Методическая разработка СУ-Джок

Рыль Наталья Александровна

Методическая разработка поможет педагогам и родителям в развитии ребенка с помощью массажера СУ-ДЖОК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su_dzhok.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Дзержинский детский сад №3 «Тополек» комбинированного вида.

Технология «Су-джок»

Использование элементов су-джок терапии в коррекционно-педагогической работе учителя-логопеда.

Ответственный исполнитель:

учитель-логопед Н.А.Рыль

С. Дзержинское 2020 год

Одно из направлений моей педагогической деятельности в коррекционной и развивающей  работе по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием су-джок терапии в процессе коррекции речи.

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления.

Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.

Приемы Су – Джок терапии: 

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

 Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

 Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работу провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

несколько вариантов работы с использованием су-джок колец:

  • Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке.
  • Ребёнок зажимает массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
  • Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.

Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов

Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования су-джок терапии.

Задачи.

  • Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
  • Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
  • Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
  • Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

Пути реализации су-джок терапии в ДОУ.

Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.

Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии)

Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

Для реализации задач использую следующие направления и формы работы:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • совершенствование навыков пространственной ориентации.
  • упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Для осуществления этих форм работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов су-джок терапии.

Перспективный тематический план.

Примерные названия

сентябрь

Основные виды деятельности

Игры

«Наш новый друг – шарик-массажер»

  1. Комплекс упражнений с использованием шаров-массажеров «Шарик непростой», «Су-джок»
  2. Массаж пальцев пружинным кольцом «Дорожка»

Игра  « Найди домик шарику»

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

«Продолжаем знакомство с шариком»

  1. Комплекс упражнений с использованием шаров-массажеров «Я мячом круги катаю», «Мяч».
  2. Массаж пальцев пружинным кольцом «Вышли пальцы погулять»

Игра «Путаница»

Дыхательная гимнастика «Наберем воздух»

октябрь

«Ежик»

  1.  Комплекс упр-й с шариком «Ежик»
  2. Комплекс упр-й с кольцом «Ежик на прогулке»

 

Дыхательная гимнастика «Листочки»

«Осень»

  1.  Комплекс упражнений с шариком «Ловкие пальчики»
  2. Комплекс упр-й с кольцом «Пальчики хотят играть»

 

Дыхательная гимнастика «Согреем ладошки»

 «Фрукты, ягоды, грибы»

 Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик.

Удивляется мой друг  «Сколько здесь грибов вокруг !»

Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть !

Рыжики, волнушки   найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу !

Большой палец левой руки оставляют, грозят ему .

 Игра «Эхо»

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

«Медведи»

  1.  Комплекс упр-й с шариком и с кольцом «Медведица», «Медвежата».

 Дыхательная гимнастика «В лесу»

ноябрь

Основные виды деятельности

Игры

«В лесной чаще»

  1. Комплекс упр-й с шариком «Ежик»

Комплекс упр-й с кольцом «Белка»

Дыхательная гимнастика «АУ»

 «Домашние любимцы»

  1.  Комплекс упр-й с шариком  «Котик»
  2. Комплекс упр-й с кольцом «Наши питомцы»

 

Дыхательная гимнастика «Кошка»

 «Веселая семейка»

  1.  Комплекс упр-й с шариком «Кормилец»
  2. Комплекс упр-й с кольцом «Моя семья»

Дыхательная гимнастика «Обними себя»

«Перелётные птицы»

Тили – тели, тиле – тели,

С юга птицы прилетели!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко .

Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей .

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели !

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Игра  «Летает-не летает»

Дыхательная гимнастика «Наберем воздух»

 декабрь

«Зимующие птицы»

  1. Комплекс упр-й с шариком «Воробушки».
  1. Комплекс упр-й с кольцом «Сорока-ворона».

 Игра  «Летает-не летает»

Дыхательная гимнастика «Перышки»

 «Зимние забавы»

 Что зимой мы любим делать .

Дети катают Су – Джок между ладонями.

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

 Игра  «Холодно – горячо»

Дыхательная гимнастика  «Снежинки и ветерок»

«Мебель»

 Мебель я начну считать. кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Вот сколько мебели назвал.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

 

Дыхательная гимнастика «Подуем на плечо»

«Новый год»

  1.  Праздник приближается, ёлка наряжается.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Мы развешали игрушки. бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

 Игра  «Хоровод»

Дыхательная гимнастика «Сугробы»

Январь   

Основные виды деятельности

Игры

 «Животные севера»

 

Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

Это ласты , а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Комплекс упражнений с шариком и кольцом «Зайки».

Игра «Фигуры»

Дыхательная гимнастика «Шарик красный»

 

«Животные юга»

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой – крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый  зебренок,

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

За кем же торопится каждый ребенок .

Дети катают Су – Джок между ладонями.

 Игра  «Мартышки»

Дыхательная гимнастика  «Насос»

Февраль.  

«Транспорт»

  1.  Комплекс упражнений с шариком «Поехали!»
  2. Комплекс упр-й с кольцом «Дорожка»

Игра  «Трамвайчик»

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

«Планета Земля»

Комплекс упр-й с шариком «Рыбки»

Комплекс упр-й с кольцом «Мишкины запасы»

Игра «Потерянная игрушка»

Дыхательная гимнастика «Воздух»

«Мир вокруг нас»

Комплекс упр-й с шариком «Снежок»

Комплекс упр-й с кольцом «Мальчик-пальчик»

Дыхательная гимнастика «Кошка»

«Я познаю мир»

  1. Комплекс упр-й с шариком «Ходит ежик»
  2. Комплекс упр-й с кольцом «Веселый счет»

Дыхательная гимнастика «Сдуй снежок с ладошки»

Март

Основные виды деятельности

Игры

«Профессии»

  1.  Комплекс упр-й с кольцом «Дорожка»
  1. Комплекс упражнений с шариком  «Пальчики хотят играть»

  Игра  «Как живёшь?»

Дыхательная гимнастика  «Дровосек»

 «Дружба крепкая»

  1.  Комплекс упр-й с шариком «На лужке»
  2. Комплекс упр-й с кольцом «Мальчик-пальчик»

 Игра «Путаница»

Дыхательная гимнастика «Обними себя»

«Приятного аппетита!»

Комплекс упр-й с шариком «Помощники»

Комплекс упр-й с кольцом «Сушки»

Игра «Что где»

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

«Весна»

  1.  Комплекс упр-й с шариком «Ладошки солнышку покажем»
  2. Комплекс упр-й с кольцом «Ручеек»

 Игра  «Найди домик шарику»

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Апрель.  

«Игрушки»

  1.  На большом диване в ряд
  2. Куклы Катины сидят:
  3. Два медведя, Буратино,
  4. И веселый Чиполлино,
  5. И котенок, и слоненок.
  6. (поочередно катаем шарик Су Джок к каждому
  7. пальчику, начиная с большого)
  8. Раз, два, три, четыре, пять.
  9. Помогаем нашей Кате
  10. Мы игрушки сосчитать.

 Игра «Найдите различия»

Дыхательная   гимнастика  «Самолет»

«Одежда»

  1.  Постираю чисто, с толком.
  2. Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.
  3. Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,
  4. А ещё футболку, джинсы, свитерок  и брюки.
  5. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с
  6. мизинца правой руки.
  7. Вот устали мой руки !
  8. Встряхивают обе руки.

  

Дыхательная   гимнастика  «Маятник»

«Растения»

  1.  Комплекс упр-й с горошинами «Горошек»

 

Дыхательная гимнастика «Косим траву»

 «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Девочка Иринка кукле говорила .

« Салфетки должны бить в салфетнице,

Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль , конечно, в солонке !»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

 Игра  «Как живёшь?»

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»  

 Май

Основные виды деятельности

Игры

«Чудесница-вода»

  1. Комплекс упр-й с шариком «Колобок»
  2. Комплекс упр-й с кольцом «Змей-Горыныч»

Дыхательная гимнастика «Бульканье»

«Краски лета»

  1. Комплекс упр-й с шариком «На лужке»
  2. Комплекс упр-й с кольцом «Дорожка»

Дыхательная гимнастика «Пчелка»

Используя элементы су-джок терапии, применяю следующие методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя су-джок.

2. Словесные приемы. Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.

3. Игровые приемы. Занятие-игра, игровые упражнения.

4. Наглядные приемы. Схемы. Видеоматериалы. Иллюстрации.

5. Практические действия. Массаж кистей и пальцев.

Су-джок терапию провожу поэтапно.

I этап.

Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.

II этап.

Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап.

Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

При организации работы по су-джок терапии придерживаюсь следующих требований.

Мотивационное обеспечение: привлекаю тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).

Эмоциональное сопровождение:

  • атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
  • доброжелательный настрой;
  • заинтересованность логопеда в успехах детей;
  • собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

Форма организации: индивидуальные, подгрупповые занятия.

Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

В результате использования су-джок терапии:

  • осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
  • стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
  • развивается координация движений и мелкая моторика;
  • развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной  деятельности.

Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по су-джок позволяет добиться следующих преимуществ: 

  • сократить сроки коррекционной работы;
  • повысить качество работы;
  • снизить энергетические затраты;
  • наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

Приложение. 

«Су-джок"

Этот кругленький дружок

Называется Су-Джок

Этот шарик разноцветный

Покатаем мы в руках

Чтобы легче было думать,

Сила чтоб была в руках

Покатаем по ладошкам

Он откроется вот так!

Там, волшебное колечко

Не большое, ни малое,

В гости к пальчикам заходит

Всем оно подходит.

Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха  И кусала всех от страха, (дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик». 

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями.

На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие.(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями).

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

 - Мальчик-пальчик, Где ты был?(надеваем кольцо  Су Джок на большой палец) - С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец) -С этим братцем щи варил,(надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)-С этим братцем кашу ел,(надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)-С этим братцем песни пел(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).

Сказка «Ёжик на прогулке».

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом и нахмуриться) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиком пальцев стучать по колючкам шарика). Спрятался ёжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб (прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ёжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).

 «Мяч».

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Звук «Ш».

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

«Горошки»

Это шарик не простой,

Он колючий, вот какой. (любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой)

Будем с шариком играть,

Своим ручкам помогать. (катаем шарик горизонтально между ладонями)

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем. (катаем шарик вертикально)

Катаем, катаем, катаем

Сильней на шарик нажимаем. (катаем шарик вертикально, нажимаем до покалывания)

Как колобок мы покатаем,

Сильней на шарик нажимаем. (катаем шарик в центре ладошки по кругу)

В ручку правую возьмём,

В кулачек его сожмем.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем. (выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку левую возьмем

В кулачек его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем. (выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

Есть у нас на них горошки? (кладём шарик на стол и смотрим, есть ли на них ямочки от шарик)

Мы похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки

Мы немножко отдохнём,

Заниматься мы начнём.

«Пружинка»

Раз, два, три, четыре, пять!

Пружинку будем мы катать!

Вот нашли большой мы пальчик.

Он попрыгает, как зайчик!

Вверх-вниз, верх-вниз

Ты, пружиночка катись!

Указательный поймаем

И пружинку покатаем.

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Где ты, наш середнячок,

Ты ложись-ка на бочек!

Вверх-вниз, Вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Кольца любит безымянный

Покажись-ка, наш желанный

Вверх- вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Вот наш пальчик маленький

Самый он удаленький!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Мы пружиночки, снимаем

Свои пальчики считаем. 1,2,3,4,5!1,2,3,4,5!

А сейчас мы проверяем

На двух ручках посчитаем!

1,2,3,4,5! Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохнем!

«Ходит ёжик».

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

«Су-джок и гимнастика»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

«Зайки».

На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/

«Медведица»

Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Используемая литература:

  1. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.