"Инновационная деятельность на базе КФУ"

"Модели внеурочной деятельности школьников в соответствии с тебованиями ФГОС общего образования: международный телекоммуникационный проект". Проект,  интересный для партнеров в разных странах, позволяет создать реальную языковую среду, тогда как ролевая игра на уроке – всего лишь условность. С ее помощью можно создать мотивацию для иноязычного высказывания, но нельзя сформировать подлинную потребность, и, соответственно, подлинную коммуникацию. Но самое главное такого рода проект - это подлинный диалог культур. В процессе работы над темой одинаково значимой для всех участников, реализуется идея культуры мира и важной составляющей учебного процесса становится подготовка «бикультурной» личности, воспринимающей и реализующей себя как составную часть мирового культурного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СВОБОДНОГО ЯЗЫКОВОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ

Е.В. Яруллина, учитель,

МБОУ «Лицей № 14» ЗМР РТ

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет  цели современного российского образования как развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира[1].  ВЗаконе «Об образовании», также зафиксировано, что основной пафос школьного образования должен быть направлен на формирование у учащихся «адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира» и обеспечение тем самым интеграции личности в системы мировой и национальных культур ([2], с. 13). Отсюда следует, что у учащихся должна быть сформирована способность воспринимать и понимать эту культуру, интерпретировать и усваивать ее, т.е. взаимодействовать с окружающим его миром,  а изучение иностранного языка и иноязычной культуры являются средствами  достижения такого результата.

Практическая  же цель обучения иностранному языку заключается в формировании основ коммуникативной компетенции, позволяющей осуществлять иноязычное общение в говорении,  чтении, аудировании и письме. Достижению этих целей уделяется большое внимание на протяжении всех лет обучения. Почему же тогда учащиеся или выпускники школ, владея солидным лексическим запасом, зная  его грамматические нормы, осознавая его строй, оказываются совершенно беспомощными вне урока в ситуациях естественного общения, в том числе  и с носителями языка?  Прежде всего, это отсутствие мотивации в речевой деятельности, что препятствует выходу накопленных умений в естественное речевое общение.([3], стр.62).Поэтому в задачу учителя входит  удовлетворить  потребность учащихся в живом общении, развивать и поддерживать интерес к изучаемому  языку. С помощью дополнительных приемов, использования инновационных технологий,возможно активизировать интерес детей, повысить их учебную мотивацию, превратить пассивное слушание в активную работу.  

Одной из интересных и продуктивных технологий, применяемых на  уроке и во внеурочное  время, являетсяпроектная.Реализуется  она, в том числе, и в формеучастия учащихся в международных телекоммуникационных проектахс носителями изучаемого языка. Проект,  интересный для участников из разных стран, позволяет создать реальную языковую среду, соответствующую реальной, тогда какролевая игра на уроке – всего лишь условность. С ее помощью можно создать мотивацию для иноязычного высказывания, но нельзя сформировать подлинную потребность, и, соответственно, подлинную коммуникацию. Но самое главное такого рода проект - это подлинный диалог культур.  В процессе работы над темой одинаково значимой для всех участников, реализуется идея культуры мира и важной составляющей учебного процесса становится подготовка «бикультурной» личности, воспринимающей и реализующей себя как составную часть мирового культурного процесса. Социокультурное образование становится для обучаемых не только ключом к образу жизни конкретных изучаемых стран, стилей жизни их народов, богатству их культуры, но и ключом к осознанию универсального и специфического (национально-культурного) взаимодействия. Очевидно, что явления реальной действительности, воспринимаемые человеком в процессе деятельности и общении, отображаются в его сознании, фиксируя причинные связи явлений и эмоций, и картина мира меняется от одной культуры к другой  ([4], стр.109-115). В качестве примера возьмем проект «PlacesandPerspectives» (https://iearn.org).

        Старт очередного проекта начинается с определения зоны ответственности каждой команды и последовательности календарного планирования. Оговариваются критерии успеха, формы контроля,  рамки проекта, состав и содержание,  ограничения и допущения, правила взаимодействия основных участников и их ответственность, координация работ проекта, организация контроля выполнения, отчетность по проекту, завершение проекта, подведение итогов. Учителя знакомят друг друга со своим творческое кредо и своей командой. Визитная карточка учащихся представляет собой обобщенные сведения о своем классе, увлечениях, городе, стране. Каждая команда предлагает свой мини-проект, тема которого должна быть созвучна общей. Для того чтобы работа была успешной, ребята рассылают друг другу вопросы, касающиеся той информации, которую они хотели бы получить. Все участники должны  не только внести  вклад в мини-проекты школ-партнеров, но и проявить  заинтересованность в работе каждого участника, послав в ответ на очередную публикацию свой отклик, соблюдая, таким образом, нормы речевого этикета.

В ходе реализации проектов  учащиеся   школ-партнеров из разных стран мира, используя возможности Интернет, обмениваются своими ответами на вопросы в рамках конкретных тем, предложенных для обсуждения.  Наши учащиеся представляют культурно-исторический и природный потенциал Республики Татарстан, что способствует распространению, популяризации национальных, культурных, исторических ценностей и разрушению отрицательного образа  мусульманской цивилизации, сложившегося не без влияния западной пропаганды и тиражируемого средствами массовой информации.

Еще одной из форм деятельностной технологии, применяемой автором, является  участие в некоммерческом проекте одной из крупнейших международных студенческих организацийAIESEK,деятельность которой направлена на развитие высококонкурентных молодых специалистов,на содействие реализации Целей устойчивого развития на территории РТ через диалог культур.  Проект был реализован  в форме проведения нестандартных  уроков  непосредственно англоязычными волонтерами, в форме виртуальных путешествий по территории Египта, Китая и Марокко,  лекциях о профессиях будущего, уроков, посвященных личностному и профессиональному росту,роли  необходимости изучения иностранного языка для успешной карьеры, а также играх на сплочение, танцевального и  вокального конкурсов.

Вовлечение в такого рода деятельность волонтеров и учащихся создает дополнительную мотивацию и стимул для  их дальнейшего участия в общественной жизни. Новый опыт приобретают, также, учителя.В этих условиях у учащихся формируется творческая (креативная) компетенция, позволяющая использовать языковые средства вразличных контекстах спонтанно и на продуктивном уровне, которая и обеспечивает коммуникативную деятельность на изучаемом языке, ибо в таком случае создается уникальная ситуация естественной языковой среды.([3], стр.8) Вот почему важно находить  разные возможности непосредственного взаимодействия с носителями языка, воспитывать  у учащихся потребность использовать язык как средство общения.

Литература

1. Федеральный  Государственный Образовательный  Стандарт ( приказ от 17 мая 2012 г. N 413). Консультант Плюс:  комп. Справ. Прав. Система[Электронный ресурс].http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193932&rnd=244973.1326725358#0 (Дата обращения 23.02.2017).

2.Закон Российской Федерации «Об образовании». — М., 1992. — 60 с.

3.Н.Д.Гальскова. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с. (Метод, биб-ка).

4. Цветкова Т.К. Обучение иностранному языку в контексте социокультурной парадигмы // Вопросы филологии. - 2002. - №2. - С. 109-115.



Предварительный просмотр:

Модель формирования у обучающихся

 навыков проектной деятельности в условиях образовательных организаций основного общего образования

Яруллина Е.В.,

МБОУ «Лицей №14» ЗМР РТ

Одной из самых важных  задач обучения в  школе  всегда являлось умственное развитие учащихся.  Выпускник творческий и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству  - таково одно из требований к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ООО. Переход  на новые стандарты обучения  потребовал    соответствующих новому времени  изменений и в деятельности педагога, в том числе таких ее направлений как  реализация  деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях, построение обучения на принципах развивающего обучения, обязательное участие обучающихся в проектной деятельности по предмету, оценка предметных результатов с позиции оценки способности учащегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Наш лицей является базовой экспериментальной площадкой   для проведения апробации моделей формирования у обучающихся навыков проектной деятельности и систем оценки данных навыков в рамках Государственного контракта «Модернизация технологий и содержания обучения через внедрение моделей формирования у обучающихся навыков проектной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования»

В рамках этой апробации  этой модели учащиеся лицея работали над  интерактивным проектом «Моя школа. Твоя школа». Суть реализованного нами проекта – стимулирование интереса учащихся к  проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, применимой в практической деятельности. Проект, который был бы интересен  для учащихся из разных городов нашей республики, позволяет создать естественную языковую среду. Наличие мотивации в речевой деятельности  способствует выходу накопленных умений в естественное речевое общение.

Участвуя в проекте, учащиеся обнаруживали сходства и различия между школами и укрепили свое чувство идентичности. Рассматривались такие аспекты, как школьные привычки, школьные праздники, спорт, еда и предметы, и ученикам было предложено использовать их творчество, чтобы рассказать о своей школе остальным. В проекте также было особое место, в котором ученикам предлагалось создать мультимедийный продукт, такой как видео, презентация, блог.

Старт проекта начался с определения зоны ответственности каждой команды и последовательности календарного планирования. Оговариваются критерии успеха, формы контроля,  рамки проекта, состав и содержание,  ограничения и допущения, правила взаимодействия основных участников и их ответственность, координация работ проекта, организация контроля выполнения, отчетность по проекту, завершение проекта, подведение итогов.

Для того чтобы работа была успешной, ребята рассылают друг другу вопросы, касающиеся той информации, которую они хотели бы получить:

 Tell us about your school

What is your school name?
Why does the school have that name?
How many students are there in your school? Are there boys and girls?
What are teachers like?
What is the school building like?
Have you got a uniform? What is it like?
What time does school start and when does it finish?
What lessons are compulsory?
What do you have for lunch at school?
What sports do you play?
Does the school have a logo? What is it like?
What are your favourite things about school?
Questions about your school history
1- When was the school founded?
2- What was the frist promotion?
3- What teachers are in the school from the beginning?
4- What are the school objectives?
5- Does your school help poor оr disabled people?
6- How many teachers are there in your school?
7- Who created the school?
8- Why has the school got that name?
9- Who was the first head or principal?
10- Who designed the school logo?
11- Who designed the school uniform?

Все участники должны были не только внести  вклад в проекты школ-партнеров, но и проявить  заинтересованность в работе каждого участника, послав в ответ на очередную публикацию свой отклик, соблюдая, таким образом, нормы речевого этикета.

Диаграмма FILA (Facts, Ideas, LearningIssues, ActionPlan) явилась интеллектуальным инструментом, который используется, чтобы развить мыслительный процесс учеников. Группам выдаются листы с диаграммой, которую учащиеся заполняют в процессе работы.

Это обеспечивает модель систематического подхода к решению задач, облегчает ученическое планирование и контроль, поскольку они проходят повторяющийся процесс решения проблем. Она обеспечивает визуальную помощь и помогает ученикам обнаружить промежутки в фактах/знании, к которым они должны обратиться.

Главная цель использования диаграммы FILA состоит в том, чтобы облегчить охват решения проблем групп внешне, и позволяет им сосредотачиваться на более трудных аспектах процесса решения проблемы.

FACTS факты

IDEAS идеи

LEARNINGISSUES

вопросы (предмет изучения)

ACTION PLAN

план действия

Информация, извлеченная из проблемного сценария

Сгруппировать согласно темам, где возможно

Устанавливаются, основываясь на фактах

Гипотезы

Принимаются без осуждения

Формулируются как вопросы

Вопросы должны способствовать решению проблемы

План действия должен быть выполнен таким образом, чтобы он помогал решить проблему, провести исследование, организовать интервью

Вопросы должны помочь создать из отдельных частей сценарий

 Проблема - отправная точка изучения нового знания для учеников. Все изучение нового знания и навыков начинается с представления проблемного сценария, где учащиеся решают для себя, что необходимо изучить, чтобы решить или объяснить проблему. Учащимся должна быть дана минимальная информация или вообще никакой информации перед постановкой проблемы. При изучении таких тем, где недостаточно информации или которые трудны в понимании, сложных вопросов, краткий обзор проблем может быть дан учащимся до начала функционирования группы.

Ученики должны участвовать в совместном изучении. Проблема должна быть достаточно сложна, чтобы ученики испытывали потребности сотрудничать с другими или в группе, или с другими внешними сторонами, чтобы приобрести новое знание, чтобы решить или понять данную проблему.

Ученики должны участвовать в рефлексивном мышлении. Должны быть возможности для учеников сделать отдельное исследование. Это позволяет развивать умение управлять информацией, оценивать уместность и достоверность источников информации. Ученики должны учиться посредством процесса решения задач. Должны быть возможности для развития процессов креативного мышления и критического мышления, чтобы решить проблему.

Фонд оценочных средств для оценки формирования у обучающихся навыков проектной деятельности

Общепроектные (для небольших краткосрочных проектов) критерии 1.Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем на базовом или повышенном уровне.

2. Вклад в работу группы

3. Взаимодействие с группой

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый                                        Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Критерии

4

3

2

1

Вклад в работу группы

Я последовательно

и активно вношу

свой вклад в

групповое

обсуждение

работу группы.

Я принимаю и

выполняю все

порученные мне

задачи

Я помогаю

группе в

постановке

целей

Я помогаю

группе в

достижении

общих целей

Я участвую в

групповых

обсуждениях.

Я выполняю свои

задачи

Я участвую в

постановке задач

Я помогаю

группе в

достижении

целей

Иногда я вношу

свой вклад в

работу группы

Я выполняю свои

задачи, если мне

помогают

Изредка я

участвую в

постановке задач

Мне трудно

удерживать цели

Я предпочитаю

не участвовать

Я не выполняю

свои задачи

Я мешаю

постановке задач

Я задерживаю

достижение

целей

Взаимодействие с группой

Я предлагаю к

обсуждению

множество идей

и делюсь

необходимой

информацией

Я побуждаю

других делиться

своими идеями.

Я поддерживаю

баланс между

выслушиванием

и

высказыванием.

Я всегда

внимательно

отношусь к

чувствам и

мыслям других

людей.

Я делюсь своими

идеями, когда

меня к этому

побуждают

Я позволяю всем

делиться своими

идеями.

Я могу слушать

других

Я выказываю

внимание к

чувствам и

мыслям других

людей.

Я делюсь своими

идеями, когда

меня к этому

побуждают

Я позволяю

большинству

делиться своими

идеями.

Иногда я слушаю

других людей

Иногда я

принимаю во

внимание

чувства и мысли

других людей.

Я не люблю

делиться своими

идеями

Я участвую в

групповых

обсуждениях.

Я прерываю

других, когда они

высказывают

свои идеи

Я не слушаю

других людей

Я не внимателен

к чувствам и

мыслям других

людей.

В ходе реализации проекта https://vk.com/myschool.yourschool социокультурное образование стало для обучаемых не только ключом к образу жизни сверстников, но и ключом к осознанию универсального и специфического  взаимодействия.

Вовлечение в такого рода деятельность  учащихся создает дополнительную мотивацию и стимул для  их дальнейшего участия в общественной жизни. Новый опыт приобретает, также, учитель. В этих условиях у учащихся формируется творческая (креативная) компетенция, позволяющая использовать языковые средства в различных контекстах спонтанно и на продуктивном уровне, которая и обеспечивает коммуникативную деятельность на изучаемом языке, ибо в таком случае создается уникальная ситуация естественной языковой среды.  Вот почему важно находить  разные возможности участия обучающихся в проектах, воспитывать  у них потребность использовать язык как средство общения.