Консультация для родителей.
"Детские капризы, или кто кого воспитывает".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_kogo_vospityvaet.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские капризы, или кто кого воспитывает.
Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самые обычные поручения – помыть руки, убрать за собой игрушки – ребенок может ответить молчаливым неповиновением или бурным протестом. Склонность к капризам связана, конечно, с психофизическими особенностями детей. Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. И все-таки причины капризов и упрямства малыша не столько в особенности его возраста, сколько в неправильном воспитательном подходе к нему.
У грудного ребенка капризов как таковых нет. Сигналы о том, что ему пора поменять мокрые пеленки или накормить его - это не капризы. Однако если родители не умеют вовремя предупредить детский плач, ребенок вынужден напомнить им о своих неудобствах, у него появляется привычка добиваться всего криком. Частые отрицательные эмоции закрепляются, создают предпосылку для зарождения капризов.
Капризы могут быть и предвестниками болезни. Капризы заболевшего ребенка – временное явление, связанное с болезнью, и по выздоровлении малыша они пройдут.
Причиной капризов может быть перенасыщение впечатлениями, например, после просмотра вечерних телепередач. Детский ум нельзя перегружать множеством впечатлений: даже самые приятные, но в большом количестве, они не приносят малышу тех удовольствий, на которые рассчитывают родители, желая его порадовать.
Нередко упрямство детей принимают за нервные проявления: капризничая, малыш кричит, замахивается кулаками, раскидывает вещи по всему дому, топает ногами, падает на пол. Чтобы убедиться в ошибочности своего предположения, следует показать ребенка врачу. Если ребенок здоров, то задача родителей состоит в том, чтобы проанализировать сложившиеся в семье отношения между ребенком и взрослыми, раскрыть причины «нервных» взрывов малыша. Надо иметь при этом в виду, что бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих. Поэтому когда истерика раздражается, попытайтесь не обращать на нее внимания и помогите ее преодолеть. Не следует уступать, иначе подобные сцены повторятся. Не сердитесь, не кричите – этим можно только заставить ребенка продолжать истерику. Дайте ему возможность успокоиться. Упрямый ребенок способен оглашать дом воплями хоть целый час – в этом случае достаточно показать желание помириться, не уступая в главном.
Одна из причин непослушания детей – неразумная любовь родителей к ним, вернее, проявления этой любви. Безусловно, не любить своего ребенка – противоестественно. Без любви трудно привить растущему человеку отзывчивость, внимание к людям, умение считаться с окружающими. Любовь к ребенку выражается и в уважении, и в последовательной требовательности, и в умеренной доброте. Родительская любовь не исключает, а предполагает разумную строгость, объективность.
Если ребенок чувствует, что постоянно является центром всеобщего внимания, что все разговоры в семье – о нем, он поневоле становится домашним тираном, с помощью своих «дай», «принеси», «хочу», «не хочу» командует взрослыми, добиваясь желаемого. Одержимые в стремлении доставить ребенку радость, родители забывают о воспитании дисциплины желаний. Ребенок привыкает только брать, ничего не давая взамен.
Есть и другая крайность, очень нежелательная, - чрезмерная строгость воспитания, которая вызывает у ребенка ощущение подавленности. По сути требовательность – это диктат, она должна быть разумной и доброжелательной.
Доброжелательность, стремление к взаимной помощи, общий трудовой настрой благоприятно влияют на формирование личности ребенка. Важно и единство требований к малышу со стороны взрослых членов семьи. К капризам приводит непоследовательность в требованиях к ребенку. Часто бывают капризными дети, не знающие ни в чем ограничений. У них своевременно не формируется тормозной процесс, умение сдерживать себя, подождать. Одним из средств предупреждения капризов является своевременное приучение ребенка к некоторому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть из первых понятных ребенку слов. Но слишком частое повторение «нельзя» тоже может привести к капризам.
Детские капризы, как и все в поведении ребенка, не случайны. Они всегда имеют какой-то источник, а неправильное поведение взрослых поддерживает и укрепляет эти капризы.
Путь предупреждения капризов – разумная организация жизни и деятельности ребенка, знание возрастных особенностей, единство требований в семье, устранение избытка внимания к ребенку. Важное значение имеют меры, направленные на укрепление нервной системы ребенка, соблюдение режима сна, питания, организация бодрствования.