Коррекционно-развивающая среда групп компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом развития.
Коррекционно-развивающая среда групп компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом развития.
В группе для детей с ОВЗ мной, совместно с воспитателями группы, была создана благоприятная коррекционно-развивающей среда, повышающая эффективность коррекционно-образовательного процесса. Развивающая среда являлась содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Коррекционно-развивающая среда, решала задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с отклонениями в развитии. При организации коррекционно-развивающей среды учитывались следующие факторы:
· структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при организации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;
· специфика организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта детей;
· соответствие информационного поля познавательным и коммуникативным возможностям детей;
· обеспечение в среде обучающих, тренинговых и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;
· организация поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на «зону его актуального развития» для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации «зоны ближайшего развития»;
· меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов, коррекционных ситуаций.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов и оборудования обеспечивала игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, их эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
Предметно-пространственная среды группы была трансформируема в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Воспитанникам была обеспечена периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
В пространственно-развивающей среде группы отражены пять образовательных областей: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. В каждую область включены центры, к каждому центру для детей имеется свободный доступ.
Образовательные области:
1.Художественно-эстетическое развитие.
Центр изобразительного творчества.
Цель: Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цветоразличения, творческих способностей детей.
В данном центре находятся материалы и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации.
Центр конструирования.
Цель: Развитие пространственных представлений, конструктивного праксиса, мелкой моторики, творческого воображения.
В нем находятся материалы для строительного центра и центра автомобилистов: различные конструкторы - деревянные и пластиковые, «лего» - крупные и мелкие, пазлы, машины, человечки (для обыгрывания различных сюжетов). Игровой материал достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием данного центра можно перемещаться в любое место группы и организовывать игровую деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально.
2.Социально-коммуникативное развитие.
Центр сюжетно-ролевой игры.
Цель: Развитие интереса к сюжетно-ролевой игре, наблюдательности, подражательности, желания действовать с элементами костюмов, имитировать действия персонажей. Формирование основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни социума.
В данном центре находятся материалы и оборудование для организации сюжетно-ролевых игр. Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые замыслы». Вся игровая стационарная мебель многофункциональна, может использоваться в различных сюжетно-ролевых играх. Игровой материал помещён в контейнеры с условными обозначениями.
3.Познавательное развитие.
Центр ознакомления с окружающим миром.
Цель: Сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явления окружающей действительности.
В данном центре размещены материалы по ознакомлению с окружающим миром согласно лексической теме недели: иллюстрации, книги, развивающие и дидактические игры, наборы сюжетных игрушек (дикие, домашние животные, животные Севера, жарких стран и т.д.).
Центр социального развития.
Цель: Создание условий для эмоционального здоровья детей, приобретения детьми навыков построения отношений с окружающими людьми, социального одобряемых норм поведения.
В данном центре размещены материалы по формированию личностных концентров ребенка: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир»; портфолио детей, материалы по формированию эмоций и чувств, валеологической и экологической культуре. Материалы по патриотическому воспитанию: государственная символика, информация о родном крае, размещены материалы проектов, реализуемых в группе: «Мы живем на Урале», «С чего начинается Родина».
Центр сенсорного развития.
Цель: Развитие восприятия, создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Обогащение чувственного опыта детей и умения фиксировать его в речи.
В данном центре размещены материалы для формирования сенсорного воспитания детей: шнуровки, различные виды мозаики, вкладыши, пазлы, дидактические и развивающие игры из различных материалов. Спектр игр разнообразный, многофункциональный и служит для обогащения чувственного опыта детей, развития всех анализаторов.
Центр опытно-экспериментальной деятельности.
Цель: Развитие чувственного опыта детей, представлений об окружающем мире, предметах живого и неживого мира, умения экспериментировать с различными материалами.
В данном центре имеется стол с углублениями для песка, воды, сыпучих материалов природного и растительного происхождения (песок, камешки, галька, ракушки, фасоль, желуди и т.д.). Емкости различной вместительности, подносы, совочки, лопатки и т.д. Данный центр сочетается с экологическим, он содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за растениями: палочки для рыхления, лейки, пульвелизатор, фартуки.
4.Речевое развитие.
Театральный центр.
Цель: Формировать интерес к театральной деятельности, учить сопереживать героям, следить за развитием сюжета, учить передавать вербальными и невербальными средствами образы героев, имитировать их характерные действия.
В данном центре размещены различные виды театра (кукольный, настольный, пальчиковый, перчаточный), большое количество масок, театральных атрибутов и костюмов.
Книжный центр.
Цель: Формировать навыки слушания, умения обращаться с книгой, умения сопереживать героям литературных произведений, желания подражать положительным поступкам.
Центр представлен книгами различной тематики. Ежеквартально в данном центре организуются литературные выставки.
5. Физическое развитие.
Центр физического развития.
Цель: Развитие физических качеств детей – ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, координированности движений, силы, выносливости.
Данный центр содержит в себе традиционное физкультурное оборудование (мячи, кегли, обручи, силомеры, кольцебросы и т.д.), и нетрадиционное, изготовленное руками родителей и педагогов (массажные дорожки из различных материалов, мешочки с песком, ленты и т.д.).