Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе речевого развития детей дошкольного возраста со сложным дефектом в развитии.
Проект «Вместе сможем всё»
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе речевого развития детей дошкольного возраста со сложным дефектом в развитии.
Сотрудничество детского сада и родителей представляет одно из важнейших направлений деятельности нашего детского сада. Оно отражается в целостной системе многочисленных мероприятий: родительские собрания, консультирование родителей, дни открытых дверей, привлечение родителей к непосредственному участию в мероприятиях, планированию работы.
Участие родителей в жизни ребенка в детском саду помогает им: радоваться его успехам; установить доверительные отношения с ребенком; видеть мир глазами ребенка; научиться видеть слабые и сильные стороны своего ребенка, чтобы учитывать их; относиться к ребенку как равному. При этом происходит одновременно личностный рост ребенка и взрослого.
Компетентностный подход в деле речевого развития детей заключается в привлечении родителей к этому процессу. Для повышения компетентности родителей в речевом развитии детей, укрепления сотрудничества семьи и детского сада, используется метод проектов. С этой целью был разработан проект «Вместе сможем всё». Данный метод комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество взрослых и детей, учет возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей детей, деятельностный подход, актуализацию субъективной позиции всех участников образовательного процесса, взаимосвязи педагогического процесса с социумом.
Участники проекта: учитель-дефектолог, учитель-логопед, родители воспитанников, дети, воспитатели группы, педагог-психолог.
Цель: Формирование активной позиции родителей как соучастников речевого развития и дальнейшей социализации ребёнка со сложными дефектами в общество.
Проект рассчитан и включает в себя несколько этапов:
1 этап - подготовительный.
Цель- выявление потребностей и возможностей детей и родителей в речевом развитии.
Планируемый результат:
- информированность педагогического коллектива, детей и родителей о целях и задачах речевого развития;
- информация: о состоянии уровня речевого развития детей группы о запросах и потребностях родителей, о готовности к сотрудничеству с детским садом для совместной работы по речевому развитию детей со сложными дефектами, о наличии условий для речевого развития ребёнка;
- модель взаимодействия с родителями по речевому развитию детей со сложными дефектами.
Основные направления деятельности:
- изучение нормативно-правовой базы речевого развития ребёнка со сложными дефектами.
- анализ интересов, потребностей и возможностей детей и родителей;
- проектирование речевого развития детей, создание системы работы – рабочей программы речевого развития;
- создание рабочей программы, поиск и подбор материала по речевному развитию детей со сложными дефектами.
2 этап – внедренческий
Цель – развитие необходимых условий и организация взаимодействия с родителями по речевому развитию детей со сложными дефектами.
Планируемый результат:
- наличие организационных, информационных, мотивационных, нормативно-правовых условий;
- реализованная модель взаимодействия с родителями по проблеме речевого развития детей со сложными дефектами;
- адаптированная рабочая программа педагога, специальные индивидуальные программы развития детей группы «Светлячок»
Основные направления деятельности:
- создание ресурсов для речевого развития детей со сложными дефектами;
- организация процесса взаимодействия.
3 этап – коррекционный
Цель – коррекция системы взаимодействия в соответствии с запросами родителей и социума.
Планируемый результат:
- Модель взаимодействия соответствующая запросам родителей и социума, учитывающая опыт данной деятельности (речевое развитие детей со сложными дефектами в ДОУ «Дюймовочка»).
Основные направления деятельности:
- проведение различных форм взаимодействия по проблеме речевого развития детей со сложными дефектами с родителями;
- внесение дополнений и изменений в процесс речевого развития детей со сложными дефектами;
- внесение дополнений и изменений в условия речевого развития детей со сложными дефектами.
4 этап – итоговый
Цель – подведение итогов, презентация деятельности по речевому развитию детей со сложными дефектами.
Планируемый результат:
- информация об основных результатах деятельности по проблеме;
- информирование всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, представителей социума).
Основные направления дальнейшей деятельности:
- анализ деятельности по проблеме;
- информирование (сообщение на педсовете, педагогических чтениях города, областной конференции и проведение дня открытых дверей).
Реализация проекта осуществляется в соответствии с разработанной моделью взаимодействия педагогов, родителей, детей. Данная уровневая модель обеспечивала активное участие родителей в планировании и организации деятельности по речевому развитию детей. Согласно модели были выделены следующие уровни включения родителей в образовательный процесс:
1-й уровень – родители посещают различные мероприятия, досуги, праздники, развлечения, вступают в диалог с учителем-логопедом.
2-й уровень – родители знакомятся с особенностями современного воспитания и образования в семье и образовательных учреждениях, участвуют в работе круглых столов, в работе родительского актива, поддерживают творческие начинания детей, опираясь на их личностные особенности.
3-й уровень – активно принимают участие в организации круглых столов, активно включаются в детский проект, принимают помощь педагогов, методистов, психологов в изучении личности своего ребенка, в выявлении его индивидуальных задатков.
Важнейшим условием включенности родителей является их педагогическое просвещение в речевом развитии ребенка со сложными дефектами.
Содержание просветительской работы с родителями предусматривает:
- создание позитивной мотивации родителей к участию в активной речевой деятельности их детей, к продуктивному взаимодействию;
- изучение своих возможностей и способов достижения целей в речевом образовании своего ребенка;
- обучение способам участия родителей в проектировочной деятельности (эмоциональная поддержка деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, практическая, материальная, информационная, психологическая помощь в реализации проекта, содействие педагогу в выявлении и решении проблем
- изучение форм и способов отслеживания развития своего ребенка
Ожидаемый результат:
Сформированность активной позиции родителей, как соучастников речевого развития детей и дальнейшей социализации ребёнка со сложным дефектом развития в общество.