Программа кружка "Молодой исследователь"

Кушнаренко Лидия Александровна

В рамках программы предметного кружка «Молодой исследователь» являюсь научным руководителем учащихся, проекты и творческие работы которых представляются на городских и окружных научно-исследовательских конференциях «Шаг в будущее» (2015г., 2016г., 2017г.), на региональном этапе Всероссийского фестиваля  творческих открытий  и инициатив «Леонардо» (2014г, 2017г.),  на региональном этапе Всероссийского  конкурсе научно-исследовательских работ «имени Д.И.Менделеева (2017г.), на Международном  конкурсе исследовательских работ  и проектов школьников «Дебют в науке» VII Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций: путь на Восток» (2016г.), на I Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции развития инновационной политики в России» (2017г.). Организую работу с успешными и одаренными детьми, занимаюсь подготовкой учащихся к олимпиадам школьного и муниципального уровней, заочным интеллектуальным конкурсам и олимпиадам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_molodoy_issledovatel.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

города Когалыма (МАОУ «СОШ № 10»)

РАССМОТРЕНО

на заседании НМС

Протокол № 3

от «31» августа 2015г.

Согласовано

Зам директора по УВР «»СОШ №10»

Багатырова У.К.

«31» августа 2015г.

Кружок «Молодой исследователь»

Учитель Кушнаренко Л.А.

Срок реализации программы, учебный год 2015 – 2018

Количество часов по учебному плану всего часов 68год; в неделю 0,5 часа;

2015 год

Пояснительная записка

  1. Название объединения: кружок «Молодой  исследователь».

  1. Руководитель: Кушнаренко Лидия Александровна

  1. Направление: гуманитарное

  1. Срок реализации  программы:  3 года.

  1. Возраст детей: от 14 до 16 лет.

  1. Тип программы -  модифицированная.

Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Кружок «Молодой исследователь» будет одной из таких форм.

Программа кружка предназначена для обучающихся в средней и старшей  школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы  кружка обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности  станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшем звене школы. Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. 

Задачи:

познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        

  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  • Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности.

В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

       

 Основные принципы программы.

Принцип системности.

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации.

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры.

Учёт интересов и потребностей учащихся ; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых.

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

           Принцип обратной связи.

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности.

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования.

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Программа кружка рассчитана на 68 часов. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

         В результате работы по программе кружка учащиеся должны знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы презентации исследования.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями.

Тематический план

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

Итого

1.

Науки, которые нас окружают. Что я думаю  своих о способностях.

2

2

4

2.

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

2

2

4

3.

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

2

2

4

4.

Основные источники получения информации.

2

4

6

5.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

2

2

6.

Методы исследования. Мыслительные операции.

2

2

7.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

2

2

8.

Оформление работы. Подготовка доклада.

2

2

4

9.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point.

2

2

4

10.

Тематические учебные исследования.

8

28

36

Итого

22

46

68

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.

  1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (4 ч)

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

  1. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (4 ч)

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Конфетные рубашки» .

  1. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (4 ч)

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Духовные ценности семейной лексики». Проверка гипотез.

  1. Основные источники получения информации. (6 ч)

Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

  1. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(2ч)

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

  1. Методы исследования. Мыслительные операции.(2 ч)

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

  1. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.( 2 ч)

Практика: письменный отчёт- структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Духовные ценности семейной лексики».

  1. Оформление работы. Подготовка доклада. (4 ч)

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: « Духовные ценности колыбельной песни». Проверка оформления работ.

  1. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point. (6 ч)

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft  Power Point. Презентация «Духовные ценности семейной лексики».

  1. Тематические учебные исследования. (36 ч = 8 ч +28 ч)
  1. Исследование истории создания конфетной обёртки.- 4ч
  2. Исследование семейной лексики. - 6ч
  3. Исследование роли  песни на настроение человека, общества .- 3ч
  4. Исследование истории и роли колыбельной   песни. -  4ч
  5. Исследование истории жизни людей  ХМАО-Югра .- 3ч
  6. Открытия и их влияние на жизнь людей . Презентация результатов исследования «Научные открытия в ХМАО – Югра и влияние их результатов на жизнь местного населения» .- 3ч
  7. Исследование «Комсомольская организация в г. Когалыме.».- 5 ч
  8. Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» .- 4ч
  9. Исследование «Мой город».- 5 ч

11.Итоговое занятие.  Чему мы научились за этот год. (2 ч)

Методическое обеспечение.

Занятия по данной программе состоя из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как  практикумы, дискуссии.

На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.

Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления  трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Науки, которые нас окружают. Что я думаю  своих о способностях.

2

2

Науки, которые нас окружают. Что я думаю  своих о способностях.

2

3

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

2

4

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

2

5

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

2

6

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

2

7

Основные источники получения информации.

2

8

Основные источники получения информации.

2

9

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

2

10

Методы исследования. Мыслительные операции.

2

11

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

2

12

Оформление работы. Подготовка доклада

2

13

Оформление работы. Подготовка доклада.

2

14

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point.

2

15

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point.

2

16

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point.

2

17

Исследование истории создания конфетной обёртки.

4

18

Исследование семейной лексики.

5

19

Исследование роли  песни на настроение человека, общества .

3

20

Исследование истории и  роли колыбельной   песни.

4

21

Исследование истории жизни людей  ХМАО

3

22

Открытия и их влияние на жизнь людей. Презентация результатов исследования «Научные открытия в ХМАО – Югра и влияние их результатов на жизнь местного населения».

2

23

Исследование «Комсомольская организация в г. Когалыме.».

5

24

Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя».

3

25

Исследование «Мой город».

5

34

Итоговое занятие.  Чему мы научились за этот год.

2

Приложение № 1

Структура исследовательской деятельности учащихся.

Приложение № 2

Этапы информационного поиска.

  1. Определение информационного запроса.
  2. Поиск и локализация информации.
  3. Критическая оценка полученной информации.
  4. Сравнение информации, полученной из разных источников.
  5. Презентация полученных результатов.
  6. Подготовка отчёта.

Технология защиты учебно-исследовательской работы.

  1. Выступление автора с докладом ( 10 мин)
  2. Вопросы участников конференции и ответы автора.
  3. Вопросы членов жюри и ответы автора.
  4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
  5. Ответы на замечания рецензента.
  6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.

План доклада по результатам

учебно-исследовательской деятельности.

  1. Приветствие
  2. Тема учебно-исследовательской работы.
  3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.
  4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.
  5. Гипотеза учебно-исследовательской работы.
  6. Значимость учебно-исследовательской работы.
  7. Объект и предмет исследования.
  8. Этапы учебно-исследовательской работы.
  9. Результаты учебно-исследовательской работы.
  10. Выводы учебно-исследовательской работы.

Приложение № 3

Требования к содержанию

Учебно-исследовательской деятельности.

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

- наименование учебного заведения, где выполнена работа;

- Ф.И.О. автора;

- тему учебно-исследовательской работы;

- Ф.И.О. научного руководителя;

-город и год.

Оглавление

Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Введение

Содержит:

- актуальность;

-объект исследования;

- предмет исследования;

- цель исследования;

- гипотезу;

- задачи;

- методы исследования;

-практическую значимость;

- апробацию;

- базу исследования.

Основная часть

 ( не более 10-15 стр.)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе.

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы.

Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе.

Приложение №4

Виды исследовательских работ

Форма

Структура

Доклад

•   в кратких вводных замечаниях — научно-практическая ценность темы; •   сущность темы, обоснованные научные предложения;

•   выводы и предложения

Тезисы доклада

•   основные положения доклада;

 •   основные выводы и предложения

Научная статья

•   заголовок;

•   вводные замечания;

 •   краткие данные о методике исследования;

 •   анализ собственных научных результатов и их обобщение;

 •   выводы и предложения;

 •   ссылки на цитируемую литературу

Научный отчет

•   краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

•   значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

•   детальная характеристика применявшихся методов;

 •   существование новых научных результатов;

•   заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;

Реферат

•   вводная часть;

 •   основной текст;

•   заключительная часть;

 •   список литературы ;

 •   указатели

Приложение № 5

Терминологический словарь

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

 ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования:

  • алгоритм, анализ, абстракция, апробация;
  • библиография;
  • внедрение;
  • гипотеза исследования;
  • дедукция, деятельность;
  • закон, закономерность;
  • индукция, историзм, индикатор, исследование;
  • концепция, креативность, критерий;
  • метод, моделирование, мониторинг;
  • наблюдение, новация, новшество, наука;
  • обобщение, объект, опыт;
  • проект, предмет исследования, принцип;
  • рецензия, рефлексия;
  • сравнение, синтез, системный анализ;
  • теория, творческий подход, технология;
  • факт;
  • эксперимент.

Приложение № 6

Принципы подбора тем исследовательских проектов

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.

Общие требования к исследовательской работе учащихся

Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:

  • Четко сформулирована цель исследования.
  • Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
  • Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.
  • Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
  • Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
  • Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
  • Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.
  • Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.
  • Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
    (практических) достижений автора.
  • Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
  • Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита — итог исследовательской   работы   и   один   из   главных   этапов   обучения начинающего исследователя.

В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:

  • информационно-реферативные;
  • проблемно-реферативные;
  • экспериментальные;
  • природно-описательные;
  • исследовательские.
    Информационно-реферативные работы — это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной

темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города».

Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.

Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.

Природно-описательные работы — это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности.

Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования.

Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.

Приложение № 7

Работа с литературными источниками

Этапы работы

Содержание этапов

1

Общее ознакомление

Ознакомление   с   оглавлением.   Беглый просмотр литературного источника

2

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста

3

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

4

Составление  плана  прочитанного материала

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль

5

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание)

6

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

7

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Обращается внимание на объективность суждений

Литература

1.Л.В.Борикова, Н.А.Виноградова. Пишем реферат, доклад, выпускную

квалификационную работу. М., «Академия» 2000г.

2. Т. Хюсеп. Образование в 2000 году: Исследовательский проект: Е.М.Соколова. - М., 1977 г.

3. Е.Е.Шестернинов, М. Н. Арцев. Спутник исследователя. М., 2017г.

4. Е.Е.Шестернинов, М. Н. Арцев, Н.С. Ефимова. Навигатор исследователя. М., 2017г.