Школьные традиции

Пережогина Елена Васильевна

ШКОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

 

«Каждая школа должна иметь свое лицо и

гордиться этим лицом».

А.С.Макаренко.

 

Основной формой организации образовательного процесса в школе остаётся урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Коллектив начальной школы МБОУ «СОШ №6 им. К.Минина» – дружная семья из более 500 учеников и 19 педагогов. Как и полагается в хорошей семье, у нас есть свои многолетние традиции. Одна из самых важных – организация недели открытых уроков для родителей в середине и конце учебного года.

Открытое занятие – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. А любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии.

Часто говорят, что учительская профессия сродни профессии артиста. И это действительно так. Если учитель всерьез озабочен личностной педагогикой, а не просто бездушный трансляцией знания, то он обязан на уроке, да и вообще в любой педагогической ситуации актерски умело разыгрывать именно ту роль, которую он при продумывании урока написал как сценарист и поставил как режиссер.

Готовя открытый урок, преподавателю надо суметь так всё срежиссировать, чтобы на его уроке было интересно всем. На хорошем открытом уроке должна быть изначальная интрига, железно просчитанный ход урока, маленькие островки для импровизации, момент озарения. И как можно больше «изюминок» - моментов, вызывающих у присутствующих приятное удивление. Именно к этому призывает своих коллег опытный руководитель, заместитель директора по начальному образованию Солопова Надежда Александровна.

 Открытые занятия проходят в разной форме: урок – путешествие, урок – проект, урок – аукцион, заседание клуба знатоков, карусель знаний, счастливый случай, КВН и мн. др…  Выбор темы и формы урока зависит от креативности учителя.

Как много могут дать такие уроки всем участникам образовательного процесса!

Открытые уроки для родителей активизируют нас – педагогов. Это еще одна возможность придумать что-то интересное, яркое, повысить профессиональный уровень.

Для родителей это возможность окунуться непосредственно в образовательный процесс, на время стать ребенком, ответить себе на многие вопросы. Посещение урока помогает им понять личность учителя, которая раскрывается глубже всего именно в процессе профессиональной деятельности. Родители могут увидеть, насколько учитель компетентен в своем предмете, какова его манера преподавания, насколько богата и красива его речь, какова степень откровенности с детьми, чем интересуется учитель, каково его мировоззрение и многое другое. А главное – возможность увидеть своего ребенка с новой для них стороны, сравнить его уровень знаний с общим уровнем класса, увидеть, как он может оценивать свою работу на уроке.

А для ребенка, именно такая форма учебной деятельности с доминированием форм и правил игровой деятельности способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Наша будничная жизнь, как  бы оптимистично мы к ней не относились, все-таки однообразна, перегружена заботами. И хорошо, когда есть праздник, когда можно выйти на яркий свет из обыденности. В этом нам помогают школьные традиции, наполняя их новым содержанием.