4. Материалы по организации развивающей предметно-пространственной среды
1. Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
2. Организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
План
1. Принципы и подходы к организации развивающей предметно - пространственной среды в разных возрастных группах.
2. Моделирование развивающей предметно - пространственной среды в группах.
3. Организация и содержание игрового пространства в групповых центрах активности разных возрастных групп.
Принципы и подходы к организации развивающей предметно - пространственной среды в разных возрастных группах
«Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика,
который всецело определяется средой, и роль учителя при этом
сводится к организации и регулированию среды»
Л.С.Выготский
Обновление системы дошкольного образования ставит задачу воспитания «нового человека», конкурентоспособной личности, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Среда является одним из компонентов образовательного процесса, в частности, компонентом его внешней структуры. Сегодня это нашло отражение в современных требованиях к условиям реализации основой образовательной программы дошкольного образования и органично связано с основными нормативными документами и, в первую очередь, с Законом «Об образовании в РФ» и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - Стандарт).
Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы. В свою очередь программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В соответствии со Стандартом, одним из аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста является предметно-пространственная развивающая образовательная среда.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде включены в раздел Стандарта, посвященного требованиям к условиям реализации Программы, и формулируются следующим образом:
- развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
- развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. В Стандарте предусмотрено, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Содержательные аспекты требований к условиям реализации ООП ДО разводят понятия: «развивающая образовательная среда» и «развивающая предметно - пространственная среда». Само понятие развивающая предметно-пространственная среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров в 1989 г., когда вышла Концепция дошкольного воспитания.
Классической теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского (Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А.. Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993). В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей Концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. По мнению авторов Концепции, «развивающая предметно - пространственная среда» или в традиционной или классической формулировке предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально - культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
Теперь обратимся к другому понятию, а именно, к понятию «образовательная среда». Современное понимание образовательной среды связано с рассмотрением образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.
Одной из главных задач образовательной среды является создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию.
В образовательной среде можно выделить 3 компонента:
- социальный (социальное окружение),
- предметно-пространственный или предметно-развивающий (предметно-пространственное окружение),
- психо-дидактический (используемые педагогом методы и приемы) (В.А.Хуторской).
Как видно из определения образовательной среды, развивающая предметно-пространственная среда детского сада - лишь часть развивающей образовательной среды дошкольного учреждения. Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
В предметно-пространственной развивающей среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность
дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
В современных нормативных документах прописаны требования к «развивающей образовательной среде», которые содержат и требования к развивающей предметно-пространственной среде ОУ:
Требования к развивающей предметно-пространственной среде образовательного учреждения (группы) включают:
Соблюдение следующих принципов:
- насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
- трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
- вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
- безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех е. элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Итак, согласно нормативному документу, современная предметно-развивающая среда детского сада (игры, игрушки, дидактический материал,
издательская продукция, оснащение и оборудование кабинетов, технические
средства обучения, а также их расположение) должна соответствовать шести
вышеуказанным принципам.
Как реализовать эти принципы на практике? Может быть, они уже реализованы при создании развивающей среды? А, может быть, наоборот, в
развивающей среде группы педагог допустил некоторые ошибки?
Здесь необходимо привести методические примеры, иллюстрирующие принципы информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости.
Принцип насыщенности
1. По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.
2. Краеугольным камнем построения предметно-развивающей среды является принцип деятельности, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляет не усвоение учебных навыков, а специфические виды деятельности, как совместной, так и самостоятельной. К таким развивающим видам деятельности дошкольника относятся: игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития. Соответственно предметная среда детского сада должна, прежде всего, обеспечивать возможность данных видов деятельности, т.е. включать необходимые и достаточные предметы и оборудование.
3. Развивающая среда тогда является развивающей, когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей.
4. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез.
5. Учитывается поло-ролевая специфика: предметно-развивающая среда обеспечивается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".
6. Среда должна учитывать двигательную активность детей, давать им возможность осуществлять разнообразные движений, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.
В то же время существуют наблюдения, показывающие, что на повышение активности людей, находящихся постоянно в одном помещении, влияет не столько определенная цветовая среда, сколько сам факт смены конкретного цветового решения. К стимулирующему материалу можно отнести также и игровое оборудование.
7. Предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень современного мира; предметы должны нести информацию и стимулировать поиск.
Принцип трансформируемости
1. Необходимо иметь легкие конструкции, модули, ширмы, шатры, легкие скамейки, модульную мебель, занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Например: воспитатель отодвинула занавеску, а там тема проекта с наглядностью, закрыла — и этот наглядный материал не мешает детям сосредоточенно конструировать и эту же занавеску дети легко могут оформить как «рекламный щит» для своей деятельности или использовать под выставку своих работ). Эти же конструкции дадут детям самостоятельно обустроить пространство по своему усмотрению, облюбовать, оборудовать или обжить его по своему усмотрению, построить свой маленький мирок. Это особенно касается творческих игр. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.
2. Высота мебели в детском саду должна легко меняться.
Необходимо уходить от:
- фундаментального оформления помещений ДОО пейзажами, картинами из сказок или фильмов: оно быстро надоедает и теряет свою функциональность, а убрать это сложно. Оформление стен и декоративные элементы должны быть сменяемы и понятны дошкольникам;
- фиксированного фронтального расположения столов и стульев;
- стационарного размещения игровых уголков для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами («Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская». Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться.
Принцип полифункциональности
1. Полифункциональность – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие
образовательного процесса.
2. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
3. К передовому опыту дошкольных учреждений относят следующее: оформление лестничных маршей, по которым ходят дети, разнообразной символикой (цифры, алфавит, фрукты, насекомые и т. д.); оформление рекреаций (стенды по пожарной безопасности, правила дорожного движения для детей и т.д.)
Принцип вариативности
1. Социокультурное окружение как параметр моделирования среды дает возможность внести предметы, отражающие быт региона, особенности труда людей, предметы народного декоративно-прикладного искусства.
2. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Достижение цели осуществляется через реализацию образовательной программы. Предметное окружение должно соответствовать основной общеобразовательной программе учреждения.
3. Развивающая среда каждого образовательного учреждения уникальна и
своеобразна. В рекреациях ДОУ оформляются выставки, информация и результаты тематических проектов и событий учреждения, выполненных при участии детей и родителей.
4. Развивающая среда каждой группы разнообразна. Так, в группах оформляются выставки фотографий "Вот мы какие", используются семейные альбомы, широко представлены темы образовательных проектов; в развивающей среде представлены схемы, таблицы, игрушки-самоделки, пособия, сделанные руками педагога или в совместном творчестве.
5. В современном детском саду строится работа по комплексно-тематическому принципу (построение образовательного процесса по предметной модели — вчерашний день и не соответствует современным требованиям). Педагог действует с детьми и обсуждает различные темы; дети участвуют в проектах, в группе появляются материальные результаты проектов, которые должны быть заметны в среде. Соответственно среда должна отражать текущую тему, вокруг которой выстраиваются все виды детской деятельности.
Принцип доступности
1. Весьма благоприятная тенденция - приблизить условия дошкольного учреждения к домашним (конкретный пример этого — подушки, на которых дети сидят, мягкие диванчики, использование фотографий ребенка и его членов семьи и т. д.).
2. Планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.
3. Следует обязательно создавать уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически безопасным. У ребенка в группе детского сада при одновременном нахождении 20-25 детей на протяжении 9-10 часов должно быть право на отдых и отстаивание своих психологических границ
(старший дошкольный возраст). Малыши особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Место для уединения может быть в самых разных плоскостях — например, можно залезть под стол, внутрь большой полки или ящика. Граница уединения может быть даже условной: стол закрыт полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое.
4. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. В соответствие с этим наглядно-образному мышлению малышей будут соответствовать реальные предметы и действия с ними. В старшем возрасте закладываются основы словесно-логического мышления. Дети могут воспринимать некоторые знаки и символы. В одной возрастной группе могут быть представлены разные уровни организации среды, соответствующие уровням развития детей.
5. В построении развивающего пространства целесообразно использовать преимущество принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности.
6. Важно создать разнообразные центры активности с учетом интересов и потребностей детей группы, наполнить их инструментами для совместной и
самостоятельной деятельности, в том числе открыть центр самостоятельного экспериментирования!
7. Для обеспечения доступности материалов и самостоятельного их использования хорошо использовать специальную маркировку, которая должна быть понятна детям и помогает детям размещать все материалы, игры и атрибуты на свои места.
8. Очень важно, чтобы дети (в особенности старшие дошкольники) принимали активное участие в оформлении помещения своей группы в рамках тематического планирования: рисунки, поделки, макеты, коллажи, схемы, книжки самоделки, пооперационные карты.
9. Создаются условия в группе или раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость.
10. Следует шире использовать развивающие возможности прогулки, а для
этого необходимо обустроить участок детского сада.
Принцип безопасности
1.При обязательном соблюдении требований безопасности следует вариативно использовать различные игры и пособия в различных видах деятельности детей (например, палочки Кюизенера могут быть в центре сюжетно-ролевой игры макаронами).
2. Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения. Правила появляются по мере необходимости в соответствии с потребностями детей и запросов родителей и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами. Обеспечению реализации принципа безопасности также будут отвечать правила поведения в группе и на прогулке. Например: «Поиграл – убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем». Главное условие:
правила создаются самими детьми.
3.Необходимо обеспечить индивидуальный комфорт и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого. Следует провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и
ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его. Современные нормативные документы содержат требование комплексного оснащения воспитательно-образовательного процесса. И в этом разделе подчеркивается роль детских видов деятельностей, и в особенности игры в развитии ребенка, а, значит, педагогам необходимо создавать условия в развивающей среде для становления и развития этих деятельностей.
Очень важно, что в нормативных документах прозвучало важное требование - обеспечить возможность организации разнообразной игровой деятельности. Идет ли в документе речь только об игре? Если иметь в виду формы активности ребенка, то надо выделять и другие виды деятельности. Если адекватные возрасту формы работы с детьми учитывают характерные дошкольнику формы познавательной и социальной активности, то содержание данного пункта может быть расширено, конкретизировано. Адекватные возрасту формы работы с детьми могут быть ориентированы не только на игровые, но и на другие, характерные для дошкольника, способы открытия мира, и потому дошкольный возраст сензитивный, наиболее благоприятный для их развития.
Во-первых, это сенсорные способы познания (работы А.В.Запорожца, Л.А.Венгера и его школы).
Во-вторых, это экспериментирование, которое Н.Н.Поддьяков, наряду с игрой, относит к ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте и дает соответствующие рекомендации по обогащению предметно-развивающей среды.
В-третьих, это вхождение в социальный, предметный мир, природу через активное, творческое воображение (работы Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, О.М.Дьяченко, А.В.Запорожца, Е.Е.Кравцовой и др.).
В соответствии с вышеизложенным далее приводятся методические рекомендации по построению и насыщению предметно-развивающей среды в
группах.
Моделирование развивающей предметно - пространственной
среды в группах
Предметно-пространственная среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого (мягкого) центрирования (зонирования) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам в различных центрах активности. В различных примерных основных общеобразовательных программах («Детство», «От рождения до
школы», «Сообщество», «Мир открытий») предлагаются авторами различный перечень центров активности. Педагог, осуществляя педагогическую деятельность по программе, организует пространство группы в соответствии с предложенным перечнем центров активности и рекомендациями авторов. Планируя предметно-развивающую среду необходимо знать своеобразие используемой программы, ее отличие от других, и осуществлять это на практике.
Предметно-развивающая среда может быть организована с помощью разделения на центры, уголки, зоны по следующим разделам: игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности, музыки, экспериментирования, литературы и книгоиздательства, творчества и т.д. Жестких требований к тому, как будет называться центр активности (уголок, зона, островок и т.д.) нет. Главное условие: данные центры (уголки, зоны, островки и т.д.) должны обеспечивать содержательную интеграцию всех образовательных областей и быть интересны детям, быть востребованными детьми.
Но имеются общие рекомендации по организации центров активности.
1. Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д. По всей площади группы следует разместить оборудование, стимулирующее двигательную активность ребенка. Специально, в стороне от центров активности, где протекает более спокойная и интеллектуальная деятельность, организовать центр физической культуры или движения и центр строительства.
2. Все материалы доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры выставлены на полках и находятся в открытых пластиковых контейнерах без крышек. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
3. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
4. Выбор материалов обеспечивается разнообразием и изобилием природных, бросовых, развивающих и дидактических материалов. Дети могут выбрать себе дело по душе в центре активности. Все материалы могут быть использованы по-разному и интегрированы в разные центры активности. Так, например, в центре изобразительной деятельности дети могут рисовать, карандашами, фломастерами, красками, делать печати, штампы, могут лепить из обычного пластилина и теста; конструировать из бумаги, картона, коробок, используя любой бросовый и природный материал.
5. Материалы в центрах активности меняются по мере угасания к ним интереса детей. Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).
6. Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала и т. д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребенку можно сразу предложить сложное задание, и он с радостью начнет им заниматься, у другого оно вызовет растерянность. Одному нужны неоднократные повторения, чтобы закрепить необходимые знания, другой все «схватывает на лету». Чуткие и опытные педагоги учитывают это и насыщают предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка (уровней может быть как минимум три: низкий, средний, высокий). Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
7. Эмоциональная насыщенность — неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю всегда надо учитывать. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
8. Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребенка, не стоит забывать и об эстетической составляющей организации пространства. Поэтому в оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль и использовать только высокохудожественные произведения профессионалов. Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Педагогу сложно изменить цвет интерьера стен. Поэтому утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, игрушки, картины и постеры в рамах.
9. Все центры активности (уголки) должно быть хорошо освещены. Необходимо продумать освещение всех центров активности (уголков), хорошо, если в центре сюжетно-ролевой игры (игровом уголке), центре литературы (литературном уголке), художественном уголках есть свои источники света. Чем бы ребенок ни занимался в группе, спальне, столовой, он не должен напрягать глаза, чтобы раньше времени не надеть очки.
10. Мебель, оборудование, пособия, используемые во всех помещениях, принадлежащих группе, должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Стационарные модули (мебель) прочно крепятся к стенам и между собой. Острые углы и кромки закругляются, что обеспечивает их гигиеническое содержание и предупреждает травматизм.
Организация и содержание игрового пространства в групповых центрах активности разных возрастных групп.
На каждом возрастном этапе выделены приоритетные образовательные задачи, которые следует учитывать при организации предметно-развивающей среды.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Младший возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям со взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Обеспечение эмоционально положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности – главные задачи этого этапа.
Предметно-развивающая среда младшей группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Пространство игровой комнаты должно стимулировать детей к двигательной активности и позволять хорошо просматривать пути передвижения. У детей недостаточно развита координация движения, поэтому расположение столов, стульев и другого оборудования должно позволять им свободно передвигаться в группе, подходить к желаемым игрушкам беспрепятственно.
В построении развивающей среды необходимо учитывать принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности: располагать «смежные» центры в непосредственной близости друг от друга: «Центр искусства», «Центр науки», «Центр ручного труда», «Центр занимательной математики», «Литературно-театральный центр», «Строительный центр», «Центр двигательной активности», «Центр отдыха». Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру своего влияния на самостоятельные детские игры, создает условия и настрой на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду. Центры активности наполняются преимущественно натуральными предметами, с которыми можно производить разнообразные манипулятивные действия (учет возрастных особенностей детей) для развития мелкой моторики рук, таким образом, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
Маленькие дети предпочитают крупное оборудование. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Менять его по мере угасания интереса, не реже одного раза в неделю. Игровые материалы выкладываются на открытые полки постепенно и обыгрываются.
Малыши проявляют все более активный интерес к рисованию. Для его
поддержания и развития хорошо иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками целесообразно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла.
Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах. Малыш может видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. Уголок ряженья позволит изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно. Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании.
Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования (емкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы и др., шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки). Лучше размещать такой центр ближе к источнику воды, постелить в этом месте пластиковый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Средний дошкольный возраст – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В развивающей среде активно используется знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать их вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать можно вс. и графически, а не только словесно.
В этом возрасте дети особенно чувствительны к поддержке взрослого. В группе выделяется место, где ребенок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение. Следует предусмотреть построение среды по принципу небольших полузамкнутых микропространств (для игры детей подгруппами по 2-4 человека). У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности (самодельные книжки, коллажи, макеты, схемы для выполнения заданий). Дети данного возраста активно играют, объединившись в небольшие игровые группы. Сохраняется тенденция предпочтений детьми реалистичных интересных игрушек. Вместе с тем дети интересуются игрушками-заместителями реальных предметов (кухонной утвари, предметов бытовой
техники и т. п.), которые активно используются ими в играх. К оформлению игровых мест желательно привлекать самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для магазина, придумать символы для кабинета доктора и пр.
Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. Чтобы избежать конфликтов можно использовать легкие ширмы, цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики.
В данном возрасте дети активно познают свойства и отношения предметов, осваивают обследовательские действия. Их привлекают предметы, которые можно сравнивать, группировать, объединять по какому-либо свойству. С целью обобщения и углубления опыта познания с окружающим миром в группе организуется «Науки и природы», «Экспериментирования», «Математики и манипуляции» (сенсорный центр), где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств (музыкальные инструменты, шумовые предметы, картинки, калейдоскопы, флаконы из-под духов – узнавать по запаху и т.д). Для поддержания интереса детей к речи желательно иметь в группе технические средства обучения (проигрыватель или магнитофон, диапроектор).
В среднем возрасте усиливается интерес к познанию себя. Этому может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в специально выделенном для этого месте плакатов, подборов иллюстраций, фотографий: «Какой Я?», «Я плачу и смеюсь», «Люди такие разные и такие одинаковые». Ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для детей этого возраста должны быть куклы разных размеров, разного пола, разных «профессий», наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные.
Следует иметь разнообразный строительный материал, так как дети не только создают постройки, но и используют крупный строительный материал для игровой планировки. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок, бечевок, катушек, палочек, лоскутков — все это находит применение в игре и способствует развитию игровых замыслов и творчества. Нужно предоставить в пользование детям предметы для ряженья; элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых литературных персонажей (Винни-Пух, Буратино). Это позволяет самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.
СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
При переходе ребенка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение.
Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Все это требует постоянного обращения ребенка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего. Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований. В этом возрасте дети начинают сооружать пространство для игры из любых подсобных материалов (диванных подушек, перевернутых стульев, стола со спущенной скатертью и пр.). Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игры с партнерами-сверстниками.
Функция сюжетосложения принадлежит разнообразным мелким игрушкам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен» по желанию играющих).
Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись – дети могут самостоятельно выбрать игры. Развивающая среда должна включать коробку с бросовым материалом, пластиковой, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т.п. для изготовления недостающих атрибутов. Для становления режиссерской игры необходимо место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой коробки), набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.
Желательно выделить место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп), в группе оставить оборудование для экспериментирования с шарами, водой, природным материалом. Наряду с художественной литературой и в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
Для поддержания у дошкольников интереса к школе целесообразно выделить зону для подготовки детей к школьному обучению с различными игровыми пособиями, направленными на формирование предпосылок учебной деятельности. У ребенка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растет быстрее, кто медленнее. Нужно записывать, зарисовывать, делать фотообзор тем, обсуждаемых каждый месяц: «Моя семья», «Что я люблю и не люблю», «Мои друзья», «Моя мечта» и др.
Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят краски для грима, парички, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т.п.).
В группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры. Хорошо иметь игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций» (набор деталей из которых составляется лицо человека. Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.) Хорошо, если в группах имеются иллюстративные материалы краеведческого характера: «Город, в котором мы живем», «Каким был наш город в прошлом», «Наша река, лес, озеро». Таким образом, насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
В заключение обзора требований к среде разных возрастных групп хочется отметить, что развивающую игровую среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда способствуют интересам ребенка и его развитию. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса.