Программа кружка "Молодой исследователь"
В рамках программы предметного кружка «Молодой исследователь» являюсь научным руководителем учащихся, проекты и творческие работы которых представляются на городских и окружных научно-исследовательских конференциях «Шаг в будущее» (2015г., 2016г., 2017г.), на региональном этапе Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» (2014г, 2017г.), на региональном этапе Всероссийского конкурсе научно-исследовательских работ «имени Д.И.Менделеева (2017г.), на Международном конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» VII Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций: путь на Восток» (2016г.), на I Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции развития инновационной политики в России» (2017г.). Организую работу с успешными и одаренными детьми, занимаюсь подготовкой учащихся к олимпиадам школьного и муниципального уровней, заочным интеллектуальным конкурсам и олимпиадам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_molodoy_issledovatel.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
города Когалыма (МАОУ «СОШ № 10»)
РАССМОТРЕНО на заседании НМС Протокол № 3 от «31» августа 2015г. | Согласовано Зам директора по УВР «»СОШ №10» Багатырова У.К. «31» августа 2015г. |
Кружок «Молодой исследователь»
Учитель Кушнаренко Л.А.
Срок реализации программы, учебный год 2015 – 2018
Количество часов по учебному плану всего часов 68год; в неделю 0,5 часа;
2015 год
Пояснительная записка
- Название объединения: кружок «Молодой исследователь».
- Руководитель: Кушнаренко Лидия Александровна
- Направление: гуманитарное
- Срок реализации программы: 3 года.
- Возраст детей: от 14 до 16 лет.
- Тип программы - модифицированная.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Кружок «Молодой исследователь» будет одной из таких форм.
Программа кружка предназначена для обучающихся в средней и старшей школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы кружка обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшем звене школы. Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Основные принципы программы.
Принцип системности.
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации.
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры.
Учёт интересов и потребностей учащихся ; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых.
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи.
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования.
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Программа кружка рассчитана на 68 часов. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
В результате работы по программе кружка учащиеся должны знать:
- структуру учебно-исследовательской деятельности;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы презентации исследования.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями.
Тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
теория | практика | Итого | ||
1. | Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях. | 2 | 2 | 4 |
2. | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности | 2 | 2 | 4 |
3. | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. | 2 | 2 | 4 |
4. | Основные источники получения информации. | 2 | 4 | 6 |
5. | Оформление списка литературы и использованных электронных источников. | 2 | 2 | |
6. | Методы исследования. Мыслительные операции. | 2 | 2 | |
7. | Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. | 2 | 2 | |
8. | Оформление работы. Подготовка доклада. | 2 | 2 | 4 |
9. | Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. | 2 | 2 | 4 |
10. | Тематические учебные исследования. | 8 | 28 | 36 |
Итого | 22 | 46 | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.
- Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (4 ч)
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика: анкетирование учащихся, опрос.
- Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (4 ч)
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Конфетные рубашки» .
- План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (4 ч)
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Духовные ценности семейной лексики». Проверка гипотез.
- Основные источники получения информации. (6 ч)
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
- Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(2ч)
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
- Методы исследования. Мыслительные операции.(2 ч)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
- Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.( 2 ч)
Практика: письменный отчёт- структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Духовные ценности семейной лексики».
- Оформление работы. Подготовка доклада. (4 ч)
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме: « Духовные ценности колыбельной песни». Проверка оформления работ.
- Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (6 ч)
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Духовные ценности семейной лексики».
- Тематические учебные исследования. (36 ч = 8 ч +28 ч)
- Исследование истории создания конфетной обёртки.- 4ч
- Исследование семейной лексики. - 6ч
- Исследование роли песни на настроение человека, общества .- 3ч
- Исследование истории и роли колыбельной песни. - 4ч
- Исследование истории жизни людей ХМАО-Югра .- 3ч
- Открытия и их влияние на жизнь людей . Презентация результатов исследования «Научные открытия в ХМАО – Югра и влияние их результатов на жизнь местного населения» .- 3ч
- Исследование «Комсомольская организация в г. Когалыме.».- 5 ч
- Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» .- 4ч
- Исследование «Мой город».- 5 ч
11.Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (2 ч)
Методическое обеспечение.
Занятия по данной программе состоя из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях. | 2 | |
2 | Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях. | 2 | |
3 | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности | 2 | |
4 | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности | 2 | |
5 | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. | 2 | |
6 | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. | 2 | |
7 | Основные источники получения информации. | 2 | |
8 | Основные источники получения информации. | 2 | |
9 | Оформление списка литературы и использованных электронных источников. | 2 | |
10 | Методы исследования. Мыслительные операции. | 2 | |
11 | Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. | 2 | |
12 | Оформление работы. Подготовка доклада | 2 | |
13 | Оформление работы. Подготовка доклада. | 2 | |
14 | Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. | 2 | |
15 | Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. | 2 | |
16 | Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. | 2 | |
17 | Исследование истории создания конфетной обёртки. | 4 | |
18 | Исследование семейной лексики. | 5 | |
19 | Исследование роли песни на настроение человека, общества . | 3 | |
20 | Исследование истории и роли колыбельной песни. | 4 | |
21 | Исследование истории жизни людей ХМАО | 3 | |
22 | Открытия и их влияние на жизнь людей. Презентация результатов исследования «Научные открытия в ХМАО – Югра и влияние их результатов на жизнь местного населения». | 2 | |
23 | Исследование «Комсомольская организация в г. Когалыме.». | 5 | |
24 | Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя». | 3 | |
25 | Исследование «Мой город». | 5 | |
34 | Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. | 2 |
Приложение № 1
Структура исследовательской деятельности учащихся.
Приложение № 2
Этапы информационного поиска.
- Определение информационного запроса.
- Поиск и локализация информации.
- Критическая оценка полученной информации.
- Сравнение информации, полученной из разных источников.
- Презентация полученных результатов.
- Подготовка отчёта.
Технология защиты учебно-исследовательской работы.
- Выступление автора с докладом ( 10 мин)
- Вопросы участников конференции и ответы автора.
- Вопросы членов жюри и ответы автора.
- Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
- Ответы на замечания рецензента.
- Обмен мнениями о работе и рекомендации.
План доклада по результатам
учебно-исследовательской деятельности.
- Приветствие
- Тема учебно-исследовательской работы.
- Актуальность темы учебно-исследовательской работы.
- Цель и задачи учебно-исследовательской работы.
- Гипотеза учебно-исследовательской работы.
- Значимость учебно-исследовательской работы.
- Объект и предмет исследования.
- Этапы учебно-исследовательской работы.
- Результаты учебно-исследовательской работы.
- Выводы учебно-исследовательской работы.
Приложение № 3
Требования к содержанию
Учебно-исследовательской деятельности.
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: - наименование учебного заведения, где выполнена работа; - Ф.И.О. автора; - тему учебно-исследовательской работы; - Ф.И.О. научного руководителя; -город и год. |
Оглавление | Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение | Содержит: - актуальность; -объект исследования; - предмет исследования; - цель исследования; - гипотезу; - задачи; - методы исследования; -практическую значимость; - апробацию; - базу исследования. |
Основная часть ( не более 10-15 стр.) | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе. |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы. |
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе. |
Приложение №4
Виды исследовательских работ
Форма | Структура |
Доклад | • в кратких вводных замечаниях — научно-практическая ценность темы; • сущность темы, обоснованные научные предложения; • выводы и предложения |
Тезисы доклада | • основные положения доклада; • основные выводы и предложения |
Научная статья | • заголовок; • вводные замечания; • краткие данные о методике исследования; • анализ собственных научных результатов и их обобщение; • выводы и предложения; • ссылки на цитируемую литературу |
Научный отчет | • краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; • значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; • детальная характеристика применявшихся методов; • существование новых научных результатов; • заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; |
Реферат | • вводная часть; • основной текст; • заключительная часть; • список литературы ; • указатели |
Приложение № 5
Терминологический словарь
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования:
- алгоритм, анализ, абстракция, апробация;
- библиография;
- внедрение;
- гипотеза исследования;
- дедукция, деятельность;
- закон, закономерность;
- индукция, историзм, индикатор, исследование;
- концепция, креативность, критерий;
- метод, моделирование, мониторинг;
- наблюдение, новация, новшество, наука;
- обобщение, объект, опыт;
- проект, предмет исследования, принцип;
- рецензия, рефлексия;
- сравнение, синтез, системный анализ;
- теория, творческий подход, технология;
- факт;
- эксперимент.
Приложение № 6
Принципы подбора тем исследовательских проектов
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.
Общие требования к исследовательской работе учащихся
Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:
- Четко сформулирована цель исследования.
- Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
- Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.
- Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
- Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
- Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
- Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.
- Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.
- Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
(практических) достижений автора. - Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
- Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита — итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:
- информационно-реферативные;
- проблемно-реферативные;
- экспериментальные;
- природно-описательные;
- исследовательские.
Информационно-реферативные работы — это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной
темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города».
Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.
Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.
Природно-описательные работы — это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности.
Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования.
Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.
Приложение № 7
Работа с литературными источниками
№ | Этапы работы | Содержание этапов |
1 | Общее ознакомление | Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника |
2 | Внимательное чтение по главам и разделам | Выделение наиболее важного текста |
3 | Выборочное чтение | Перечитывание наиболее важного текста |
4 | Составление плана прочитанного материала | В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль |
5 | Выписки из прочитанного | Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание) |
6 | Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | Отмечается общее и отличительное в решении проблемы |
7 | Критическая оценка прочитанного и запись замечаний | Обращается внимание на объективность суждений |
Литература
1.Л.В.Борикова, Н.А.Виноградова. Пишем реферат, доклад, выпускную
квалификационную работу. М., «Академия» 2000г.
2. Т. Хюсеп. Образование в 2000 году: Исследовательский проект: Е.М.Соколова. - М., 1977 г.
3. Е.Е.Шестернинов, М. Н. Арцев. Спутник исследователя. М., 2017г.
4. Е.Е.Шестернинов, М. Н. Арцев, Н.С. Ефимова. Навигатор исследователя. М., 2017г.