Комплексно-тематическое планирование
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
по теме: «Эти птицы зиму вовсе не боятся, в зиму в гости к нам летят…»
(подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности
по теме: «Эти птицы зиму вовсе не боятся, в зиму в гости к нам летят…»
(подготовительная группа)
Цель: обобщение и закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах.
Задачи:
1. Расширить обобщенные представления детей о зимующих птицах: о том, где они живут, чем питаются, из каких частей состоит их тело и чем покрыто.
2. Развивать интерес к наблюдению за птицами во время прогулок, желание помочь им, покормить.
3. Воспитывать чувство гордости и ответственность за родную природу, бережное отношение к ней.
Итоговое мероприятие: развешивание кормушек на участке детского сада, кормление птиц.
Подготовительная группа.
Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | ||
ПОНЕДЕЛЬНИК | |||
1. Познавательная деятельность: Тема: «Зимующие птицы». Программное содержание: Обогащать представления об особенностях жизни птиц в зимний период, учить делать выводы, умозаключения; развивать интерес к наблюдению за птицами. Планируемые результаты: Ребёнок проявляет активность, любознательность и эмоциональность; с удовольствием вступает в общение со взрослыми и сверстниками; у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Образовательная среда: Иллюстрации зимующих птиц, атрибуты-маски для игр, фотографии птиц. Среда взаимодействия «Взрослый – ребенок» – вне ситуативно-познавательная; Среда взаимодействия «Ребенок – ребенок» – деятельность в группе; Среда отношений к миру, другим людям, к себе – способы актуализации опыта ребенка. Мотивация: Почему зимующие птицы прилетают к нам зимой? Постановка цели с детьми: обобщение опыта ребенка. Рассказ воспитателя «Это интересно знать» (об особенностях жизни зимой клеста, снегиря, дятла, свиристели, синицы) 2. Художественно – эстетическая деятельность: «Красногрудые красавцы снегири». Программное содержание: закреплять умение создавать части коллективной композиции, упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате, в различных приемах вырезания. Развивать эстетическое чувство (композиции, цвета, ритма) и эстетическое восприятие. Планируемые результаты: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности. Предметно – практическая среда: ножницы, цветная бумага, клей. Среда взаимодействия «Взрослый – ребенок» – вне ситуативно-личностная; Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок» – деятельность в группах; Среда отношений к миру, другим людям, к себе – организация самооценки. Мотивация: Ребята, малыши из нашего детского сада еще не видели и не знают, что за птицы снегири. Постановка цели с детьми: изображение снегирей. 3. Двигательная деятельность по плану педагога. | Утро: Вводная беседа: « Как живут зимой птицы». Индивидуальная работа с Алешей Л., Виталей Ш.: звуковой анализ слов (зима, снег). Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой». «Как мы будем проживать эту неделю», информация об итоговом мероприятии. Утренняя гимнастика. Прогулка: Наблюдение: изменения, происходящие в природе с приходом зимы. Чтение стихотворения Т. Соренкова «На дворе метут метели…» (предложить детям выявить признаки начала зимы в окружающей обстановке. Обсудить, о каких приметах зимы пишет поэт, рассказывать о своих наблюдениях, использовать образные выражения, сравнения). П/и: «Совушка» (учить детей правильно выполнять игровые действия, выступать в роли игроков и ловишки. Развивать чувство равновесия). Трудовые поручения: уборка территории группового участка от снега (учить детей объединяться в бригады для выполнения поручения, организовывать взаимодействие в группе, распределять обязанности, совместными усилиями добиваться задуманного результата). Вторая половина дня: Оздоровительная гимнастика после сна. Рассматривание иллюстраций птиц. Чтение рассказа А. Говорова «Снегири» Коррекционная работа по плану логопеда. Конструктивная деятельность (лего, деревянный конструктор). Вечерняя прогулка. Наблюдение: вечернее небо (сравнительные обороты в описании). Игры со снегом, катание горки. Свободное общение воспитателя с детьми, беседы по интересам детей. | Внести в центр книги иллюстрации и книги о зимующих птицах. Внести настольные игры «Кто прилетает на кормушку», «Меню для птиц». Преобразовать среду для с/р игры «Путешествие в зимний лес». | Подбор литературы по теме, иллюстраций, аудиозаписей, атрибутов для игр драматизаций, сюжетно-ролевой игры «Путешествие в зимний лес». Обратится с просьбой к родителям смастерить кормушки для птиц и принести корм для птиц. |
ВТОРНИК | |||
1. Познавательная деятельность: ФЭМП Программное содержание: уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи; закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей. Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; сформированы представления о понятиях внутри, снаружи. Образовательная среда: 3 обруча, набор кубиков, кот, картинка с прорезями: гнездо на ветке дерева, в гнезде – птенцы, один птенчик – снаружи на ветке; 9 обручей, 3 набора кубиков. Среда взаимодействия «Взрослый – ребенок» – вне ситуативно-познавательная; Среда взаимодействия «Ребенок – ребенок» – деятельность в микрогруппах; Среда отношений к миру, другим людям, к себе – организация самостоятельного суждения. Мотивация: История о любопытной вороне. Постановка цели с детьми: обобщение опыта ребенка. Игра «Кот у гнезда» Игра с обручами. Физ. минутка «Птички». Понятия: внутри, снаружи «Птички в клетке». Физ. минутка «Кошки – мышки». 2. Коррекционная деятельность детей с логопедом, по плану педагога. 3. Музыкальная деятельность по плану педагога. | Утро: Беседа: «Не жди когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть кому она нужна». Просмотр слайдовой презентации на тему: «Птицы Красноярского края». Разучивание пальчиковый гимнастики «Мы кормушку смастерили». Утренняя гимнастика. Прогулка: Наблюдение: Птицы на нашем участке (предложить детям рассказать о птицах, которые прилетают к нам на участок (голуби, воробьи, синицы) систематизировать, уточнить и дополнить высказывания детей. Выслушать предположения детей о том, почему к нам не прилетает дятел, клест, учить обосновывать свое мнение). П/и: «Птицы в гнездах»». Спортивное упражнение: «Скольжение по ледяным дорожкам» (учить детей согласовать движения рук и ног при разбеге, энергично отталкиваться. Укреплять защитные силы организма, развивать волевые качества). Трудовая деятельность: очистить кормушки от снега, насыпать корм. Игры-забавы: катание с горки. Вторая половина дня. Оздоровительная гимнастика после сна. Коррекционная работа по плану логопеда. Чтение рассказа К. Ушинского «Дятел». Разучивание пальчиковой гимнастики «Дятел дерево долбил…» Игры на развитие внимания, памяти: «Какой птицы не стало?», «Что изменилось?» Вечерняя прогулка. Наблюдение за снегом (снег, падающий в лучах света от фонарей). Самостоятельная двигательная деятельность детей. Индивидуальные беседы: «Почему мы не видим птиц вечером?» | Внести в центр художественного творчества раскраски «Зимующие птицы», линейки-трафареты. Преобразовать среду для свободной двигательной деятельности в центре физического воспитания. (напомнить детям правила безопасного поведения со спортивными атрибутами, развивать мотивацию самостоятельной двигательной деятельности. Развивать самостоятельность, творчество в двигательной деятельности, обобщать двигательный опыт). | Предложить родителям собрать познавательные детские книги, журналы о зимующих птицах. Дать рекомендации по выполнению коррекционных заданий. |
СРЕДА | |||
1. Речевая деятельность: «Птиц оберегайте, никогда не обижайте» Программное содержание: Развивать умение составлять описательные рассказы по схеме и развивать связную речь. Обобщить представление детей о типичных изменениях в неживой природе. Закрепить знания детей об образе жизни птиц зимой в лесу. Закрепить представления о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга. Планируемые результаты: Уважение к жителям леса, закрепят знания в соответствии с современными требованиями, будут способствовать повышению уровня и познавательным способностям. Образовательная среда: картины зимнего леса, птиц: воробья, синице, дятла, снегиря, свиристели. Среда взаимодействия «Взрослый – ребенок» – вне ситуативно-личностная; Среда взаимодействия «Ребенок – ребенок» – деятельность в группе; Среда отношений к миру, другим людям, к себе – способы актуализации опыта ребенка. Мотивация: Сыплет, сыплет снег охапками На поля зима, До бровей покрылись шапками Во дворе дома. Ночью вьюга куролесила, Снег стучал в стекло. А сейчас – гляди, как весело И белым – бело. – О каком времени года это стихотворение? – Каким стал зимний лес, как изменилась жизнь в зимнем лесу? Постановка цели с детьми: обобщение опыта ребенка. 2 Художественно – эстетическая деятельность Коллективное рисование с элементами коллажа «Птичья столовая» Программное содержание: Продолжать учить детей делать коллаж, передавать в рисунке характерные особенности той или иной птицы, работать с трафаретами, активизировать словарь. 3 Двигательная деятельность по плану педагога | Утро: Индивидуальная работа: Игровое упражнение: « Птица какая?» Тренировать в подборе определений к существительным (чёрная, зимующая…).
Дидактическая игра: «Один – много». Упражнять в изменении существительных единственного и множественного числа. С целью формирования культурно-гигиенических навыков закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами. Утренняя гимнастика. Прогулка: Наблюдение: Беседа о снеге. Загадать детям загадку: «Бел, а не сахар, ног нет, а идёт». Выяснить, что такое снег, какой он? (холодный, белый и т.д.). Развивать интерес к наблюдению, способность анализировать и делать выводы. Развивать связную речь. Индивидуальная работа: Игровое упражнение: «Кто дальше?» Упражнять в метании снежков в даль правой и левой рукой. Катание на санках. Закрепить правила при катании на санках. Воспитывать дружелюбие, организованность. Подвижная игра: «Совушка». Развитие быстроты бега, равновесия. Трудовые поручения: поддерживаем порядок на веранде. (формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремлении его поддерживать. Учить организовывать деятельность группы по наведению порядка, выбирать наиболее рациональные приемы работы). Вторая половина дня: Оздоровительная гимнастика после сна. Вечер развлечений. Показ кукольного театра «Птичий переполох». Самостоятельная творческая деятельность детей. Индивидуальная работа с Аней Б., Лерой Г., по индивидуальному плану логопеда (работа над активизацией звуков «л», «р», проговаривание чисто говорок). Вечерняя прогулка. Наблюдение за погодой в вечернее время (что изменилось?). Игры в снежном городке: «Взятие крепости», «Метание снежков». Индивидуальные беседы : впечатления о прошедшем дне (что запомнилось, что нового узнали). | Преобразовать среду для с/р игры «Спасатели»: сюжет «Птицам необходима помощь « (предложить детям обыграть различные ситуации, рассмотреть разные модели поведения, формировать здоровье сберегающие компетенции: знание и применение правил поведения в экстремальных ситуациях, умение заботиться о собственном здоровье, умение прийти на помощь другим; владение знаний об оказании первой помощи. | Составление и разгадывание кроссвордов на тему: «Мир птиц» |
ЧЕТВЕРГ | |||
1. Познавательная деятельность: ФЭМП. Программное содержание: Закрепить умение классифицировать предметы по цвету, форме, величине; находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы. Упражнять в порядковом и в обратном счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу. Развивать умение группировать птиц по разным признакам; определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел. Упражнять детей в составление целой картинки из отдельных частей. Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; сформированы представления о понятиях уменьшение на 1, увеличение на 1. Образовательная среда: геометрические фигуры трех цветов (красного, синего и желтого, двух размеров (большие и маленькие, двух видов (круги и квадраты); «домики» с номерами 1-10 в которых «живут» птицы; игра «Четвертый лишний»; разрезные картинки с изображением птиц; замок, в котором спрятаны птицы. Ключи; лист с заданиями; письмо; линейки; карандаши; фломастеры. Среда взаимодействия «Взрослый – ребенок» – вне ситуативно- познавательная; Среда взаимодействия «Ребенок – ребенок» – деятельность в микро группах; Среда отношений к миру, другим людям, к себе – организация самостоятельного суждения. Мотивация: История о птицах, попавших в клетку и потерянных ключах. Постановка цели с детьми: обобщение опыта ребенка. Игра «Разноцветные фигуры2 Игра «Веселые соседи» Физ. минутка «Будь внимателен» Понятия: увеличение ,уменьшение. Игра «Собери картинку». 2 Коррекционная деятельность детей с логопедом, по плану педагога. 3 Музыкальная деятельность по плану педагога. | Прием: Закрепление с детьми названий зимних месяцев, дней недели, примет зимы, знакомство с народными поговорками о декабре. Дидактические игры: «Четвертый лишний» «Меню для птиц». Утренняя гимнастика. Прогулка: Наблюдение за погодой (предложить детям пояснить, почему погоду в ноябре называют изменчивой, подтвердить свои пояснения примерами недавних наблюдений. Развивать связную речь, вербальное воображение). Самостоятельная двигательная деятельность детей (учить детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятия по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты). Трудовые поручения: утепление деревьев и кустарников к зиме (совершенствовать умение детей работать граблями, лопатой, выбирать наиболее рациональные приемы работы. Воспитывать трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца). П/и «Ручеек» (учить детей выполнять игровые действия, приобщать к культуре русского народа. Формировать доброжелательные отношения друг к другу). Вторая половина дня: Оздоровительная гимнастика после сна. Кружковая деятельность. Поделки из конуса «Птички-невелички» (снегирь). Игровая деятельность с игрушками самоделками. Д/игра «Кто больше увидит?» (учить детей составлять рассказы – описания об окружающей действительности в соответствии с заданием. Развивать связную речь, внимание, логическое мышление). Работа в центре сенсорного воспитания: учимся обследовать предмет (учить детей обследовать предметы, выявлять их свойства, используя разные органы чувств. Формировать умение рассказывать о своих впечатлениях). Наблюдение за силуэтами деревьев в вечернее время (игр на развитие воображения «На что похожи деревья вечером») Игра «Ледяная фигура». | Внести в центр активности атрибуты для п/и на «Птицы в гнездах». | Печатная информация для родителей: «Рекомендации по воспитанию интереса к природному явлению» Чтение художественно литературы о природе, рассматривание иллюстраций о флоре и фауне Красноярского края. |
ПЯТНИЦА | |||
1. Речевая деятельность: «Пересказ сказки « Как сорока клеста судила» Программное содержание: формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных зимних условиях. Формировать интерес к художественному слову. Учить пересказывать текст, используя авторские выразительные средства языка, сравнивать явление природы по признакам различия и сходства; подбирать синонимы и антонимы выделяя существенные признаки предмета. Планируемые результаты: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, использовать речь для выражения своих мыслей. Образовательная среда: Иллюстрации к сказке, маски птиц. Среда взаимодействия «Взрослый – ребенок» – вне ситуативно-познавательная; Среда взаимодействия «Ребенок – ребенок» – деятельность в группах. Среда отношений к миру, другим людям, к себе – актуализация опыта ребенка. Мотивация: Как бы поступил я на месте сороки? Постановка цели с детьми: варианты ответов, как исправить ситуацию 2. Художественно – эстетическая деятельность Рисование по замыслу (по сказке «Как сорока клеста судила»). Программное содержание: Формировать интерес к художественному слову. Совершенствовать умение передавать в рисунке образ птицы, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать силуэты птиц на листе бумаги. Методы и приёмы: практические: рисование по почитанному произведению; словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение сказки наглядные: иллюстрации к сказке, картинки с изображением зимующих птиц. Образовательная среда: бумага светлого тона, акварель, кисти, баночки для воды, салфетки. 3 Двигательная деятельность по плану педагога на улице. | Утро: Словесные игры «Кто больше назовет зимующих птиц», «Угадай птицу по описанию». Утренняя гимнастика. Итоговое мероприятие: «Мы живем в Красноярском крае» фотовыставка. Прогулка: Наблюдение за тем, как родители развешивают сделанные совместно родителями и детьми, кормушки. Кормление и наблюдение за тем, какие птицы к нам прилетят. П/и «Угадай, кто я?» (предложить ребятам при помощи пантомимы показать птиц, животных. Обогащать опыт в двигательной деятельности, способствовать повышению выразительности движений). Трудовые поручения: уборка снега на участке младшей группы (организовать применение детьми освоенных ранее трудовых навыков, учить распределять фронт работы, подбирать инвентарь. Поощрять стремление заботиться о младших, учить понимать значимость труда). Вторая половина дня: Оздоровительная гимнастика после сна. Коррекционная работа с детьми по заданиям логопеда. Инсценировка потешки «Вороны» с использованием настольного театра: «Возле ёлочки зелёной скачут, каркают вороны, карр-карр, карр-карр! Из-за корочки подрались, во всё горло разорались, карр-карр, карр-карр! Вот собаки прибегают, и вороны улетают». Цель: развивать способность подбирать слова-действия к существительному (ворона). Вечерняя прогулка Наблюдение за ветром (по движению облаков, по шуму, по движению ветвей деревьев). Игры на развитие двигательной активности детей: катание на санках, катание с горки. | Внести в центр природы атрибуты для полива растений, опрыскивание, рыхление. Внести в центр художественного творчества материал для аппликаций, рисования. | Пригласить родителей для участия в развешивании кормушек. Оформление стенда «Птицы говорят вам «СПАСИБО». |