Программа элективных курсов для учащихся 10-х классов «Культура русской речи» и для учащихся 10-11 классов «Русское правописание: орфография и пунктуация».
С 2014-2015 учебного года являлась руководителем школьного методического объединения учителей русского языка и литературы. Написала программу элективных курсов для учащихся 10-х классов «Культура русской речи» и для учащихся 10-11 классов «Русское правописание: орфография и пунктуация».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kushnarenko_l.a._kultura_rechi.doc | 244 КБ |
kushnarenko_l_rus.yaz_.docx | 141.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
626481,г. Когалым, ул. Северная. 1,тел.: 2-52-20
Согласовано Утверждаю
Председатель НМС Директор МАОУ «СОШ № 10»
___________У.К.Багатырова _____________М.В.Новохатский
«___»_______________2015г. «____»_________________2015г.
Культура русской речи
Программа элективного курса для учащихся 10 классов
Автор: Кушнаренко Лидия Александровна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
г.Когалым
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Культура русской речи» (далее Программа) составлена на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») Л.Г.Смирновой «Культура русской речи» в количестве 34 часов.
Предмет «Культура русской речи» имеет итоговый характер, поскольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы: умения грамотно составлять письменные и устные высказывания в различных стилях и жанрах. Появление этого курса в старших классах обусловлено не только необходимостью привести в систему развитие коммуникативных навыков, приобретенных учащимися, но и в максимальной степени подготовить их к одному из важных компонентов новой формы сдачи выпускного экзамена по русскому языку: написанию сочинения в рамках Единого государственного экзамена.
Базовый курс русского языка, который преподавался в течение всех лет обучения, в основном призван сформировать навыки орфографической и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров, развитию навыков публичной речи, в том числе диалогической. Наконец, в рамках школьной программы практически мало уделяется внимания такой важной составляющей культуры речи, как культура общения.
Проводимый уже в течение нескольких лет Единый экзамен по русскому языку наглядно продемонстрировал тот факт, что наиболее трудным этапом экзамена для выпускников является написание сочинения в жанре отзыва, эссе, рецензии на прочитанный текст. Ученики испытывают трудности прежде всего в понимании текста, уяснении его смысла. Кроме того, коммуникативные умения большинства выпускников сформированы недостаточно, что не позволяет им создать собственный текст на уровне предъявляемых требований.
Коммуникативная несостоятельность многих выпускников средней школы самым наглядным образом подтверждает тот факт, что в последние годы в российском обществе резко снизился общий уровень владения речью. Огромное количество нарушений норм литературного языка, которые допускают даже журналисты, политики и другие представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств массовой информации и художественных текстов нелитературными лексическими элементами: жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определяют необходимость в корректировке речи учеников средней школы, чему в базовом курсе русского языка уделено недостаточно внимания.
Кроме того, существуют определенные социальные потребности введения в школьную программу курса «Культура русской речи». Становление гражданского общества предполагает, что каждый гражданин должен уметь формулировать свои мысли, запросы, требования в соответствии с занятой им гражданской позицией, вести конструктивный диалог с оппонентами, с представителями государства, добиваться согласия в целях эволюционного развития общества. В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идеологий у представителей многих профессий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом. Предлагаемый курс призван дать некоторые теоретические представления о риторике, сформировать у школьников начальные риторические навыки.
Владение родным языком — это один из самых главных показателей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать.
Немаловажным представляется еще один аспект. Само название курса — «Культура русской речи» — подразумевает обращение к национальной культуре, введение школьников в пространство национальных культурных символов, текстов, приобщение к национальным и общечеловеческим проблемам. Таким образом, курс «Культура русской речи» оказывается связанным не только с курсом «Русский язык», но и с другими курсами гуманитарного профиля: «Литература», «Мировая художественная культура», «История», «Обществознание». Школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни, вводятся в круг проблем взрослых людей, пытаются найти и сформулировать свои ответы на актуальные вопросы современной действительности. Кроме решения подобной перспективной задачи, предлагаемый курс имеет и конкретную практическую цель: обсуждение важных общественных проблем в процессе освоения тем «Риторика» и «Дискутивно-полемическая речь», несомненно, позволит выпускникам глубже понять текст, который будет предлагаться им для анализа в рамках ЕГЭ по русскому языку, сформулировать собственное отношение к проблемам, затронутым в этом тексте.
Цель элективного курса –
- развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора.
Задачи курса:
- углубить теоретические представления обучающихся о базовых филологических категориях;
- существенно развить навыки практического использования знакомого теоретического материала;
- скорректировать речевое поведение школьников в обществе;
- способствовать воспитанию вежливого и тактичного собеседника;
- формировать такие черты характера, как уважение к старшим, вежливость, доброжелательность, тактичность.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важнейшие умения, формируемые в процессе изучения курса:
• умение правильно, выразительно, эмоционально читать прозаические и поэтические тексты, демонстрируя понимание их идейного содержания и авторского замысла;
• умение отмечать, анализировать особенности регионального произношения, сложившиеся под влиянием местного диалекта, умение работать над собственной речью, устраняя из нее черты диалектного и просторечного нелитературного произношения;
• умение находить в речи ошибки, возникшие в результате нарушения орфоэпических, акцентологических, морфологических, синтаксических, лексических, стилистических норм русского литературного языка, умение исправлять эти ошибки;
• умение пользоваться словарями русского языка;
• умение определять стилистическую принадлежность текста, характеризовать его языковые особенности, в частности, лексический состав и средства речевой выразительности (тропы, фигуры), их роль в раскрытии идейно-смыслового содержания текста;
• умение составлять элементарные тексты в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат, рецензия), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама);
• умение грамотно оформлять работы, написанные в научном стиле в жанре реферата, составлять библиографическое описание используемой литературы, оформлять библиографические ссылки;
• умение подготовить публичное выступление, определив заранее его основную установку, проанализировать эффективность его воздействия на аудиторию;
• умение вести публичный спор, грамотно аргументируя свою точку зрения и не прибегая к непозволительным уловкам в процессе спора;
• умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, тактично поддерживать беседу со взрослыми, обращаться с просьбой, выражением сочувствия, используя формулы речевого этикета, составлять приветственные и поздравительные сообщения.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами:
- сообщения учащихся;
- работа в группах;
- семинары,
- собеседования,
- практикумы,
- эссе,
- консультации.
Ожидаемый результат: В результате изучения курса старшеклассники повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что позволит им выполнить задания различной степени сложности и качественно
Критерии оценивания
- При оценке сочинений-рассуждений и творческих работ обучающихся следует руководствоваться критериями оценивания задания ответа на задание «С» ЕГЭ по русскому языку 2015 года, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ». Максимальное количество баллов – 23.
- При оценке презентаций поисково-исследовательских работ следует использовать
систему «зачёт» / «незачёт» (более 50 % баллов – «зачет», менее 50% баллов –
«незачет»).
Дополнительные баллы выставляются
(за любое из названных дополнительных условий ) за:
- качественно выполненное задание по собственной инициативе;
- использование Интернет-технологий;
- инициативную публичную презентацию.
Форма итоговой отчётности
Выполнение итогового теста в форме ЕГЭ.
Материально – техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- комплект учебно- методической документации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор;
- демонстрационный экран;
- электронные презентации.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить соотношение теоритических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.
При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоритическим вопросам, недостаточно отражённым в школьных учебниках.
Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров для обеспечения достаточной системности и глубины понимания вопросов. Особое внимание при организации практикумов следует уделять отработке умений и навыков учащихся в работе над культурой речи, формулировать собственные суждения, подкрепляя их теоретическими знаниями.
Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определённый алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического, итогового контроля, фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
Формы контроля
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
- промежуточный (проводится в форме творческих работ)
- итоговый (в конце курса) проводится в форме развернутого ответа на задание «С» ЕГЭ.
Устные работы
• Выразительное чтение учащимися любимого поэтического текста с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.
• Составление текстов одинакового содержания в разных стилях: разговорном, официально-деловом, художественном, публицистическом.
• Описание картины любимого художника с использованием синонимов, антонимов, паронимов, средств речевой изобразительности.
• Краткий пересказ содержания понравившегося фильма.
• Рассказ о творчестве современного писателя, художника, ученого.
• Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором...» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах).
• Проведение конкурса публичных выступлений агитационного характера.
• Организация дискуссии на актуальную социально значимую тему.
• Проведение психологического тренинга с имитацией ситуаций случайного знакомства, родительского собрания, пресс-конференции и т.д.
Письменные работы
• Составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма.
• Художественное описание пейзажа, внешности товарища.
• Написание текстов в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).
• Написание сочинений на тему «Город моей мечты», «Человек, которому я многим обязан», «Размышления перед экраном телевизора».
• Составление развернутого плана-конспекта публичного выступления агитационного характера.
Базовые понятия и категории, которые должны быть усвоены обучающимися
Курс «Культура русской речи» основывается на тех лингвистических и филологических знаниях, которые получены учениками в процессе изучения таких предметов, как «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура».
По завершении изучения элективного курса «Культура русской речи» школьники должны усвоить следующие понятия:
- Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь. Культура речи как научная дисциплина. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи.
- Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.
- Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах. Разноместность и подвижность русского ударения. Активные тенденции развития ударения.
- Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен.
- Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки.
- Лексические и фразеологические нормы русского языка.
- Стилистическая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы.
- Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание.
- Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Публичное выступление. Классификация публичных выступлений в соответствии с их основной установкой: развлекательное выступление, информационное выступление, агитационное (убеждающее, побуждающее, воодушевляющее) выступление. Композиция и язык публичного выступления. Функционально-смысловые типы текста в публичной речи: описание, повествование, рассуждение. Цитаты и аллюзии в публичной речи.
- Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре.
- Культура общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета.
Технологии обучения
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся;
групповые технологии разных видов: групповой опрос, урок-практикум, урок-семинар, т.д.;
дифференцированные задания и личностно-ориентированные технологии.
Учебно- методическое обеспечение
Настоящая программа по русскому языку разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования и авторских программ: Львова С.И., Пахнова Т.М.: Русское правописание: орфография и пунктуация, речевой этикет.
Для информационно –компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://gigabaza.ru
Содержание учебного материала
Элективный курс «Культура русской речи» включает темы: учение о нормах русского литературного языка, стилистику, риторику, понятия о дискутивно-полемической речи и о культуре общения, которые можно раздробить на микротемы.
- Культура речи как научная дисциплина. Нормативный, коммуникативный, этический
аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность.
Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь. (2 часа)
Теория русского языка. Формирование представления о понятии «национальный язык» и о его основных разновидностях. Разграничение кодифицированного литературного языка и разговорной речи, устной и письменной речи.
Развитие речи. Сравнение письменного и устного текста одинакового содержания (составление письма товарищу и изложение его содержания в телефонном разговоре). Подготовка устного рассказа о словаре местного диалекта.
Краеведение. Знакомство с местным диалектом, с историей его формирования и развития.
Связь с различными видами искусства. Отражение местного диалекта в художественных произведениях местных авторов.
Возможные виды внеурочной деятельности. Проведение беседы по культуре речи «Молодежный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?».
Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка.
- Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические,
морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.
Теория русского языка. Формирование представлений о лингвистическом понятии «языковая норма», о динамике норм, о том, какие нормы представлены на разных уровнях языка.
Связь с различными видами искусства. На примере литературных текстов XVIII—XX вв. из школьной программы проследить, как изменились нормы литературного языка.
Возможные виды внеурочной деятельности. Проведение беседы по русскому языку «Исправляем ошибки в речи друзей» с предварительным сбором материала и его анализом.
3. Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием диалектов и просторечия. Старомосковские произносительные нормы как образец произношения первой половины XX века.
Теория русского языка. Знакомство с лингвистическими терминами редукция, аканье, иканье, оглушение, ассимиляция, диссимиляция.
Развитие речи. Выразительное чтение учащимися любимого поэтического текста с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.
Связь с различными видами искусства. Знакомство с шедеврами русской поэзии.
Возможные виды внеурочной деятельности. Прослушивание записей речи выдающихся русских актеров, записей речи дикторов — носителей старомосковских произносительных норм.
4. Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах. Разноместность и подвижность русского ударения. Активные тенденции развития ударения.
Теория русского языка.
Связь с различными видами искусства. Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм.
Возможные виды внеурочной деятельности. Предварительный просмотр спектакля или кинофильма.
5. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен.
Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки.
Теория русского языка. Повторение общих сведений о грамматике русского языка. Рассмотрение неизменяемых слов в русском языке.
Развитие речи. Написание (на выбор) сочинения на тему «Город моей мечты» (тип речи — описание); на тему «Человек, которому я многим обязан» (тип речи — повествование); на тему «Размышления перед экраном телевизора» (тип речи — рассуждение). Анализ работ с точки зрения грамматической правильности (наличие морфологических и синтаксических ошибок).
Возможные виды внеурочной деятельности. Проведение беседы «Ты и твое имя» (происхождение имен, функционирование личного имени в грамматической системе русского языка).
6. Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализмы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика.
Теория русского языка. Формирование понятия о характере лексической системы русского языка, о различных типах лексических единиц в русском языке.
Развитие речи. Краткий пересказ содержания понравившегося фильма с использованием слов разного типа. Художественное описание пейзажа, внешности товарища.
Краеведение. Экскурсия «Заповедные уголки моей малой Родины» с последующим устным описанием пейзажей.
Связь с различными видами искусства. Просмотр фильмов с целью последующего изложения их содержания.
Возможные виды внеурочной деятельности. Проведение заочной экскурсии по живописным местам родного края.
7. Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова. Происхождение крылатых слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка.
Теория русского языка. Формирование понятия о фразеологической системе русского языка, различных типах фразеологизмов.
Развитие речи. Составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма.
Связь с различными видами искусства. Использование иллюстраций к Библии, связанных с различными крылатыми словами библейского происхождения.
Возможные виды внеурочной деятельности. Конкурс эрудитов «Как появились эти крылатые слова?».
8. Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. Стилистические ресурсы русского языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы. (4 часа)
Теория русского языка. Формирование понятия о стиле, о стилистических ресурсах языка.
Развитие речи. Рассказ о поездке в незнакомый город, изложенный в разных жанрах: в виде письма товарищу (разговорный стиль), в виде официального отчета классному руководителю (официально-деловой стиль), в виде сюжетного рассказа (художественный стиль), в виде газетного очерка (публицистический стиль). Изложение содержания сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» средствами разных стилей.
Связь с различными видами искусства. Использование фольклорных текстов для стилистической трансформации.
Возможные виды внеурочной деятельности. Конкурс сказок, написанных в различных стилях.
9. Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание.
Теория русского языка. Рассмотрение языковых механизмов образования тропов и фигур.
Развитие речи. Устное описание картины любимого художника с использованием синонимов, антонимов, паронимов, различных тропов и фигур. Написание текстов в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).
Связь с различными видами искусства. Использование произведений изобразительного искусства для составления текстов описательного характера.
Возможные виды внеурочной деятельности. Выпуск газеты, подготовка телевизионных сюжетов, радиопередач.
10. Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Публичное выступление. Классификация публичных выступлений в соответствии с их основной установкой: развлекательное выступление, информационное выступление, агитационное (убеждающее, побуждающее, воодушевляющее) выступление. Выбор темы выступления. Слово и текст. Ассоциативные связи слов в тексте. Текст как развернутое суждение. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение.
Композиция и язык публичного выступления. Цитаты и аллюзии в публичной речи. Оратор и его аудитория.
Развитие речи. Составление информационного текста: рассказ о творчестве современного писателя, художника, ученого. Составление развернутого плана-конспекта публичного выступления агитационного характера. Проведение конкурса публичных выступлений агитационного характера.
Возможные виды внеурочной деятельности. Организация конкурса «Если бы я был президентом...».
11. Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. Типы аргументов. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Поведение во время спора.
Теория русского языка. Рассмотрение языковых особенностей диалога и полилога. Языковые формулы выражения согласия-несогласия.
Развитие речи. Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором...» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах). Организация дискуссии на актуальную социально значимую тему.
Краеведение. Организация дискуссии по культурно-экономическим проблемам родного края.
Возможные виды внеурочной деятельности. Просмотр телевизионных передач с целью анализа особенностей какой-либо публичной дискуссии.
12. Культура общения. Психологические основы общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений.
Теория русского языка. Знакомство с формулами речевого этикета.
Развитие речи. Проведение психологического тренинга с имитацией ситуаций случайного знакомства, родительского собрания, пресс-конференции и т.д.
Возможные виды внеурочной деятельности. Использование произведений художественной литературы, кинофильмов для анализа взаимоотношений героев. Проведение беседы «Как можно предотвратить психологический конфликт».
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Культура речи как научная дисциплина | 2 часа |
2. | Культура речи как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка. | 2 часа |
3. | Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. | 2 часа |
4. | Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах. | 2 часа |
5 | Морфологические нормы русского языка. | 3 часа |
6. | Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. | 4 часа |
7. | Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова. | 2 часа |
8. | Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. | 4 часа |
9. | Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле. | 4 часа |
10. | Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Публичное выступление. | 4 часа |
11. | Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. | 2 часа |
12. | Культура общения. Психологические основы общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета | 3 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Содержание темы | Виды деятельности учителя и учащихся | Дата | |
по плану | по факту | |||||
1. | 2 часа | Культура речи как научная дисциплина | Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность. Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь. | Устный рассказ, беседа по культуре речи | ||
2. | 2 часа | Культура речи как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка. | Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка. | Сопоставительный анализ текстов | ||
3. | 2 часа | Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. | Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием диалектов и просторечия. | Чтение учащимися любимого поэтического текста с развернутым комментарием. | ||
4. | 2 часа | Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах. | Разноместность и подвижность русского ударения. Активные тенденции развития ударения. | Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм. Просмотр кинофильма | ||
5 | 3 часа | Морфологические нормы русского языка. | Варианты падежных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен. | Написание (на выбор) сочинения на тему «Город моей мечты» (тип речи — описание); на тему «Человек, которому я многим обязан» (тип речи — повествование); на тему «Размышления перед экраном телевизора» (тип речи рассуждение). | ||
6. | 4 часа | Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализмы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика. | Экскурсия «Заповедные уголки моей малой Родины» с последующим устным описанием пейзажей. | ||
7. | 2 часа | Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова. | Происхождение крылатых слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка. | Составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма. Конкурс эрудитов «Как появились эти крылатые слова?». | ||
8. | 4 часа | Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. | Стилистические ресурсы русского языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы. | Изложение содержания сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» средствами разных стилей. | ||
9. | 4 часа | Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле. | Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание | Написание текстов в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама). | ||
10. | 4 часа | Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Публичное выступление. | Публичное выступление. Классификация публичных выступлений в соответствии с их основной установкой: развлекательное выступление, информационное выступление, агитационное (убеждающее, побуждающее, воодушевляющее) выступление. Выбор темы выступления. Слово и текст. Ассоциативные связи слов в тексте. Текст как развернутое суждение. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение. Композиция и язык публичного выступления. Цитаты и аллюзии в публичной речи. Оратор и его аудитория. | Составление информационного текста: рассказ о творчестве современного писателя, художника, ученого. | ||
11. | 2 часа | Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. | Тезис. Аргумент. Типы аргументов. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Поведение во время спора. | Дискуссия на актуальную социально значимую тему, устное выступление | ||
12. | 3 часа | Культура общения. Психологические основы общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета | Психологические основы общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений. | Тренинг с имитацией ситуаций случайного знакомства. |
Литература для учащихся
- Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. — М., 1996.
- Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. — М., 2000.
- Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. — М., 2004.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.
Литература для учителя
1. Введенская Л Л., Павлова Л .Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. —
Ростов н/Д, 1999.
2. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. — М., 1996.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка:
Пособие для учителей. — М., 1978.
4. Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.
5. Кривенцева И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо. 10-11 классы:
элективный курс. - Волгоград: Учитель, 2007
6. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. — М., 2000.
7. Львов М.Р. Риторика. — М., 1996.
8. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные
материалы. Тесты. — М., 2004.
9. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. — М., 2002.
Лингвистические словари и справочники
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. — М., 1989.
2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. — М., 1986.
3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. — М., 1984.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. — М., 2004.
5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы / Под
ред. Р.И. Аванесова. — М., 1987.
6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников
печати). — М., 1985.
7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. — М., 1984.
8. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1989.
При составлении программы использована литература
1. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Программа элективного курса. – М.: ООО
«ТИД «Русское слово - РС», 2005
2. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ООО
«ТИД «Русское слово - РС», 2005.
3. Кривенцева И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо. 10-11 классы:
элективный курс. - Волгоград: Учитель, 2007
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
626481,г. Когалым, ул. Северная. 1,тел.: 2-52-20
Согласовано Утверждаю
Председатель НМС Директор МАОУ «СОШ № 10»
___________У.К.Багатырова _____________М.В.Новохатский
«___»_______________2015г. «____»_________________2015г.
Русское правописание: орфография и пунктуация
Программа элективного курса для учащихся 10 - 11 классов
Автор: Кушнаренко Лидия Александровна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
г.Когалым
2015 г.
Пояснительная записка
Актуальность составления программы элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» заключается в том, что в10-11 классах снова встаёт проблема повторения правил русского языка, так как впереди учащихся ждут экзамены. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1 час), повторение правил и применение их на практике бывает крайне сложно. Данный курс расширяет, углубляет и систематизирует знания учащихся, полученные в 5-9 классах, и предоставляет возможность учащимся более успешно подготовиться к итоговой аттестации в 11 классе.
Данный элективный курсвключает материалашкольного курса по русскому языку, который проверяется на едином государственном экзамене. Структура курса соответствует современным образовательным стандартам и программе по русскому языку, на основе которых составлены экзаменационные задания – контрольно- измерительные (КИМы) ЕГЭ.
В элективном курсе представлены следующие разделы:«Особенности письменного общения»,«Орфография как система правил правописания», «Написание строчных и прописных букв», « Основные сведения о предложении и пунктуации», «Пунктуация»,которые составляют основу содержания филологического образования, проверяемого в рамках экзамена, что усиливает направленность курса.
Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем, таблиц, презентацийпоможет лучшесистематизировать и обобщить знания в области орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. д.).
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография – 10-й класс, пунктуация – 11-й класс. Такой подход не исключает, а предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Цель курса: совершенствовать приобретенные учащимися знания, формировать языковую, коммуникативную, лингвистическую компетенции, развивать навыки логического мышления, расширить кругозор школьников, воспитыватьсамостоятельность в работе,подготовить старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формировать устойчивые практические навыки выполнения тестовых и коммуникативных задач, а также использовать в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в 5-9 классах;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста.
- формирование ключевых компетенций -языковой и лингвистической (языковедческую), коммуникативной и культуроведческой;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
- воспитание уважительного отношения к русскому языку;
- повышение уровня знаний и умений, которые позволят учащимся успешно сдать экзамены.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
●различать виды орфограмм и использовать на письме данные правила;
●находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;
●анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).
●пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);
●находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;
●различать морфемы в слове и их значение;
●объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;
●пользоваться школьными словарями (морфемным, орфографическим, словообразовательным, этимологическим).
●характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);
●определять роль слов, принадлежащих к изменяемым частям речи;
●употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств;
●склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;
●пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.
●производить комплексный анализ текста;
- пунктуация в простом предложении;
- знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах);
- знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения;
- пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью;
- сложное предложение с разными видами связи.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами:
- сообщения учащихся;
- работа в группах;
- семинары,
- собеседования,
- практикумы,
- эссе,
- консультации.
Ожидаемый результат:В результате изучения курса старшеклассники повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что позволит им выполнить задания различной степени сложности и качественно сдать ЕГЭ.
Критерии оценки и система оценивания
за письменную и устную работу учащихся
- Оценка «5» ставится от 67 до 100 %решения заданий в форме ЕГЭ
- Оценка «5» ставится от 47 до 66 %решения заданий в форме ЕГЭ
- Оценка «5» ставится от 39 до 46 %решения заданий в форме ЕГЭ
Дополнительные баллы выставляются
(за любое из названных дополнительных условий ) за:
- качественно выполненное задание по собственной инициативе;
- использование Интернет-технологий;
- инициативную публичную презентацию.
Форма итоговой отчётности
Выполнение итогового теста в форме ЕГЭ.
Материально – техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- комплект учебно- методической документации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор;
- демонстрационный экран;
- электронные презентации.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить соотношение теоритических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.
При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоритическим вопросам, недостаточно отражённым в школьных учебниках.
Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров для обеспечения достаточной системности и глубины понимания вопросов. Особое внимание при организации практикумов следует уделять отработке умений и навыков учащихся в работе над культурой речи, формулировать собственные суждения, подкрепляя их теоретическими знаниями.
Лабораторныезанятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определённый алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, спомощьювводного, текущего, тематического, итогового контроля, фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
Формы контроля достижений учащихся:
текущий контроль (оценка ответов на устные и письменные задания , активностипри обсуждении на занятиях, результатов выполнения практических заданий);
промежуточный контроль (контрольная работа);
итоговый контроль, итоговая оценка (зачёт) выставляется по результатам промежуточного контроля,творческой работы (эссе), атакже итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в рамках ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.
- Обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- написание сочинений;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Технологии обучения
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся;
групповые технологии разных видов: групповой опрос, урок-практикум, урок-семинар, т.д.;
дифференцированные задания и личностно-ориентированные технологии.
Учебно- методическое обеспечение
Настоящая программа по русскому языку разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования иавторских программ: Львова С.И.,Пахнова Т.М.: Русское правописание:орфография и пунктуация, речевой этикет.
Для информационно –компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://gigabaza.ru
Основное содержание (68 часов)
Программа представляет в полном объёме материал курса «Русский язык»,который проверяется на едином государственном экзамене. Программа содержит 68 часов: 34 часа предназначены на обучение в 10 классе, 34 часа - на обучение в 11 классе.
Структура курса соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно- измерительные материалы ЕГЭ.
Курс представлен следующими темами: «Особенности письменного общения»,«Орфография как система правил правописания», «Написание строчных и прописных букв», « Основные сведения о предложении и пунктуации», «Пунктуация».
Программа за 10 класс
Особенности письменного общения (2 часа)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:
от смысла→к средствам его выражения /в устной форме
\ в письменной речи
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (32 часа)
Орфография как система правил правописания (2ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней.
Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас- -кос-, -лаг- -лож-, -бир- -бер-, -тир- -тер-, -стел- -стил- и др. (зависимость от последующего согласного); 3) –гар- -гор-, -твар- -твор-, -клан- -клон-, -зар- -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и др.).
Правописание приставок.
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з / с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов.
Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно – словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: - арь, -тель-, -ник, -изн (а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит- , -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов –ив- и –ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: - и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть – обезлесить); -ться и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший – посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний.
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно – словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Приём поморфемной записи слов (рас-чёс-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико – семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико – орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарём «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарём «Строчная или прописная?».
Программа за 11 класс (34 ч)
Речевой этикет в письменном общении (2 ч).
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке.
Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Пунктуация (32 ч)
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания (3 ч).
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение
пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.
Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Знаки отделительные и выделительные.
Разделы русской пунктуации:
1) знаки препинания в конце предложения;
2) знаки препинания внутри простого предложения;
3) знаки препинания между частями сложного
предложения;
4) знаки препинания при передаче чужой речи;
5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1 ч).
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения. Граница предложения, отражение ее на письме.
Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака.
Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения(13 ч).
Знаки препинания между членами предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения.
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимисясоюзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.
Способы обособления приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением
сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членовпредложения. Уместное употребление в письменнойречи вводных слов разных смысловых групп.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных с л о в (что, что ж, как же, что же).
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч).
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды
сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которыхставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч).
Прямая и косвенная речь. Оформление написьме прямой речи и диалога.
Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч).
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным экспрессивным настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста.
Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Тематическое планирование элективного курса
(первый год обучения, 10 класс, 34 часа)
№ | По плану | Факти чески | Тема | Форма проведения | Образователь ный продукт |
Особенности письменного общения( 2 ч.) | |||||
1 | Речевое общение. Виды речевой деятельности. Формы речевого общения. | Лекция | |||
2 | Особенности письменной речи, её формы и признаки. | Практикум | Решение тематического теста | ||
Орфография (32 ч.) | |||||
3 | Орфография, её роль в письменном общении людей | Лекция | |||
4 | Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них | Лекция | |||
Правописание морфем (18 ч) | |||||
5 | Правописание гласных корня, понятие о фонетическом принципе написания. | Практикум | Решение тематического теста | ||
6 | Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас -кос-, -лаг- — -лож-, -бир- - -бер-, -тир-тер, -стил-стел- и др. | Практикум | Решение тематического теста | ||
7 | Контрольная работа №1. Промежуточное тестирование. | Контроль знаний | |||
8 | Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне. | Практикум | |||
9 | Использование орфографического и словообразовательного словарей. Этимологическая справка. | Практикум | |||
10 | Правописание приставок: фонетический, морфемный принцип написания. Различение приставок при- и пре- | Практикум | Решение тематического теста | ||
11 | Правописание суффиксов. Роль при этом словообразовательного анализа слова. | Практикум | Решение тематического теста | ||
12 | Типичные суффиксы имен существительных и их написание. | Лекция | |||
13 | Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание. | Практикум | Решение тематического теста | ||
14 | Типичные суффиксы глаголов и их написание. Различение на письме суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-. (-ива-), -е- или -и-, -ться и–тся. | Практикум | Решение тематического теста | ||
15 | Суффиксы причастий при образовании причастий прошедшего времени. Суффиксы н и нн в полных и кратких формах причастий, отглагольных прилагательных. | Практикум | Решение тематического теста | ||
16 | Правописание окончаний. Система правил, регулирующих написание окончаний разных частей речи. | Лекция | |||
17 | О и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы ии после ц; употребление разделительных ъ и ь. | Практикум | Решение тематического теста | ||
18 | Контрольная работа №2. Промежуточное тестирование. | Контроль знаний | |||
19 | Правописание согласных на стыке морфем; написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн. | Практикум | Решение тематического теста | ||
20 | Ь после шипящих в словах разных частей речи. | Практикум | Решение тематического теста | ||
21 | Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Работа с орфографическим словарем. | Практикум | Решение тематического теста | ||
22 | Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа. | Лекция | |||
23 | Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа. | Практикум | Решение тематического теста | ||
24 | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | Практикум | Решение тематического теста | ||
25 | Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. | Практикум | Решение тематического теста | ||
26 | Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. | Практикум | Решение тематического теста | ||
27 | Контрольная работа №3. Промежуточное тестирование. | Контроль знаний | |||
28 | Особенности написания производных предлогов. Отличия союзов чтобы, также, тоже, потому от созвучных сочетаний. | Практикум | Решение тематического теста | ||
29 | Образование и написание сложных слов. Отличия сложных прилагательных и созвучных словосочетаний. | Практикум | Решение тематического теста | ||
30 | Употребление дефиса в словах разных частей речи. Работа со словарями, отражающими слитные и раздельные написания. | Практикум | Решение тематического теста | ||
31 | Употребление дефиса в словах разных частей речи. Работа со словарями, отражающими слитные и раздельные написания | Практикум | Решение тематического теста | ||
32 | Написание строчных и прописных букв | Лекция | |||
33 | Написание строчных и прописных букв | Практикум | Решение тематического теста | ||
34 | Итоговая контрольная работа. Тестирование. | Контроль знаний | |||
Второй год обучения, 11 класс, 34 часа | |||||
Речевой этикет в письменном общении (2ч.) | |||||
1 | Речевой этикет как правила речевого поведения. | Лекция | |||
2 | Речевой этикет в частной и деловой переписке | Лекция | |||
Пунктуация (32 ч) | |||||
3 | Из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации | Лекция | |||
4 | Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации | Лекция | |||
5 | Знаки отделительные и выделительные. Разделы русской пунктуации | Практикум | Решение тематического теста | ||
6 | Предложение и его основные признаки. Знаки препинания в конце предложения (1 ч). | Практикум | Решение тематического теста | ||
Знаки препинания внутри простого предложения(13 ч). | |||||
7 | Знаки препинания между членами предложения | Практикум | Решение тематического теста | ||
8 | Знаки препинания между однородными членами предложения. | Практикум | Решение тематического теста | ||
9 | Однородные и неоднородные определения. | Практикум | Решение тематического теста | ||
10 | Знаки препинания с обособленными членами. | Лекция | |||
11 | Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. | Практикум | Решение тематического теста | ||
12 | Обособление приложений. | Практикум | Решение тематического теста | ||
13 | Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. | Практикум | Решение тематического теста | ||
14 | Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. | Практикум | Решение тематического теста | ||
15 | Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. | Практикум | Решение тематического теста | ||
16 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. | Лекция | |||
17 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями | Практикум | Решение тематического теста | ||
18 | Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно- восклицательных слов. | Лекция | |||
19 | Контрольная работа(тест) | Контроль знаний | |||
Знаки препинания между частями сложного предложения.(8 ч.) | |||||
20 | Виды сложных предложений. | Лекция | |||
21 | Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | Практикум | Решение тематического теста | ||
22 | Интонационные и смысловые особенности предложений. | Лекция | |||
23 | Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения. | Практикум | Решение тематического теста | ||
24 | Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении | Практикум | Решение тематического теста | ||
25 | Грамматико- интонационный анализ предложений | Лекция | |||
26 | Знаки препинания при сочетании союзов. | Лекция | |||
27 | Сочетание знаков препинания. | Практикум | Решение тематического теста | ||
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч). | |||||
28 | Знаки препинания при передаче чужой речи. | Лекция | |||
29 | Оформление на письме прямой речи и диалога. | Практикум | Решение тематического теста | ||
30 | Разные способы оформления на письме цитат. | Практикум | Решение тематического теста | ||
Знаки препинания в связном тексте. (4 ч.) | |||||
31 | Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью. | Практикум | Решение тематического теста | ||
32 | Авторские знаки. | Лекция | |||
33 | Абзац как пунктуационный знак. | Практикум | Решение тематического теста | ||
34 | Контрольная работа (тест) | Контроль знаний |
Литература для учителя
1. Рыбченкова Л.М. Программно- методические материалы: Русский язык 10-11 классы. М.: Дрофа, 2001.
2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. — М.,1990.
3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского язка.- М.,1990.
4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.
5. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2000.
6. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1995.
7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.
8. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1997.
9. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.
10. Рождественский Н.С. . Свойства русского правописания как основа методики его
преподавания. — М., 1960.
Литература для учащихся
1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.
2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 1983.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.— М„ 1978.
4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.
5. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация.— М., 1966.
6. Шапиро А.Б. Русское правописание. — М., 1951.
7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. —М„ 1988.
8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь для учащихся
общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.
9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь
иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.—4-е изд. — М., 1999
10. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов– М.: Эксмо, 2010.
Интернет - сайты:
1. http://www.mytests.ru/ 4. http://www.superidea.ru/tm.htm/
2. http://www.koob.ru/memory/ 5. http://www.koob.ru/superlearning/
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/ 6. http://www.psy-files.ru/