Дополнительные образовательные услуги
Дополнительные образовательные услуги
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРИРОДЕ И ЕЕ ОХРАНЕ
(КВН для семейных команд – старших дошкольников
и их родителей)
Оборудование: три щита с наборным полотном или фланелеграфом; три комплекта карточек с изображениями условных обозначений; плакаты, рисунки, газеты по теме «Берегите природу»; плакат с ребусами; плакат-образец плана местности; демонстрационные столики для показа опытов.
Ход конкурсной программы
В зале располагаются три команды участников, болельщики, гости, педагоги и дети детского сада.
1. Вступительное слово.
Ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания о природе и ее охране. Соревноваться предстоит трем командам, в состав которых входят в равном количестве дети подготовительной к школе группы и их родители.
Поприветствуем наших отважных участников! Мы будем составлять карты, сравнивать погоду времен года, разгадывать кроссворды и ребусы, проводить опыты. Команду-победительницу ждет награда.
2. Приветствие команд.
П р е д с т а в л е н и е к о м а н д ы 1.
Ребенок. Мы – родители и я –
Все. Природы верные друзья!
Ребенок. В КВН пришли играть,
Чтоб больше о природе знать.
П р е д с т а в л е н и е к о м а н д ы 2.
Ребенок. Мы любим природу и бережём,
В обиду её никому не даём.
Ребенок. Чтоб природа человеку была рада,
Все. Охранять ее нам надо!
Ребенок. Привет! – соперникам мы говорим,
Не огорчайтесь, если победим.
П р е д с т а в л е н и е к о м а н д ы 3.
Ребенок. Каждый из нас природу защитит,
Родитель. О каждом деревце душа у нас болит.
Не позволим живое все уничтожать,
Ребенок. Животным и растениям расти мешать.
Все. Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
Ведущий. Молодцы, команды, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!
3. Конкурс эмблем.
В ы с т у п л е н и е к о м а н д ы 3.
Ребенок. На нашей эмблеме три знака «нельзя»:
Рвать цветы, водоемы загрязнять,
Птичьи гнезда разорять –
Все. Нельзя!
В ы с т у п л е н и е к о м а н д ы 2.
Ребенок. Каждому живому существу на свете
Должно свое быть место на планете.
Все. Эмблема наша – символ жизни всех существ Земли
Родитель. И руки добрые – природу ими сохраним!
В ы с т у п л е н и е к о м а н д ы 1.
Ребенок. На нашей эмблеме Красная книга – напоминание,
Родитель. Ко всем на планете живущим воззвание:
Ребенок. Животным, растениям погибнуть не дайте,
Все. От недругов и браконьеров природу спасайте!
4. Разминка «Что это?».
З а г а д к и д л я р о д и т е л е й:
1) Край виден, но дойти до него невозможно.
Я иду – и он идет. Я стою – и он замрет.
Спустился я пониже – стал край ко мне поближе.
(Линия горизонта.)
2) Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдешь,
Дорогу обратно найдешь. (Компас.)
3) В каком направлении проходит улица, на которой в полдень не бывает тени от домов?
З а г а д к и д л я д е т е й:
1) Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед.)
2) Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег.)
3) Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз.)
5. Домашнее задание.
Презентация рисунков, газет или плакатов под девизом «Берегите природу», выполненных всеми командами.
6. Конкурс «Условные обозначения знаешь,
Карточки со знаками правильно отгадаешь».
Каждой команде выдается по одному одинаковому комплекту карточек с изображением условных обозначений. На расстоянии пяти-семи метров от расположения команд установлены щиты с фланелеграфом или наборным полотном (магнитной доской). По сигналу ведущего члены команды, посовещавшись и выбрав из данного комплекта карточек с условными обозначениями заданную, по одному бегут с ней к своему щиту и прикрепляют к нему карточку, возвращаются, передают эстафету хлопком по плечу следующему игроку.
По сигналу ведущего (за условленное время) команды прекращают выполнение задания конкурса. Ведущий организует общую со зрителями проверку правильности выбора карточек (хором болельщики ведут подсчет очков – одно очко за один правильный ответ).
1-я к о м а н д а должна выбрать карточки с условными обозначениями, обозначающими: луг, болото, огород, овраг, ручей.
2-я к о м а н д а выбирает карточки с условными обозначениями, обозначающими: город, село, детский сад, шоссе, реку.
3-я к о м а н д а должна выбрать карточки с условными обозначениями, обозначающими: грунтовую дорогу, фруктовый сад, просеку, смешанный лес, лиственный лес.
7. Конкурс капитанов и их помощников.
Задание капитанам (родителям).
Начертите план местности так, чтобы с севера на юг был детский сад, окруженный фруктовым садом, с юга – болото, с восто-
ка – река с деревянным мостом, а с запада – грунтовая дорога.
По окончании выполнения задания планы капитанов сравниваются с планом-образцом. За каждое правильно изображенное условное обозначение команде засчитывается одно очко.
План-образец местности
Задание помощникам капитанов (детям).
Отгадайте ребусы о животных.
О т в е т ы: крот, белка, цапля, ласточка, верблюд.
8. Логические задачи.
Задание 1. Разделите нарисованных на карточках животных на три группы: медведь, аист, кит, акула, лебедь, заяц, лось, дельфин, сорока, осьминог, петух, тигр, крот.
Команда, выполнившая задание первой и назвавшая, по какому принципу разделили животных на группы, зарабатывает очко.
Задание 2. Распределите нарисованных на карточках животных в группы по способу их передвижения: БЕГАЮТ, ПРЫГАЮТ, ЛЕТАЮТ, ПОЛЗАЮТ, ПЛАВАЮТ.
Участники команд по очереди выходят к доске, выбирают по одному животному и определяют, к какой группе оно относится. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.
9. Игра со зрителями «Назови сказку о животном».
Группы болельщиков трех команд по очереди называют сказки, в которых есть упоминание о животных. Та группа, которая затрудняется назвать сказку, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится победитель. Болельщики могут прибавить дополнительное очко своей команде выигрышем.
Игру можно проводить во время выполнения капитанами и помощниками своих заданий.
10. Викторина «Полезные ископаемые».
Вопрос 1-й команде. Расскажите, какие полезные ископаемые использует человек для отопления помещения.
Вопрос 2-й команде. Расскажите, как человек использует песок и глину.
Вопрос 3-й команде. Расскажите, как человек использует железные и алюминиевые руды.
11. Опыты «Вода и ее свойства».
1-я команда – форма воды;
2-я команда – вода – растворитель;
3-я команда – очистка воды.
Помощники ведущего располагают на столиках необходимые предметы и материалы для демонстрации опытов участниками команд.
12. Изобразительный конкурс «Вода в природе».
Всей команде на листке изобразить:
1-й – круговорот воды в природе; 2-й – образование родника; 3-й – схему реки.
13. Творческий конкурс «Посвящаем природе».
Команды представляют музыкальные, поэтические, танцевальные и др. произведения и композиции, посвященные любви к природе.
14. Конкурс «Богат мир животных и растений».
Каждой команде необходимо перечислить животных и растения:
1-й – леса; 2-й – поля; 3-й – водоемов.
Для этого конкурса педагоги могут на ватмане нарисовать различных животных и разнообразие мира растений, в зале перед конкурсом рисунки повесить на демонстрационных стендах.
15. Конкурс кроссвордов.
К р о с с в о р д 2-й к о м а н д е.
1) Растение, живущее на камнях в суровых условиях Арктики. (Лишайник.)
2) Низкорослое дерево в тундре. (Ива.)
3) Садовый цветок. (Астра.)
4) Арктическая трава. (Камнеломка.)
5) Луковичное декоративное растение с белыми или желтыми душистыми цветками. (Нарцисс.)
К р о с с в о р д 3-й к о м а н д е.
1) Цветок, растущий в горах, делающий людей счастливыми. (Эдельвейс.)
2) Дерево с резными листьями. (Клен.)
3) Дерево – символ России. (Береза.)
К р о с с в о р д 1-й к о м а н д е.
1) Растение – символ Мексики. (Кактус.)
2) Цветок – символ Голландии. (Тюльпан.)
К р о с с в о р д д л я б о л е л ь щ и к о в.
Угадайте животное по описанию и получите слово по вертикали, называющее того, кто ответственен за природу.
1) Птица – спутница моряков.
2) Животное, предпочитающее жить в лесах, где неподалеку есть пресный водоем. Его легко узнать по черным кольцам на хвосте.
3) Царь зверей.
4) Близкий родственник кальмаров, но в отличие от своих собратьев он имеет восемь-десять щупалец.
5) Хищник из семейства собачьих.
6) Колючее животное.
7) Самый знаменитый землерой.
16. Конкурс «Составьте правила поведения в природе».
Всей команде составить правила поведения: 1-й – в лесу; 2-й – на лугу; 3-й – на водоемах.
17. Подведение итогов конкурсной программы.
Ведущий просит жюри объявить баллы, заработанные командами, итоги конкурса, назвать команду-победительницу. Заведующая детским садом и председатель родительского комитета награждают всех участников соревнований, благодарят за участие и обращаются с просьбой ко всем присутствующим беречь и охранять родную природу, изучать ее так, как это делают юные игроки со своими родителями, показавшие хорошие знания о мире животных, растений, о погодных явлениях и свойствах различных объектов природы.
Ведущий. А вы, дорогие наши гости, что запомнили, что нового узнали сегодня на КВНе? Кто, по вашему мнению, был самым находчивым? Давайте аплодисментами определим лучшего игрока – знатока природы. (Вручает знатоку сову – символ мудрости.)
КВН закончен, друзья, до свидания!
Всем хочу сказать на прощание:
Нас так много живет на Земле
И о природе – одной – позаботиться можем вполне!
Дети и взрослые исполняют песню «Мир похож на цветной луг» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).
Ребенок 1. Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Ребенок 2. На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Двое детей выносят большой шар, оформленный в виде глобуса, с надписью: «Берегите Землю эту!». Они торжественно проходят по залу мимо детей и гостей, затем останавливаются в середине зала, шар ставят впереди себя.
Ребенок 1. Я бегу, а шар земной
Вращается подо мной.
Ребенок 2. Эй, не трогайте планету!
Ребенок 1. Берегите Землю эту!
Ребенок 2. Я беге, бегу, бегу,
Удержаться не могу –
Вместе. Любуюсь я на красоту!
К. Орешин
Звучит в записи песня «Наедине со всеми» (музыка В. Шаинского, слова А. Поперечного); «Живи, Земля, живи, Земля, и вы поймите, люди, второй Земли, второй Земли, второй такой не будет» в исполнении группы «Земляне». Дети покидают зал.
Погода по приметам
К ясной погоде:
● После дождя похолодало.
● Облака движутся с севера на юг.
● Облака или тучи быстро движутся.
● Дым из труб или от костра идет вверх.
● Ласточки высоко летают.
● Цветки фиалки раскрыты.
● Воробьи в ненастную погоду весело зачирикали.
К смене погоды:
● Подул северный ветер – похолодает.
● Облака движутся с юга на север – перед ненастьем.
● После дождя потеплело – к плохой погоде.
● Птицы хохлятся – к ненастью.
● Вороны купаются в песке – к скорому потеплению.
● Собака свернулась калачиком – к похолоданию, вытянулась на земле – к теплу.
Возможен дождь:
● Облака идут низко.
● Утренняя радуга.
● Воробьи купаются в пыли.
● Ласточки низко летают.
● Лягушки прыгают вдоль берега и квакают.
● В солнечный день цветки одуванчика закрылись.
● Цветки фиалки закрылись и поникли.
● С листьев осины, черемухи, ивы падают капли.
4-я с т р а н и ц а. «Малышок».
Информация для взрослых
В русской народной медицине арбуз используется как сильное мочегонное и жаропонижающее средство.
О т г а д а й т е с детьми загадку:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
В ы у ч и т е стихотворение:
Вот какой у нас арбуз –
Замечательный на вкус!
Даже нос и щеки
Все в арбузном соке.
З. Александрова
О т г а д а й т е загадку:
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
З а п о м н и т е: Земляника не только очень вкусная, но и полезная ягода. Настой из плодов и листьев мама может дать ребенку при заболеваниях почек. Так как земляника содержит витамин С, ее можно применять как общеукрепляющее средство.
Примечание. Эта страница может быть заполнена любым материалом, представляющим собой интерес, новизну, в том числе и регионального, местного значения.
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей по экологии
1. Что такое экология?_______________________________________________________________
2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?___________________________________________
Если нет, то почему?______________________________________________________________
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?___________________________________
4. Посадили ли Вы дерево?___________________________________________________________
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?___________________________________
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?______________________________________________
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о
природе?________________________________________________________________________
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?________________________________________________
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?______________________________________________
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?___________________________
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,
лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?_________________________________________
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о
природе?_______________________________________________________________________
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?________________________________________________________________________
14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в
детском саду?___________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.
Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
У детей часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п.
Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.
Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («на рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Воспитание любви к природе»
Время проведения: март.
Форма проведения: игра – путешествие.
Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей.
Цель игры – путешествие: «Мы идем в поход»
Цели: Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребенка с природой, формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.
Участники: родители, педагоги, дети.
План проведения:
Круглый стол по теме собрания.
Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе»
Игра – путешествие «Мы идем в поход»
Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Подготовительный этап.
1. Оформить открытки родителям на собрание в виде пригласительных билетов. Выполненные детьми в виде аппликации.
2. Организовать и провести конкурс детских рисунков и поделок из природных материалов.
3. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять»
4. Записать фонограмму «Звуки природы»
5. Подготовить памятку для родителей «Правила поведения в лесу»
6. Написать плакаты:
«Человек, который понимает природу, - благороднее, чище» (Л. Леонов)
«Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать ее музыку и проникнуться ее тишиной» (И. Левитан)
«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (А. де Сент –Экзюпери, «Маленький принц»)
Ход собрания
Вступительное слово
1. Ведущий. Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебреных колокольчиков, пение птиц в бездомном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.
Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.
Вначале предлагаю вопросы для обсуждения. Высказывайте, пожалуйста, свою точку зрения. И так:
- Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?
-Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
-Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
-Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготовлять корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?
- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
2. Ведущий. Лето – это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Во время путешествия, мы будем говорить не только о красоте природы, ее жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живем. Кроме этого, мы должны серьезно подумать, что угрожает нашей планете, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы Земля была чистой и красивой.
Дети: 1.Наша планета Земля очень щедра и богата,
Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!
2. Я узнал, что у меня
Есть огромная родня.
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною –
Это все мое, родное!
3.Быть может, вся природа-
Мозаика цветов?
Быть может, вся природа-
Различность голосов?
Быть может, вся природа-
Лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?
4.Нас в любе время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
5.Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется – природа,
Давайте же всегда ее беречь!
1.Ведущий: По – своему чудесен каждый край,
И если хочешь ты увидеть чудо,
По белу свету странствовать ступай. (М. Марик).
В игре буду участвовать 2 туристические группы, в которую войду и родители и дети.
Звучит фонограмма «Песенка веселого туриста»
В нашем конкурсе принимают участие 2 команды «Рюкзак» и «Компас». В конкурсе за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим «км» (полоска обозначающие километры «1км»). В конце игры подведем итог: кто пройдет больше «км», та группа и будет победительницей.
1 этап «Разминка»
Задание 1 «Кто больше назовет пословиц о природе,»
Рощи да леса - всему миру краса.
Лето собирает, а зима подъедает
Был бы лес, соловьи прилетят.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Будет зима - будет и лето.
Солнце на лето, зима на мороз.
По дважды в год лета не бывает.
Летом нагуляешься - зимой наголодаешься.
Летний день - год кормит.
2.Ведущий
Задание №2 «Нужные вещи в походе» (для детей и родителей)
Ведущий. Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.
Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку «1 км».
1. Я маленький, да удаленький,
Стоит на меня взглянуть,
И тотчас узнаешь путь. (Компас).
2. Он в походе всем нам нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый вскипятить. (Котелок)
3. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки-
Раздают всем огоньки. (Спички).
4. Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в походе идешь со мной,
Я повисну за спиной. (Рюкзак)
5. Я горячее храню, я холодное храню,
Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (Термос).
Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат).
1. Ведущий
Задание № 3 «Какая будет погода?»
Ведущий. В походе погода можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать? Задание для команды «Рюкзак»:
o Ворон каркает к… (дождю)
o Обильная роса утром – погода днем будет …(хорошая)
o Воробьи купаются в пыли или в луже - … (будет дождь).
Молодцы! А теперь – задания для команды «Компас».
o Ласточки летают низко над землей – к …(дождю).
o Если мошкара вьется кругами – к ..(хорошей) погоде, лезет – в лицо – к (дождю).
o Идет дождь, и на лужах пузырьки – о чем это говорит? (дождь будет идти долго).
Молодцы! Думаю, что плохая погода вас не застанет в пути.
2.Ведущий
Когда ты входишь в лес,
Где чистым воздухом принято так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила.
Для всех умеющих их тайну разгадать.
Задание № 4 «Лесная опушка» (испытание для детей)
2. Ведущий. Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растет много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится. (команды по очереди отгадывают загадки)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок-
И остался стебелек. (Одуванчик)
Девчонки – невелички,
А сердце золотое,
Пушистые реснички
Сияют белизною,
На ветру качаются,
Всем улыбаются. (Ромашки).
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречается с тобой.
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик).
Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
Не беленький, не аленький, а бледно – голубой.
У ручейка лесного виднеется чуть – чуть,
Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка).
Какой цветок получил название «дикая рябинка»? (Пижма)
Как называется небольшой желтый цветок, с виду безобидно, но на самом деле опасный и ядовитый? (Лютик).
Ведущий. Мир цветов красив и чуден. Скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу, в лесу? (ответы детей).
1. Ведущий
Задание № 5 «Лечебница доктора Айболита»
Ведущий. Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях. (стоимость 2 «км»).
1. Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
2. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листочки –
Маленькие лопушки.
(Подорожник Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях)
3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка. Используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
4. Назовите травянистое растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля и др).
5. лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.
2. Ведущий
Задания № 6 « Угадай -ка»
Ведущий. Чтобы понять, как живет лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего края.
1. Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав.
Подсказка. Этих зверей называют санитарами леса. (волк).
2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Подсказка. Его считают большим трусишкой (Заяц).
3. Этот зверек умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.
Подсказка. Убегать от преследования помогает рыжий пушистый хвост (Лиса).
4. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.
Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь).
1. Ведущий
Задание № 7 «Кто быстрее»
Командам нужно как можно быстрее ответить на вопросы:
1. Какая птица может летать хвостом вперёд? /иволга, воробей, колибри/
2. Когда птица поёт громче – в полёте или сидя на ветке? /в полёте/
3. Какому животному помогает хвост в полёте? /белке/
4. Какому животному помогает хвост держать равновесие при передвижении? /кенгуру/.
2. Ведущий
Задание № 8 «Лесная кухня» (Для родителей и детей)
Ведущий. Теперь пришла пора вам приготовить обед.
Вопрос команде «Компас».
1. назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. (Щавель).
2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра).
Молодцы! А теперь вопросы команде «Рюкзак».
1. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Иван – чай, листья брусники – оказывают благотворное действие при головных болях, бессоннице)
2. Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печеную картошку с румяной, хрустящей корочкой? (Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу. 2. В большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок , зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями. Примерно через час картошка будет готова).
1 Ведущий
Задание № 8 «Лесной компас»
Ведущий. Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудиться и всегда знают, как найти дорогу домой.
«Хвойные деревья» (На северной стороне веток меньше, чем на южной).
«Лесные ягоды» (Дольше всего зеленоватой, недозрелой бывает та ягода, которая повернута к северу).
«Пни» (На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг, а узкой – на север).
«Камни» (На камнях с северной стороны вырастает мох
2.Ведущий
Задание № 9. «Как вести себя в природе?» (для родителей и детей).
В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Сейчас вы, ребята, будете оценивать ситуации, что в них сделано не так. А родители дополнят и исправят ваши ответы, если в этом возникает необходимость.
Итак, экологические задачи для команды «Рюкзак». Оцените ситуации, что в них сделано не так.
Первая ситуация.
- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, - предложил Ваня.
Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из –за опасности возникновения пожара).
Вторая ситуация.
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Ведущий Молодцы! Теперь экологические задачи для команды «Компас». Вы также оцените ситуации и определите, что в них сделано не так.
Ситуация первая.
Кто – то из девочек заметил: «Что – то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче». (В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей).
Ситуация вторая
Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:
-Жаль, что Маши нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли.
-Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем, - предложила другая. (Нельзя рвать ягоды с ветками).
1. Ведущий
Подведение итогов.
Ведущий. Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько «км» преодолела ваша команда.
Ведущий: У вас на столе лежат цветочки, напишите пожелание на обратной стороне наше Земле, что бы она стала краше и богаче, какой вы хотите ее видеть и прикрепите к нашей Земле (глобусу).
2.Ведущий
Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.
Вручаются медали.
Предварительный просмотр:
ТАЙНЫ ПРИРОДЫ
(родительское собрание-КВН)
Участвуют две команды: «Капелька», «Планета Земля».
Жюри: заведующая ДОУ, родители.
Ведущий: старший воспитатель или эколог.
Ход собрания
Ведущий. Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.
Вдумайтесь в содержание призыва к нам Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Д е в и з нашего собрания: «Прикоснись к природе сердцем».
Ведущий проводит анализ выставки рисунков и поделок из природного материала, сделанных родителями и детьми, и анализ анкет.
1-й конкурс. Представление.
Каждая команда с выбранным названием должна себя представить – оценка 3 балла.
2-й конкурс. Разминка.
В о п р о с ы для команды «Капелька»:
– Сок какого дерева сладкий? (Береза, клен.)
– У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)
– Что за зверь лесной:
Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях – краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я? (Лось.)
Звонко-звонко распеваю,
Воротившись с юга в срок.
А вот песни занимаю
Даже – даже у сорок. (Скворец.)
– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в песке, ямке? (Чайки, кулики.)
– Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы – белые и шампиньоны наиболее питательны.)
– Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)
В о п р о с ы для команды «Планета Земля»:
– Из какого дерева делают спички? (Осина.)
– О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?» (Береза.)
– Угадайте, что за птица:
Света яркого боится.
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова. Это… (сова).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу серую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной… (медведь).
– Кто кукует у кукушки? (Самец.)
– Какие грибы появляются первыми? (Сморчки.)
– Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Выделяет едкую жидкость.)
Музыкальная пауза: танец «Радуга».
3-й конкурс. Живая пантомима.
Каждая команда показывает живую пантомиму, другая команда должна отгадать (3 объекта природы).
4-й конкурс. Конкурс капитанов.
Кто быстрее разгадает кроссворд («Явления природы» и «Насекомые) – 3 балла.
В о п р о с ы для болельщиков:
– Какие птицы едят грибы? (Глухари.)
– Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
– Названия каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)
– У каких растений семена снабжены парашютами? (Одуванчик, чертополох, осот, тополь, ива, мать-и-мачеха.)
– Какой самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (Стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)
Музыкальная пауза: песня «Реченька».
5-й конкурс. Домашнее задание.
Защита красочного плаката или экологической газеты о весне – 5 баллов.
Ведущий. Нет дерева на территории нашей России, которому бы так повезло и в фольклоре, и в музыке, и в литературе. С какой любовью говорил С. Есенин о березе:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березы стан,
И ее золотые косы,
И холщовый ее сарафан.
Березы – это символ России.
Музыкальная пауза: танец «Березка».
6-й конкурс. Музыкальная разминка.
Кто кого перепоет – песни о природе (по одному куплету).
Ведущий. Берегите и охраняйте природу. Помните:
Бумага, брошенная вами, будет лежать на Земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
П е с н я «Лесной марш» – поют дети и родители.
Подведение итогов.