Методическая копилка
Материалы для уроков истории, обществознания, диагностики, мониторинга
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система контрольных работ:
- Тематические самостоятельные работы по всемирной истории
- Тематические самостоятельные работы по истории России
- Итоговые контрольные работы
Структура и форма заданий тематических самостоятельных работ соответствует КИМам ГИА. Работа рассчитана на 1 урок (45 минут) и состоит из 3 частей, содержащих 20 заданий.
Часть 1 содержит 12 заданий с выбором ответа. С их помощью провыеряется базовый уровень подготовки- знание дат, фактов, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из источника, работать с исторической картой, схемой и иллюстративным материалом.
Часть 2 состоит из 5 заданий, проверяющих предметные и общеучебные умения и навыки: установление последовательности событий, систематизации фактов, понятий, работу со статистической информацией, сравнение исторических событий и явлений, работу с информацией, представленной в виде схемы.
Часть 3 содержит 3 задания с развернутым ответом. Эти задания предусматривают анализ исторического источника, анализ исторической ситуации, сравнение исторических событий и явлений, составление плана ответа на данную тему (в зависимости от варианта)
Тематические самостоятельные работы по истории Отечества
№ | Класс | Тема |
6 | Народы и государства на территории нашей страны в древности. Русь в IX-начале XIв. Русские земли и княжества в XII- начале XVв. | |
6 | Российское государство в XV-XVI вв. (1425-1598гг. ) | |
7 | Российское государство в XVIIв. (1598-1689 гг.) | |
7 | Российское государство в XVIII в. (1689-1801 гг.) | |
8 | Российское государство в первой половине XIX в. | |
8 | Российское государство во второй половине XIX в. | |
9 | Наша страна в 1900-1941гг | |
9 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | |
9 | СССР в 1945-1985 гг. | |
9 | Наша страна в 1985-2014гг. |
Оценивание тематических самостоятельных работ по истории Отечества индивидуально, в зависимости от варианта.
Критерии оценивания каждой работы прилагаются.
Спецификация
заданий тематических самостоятельных работ по Всемирной истории и
Итоговых контрольных работ по истории в 5-9 классах
№ задания | Проверяемые умения и способы деятельности | Уровень сложности | Баллы | № заданий по спецификации ОГЭ |
1 | Знание дат | Б | 1 | 1,5,11,16 |
2 | Знание фактов | Б | 1 | 2,6,12,14,17 |
3 | Знание причин и следствий | Б | 1 | 3,7,13 |
4 | Поиск информации в тексте | Б | 1 | 4,8,15,18 |
5 | Знание выдающихся исторических деятелей | Б | 1 | 9,19 |
6 | Знание основных фактов истории культуры | Б | 1 | 10,21 |
7 | Работа с исторической картой | Б | 1 | 20 |
8 | Работа с иллюстративным материалом | Б | 1 | 22 |
9 | Установление последовательности событий | П | 1 | 23 |
10 | Систематизация исторической информации (соответствие) | П | 2 | 24 |
11 | Систематизация исторической информации (многовариантный выбор) | П | 1 | 25 |
12 | Знание понятий, терминов | П | 1 | 27 |
13 | Сравнение исторических событий и явлений | П | 1 | 28 |
14 | Работа с информацией, представленной в виде схемы | П | 1 | 29 |
15 | Знание понятий, терминов (лишнее в ряду) | П | 1 | 30 |
16-17 | Анализ источника | П | 4 | 31-32 |
18 | Анализ исторической ситуации | В | 3 | 33 |
Б- базовый / П- повышенный / В- высокий
Критерии оценки
Максимальный первичный балл за работу: 23.
Баллы | 0-8 | 9-13 | 14-18 | 19-23 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Предварительный просмотр:
Спецификация
заданий контрольных работ по истории в 10-11 классах
№ задания | Проверяемые умения и способы деятельности | Уровень сложности | Баллы |
1 | Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий) | П | 1 |
2 | Знание дат (задание на установление соответствия) | Б | 2 |
3 | Определение термина (выбор одного элемента (термина, названия) из данного ряда) | Б | 1 |
4 | Определение термина по нескольким признакам | Б | 1 |
5 | Знание основных фактов, процессов, явлений (задание на установление соответствия) | Б | 2 |
6 | Работа с текстовым историческим источником (задание на установление соответствия) | Б | 2 |
7 | Систематизация исторической информации (множественный выбор) | П | 2 |
8 | Знание основных фактов, процессов, явлений (задание на заполнение пропусков в предложениях) | Б | 1 |
9 | Знание исторических деятелей (задание на Установление соответствия) | Б | 2 |
10 | Работа с текстовым историческим источником (краткий ответ в виде слова, словосочетания) | Б | 1 |
11 | Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица) | П | 3 |
12 | Работа с текстовым историческим источником | П | 2 |
13-16 | Работа с исторической картой (схемой) | Б,Б,Б,П | 1,1,1,2 |
17 | Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России (задание на установление соответствия) | Б | 2 |
18-19 | Анализ иллюстративного материала | П,Б | 1,1 |
20 | Умение использовать принципы структурно- функционального, временнóго и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание-задача) | В (№ 23 ЕГЭ) | 3 |
Дополнительные задания | |||
21-23 | Анализ источника | П,Б,В | 2,2,2 |
24 | Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии | В | 4 |
Б- базовый / П- повышенный / В- высокий
Критерии оценки
Отметка по 5-балльной шкале | 2 | 3 | 4 | 5 |
% выполнения | 0-39% | 40-59% | 60-79% | 80-100% |
На 45 минут | 0-12 | 13-19 | 20-25 | 26-32 |
На 90 минут | 0-16 | 17-25 | 26-33 | 34-42 |
Предварительный просмотр:
Спецификация
заданий контрольных работ по обществознанию в 5-9 классах
№ | Проверяемые умения и способы деятельности | Уровень сложности | Баллы | Задания ОГЭ |
Ч 1 (А и В) | ||||
1-3 | Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; | Б | 1,1,1 | 1,2,5,7,8, 10,14,17,18 |
4-5 | Задание на обращение к социальным реалиям | Б | 1,1 | 3,9,12,15,19 |
6-7 | Задание на анализ двух суждений | П | 1,1 | 4,6,10,13, 16, 20 |
8 | Задание на сравнение | П | 1 | 21 |
9 | Задание на установление соответствия | Б | 2 | 22 |
10 | Задание на выбор верных позиций из списка | П | 1 | 23 |
11 | Задание на выбор верных позиций из списка | П | 1 | 24 |
12 | Задание на установление фактов и мнений | П | 1 | 25 |
Ч2 (Текст С1-6) : | ||||
13 | Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задания на анализ источников) | П | 2 | 26 |
14 | Б | 2 | 27 | |
15 | П | 2 | 28 | |
16 | В | 3 | 29 | |
17 | П | 2 | 30 | |
18 | В | 2 | 31 |
Б- базовый / П- повышенный / В- высокий
Оценка состоит из 13 баллов части АВ+ 9 баллов части С. =22
Критерии оценки
Отметка по 5-балльной шкале | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первичные | 0-8 | 9-13 | 14-18 | 19-22 |
Предварительный просмотр:
Спецификация
заданий контрольных работ по обществознанию в 10-11 классах
№ | Проверяемые умения и способы деятельности | Уровень сложности | Балл | Задания ЕГЭ |
Ч 1 (В) | ||||
1 | Выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц (Схемы) | Б | 1 | 1 |
2 | Выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне (обобщение ) | Б | 1 | 2 |
3 | Соотнесение видовых понятий с родовым (Лишнее) | Б | 1 | 3 |
4 | Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (выбор из списка) | П | 2 | 4,7, 11, 13,17 |
5 | Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; ( соответствия ) | Б | 2 | 5,8, 14,18 |
6 | Применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (Соц.реалии) | П | 2 | 6, 9, 15, 19 |
7 | Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных системах, (графики, Конституция, статистика) | Б | 1 | 10, 12, 16 |
8 | Систематизировать, анализировать и обобщать Неупорядоченную социальную информацию (Пропуски) | П | 2 | 20 |
Ч2 (С) : | ||||
9 | Поиск информации в неадаптированных текстах | Б | 2 | 21 /С1 |
10 | Поиск информации в неадаптированных текстах. Объяснять внутренние и внешние связи | Б | 2 | 22/ С2 |
11 | Объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные понятия наук | В | 3 | 23/ С3 |
12 | Объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов. Оценивать действия субъектов социальной жизни. Формулировать аргументы | В | 3 | 24/ С4 |
13 | Задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте | В | 3 | 25/ С5 |
14 | Раскрытие теоретических положений на примерах | В | 3 | 26/ С6 |
15 | Задание- задача | В | 3 | 27/ С7 |
16 | План доклада по определенной теме | В | 3 | 28/ С8 |
17 | Эссе в виде черновика-конструктора | В | 5 | 29/ С9 |
Б- базовый / П- повышенный / В- высокий
Оценка состоит из 12 баллов части В+ 27 баллов части С. =39 / за 90 минут
Критерии оценки
Отметка по 5-балльной шкале | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первичные | 0-14 | 15-24 | 25-33 | 34-39 |
Предварительный просмотр:
Мониторинг знаний и умений по истории по анализу итоговых контрольных работ
ученика(цы) _______________________________________________
№ | Проверяемые умения и способы деятельности | Балл | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |||||
1п. | 2п. | ВИ | ИР | ВИ | ИР | ВИ | ИР | ВИ | ИР | |||
1 | Знание дат | 1 | ||||||||||
2 | Знание фактов | 1 | ||||||||||
3 | Знание причин и следствий | 1 | ||||||||||
4 | Поиск информации в тексте | 1 | ||||||||||
5 | Знание выдающихся исторических деятелей | 1 | ||||||||||
6 | Знание основных фактов истории культуры | 1 | ||||||||||
7 | Работа с исторической картой | 1 | ||||||||||
8 | Работа с иллюстративным материалом | 1 | ||||||||||
9 | Установление последовательности событий | 1 | ||||||||||
10 | Систематизация исторической информации (соответствие) | 2 | ||||||||||
11 | Систематизация истор. информации (многовариантн.выбор) | 1 | ||||||||||
12 | Знание понятий, терминов | 1 | ||||||||||
13 | Сравнение исторических событий и явлений | 1 | ||||||||||
14 | Работа с информацией, представл. в виде схемы | 1 | ||||||||||
15 | Знание понятий, терминов (лишнее в ряду) | 1 | ||||||||||
16-17 | Анализ источника | 4 | ||||||||||
18 | Анализ исторической ситуации | 3 | ||||||||||
Набранные баллы | ||||||||||||
Оценка |
Предварительный просмотр:
Мониторинг знаний и умений по истории по анализу итоговых контрольных работ
ученика(цы) _______________________________________________
№ | Проверяемые умения и способы деятельности | Балл | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |||||
1п. | 2п. | ВИ | ИР | ВИ | ИР | ВИ | ИР | ВИ | ИР | |||
1 | Знание дат | 1 | ||||||||||
2 | Знание фактов | 1 | ||||||||||
3 | Знание причин и следствий | 1 | ||||||||||
4 | Поиск информации в тексте | 1 | ||||||||||
5 | Знание выдающихся исторических деятелей | 1 | ||||||||||
6 | Знание основных фактов истории культуры | 1 | ||||||||||
7 | Работа с исторической картой | 1 | ||||||||||
8 | Работа с иллюстративным материалом | 1 | ||||||||||
9 | Установление последовательности событий | 1 | ||||||||||
10 | Систематизация исторической информации (соответствие) | 2 | ||||||||||
11 | Систематизация истор. информации (многовариантн.выбор) | 1 | ||||||||||
12 | Знание понятий, терминов | 1 | ||||||||||
13 | Сравнение исторических событий и явлений | 1 | ||||||||||
14 | Работа с информацией, представл. в виде схемы | 1 | ||||||||||
15 | Знание понятий, терминов (лишнее в ряду) | 1 | ||||||||||
16-17 | Анализ источника | 4 | ||||||||||
18 | Анализ исторической ситуации | 3 | ||||||||||
Набранные баллы | ||||||||||||
Оценка |
Предварительный просмотр:
Мониторинг знаний и умений по истории ученика 10класса _______________________________________
№ | Умения | Балл | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | № 10 | № 11 | № 12 | № 13 | Итог |
1 | Последовательность | 1 | ||||||||||||||
2 | Соответствие-даты | 2 | ||||||||||||||
3 | Термины- выбор | 1 | ||||||||||||||
4 | Термин -признаки | 1 | ||||||||||||||
5 | Соотв. –факты… | 2 | ||||||||||||||
6 | Соотв.- источники | 2 | ||||||||||||||
7 | Множеств. выбор | 2 | ||||||||||||||
8 | Пропуски | 1 | ||||||||||||||
9 | Соотв.-деятели | 2 | ||||||||||||||
10 | Источники- ответ | 1 | ||||||||||||||
11 | Тройная таблица | 3 | ||||||||||||||
12 | Текст | 2 | ||||||||||||||
13-16 | Историческая карта | 1,1,1,2 | ||||||||||||||
17 | Соотв.-культура | 2 | ||||||||||||||
18-19 | Иллюстрация | 1,1 | ||||||||||||||
20 | Анализ ист. ситуации | 3 | ||||||||||||||
21-23 | Анализ источника | 2,2,2 | ||||||||||||||
24 | Аргументация | 4 | ||||||||||||||
Набранные баллы | ||||||||||||||||
Оценка |
Предварительный просмотр:
Мониторинг знаний и умений по истории ученика 11 класса _______________________________________
№ | Умения | Балл | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | № 10 | Итог | |||
1 | Последовательность | 1 | ||||||||||||||
2 | Соответствие-даты | 2 | ||||||||||||||
3 | Термины- выбор | 1 | ||||||||||||||
4 | Термин -признаки | 1 | ||||||||||||||
5 | Соотв. –факты… | 2 | ||||||||||||||
6 | Соотв.- источники | 2 | ||||||||||||||
7 | Множеств. выбор | 2 | ||||||||||||||
8 | Пропуски | 1 | ||||||||||||||
9 | Соотв.-деятели | 2 | ||||||||||||||
10 | Источники- ответ | 1 | ||||||||||||||
11 | Тройная таблица | 3 | ||||||||||||||
12 | Текст | 2 | ||||||||||||||
13-16 | Историческая карта | 1,1,1,2 | ||||||||||||||
17 | Соотв.-культура | 2 | ||||||||||||||
18-19 | Иллюстрация | 1,1 | ||||||||||||||
20 | Анализ ист. ситуации | 3 | ||||||||||||||
21-23 | Анализ источника | 2,2,2 | ||||||||||||||
24 | Аргументация | 4 | ||||||||||||||
Набранные баллы | ||||||||||||||||
Оценка |
Предварительный просмотр:
Мониторинг знаний и умений по обществознанию ученика 10-11 класса (ТКР)_____________________________________
№ | Проверяемые умения и способы деятельности | Балл | Общ. | Чел. | Позн. | Дух. | Соц. | Экон. | Полит. | Право |
1 | Выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц (Схемы) | 1 | ||||||||
2 | Выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне (обобщение ) | 1 | ||||||||
3 | Соотнесение видовых понятий с родовым (Лишнее) | 1 | ||||||||
4 | Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (выбор из списка) | 2 | ||||||||
5 | Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; ( соотв.) | 2 | ||||||||
6 | Применять знания в процессе решения познавательных задач (Соц.реалии) | 2 | ||||||||
7 | Осуществлять поиск соц. информации в различных системах, (графики, Конституция, статистика) | 1 | ||||||||
8 | Систематизировать, анализировать и обобщать Неупорядоченную социальную информацию (Пропуски) | 2 | ||||||||
9 | С1. Поиск информации в неадаптированных текстах | 2 | ||||||||
10 | С2. Поиск информации в неадаптированных текстах. Объяснять внутренние и внешние связи | 2 | ||||||||
11 | С3. Раскрывать на примерах изученные понятия наук | 3 | ||||||||
12 | С4. Объяснять связи социальных объектов. Оценивать действия субъектов . Формулировать аргументы | 3 | ||||||||
13 | С5. Задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте | 3 | ||||||||
14 | С6. Раскрытие теоретических положений на примерах | 3 | ||||||||
15 | С7.Задание- задача | 3 | ||||||||
16 | С8. План доклада по определенной теме | 3 | ||||||||
17 | С9. Эссе в виде черновика-конструктора | 5 | ||||||||
Баллы | ||||||||||
Оценка |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию уч. 11 кл.____________________________
№ | Ведущие умения и виды деятельности, | Баллы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц | 1 | ||||||||
2 | Выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий | 1 | ||||||||
3 | Соотнесение видовых понятий с родовыми. | 1 | ||||||||
4 | Выбор из списка / Человек и Общество | 2 | ||||||||
5 | Соответствие . Человек и общество | 2 | ||||||||
6 | Выбор из списка. Человек и общество | 2 | ||||||||
7 | Выбор из списка. Экономика | 2 | ||||||||
8 | Соответствие . Экономика | 2 | ||||||||
9 | Выбор из списка. Экономика | 2 | ||||||||
10 | Экономика: задания на анализ графической информации | 1 | ||||||||
11 | Выбор из списка . Социальные отношения | 2 | ||||||||
12 | Выбор из списка. Социальные отношения | 1 | ||||||||
13 | Выбор из списка. Политика | 2 | ||||||||
14 | Соответствие. Политика | 2 | ||||||||
15 | Выбор позиция из списка. Политика | 2 | ||||||||
16 | Конституция РФ. Выбор из списка | 2 | ||||||||
17 | Характеристика основных социальных объектов. Соответствие | 2 | ||||||||
18 | Классификация путем установления соответствия. Выбор из списка | 2 | ||||||||
19 | Дифференциация в социальной информации фактов и мнений. Определение характера суждений | 2 | ||||||||
20 | Определение терминов и понятий, соответствующих контексту. Пропуски в тексте | 2 | ||||||||
21 | Задания на анализ источников (С1) | 2 | ||||||||
22 | Задания на анализ источников (С2) | 2 | ||||||||
23 | Задания на анализ источников. Привести примеры (С3) | 3 | ||||||||
24 | Задания на анализ источников. Объяснять , оценивать, формулировать на основе знаний и текста (С4) | 3 | ||||||||
25 | Раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте (С5) | 3 | ||||||||
26 | Раскрытие теоретических положений на примерах (С6) | 3 | ||||||||
27 | Задание-задача (С7) | 3 | ||||||||
28 | Составление плана доклада по теме (С8) | 3 | ||||||||
29 | Эссе (С9) | 5 | ||||||||
Баллы первичные | ||||||||||
Баллы вторичные | ||||||||||
Оценка |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ по истории уч. 11 кл.________________________________________
№ | Проверяемые умения, виды деятельности | Балл | ||||||||||||
Определение последовательности исторических событий | 1 | |||||||||||||
Знание дат (соответствие) | 2 | |||||||||||||
Определение терминов (множественный выбор) | 2 | |||||||||||||
Определение термина по нескольким признакам | 1 | |||||||||||||
Систематизация исторической информации: соответствие | 2 | |||||||||||||
Работа с текстовым историческим источником: соответствие | 2 | |||||||||||||
Систематизация исторической информации: множественный выбор | 2 | |||||||||||||
Факты, процессы, явления. Заполнение пропусков в предложениях. 1941-1945 | 2 | |||||||||||||
Исторические деятели: соответствие | 2 | |||||||||||||
Текстовый исторический источник. 1914—2012 . краткий ответ в виде слова, словосочетания | 1 | |||||||||||||
Систематизация исторической информации: таблица | 3 | |||||||||||||
Анализ текстовых исторических источников | 2 | |||||||||||||
Анализ исторических карт, схем | 1 | |||||||||||||
Анализ исторических карт, схем | 1 | |||||||||||||
Анализ исторических карт, схем | 1 | |||||||||||||
Анализ исторических карт, схем | 2 | |||||||||||||
Культура : соответствие | 2 | |||||||||||||
Анализ иллюстративного материала | 1 | |||||||||||||
Анализ иллюстративного материала | 1 | |||||||||||||
C1. Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника | 2 | |||||||||||||
C2. Поиск исторической информации | 2 | |||||||||||||
C3. Анализ исторического источника | 2 | |||||||||||||
C4. Анализ исторических фактов, процессов, явлений. Задание-задача | 3 | |||||||||||||
C5. Использование исторических сведений для аргументации в ходе дискуссии | 4 | |||||||||||||
2 события | 2 | Использование терминов | 1 | 11 | ||||||||||
2 личности и их роль | 2 | Отсутствие факт. ошибок | 2 | |||||||||||
2 причинно-следственные связи | 2 | Форма изложения | 1 | |||||||||||
Историческая оценка событий | 1 | ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ | ||||||||||||
ПЕРВИЧНЫЕ БАЛЛЫ | 55 | |||||||||||||
ВТОРИЧНЫЕ БАЛЛЫ | ||||||||||||||
ОЦЕНКА |
Предварительный просмотр:
№ | Задание, тема | Код | Балл | Вар.1 | Вар.2 | Вар.3 | Вар.4 | Вар.5 | Вар.6 | |
Определение последовательности исторических событий | 1 | |||||||||
Систематизация исторической информации: соответствие | 2 | |||||||||
Выбор исторических событий из ряда нескольких | 1 | |||||||||
Определение термина по нескольким признакам | 1 | |||||||||
Систематизация исторической информации: соответствие | 2 | |||||||||
Систематизация исторической информации: соответствие | 2 | |||||||||
Систематизация исторической информации: множественный выбор | 2 | |||||||||
История VIII — начало XX века: факты, процессы, явления | 1 | |||||||||
Систематизация исторической информации: соответствие | 2 | |||||||||
История 1914—2012 годов: краткий ответ в виде слова, словосочетания | 1 | |||||||||
Систематизация исторической информации: таблица | 3 | |||||||||
Анализ текстовых исторических источников | 2 | |||||||||
Анализ исторических карт, схем | 1 | |||||||||
Анализ исторических карт, схем | 1 | |||||||||
Анализ исторических карт, схем | 1 | |||||||||
Анализ исторических карт, схем | 2 | |||||||||
Систематизация исторической информации: соответствие | 2 | |||||||||
Анализ иллюстративного материала | 1 | |||||||||
Анализ иллюстративного материала | 1 | |||||||||
Определение характеристик исторического источника | С1 | 2 | ||||||||
Поиск исторической информации | С2 | 2 | ||||||||
Анализ исторического источника | С3 | 2 | ||||||||
Анализ исторических фактов, процессов, явлений | С4 | 3 | ||||||||
Анализ различных точек зрения и их защита | С5 | 4 | ||||||||
Историческое сочинение | С6 | 11 | ||||||||
Баллы | ||||||||||
% выполнения | ||||||||||
Оценка |
Подготовка к ЕГЭ по истории уч. 11 кл.________________________________________
Предварительный просмотр:
Подготовка к ОГЭ по истории уч. 9 кл.________________________________________
№ | Задание, тема | код | балл | ||||||
VIII–XVII веков: даты | А1 | 1 | |||||||
VIII–XVII веков: факты | А2 | 1 | |||||||
VIII–XVII веков: причины, следствия | А3 | 1 | |||||||
VIII–XVII веков: информация из источника | А4 | 1 | |||||||
XVIII – нач. XX в: даты | А5 | 1 | |||||||
XVIII – нач. XX в: факты | А6 | 1 | |||||||
XVIII – нач. XX в: причины, следствие | А7 | 1 | |||||||
XVIII – нач. XX в: информация из источника | А8 | 1 | |||||||
VIII – нач. XX в: выдающихся деятелей | А9 | 1 | |||||||
VIII – нач. XX века: культура России | А10 | 1 | |||||||
1917–1941 г: даты | А11 | 1 | |||||||
1917–1941 г: факты | А12 | 1 | |||||||
1917–1941 г: причины, следствия | А13 | 1 | |||||||
1941–1945 г: факты | А14 | 1 | |||||||
1941–1945 г: информация из источника | А15 | 1 | |||||||
1945–2010 г: даты | А16 | 1 | |||||||
1945–2010 г: факты | А17 | 1 | |||||||
1945–2010 г: информация из источника | А18 | 1 | |||||||
1945–2010 г: выдающиеся деятели | А19 | 1 | |||||||
VIII–XXI в: историческая карта, схема | А20 | 1 | |||||||
1945–2010 г: культура России | А21 | 1 | |||||||
VIII–XXI в: иллюстративный материал | А22 | 1 | |||||||
Установление последовательности событий | В1 | 1 | |||||||
Систематизация фактов, понятий | В2 | 2 | |||||||
Систематизация исторической информации (соответствие) | В3 | 1 | |||||||
Статистическим источником информации | В4 | 2 | |||||||
Понятия, термины | В5 | 1 | |||||||
Сравнение исторических событий и явлений | В6 | 1 | |||||||
Информация, представленная в виде схемы | В7 | 1 | |||||||
Понятия, терминов | В8 | 1 | |||||||
Анализ источника. Атрибуция документа | С1 | 2 | |||||||
Анализ источника. Логический анализ структуры текста | С2 | 2 | |||||||
Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов | С3 | 3 | |||||||
Сравнение исторических событий и явлений | С4 | 2 | |||||||
Составление плана ответа на данную тему | С5 | 3 | |||||||
Баллы | |||||||||
Оценка | |||||||||
Предварительный просмотр:
Предмет | Класс | Форма итоговой работы |
История | 5А, 5Б | Итоговая контрольная работа по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте |
История | 6А, 6Б | Итоговая контрольная работа по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте |
История | 7А, 7Б | Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ |
Обществознание | 9А | Пробная диагностическая работа ОГЭ |
История | 10А | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ |
История | 11А | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ |
Формы проведения итоговых контрольных работ по истории и обществознанию
Учитель: Бастракова И.В.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа № 1 по истории 6 класс
по теме «Древнерусское государство»
Вариант 1
Ученика (цы) 6_______ класса ________________________________
Бланк ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | ||||
13 | 14 | 15 | |||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 |
Балл ______________
Оценка____________
- Какое из перечисленных событий относится к XI в.?
1) битва на реке Калке
2) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега
3) съезд князей в Любече
4) первое упоминание в летописи о Москве
- Законодательный запрет кровной мести впервые был установлен
1) Правдой Ярослава 2) Правдой Ярославичей
3) Уставом Владимира Всеволодовича 4) Судебником Ивана III
- Следствием внешнеполитической деятельности князя Владимира Святославича стало
1) прекращение военных походов на Византию
2) ослабление опасности половецких набегов
3) укрепление юго-восточных рубежей Древнерусского государства
4) прекращение натиска крестоносцев на северо-западные русские земли
- Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о котором идёт речь.
«И сел [князь] в Киеве, и сказал: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот .князь. начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам…»
1) Рюрик 2) Олег 3) Игорь 4) Святослав
- Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Мономаха?
1) принятие Русью христианства 2) введение уроков и погостов
3) разгром Хазарского каганата 4) съезд князей в Любече
- Какое литературное произведение было создано в период существования Древнерусского государства?
1) «Повесть о разорении Рязани Батыем» 2) «Задонщина»
3) «Слово о законе и благодати» 4) «Житие протопопа Аввакума»
- Рассмотрите схему и выполните задание
Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».
1) из варяг в греки
2) из варяг в арабы
3) великий шелковый путь
4) великий водный путь
- Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание.
Укажите вид искусства, представленный на данной иллюстрации.
1) фреска
2) скань
3) миниатюра
4) зернь
- Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега;
2) дунайские походы князя Святослава Игоревича;
3) призвание на княжение варягов;
4) введение уроков и погостов.
- Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими во время их княжения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
КНЯЗЬЯ | СОБЫТИЯ | ||||||
А) Олег Вещий Б) Владимир Святославич В) Ярослав Мудрый
| 1) принятие Русью христианства 2) разгром Хазарского каганата 3) составление Русской Правды 4) объединение Киева и Новгорода |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
- Укажите категории зависимого населения Древнерусского государства, к которым относились люди, соглашавшиеся работать на определённых условиях, но зависимое положение которых не распространялось на членов их семей и не передавалось по наследству. Найдите в приведённом списке две категории и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) бояре; 2) ремесленники; 3) рядовичи; 4) купцы; 5) закупы.
- Запишите термин, о котором идёт речь.
«Название восточнославянского племенного союза, располагавшегося на среднем течении Днепра, племенным центром которого был Киев».
- Сравните внешнюю политику киевских князей Святослава Игоревича и Ярослава Мудрого. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
Черты сходства | Черты различия | ||
1) походы против Хазарского каганата
2) сражения с печенегами
3) военные столкновения с Византией
4) походы в Литву
14. Запишите слово, пропущенное в схеме.
- Ниже приведен ряд названий социальных групп. Все они, за исключением одного, относятся к Древней Руси.
Бояре, холопы, мещане, закупы, смерды
Найдите и запишите название социальной группы, появление которой относится к другому историческому периоду.
16-17. Из сочинения историка
«Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы было длительным процессом заселения и освоения пустующих или редко заселённых земель. Таким образом, это продвижение имело характер мирной _________________. Восточнославянские племена испытывали значительное влияние проживавших по соседству со славянами племён и народов.
С древних времён в северном лесном крае от Балтийского моря до Уральских гор жили финно-угорские племена; на северо-западе обитали племена балтов, а на юге – потомки ираноязычного скифо-сарматского населения. С течением времени многие балтские и финно-угорские племена «растворились» среди славян. Славяне же заимствовали у своих соседей названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами они стали верить в злых духов, волшебников. Совместная жизнь с финно-уграми приводила и к изменению внешнего облика славян. Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного скифо- сарматского населения. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, топор, собака и др.). Иранские имена имели и некоторые славянские божества — Хорос, Стрибог, а Перун — имя балтского происхождения».
- Укажите название процесса расселения славян, пропущенное в отрывке. Назовите верование (религию), характерное для славянских племён в описываемый период.
- В первом абзаце найдите и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в тексте, с помощью которых можно подтвердить указанное положение.
- После смерти великого князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание. Восставшие, по предложению боярства, решили призвать на киевский престол переяславского князя.
1) Укажите год, когда произошли события, о которых идёт речь.
2) Назовите князя, вступившего на киевский престол по приглашению восставших.
3) Какая мера была предпринята приглашённым князем для устранения причин, спровоцировавших восстание?
Предварительный просмотр:
Контрольная работа № 1 по истории 6 класс
по теме «Древнерусское государство»
Вариант 2
Ученика (цы) 6_______ класса ________________________________
Бланк ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | ||||
13 | 14 | 15 | |||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 |
Балл ______________
Оценка____________
- Какое событие произошло в X в.?
1) призвание варягов
2) разгром Хазарского каганата
3) образование Древнерусского государства со столицей в Киеве
4) составление первого свода законов Русская Правда
- Русская Правда в Древней Руси — это
1) сборник законов Древнерусского государства
2) первая древнерусская летопись
3) название международного договора Руси и Византии
4) литературное произведение, написанное киевским князем
- Следствием активной военной деятельности князя Святослава Игоревича стало
1) расширение границ Древнерусского государства
2) прекращение набегов печенегов
3) объединение Киева и Новгорода под властью одного князя
4) прекращение военных походов на Византию
- Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя князя, о котором идёт речь.
«[Князь] беспрепятственно спустился из Новгорода по Днепру, без особенного труда захватил по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом, погубивши своих земляков Аскольда с Диром».
1) Рюрик 2) Кий 3) Олег 4) Щек
- Что из перечисленного относится к деятельности Владимира Мономаха?
1) установление «уроков» и «погостов»
2) законодательное облегчение положения должников
3) введение бессрочного сыска беглых крестьян
4) отмена права перехода крестьян к другому владельцу в Юрьев день
- Укажите памятник древнерусской литературы, автором которого является монах Киево-Печерского монастыря Нестор.
1) «Слово о законе и благодати» 2) «Поучение детям»
3) «Повесть временных лет» 4) «Слово о полку Игореве»
- Рассмотрите схему и выполните задание
Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «2».
1) из варяг в греки
2) из варяг в арабы
3) великий шелковый путь
4) великий водный путь
- Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание.
Укажите вид живописи, представленный на данном изображении.
1) фреска
2) мозаика
3) миниатюра
4) икона
9. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) принятие Русью христианства 2) призвание новгородцами варягов
3) разгром печенегов Ярославом Мудрым 4) установление уроков и погостов
- Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
КНЯЗЬЯ | СОБЫТИЯ | |
А) Олег Б) Игорь В) Святослав | 1) крещение Руси 2) разгром Хазарского каганата 3) восстание древлян, приведшее к гибели киевского князя 4) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью | |
A | Б | В |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами:
- Укажите категории зависимого населения Древнерусского государства, к которым относились люди, соглашавшиеся работать на определённых условиях, но зависимое положение которых не распространялось на членов их семей и не передавалось по наследству. Найдите в приведённом списке две категории и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) бояре; 2) ремесленники; 3) рядовичи; 4) купцы; 5) закупы.
- Запишите термин, о котором идёт речь.
«Соседская община у восточных славян»
- Сравните внешнюю политику киевских князей Святослава Игоревича и Ярослава Мудрого. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) походы против Хазарского каганата 2) сражения с печенегами
3) военные столкновения с Византией 4) походы в Литву
Черты сходства | Черты различия | ||
- Запишите слово, пропущенное в схеме.
- Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают занятия восточных славян.
1) переложное земледелие; 2) кочевое скотоводство; 3) охота;
4) бортничество; 5) рыболовство.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
16-17. Из сочинения историка
«Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы было длительным процессом заселения и освоения пустующих или редко заселённых земель. Таким образом, это продвижение имело характер мирной _________________. Восточнославянские племена испытывали значительное влияние проживавших по соседству со славянами племён и народов.
С древних времён в северном лесном крае от Балтийского моря до Уральских гор жили финно-угорские племена; на северо-западе обитали племена балтов, а на юге – потомки ираноязычного скифо-сарматского населения. С течением времени многие балтские и финно-угорские племена «растворились» среди славян. Славяне же заимствовали у своих соседей названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами они стали верить в злых духов, волшебников. Совместная жизнь с финно-уграми приводила и к изменению внешнего облика славян. Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного скифо- сарматского населения. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, топор, собака и др.). Иранские имена имели и некоторые славянские божества — Хорос, Стрибог, а Перун — имя балтского происхождения».
- Укажите название процесса расселения славян, пропущенное в отрывке. Назовите верование (религию), характерное для славянских племён в описываемый период.
- В первом абзаце найдите и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в тексте, с помощью которых можно подтвердить указанное положение.
- После смерти великого князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание. Восставшие, по предложению боярства, решили призвать на киевский престол переяславского князя.
1) Укажите год, когда произошли события, о которых идёт речь.
2) Назовите князя, вступившего на киевский престол по приглашению восставших.
3) Какая мера была предпринята приглашённым князем для устранения причин, спровоцировавших восстание?
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по истории за ________ класс
ученика (цы) _________класса ___________________________________
Вариант № ____________
Бланк ответов
1 | 6 | 11 | |||
2 | 7 | 12 | |||
3 | 8 | 13 | |||
4 | 9 | 14 | |||
5 | 10 | 15 |
16 | |
17 | |
18 |
Балл ______________
Оценка____________
Дата _______________________
Итоговая контрольная работа по истории за ________ класс
ученика (цы) _________класса ___________________________________
Вариант № ____________
Бланк ответов
1 | 6 | 11 | |||
2 | 7 | 12 | |||
3 | 8 | 13 | |||
4 | 9 | 14 | |||
5 | 10 | 15 |
16 | |
17 | |
18 |
Балл ______________
Оценка____________
Дата _______________________
Предварительный просмотр:
Входная работа по истории
ученика (цы) _________класса ___________________________________
Бланк ответов
1 | 6 | 11 | |||
2 | 7 | 12 | |||
3 | 8 | 13 | |||
4 | 9 | 14 | |||
5 | 10 | 15 |
16 | |
17 | |
18 |
Балл ______________
Оценка____________
Дата _______________________
Входная работа по истории
ученика (цы) _________класса ___________________________________
Бланк ответов
1 | 6 | 11 | |||
2 | 7 | 12 | |||
3 | 8 | 13 | |||
4 | 9 | 14 | |||
5 | 10 | 15 |
16 | |
17 | |
18 |
Балл ______________
Оценка____________
Дата _______________________
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по истории за 5 класс
Вариант 1
- Укажите дату основания Рима
А) 653 г.до н.э. Б) 753 г.до н.э. В)553г.до н.э. Г)735 г.до н.э.
- Законы Солона запрещали:
1)устраивать фейерверки в будние дни 2)открыто продавать оружие
3)превращать в рабов граждан Афин 4)открыто продавать рабов
- Цезарь стал популярным и известным потому, что:
- Храбро воевал, расширяя границы Рима
- Щедро угощал избирателей, устраивая для них гладиаторские бои
- Был мудрым и честным правителем
- Предлагал к принятию нужные для Рима законы
- Укажите имя правителя о котором идет речь.
«Выступил его величество во главе войска своего, указывая каждому путь, и шагала лошадь за лошадью…<…>Выступили из города Газы в доблести, мощи и истине, дабы уничтожить того жалкого врага, и расширить пределы Египта, как повелел царю отец его Амон-Ра, победоносный.
1) Тутмос; 2) Кир Великий; 3) Хаммурапи; 4) Ашшурбананапал.
- Во главе афинского войска в Марафонском сражении стоял?
1)Эсхил 2)Мильтиад 3) Леонид 4)Фемистокл
- О каком сооружении идет речь?
«Уже пять тысяч лет каждое утро я вижу бога Солнца, восходящего вдали на берегах Нила. Его первые лучи освещают мое лицо… Я верный страж у ног моего повелителя, столь бдительный и преданный, что он дал мне свое лицо. Я спутник фараона, я сам фараон.»
- Сфинкс 2) обелиск
- 3) храм 4) саркофаг
Самое крупное в истории Древнего Рима восстание рабов, показанное на схеме произошло в городе 1)Рим 2)Капуя 3)Карфаген 4)Канны |
|
- Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов
А)правление Хеопса Б)правление Перикла
В)правление Хаммурапи Г)правление Октавиана Августа
- Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого
Понятие | Определение |
А) колоны | 1)победители олимпийских игр |
Б)преторианцы | 2)личная стража римского императора |
В)гладиаторы | 3)земледельцы, арендовавшие землю на несколько лет |
4)специально подготовленные и обученные рабы-воины, выступавшие на публике |
- Какие события относятся к истории стран Древнего Востока? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
- Создание театра 2)военные походы Тутмоса
3)создание бумаги и шелка 4)установление демократии
5)основание Ольвии и Херсонеса
- Запишите термин из истории первобытного общества, о котором идет речь
«Коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство»
- Сравните природные условия, жизни жителей Древней Греции и Древнего Рима. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1)Жители верили во множество богов, которых изображали в виде людей
2) берега полуострова гористые, сильно изрезанные, много крупных и мелких островов, удобных бухт
3) В Народных собраниях принимали участие мужчины, только коренные жители
4) Климат мягкий, земля плодородная, пригодная для земледелия
Черты сходства | Черты различия | ||
- Запишите слово, пропущенное в схеме.
Религия | Буддизм | Иудаизм | Конфуцианство |
Страна | Индия | Палестина | ? |
- Укажите лишнее понятие:
Нерон, Октавиан, Траян, Помпей, Константин
Прочтите отрывок из книги римского историка Страбона и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
(В этой стране) на некоторых деревьях появляется «шерсть». Из этой «шерсти», согласно Неарху, выделывают искусно сотканные тонкие ткани; македоняне применяли их вместо подушек и для набивки седел…. Он говорит о тростнике, который дает мед, хотя и без пчел; действительно, это плодоносное дерево, из плодов которого приготавливают мед, но плоды его опьяняют тех, кто ест их сырыми.
- О какой стране идет речь в отрывке из документа?
- Как мы сегодня называем те «чудеса», о которых пишут авторы?
- В нашей речи встречается выражение «Суд Соломона»
1) Как оно возникло?
2) В каких случаях оно употребляется?
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по истории за 5 класс
Вариант 2
1.Укажите дату установления республики в Риме
А) 409 г.до н.э. Б) 509 г.до н.э. В) 609 г.до н.э. Г)709 г. До н.э.
2. Законы Солона заложили в Афинах основы:
1)демократии 2)аристократии 3)олигархии 4)охлократии
3. Гай Юлий Цезарь стал единоличным правителем Рима в результате:
1)решения Сената 2)Решения Народного собрания
3)единоличного решения плебеев 4)захвата власти и победы в гражданской войне
4. Прочтите отрывок из документа и определите имя правителя, написавшего о себе эти слова:
Я-заботливый, покорный великим богам…могучий царь…вынудивший к послушанию четыре страны света, любимец богини Иштар.(…)Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, чтобы в Вавилоне…судить суд страны, выносить решения страны и притеснённому оказать справедливость, я начертал свои драгоценные слова на своём памятнике и установил перед своим, царя справедливости, изображением.
1) Тутмос 2) Кир Великий 3) Хаммурапи 4) Ашшурбанапал
5. Во главе греческого войска в Саламинском сражении стоял:
1)Милон 2) Мильтиад 3)Геродот 4) Фемистокл
6. О каких сооружениях идет речь?
«С приближением к ним они принимают желтоватый свет тех камней .из которых они построены ...Чтобы судить о непомерной огромности ...надобно подойти к самой их подошве ...хотя эти отесанные камни показывают труд чьих то рук,но вы едва верите,чтоб это было сделано руками человеческими»
1)колонны 2)пирамиды 3)мумии 4)статуи
Самое крупное в истории Древнего Рима восстание рабов, показанное на схеме произошло в 1)72 г.до н.э. 2)73г.до н.э. 3)83 г.до н.э 4)62г.до.н.э. |
|
9. Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов
А)взятие Трои Б)захват Ниневии
В)битва при Каннах Г)взятие Рима готами
- Установите соответствие между именем бога и его характеристикой. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого
Понятие | Определение |
А)владыка царства мертвых | 1)Осирис |
Б)бог войны | 2)Зевс |
В)бог грома и молний | 3)Марс |
4)Геракл |
- Какие события относятся к истории Греции и Рима? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
- Восстание Спартака 2)появление первой монеты 3)разделение людей на касты
4)назначение Перикла стратегом 5)создание библиотеки глиняных книг
- Запишите термин из истории первобытного общества, о котором идет речь
«группы первобытных людей, объединялись для совместного выживания»
- Сравните природные условия, жизни жителей Египта и Двуречья. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1)разливы рек оставляли после себя плодородный слой ила на полях
2) разливы рек проходили бурно, смывая все на своем пути
3) для занятия земледелием строили оросительные каналы
4) строили все из глины, писали на глиняных дощечках
Черты сходства | Черты различия | ||
- Запишите слово, пропущенное в схеме.
Мудрец | Будда | Моисей | Цинь Шихуан |
Страна | ? | Палестина | Китай |
- Укажите лишнее понятие:
Херонея, Саламин, Исса, Тир, Гавгамелы
Прочтите рассказ о создании нового материала для письма и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
Он смешал пульпу дерева, кору, джутовые волокна со старыми одеждами и порванными рыболовными сетями. Вновь полученный материал получился прочным и по многим своим свойствам превосходил как бамбук, так и шелк. Прежде всего, он оказался значительно дешевле и проще в изготовлении. Безусловно, его «сопротивляемость» времени была значительно меньшей, чем у шелковых книг, но общедоступность стала решающим фактором. Его могли изготавливать даже в кустарном производстве. Именно это предопределило стремительный рост письменной литературы различного рода.
- О каком материале идет речь в тексте?
- В какой стране он был создан? В чем значение этого изобретения для человечества?[1]
- В нашей речи встречается выражение «Допотопные времена»
1) Как оно возникло? 2). В каких случаях оно употребляется?
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по истории за 5 класс
№ | Балл | 1 вариант | 2 вариант |
1 | Б | Б | |
1 | 3 | 1 | |
1 | 2 | 4 | |
1 | 1 | 3 | |
1 | 2 | 4 | |
1 | 1 | 3 | |
1 | 2 | 2 | |
1 | 2 | 4 | |
1 | АВБГ | АБВГ | |
2 | 324 | 132 | |
1 | 23 | 14 | |
1 | Родовая община | Человеческое стадо | |
1 | 1324 | 1324 | |
1 | Китай | Индия | |
1 | Помпей | Саламин | |
2 | Индия | Бумага, Китай | |
2 | Хлопок, сахар | Появление дешевого, прочного, долговечного и доступного материала для письма, - развитие письменности, художественного творчества, научной мысли и литературы. | |
3 | 1) Однажды к мудрому царю Соломону пришли две женщины с просьбой разрешить их спор, в отношении ребенка. Соломон велел подать меч и сказал: «Так как обе женщины присваивают себе ребенка, то рассеките его на две части и отдайте половину одной и половину другой». Тогда женщина, сын которой был жив, сказала: «Отдайте ей этого ребенка, только не убивайте его». Но другая настаивала: «Пусть же будет ни мне, ни тебе». И тогда Соломон решил, что мать ребенка именно та, которая умоляет не убивать его. 2) Мудрое и быстрое решение | 1) Бог, разгневанный на людей наслал на землю всемирный потоп. Разверзлись хляби небесные, и начался дождь, который шёл сорок дней и сорок ночей. Вся земля была затоплена до самых высоких гор. Спастись удалось только праведнику Ною и его семье. Ной по приказанию Бога построил специальный корабль (Ноев ковчег) и посадил туда всех животных и птиц — каждой твари по паре. После потопа от них вновь населилась земля. 2) Древний, устаревший |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа № 1 по теме «Древнерусское государство»
Вариант 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Убийство Игоря древлянами
2) Основание Новгорода
3) Образование империи Карла Великого
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А. «Правда Ярослава» | 1) 882 г. |
Б. поход Болеслава II Смелого на Киев | 2) 1113 г. |
В. объединение Киева и Новгорода под властью Олега | 3) 1069 г. |
Г. принятие Устава Владимира Мономаха | 4) 945г. |
5) 1016 г. | |
6) 1111г. |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) VIII—XII вв.
1) рядовичи 2) волхвы 3) помещики
4) закупы 5) полюдье 6) пожилое
Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
4. Напишите пропущенное словосочетание.
На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».
5. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ПОНЯТИЯ |
А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли Г) земледельцы, взявшие ссуду | 1) смерды 2) холопы 3) закупы 4) тиуны 5) рядовичи 6) помещики |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.<….>
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. <….>
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. <….>
10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.
11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. <….>
16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. <….>
20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. <….>»
Б) «В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). <…>. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Документ посвящен попытке прекратить междоусобную рознь в Киевской Руси в конце XIIв.
2) Отрывок из документа взят из первого письменного сборника законов на Руси.
3) Первые письменные законы на Руси появились при княгине Ольге.
4) Одним из участников съезда князей был Владимир Мономах.
5) Одним из составителей «Русской правды» являлся Ярослав Мудрый.
6) По решению съезда князья хотели объединиться для борьбы против половцев.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
|
|
|
|
7. Какие три из перечисленных божеств относились к пантеону богов восточных славян? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Мокошь | 2) Деметра | 3) Тор | 4) Велес | 5) Сварог | 6) Арес |
8. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) «_______________ же, услышав, что идёт князь снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит".
Б) «В лето 971. ...И собрали греки против [князя] 100 тысяч (воинов) и не дали дани. И пошел князь на греков, а те вышли против Руси. Увидев это, Русь убоялась большого множества воинов. И сказал ______________: "Уже вам некуда деться, волей или неволей должны мы стать против, да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, мёртвые ведь позора не знают, если же побежим, то примем позор"»
В) «В __________ году пришли Святополк, Владимир, Давыд Игоревич, Василько Ростилавич и брат его Олег и съехались в Любече для установления мира, говоря между собой: «Зачем мы губим русскую землю, учиняя распри между собою? А половцы нашу землю разоряют и рады, что между нами междоусобия. С этих пор будем все единодушны и храним землю русскую, пусть каждый держит отчину свою…».
Пропущенные элементы:
- 988 2) Святослав 3)Дреговичи
- Олег 5) 1097 6) Древляне
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
|
|
|
9. Установите соответствие между именами князей Древней Руси и прозваниями, закрепившимися за ними в истории.
ИМЕНА |
| ПРОЗВАНИЯ |
A) Владимир Б) Святополк B) Ярослав Г) Олег |
| 1) Окаянный 2) Мудрый 3) Красное Солнышко 4) Вещий 5) Тишайший |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
10. Прочтите отрывок из сочинения Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» и назовите князя, о котором идёт речь.
«Великий князь... совершенно уничтожил идолопоклонство в своей стране и потребовал от своих подданных, чтобы они приняли греческую веру. По русской летописи и другим источникам, гораздо достовернее, что это произошло около 988 г., когда братья Василий и Константин были на востоке, а Оттон III — на западе императорами. Русский князь... около этого времени, после многих побед отнял у обоих этих братьев город, расположенный на Понте и называемый... Херсонесом; потом же, когда они подружились, [князь] получил в жены их сестру Анну и, приняв христианскую веру, вернул им означенный город обратно».
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Событие | Век |
Ольга | Изменение системы налогообложения | __________(А) |
__________(Б) | __________(В) | Х в. |
__________(Г) | Составление первого письменного законодательства | XI в. |
Урбан II | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Владимир Красное Солнышко 2) XVI в.
3) провозглашение крестовых походов 4) крещение Руси
5) предание анафеме Православной церкви католиками 6) X в.
7) Иван III 8) XI в. 9) Ярослав Мудрый
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
12. Прочтите фрагменты «Русской Правды», изложенные в современном переводе:
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.<….>
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. <….>
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. <….>
10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.
11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. <….>
16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. <….>
20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. <….>
Используя фрагменты документа, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) гривна — это используемая в Древней Руси арабская монета
2) изначальные статьи «Русской Правды» появились в первой четверти XI в.
3) холоп — представитель полузависимого населения на Руси, попавший в зависимость от заимодавца
4) варяг — воин из народного ополчения
5) огнищанин — представитель старшей дружинной знати, управляющий княжеским двором
6) гридин — княжеский дружинник
Рассмотрите схему и выполните задания № 13-16:
13. Напишите имя князя, предпринявшего поход, изображённый на схеме.
14. Напишите название города, обозначенного на схеме под цифрой «1».
15. Напишите название существовавшего в период изображённого похода государства, территория которого заштрихована на схеме и обозначена под цифрой «3».
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Поход, который отображён на схеме, привел к распаду единого Древнерусского государства.
2) Князь, руководивший походом, изображённом на схеме, предпринял в дальнейшем успешный поход на Византию.
3) Незадолго до событий, которым посвящена схема, население изображённого на ней под цифрой «1» города и прилегающих территорий, платило дань государству, изображённому на схеме под цифрой «3».
4) Изображённое под цифрой «3» государство было уничтожено в результате действий князя, поход которого изображён на схеме.
5) Князь, руководивший походом, изображённом на схеме, погиб в результате схватки с печенегами.
6) Город, изображённый на схеме под цифрой «2», в древнерусских летописях назывался Царьградом.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) Собор святой Софии в Новгороде | 1) Данное творение создано Нестором-летописцем | |
Б) «Поучение детям» | 2) Памятник был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 г. | |
В) «Повесть временных лет» | 3) Представляет собой торжественную речь митрополита Илариона в середине XI в. | |
Г) «Слово о Законе и Благодати» | 4) Автор данного произведения также является одним из составителей Устава Владимира Всеволодовича. | |
5) Третья по древности древнерусская рукописная книга. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
18. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная монета выпущена в период существования СССР.
2) Событие, которому посвящена медаль, связано с именем князя Владимира Святого.
3) На данном изображении представлен символ царской власти в России.
4) Одним из авторов памятника, изображённого на монете, является A. M. Опекушин.
5) Памятник, изображённый на монете, находится в Новгороде.
19. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите изображения памятников архитектуры, созданных наиболее близко по времени к событию, в честь юбилея которого выпущена монета. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
20. Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.
Дополнительные задания
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического источника.
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси... Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и произошли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась русская земля».
21. Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа?
22. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причиной? Укажите не менее трёх причин.
23. Каковы были последствия описанного в документе события? Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх последствий.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке
на наличие государства в Древней Руси.
Древнюю Русь X—начала XII вв. можно назвать централизованным государством.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Предварительный просмотр:
Контрольная работа № 1 по теме «Древнерусское государство»
Вариант 1.
Ключи:
№ | Ответ | Баллы | Пояснение |
1. | 321 | 1 | 1) Убийство Игоря древлянами — 945 г. 2) Основание Новгорода —около 862 г. 3) Образование империи Карла Великого — 800 г. |
2. | 5312 | 2 | А. «Правда Ярослава» — 1016 г. Б. поход Болеслава II Смелого на Киев — 1069 г. В. объединение Киева и Новгорода под властью Олега — 882 г. Г. принятие Устава Владимира Мономаха — 1113 г. |
3. | 3 6 | 1 | Пожилое. помещики — лишнее. Пожилое было введено в 1497 г. Помещики появляются в XIV—XV вв. |
4. | из варяг в греки | 1 | Речь идет о пути из варяг в греки, проходившем через земли восточных славян. |
5. | 5123 | 2 | Данные понятия относятся к периоду Древней Руси. Это категории зависимого населения, названные в «Русской правде». |
6. | 2, 5, 4, 6. | 2 | 1) Документ посвящен попытке прекратить междоусобную рознь в Киевской Руси в конце XIIв. — нет. 2) Отрывок из документа взят из первого письменного сборника законов на Руси — да, к отрывку А. Это текст "Русской Правды". 3) Первые письменные законы на Руси появились при княгине Ольге — нет. 4) Одним из участников съезда князей был Владимир Мономах — да, к отрывку Б. Это Время Владимира Мономаха. 5) Одним из составителей «Русской правды» являлся Ярослав Мудрый — да, к отрывку А. Это текст "Русской Правды". 6) По решению съезда князья хотели объединиться для борьбы против половцев — да, к отрывку Б. Это Время Владимира Мономаха.
|
7. | 145 | 2 | Мокошь, Велес и Сварог — славянские боги, Деметра и Арес — греческие боги, Тор — бог викингов. |
8. | 625 | 1 | В 945 г. древлянами был убит князь Игорь за попытку собрать дань два раза. Речь идет о киевском князе Святославе (964—972 гг.) и его походе на Балканы. Ему принадлежат слова «мертвые сраму не имут». Речь идет о съезде князей в Любече в 1097г. |
9. | 3124 | 2 | Владимир Красно Солнышко (воспет в русских былинах), Святополк Окаянный (совершил братоубийство), Ярослав Мудрый (был образован, развивал культуру), Олег Вещий. Лишнее: Тишайший — прозвание Алексея Михайловича. |
10. | Владимир Красное Солнышко | 1 | Владимир Красное Солнышко крестил Русь и женился на сестре византийского императора. |
11. | 614938 | 3 | Ольга изменила систему налогообложения в 945 г – X в. Владимир Красное Солнышко в Xв ввел христианство на Руси Ярослав Мудрый учредил в XI в первый письменный сборник законов. Урбан II призвал христиан начать крестовые походы в 1095г. |
12. | 256 | 2 | Верно: 256. Изначальные статьи «Русской Правды» составлены Ярославом Мудрым примерно в 1016 г. Согласно «Русской Правде» огнищанин — представитель старшей дружинной знати, управляющий княжеским двором , гридин — княжеский дружинник. Неверно: 134, так как, гривна — это денежная единица Руси ( слиток серебра ); холоп — это раб на Руси; варяги — норманны, выходцы из Скандинавии. |
13. | Олег | 1 | Поход Олега на Киев в 882 г. |
14. | Киев | 1 | |
15. | Хазария | 1 | |
16. | 236 | 2 | |
17. | 2413 | 1 | Собор святой Софии в Новгороде — Памятник был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 г.-2 «Поучение детям» — Автор данного произведения также является одним из составителей Устава Владимира Всеволодовича.-4 «Повесть временных лет» — Данное творение создано Нестором-летописцем-1 «Слово о Законе и Благодати» — Представляет собой торжественную речь митрополита Ила-риона в середине XI в.-3 |
18. | 35 | 1 | 1) Данная монета выпущена в период существования СССР. (НЕТ, данная монета выпущена в 2012 г. к 1150-летию российского государства) 2) Событие, которому посвящена медаль, связано с именем князя Владимира Святого. НЕТ, оно связано с именем Рюрика) 3) На данном изображении представлен символ царской власти в России. (ДА, верно) 4) Одним из авторов памятника, изображённого на монете, является A. M. Опекушин. НЕТ, Опекушин не принимал участия в создании памятника) 5) Памятник, изображённый на монете, находится в Новгороде. (ДА, верно, Памятник «Тысячелетие Руси» находится в Новгороде) |
19. | 14 | 1 | Под цифрой 1 изображен Успенский собор во Владимире построенный в XII в. А также под цифрой 4 изображен Софийский собор в Киеве, XI в. Все остальные сооружены значительно позднее. |
Ч2 | балл | Пояснения | |
20 | 3 | Могут быть приведены следующие объяснения: - при выборе религии решающую роль сыграли прочные связи Руси с Византией; - Византия была самым развитым обществом того времени, наследницей античной цивилизации, что предопределило выбор религии, исповедуемой в изантиицами; - принятие христианства позволяло использовать церковную организацию в интересах княжеской власти. Согласно летописи: - Владимир отверг иудаизм как религию, исповедуемую народом, лишенным своей государственности, и исповедуемую потерпевшими разгром хазарами; - Владимир не посчитал возможным Руси отказаться от «пития», чего требовал ислам; - Владимира привлекла торжественность, красота православного богослужения. Могут быть приведены другие объяснения. | |
Дополнительные задания | |||
21 | 2 | Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) название документа — «Повесть временных лет»; 2) автор документа — летописец Нестор; 3) время создания документа — начало XII в. | |
22 | 2 | Может быть указано, что речь идёт о призвании варягов; причины их призвания на Русь заключались в том, что: — «встал род на род»; — начались распри и усобицы; — это побудило искать князя, который бы владел и судил по праву | |
23 | 2 | Могут быть указаны следующие последствия: — в ответ на призыв пришли трое братьев-варягов; — старший, Рюрик, стал княжить в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске; — призвание варягов положило начало княжеской династии Рюриковичей - прекращение междоусобных войн, - установление порядка у славян, - зарождение древнерусской государственности. | |
24 | 4 | аргументы в потверждение при выборе первой точки зрения может быть сказано, что — в Древней Руси существовал административный центр — Киев; — в Древней Руси выделилась единая для всей территории государства властно-управленческая верхушка — князья и дружина; — в Древней Руси формировался единый правопорядок, закрепленный в «Русской Правде», Правде Ярославичей и других документах. аргументы в опровержение — Русь X—начала XII вв. не имела выраженных внешних границ, особенно на Юге и Востоке; — на Руси в X—начале XII вв. существовала практика занятия «столов» в зависимости от места князя внутри всего рода Рюриковичей, что уменьшало значение единого политического центра, поскольку наиболее родовитый князь мог княжить не в Киеве (пример — Андрей Боголюбский); — права и полномочия князей на Руси в X—начале XII вв. нередко оспаривались вечем. Могут быть приведены другие аргументы. |