Конкурс "Учитель года"

Бастракова Ирина Владимирона

Конкурсные материалы для участия в районном этапе конкурса  "Учитель года- 2017"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                МБОУ «Школа № 98» Вахитовского района г. Казани

Учитель истории и обществознания высшей категории

Бастракова Ирина Владимировна

Эссе

Учитель  в моей жизни

    Родилась я в Марийском крае, среди полей, усеянных рожью, густых лесов с обилием диких ягод, и рек, полных плещущихся задорных рыбок. Каждый, родившийся в таких местах, обречен на познание мудрости предков, на обучение глубочайшим знаниям своего народа. А что означает слово учиться? Учиться -  значит совершать ошибки, перенимая опыт более мудрых, набивать синяки на коленях, и тем самым становиться лучшим в своем деле.  Обучение - это процесс длинною в жизнь, в ходе которого нашими учителями могут становиться люди, различные ситуации, книги.  Я хочу рассказать о тех, которые стали учителями для меня, которые повлияли на выбор моего жизненного пути.

          Так получилось, что первой прочитанною мною книгой был «Сын полка» В. Катаева, благодаря которой я с раннего детства научилась любить Родину и ее историю, восхищаться героическими подвигами самопожертвования во имя ее защиты. Это очень повлияло на мое мировоззрение, и я искренне загорелась идеей стать военным врачом и попасть в Афганистан. Несмотря на то, что абсолютно всё, и  мои предрасположенности в учебе, учителя и родители говорили мне, что медицина это не мое,  что я вся в истории- от уроков до общественных поручений (я была пожизненным политинформатором класса), я мечтала о том, как я буду спасать  раненых солдат, вытаскивая их из-под обстрелов,  как я буду оперировать героев войны в Афгане.  После объявления о выводе войск из Афганистана,  поняв, что не только попасть туда, но даже поступить в Медицинский институт не успею, мое желание пропало само собой. Оказалось, что единственное, что привлекало меня в работе военного врача – это романтика героизма и самопожертвование. Когда на меня снизошло это весьма удивительное  озарение, я окончательно и бесповоротно погрузилась в историю и общественно-политическую деятельность, возглавив соответствующий  сектор Комитета Комсомола школы.

     Осознать это мне помогла, в том числе и  моя учительница по истории Наталья Александровна. И вот я, будучи 15-16-летней школьницей, начала с воодушевлением и горящими глазами внимать каждому сказанному ею слову. Часто мне случалось заменять ее на уроках, когда ее вызывали в РОНО, в Райком партии и выступая в роли учителя истории на днях самоуправления.  Она умела захватить внимание класса, и поэтому каждая тема, рассказанная ею, была очень увлекательной, что, естественно, сказывалось на успеваемости ее учеников. Таким образом, я вынесла для себя первый урок: история-очень интересный предмет, для успешного преподавания которого педагог должен иметь креативную жилку и должен быть заинтересован в том, чтобы его ученики получили глубокие знания.  

     После окончания педагогического института я вернулась в родную школу, в которой моим наставником стала Наталья Александровна. В ходе сотрудничества с ней я обрела навыки эффективной работы в школьном музее и исторической лаборатории, систематизации документов, оформления стендов, качественного написания сценариев для мероприятий и так же качественного их проведения. Все эти навыки я использую,  и развиваю  и по сей день.

          Также на становление меня как учителя повлиял и мой папа, работавший в ССПТУ.  Будучи дочерью историка, я с ранних  лет бывала в его кабинете и видела учительскую жизнь изнутри, со всеми ее плюсами и минусами. Папа никогда не помогал мне с выполнением домашнего задания, учил меня самостоятельно находить необходимую информацию. Он говорил: «По-настоящему образованный человек не тот, который всё знает, а тот, который умеет быстро найти нужную информацию», и это было сказано в то время, когда мы о компьютерах и интернете и мечтать не могли. Кроме истории папа преподавал ещё предмет «Изобретательство в моей профессии». Несмотря на давнее время, когда технологии были не очень развитыми, мой отец сделал свой кабинет полностью автоматизированным, что вызывало уважение учеников и желание обучаться. Он имел самооткрывающиеся шторы, электрические тесты, сделал так, чтобы карты и схемы сами менялись как ему надо. Мой отец научил меня совмещать несовместимое, так как же, как он совмещал в себе гуманитария и технаря. Он научил меня находить нестандартные способы решения сложных ситуаций, показал, что разум человека- не ограниченная серая субстанция, а необъятное поле для творца. Главное лишь – уметь мечтать и воплощать мечты, уметь творить.

           Так же важными учителями моей жизни для меня стали книги. Каждое лето еще во время учебы в школе и даже после окончания института я перечитывала «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко. Очень любила «Мартина Идена» Джека Лондона, с удовольствием перечитывала все исторические романы Александра Дюма, увлекалась любой литературой, связанной с историей, особенно военной. Еще в 9 классе прочитала всю «Историю государства российского» Н.И.Карамзина. И уже спустя годы, имея за спиной богатый педагогический опыт, я прочла «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, которая в дальнейшем подтолкнула меня к изучению и реализации Технологии развития критического мышления.

       Как говорил Артур Шнабель, «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика». Таким образом, мой школьный учитель, мой папа, любимые книги и собственный труд открыли мне дверь в мир истории и педагогики, помогли стать той, кем я являюсь сегодня.



Предварительный просмотр:

Описание опыта работы.

Технология критического мышления как средство формирования ключевых компетенций на уроках истории и обществознания, во внеурочной работе.

Бастраковой Ирины Владимировны,

учителя истории и обществознания высшей категории

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа  № 98»
Вахитовского
 района города Казани Республики Татарстан

Содержание:

  1. Актуальность педагогического опыта.
  2. Основные направления педагогической деятельности и результативность:
  1. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания;
  2. ТРКМ  как средство формирования ключевых компетенций;
  3. Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность и внеклассную работу;
  4. Мониторинг ключевых компетенций  и мыслительных способностей обучающихся. Результаты
  1. Распространение и обобщение педагогического опыта.
  2. Список используемой литературы

  1. Актуальность

В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у обучающихся  навыки деятельности в конкретных ситуациях.  Активизация мыслительной  деятельности учащихся  является условием  успешной социализации ребёнка в реальном социуме. В настоящее время в образовательную практику активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо.  

Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

     Второй элемент рассматриваемого опыта-  компетентностный подход может рассматриваться как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению.

В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний). Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Еще лет 20 назад, отечественная школа выполняла заказ единого заказчика - государства. Сводился он к достижению выпускником определенного уровня обученности и выработки «правильной советской привычки», которая хоть и изменяла свой облик от десятилетия к десятилетию, но все-таки была.

     В данной работе обобщен опыт использования ТРКМ при формировании ключевых компетентностей учащихся в процессе преподавания истории, обществознания и во внеурочной работе.

  1. Основные направления педагогической деятельности и результативность:
  1. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов как М. Н.Скаткин, И. Я.Лернер, В. В.Краевский, Г. П.Щедровицкий, В. В.Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур. Поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода нужна опора на международный и отечественный опыт, с учетом необходимой адаптации к традициям и потребностям России. Внедрение в школьном образовании компетентностного подхода должно реабилитировать вопрос «как» (формы учебной деятельности) и поставить его над вопросом «что» (содержание учебной деятельности). Формирование и развитие компетентностей также должно стать частью содержания учебной деятельности, вполне законной для каждого учителя-предметника.

В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским[1], ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов).

Педагогическая мастерская по формированию ключевых компетенций:

  1. изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Роль учителя: тьютор, наставник, координатор, партнер. Задача учителя на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знанию
  2. создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей.

В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения интерактивных педагогических технологий, постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно - коммуникационных технологий, организации процесса личностного осмысления исторического опыта.

Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно -воспитательном процессе в компетентностном подходе, в педагогической деятельности используются  проектный метод, исследовательский метод,         проблемное обучение, технологию личностно – ориентированного обучения,        информационно - коммуникативные технологии, Технологию развития критического мышления.

Основой формирования ключевых компетенций является урок.

Типы уроков, формирующих компетентности учащихся

Тип урока

Деятельность учителя

Применяемые методические приемы

1.

Вводные уроки

Отработка алгоритма ранее освоенных действий

Проблемное объяснение, эвристическая беседа

2.

Уроки предъявления и изучения нового материала

Организация первичной обработки полученных знаний: составление тезисного плана, мини конспекта, таблицы, схемы, логической цепочки

Проблемный рассказ учителя, мультимедийная презентация

3.

Уроки применения знаний

Выработка умения применять полученные ранее знания в приобретении опыта творческой деятельности. Работаю над повышением оперативности знаний

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач

4.

Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний

Организация повторение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий

Составление таблиц и схем, сопоставление явлений, анализ источников, работа с текстом (в том числе педагогически неадаптированным)

5.

Урок проверки знаний и умений

Осуществляю контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач

Повторительно-обобщающая беседа, выполнение тестовых заданий, контрольная работа, решение задач, заслушивание сообщений учащихся, рецензирование ответа, защита мини проектов

Формы уроков, формирующих компетентности учащихся

Форма урока

Деятельность учителя

Применяемые методические приемы, технологии

Формируемые компетенции

1.

Школьная лекция

Отрабатка навыки системного изложения полученной информации

Объяснение, рассуждение, рассказ, проверка опережающего домашнего задания

Общеучебные

2.

Проблемная лекция

Отрабатка умение старшеклассников формулировать проблемы и находить различные пути их возможного решения

Технология проблемного обучения Выдвижение гипотезы, обозначение проблемы и нахождение путей ее решения, организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций

Коммуникативные, общеучебные

3.

Практическое занятие

Работа над закреплением опыта решения практических и познавательных задач, анализа ситуаций социальной практики

Технология проблемного обучения Эвристическая беседа; работа с печатными изданиями, Интернет; решение задач, выдвижение гипотез

Общеучебные, информационные, коммуникативные

4.

Лабораторное занятие

Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации

ТРКМ, Работа с печатными информационными источниками

Информационные, общеучебные

5.

Семинар

Закрепление навыков старшеклассников самостоятельно работать с неадаптированными источниками, интерпретировать полученную информацию, формулировать аргументированные выводы, применять приемы самостоятельной познавательной деятельности

Технология

коллективного обучения

Коммуникативные, общеучебные, информационные

6.

Уроки - презентации образовательных продуктов, созданных индивидуально или в группе (проектов, мини исследований, виртуальных путешествий и пр.);

Закрепление навыков учащихся самостоятельной работы с информацией, публичного выступления.

ТРКМ, метод проектов

Коммуникативные, информационные, общеучебные

7.

Интернет – уроки

Закрепление навыков старшеклассников самостоятельно работать с неадаптированными источниками, интерпретировать полученную информацию

ТРКМ, ИКТ

Информационные

8.

Деловые игры

Организация совместной познавательной деятельность с использованием различных источников информации

Технология коллективного обучения, моделирование ситуаций, ТРКМ

Коммуникативные,  социальные

9.

Дискуссии

Закрепление навыков учащихся публичного выступления, умения формулировать аргументированные выводы.

Организованный диалог, интеллектуальный штурм, технология коллективного обучения

Коммуникативные, общеучебные

     Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.

Формирование ценностно-смысловой компетенции

  Образовательный процесс организуется таким образом, что учащийся постоянно ставится в ситуацию решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом учащийся проводит фактический анализ и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества, личности и т.д. Таким образом, учителем ставится цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение

       При организации учебной деятельности с целью создания положительной мотивации обычно используются ценностно-проблемные ситуации, в которых ученик должен осуществить выбор: с помощью каких ценностей дать оценку тому или иному историческому событию (этап актуализации личных ценностей). Например, приступая к изучению эпохи Петра 1, можно обсудить с учащимися вопросы: как вы отнесетесь к человеку, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами? А если этот результат ощутим в масштабах всей страны, создает условия для прогресса во многих областях? Учащиеся вероятнее всего ответят по-разному на каждый из этих вопросов. При этом можно наблюдать, как происходит процесс актуализации личных ценностей.

       В контрольно-измерительные материалы всегда включаются задания на оценку, на высказьшание своего отношения. При выполнении таких работ оценивается только аргументация, а также ее соответствие высказываемой оценке, и можно видеть, насколько устойчивы ценности учащихся.

Формирование учебно-познавательной компетенции

— Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.

— Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми историческими или обществоведческими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

— При формировании данного вида компетенций учитель использует тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции составленные учащимися, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.

Формирование общекультурной компетенции

Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях.

Возможны следующие пути решения этой проблемы:

— для формирования грамотной, логически верной речи используются устные задания на грамотное произношение и употребление имен, терминов, исторических названий и др.;

— во время устной работы всегда следить за грамотностью речи учеников;

— использовать задания с информационно – познавательной направленностью;

— практиковать задавать для домашней работы составление текстовых заданий. Анализ составленных заданий происходит на уроке учениками с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…

Формирование информационной компетенции

Дляразвития данного вида компетентности учитель использует следующие приемы:

— при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения понятиям, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике модуль – это… и т.д.

— подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet

— Поэтому при подготовке к уроку учитель использует задания из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.

— предоставляет учащимся возможность составлять самим всевозможные тестовые конструкции;

— использование задач прикладного характера. Вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт.

Формирование коммуникативной компетенции

Для развития этой компетенции учитель использует следующие методы и приемы:

— устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

— использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

— использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

— сдача различных устных зачетов.

Формирование социально-трудовой компетенции

Наилучшему развитию данной компетенции способствуют следующие приемы:

— контрольные работы различного рода, например с использованием электронных тестовых конструкций;

— задания социально-трудового характера;

— проведение различных исследований;

— составление тестов самими учащимися.

Формирование компетенции личного самосовершенствования

— С целью формирования данной компетенции, учителем применяется такой вид деятельности на уроках истории и обществознания, как решение задач с «лишними данными».

— С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполненных заданий. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.

— С целью формирования данной компетенции учителем предлагается ученикам самим составить тест, найдя варианты ошибочных и правильных ответов.

Обладая данными компетенциями, учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

Следует сказать, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Приведу лишь несколько примеров из собственного опыта.

Большую роль в формировании “критического читателя” и “критического зрителя” играет технология развития критического мышления. В данной технологии проводятся  целые уроки и используются  отдельные приемы.

  1. Технология развития критического мышления как средство формирования ключевых компетенций

Критическое мышление (Дэвид Клустер):

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное;
  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать;
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
  5. Критическое мышление есть мышление социальное.

Цель технологии развития критического мышления:

Обеспечить развитие КМ посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс.

Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения

Осмысление содержания

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения

Рефлексия

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.

  1. Стадии и методические приемы

Стадия

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные приемы и методы

1. Вызов (выявление субъектного опыта)

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной» информации:

- рассказ-предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

2. Осмысление содержания («окультуривание»)

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому.

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах.

3. Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

-Заполнение кластеров, таблиц.

-Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

-Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

-Ответы на поставленные вопросы.

-Организация устных и письменных круглых столов.

-Организация различных видов дискуссий.

-Написание творческих работ

Исследования и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Действия учителя,  направленные на  формирование ключевых компетенций:

  1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  2. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  3. Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
  4. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
  5. Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат  при выполнении своей части работы.
  6. Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  7. Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  8. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  1. Формирование ключевых компетенций

во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся.

        Внеурочная деятельность учащихся способствует формированию ключевых компетенций.

Формированию ценностно – смысловой компетенции способствуют участие в конкурсах; участие в научно-практических конференциях; проведение социологического опроса, интервьюирование.

Общекультурная компетенция формируется в экскурсионной работе; в работе над краеведческими проектами; через знакомство с профессиями родителей; через знакомство с традициями семьи, своего народа.

Формированию учебно-познавательных компетенциий способствуют планирование работы над проектом; фотографирование объектов; творчество; работа над рефератом; участие в экскурсии;

Информационной компетенции: поиск информации в библиотеке, в музее;

в электронных  энциклопедиях; использование информации из интернета;

создание презентаций и буклетов.

Коммуникативной компетенции:  работа в паре, в группе (обсуждение

 вопросов, взаимоконтроль);консультация с педагогом; выступление на

конференции; выступление на защите проекта;  подготовка доклада; участие

в дискуссии; собеседование.

Компетенции личностного самосовершенствования: 

 работа в группе; творческая работа; защита проекта; рефлексия.

  1. Мониторинг ключевых компетенций  и мыслительных способностей обучающихся

        В ходе работы происходит наблюдение  за каждым из учащихся, вносит результаты наблюдений в специальный журнал или индивидуальные карты учащихся.

        К примеру, объектом оценки является коммуникативная компетенция. Данная компетенция оценивается по следующим параметрам:

  • Степень включенности в групповую работу.
  • Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
  • Умение отвечать на вопросы оппонентов.
  • Владение монологической формой речи в ходе защиты проекта.

        Для проведения исследования  и определения уровня сформированности коммуникативной  компетенции обучающихся использовались следующие критерии:

Низкий уровень. Средний уровень. Высокий уровень.

Мониторинг процесса внедрения технологии   и мониторинг  промежуточных результатов.

Для замеров сформированности мышления учащихся созданы специальные задания по истории. На основе результатов выполнения этих заданий можно определить, какой тип мышления больше развит у ребенка, и где имеются проблемы. Замеры проводятся каждые полгода.

Примеры познавательных и диагностирующих заданий:

1.Диагностический диктант.

Для выявления познавательных  возможностей учащихся применяется  диагностический диктант. Учащимся дается задание внимательно прочитать документ и по  памяти письменно  воспроизвести  его, максимально придерживаясь текста оригинала.

Из франкской хроники (8 век)

О ПОРАЖЕНИИ АРАБОВ (САРАЦИНОВ)

В БИТВЕ ПРИ ПУАТЬЕ

В 732 году от Рождества Христова герцог Аквитании Одон нарушил условия  договора с Карлом Мартеллом. Узнав об этом вестников, государь Карл, двинул войско, перешел реку Луару, обратил в бегство  означенного герцога Одона, взял множество добычи и возвратился восвояси.

Одон же герцог, видя свое поражение и унижение, возбудил для помощи  против Карла- государя и народов  франков вероломный народ сарацинов.

Вышедши с королем своим, они переправились  через Гаранну и подошли к городу Бордо.

Предав  пламени церкви, истребив жителей, достигли Пуатье. Сожгли базилику св.Гилярия, о чем  жалко говорить, и держали путь  к дому блаженного Мартина.

Карл - государь отважно выставил против них войско и ринулся в битву. С помощью Христа ниспроверг их шатры, завязал кровавую сечу, короля их положил убитым на месте и, разбив войско, поборол их и одолел. И так торжествовал  победу над неприятелем.

Методика обработки диагностирующего диктанта:

Прочитайте представленные учащимися тексты. Выделите и подсчитайте указанные ниже информационные  единицы, которые сумели сохранить при воспроизведении хроники. Сделайте обобщающие выводы.

Об объеме информативной памяти:

Информационные единицы

В оригинале текста

1.Хронология (1)

2.Картография (5)

3.Персоналии (4)

4.Слова- историзмы(7)

5.Слова- архаизмы (2)

В 732 году от Рождества Христова

Аквитания,р.Луара,Гаронна,Бордо,Пуатье.

Одон,Карл Мартелл,св.Гилярий,Мартин

Герцог,франки,сарацины,базилика, блаженный, шатры

Сеча, вестники

Всего  19 единиц исторической информации

О степени образности восприятия и воображения.

Информационные единицы

В оригинале текста

1.Архаические выражения (11)

2.Эпитеты(3)

3.Усилительные конструкции

4.Инверсия(1)

-взял множество добычи и - возвратился восвояси

- возбудил для помощи , - вышедши с королем

- предав  пламени, - держали путь , - ниспроверг их шатры,  -завязал кровавую сечу, - положил убитым

- поборол их и одолел, -торжествовал  победу

-вероломный народ, -отважно выставил

-кровавая сеча

-означенный герцог, - Одон же герцог

- о чем жалко говорить, -и так торжествовал

- короля их положил убитым

Всего 19 единиц информации

Об уровне логического мышления:

Информационные единицы

В оригинале текста

1.Причинно- следственные связи (3)

-Узнав о том                 двинул войска

-Видя свое поражение…

Возбудил….

-«с помощью Христа»

Всего в оригинале текста  41 информационная единица

2.Для диагностики индивидуальных различий в мышлении  учащимся дается задание придумать словосочетания с каждым из ниже перечисленных слов: библиотека, бог, источник, имение, население, закон, земля, храм, повелитель.

Сравните получившийся вариант с предлагающимися ниже  и установите, к какому типу/типам мышления ближе тот или иной учащийся.

«политики»- предлагают такие словосочетания:

Бог войны, захваченная библиотека, источник могущества, покоренная земля, имение императора (помещика), покорное население, могущественный повелитель, разрушенный храм, государственный закон.

«экономисты» -дают такие словосочетания:

Огромная библиотека,  земля, экономический закон, храм науки, повелитель природы.

«этики»  объединяют слова в иные пары:

Богатая библиотека, бог мудрости, источник знаний, прекрасное имение, свободное население, справедливый закон, родная земля, храм правосудия, повелитель умов.

«историки»  видят эти слова в следующих сочетаниях: глиняная библиотека, бог Осирис, источник рабства, дворянское имение, коренное население, закон Хаммурапи, земля  обетованная, древний храм, повелитель Рима.

3.Диагностика мыслительных способностей учащихся:

Определить какие это способности?

1)Исключите лишнее слово: Рим, Вавилон, Карфаген, Иерусалим

2)Выберите два слова, имеющих самое прямое отношение к главному слову: воин- перс, оружие, мужчина, конь, корабль.

3)По аналогии выберите подходящее слово  во второй «дроби»:

Рис                                                                                       Плуг

выращивают                  пашут, земледелие, железный, пахарь, изготавливают

4) Сопоставьте два суждения и ответьте на вопрос: В Риме и богатого, и бедного  могли избрать  консулом.

За исполнение должности консула денег не платили

Значит, консулами в Риме были только богатые люди?

4. Для диагностики уровня развития речи учащихся, продуктивности ассоциаций и процессов внимания дается задание вставить  пропущенные в тексте слова так, чтобы получился связный рассказ.

« Однажды Генрих 4, французский ___________, потерял на охоте из виду свою______ и принужден был один ______в Париж. На большой _______он увидал простого _________,который также_______ в столицу. Король  остановил своего _______ и ______ к  мужику с вопросом: «Зачем ты_____ в город?  «Я хочу ____своего сына, да сверх того, мне хотелось бы _____короля, который так любит своих _______; говорят, что он  очень______. Но как его _____ в толпе?  Не будете ли вы добры ______мне его?- «Когда народ___________ своего короля, отвечал Генрих , -то каждый__________шляпу; знай: кто не _________шляпы, тот и король».

 Увидавши своего________ в городе, все парижане сняли ____________, только король и мужик были в шляпах. «Кто же из нас обоих_____________?- спросил с удивлением.

При оценке результатов учитывается такие показатели, как скорость подбора слов и затруднения (их место – в каких частях текста, до или после установления  ключевых смысловых связей). Выявляется критичность  испытуемого: пытается ли он сопоставлять  вставляемые слова с пониманием всего текста в целом, проверяет ли работу, прежде чем  передать ее учителю.

Мониторинг сформированности мышления обучающихся 5 -11 классов

Мониторинг процесса внедрения ТРКМ  (по параллелям в %)

Диагностический диктант

Тип мышления

Объем информативной памяти

Образность восприятия и воображения

Логика

Хронология

Картография

Персоналии

Историзмы

Архаизмы

Архаические выражения

Эпитеты

Усилительные конструкции

Инверсия

Причинно- следственные Связи

Политики

Экономисты

Этики

Историки

5 кл.

58

21

31

15

5

5

5

0

0

15

14

30

46

10

6 кл.

62

26

52

36

8

12

6

2

3

21

5

20

52

23

8 кл.

73

33

74

54

13

17

8

7

7

36

30

25

35

10

10 кл.

75

40

95

70

20

30

10

10

10

40

12

28

48

12

11 кл.

89

54

97

76

22

37

12

13

11

43

11

47

33

9

Мыслительн. способности

Уровень развития речи, продуктивности ассоциаций и процессов внимания

Скорость протекания  мыслительного процесса (40 словообразований за 5 минут- среднее по параллели)

 Способность к классификации

Определение особенностей понятийного мышления

Мониторинг процесса внедрения ТРКМ (по параллелям в %)

Лишнее слово

Прямое соотношение

По аналогии

Сопоставление

5 класс

10

15

5

10

15

13

10

15

6 класс

14

20

28

14

22

17

14

20

8 класс

21

27

57

17

31

21

21

27

10 класс

35

41

80

30

44

27

35

41

11 класс

37

43

83

32

47

29

37

43

Работая над проблемой "Технология развития критического мышления как средство формирования ключевых компетенций на уроках истории, обществознания, во внеурочной работе" мною были достигнуты следующие результаты.

1.Позитивное изменение личностных характеристик учащихся

Положительная динамика в развитии креативности личности отслеживается и  по следующим показателям:

  1. Мотивированность учащихся на познавательную деятельность.
  2. Готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию.
  3. Удовлетворенность учащихся результатами своей деятельности.

В целях определения результативности педагогической деятельности были использованы следующие диагностические методики:

  1. Анкета «Ведущий мотив твоей учебной деятельности при изучении обществоведческих дисциплин» (автор – Д. Левитес) для учащихся 8-11 классов;
  2. Методика «Мое отношение к учению» (автор – Л. Балабкина) для учащихся 10-11 классов;

Анализ анкеты, проведенной в 9-11 классах (65 человек), показал, что ведущими мотивами учебной деятельности по обществоведческим дисциплинам школьники считают:

  • интерес к предмету, желание узнать больше –16 человек (23%),
  • практическая направленность предмета – 53 человека (82,5%),
  • желание расширить свой кругозор, повысить общекультурный уровень – 32 человека (49,5%)

Социологическое исследование, проведенное в 10-11 классах по методике Л. Балабкиной «Мое отношение к учению», показало, что из 28 опрошенных старшеклассников 67,8% считают, что знают предмет в пределах программы и больше, 96,4% удовлетворены умением учителя донести материал до учащихся, 85,7% не видят необходимости в изменении хода урока. Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности старшеклассников уроками обществоведческого цикла.

При работе на уроках учащиеся не боятся высказывать личное мнение, более уверенны в своих знаниях и способностях, умеют размышлять, решая проблему. Они способны анализировать и находить выходы из различных ситуаций. Дети самостоятельно мыслят, выдвигают гипотезы, аргументировано их доказывают, оценивают свои и чужие предположения. Эти дети способны сделать самооценку, проводя рефлексию.

2.Сформированность ключевых компетенций (на основе диагностик в виде специально разработанных единых спецификаторов по предметам,  заданий, тестовых проверок, КИМов ЕГЭ и ГИА и пр.)

Успеваемость в моих классах составляет 100%, качество знаний  по истории - более 50%, по обществознанию – более 65%. Ежегодно увеличивается число учеников,  выбирающих ЕГЭ  по обществоведческим дисциплинам в 2015 году историю выбрало 21%, обществознание- 66% выпускников.  За последние три года по результатам  государственной итоговой аттестации  в форме единого государственного экзамена по истории и обществознанию  все ученики набрали необходимый минимум баллов, трое из них - более 75 баллов.  

Средний балл по истории составил:

Год

Средний балл ЕГЭ

Средний балл ОГЭ

2014

53,6

4

2015

60,8

-

2016

67,7

4

Средний балл по обществознанию составил:

Год

Средний балл ЕГЭ

Средний балл ОГЭ

2014

58,3

3,4

2015

62,7

3,6

2016

-

3,8

Показатели ЕГЭ -  не ниже  показателей по району, региону и России. При анализе выполнения заданий различного уровня, я отметил, что ребята хорошо справляются с заданиями части В и заданиями части С, направленными на применение знаний в нестандартной ситуации.

С каждым годом растет число  выпускников школы, продолжающих гуманитарное образование в высших учебных заведениях,  в среднем до 75%  выпускников продолжают  образование по истории, обществознанию, праву.

3.Занятость учащихся в исследовательской работе, творческих конкурсах, олимпиадах, в т. ч. дистанционных.

Участие обучающихся в конкурсах, турнирах, играх по предмету

Название мероприятия

Ф.И

Класс

Уровень

Результат

Год

3 историко-правовой Турнир, (номинация викторина)

Сидоркина А.

Безменов В.

Аюпов А.

8,

10

Регион

Победители

2014-2015

Муниципальная олимпиада по обществознанию

Сидоркина Анастасия

8

Город

Призер

Конкурс видеороликов «Подвиг бессмертен»

Сидоркина Анастасия

8

Район

1 место

Конкурс «Музей в чемодане»

Сидоркина Анастасия

8

Район

1 место

Духовно-нравственная культура народов России: Единство и Согласие

Садюкова Анастасия

Город

Призер

2015-2016

Сидоркина Анастасия

Призер

«Добрый молодец и Красна девица»

Сидоркина Анастасия

Район

3 место

Моргунов Марк

10а

3 место

Межрегиональная предметная олимпиада КФУ Обществознание

Сидоркина Анастасия

РФ (интренет тур)

Победитель

Олимпиада «Покори Воробьевы горы»

Сидоркина Анастасия

РФ

(Отборочный этап)

Призер

Олимпиада «Ломоносов»

История

Сидоркина Анастасия

РФ

(Отборочный этап)

Победитель

Олимпиада «Ломоносов»

Международные отношения

Сидоркина Анастасия

РФ

(Отборочный этап)

Призер

Олимпиада «Ломоносов»

История российской государственности

Сидоркина Анастасия

РФ

(Отборочный этап)

Призер

 Участие  в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Учебный год

Дистанционная олимпиада

Кол-во уч-в

Результат

1

2

3

2014-2015

Международный проект «Bideouroki».

«Дистанционная олимпиада по истории»

20

7

3

Международный проект «Bideouroki».

Дистанционная олимпиада по обществознанию»

17

5

5

Игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно»

23

1 человек-

1 место по России

IВсероссийская олимпиада по истории России «Летопись» образовательного портала «Кладезь знаний»

19

10

IВсероссийская олимпиада по обществознанию «Фундамент сознания» образовательного портала «Кладезь знаний»

34

9

Международный проект «Bideouroki». Викторина «Спасибо деду за нашу победу!»

44

5

5

Всероссийский смотр-конкурс исследовательских работ "Научная лаборатория" ассоциации знатоков общественных наук «Энциклопедист»

1

1

Всероссийский конкурс фотографий «Ветераны- наша гордость и опора» ассоциации знатоков общественных наук «Энциклопедист»

1

1

Всероссийская военно-патриотическая викторина «Я помню, я горжусь!»

14

2

2015-2016

Дистанционная олимпиада  «INTOLIMP»

 по истории

43

8

12

12

Дистанционная олимпиада  «INTOLIMP» по обществознанию

16

2

2

4

Международный конкурс по МХК «Золотое Руно»

35

2 человека:

1 место в регионе

2 место по России

Участие обучающихся в научно – практических конференциях

№ п/п

Наименование

Год

Название работы

Результативность

1.

Ломоносовские чтения

2015

«Героизм и самопожертвование минских подпольщиков на примере деятельности Ивана Кабушкина»

Участие

2.

Мир Науки

2015

2 место

3.

НПК им. Ушинского

2015

1 место

  1. Распространение педагогического опыта

Этапы работы на методической темой:

Порядок работы над методической темой, основные формы и направления деятельности.

                  I этап.  Планово-аналитический. 2014-2015гг.

Анализ:

  • затруднений учителей;
  • состояния УВП;
  • выявление на основе анализа, противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации.

Планирование:

  • постановка целей и задач методической темы,
  • планирование этапов и содержания работы.

Итог:

  • выявление проблемы, обоснование актуальности выбранной темы,
  • план работы над методической темой (индивидуальная образовательная траектория учителя).

    II этап. Теоретическое исследование проблемы. 2015-2016гг.

Изучение теоретических вопросов и передового педагогического опыта.

  • работа с методической литературой,
  • работа с Интернет- ресурсами,
  • посещение конференций, семинаров, мастер- классов, дистанционное обучение и консультирование и т.д.
  • посещение курсов повышения квалификации по модульной или накопительной системе по выбранной теме.

Итог:

  • Накопление теоретического материала лучших образцов передового и инновационного педагогического опыта.
  • Материальные продукты опыта (доклады, рефераты, статьи по изучаемой теме)
  • Представление промежуточных результатов работы на заседаниях ШМО, педагогических чтениях.

III этап.  Практическая работа по теме. 2016-2017гг.

  • Практическая отработка полученных теоретических знаний.
  • Разработка технологий, форм, методов, приемов, дидактических материалов, методических рекомендаций и.т.д.  

Итог:

  • Материальные продукты опыта (статьи из опыта работы учебные программы, разработки уроков, дидактические материалы, интерактивные и мультимедийные пособия, электронные тесты, контрольно-измерительные материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия и т.д.)
  • Субъектный результат для ученика (формирование новых компетенций, качество знаний, развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д.)
  • Субъектный результат для учителя (приобретение новых компетенций в ходе реализации индивидуальной образовательной траектории)

IV этап.  Подведение итогов работы по теме. 2017-2018гг.

  • подведение итогов работы над темой,
  • систематизация, обобщение,
  • представление опыта.

Итог:

  • Изучение и экспертная оценка опыта.
  • Продвижение и распространение опыта в соответствии с Положением о выявлении, изучении, обобщении, продвижении и распространении передового и инновационного опыта в сфере образования.

Выступления по обмену опытом:

  1. Декабрь 2015г. Педагогический совет. Мастер-класс «Технология развития критического мышления в образовательном процессе»
  2. Декабрь 2015. Презентация кабинета на районном смотре-конкурсе кабинетов истории «Кабинет истории- центр патриотического воспитания школы»
  3. Декабрь 2015.- Презентация кабинета на городском смотре-конкурсе кабинетов истории «Кабинет истории- центр патриотического воспитания школы»
  4. Август 2016.- ГМО учителей истории. «Педагогическая лаборатория как инструмент формирования ключевых компетенций»
  5. Ноябрь 2016. Городской семинар заместителей директоров по методической работе. Мастерская одного учителя «Педагогическая лаборатория как инструмент формирования ключевых компетенций посредством ТРКМ»

Список литературы

  1. Д. Равен. Компетентность в современном обществе (выявление, развитие и реализация), М., «Когито Центр», 2002.
  2. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А. В.Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. - Центр "Эйдос", www. /news/compet. htm, e-mail: *****@***ru. 
  3. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя 3-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2001.
  4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - http://www. /conf/
  5. Иванова Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летне1 школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании.-2004.-№1.-С.16-20.
  6. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. http://www. /conf/
  7. Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и внеурочной деятельности., АРКТИ, М., 2007
  8. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. – М.: Педагогика, 1984.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — с.14 — 15.

[1] Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал Эйдос. - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm