящей документации.