"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"


Предварительный просмотр:

«Пальчиковые игры как средство развития

мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

I. Обоснование темы…………………………………………………………………..5

1.1 Цель, задачи, ожидаемые результаты……………………………………………5

1.2 Актуальность выбранной темы…………………………………………………..6

1.3 Новизна темы……………………………………………………………………...8

1.4 Принцип подбора пальчиковых игр …………………………………………….9

II. Практическая часть……………………………………………………………….12

2.1 Объем и содержание работы……………………………………………………12

2.2 Диагностика……………………………………………………………………...14

Перспективный план…………………………………………………………….…..18

Список литературы………………………………………………………………….26

Введение

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. 

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.[4,2]. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»[4,5].

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора.

Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению детей пальчиковым  играм. Такие игры очень эмоциональны и увлекательны для детей. В процессе реализации работы планируется привлечь  родителей  к процессу развития мелкой моторики кистей рук малышей, предоставить им  возможность обучиться пальчиковым играм, как средству развития мелкой моторики.

       

                                                           

Обоснование темы

Цель: развитие мелкой  моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
  • создать картотеку пальчиковых игр;
  • привлекать родителей  к проведению пальчиковых  игр  в домашней обстановке;

Ожидаемые результаты:

  1. В результате предложенных упражнений разовьется мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений, развивается речь детей.
  2. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.
  3. Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр.

Перечень основных мероприятий:

- Разработка  форм  и  методов  реализации  методической разработки.

- Проведение пальчиковой гимнастики, информирование родителей.

Исполнители мероприятий:     Воспитатели, дети и родители средней группы.

Актуальность выбранной темы

Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика».

 Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.

 Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день.

Гипотеза: можно предположить, что в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма, улучшит речевые способности ребенка.

Объект: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Предмет: приобщение родителей к проведению пальчиковой игры и ее значение для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Новизна темы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования переносит акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, развитие (качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность) ребенка не через систему знаний, а через эффективные формы организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры. Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность к восприятию художественного слова, развивать память, воображение и речь. С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность детей, построить увлекательное занятие в детском саду. Также пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их, вместе с тем развивать и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Наилучшего результата в развитии мелкой моторики ребенка позволяет добиться специальный принцип подбора игр, который представлен ниже.

Принцип подбора пальчиковых игр.

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

  1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
  2. использовались изолированные движения каждого из них.

Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.

На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры:

  1.  на расслабление;
  2.  в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;
  3. на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

Таким образом, приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).


  • Сорока-ворона кашу варила…
  • В гости к пальчику большому приходили прямо к дому…
  • Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая…
  • Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…
  • Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…
  • Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём…
  • Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…
  • Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..
  • Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»…
  • У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат…
  • У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей…
  • Я по лавочке иду, перстенёчек хороню в матушкин теремок…                                                                                                                  
  • Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок!..»
  • Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала…
  • Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке…
  • «Чья копна на моей копне?» - «Моя!» - «Скинь долой, поезжай домой!..»
  • «В баньку впустишь?» - «Водички нет!..»
  • Сунь-ка пальчик – выскочит зайчик! (Она же  - «Колодчик».)
  • «Моя пашет!» - «И моя пашет!» - «Моя сеет!» - «И моя сеет!..»
  • На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..
  • Мы делили апельсин. Много нас, а он один…
  • Две сороконожки бежали по дорожке…


  • Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.
  • Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.
  • Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
  • Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
  • Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага, разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.
  • Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

Перечень основных мероприятий:

- Разработка  форм  и  методов  реализации  методической разработки.

- Проведение пальчиковых игр, информирование родителей.

Исполнители мероприятий:

Воспитатели, дети и родители средней группы

Практическая часть

Объем и содержание работ

Направление деятельности

Содержание деятельности

Диагностика развития мелкой моторики рук.

Проведение диагностики уровня развития мелкой моторики детей 4- 5 лет.

Создание картотеки пальчиковых игр

«Наши пальчики играют»

Подготовка наглядного материала

Консультации на стенд, папки передвижки, памятки для родителей.

Составление перспективного плана пальчиковых игр.

Систематизация, дополнение картотеки пальчиковых игр «Наши пальчики играют».

Индивидуальные беседы с родителями

Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и пальчиковой игры

Ознакомление родителей с информацией на тему «Пальчиковая игра, что это?»

Размещение папки передвижки в раздевалке,  для ознакомления родителей с информацией.

Индивидуальные консультации для родителей.

Консультирование родителей по вопросам, возникающим в процессе реализации работы.

Игра-беседа с детьми.

«Наши помощники» - вызвать у детей интерес к пальчиковым играм.

Привлечение родителей к выполнению дома пальчиковой гимнастики.

Создание, раздача памятки для родителей: «Поиграем с мамой дома»

Включение пальчиковой гимнастики в различные режимные моменты.

Каждодневное систематическое выполнение пальчиковой гимнастики.

Диагностика развития мелкой моторики

Проведение повторной диагностики уровня развития мелкой моторики детей 4- 5 лет.

Обследование мелкой моторики рук

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми  движений, напряжение мышц.

Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).

Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». 

Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».

Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек).

Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения. Каждое упражнение выполняется 3 раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:

1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);

2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;

3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).

1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх . Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 5( дети 5-6 лет до 10)

3. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.

 Педагог предлагает вырезать из бумаги круг. При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость

руки ребенка.

  1. Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

  1. Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.

Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».

  1. Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества.

Оборудование: треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый, картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый, картонный).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник

 КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

  1.  Вдевание шнурка в дырочки.. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.
  2. . Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение)

Графические навыки.

  1. «Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом.

Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце педагог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша).

Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

  1.  Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Все полученные данные заносятся в таблицу.

Условные обозначения:

если ребенок справился с заданием — 1 балл;

если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;

если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.

Характеристика групп

Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая моторика развита хорошо.

Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11 - 8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.

Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.

Условные обозначения:

«+» - правильное выполнение задания

« - » - задание выполнено неверно;

«V» - неустойчивое выполнение задания.

Перспективное планирование

пальчиковых игр

для средней  группы

(от простого к сложному)

Сентябрь

1-2 неделя

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают большой палец.

Загибают указательный палец.

Загибают средний палец.

Загибают безымянный палец.

Загибают мизинец.

Сжимают и разжимают кулачки.

Сентябрь

3-4 неделя

Один, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,                    

Этот пальчик резать стал,                                                                            

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик стал варить,

А этот пальчик сел и все съел,            

Оттого и потолстел!

            Пальцы в кулачки, ладошками наверх.

Отогнули мизинцы, далее следующие пальцы по одному.

Большие пальцы вверх!

Октябрь

1-2 неделя

Как живёшь?

- Вот так!

А плывёшь?

- Вот так!

Как бежишь?

- Вот так!

 Вдаль глядишь?

- Вот так! Машешь вслед?

-Вот так! Ночью спишь?

- Вот так! (Ладони под голову).

А шалишь?

- Вот так!

(Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак).

(Руками изображают движения пловца).

(Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища).

(Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу).

(Энергичные движения кистями рук).

(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щёчкам)

Октябрь

3-4 неделя

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний —

Сам мизинчик-малышок.

Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя.

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук). («дом»):

(поочередно называемые пальцы соединяются с

большими на обеих руках одновременно).

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только

мизинцы).

(кулаки стучат друг о друга).

(ритмичное сжимание пальцев  в кулаки). 

Ноябрь

1-2 неделя

 «Замок»

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог? Потянули, Покрутили, постучали

И — открыли!

(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок»).

(повторение движений).

(пальцы сцеплены в «замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону). (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).

Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).

(пальцы расцепить, ладони в стороны).

Ноябрь

3-4 неделя

 Это папа -  мышь.

Он красивый, как все мышки:

У него мягкая шкурка,

у него большие уши,

у него острый носик,

А хвост во-о-о-о-т такой!

Повтор: для мамы мыши  - указательный палец, для брата мыши – средний палец, для сестры мыши – безымянный.

А это мышка-малышка.

Она совсем не похожа на других мышей!

Шёрстка у неё гладкая, ушки маленькие, носик остренький,

а хвостик во-о-о-т такой!

( дети показывают большой палец)

(дети гладят одной рукой кисть другой руки)

(рисуют в воздухе пальцем уши)

(дети складывают кончики пальцев вместе и  приставляют их к носу)

(дети показывают отрезок примерно 30 см).

(дети показывают мизинец)

(дети качают головой)

(показывают руками всё, как и прежде, только меньших размеров, хвост примерно 5-7 см).

Декабрь

1-2 неделя

Жил да был весёлый гном

с круглыми ушами.

он на сахарной горе

спал под воротами.

Вдруг откуда ни возьмись великан явился,

съесть он гору  захотел, только подавился!

Ну а что ж весёлый гном?

Так и спит глубоким сном!

(дети показывают руки над головой, изображая колпачок) (описывают руками большие круги вокруг ушей)

(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник)

(пальцы изображают ворота)

(руки высоко подняты над головой)

(подносят руки ко рту)

(дети смеются)

(дети изображают спящего гнома)

Декабрь

3-4 неделя

Быстро с пальчика на пальчик         

Скачет зайчик, скачет зайчик,      

Вниз спустился, повернулся,          

 И опять назад вернулся.                    

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик,

Снова вниз и снова вверх

Прыгнул зайчик выше всех!

Правая рука – зайчик. Сначала на каждый слог

указательный палец прыгает по 2 раза на каждом

пальцем левой руки без большого, а далее по 1 разу.

Выше всех – на большой палец левой руки.

Январь

1-2 неделя

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинай считать опять. 

Раз,два,три,четыре,пять.

Мы закончили считать.

(пальцы рук соединяются ритмично в    «замок»). 

(ритмичное касание одноименных пальцев  обеих

рук).

(касание пальцев, начиная с мизинцев).

(руки вниз, встряхнуть кистями).

Январь  

 3-4 неделя

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает ложится

А потом, а потом

Мы из снега лепим ком

Ух!

Ритмично, плавно опускать руки вниз

Круговые движения кистями рук

Плавно опускать руки вниз

Имитация сгребания снега

Выполнять движение «лепим пирожки»

Бросить снежок вперед

Февраль

1-2 неделя

На поляне дом стоит

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

 В этот домик приглашаем.

(«дом»).

(«ворота»).

(ладони разворачиваются параллельно друг другу),

(«дом»).

Февраль

3-4 неделя

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и  вверх).

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

Март  

1-2 неделя

Дружно пальцы встали в ряд                    

Десять крепеньких ребят                          

Эти два – всему указка                              
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка                         
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны                                
   

Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки                          
  
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них                       
  
Два больших и удалых                              
  

Показать ладони.
Сжать пальцы в кулак.
Показать указательные пальцы.

Показать средние пальцы.

Показать безымянные пальцы.

Показать мизинцы.

Остальные пальцы сжать в кулак.

показать большие пальцы.

Март  

3-4 неделя

К Кате гости прибежали,

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,

Здравствуй Жанна,

Рад Серёжа,

Рад Снежана

Не хотите ль пирожок?

Может коржик

Иль рожок

Вот драже вам на дорожку

Вы берите понемножку

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

(бежим пальчиками по столу или по полу)

(соединяем большой и указательные пальчики)

(большой и средний)

(большой и безымянный)

(большой и мизинец)

( ладошки складываем вместе)

(показываем 2 открытые ладошки)

(2 кулачка ставим друг на дружку)

(пальчиком тычем в открытую ладошку)

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Апрель       

 1-2 неделя

Жили – были в домике

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

Раз,два,три,четыре,пять

Стали гномики стирать

Таки – рубашки,

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

(сжимать и разжимать кулачки)

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

(разгибать пальчики)

(тереть кулачки друг о друга)

(загибать пальчики, начиная с большого)

Апрель             

3-4 неделя

Шёл один я по дорожке,

Шли со мной мои две ножки,

Вдруг на встречу три мышонка,

Ой, мы видели котенка!

 У него четыре лапки,

 На лапках - острые царапки,

Один, два, три, четыре, пять,

 Нужно быстро убегать !

(показываем один пальчик)

(показывает два пальчика)

(показываем три пальчика)

(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

(показываем четыре пальчика)

(царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

(на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

(двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Май   

1-2 неделя

Наши нежные цветки              

Раскрывают лепестки,            

Ветерок чуть дышит,                

Лепестки колышет.                   

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки,

Головками кивают,

Тихо засыпают.

Соединяем ладони, образуя «бутон». Затем «раскрываем

цветок» - пальчики разводим в стороны, затем пальцы

шевелятся, снова соединяются в «бутон». Слегка покачиваем руками.

Май      

3-4 неделя

Есть такая палочка

Палочка-стукалочка

Застукалкой постучишь

Вылетает синий чиж

Чижик знает песенку

Про мышат, про лесенку

Как по лесенке гурьбой

Лезли мыши в кладовой

Лесенка свалилась

Мыши покатились

Стучать пальчиком о пальчик

Соединять поочередно одноименные пальцы

Сложить руки в замок, пошевелить пальцами

Повернув руки ладонями к себе выкладывать палец одной руки между пальцами другой «лестницей»

Резко повернуть одну руку ладонью вниз, положить на нее др.  ладонь

От плеча пробежаться пальчиками по телу до колен.

Уронить руки вниз - мыши покатились

Список литературы

  1. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)
  2. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  3. Белкина, В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», 1998
  4. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
  5. Здравствуй пальчик! Как живешь?: картотека пальчиковых игр / сост. Л. Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014.
  6. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60-64.)
  7.  Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет / сост. Т. В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
  8. Рогожина, Е. Упражнения на развитие мелкой моторики [Текст] /Е. Рогожина//Дошкольное воспитание. – 1998. - №9 .
  9. Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)
  10. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
  11. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
  12. Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.



Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

(Из опыта работы)

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»

                              В.А.Сухомлинский

В настоящее время установлено, что в ходе эволюции развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев помогают достичь гармонии в тандеме тело – разум, поддерживают системы мозга в превосходном состоянии. Так, в Китае для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.  На Руси существовали свои пальчиковые забавы, которыми обучали всех малышей.

В.А.Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая ребёнку различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования) - он получает необходимый стимул для развития. Поэтому мною была выбрана данная тема для работы с детьми.

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Цель работы: развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики с помощью пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

    «Социально-коммуникативное развитие»:

 -формировать умение принимать игровую задачу;

-содействовать развитию игровой деятельности;

-выполнять действия в определённой последовательности.

    «Познавательное развитие»:

-поддерживать и развивать интерес к обследованию предметов и действию с ними;

-развивать тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к предметам;

-развивать умение различать правую и левую руку.   

«Речевое развитие»:

-формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками;

-формировать умение правильно произносить звуки;

-развивать умение слушать речь,  понимать содержание и соотносить слова с действиями пальцев;

-обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов.

    «Художественно-эстетическое развитие»:

-формировать умение договаривать строки стихотворения;

-побуждать к заучиванию коротких стихотворных текстов;

-развивать продуктивную деятельность детей – аппликацию, лепку.

    «Физическое развитие»:

-развивать мелкую моторику, координацию движения руки;

-формировать умение согласовывать движения с речью;

-формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева).

Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику

Пальчиковые игры – это открытие нашей народной педагогики; это общение ребёнка с ребёнком; это общение ребёнка со взрослым.

«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - это самые первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа.  Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет большое значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно- моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.

        Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

   5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

   6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:

- Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы»);

- Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»);

- Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);

- Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики»);

- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);

- Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же »);

- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);

- Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги);

- Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание);

- Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр - нравятся малышам, дети с удовольствием повторяют (если ребенок разговаривает) за взрослыми тексты и движения. Если у ребенка не развита речь - эти игры его раскрепощают, и он с удовольствием произносит то, что позволяет его речевое развитие. В дальнейшем, при ежедневном повторении игры и введении новых игр, которые заинтересуют ребенка, он будет пытаться произносить за взрослым речитатив. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, дети могут выполнить их самостоятельно с 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик (использовать только пальчиковые краски). Детям очень нравятся такие моменты игры. Они ждут, чтобы снова и снова поиграть. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству. Они помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Существуют негласные правила в проведении пальчиковых игр. Соблюдая их, вы точно сможете добиться положительного результата. Вот некоторые из них:

  • Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
  •  Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успех.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Достичь хороших результатов позволяет использование разнообразных форм работы с родителями:

  • индивидуальные беседы;
  • консультации для родителей, на которых объяснялось, что надо учить ребенка манипулировать предметами;
  • консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста», «Пальчиковая гимнастика»;
  • практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
  • памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики».

Родителями были сделаны игрушки для пальчикового театра, были изготовлены разнообразные пособия для развития мелкой моторики. Для этого использовались липкая лента, кнопки, пуговицы, ленточки, бантики, прищепки, шнурки.

В результате работы над проблемой развития мелкой моторики с помощью пальчиковых игр и упражнений были достигнуты следующие результаты:

- дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;

- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Содержание модели организации образовательной деятельности с детьми

младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО по развитию

 мелкой моторики рук у детей

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика.

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев

руки. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Вопрос развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика».

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Пути решения проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Педагогам необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Необходимо организовывать целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные технологии развития детей. Обогащать окружающую среду достаточным количеством пособий для развития мелкой моторики рук. Создать условия в дошкольном учреждении для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда, будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны

приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.

                           

СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

СООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ДО

Направление работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Особенности организации совместной деятельности детей и взрослых в режимных моментах и организованная деятельность по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Рисование манкой, солью.

Дети рисуют непосредственно пальцами и ладошками, рисовать можно двумя руками. С помощью соли или манки ребята легко меняют детали изображения и на одной и той же рабочей поверхности рисуют бесконечное число раз. Рисунки получаются интересные, разнообразны и непредсказуемы.

Работа с пластилином.

Процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев.

Аппликация развивает и воспитывает у ребёнка чувство вкуса, аккуратность,

усидчивость, трудолюбие, но также способствует развитию моторики рук, которая так необходима ребёнку дошкольного возраста.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять

своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В свободное время можно поиграть с детьми.

Упражнение «Месим тесто»

В большую миску насыпаем горох, фасоль. Ребёнок месит его руками, приговаривая:

«Месим, месим тесто.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи».

Упражнение «В поисках сокровищ». 

Ребёнок с любопытством погружает ручки в крупу и на ощупь ищет на «дне» маленькое сокровище игрушку.

Вечером можно провести представление совместно с детьми обыграть любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7 козлят» в разных вариантах театра:

- настольный плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый. Это хорошее

средство для развития движений пальцев и речи детей.

Игра с песком «Строим мир»

Использование именно игр в песок позволяет достигать хороших результатов при решении ряда задач:

- формирование коммуникативных умений,

- снятия тревожности,

- развития мелкой моторики и др.

Игры с конструктором.

Развитию мелкой моторики способствует конструирование, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве.

Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой

моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Уголок для развития мелкой моторики рук с разнообразным материалом и

дидактическими играми на развитие мелкой моторики рук.

Игры, изготовленные руками взрослых из бросового материала для развития

мелкой моторики и ознакомления с окружающим миром.

Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук.

Театральный уголок, где дети самостоятельно и совместно с воспитателем могут инсценировать знакомые сказки.

Возможные формы взаимодействия с родителями по развитию мелкой

моторики у детей младшего дошкольного возраста

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Цель: помочь осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

1. Игра «Песочница» на кухне. (рисование на крупе)

2. Игра «Мозаика из пробок». (выложить рисунок из пуговиц или пробок)

3. Игра «Шагаем в пробках».

Рекомендации родителям.

1. С.А. Тимофеева, А.А. Шевченко: Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях в детском клубе.

2. Екатерина Шмелева: Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет.

Родительское собрание

«Цветные ладошки»

Цель: Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Задачи собрания:

1. Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского

творчества.

2. Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми раннего возраста.

Форма работы: круглый стол.

План:

1. «Вместо кисти – ладошка».

Значение рисования для всестороннего развития ребенка.

2. Знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего возраста.

3. Творческая минутка.

4. Выставка рисунков детей и родителей. Обмен мнениями.

Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

- кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;

- формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-

третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления

ребенка.

Работа над развитием мелкой моторики у детей способствует решению целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика» «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Список используемых источников

1. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

2. Гаврина С., Кутявина Н. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 1998г.

3. Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С. – П., 2000г.

4. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.

5. Развитие мелкой моторики рук у детей 2 – 4 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.

6. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО – Пресс, 2001г.

7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С – Пб, "Корона", 2007г.

8. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.rakushka66.ru/index.php?

option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132

9. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proigrushku.ru/razvitiemelkoj-

motoriki-u-detej__