Мастер-класс
Мастер-класс "Мы с предметами играем - свои пальцы развиваем"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Игры с предметами на развитие мелкой моторики" | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги!
Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.
Прежде чем начать наш мастер-класс, хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками. Мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.
Читается стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять Мы бумажку будем мять! Мы бумажку будем мять! Свои ручки развивать! (Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок)
В ручку правую возьмём И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём, Левой ручке отдаём. (Берём в левую руку и мнём только левой рукой)
В ручку левую возьмём И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём И на стол быстрей кладём. (Убираем смятую бумагу на край стола)
На бумажку посмотрите, На что похоже, говорите!
(Участники отвечают, на что похожа их смятая бумажка)
Вопросы педагогам: Для чего мы делали это упражнение? Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?
Я: «Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай сам – и ты научишься» – это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.
Теоретическая часть
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Кант. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Что такое моторика? Моторика, в переводе с латинского – движение.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны, в них можно играть как в детском саду, так и дома. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры.
Практическая часть
Приступать к пальчиковым играм или к гимнастике нужно теплыми руками. Поэтому сейчас мы с вами сделаем массаж ладоней. Активизируем тактильные ощущения.
I. Игра с мячиками:
Для этого мы используем массажные колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по ладони левой руки)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму,
И другой рукой начну.
Колобок наш отдохнёт
И опять играть начнёт (повторяем то же самое другой рукой)
II. Теперь выполним упражнение «Мизинчик» (упр. направлено на развитие движений пальцев рук, запоминание названий пальцев в обратном порядке)
Наш мизинчик утром встал, Безымянного поднял, Средний пальчик потянулся. Указательный проснулся, Должен и большой ставать Братьев в садик провожать.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, а так же разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с различными предметами.
1. Игровой самомассаж кончиков пальцев с помощью бельевых прищепок
Описание игры. Участники бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки). На каждый ударный слог. От большого пальца к мизинцу. (Многократное повторение движений разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, оказывает тонизирующий эффект)
Упражнение «Гусенок»
Вот проснулся, встал гусенок, Пальцы щиплет он спросонок. Дай, хозяйка, корма мне, Раньше, чем моей родне.
2. Игры с предметами «Жемчужина» (Крупные бусины) (Работа в парах)
Три бусины кладутся в ладошку
Черные жемчужины лежат на дне морском, Черные жемчужины засыпаны песком. (другая рука ритмично постукивает по кулаку с бусинами)
Наши пальчики на дно морское ныряют, Чёрные жемчужины оттуда извлекают. (левой рукой пытаемся достать по одной жемчужине из правой руки)
1,2, 3, - на жемчужины смотри! (раскрываем левую ладошку с жемчужинами)
3. Использование губки для массажа пальчиков.
Описание. В левую руку кладется губка, сложенная пополам.
Наш веселый крокодил (Соединяем кончики губки) Всё по улице ходил Он гулял, гулял, гулял, Пять лягушек повстречал. (Показываем пальцы правой руки) А лягушки испугались сразу тут же разбежались. (Прячем пальцы правой руки) Наш зеленый крокодил сразу-сразу загрустил: (Опускаем кисть левой руки)
Вы лягушки не бегите, вы лягушки погодите, (Показываем пальцы правой руки) Я не буду вас кусать, я вас буду щекотать. (массируем кончики пальцев от фаланги до основания)
4. Использование маленьких игрушек (Развитие тактильных ощущений)
Наша кошечка такая – хозяйка просто золотая: (игрушку ставим на ладонь правой руки)
Пол подметает, (Имитируем игрушкой движения по ладони)
Пыль вытирает, (Массируем каждый кончик пальцев)
Варит вкусно кашу, кашу-малашу. (круговые движения по ладошке)
Эту кашу деткам дает (нажимаем на кончики пальцев)
С ними песенки поет, пляшет, веселится (постукивающие движения игрушкой по ладошке)
Детками гордится.
4. Использование простого карандаша (упр. на разогрев ладоней)
Описание. Взять простой карандаш в ладошки и покрутить сильно-сильно, пока ладошки не разогреются.
Карандашик я кручу, Пальчик ловким быть учу. Карандашик дорогой, Поиграй-ка ты со мной.
Удерживание карандаша одноименными пальцами рук. (работа в парах) (упр. на развитие силы кончиков пальцев рук)
«Держите, пусть мостик будет крепкий-крепкий, а я по нему похожу:
Я по мостику хожу, Крепкий ли мостик, погляжу.»
5. Игры с крупой.
- Игра «Соревнование»
Цель. Формировать знания о крупах разного размера, развивать ловкость, быстроту движений, моторику пальцев рук.
Описание игры. Для каждого участника на столе стоит тарелка с мелкой крупой и фасолью. Участники, используя указательный и средний пальцы должны на скорость (пока играет музыка) переложить фасоль в другую тарелку.
2) «Найди сокровище»
Цель. Развивать тактильные ощущения, стимулировать развитие чувственного восприятия, активизировать активные точки.
Описание игры. В лоток с разными видами круп спрятать мелкие игрушки. Игровая ситуация: «На дне моря спрятан клад, давайте его найдем». Дать участникам возможность соприкоснуться с крупой, тем самым осуществляя естественный массаж ладоней и пальчиков. Попросить участников на ощупь определить и назвать, что спряталось в крупах.
В настоящее время существует множество увлекательных игр и упражнений на развитие мелкой моторики.
Пальчиковые игры можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
И в заключение нашего мастер-класса я желаю всем построить дом,
Чтоб окошко было в нем, чтоб у дома дверь была,
Рядом, чтоб росла сосна.
Чтоб вокруг забор стоял.
Пёс тот дворик охранял.
Чтоб на травке жил жучок,
Бегал быстрый паучок.
Солнце грело, дождик шёл.
Чтоб в саду тюльпан расцвёл.
Чтоб флажок на доме был,
А за домом ёжик жил!
Уважаемые участники мастер-класса, я надеюсь, что представленный мной материал был полезен и сможет пригодится вам для игр с детьми.