Здоровьесберегающие технологии
Где здоровье, там и я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_obuchayushchihsya.docx | 27.28 КБ |
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказкотерапия как средство развития обучающихся»
Сказки любят и дети, и взрослые. Это редкий литературный жанр, который нравится всем. Кто-то скажет:"На дворе высокотехнологичный XXI в., инновационные технологии, мировой кризис, а вы говорите о каких-то сказках". Но сказки - драгоценное наследие человечества, и их нельзя забывать и недооценивать. Воздействие произведений искусства и творческой деятельности на личность настолько велико, что в современной психологии появилось новое направление - арттерапия (исцеление искусством) одной из форм которого является сказкотерапия. Особенностью сказкотерапии состоит в том, что развитие личности школьников происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Сказка содержит в себе несомненные нравственные ценности: в ней добро всегда побеждает зло; осуждается и высмеивается лень. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища (например, "мышка-нарушка", "лисичка-сестричка" и др.), а поступки и действия героев открывают ребенку мир человеческих возможностей. Слушая сказки, ребенок "впитывает" в себя ее философские смысла, стили взаимоотношений и модели поведения. Сказкотерапию можно назвать "детским" методом только потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия. При помощи сказкотерапии эффективно развиваются способности школьников.
Через занятия с элементами сказкотерапии я стараюсь и по форме и по содержанию наполнить сказкой жизнь детей, у которых проблемы в развитии.
По определению Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия - это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказкотерапия - означает "лечение сказкой". Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить его профессиональные задачи.
Сказкотерапия (по Шороховой О.А.) - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность обучающихся.
На занятиях по сказкотерапии развитие личности и речи обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1.Активность: от потребности в эмоциональной разрядке через самовыражение в активном действии - к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
2.Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов - через обоснование собственной точки зрения в речи - доказательстве - к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3.Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове - через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции - к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки - через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове - к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению "неэффективного" стиля поведения на продуктивный.
5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений - через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре - драматизации.
6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого - через словесные рассуждения относительного динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов - к творческим импровизациям по сюжету.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева разработала структуру коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия.
1.Ритуал "входа" в сказку (настрой на совместную работу, любое "сплачивающее" упражнение).
2.Повторение (вспомнить прошлый опыт, прошлое занятие).
3.Расширен (расширить представления ребенка о чем-либо, рассказ или показ сказки).
4.Закрепление (приобретение нового опыта; игры; символические путешествия).
5.Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью).
6.Резюмирование(обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся).
7.Ритуал "выхода" из сказки (закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде, определение эмоционального отношения.
Таким образом, сказочные сценарии, их обыгрывание незаменимы для развития игровой деятельности, для формирования функционально- ролевых отношений в группе детей с нарушенным интеллектом: во-первых, потому что ребенку с интеллектуальным дефектом довольно трудно построить "сценарий", выделить и распределить роли, а сказка помогает ему в этом; во-вторых, межличностные отношения также даны в готовом виде, но даже ребенок с нарушенным интеллектом, перенося их на себя в большей или меньшей степени изменяет их, что способствует развитию адекватного отношения его к окружающим.
Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с историей, бытом, культурой народов мира, соприкосновение с театральным искусством.
Проживая роль сказочного персонажа, ребенок приобретает жизненный опыт. Чтобы сыграть роль сказочного персонажа, надо не только ознакомиться с текстом, но и проанализировать сказку: выяснить тему и идею произведения, характер героя, в какое время происходит действие, познакомиться с культурой этого народа.
Проигрывание ролей в сказке способствует снятию эмоционального, интеллектуального и физического напряжения, делают обучающегося добрее и восприимчивее к окружающему миру, формируют навыки слышать себя и другого. У детей появляется возможность к проявлению самостоятельности, что ведет к повышению самооценки и уравновешивает психологическое здоровье обучающихся.
Особое значение на занятиях сказкотерапии имеет "Пальчиковый театр". На занятии взрослый рассказывает сказочную историю, а дети по ходу действия при помощи фигурок из пальчиков изображают ее участников. Данная методика обеспечивает активность всех детей на занятиях. Они не только слушают сказку, но и сами являются участниками представления. Выполнение необходимых движений требует от обучающихся произвольного внимания, сосредоточенности, определенных физических усилий. Тем не менее дети получают от этого огромное удовольствие.
Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с историей, бытом, культурой народов мира, соприкосновение с театральным искусством.
Проживая роль сказочного персонажа, ребенок приобретает жизненный опыт. Чтобы сыграть роль сказочного персонажа, надо не только ознакомиться с текстом, но и проанализировать сказку: выяснить тему и идею произведения, характер героя, в какое время происходит действие, познакомиться с культурой этого народа.
Для развития творческих способностей необходимо развитие именно творческой деятельности. Необходимо развивать стремление к общению со сверстниками, направляя его стремление к общению через результаты творчества.(результаты нашего творчества - участия во всех классных и школьных конкурсах: инсценирование сказки, конкурс чтения стихов о временах года, тематические классные часы, участие в праздниках и т.д.)
Трудно представить себе занятия сказкотерапии без пересказа. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения. Разнообразие видов пересказов вносит оживление в занятие (пересказ, близкий к тексту, выборочный, сжатый, пересказ по опорным словам, пересказ устное рисование картин, и пр.)
Пересказ относят к числу творческих приемов развития речи обучающихся. В изложении звучит живая речь школьника. Языковые средства усваиваются при чтении, беседах, в ходе анализа текста, становится для обучающегося своими, и в процессе составления собственного текста обучающийся строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе воспроизведения.
Лепка и аппликация также используются на занятиях сказкотерапии, что способствует развитию творческих способностей. В начальных классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, зайчика, т.е. отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.
Наиболее эффективным заданием творческой работы считают составление кроссвордов по прочитанным сказкам. Их составление повышает интерес детей к сказкам. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать прочитанные сказки.
Драматизация этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах. При помощи драматизации образы из сказок показываются в действии. Показ можно провести: 1. только с помощью слова, т.е. в форме чтения в ролях и коллективной декламации; 2. Только средствами движения, т.е в виде пантомимы; 3. Соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.
Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.
Возможны следующие формы драматизации на занятиях сказкотерапии: пальчиковый театр, театр на ладошке, кукольный театр костюмированные представления по известным сказкам, музыкальные инсценировки, театр на столе.
Для развития речи обучающихся могут быть использованы разные методики, в том числе и методика скороговорения. На занятиях сказкотерапии используются следующие формы работы со скороговоркой: скороговорные разминки; скороговорные пятиминутки. Для концентрации внимания, настроя на положительную эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовки артикуляционного аппарата обучающихся к занятию может быть использована скороговорная разминка, которая проводится в начале урока.
Для снятия интеллектуального напряжения смены вида деятельности в середине занятия или в конце занятия я в своей практической деятельности провожу скороговорную пятиминутку.
Варианты обыгрывания скороговорок:
* проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно, восторженно, грустно, удивленно и т.д.)
* проговаривание, сопровождаемое определенными загадочными действиями (хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями и т.д.)
* импровизационное инсценирование скороговорок. (персонального или по группам).
Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом и перед собой; изменению отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполненности, дарит великую эстетическую радость.
На занятия по сказкотерапии я создаю положительные мотивации к общению детей, с этой целью по сюжету сказки проводятся игры на развитие выразительности движений, мимики и речи, раскованности и произвольности.
На занятии мною ставится цель развития восприятия и понимания сказки детьми. Осознание прямого и переносного смысла сказки дает возможность ребенку активно поддерживать контакт со сверстниками и учителем. Развитие средств общения на сказкотерапевтических занятиях сочетается с познанием окружающего мира. В восприятии речевых сообщений идет коррекция слухоречевой памяти, лексико-грамматического строя речи, развитие сенсорно-перцептивного уровня речи. Дети учатся воспринимать текст с учетом особенностей персонажа сказки, его эмоционального состояния.
На своих уроках по сказкотерапии я широко использую работу с картачками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок.
Дети учатся распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображенных на картинках, пересказывать сказки.
Проведя ряд практических занятий по сказкотерапии можно отметить, что эти занятия развивают у детей устную, выразительную, монологическую речь, память, внимание, мышление эмоционально- волевую сферу, творческие способности и т.д. Обучающиеся на занятиях активно принимают участия, с интересом выполняют предложенные учителем игры и задания.
Сказкотерапия оказывает воздействие на эмоциональное состояние ребенка мотивацию его поступков, на внутренний мир и нравственные ориентиры в условиях социализации личности обучающихся. На занятиях сказкотерапии обучающиеся учатся концентрировать свое внимание во время выполнения заданий, расширяют представления об эмоциях и связанных с ними физических состояний: эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность. Также следует отметить, что обучающиеся формируют у себя способность регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот. Занятия по сказкотерапии помогают детям развивать воображение и фантазии, развивают силу голоса, интонационную выразительность. Воспитанники учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Сказкотерапия способствует развитию умению свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других, активизируется творческое мышление.
Во время занятий мною применяются разные методы обучения: кукольный театр, пальчиковый театр, театр на столе, инсценирование эпизодов из сказки, инсценирование сказок, игры и т.д. Я стараюсь создать благоприятные условия для прохождения занятий.
Таким образом, сказкотерапия является эффективным средством развития обучающихся на начальном этапе – 1 класс.
Список литературы
В.М.Блейхер, И.В.Крук "Практическая патопсихология"
Т.Д.Зинкевич - Евстигнеева "Тренинг по сказкотерапии"
О.А.Шорохова "Играем в сказку".
О.И.Логинова "Сказкотерапия"
Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева "Практикум по сказкотерапии"
О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина "Читаем сказки с логопедом"
Начальная школа №2 2013
Воспитание и обучение №3 2005
Начальная школа №11 2000
Начальная школа №7 2007
Предварительный просмотр:
«Укрепление здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий».
Иванкина Н. В.
1КК
2013г.
Здоровьесберегающие технологии
Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область "Здоровье", содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области "Здоровье", но и интегрированно, при решении задач других образовательных областей. В связи с этим, актуальной становится тема "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ", применение которых возможно если будет осуществляться корректировка технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; будет создано в ДОУ здоровьесберегающее пространство; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Выделяют три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей,.
Статья: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий:
- Здоровье физическое.
- Здоровье психическое.
- Здоровье социальное.
- Здоровье нравственное.
Критерии оценки здоровья:
- Уровень работоспособности.
- Оценка наличия вредных привычек.
- Выявление физических дефектов.
- Оптимальный двигательный режим.
- Рациональное питание.
- Закаливание и личная гигиена.
- Положительные эмоции.
- Социальное благополучие.
Принцины здоровьесберегающих технологий:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- всестороннего и гармонического развития личности;
- системного чередования нагрузок и отдыха;
- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Формы занятий:
- с использованием профилактических методик;
- с применением функциональной музыки;
- с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- через оздоровительные мероприятия;
- создания здоровьесберегающей среды.
Средства здоровьесберегающих технологий: 1.Средства двигательной направленности:
- элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
- физические упражнения;
- физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фототерапия, ингаляция).
3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня….)
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Существуют следующие приемы: 1.Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).
2.компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж...)
3.Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).
4.Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам). Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
У детей до семи лет среди заболеваний занимают: 1 место - заболевания органов дыхания; 2 место - инфекционные и паразитарные болезни; 3 место - болезни нервной системы и органов чувств; 4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:
- Рациональное питание.
- Оптимальная для организма двигательная активность.
- Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» - просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а последовательно и режима дня.
- Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
- Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Диагностика - процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье.
Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:
- оценка физического развития;
- оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).
Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия). Существуют следующие формы работы: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в детском саду, физкультминутки, игры, развлечения, соревнования и др. Цель таких занятий - активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности.
Литература:
- В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии».
- Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».