Мои выступления

БОЛТЕНКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Ресурсы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_vy_znaete_o_zdorove.doc30 КБ
Файл did._igra_memori.docx2 МБ
Файл karusel.docx89.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Что вы знаете о здоровье».

(Деловая игра для педагогов).

                                       

Цель: выяснить знания воспитателей методики физического воспитания, методов оздоровления детей. Воспитывать умение решать педагогические ситуации. Совершенствовать навыки общения с коллегами.

Участники делятся на 2 команды, каждая команда выбирает капитана. Время подготовки к конкурсу: 1-2 минуты. Жюри оценивает каждый конкурс и подводит общий итог.

Ход игры.

 Конкурс 1. «Приветствие».

Придумать название и девиз команды, приветствие и пожелания команде соперников. Максимальная оценка - 3 балла.

Конкурс 2. «Разминка».

Провести со своей командой пальчиковую гимнастику. Максимальная оценка - 3 балла.

         Конкурс 3. Блиц - игра.

Команды по очереди дают по одному ответу на каждый вопрос:

 - перечислить упражнения на формирование правильной осанки у детей;

 - назвать упражнения для профилактики плоскостопия у детей;

 - перечислить дыхательные упражнения для детей;

 - назвать упражнения для расслабления.

 Оценка: по 1 баллу за правильный ответ, баллы суммируются.

 Конкурс 4. «Профессионалы».

На обсуждение командам предлагаются практические ситуации. Максимальная оценка - 3 балла за каждую ситуацию.

Валина мама часто жалуется врачу, что её дочь болеет.

- Чуть сквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети на санках, а моя сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а моя то и дело болеет? Советуют: надо закаливать ребёнка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают!

Права ли мама! Как можно укрепить здоровье ослабленного ребёнка?

         Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его спокойные занятия. А если, подчиняясь требованиям воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. В беседе с отцом выясняется, что после переезда на новую квартиру, родители вынуждены долго вести сына в автобусе в детский сад. «Значит, ребёнок устаёт», - предполагает воспитатель.

         - Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, - возражает отец. - Если бы уставал, так не затевал бы возню, придя в детский сад!

Прав ли отец? Может ли ребёнок уставать от того, что долго находиться в однообразном положении? Почему?

         Конкурс 5. «Знатоки».

Командам предлагается ответить на вопросы, побеждает команда, давшая наиболее полный и правильный ответ. Максимальная оценка - 3 балла.

 - перечислить методы оздоровления детей;

 - назвать формы двигательной активности детей в течение дня;

 - назвать правила здорового питания.

         Конкурс 6.  «Задания для капитанов».

         Капитан проводит с командой - соперницей подвижную игру, одной из основных задач которой является воспитание у детей:

- выдержки;

-смелости.

Максимальная оценка - 3 балла.

         Конкурс 7 «Поиграем!»

         Команды демонстрируют элементы игр, которые лечат:

- с песком;

- с водой.

Максимальная оценка - 3 балла.

 Жюри подводит общий итог.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие речи и логического мышления с использованием элементов триз технологий .

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (эмоционалной, волевой). Этот возраст, когда проявляется, способность к творческому решению проблем, возникающей в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умение использование приемов и методов ТРИЗ  успешно помогает развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение и диалектическое мышление.

Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.

Главная задача данной методики – это научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Цели ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности. Способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Подвести его к рассуждению. Помочь наводящими вопросами подвести к тому, чтоб ребенок сам нашел ответ. \

ТРИЗ технология включает в себе следующие методы:

Мозговой штурм;

Нахождение внешних и внутренних ресурсов «Мозговой штурм» игра

«Найди выход»

Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создавать условия расковывающие ребенка

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть:

-как не промокнуть под дождем;

-как выгнать лису из заячьей избушки;

-как потушить пожар, если в доме нет воды;

-Как оставить кусочек лета в зиму и т. д.

Метод «Синектики»  обозначает «объединение разнородных предметов» и делиться на аналогии:

а)личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого - нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Примерные варианты заданий:

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

- изобрази мальчика у которого болит зуб;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет-аналогия стрекозы, подводная лодка-аналогия рыбы и т. д). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется. Как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость-возможные варианты: солнце, цветок, изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Системный оператор (надсистема и подсистема); Цель – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. 

Игра «Перевирание сказки».

Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.

Например: «Жила –была девочка, звали ее Желтая шапочка»

Дети: «Не Желтая, а Красная!»

Взрослый: «Ах,да, Красная! Так назвал ее папа …»

Дети: «Не папа, а мама!»

Взрослый: «Как то раз напекла соседка пирожков….»

Дети: «Не соседка, а мама!»

Взрослый: «Сходи, доченька, проведай дедушку….»

Дети: «Не дедушку, а бабушку!»

Взрослый: «Идет Красная шапочка по лесу, а навстречу ей медведь….»

Дети: «Не медведь, а волк!» и т. д.

Изменяя сказку в самом начале, ведем ее за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи

Метод маленьких человечков (ММЧ);

Метод МЧ помогает реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников. На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. В работе со старшими дошкольниками  нужно применять метод «Моделирование маленькими человечками» позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающим для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, надо способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому  я считаю важным применение методов и приёмов ТРИЗ, для развития фантазии, речи, научить их мыслить системно, понимать происходящие процессы в природе.

Ведь игры  и упражнения по методике ТРИЗ можно использовать с детьми с 3-х лет.

     Игра на поиск истины. 

В этой игре перед детьми ставиться проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

Называется игра «Да –Нетки» или «Угадай, что я загадала»

Я сейчас загадаю предмет который находиться в этом помещении (часы, чтобы отгадать этот предмет, вы мне задаете различные вопросы о признаках этого предмета, а я буду отвечать «Да» или «Нет». Готовы? ….Да! Молодцы!

Когда дети научаться играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть разные объекты.

 «Тайна двойного» 

Игра для выявление противоречий в объекте, явлении, когда что - то нужно, решения проблемы.

Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том предмете, действии плохие и хорошие стороны.

 Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо». Возьмем самое простое хорошо знакомое всем природное явление «снег» и выскажем предположение, снег это хорошо и снег это плохо.

Хорошо «Почему?»: весело кататься на санках, на коньках, на лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу.

Плохо «Почему?»: что холодно, ручки мерзнут, можно простудиться, если скользко, то можно упасть, плохо когда много снега, трудно ходить и т. д.

Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Дидактическая игра

«Речевая карусель» с включением элементов технологий ТРИЗ

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие связной речи у детей. Смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Проблема речевого развития в нашей группе стоит наиболее остро, 95% детей имеются отклонения в речевом развитии. В связи с этим была разработана дидактическая игра «Речевая карусель».

Новизна этой разработки в том, что игра построена на основе дидактической игры «Расскажи-ка» с применением технологии ТРИЗ.

Целью дидактической игры «Расскажи-ка» является формирования умения в составлении описательного рассказа, использование технологии ТРИЗ в этой игре позволяет сделать игру наиболее интересной и необычной, дает возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит нестандартному мышлению, способствует повышению речевой активности, расширяет кругозор и словарный запас.

Цель: Развитие связной речи.

Задачи:

• расширять и активизировать словарь по лексическим темам;

• развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы;

• обучать детей составлению описательного рассказа;

• развивать логическое мышление;

• формировать навыки пересказа со зрительной порой и помощью педагога развитие коммуникативных навыков.

Форма организации игры – подгрупповая до 6-7 чел., или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей, и с учетом имеющихся речевых нарушений у детей.

«Речевая карусель» - это напольная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста.

Большой круг, диаметром 70 см сделан из клеёнки, расстилаемой на полу. По краю круга расположены 7 лепестков для символов - схем, обозначающие признак или действие.

На каждом лепестке имеется кармашек куда можно вставлять схемы с предметными картинками, по различным лексическим темам.

В игре одновременно используется большой  круг можно добавить  стрелку .

Путем случайного выбора определяется объект, который дети будут использовать при составлении описательного или творческого рассказа. Стрелка съемная .

Перед началом игры дети движутся вокруг большого круга с ускорением и замедлением со словами:

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть.

Ели-ели, ели-ели

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом-бегом.

Тише, тише не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, три, четыре, пять

Рассказ мы будем составлять.

У кого знак вопроса

Тому рассказ и начинать.

Вариант 1. «Рассказ»

Дети должны составить описательный рассказ.

Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Он задает вопрос, связывая его с выбранным объектом и сам на него отвечает. Далее по часовой стрелке каждый следующий игрок в соответствии со своей схемой-символом также задает вопрос и отвечает на него (можно использовать вариант без озвучивания вопроса). Последний из игроков повторяет рассказ.

Вариант 2. «Небылица»

Дети должны составить творческий рассказ «Небылицу». Задача каждого ребенка на основе объекта выдумать что-то новое – небылицу (составить предложение).

Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса словами «Жил (а) - был (а) (видоизменяет объект). Каждый последующий ребенок также с опорой на карточку схему придумывает несуществующий признак/действие для данного объекта, составляя предложение. Последний из игроков с помощью педагога повторяет рассказ «Небылицу».

Вариант 3. «Сказка»

В этом варианте игры используется диск со сказочными персонажами, а на напольном круге размещаются предметные картинки.

Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Игроки по очереди должны составить одно предложение, связывая его с общим выбранным объектом и предметной картинкой, при этом необходимо соблюдать логическую связь с предыдущим предложением. При этом педагог принимает активное участие, помогая детям логически связывать предложения между собой, используя слова: однажды, вдруг, как-то раз и т. д. по смыслу.

Последний игрок при помощи воспитателя повторяет всю сказку.

C:\Users\User\Desktop\Folie14.JPG

м