Группа 631

Яковлев Андрей Александрович

На данной странице студенты могут получить информацию по изучаемым предметам, задания для выполнения.

Все выполненные задания присылать на адрес электронной почты: andr.yakovleff2015@yandex.ru

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ 2.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ

  1. Сущность планирования персонала;
  2. Принципы планирования персонала

(2 часа)

  1. Сущность планирования персонала.

Планирование персонала – это процесс определения количественной и качественной потребности организации в персонале в будущем и оценки того, в какой степени эта потребность может быть удовлетворена.

При этом сопоставляется имеющийся персонал организации с его возможной потребностью в будущем, определяется потребность в найме, обучении, перераспределении, сокращении работников. Планирование персонала должно определять:

– сколько персонала и какой квалификации необходимо в будущем;

– как привлечь необходимый и сократить излишний персонал, учитывая социальные аспекты;

– как использовать работников в соответствии с их способностями;

– как целенаправленно содействовать развитию персонала, приспосабливать его знания к изменяющимся требованиям;

– каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия.

Планирование персонала должно быть интегрировано в общий процесс планирования в организации и согласовано со следующими его сферами:

– планирование сбыта;

– планирование снабжения (обеспечение сырьем, материалами, привлеченными услугами);

– планирование капиталовложений на приобретение имущества долгосрочного пользования;

– финансовое планирование;

– организационное планирование (планирование оргструктуры и структуры разделения труда в организации).

Только взаимосогласованность всех составных частей планирования может обеспечить единство действий по достижению целей организации.

Планирование персонала можно представить в виде схемы.


http://www.k2x2.info/uchebniki/upravlenie_personalom/i_041.png

Рисунок 1 – Процесс планирования персонала

Ответственность за планирование персонала распределяется между службой управления персоналом и линейными менеджерами.

Служба управления персоналом:

1) участвует в выработке стратегии развития организации, анализирует потребности в персонале с учетом планов организации;

2) анализирует информацию об имеющемся персонале, разрабатывает предложения относительно более эффективного использования наличных человеческих ресурсов, прогнозирует наличие персонала при различных вариантах развития организации; работает как на уровне отдельных подразделений, так и на уровне организации;

3) анализирует макроэкономическую информацию, законодательство и информацию о рынке труда и образовательных услуг для обеспечения реалистичности планов по работе с персоналом;

4) предлагает, согласовывает, утверждает стратегические планы по работе с персоналом и несет ответственность за их реализацию;

5) разрабатывает формы предоставления информации, заявок, планов для облегчения взаимодействия между службой управления персоналом, линейными руководителями и высшим руководством;

6) консультирует линейных руководителей по вопросам планирования персонала.

Линейные руководители в сфере планирования персонала:

1) анализируют возможности выполнения планов отдела с учетом имеющегося персонала;

2) осуществляют собственный анализ количественного и качественного состава подчиненного персонала, своевременно представляют информацию и предложения в службу управления персоналом;

3) вносят предложения, связанные с внедрением новых технологий или изменением технологических процессов, вышестоящему руководителю и в службу управления персоналом;

4) участвуют в согласовании планов по работе с персоналом и их выполнении после утверждения.

2. Принципы планирования персонала

Процесс планирования персонала базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления.

Прежде всего – это вовлеченность сотрудников организации в работу над планом уже на самых ранних этапах его составления.

Другой принцип планирования персонала – непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности организации и тем обстоятельством, что сам персонал находится в постоянном движении. При этом планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс.

Принцип гибкости подразумевает возможность постоянного внесения коррективов в ранее принятые кадровые решения в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планах должна быть заложена возможность свободы маневра в определенных пределах.

Единство и взаимосвязь деятельности отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа планирования, как согласование планов по персоналу в форме координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали» – между подразделениями одного уровня, а интеграция – «по вертикали», между выше– и нижестоящими.

Принцип экономичности означает, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением. Как принцип планирования можно рассматривать также создание необходимых условий для выполнения плана.

Рассмотренные принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом уровне могут применяться и специфические принципы.

Например, при планировании в подразделении важную роль играет принцип узкого места: общую результативность будет определять работник, обладающий самой низкой производительностью. В то же время на уровне организации этот принцип обычно не применяется, зато едва ли не важнейшим специфическим принципом здесь является научность планирования.

Несмотря на то что планирование персонала имеет много общего с другими областями планирования, в его процессе могут возникать ряд специфических проблем, обусловленных:

– трудностью процесса планирования персонала, связанной со сложностью прогнозирования трудового поведения, возможностью возникновения конфликтов и т. д. Возможности использования персонала в будущем и будущее отношение его к работе прогнозируются с высокой степенью неопределенности. К тому же участники организации сопротивляются тому, чтобы быть «объектами» планирования, могут не соглашаться с результатами планирования и реагировать на это возникновением конфликта;

– двойственностью системы экономических целей в кадровой политике. Если при планировании в области маркетинга, финансов цели планирования затрагивают экономические аспекты, то при планировании персонала добавляются компоненты социальной эффективности. Если в других областях можно оперировать количественными величинами, то данные при кадровом планировании во многом носят качественный характер (способности, оценка проделанной работы и др.).



Предварительный просмотр:

Инструкционно – технологическая карта

на выполнение практической работы № 2.1

____________20  __ г.         

Группа _____

Дисциплина: Организация и планирование деятельности структурного подразделения        

Тема: Основы планирования на производстве. Содержание, принципы, виды

Наименование работы: Расчет потребного количества оборудования, его эффективности

Цели работы:

Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а также путем самостоятельного поиска из источников

Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности

Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы

Формируемые компетенции:

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК 8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ПК 2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения.

Формируемые умения:

У 2. Рассчитывать показатели, характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного оборудования.

Приобретаемые знания:

З 2. Принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов;

Норма времени: 6 часов

Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов

Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены

Ход работы

Содержание работы и последовательность выполнения операции

Оборудование

Инструктивные указания и технические требования

1

Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку

Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты

2

После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала

Выполненные работы

Контрольные вопросы: 1. Определение основного и вспомогательного оборудования; 2. Потребность в оборудовании; 3. Эффективность работы оборудования.

Теоретическая справка

В плане производства и реализации продукции производится расчет потребного количества оборудования с целью проверки возможности выполнения заданного в плане объема работ на имеющемся оборудовании.

Расчет ведется отдельно по каждому типу оборудования по формуле:

 ,

где Nгод – годовой объем выпуска изделий, шт.; Тшт. к – норма времени (трудоемкость) на одно изделие, час.;  – годовой действительный фонд времени работы единицы оборудования, час.

Расчетное значение  сравнивается с имеющимся количеством оборудования данного типа Sи.

Степень использования оборудования характеризует коэффициент использования.

 

Ки >1 говорит о наличии «узкого» места, т.е. имеет место перегрузка оборудования.

Для ее устранения необходимо часть работ с перегруженных станков перевести на менее загруженные или провести технические мероприятия, по снижению трудоемкости Тшт. к. (применение прогрессивных инструментов, приспособлений и т.д.).

Определение потребного количества оборудования производится по трудоемкости технологической операции (с прибавлением до 5% на непредвиденные работы и услуги другим цехам и собственные нужды) и рассчитывается для каждой операции по следующей формуле:

 где С0 – расчетное количество станков по технологической операции; Тг – трудоемкость годовой программы по данной операции в станко-часах; Тдоп – непредвиденные работы и услуги другим цехам (принимаем 5% от Тг);  –действительный годовой фонд времени работы оборудования; Кв – коэффициент загрузки оборудования по времени, учитывающий неизбежные потери по организационно-техническим причинам, Кв=0,9

Пример определения потребного количества оборудования.

Годовая программа выпуска ; режим работы 1-сменный (Фдо=1987 часов); штучно-калькуляционные времена по операциям:

Операция 005 –  Фрезерно-сверлильная, (11,51 мин);

Операция 010 -  фрезерно-сверлильно-расточная, (9,85 мин);

Операция 015 -  фрезерно-сверлильно-расточная, (12,5 мин);

Операция 020 -  Резьбонарезная, (3,5 мин);

Операция 025 -  Расточная, (5,14 мин);

Общее время: 11,51+9,85+12,5+3,5+5,14=42,5 мин.

Трудоемкость годового выпуска, в  час.: , где Ni - годовая программа;  – штучно-калькуляционное  время по операциям в минутах; i – деталь, выпускаемая на участке.

Определим трудоёмкость по операциям, полученные данные представим в таблицу.

Все операции выполняются на станке ИР500АМФ4:

Трудоемкость по операциям:

Операция 005: ; Операция 010: ;

Операция 015: ; Операция 020: ;

Операция 025: ;

Тогда количество станков по операциям:

Операция 005 –  Фрезерно-сверлильная:  - принимаем 1 станок;

Операция 010 -  фрезерно-сверлильно-расточная:  - принимаем 1 станок;

Операция 015 -  фрезерно-сверлильно-расточная:  - принимаем 1 станок;

Операция 020 -  Резьбонарезная:  - принимаем 1 станок;

Операция 025 -  Расточная:  - принимаем 1 станок;

Определение коэффициента загрузки оборудования.

Загрузка оборудования по операциям рассчитывается по формуле: Кз0п, где С0 – расчетное количество станков по операциям; Сп – принятое количество станков по операциям

Операция 005 –  Фрезерно-сверлильная Кз = 0,54/1 = 0,54  

Операция 010 -  фрезерно-сверлильно-расточная: Кз = 0,46/1 = 0,46

Операция 015 -  фрезерно-сверлильно-расточная: Кз = 0,58/1 = 0,58

Операция 020 -  Резьбонарезная: Кз = 0,16/1 = 0,16

Операция 025 -  Расточная: Кз = 0,24/1 = 0,24

Средний коэффициент загрузки оборудования:  ;

Загрузку оборудования представляют графически в виде графика загрузки оборудования.

Задания для выполнения

Годовая программа выпуска ; режим работы 1-сменный (Фдо=1987 часов); штучно-калькуляционные времена по операциям:

Операция 005 –  Токарная, (28,4 мин);

Операция 010 –  Фрезерная, (16,9 мин);

Операция 015 – Фрезерно-сверлильная, (21,5 мин);

Операция 020 – Фрезерно-сверлильно-расточная, (26,5 мин);

Операция 025 – Резьбонарезная, (5,2 мин);

Операция 030 -  Расточная, (9,8 мин).

Рассчитать необходимое количество оборудования для выполнения годовой программы производства. Представить график загрузки оборудования.



Предварительный просмотр:

Инструкционно – технологическая карта

на выполнение практической работы № 2.2

____________20  __ г.         

Группа _____

Дисциплина: Организация и планирование деятельности структурного подразделения        

Тема: Организация и планирование труда на предприятии

Наименование работы: Анализ и расчет потребности и стоимости материала

Цели работы:

Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а также путем самостоятельного поиска из источников

Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности

Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы

Формируемые компетенции:

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

ОК 9.  Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности;

ПК 2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения.

Формируемые умения:

У 2. Рассчитывать показатели, характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного оборудования.

Приобретаемые знания:

З 2. Принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов;

Норма времени:4 часа

Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов

Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены

Ход работы

Содержание работы и последовательность выполнения операции

Оборудование

Инструктивные указания и технические требования

1

Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку

Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты

2

После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала

Выполненные работы

Контрольные вопросы: 1. Нормы расхода сырья и материалов; 2. Потребность в сырье и расходных материалах.

Теоретическая справка

Потребность предприятия в сырье и материалах должна быть обоснована соответствующими расчетами по следующим видам их потребления: основное производство, капитальное строительство, внедрение новой техники и проведение экспериментальных работ: ремонтно-эксплуатационные нужды; изготовление технологической оснастки и инструмента; прирост незавершенного производства; создание необходимых материальных запасов.

Расчет годовой потребности в основных материалах на производство продукции производится по формуле:, где Пм – потребность в каком-либо материале на производственную программу, кг, т; п – число позиций в номенклатуре, для производства которой используется данный вид материала; Nj – годовая программа выпуска j-го вида изделия, шт.; тij – норма расхода i-го материала на единицу j-ой продукции, кг, т.

Если на некоторые виды изделий отсутствуют нормы расхода (изделие находится в стадии разработки), то изделие приравнивается к аналогичным, на которые имеются нормы расхода, а для учета характерных особенностей нового изделия в расчеты потребности вводятся поправочные коэффициенты:, где  – коэффициент особенностей потребления материала для производства данного изделия по сравнению с аналогичным.

Потребность во вспомогательных материалах (Пмв) может быть определена укрупненно в случае, если исключена возможность прямого расчета на основе разработки технически обоснованных норм расхода по этому виду вспомогательных материалов, и определяется по формуле:, где Пф – фактическое количество расхода данного материала за предыдущий период;  и 0 – объем производства продукции соответственно в планируемом и предшествующем периоде.

Задание для выполнения

Произвести расчет потребности участка механического цеха машиностроительного предприятия в сырье, если известно, что участок выпускает изделия трех видов с годовой программой выпуска А=3200, В=2600 и С=1300 единиц. Норма расхода Стали 40Х составляет соответственно 8,2; 7,3 и 6,5 кг. При этом, для изготовления изделия С (вновь разработанное изделие) следует применить коэффициент особенностей потребления Ко=1,1. Рассчитать стоимость материала на годовую программу, если стоимость 1 тонны составляет 102 тыс. руб.



Предварительный просмотр:

Инструкционно – технологическая карта

на выполнение практической работы № 2.3

____________20  __ г.         

Группа _____

Дисциплина: Организация и планирование деятельности структурного подразделения        

Тема: Организация и планирование труда на предприятии

Наименование работы: Анализ потребности производственных площадей

Цели работы:

Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а также путем самостоятельного поиска из источников

Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности

Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы

Формируемые компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ПК 2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения.

Формируемые умения:

У 2. Рассчитывать показатели, характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного оборудования.

Приобретаемые знания:

З 2. Принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов;

Норма времени:6 часов

Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов

Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены

Ход работы

Содержание работы и последовательность выполнения операции

Оборудование

Инструктивные указания и технические требования

1

Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку

Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты

2

После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала

Выполненные работы

Контрольные вопросы: 1. Производственные площади; 2. Эффективность использования производственных площадей.

Теоретическая справка

Использование производственных площадей анализируют  для того, чтобы выявить резервы. Основная задача— повысить удельный вес промышленно-производственных площадей, расширить площади под оборудование, полностью загрузить площади по времени и в конечном счете — увеличить выпуск продукции на единицу площади.

Показатели, связанные с интенсивностью загрузки производственных площадей.

Один из них — коэффициент интенсивного использования общей производственной площади (КПИ): КПИ = Пэ / S, где Пэ — эффективно используемая рабочая производственная площадь (занятая непосредственно под оборудование, формовку, сборку, охлаждение, сушку изделий), м2;S — вся промышленно-производственная площадь участка, цеха, м2.

Пример 1. Общая площадь производственного цеха — 9364,8 м2, из них 2250,6 м2 занимают административно-бытовые помещения (кабинеты начальника цеха и мастеров, помещения технической и технологических служб, бытовые помещения для рабочих и т. д.). Кроме того, 98 м2 занимает склад цеха. На остальных площадях происходит производственный процесс и расположено оборудование.

Значит, коэффициент интенсивного использования производственной площади равен:(9364,8 – 2250,6 – 98) / 9364,8 = 0,749.

Коэффициент экстенсивного использования (КПЭ) общей производственной площади определяется с учетом режима работы предприятия по формуле:КПЭ = (T × n) / (365 × m), где Т — число рабочих дней в году, когда загружены производственные площади;n — фактическое число рабочих смен в сутки (коэффициент сменности);m — нормативное число рабочих смен в сутки.

Пример 2. Предприятие работает в одну смену пять рабочих дней в неделю. В 2018 г. 247 рабочих дней.

Если проектное число рабочих смен 2, то коэффициент экстенсивного использования общей производственной площади составляет:(247 × 1) / (365 × 2) = 0,338.

Произведение рассмотренных двух коэффициентов позволяет определить интегральный коэффициент использования (КИИ) общей производственной площади:КИИ = КПИ × КПЭ.

В нашем случае интегральный коэффициент будет равен:0,749 × 0,338 = 0,253.

Задание для выполнения

  1. Рассчитать общую производственную площадь участка, если на нем установлены два вертикальных консольно-фрезерных станка с ЧПУ XK6040 (размеры в плане – 2310*2200 мм); два токарных станка с ЧПУ Flash FTL300 (1800*1580). Резервную зону рабочих мест принять в размере 10 % от площади, занимаемой оборудованием. Размер площади административно-бытовых помещений – принять 20 % от площади, занятой оборудованием. Площадь складского помещения – 10 % площади, занятой оборудованием.
  2. Определить интегральный коэффициент использования общей производственной площади, если участок работает в 2 смены, а нормативное число рабочих смен в сутки – 3. Число рабочих дней в году – 250.



Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ 2.5. ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

  1. Планирование издержек производства;
  2. Планирование реализации продукции

(2 часа)

  1. Планирование издержек производства

В этом разделе годового плана определяются:

- плановая себестоимость каждого вида выпускаемой продукции (калькуляция);

- смета затрат на производство;

- снижение себестоимости сравниваемой продукции;

Плановая себестоимость каждого вида выполнений товарной партии рассчитывается в следующей последовательности.

1. Производится расчет затрат по основным прямым статьям калькуляции (материалы, комплектующие, отчисления во внебюджетные фонды).

2. Разрабатываются сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховых расходов каждым цехом основного производства:

Затем эти сметы направляются в планово-экономический отдел завода и там сводятся в аналогические сметы по предприятию в целом.

3. Планово-экономический отдел рассчитывает сметы прочих производственных общехозяйственных и коммерческих расходов.

4. Рассчитываются плановые калькуляции на все виды выпускаемой продукции.

В смете затрат на производство определяется общая сумма затрат за год на всю продукцию в виде свода ранее сделанных расчетов:

- плана материально-технического обеспечения, определяющие затраты на необходимые материалы, топливо, энергию;

- плана по труду и кадрам, определяющего необходимый фонд заработной платы и отчисления во внебюджетные фонды;

- сметы расходов на создание и эксплуатацию оборудования; сметы цеховых расходов; сметы общехозяйственных расходов; сметы прочих производственных расходов; сметы коммерческих расходов.

Смета затрат на производство планируется по следующим статьям: 1. Сырье и основные материалы; 2. Вспомогательные материалы; 3. Комплектующие изделия; 4. Топливо; 5. Энергия; 6. Амортизация основных фондов; 7. Основная и дополнительная зарплата всех категорий работающих; 8. Отчисления во внебюджетные фонды; 9. Прочие денежные расходы.

Смета затрат на производство тесно связана с составлением финансового плана и используется для определения потребности предприятия в оборотных средствах.

Снижение себестоимости должно обеспечиваться проведением мероприятий, предусмотренных в плане технического развития и организации производства. Планирование снижения ведется только по сравнимой продукции, которое предприятие производит уже не 1 год.

Для этого объем производства сравнимой продукции рассчитывается по фактической себестоимости прошлого года и по плановой себестоимости планируемого года.

2. Планирование реализации продукции

Разработка плана реализации продукции является завершающим этапом составления производственной программы предприятия. В то же время план продажи (сбыта продукции) служит основой для составления общехозяйственных и внутрифирменных смет затрат на производство и реализацию товаров.

Под реализованной продукцией понимается отгруженная покупателям продукция, а также сданные заказчикам работы и услуги промышленного характера с предъявлением расчетных документов об оплате. Предъявленными считаются расчетные документы с момента сдачи их в учреждения банка либо передачи их покупателю (заказчику), если это предусмотрено договором.

К объему реализации продукции собственного производства относятся:

  • выручка от реализации (продажи) всех видов продукции, произведенной в рамках производственной деятельности предприятия;
  • выручка от реализации (продажи) товаров на основе давальческих сделок с другими предприятиями в стране или за границей (включая переработку давальческого сырья);
  • выручка от реализации (продажи) электроэнергии, тепла, газа, пара, воды собственного производства;
  • выручка от реализации других видов продукции собственного производства.

При расчете объема реализованной продукции под отгруженной понимается продукция, фактически отгруженная потребителям (включая продукцию, сданную по акту заказчикам на месте), выполненные работы и услуги, принятые заказчиком, независимо оттого, поступили деньги на счет предприятия или нет.

Оценка объема отгруженной продукции производится в фактических ценах производителей без налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов из выручки.

По объему отгруженная продукция отличается от объема произведенной продукции на величину изменения остатков (запасов) готовой продукции на складе производителя.

Планирование объема реализации продукции зависит от того, что понимается под реализованной продукцией. Если под реализованной понимается отгруженная потребителям продукция, выполненные работы и услуги независимо от того, оплачены они или нет, то она определяется следующим образом: ОР=ОП+(Зн–Зк), где ОР – планируемый объем реализации продукции, тыс. руб.; ОП – планируемый объем производства продукции, тыс. руб.; Зн и Зк – запасы готовой продукции на складах предприятия соответственно на начало и конец планового периода, тыс. руб.

К запасам готовой продукции относится оставшаяся на предприятии часть не отгруженной готовой продукции.

Если под реализованной продукцией понимается отгруженная и оплаченная продукция, то она определяется как стоимость планируемого объема производства продукции плюс остатки запасов готовой продукции на складах и остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на начало и минус остатки запасов готовой продукции на складах и остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на конец планового периода: ОР=ОП+(Зн–Зк)+(Он – Ок), где Он и Ок – остатки отгруженной, но не оплаченной потребителем продукции соответственно на начало и конец планового периода, тыс. руб.

Для планирования реализации продукции необходимо систематически проводить маркетинговые исследования рынка.

Планы реализации и производства продукции тесно взаимосвязаны. Рассмотрим более подробно алгоритм составления плана реализации продукции. В ходе разработки данного плана на первом этапе на основе плановых показателей производства устанавливаются объемы потребности в ресурсах, а также основные их поставщики. Сравнение наличных и требуемых ресурсов позволяет плановикам и менеджерам убедиться в том, что движение материальных потоков в должных объемах может быть действительно обеспечено в течение рассматриваемого периода.

При нехватке тех или иных ресурсов следует согласовать план производства и продажи продукции с учетом финансово-экономических и материально-технических приоритетов.

Второй этап разработки плана продаж предусматривает составление программы движения потоков изделий по всей распределительной логистической сети: от производственных подразделений предприятия до торговых центров конечной продажи или даже до отдельных потребителей продукции. Эта стадия сопряжена с планированием потребности в складских помещениях и транспортных средствах. Здесь снова возникает необходимость учета объема ресурсов с точки зрения анализа внешних и внутренних возможностей предоставления услуг в данном плановом периоде. При дефиците транспорта и складских помещений, которые должны быть использованы в процессе сбыта продукции, разработчикам плана продаж следует пересматривать уже сверстанные программы товародвижения. При этом также не исключается необходимость внесения изменений или корректировки ранее составленного плана производства и реализации продукции.

На заключительной стадии разработки плана реализации составляется программа массовых перемещений товаров, оптимизируется схема размещения складских помещений и транспортных потоков, создаются календарные планы-графики подготовки товаров к отгрузке и выполнения поставок продукции потребителям. Правильное планирование продажи продукции на каждом предприятии обеспечивает комплексное решение следующих производственно-хозяйственных и финансово-экономических задач:

– своевременное выполнение производственных заказов с учетом степени их срочности;

– рациональное использование наличных материальных и трудовых ресурсов;

– сокращение материальных запасов и улучшение их оборачиваемости;

– оптимальное распределение перевозок по различным видам и типам транспортных средств;

– повышение качества выполнения работ и обслуживания потребителей.

В процессе выполнения основных стадий разработки плана продаж, или сбыта, продукции весьма важным является планирование товародвижения, в частности обоснование оптимальных каналов или схем движения товаров от производителя к потребителю.

Канал товародвижения включает все организации или всех людей, связанных с передвижением и обменом товаров и услуг и рассматриваемых как участники сбыта или посредники между производителями и потребителями продукции.

В современных условиях существуют два основных канала товародвижения или способа реализации готовой продукции: прямые связи и свободный рынок. В первом случае предприятия работают на заранее известный рынок. Выпуск продукции осуществляется на основе прямых связей – заказов потребителей, заключенных договоров-контрактов и имеющихся предварительных соглашений, в которых заранее оговорены основные требования к продукции, показатели ее качества, объемы и сроки поставки. Во втором случае предприятие выпускает продукцию на свободный рынок без заранее определенных требований покупателей. При этом оно само определяет основные задачи плана реализации продукции на соответствующих рынках. В большинстве случаев каждое предприятие при разработке плана продажи продукции ориентируется одновременно как на предварительные заказы, так и на свободный рынок при известных ограничениях объемов спроса и предложения на те или иные товары.

Важнейшей характеристикой эффективности выбранного канала товародвижения могут служить издержки сбыта, которые колеблются в зависимости от вида продукции и условий поставки в пределах от 2 до 20% общего объема продаж товаров.



Предварительный просмотр:

Инструкционно – технологическая карта

на выполнение практической работы № 2.4

____________20  __ г.         

Группа _____

Дисциплина: Организация и планирование деятельности структурного подразделения        

Тема: Организация и планирование труда на предприятии

Наименование работы: Анализ потребности транспортных средств

Цели работы:

Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а также путем самостоятельного поиска из источников

Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности

Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы

Формируемые компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ПК 2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения.

Формируемые умения:

У 2. Рассчитывать показатели, характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного оборудования.

Приобретаемые знания:

З 2. Принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов;

Норма времени: 4 часа

Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов

Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены

Ход работы

Содержание работы и последовательность выполнения операции

Оборудование

Инструктивные указания и технические требования

1

Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку

Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты

2

После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала

Выполненные работы

Контрольные вопросы: 1. Транспортные средства; 2. Особенности использования транспортных средств на машиностроительных предприятиях.

Теоретическая справка

Работа современного механического цеха связана с перемещением значительного количества разнообразных грузов. Основное назначение транспортной системы в механическом цехе:

  • Доставка со склада к требуемому производственному участку грузов;
  • Доставка, ориентирование и установка заготовок на требуемое технологическое оборудование;
  • Съем изделий с оборудования и последующее транспортирование их в заданный адрес или в накопитель;
  • Доставка готовых изделий с производственных участков на склад.

Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки транспортируются между кладовыми и участками с одного участка на другой, а на участках - между рабочими местами.

Структура транспортного хозяйства механического цеха зависит от характера выпускаемой продукции, состава цеха.

Транспортная система должна своевременно и в требуемой последовательности обеспечить пополнение всех запасов технологического оборудования, накопление на складах необходимого количества заготовок, полуфабрикатов и готовых изделий.

При выборе способа транспортировки и элементов транспортной системы следует ориентироваться на разработанную классификацию грузов и транспортных систем.

Грузы квалифицируют по транспортным - технологическим характеристикам.

Для более подробной характеристики грузопотоков в целях оптимального выбора транспортной системы грузы подразделяют на группы:

  • По массе транспортируемых грузов: легкие, средние, тяжелые;
  • По способу загрузки - в таре, без тары, навалом, ориентированные;
  • По форме - тела вращения, корпусные, дискообразные, спицеобразные и т.д.
  • По виду материала - металлические, не металлические и т.д.
  • По свойствам материала - твердые, хрупкие, пластичные, магнитные и т.д.

Применяемые транспортные средства классифицируют следующим образом:

  • По способу действия - прерывного и непрерывного действия;
  • По виду транспорта - рельсовые (железнодорожные), безрельсовые, водные, подъемно-транспортные средства и специальные.
  • По назначению - внешние, межцеховой и внутрицеховой.
  • По направлению перемещения грузов - горизонтальные, вертикальные (лифты, подъемники), горизонтально - вертикальные (наклонные канаты).

Для внутрицеховых перевозок применяют электрокары.

Число электрокар рассчитывается по формуле: , где Q - масса груза, перевозимого по годовой программе; L - средняя длина маршрута; v=20 м/мин - средняя скорость движения; m - число погрузочно-разгрузочных пунктов; tпогр+tразгр=15 мин - время погрузки и разгрузки; q=1500 кг - грузоподъемность одной электрокары; К=0,8 - коэффициент использования электрокары; Ф - годовой фонд работы оборудования; К1=0,9 - коэффициент, учитывающий потери времени на ремонт.

Задание для выполнения

  1. Определить потребное количество электрокар механического участка с годовой программой выпуска 10 200 изделий, масса каждого из которых составляет 240 кг. Время на погрузочно-разгрузочные работы принять 22 минуты, число погрузочно-разгрузочных пунктов равно количеству установленных станков – 4. Среднюю длину маршрута принять 120 метров, среднюю скорость движения – 10 км/час, грузоподъемность одной электрокары – 1200 кг.



Предварительный просмотр:

Инструкционно – технологическая карта

на выполнение практической работы № 2.5

____________20  __ г.         

Группа _____

Дисциплина: Организация и планирование деятельности структурного подразделения        

Тема: Организация и планирование труда на предприятии

Наименование работы: Изучение особенностей и методики планирования закупок материальных ресурсов

Цели работы:

Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а также путем самостоятельного поиска из источников

Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности

Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы

Формируемые компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ПК 2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения.

Формируемые умения:

У 2. Рассчитывать показатели, характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного оборудования.

Приобретаемые знания:

З 2. Принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов;

Норма времени: 4 часа

Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов

Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены

Ход работы

Содержание работы и последовательность выполнения операции

Оборудование

Инструктивные указания и технические требования

1

Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку

Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты

2

После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала

Выполненные работы

Контрольные вопросы: 1. Виды ресурсов предприятия; 2. Материальные ресурсы предприятия.

Теоретическая справка

План закупок материальных ресурсов нужен для рациональной закупки материальных ресурсов, чтобы производство получало их по мере необходимости. Рационально закупить материальные ресурсы – значит приобрести их нужного качества, в нужном количестве, в требуемое время, у надежного поставщика и по приемлемой цене. Различаются два метода установления потребности в материальных ресурсах: 1) на плановой основе; 2) на основе расхода материалов прошлых периодов.

При расчете объема закупок учитываются остатки материалов на складе, а также заказанные поставщику, но не поступившие материалы. Разработка плана закупок завершается составлением бюджета снабжения предприятия.

Расчёт годовой потребности в материалах на производство продукции производится путём умножения количества изделий на норму расхода материалов на единицу продукции (деталь, изделие):  , где Пм – потребность в каком либо материале на производственную программу, кг., т., м.; п – число позиций номенклатуры, для которого используется данный вид и сорт материала; Nj – годовая программа выпуска (запуска) j-го вида изделия, шт.; mij – норма расхода i-го материала на единицу j-ой продукции, кг., т., м.

Потребность во вспомогательных материалах, необходимых для осуществления техпроцессов, определяется на основе производственной программы и установленных норм расхода на принятые расчётные единицы измерения. Укрупнено эта потребность определяется:  ,  где Пф – фактическое количество расхода данного вида материала за предыдущий период;  – объём производства продукции в планируемом периоде;  – объём производства в предшествующем периоде.

Стоимость материала, потребного на изготовление одной детали, определяется исходя из веса заготовки и цены единицы веса материала

Задание для выполнения

Рассчитать потребность в основных материалах в натуральном и денежном выражении на единицу продукции и на годовую программу в целом, если цена исходного материала 81 тыс. руб. за тонну, стоимость возвратных отходов –  10% стоимости исходного материала). Все расчеты оформить таблицей.

№ п/п

Показатель

Методика расчета

Ед. изм.

Деталь

1

Производственная программа

Задание

шт.

10 200

2

Марка материала

Задание

--

Чугун СЧ20

3

Норма расхода на 1 деталь

Задание

кг

90

4

Цена материала за 1 тн

81 000/1000

руб.

81

5

Стоимость материала на 1 деталь

стр.3*стр.4

руб.

6

Норма отходов на 1 деталь

Задание

кг

14

7

Цена отходов за 1 кг

стр.4*0,1

руб.

8

Стоимость отходов на 1 деталь

стр.6*стр.7

руб.

9

Затраты на материал за вычетом реализации отходов на 1 деталь

стр.5-стр.8

руб.

10

Стоимость материала на программу

стр.5*стр.1

руб.

11

Потребность в чугуне

стр.3*стр.1

кг



Предварительный просмотр:

Инструкционно – технологическая карта

на выполнение практической работы № 2.6

____________20  __ г.         

Группа _____

Дисциплина: Организация и планирование деятельности структурного подразделения        

Тема: Планирование работ и контроль исполнителей на всех стадиях производства работ

Наименование работы: Разработка программы контроля на разных стадиях производства

Цели работы:

Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а также путем самостоятельного поиска из источников

Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности

Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы

Формируемые компетенции:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 9.  Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности;

ПК 2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения.

Формируемые умения:

У 1. Рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда.

Приобретаемые знания:

З 1. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Норма времени: 4 часа

Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов

Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены

Ход работы

Содержание работы и последовательность выполнения операции

Оборудование

Инструктивные указания и технические требования

1

Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку

Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты

2

После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала

Выполненные работы

Контрольные вопросы: 1. Контроль как функция менеджмента; 2. Виды контроля.

Теоретическая справка

Контроль применяется на всех видах производства, под ним понимается наблюдение за соблюдением предписанных технической документацией норм производства. Контроль – это проверка свойств, параметров и характеристик материала, готового изделия, на соответствие стандартам.

Виды контроля, используемого при производстве деталей:

  • Входной контроль комплектующих изделий. Определяется конструкцией машиностроительной детали в ТУ.
  • Пооперационный, в процессе настройки и регулировки процесса. Такой контроль назначается технологом по чертежам и ТУ.

Производственный контроль обеспечивает качество выпускаемой продукции. На всех стадиях производства детали необходимо проверять свойства сырья и исходных материалов, геометрические параметры, свойства и структуру деталей, характеристики готовой продукции, это и будет считаться производственным контролем.

Сущность процесса контроля – это определение того, находится ли значение допустимы параметров между предельно допустимыми или нет.

На стадии входного контроля проверяется качество и свойство сырья, исходных материалов, качество заготовок и т.п.

На пооперационном контроле проверяются параметры, свойства и дефекты изделия и изделий в ходе технологического процесса.

За контроль на последних этапах технологического процесса отвечает приемочный контроль.

Инспекционный контроль контролирует состояние и технические характеристики деталей в процессе использования.

Если же контроль происходит без воздействия на процесс производства, то такой контроль называют пассивным. Существует так же активный контроль, где проверка изделий проходит в процессе изготовления и используется для управления производством.

Визуальный контроль – то проведения контроля невооруженным глазом.

При сплошном контроле проверка изделия проходит на все 100%. Если же контроль проходит не все изделие, то такой контроль принято называть выборочным.

Технический контроль можно разделить на сплошной и выборочный. При сплошном контроле проверяются все детали без исключения, при выборочном же проверяются лишь несколько деталей из всей партии.

Основным в тяжёлом машиностроении считается сплошной способ проверки.

Выборочный контроль, не может быть применен в условиях единичного и мелкосерийного производства, так как это повысит вероятность попадания дефектной детали к заказчику.

При изготовлении мелких деталей, применяется лишь окончательный контроль, для проверки непосредственно уже готовой продукции.

Пример оформления операций технического контроля

http://aquagroup.ru/sites/main/public/dimport/normdocs/img/4_4608_x012.gif

Задание для выполнения

Заполнить ведомость операций технического контроля следующего технологического процесса: 005 – токарная, точить торцы, расточить отверстие и фаски; 010 – протяжная, протянуть отверстие; 015- токарная, обработать наружные поверхности.


http://aquagroup.ru/sites/main/public/dimport/normdocs/img/4_4608_x004.gif



Предварительный просмотр:

Инструкционно – технологическая карта

на выполнение практической работы № 2.7

____________20  __ г.         

Группа _____

Дисциплина: Организация и планирование деятельности структурного подразделения        

Тема: Планирование персонала на предприятии

Наименование работы: Изучение форм оплаты труда и системы материального стимулирования

Цели работы:

Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а также путем самостоятельного поиска из источников

Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности

Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 4.  Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ПК 2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения.

Формируемые умения:

У 1. Рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда.

Приобретаемые знания:

З 1. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Норма времени: 4 часа

Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов

Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены

Ход работы

Содержание работы и последовательность выполнения операции

Оборудование

Инструктивные указания и технические требования

1

Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку

Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты

2

После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала

Выполненные работы

Контрольные вопросы: 1. Формы оплаты труда; 2. Виды стимулирования.

Теоретическая справка

Заработная плата — это величина денежного вознаграждения, выплачиваемого наемному работнику за выполнение определенного задания, объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение некоторого времени.

При разработке политики в области заработной платы и ее организации на предприятии необходимо учитывать следующие принципы при оплате труда:

  • справедливость, т.е. равная оплата за равный труд;
  • учет сложности выполняемой работы и уровня квалификации труда;
  • учет вредных условий труда и тяжелого физического труда;
  • стимулирование за качество труда и добросовестное отношение к труду;
  • материальное наказание за допущенный брак и безответственное отношение к своим обязанностям, приведшие к каким–либо негативным последствиям;
  • индексация заработной платы в соответствии с уровнем инфляции;
  • применение прогрессивных форм и систем оплаты труда, которые в наибольшей степени отвечают потребностям предприятия.

В современных условиях на предприятиях применяются различные формы и системы оплаты труда, но наибольшее распространение получили две формы оплаты труда: сдельная и повременная.

Сдельная форма оплаты труда – это оплата за количество произведенной продукции (работ, услуг).

Различают: простую сдельную, сдельно-премиальную систему, косвенно-сдельную систему, аккордную систему, сдельно-прогрессивную систему.

Сдельная форма оплаты труда применяется там, где можно установить однозначную зависимость между объемом произведенной продукции и количеством затраченного труда каждого рабочего или группы рабочих.

С точки зрения рабочего сдельная форма оплаты труда имеет то преимущество, что дает возможность повышения заработка при увеличении интенсивности труда.

Для предприятия применение сдельной системы оплаты труда дает возможность стимулировать при необходимости выработку рабочих, а основным недостатком является возможное снижение качества при росте выработки.

При простой сдельной системе оплаты труда заработок рабочего находится в прямой зависимости от его индивидуальной выработки. Такая система применяется там, где легко можно организовать индивидуальный учет труда. Заработок определяется как сумма произведений соответствующей сдельной расценки на фактическую выработку.

Расценка – это часть заработной платы, приходящаяся на единицу продукции.

При сдельно-премиальной системе сверх заработка по прямым сдельным расценкам выплачивается премия за выполнение и перевыполнение плана по заранее установленным качественным или количественным показателям.

Косвенно-сдельная система применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих, обслуживающих основных рабочих-сдельщиков, от темпа и выработки которых зависит производительность основных рабочих.

При аккордной системе размер оплаты работ устанавливается не за каждую производственную операцию в отдельности, а за весь комплекс работ, взятый в целом с указанием срока их выполнения.

При сдельно-прогрессивной системе оплаты труд рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по основным расценкам, а сверх нормы – по повышенным.

Повременная форма оплаты труда – это оплата труда за отработанное время, но не календарное, а нормативное предусмотренное тарифной системой.

Различают: простую повременную систему, повременно-премиальную систему.

Повременная оплата труда применяется, если невозможно или трудно нормировать труд, при строго регламентированных, высокомеханизированных и автоматизированных производственных процессах, в производствах, требующих высокого качества и точности выполнения работ, и там, где нет надобности стимулировать интенсивность труда.

Главное преимущество для рабочего при повременной оплате труда состоит в том, что он имеет гарантированный ежемесячный заработок, не зависящий от возможного снижения уровня производства в данный период времени. Недостатком является то, что рабочий не имеет возможности повысить свой заработок путем увеличения личной доли участия в производственном процессе.

С точки зрения предприятия главный недостаток повременной оплаты в том, что она не стимулирует повышения выработки рабочих. При этом предприятие имеет относительную экономию на заработной плате при увеличении производства продукции.

При простой повременной системе размер заработной платы зависит от тарифной ставки работника и количества отработанного времени.

Повременно-премиальная система оплаты труда применяется с целью повышения качественных или количественных показателей (безаварийная работа, повышение качества продукции).

Для повышения трудовой активности персонала широко используется система материального стимулирования, в которой используются различные формы - премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности,' доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и социальные выплаты. На предприятиях разрабатывается положение о материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты надбавок за выслугу лет.

В общем положении устанавливаются различные виды стимулирования, такие, например, как: ежемесячные, ежеквартальные и годовые премии по результатам труда для каждого работника; премии за выполнение особо важных заданий; процентные надбавки за выслугу лет; дотации на обеды; единовременная материальная помощь при предоставлении ежегодного отпуска; оплата санаторно-курортного лечения и т.д.

Порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий разрабатываются торговым предприятием с учетом специфики его деятельности.

Премирование, как правило, производится по результатам работы за месяц или квартал. При необходимости могут устанавливаться другие периоды для премирования (сезон).

Задания для выполнения

1.        Рассчитать зарплату рабочего V разряда (тарифная ставка – 61,60 руб. в час), если он отработал 24 рабочих дня, (смена - 7 часов). Премия составляет 15% от тарифного заработка.

2.        Рассчитать размер зарплаты рабочего VI разряда, если он отработал 21 рабочий день. Длительность смены 7 часов. Часовая тарифная ставка VI разряда 73,20 руб.

3.        Рабочий-сдельщик IV разряда за месяц выпустил 26 тонн продукции. Часовая тарифная ставка – 54,40 руб. Дневная норма выработки – 1700 кг в смену. Смена – 8 часов. Определить заработок рабочего.

4.        Определить заработок рабочего-повременщика III разряда (часовая тарифная ставка 48,40 руб.), если известно, что он отработал 25 рабочих дней, длительность смены 8 часов, премия 25 %.

5.        Определить заработную плату рабочего-сдельщика II разряда (часовая тарифная ставка 43,60 руб.), если норма выработки - 2500 балясин в смену, а фактически подготовлено 7600 балясин, премия 30 %.



Предварительный просмотр:

Инструкционно – технологическая карта

на выполнение практической работы № 2.8

____________20  __ г.         

Группа _____

Дисциплина: Организация и планирование деятельности структурного подразделения        

Тема: Планирование персонала на предприятии

Наименование работы: Анализ и расчет фонда оплаты труда ИТР, МОП и служащих

Цели работы:

Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а также путем самостоятельного поиска из источников

Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности

Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 6.  Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ПК 2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения.

Формируемые умения:

У 1. Рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда.

Приобретаемые знания:

З 1. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Норма времени: 4 часа

Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов

Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены

Ход работы

Содержание работы и последовательность выполнения операции

Оборудование

Инструктивные указания и технические требования

1

Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку

Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты

2

После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала

Выполненные работы

Контрольные вопросы: 1. Оплата труда ИТР; 2. Оплата труда МОП и служащих.

Теоретическая справка

В основе системы оплаты труда инженерно-технических работников и служащих промышленности лежат особенности характера труда этой категории промышленно-производственного персонала. Организация оплаты труда инженерно-технических работников и служащих основана на тех же принципах, что и рабочих. Вместе с тем, если у рабочих регулирование уровня оплаты труда в зависимости от его сложности производится с помощью тарифной системы, то различия сложности труда руководящих инженерно-технических работников и служащих отражаются в их заработной плате посредством схемы должностных окладов. Уровень оклада работников, занятых в сфере управления, устанавливается дифференцированно, в зависимости от занимаемой должности, предполагающей выполнение работ определенной сложности и ответственности.

Стимулы к повышению производительности труда и улучшению качества продукции создаются при повременно-премиальной системе за счет премий. Повременно-премиальная система используется для оплаты труда инженерно-технических работников и служащих и частично для рабочих, где невозможно или нецелесообразно применение сдельной системы.

Оплата труда инженерно-технических работников (ИТР) и служащих производится по должностным окладам и дополняется системой премий за достижение определенных результатов в работе. Таким образом, общий заработок ИТР и служащих складывается из должностного оклада и премий.

Премирование — выплата работнику предприятия определенной суммы денежных средств в качестве материального поощрения за результаты его труда при достижении определенных условий, предусмотренных действующей формой оплаты труда (сдельно-премиальная, повременно-премиальная и т. п.) и системой премирования. Предприятию предоставлено право с переходом на новые условия планирования и экономического стимулирования на основе типовых положений разрабатывать индивидуальное Положение о премировании работников с учетом конкретных организационно-технических особенностей производства на данном предприятии.

Повременно-премиальная система оплаты труда предусматривает премии рабочим в размере до 20 — 40 % от тарифной ставки при качественном выполнении работ в установленные сроки или досрочно. Премии выплачиваются рабочим за счет фонда заработной платы. Эта система применяется для оплаты труда инженерно-техническим работникам, служащим, токарям, дежурному персоналу, обслуживающему машины, рабочим, занятым ремонтом машин и механизмов, пусконаладочными и экспериментальными работами.

Самая простая формула расчета зарплаты включает в себя только 3 пункта: размер оклада; количество отработанных дней; подоходный налог.

Если предположить, что работник не должен делать никаких выплат и ему не производят никаких доплат, тогда зарплата рассчитывается следующим образом:

1. Оклад делят на количество рабочих дней месяца, затем умножают на количество отработанных дней.

2. Из полученной суммы вычитают подоходный налог (в России НДФЛ равен 13%).

Рассмотрим пример. Оклад работника — 30 000 рублей. В отработанном месяце 23 рабочих дня. Работник брал 3 дня без сохранения заработной платы для решения личных вопросов, следовательно — отработал в месяце 20 дней. Расчет зарплаты выглядит следующим образом:

30 000 / 23 × 20 = 26 086,96 рубля (заработная плата до вычета НДФЛ);

26 086,96 – 13% = 22 695,65 рубля (заработная плата на руки).

Но на практике таких простых расчетов почти не бывает. Работникам выплачивают премии, надбавки и компенсации. Предположим, работнику ежемесячно кроме оклада размером 30 000 рублей выплачивают премию в размере 25% от оклада. И он отработал только 20 дней вместо положенных 23 рабочих дней в месяце. Тогда расчет будет выглядеть так:  

Оклад + премия (30 000 + 7 500) = 37 500 рублей (заработная плата за месяц);

37 500 / 23 × 20 = 32 608,70 рубля (заработная плата за отработанное время без вычета НДФЛ);

32 608,70 – 13% = 28 369,57 рубля (заработная плата на руки).

В случаях, когда работник имеет право на налоговый вычет, предварительно делается расчет суммы налога, а потом уже он вычитается из оклада. Например, оклад равен 30 000 рублей. Работник проработал все дни. Он имеет право на налоговый вычет в размере 800 рублей. Расчет будет выглядеть так:

30 000 – 800 = 29 200 × 13% = 3 796 рублей (НДФЛ после применения налогового вычета);

30 000 – 3 796 = 26 200 рублей (заработная плата на руки).

Расчет зарплаты может показаться нелегким занятием. Но стоит один раз понять его алгоритм, и при следующем расчете проблем уже не будет. 

Пример расчета фонда оплаты труда ИТР

Расчёт фонда оплаты труда инженерно-технических работников производится исходя из должностных окладов, установленных на предприятии.

Должность

К-во

Месячный оклад, руб.

Премия

Основной фонд оплаты труда, руб.

Дополнительная зарплата, руб.

Фонд оплаты труда, руб.

ФОТ по штатному расписанию

%

Руб.

%

Руб.

1 Начальник участка

1

22 000

40,0

8 800

30 800

15,0

4 620

35 420

35 420

2 Старший мастер

1

19 500

40,0

7 800

27 300

15,0

4 095

31 395

31 395

3 Мастер смены

4

17 880

40,0

7 152

25 032

15,0

3 755

28 787

115 148

Итого:

6

181 963

Премию находим умножением месячного оклада на % премии и делением на 100%: П=22 000*40%=8 800 руб.

Основной фонд оплаты труда равен сумме месячного оклада труда и премии: ФОТ =22 000+8 800=30 800 руб.

Дополнительная заработная плата для руководителей равна 15% от основного фонда оплаты труда: ДЗП=30800*15%=4620 руб.

Фонд оплаты труда находим сложением основного фонда оплаты труда и дополнительной заработной платы и умножением полученной суммы на численность ИТР: (30 800+4 620)*1=35 420 руб.

Складывая ФОТ по каждой должности имеем месячный ФОТ: 35 420+31 395+115 148=181 963 руб.

Задание для выполнения

Рассчитать ФОТ за месяц, год по имеющимся данным:

Должность

К-во

Месячный оклад, руб.

Премия

Основной фонд оплаты труда, руб.

Дополнительная зарплата, руб.

Фонд оплаты труда, руб.

ФОТ по штатному расписанию

%

Руб.

%

Руб.

1 Начальник цеха

1

38 000

25,0

25,0

2 Начальник участка

2

24 000

25,0

20,0

3 Старший мастер

2

21 100

30,0

15,0

4 Мастер участка

4

19 200

40,0

15,0

Итого:



Предварительный просмотр:

Инструкционно – технологическая карта

на выполнение практической работы № 2.9

____________20  __ г.         

Группа _____

Дисциплина: Организация и планирование деятельности структурного подразделения        

Тема: Технико-экономические показатели эффективности производства

Наименование работы: Анализ и расчет основных производственных фондов

Цели работы:

Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а также путем самостоятельного поиска из источников

Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности

Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы

Формируемые компетенции:

ОК 4.  Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ПК 2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения.

Формируемые умения:

У 1. Рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда.

Приобретаемые знания:

З 1. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Норма времени: 6 часов

Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов

Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены

Ход работы

Содержание работы и последовательность выполнения операции

Оборудование

Инструктивные указания и технические требования

1

Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку

Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты

2

После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала

Выполненные работы

Контрольные вопросы: 1. Производственные фонды; 2. Основные производственные фонды, их состав.

Теоретическая справка

Основные фонды - это часть национального богатства страны, определяющая технический уровень производства. Основные фонды представляют собой совокупность потребительных стоимостей производственного и непроизводственного назначения, которые функционируют в экономике на протяжении ряда лет (не менее 1 года) и, постепенно изнашиваясь в течение всего срока службы, не теряют своей натуральной формы, постепенно переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции (работ, услуг) путём начисления амортизационных отчислений.

Основные производственные фонды – это один из важнейших факторов любого производства. Их эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. Рациональное использование основных фондов и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех технико-экономических показателей, в том числе увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, трудоемкости изготовления.

По назначению основные фонды делятся на производственные (непосредственно участвуют в процессе производства продукции, работ, услуг, постепенно изнашиваются, а их стоимость переносится на изготавливаемый продукт по частям по мере использования) и непроизводственные (жилые дома, объекты культурно-бытового обслуживания, детские учреждения и т.д. Они не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости на продукт, ибо он не создаётся. Их стоимость исчезает в потреблении и фонд возмещения не создаётся).

К основным производственным фондам относят: здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги; прочие объекты.

При оценке эффективности использования всех объектов основных средств в качестве обобщающих показателей применяются фондоотдача и фондоемкость.

Фондоотдача - это отношение стоимости объема производства (или объема продаж) к среднегодовой стоимости основных производственных средств.

Показатель фондоотдачи характеризует объем производства (или реализации), приходящийся на рубль среднегодовой стоимости основных фондов.

Фондоемкость - показатель, обратный фондоотдаче.

Фондовооружённость – Фв=, где Т – среднесписочная численность рабочих за определённый период, Сф – среднегодовая стоимость фондов.

Рентабельность основных фондов: Р=, где Сф – среднегодовая стоимость основных фондов, П – планируемая прибыль на единицу выпуска.

Поскольку основой расчетов является показатель среднегодовой стоимости ОПФ, то для его расчета необходимо: ОПФ сргод = (½ ОПФ н + ОПФ 2 + ОПФ 3 + … ОПФ 11 + ½ ОПФ к) / 12

Пример: Определить влияние факторов (удельного веса активной части основных средств, среднегодовой стоимости машин и оборудования, объема изготовленной продукции) на изменение фондоотдачи, используя методы факторного анализа:

Показатели

План

Факт

Абсолютное отклонение

Объем изготовленной продукции, тыс. шт.

175

220

45

Цена за единицу, руб.

10

12

2

Среднегодовая стоимость промышленно-производственных основных средств, тыс. руб.

58

72

14

Фондоотдача

30,2

36,7

6,5

Фондоемкость

0,033

0,027

-0,006

Среднегодовая стоимость машин и оборудования, тыс. руб.

35,0

38,0

3,0

7. Фондоотдача активной части фондов

50,0

69,5

19,5

8. Удельный вес активной части основных средств, %

60,3

52,8

-7,5

Далее определяем влияние факторов (удельного веса активной части основных средств, среднегодовой стоимости машин и оборудования, объема изготовленной продукции) на изменение фондоотдачи, используя методы факторного анализа. Для этого используем следующую зависимость:

Фо=V/ОФ=(V/ОФа)*(ОФа/ОФ)=Фоакт*Уакт, где Фо - фондоотдача основных фондов предприятия; ОФа - стоимость машин и оборудования (активной части основных фондов); Фоакт - фондоотдача активной части основных фондов; Уакт - удельный вес машин и оборудования в общей стоимости основных фондов.

Рассчитываем влияние изменения фондоотдачи машин и оборудования на изменение фондоотдачи основных фондов: аФо(аФоакт)=(69,474-50,000)*0,60345=+11,751 тыс. руб./тыс. руб.

Рассчитываем влияние изменения удельного веса машин и оборудования на изменение фондоотдачи основных фондов: аФо(аУакт)=69,474*(0,52778-0,60345)=-5,257 тыс. руб./тыс. руб.

Общее изменение фондоотдачи основных фондов составляет: аФо=+11,751-5,257=+6,494 тыс. руб./тыс. руб., как и показали расчеты, представленные в таблице.

Выводы: В целом динамика показателей эффективности использования основных средств предприятия позитивная.

Предприятие увеличило фондоотдачу основных производственных фондов за счет положительного влияния изменения фондоотдачи машин и оборудования и несмотря на отрицательное влияние их удельного веса. Общее изменение фондоотдачи основных фондов составило +6,494 тыс. руб./тыс. руб.

Задание для выполнения

Определить влияние факторов (удельного веса активной части основных средств, среднегодовой стоимости машин и оборудования, объема изготовленной продукции) на изменение фондоотдачи, используя методы факторного анализа:

Показатели

План

Факт

Абсолютное отклонение

Объем изготовленной продукции, тыс. шт.

83,2

142,1

Цена за единицу, руб.

106,0

110,0

Среднегодовая стоимость промышленно-производственных основных средств, тыс. руб.

185,3

310,4

Фондоотдача

Фондоемкость

Среднегодовая стоимость машин и оборудования, тыс. руб.

845,0

968,0

7. Фондоотдача активной части фондов

8. Удельный вес активной части основных средств, %



Предварительный просмотр:

Инструкционно – технологическая карта

на выполнение практической работы № 2.10

____________20  __ г.         

Группа _____

Дисциплина: Организация и планирование деятельности структурного подразделения        

Тема: Технико-экономические показатели эффективности производства

Наименование работы: Анализ состава оборотных средств предприятия

Цели работы:

Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а также путем самостоятельного поиска из источников

Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности

Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы

Формируемые компетенции:

ОК 4.  Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ПК 2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения.

Формируемые умения:

У 1. Рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда.

Приобретаемые знания:

З 1. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Норма времени: 4 часа (это первые два часа)

Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов

Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены

Ход работы

Содержание работы и последовательность выполнения операции

Оборудование

Инструктивные указания и технические требования

1

Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку

Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты

2

После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала

Выполненные работы

Контрольные вопросы: 1. Оборотные средства предприятия; 2. Состав оборотных средств.

Теоретическая справка

Денежные средства, обслуживающие производственный процесс и реализацию продукции, называются оборотными средствами. Оборотные средства - есть совокупность капитала, вложенного в оборотные фонды и фонды обращения.

Таким образом, оборотные средства состоят из двух частей:

  1. Средства в процессе производства (их называют оборотные фонды) – на их долю приходится примерно 70% в структуре оборотных средств.
  2. Средства в обращении продукции (фонды обращения) – на их долю приходится примерно 30% от общей величины оборотных средств.

Оборотные фонды - это предметы труда, которые в процессе производства меняют свою натуральную форму, обслуживая только один производственный цикл, полностью потребляются в нём, перенося свою стоимость на готовый продукт целиком и сразу. Оборотные фонды имеют материально-вещественное содержание и более высокую ликвидность, чем основные фонды.

Оборотные фонды включают 3 основные элемента:

  1. Производственные запасы (материальные запасы, не вступившие в производственный процесс, например, сырьё, материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты, запчасти для ремонта, тара, спецодежда, средства труда, не относимые к основным).
  2. Незавершённое производство (элементы оборотных фондов, вступившие в производство, но находящиеся на тех или иных стадиях готовности).
  3. Расходы будущих периодов (денежные средства, которые вкладываются в производство сегодня, но которые будут возвращены в будущем, к примеру, на научные исследования, на модернизацию продукции, повышение её качества, освоение новых прогрессивных процессов и т.д.).

Фонды обращения включают: Готовую продукцию на складе; продукцию, находящуюся на пути к потребителю (товары отгруженные); денежные средства организаций (в кассе, на счетах в банке, аккредитивах, ценных бумагах, в расчётах).

Все оборотные средства делятся на нормируемые (примерно 70% от всех оборотных средств) и ненормируемые (30%).

Рассмотрим пример. В первом квартале предприятие реализовало продукцию на 300 тыс. руб. Среднеквартальный остаток оборотных средств составляет 23 тыс. руб. Во втором квартале планируется увеличение объема реализации на 10%, а время одного оборота оборотных средств будет сокращено на один день.

Определить: коэффициент оборота оборотных средств и продолжительность одного оборота в первом квартале, коэффициент оборота оборотных средств и их абсолютный размер во втором квартале, высвобождение оборотных средств вследствие сокращения продолжительности одного оборота оборотных средств.

Решение: Коэффициент оборота оборотных средств представляет собой отношение объема реализованной продукции к среднеквартальному остатку оборотных средств. В первом квартале этот показатель составляет:

К1об=П1/ОБС1=300/23=13,04 оборотов.

За квартал (90 дней) оборотные средства совершают 13,04 оборота. Таким образом, продолжительность одного оборота оборотных средств составляет:

Т1=90/К1об=90/13,04=6,9 дней.

Если время одного оборота оборотных средств будет сокращено на один день, то продолжительность во втором квартале составит:

Т2=6,9-1=5,9 дней.

В таких условиях коэффициент оборачиваемости оборотных средств составляет:

К2об=90/Т2=90/5,9=15,3 оборотов.

Абсолютный размер оборотных средств во втором квартале составляет:

ОБС2=П2/К2об=300*1,1/15,3=21,6 тыс. руб.

Высвобождение оборотных средств вследствие сокращения продолжительности одного оборота оборотных средств составляет:

ОБС=ОБС2-ОБС1=21,6-23,0=-1,4 тыс. руб.

Задания для выполнения

  1. Определить коэффициент оборачиваемости и закрепления оборотных средств предприятия, если объем реализации за год составил 6,2 млн. руб., а среднегодовая величина оборотных средств – 2,0 млн. руб.;
  2. Определить длительность оборота оборотных средств за год если объем годовой реализации 2,6 млн. руб., а величина оборотных средств составила 0,6 млн. руб.;